УДК 37.091.214
Е. Е. Васильева
Проектирование учебного курса обучения будущих логопедов для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматривается проблема создания специальных программ подготовки студентов дефектологического факультета к работе с детьми с отклонениями в речевом развитии. Автор представил содержание и технологию проектирования курса обучения, а также комплекс организационно-педагогических условий, способствующих формированию готовности будущих логопедов к коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Ключевые слова: тяжелые нарушения речи, специальная программа обучения, содержание курса обучения, технология проектирования курса обучения, организационно-педагогические условия, готовность к работе с детьми.
Е. Е. Vasilieva
Projecting of a Training Course of the Future Logopedists to Work with Children with Heavy Infringements of Speech
In the article the problem of creation of special programmes of Speech Pathology faculty students' training to work with children with deviations in speech development is considered. The author has presented the maintenance and technology of designing a course, and also a complex of organizational-pedagogical conditions promoting formation of readiness of the future logopedists to correctional work with children with heavy infringements of speech.
Key words: heavy infringements of speech, a special training programme, course content, project technology course of teaching, organizational-pedagogical conditions, readiness to work with children.
В настоящее время перед профессиональным образованием стоит конкретная задача: подготовка специалистов, способных оперативно, компетентно и творчески подходить к решению профессиональных задач с учетом быстро меняющихся социальных условий. В связи с этим некоторые исследователи видят смысл оптимизации обучающей деятельности в вузе в создании специальных программ, следование которым позволит улучшить результаты обучения [3].
Социальную и личностную значимость, то есть актуальность как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития студентов, имеют элективные курсы (дисциплины по выбору), которые занимают не менее одной трети вариативной части основной образовательной программы, осознанно выбираются студентами, удовлетворяя их интересы и образовательные потребности, дают возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин, не дублируя их, и способствуют получению узкой специализации будущих педагогов за относительно короткий срок обуче-
ния для успешной профессиональной деятельности с учетом региональных потребностей.
Цель нашего исследования заключалась в разработке модели подготовки логопедов к работе с детьми с отклонениями в речевом развитии, в проектировании и апробации содержательных и технологических составляющих элективного курса, которые способствовали бы формированию готовности будущих логопедов к коррекционно-педагогической деятельности и формированию профессионально важных компетенций, необходимых им в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Цель изучения разработанного элективного курса - подготовка специалистов, обладающих совокупностью знаний, умений, навыков и профессионально-важных качеств, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей в процессе работы с детьми с ТНР. В связи с этим нами были выделены следующие задачи обучения: 1) формирование у студентов системы важнейших специальных теоретических знаний о детях с ТНР, о структуре и закономерностях их нарушенного развития; 2) формирование практических навыков коррекционной работы, то есть
© Васильева Е. Е., 2011
освоение современных технологий коррекционно-го обучения детей с недоразвитием речи первичного генеза; 3) побуждение студентов к учению, к приобретению знаний, умений и навыков, развитие у них познавательных интересов и культуры самостоятельного умственного труда; 4) формирование специальных компетенций, необходимых педагогам для работы с детьми с ТНР; 5) стимулирование дальнейшего профессионального роста и самосовершенствования педагогов.
Программа обучения и содержание профессиональной подготовки будущих логопедов для работы с детьми с ТНР разрабатывались с учетом компетентностного и субъектно-деятельностного подходов, что соответствует задачам современной системы непрерывного образования. Эти подходы позволяют наилучшим образом организовать и осуществить профессиональную подготовку логопедов и способствуют формированию у них специальных компетенций, необходимых в будущей профессиональной деятельности.
В соответствии с задачами обучения, а также результатами экспериментальных исследований, проведенных в ходе научно-исследовательской работы на дефектологическом факультете ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, нами были определены следующие особенности отбора содержания элективного курса (курса по выбору), направленного на профессиональную подготовку студентов к работе с детьми с ТНР: 1) учет базового образования, имеющихся знаний у студентов по определенным дисциплинам в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования; 2) реализация междисциплинарных связей в педагогическом процессе с целью подготовки будущих логопедов к осуществлению комплексного подхода к кор-рекционной работе с детьми с ТНР, к взаимодействию различных специалистов в их воспитании и обучении; 3) учет условий обучения и воспитания детей с ТНР - в образовательных учреждениях компенсирующего вида или в условиях интеграции; 4) формирование определенных знаний, умений и навыков, а также профессиональных и личностных качеств у студентов, необходимых им в будущей профессиональной деятельности; 5) соответствие содержания подготовки специалистов уровню развития учебно-методической и материально-технической базы обучения.
При разработке методических рекомендаций по организации изучения дисциплины учитывалось, что основное требование к учебному процессу - это «наиболее приемлемое преодоление
противоречия между все увеличивающимся общим объемом информации... и относительно фиксированным объемом учебного времени на ее усвоение» [2, с. 70]. В связи с этим в настоящее время многие преподаватели вузов приходят к выводу о недостаточности традиционных способов обучения и отмечают все возрастающие требования в отношении совершенствования учебного процесса на основе новейших достижений науки. Эта проблема актуальна и в отношении изучения элективных курсов, которые предполагают получение узкой специализации за относительно короткий срок обучения.
При разработке программы элективного курса в соответствии с традиционной (классической) дидактической системой было предусмотрено планирование аудиторной работы студентов: проведение лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий. Для активизации познавательной деятельности студентов и сознательного усвоения ими материала планировалось использование в процессе этих занятий учебников и аудиовизуальных средств обучения (в том числе электронных учебников или электронных учебных пособий), то есть элементов комбинированной системы обучения. Важное место в учебной работе студентов отводится самостоятельной работе. На развитие профессиональных способностей и становление профессиональной компетентности специалиста направлена система педагогической практики.
Выбор дидактической системы обусловливает внедрение в учебный процесс определенных педагогических технологий. В настоящее время сложились объективные предпосылки для качественного прорыва к новым технологиям обучения и воспитания, в том числе и на уровне высшей школы [4, с. 3]. Требуется усиленное внимание к дальнейшей разработке и апробации таких технологий обучения, которые в минимальное время с относительно небольшими затратами способны были бы дать наиболее высокие результаты качества подготовки студентов к профессиональной деятельности [1, с. 120].
Существует несколько известных технологий обучения, которые можно использовать на уровне высшей школы, в том числе и при изучении элективного курса. Например, индивидуально-поточно-групповая система обучения (ИПГ-технология), которая предусматривает, с одной стороны, индивидуализацию обучения студентов и существенное повышение удельного веса их самостоятельной работы в общем балансе затрат
учебного времени, а с другой, использование прогрессивных поточно