ческую успеваемость и настойчивость в преодолении трудностей.
Для определения мотивов как средства формирования билингвизма студентов биологов в ходе обучения иностранному языку мы использовали методику Т.Д. Дубовицкой «Тест-опросник направленности учебной мотивации». [10, с. 42-45.]
В тесте-опроснике приняли участие студенты I курса Сургутского Государственного Университета направления подготовки 020400.62 «Биология» (всего выборка составила 52 человека), которые показали свое отношение к иностранному языку. Исследование проходило в два этапа. Тест-опросник проводился на I курсе в начале обучения иностранному языку и на завершающем этапе обучения предмету на II курсе, с целью выявления направленности учебной мотивации к изучению иностранного языка.
Обработка результатов показала, что 58% опрошенных студентов I курса вначале обучения иностранному языку показали границы 0 - 5 баллов - низкий уровень; 19% от 6-14 баллов -средний уровень; 23% - высокий уровень внутренней мотивации.
Библиографический список
Студенты II курса направления подготовки 020400.62 «Биология» показали 27% низкий уровень; 35% - средний уровень; 38% - высокий уровень внутренней мотивации.
Сравнение результатов тестирования, позволяет сделать следующие выводы: в начале обучения иностранному языку уровень мотивации студентов I курса направления подготовки 020400.62 «Биология» достаточно низкий 58%, к концу обучения уровень мотивации повысился до 38%.
Мы считаем, что высокий уровень мотивации способствует эффективному процессу формирования билингвизма студентов направления подготовки 020400.62 «Биология», самообразованию и познавательной деятельности в ходе обучения иностранному языку. Высокая внутренняя учебная мотивация, ориентированная на формирование билингвизма студентов направления подготовки 020400.62 «Биология» позволяет прийти к выводу, что будущие специалисты осознают необходимость овладения неродным языком для того, чтобы стать конкурентоспособным высокопрофессиональным специалистом.
1. D. Graddol. English Next. British Council, London, 2006. Available at: the British Council website.
2. What is the EU's Language Policy Today? Euronews TV. Available at: http://ru.euronews.com/2008/09/23/multilingual-eu/
3. Рассказов Ф.Д., Кушнырь Л.А. Эволюция билингвизма сквозь призму времён. Современные перспективы и проблемы развития регионального образования в условиях модернизации и реформирования Российского общества: сборник научных трудов Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием, 16 марта 2015 г. Под редакцией Б.П. Яковлева. Сургут: ИЦ СурГУ, 2015.
4. Dornyei Z. Teaching and Researching Motivation. England: Pearson Education Limited, 2001.
5. Gu M. The Discursive Construction of Second Language Learners' Motivation: A Multi-Level Perspective. UK: Peter Lang, 2009.
6. Oxford R. & Shearin J. (1994). Language learning motivation: expanding the theoretical framework. Modern Language Journal. 1994; 78, 12-28. Available at: http://dx.doi.org/10.1111/j.1540-4781.1994.tb02011.x
7. Hashi A. Transformative motivation in second language learning: The case of keinaan, a rapnomad. 2001.
8. Gardner R.C., & Lambert W.E. Attitudes and motivation in secondlanguage learning. 1972.
9. Naiman N. The good language learner. Ontario Institute for Studies in Education. 1978.
10. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации. Психологическая наука и образование. 2002; 2: 42-45.
References
1. D. Graddol. English Next. British Council, London, 2006. Available at: the British Council website.
2. What is the EU's Language Policy Today? Euronews TV. Available at: http://ru.euronews.com/2008/09/23/multilingual-eu/
3. Rasskazov F.D., Kushnyr' L.A. 'Evolyuciya bilingvizma skvoz' prizmu vremen. Sovremennye perspektivy iproblemy razvitiya regional'nogo obrazovaniya v usloviyah modernizacii i reformirovaniya Rossijskogo obschestva: sbornik nauchnyh trudov Vserossijskoj zaochnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, 16 marta 2015 g. Pod redakciej B.P. Yakovleva. Surgut: IC SurGU, 2015.
4. Dornyei Z. Teaching and Researching Motivation. England: Pearson Education Limited, 2001.
5. Gu M. The Discursive Construction of Second Language Learners' Motivation: A Multi-Level Perspective. UK: Peter Lang, 2009.
6. Oxford R. & Shearin J. (1994). Language learning motivation: expanding the theoretical framework. Modern Language Journal. 1994; 78, 12-28. Available at: http://dx.doi.org/10.1111/j.1540-4781.1994.tb02011.x
7. Hashi A. Transformative motivation in second language learning: The case of keinaan, a rapnomad. 2001.
8. Gardner R.C., & Lambert W.E. Attitudes and motivation in secondlanguage learning. 1972.
9. Naiman N. The good language learner. Ontario Institute for Studies in Education. 1978.
10. Dubovickaya T.D. Metodika diagnostiki napravlennosti uchebnoj motivacii. Psihologicheskaya nauka iobrazovanie. 2002; 2: 42-45.
Статья поступила в редакцию 08.03.16
УДК 378
Salmanova D.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: djamila05@mail.ru
Gasanbekova E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: gaselena@inbox.ru
MATHEMATICAL METHODS OF PROCESSING OF RESULTS OF PEDAGOGICAL RESEARCH. In the article a problem of application of mathematical methods of processing of results of pedagogical research is considered. Characteristics of the main methods are provided: registration (detection of a certain quality at each respondent), scaling (creation of a "ladder" (a consecutive row) of digital indicators), ranging (a consecutive arrangement and designation of collected data among), modeling (reproduction of real characteristics of the pedagogical phenomenon on a prototype). The basics of nonparametric criteria of measurement of quantitative and qualitative results of pedagogical research are described. The authors show how the mechanism of measurement of pedagogical culture of a student at different grade levels works.
Key words: pedagogical research, methods of mathematical processing, pedagogical culture of students, registration, scaling, ranging, modeling, nonparametric criterion, statistical hypothesis.
Д.А. Салманова, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики профессионального образования, Дагестанский государственный педагогический университет г. Махачкала, E-mail: djamila05@mail.ru
Е.М. Гасанбекова, канд. пед. наук, доц. каф. естественнонаучных и общетехнических дисциплин, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: gaselena@inbox.ru
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В статье рассматривается проблема применения математических методов обработки результатов педагогического исследования. Приводятся характеристики основных методов: регистрация (обнаружение определённого качества у каждого респондента), шкалирование (создание «лестницы» (последовательного ряда) цифровых показателей), ранжирование (последовательное расположение и обозначение собранных данных в ряду), моделирование (воспроизводство реальных характеристик педагогического явления на прототипе), описывается сущность непараметрических критериев измерения количественных и качественных результатов педагогического исследования. Обосновывается механизм измерения педагогической культуры студента на разных этапах обучения.
Ключевые слова: педагогическое исследование, методы математической обработки, педагогическая культура студента, регистрация, шкалирование, ранжирование, моделирование, непараметрический критерий, статистическая гипотеза.
Педагогу постоянно приходится ставить и решать творческие и профессиональные задачи, поскольку их решение не может быть выведено из имеющихся посылок и необходимо образование новых или инновационных способов действия, то необходимо вооружить педагога методологией и методикой проектирования новых систем и процессов.
Кроме того, знание методологических принципов и методического аппарата научного исследования позволит будущему педагогу получить научно обоснованные факты, обеспечить надежную базу для изучения научных теорий и практик, выявить инновации, воспринимать и внедрять прогрессивный опыт. Овладение методикой научного поиска позволит расширить кругозор, увеличить возможности специалиста-исследователя, сделать научное исследование, органическим элементом становления личности, придав процессу подготовки специалиста творческий и развивающий характер.
Использование педагогом принципов и методов научного исследования способствует реализации не только учебной, но и научной деятельности, обеспечивая при этом синтез научной теории и практики.
При этом осуществлять проектирование инновационных моделей могут лишь те личности, которые владеют технологией научного исследования, начиная от определения актуальности и постановки проблемы, выявления целей, предмета и объекта исследования, сбора и обработки фактов и кончая количественной оценки педагогических явлений.
Научные объекты и выделенные в них предметы исследования, будучи сложными образованиями, требуют использования комплекса математических методов обработки, каждый из которых, модифицируясь, становится приемлемым для получения убедительных результатов и надежность выводов.
Математические методы в современных педагогических исследованиях используются для обработки полученных экспериментальных данных, в ходе педагогического эксперимента для установления количественных и качественных зависимостей между изучаемыми педагогическими явлениями.
Кроме того, они позволяют выяснить, какой объем должна иметь выборка респондентов, чтобы достоверно оценивать общую их совокупность, определяют результат и различие количественных и качественных показателей, показывают связь между педагогическими явлениями. В большинстве случаев использование методов математической статистики необходимо для установления достоверности различий между результатами обучения, формирования, развития и воспитания в контрольных и экспериментальных группах.
Необходимо отметить, что при использовании математических методов обработки педагогических исследований применяются справочные таблицы, формулы, критерии, показатели, знаковые системы. Полученные результаты отображают, в виде диаграмм, графиков, таблиц.
Кроме того, различают теоретическое и научно-практическое (прикладное) педагогическое исследование.
Выделяют следующие этапы педагогического исследования:
• этап идеи исследования, предполагающий анализ существующей действительности с целью определения наиболее актуальной педагогической проблемы, решение которой приведет к положительным результатам в развитии, воспитании и обучении учащихся;
• ■ диагностический этап, предполагающий сбор предварительных материалов для уточнения возможных причин возникновения проблемы исследования (наблюдение, сбор, анализ и
обобщение статистических материалов, устные и письменные опросы и др.);
• прогностический этап, предполагающий разработку технологии исследования, отбор необходимых методик, технических средств, определения условий и способов обобщения полученных данных;
• практический этап, предполагающий проведение констатирующего, формирующего и контролирующего эксперимента;
• обобщающий этап, предполагающий интерпретацию экспериментальных данных и подведение итогов.
При помощи математических методов исследования осуществляется количественная обработка полученных данных. Трактовка полученных данных проводится на основе педагогической теории с задачей определения ошибочности или достоверности гипотезы, это позволяет сформулировать предложения и выводы. Объем и продолжительность исследования определяются характером проблемы. Внедрение его результатов в образовательный процесс является заключительным этапом педагогического исследования. В педагогических исследованиях, как и в других науках, часто приходится измерять такие величины, которые недоступны обыкновенному наблюдателю. Например, уровень готовности специалиста осуществлять профессиональную деятельность, или же уровень сформированности профессиональной культуры личности. Такие величины называют латентными, то есть недоступными непосредственному наблюдению. И оценены они могут быть по сумме каких-то косвенных данных.
Наиболее частым методом диагностики в педагогических исследованиях выступает педагогическое тестирование, представляющее собой форму измерения знаний, умений, зачастую даже качеств личности респондентов. Уровень готовности специалиста к осуществлению профессиональной деятельности оценивается по результатам выполнения респондентов не только тестовых заданий, а также по выполнению практических заданий. В любом случае всякое измерение должно предполагать объективный, надёжный и достоверный результат. Особенно важно это для измерения, основанного на косвенной информации, в том числе для педагогического тестирования.
К наиболее распространенным математическим методам относятся регистрация, шкалирование, ранжирование. Обратимся к подробному их анализу.
Регистрация - метод, предполагающий обнаружение определённого качества у каждого респондента и тотального подсчета количества тех, у кого данное качество присутствует или отсутствует. Следует отметить, что респонденты по-разному реагируют в исследовании, одни могут быть активными, другие пассивными. Таким образом, можно условно разделить респондентов на две категории: конструктивные и деструктивные. Конструктивные респонденты не создают проблем при проведении исследования, поэтому при работе с ними применяются обычный набор коммуникативных техник. Деструктивные респонденты - враждебно относятся, к каким либо исследованиям. Это, как правило, сдержанные участники педагогического эксперимента, работа с которыми требует определенных усилий и применение специальных педагогических техник.
Шкалирование - метод, предполагающий создание «лестницы» (последовательного ряда) цифровых показателей, на которой размещаются педагогические явления. В ходе проведения шкалирования (измерение) респондентам предлагается ряд вопросов, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок.
В качестве примера рассмотрим отношение граждан к воинской обязанности, для этого каждому респонденту при свои, число, характеризующее отношение к этому явлению: п оложи-тельное (равное 1), нейтральное (равное 2), отрицательное (равное 3). Таким образом, шкалирование осуществляется оо принципу размещения респондентов вдоль этого ряда (шкалы) в зависимости от отношения к воинской обязанности.
Ранжирование - метод, который предполагает последовательное расположение и обозначение собранных данных в ряду. Сравнение полученных результатов с нормой предполагает определение отклонения от нее и соотношение резулртаоов с эталоном. Следует отметить, что метод ранжирования является наиболее простым и эффективным при обработке обширного материала педагогического исследования.
В педагогических исследованиях измерение ко ичествен-ных и качественных результатов зачастую сложно приблизить к реальной практике. В этой связи применение метода моделирования является необходимым, поскольку он позволяет создат ь некий прототип, на основе которого выделяются целостные системы, и исследуется их функционирование [1]. Преимуществом метода моделирования является представление информации в некой миниатюре, с реальными характеристиками. Таким образом, под моделированием мы понимаем метод, предполагающий воспроизводство реальных характеристик педаг гического явления на прототипе. Кроме того, данный метод употребляется только в том случае, если исследование педагогического явления невозможно или недостаточно другими методами, такими как наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование.
Следует отметить, что на сегодняшний день актуальным остается вопрос обработки экспериментальных данных с использованием современных математических моделей, в частности Георга Раша, которые получили распространение в западной и в отечественной науке. Важным приоритетом математических моделей Раша является свойство объективности, позаоляасщие анализировать результаты тестирования [2].
Например, по согласию или несогласию данных тестирования с моделью оказывается возможным сделать заключ ласое о достоверности или недостоверности результатов измерения уровня подготовленности испытуемого. Причинами нерестоснр-ности измерения могут быть нарушения процедуры тестирования, ошибки разработчиков теста и т. д. Во всякомолучае, иссоо-дователи, применяющие тестирование, должны быть уве^эаы в достоверности полученных оценок. А при обнаружеоса ес-чаев недостоверности необходимо принять меры по совершенствованию тестовых материалов, процедуры еестировсноя или устранению иных причин этой недостоверности. Так как модсл ь вероятностная, то для оценки достоверности изоо^ниоиспол ь-зуются методы математической статистики, напеоиор, Аетолв проверки статистических гипотез. Статистическна-впоосза - эти предположение о свойствах распределения вероятнустнё.ло-жащего в основе наблюдаемых случайных явлений. Необходимость применения статистической гипотезы возаскаерофе-ли-лировании и экспериментальной проверке предположителеныя утверждений (гипотез).
Например, предположение о том, формируется ли у специалиста такой показатель как педагогическая культура или нет. Как показали исследования и анализ качественной характеристики профессиональной подготовки, можно сказать о том, что педагогическая культура учителя в процессе профессиональной подготовки определенным образом формировалась, но возникает вопрос: изменение уровня педагогической культуры студента на III, IV, V курсах случайно, или эти различия не случайны. Для ответа на него мы использовали методы математической обработки полученных данных. Сравнение выборок по каждому из курсов проводилось при помощи непараметрических критериев: Н-критерия Крускала-Уоллиса, предназначенного для оценки различий между несколькими (более двух) выборками по уровню какого-либо признака [3].
В соответствии с методикой математической обработки данных выдвигались две гипотезы: нулевая, гипотеза об отсутствии различий, и альтернативная, гипотеза о значимости значений. С этих позиций нами выдвигалась гипотеза, согласно которой уровень педагогической культуры у студентов на разных курсах не различается, а в качестве альтернативной - уровень педагогической культуры у студентов на разных курсах различался.
В соответствии с алгоритмом расчета указанного критер ия произведены подсчеты, для чего подсчитано значение критер ия Н по формуле:
Hai
12
N*(N+1)
L
- 3 (N+1)
где N - общее количество испытуемых в объединенной вы-борис;
о о аолипоство оепьпуемых окаждой группе; Т - сумма рангов по каждой группе.
12 70(70+а)
- 3(70+1) е
0,0024 X 89071,6-213= 213,77-213 = 0,77
При N = 70, TIII курс = 1363; TIV курс =695; TV курс =427. В последующем пловерлле =олсаделие общел суммы ран-глс с f-0clTTi0HPri:
Л —
А лето —
N(N+1)
70(70+1)
: 2485,
2 2 а реальнал ссмма рб=50в р7ена:
£Лл = 1363 -г 6=5 + 427 = 2485.
Ро основс peоилАraАВPKсаствтиpеоАли фав- влличисиавен-втоо реалонос о раслеиАВ- в^м.
-ословья- таблАры ории-ческих еса2енлй критериев прлд-в-нюире-ы тоньея а-Нг-^нКФСиКконсВ ивпьпуимых [ЗАВНою ПЛЮмВв Аее ооои, яоквАРaвноlк аолоченнии эмнииАнкииоа зеаляеее о е крсоочкcримиаиaчeнокмиоHдля у-овнлй стaтивАлквлкРЙ оклео-мооик иле овонoм числа втвлeасB явободы )Ав
л еашоп АВ-мтов; всчиолcивв оссрооей свободе1 (авв с = О) V=--l л3 - с огв. Алнюe опp-оеончикоитарессле ковие-кнд оло V = в.
5,<о<о с в]-:<0,С5) 9,210(p<0,01)
х2=
Алгоритм рпlчиcеeииякритяpит ^у^1^ала-Уо]^л^(^с1Г^ред-полагает, что если вычисленное значение Н равно или превы-шонткрнтичедкннзначенад и2, гвпотеза оитергеется.
Критические значения х2 для уровня статистической значимости р<У,Р1рнвлдР,210.
Сравнив данное значение с полученным нами результатом, мы подтвордилинулевую гипотезу о том, что уровень педагоги-ческтукияртурыиудущигончитнла уоАлеииивквриов(11I-V) ле разлтуритср. Токиооб^ком, нрлменение и^тврия^ускнлл-Улллиля рpивллрeтнaм pыялярьyиoвеиp лформирова ннлетр педагогической культуры личности на разных этапах педагогиче-нкпгои силедова н ия.
Приведённый пример показал, что применение математическое мето-оев oерзBоel1epкнyвpиlпeнтepoнлlтдaнныляолвeято эффективным и точным инструментом выявления психолого-пе-рл^(^™оее1^ио реимтевиП и рдеамеенрд. о^л^^кл^ того, илппльт зование математических методов при разработке и апробации тестовыхраиириаловяе^щеге иоромежуточногевнитирюнанид прpиинымеитeвыидиcтиплиpaиппзвoляeт дастьрериии точнв прlРиитopeзнлятвниpдАo,иoвмниД|
р
+
4=70
Библиографический список
1. Карданова Е.Ю. Моделирование и параметризация тестов: основы теории и приложения. Москва: ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2008.
2. Карданова Е.Ю., Карпинский В.Б. Специальные методы анализа результатов тестирования, основанные на свойстве объективности моделей Раша. Информационные технологии. 2008; 4.
3. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Санкт-Петербург: Речь, 2002.
References
1. Kardanova E.Yu. Modelirovanie iparametrizaciya testov: osnovy teorii iprilozheniya. Moskva: FGU «Federal'nyj centr testirovaniya», 2008.
2. Kardanova E.Yu., Karpinskij V.B. Special'nye metody analiza rezul'tatov testirovaniya, osnovannye na svojstve ob'ektivnosti modelej Rasha. Informacionnye tehnologii. 2008; 4.
3. Sidorenko E.V. Metody matematicheskoj obrabotki vpsihologii. Sankt-Peterburg: Rech', 2002.
Статья поступила в редакцию 29.02.16
УДК 378
Soltakhmadova L.T., senior teacher, Department of Economic and Social Geography Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: Soltakhmadova.luiza@mail.ru
PROJECT ACTIVITIES AS A MEANS OF FORMING ECOLOGICAL THINKING IN GEOGRAPHY BACHELOR STUDENTS.
The author studies nature and contents of project activity as a means to form and develop ecological thinking in undergraduate geography students. The paper presents advantages of the project activity, shows high importance and relevance of the study of project activity, reveals project methodology and a method of projects. The organization of design activity helps high school teachers not to constrain creativity of students, to teach them to think independently, synthesize, analyze and be able to classify their own results. The author comes to the conclusion that the bachelors of geography, who know methods and techniques of project activities, are able to implement research, application, information and other environmental projects, and therefore will be particularly in demand. Key words: project work, project, projecting, ecological thinking, geography bachelor student, project method.
Л.Т. Солтахмадова, ст. преп. каф. экономической и социальной географии, ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», E-mail: Soltakhmadova.luiza@mail.ru
РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У БАКАЛАВРОВ ГЕОГРАФИИ
В данной статье изучена сущность и содержание проектной деятельности как средства формирования у бакалавров географии экологического мышления. Выявлены преимущества проектной деятельности, высокая значимость и актуальность изучения проектной деятельности, проектных методик и самого метода проектов. Организация проектной деятельности нацеливает педагогов вуза не сдерживать творческую инициативу студентов, учить их самостоятельно мыслить, синтезировать, анализировать, уметь классифицировать полученные результаты. Автор приходит к выводу, что бакалавры географии, владеющие способами и приёмами проектной деятельности, способные реализовывать исследовательские, прикладные, информационные и другие проекты экологической направленности, будут особо востребованы.
Ключевые слова: проектная деятельность, проект, проектирование, экологическое мышление, бакалавр географии, проектный метод.
Современный рынок образовательных услуг, общество и государство требует от выпускника педагогического вуза не просто усвоенных знаний и информированности, а владения такими ключевыми компетенциями, которые позволят ему эффективно реализовывать педагогическую, профессиональную деятельность. Традиционная система высшего профессионального образования опиралась на логическое мышление и недостаточно уделяла внимание экологическому мышлению, развитию творческих способностей и самостоятельности мышления личности. Сегодня деятельность бакалавра географии все более приобретает активный и социально значимый характер. Согласно новому ФГОС, он должен уметь проводить комплексные исследования отраслевых, региональных, национальных и глобальных географических проблем; уметь выявлять природно-ресурсный потенциал родного края (Дагестана и РФ); обладать основами формирования пространственных структур хозяйства и форм организации жизни общества. В современной системе образования появилось большое множество инновационных методов и технологий работы со студентами.
Само слово «проект» в Словаре С.И. Ожегова означает «разработанный план сооружения, какого-либо механизма, устройства; а также предварительный текст какого-либо документа; замысел, план и т.д.». [1]. В переводе с латинского слово «проект» означает «брошенный вперед». Джон Дьюи исходил из философских предпосылок: а) то, что мы называем разумом, формируется в процессе социального опыта; б) в качестве важного инструмента обучающегося должен рассматриваться интеллект, который помогает ему разрешать проблемы, в том числе -научные, прикладные, образовательные, бытовые; в) главным в учении должно стать открытие (инсайт); каждая решенная
задача учащегося должна быть творческим актом; г) результативность процесса учения напрямую связана с искоренением зубрежки, с заменой пассивного учения активной формой взаимодействия учеников, тесное взаимодействие личности ученика с окружающей природной средой; д) деятельный характер натуры обучающегося; е) акцент в обучении делать на решение насущных, реальных проблем, что вызывает активное отношение у учащихся к учению и т. д. [2; с. 44-47]. Внедрение метода проекта предполагает ориентацию педагогов на целесообразную деятельность обучающихся с учётом их интересов.
Преимущества проектной деятельности очевидны: она способна развивать мотивацию к учению, создание проблемных ситуаций; позволяет студентам выбрать самостоятельные задания, которые соответствуют их личным и интересам и способностям; учит самостоятельно производить поиск и далее анализировать информацию, применять полученные ранее знания. Занимаясь проектной деятельностью, студенты могут её посвятить систематическому экологическому мониторингу своего края или отдельных явлений. С помощью метода проектов, они могут выявлять и диагностировать проблемы охраны природы и системы взаимодействия общества и природы; проектировать и осуществлять экспертизу социально-экономической и хозяйственной деятельности, а также планировать и принимать самостоятельные решения. Но не менее существенным в проектной деятельности является то, что она предполагает использование инновационных новейших информационных технологий.
Суть и содержание проектной деятельности, прежде всего, в осуществлении коллективной, совместная учебно-познавательная, научно-исследовательской, игровой, креативной деятельности. Кроме этого - совместная проектная деятельность имеет,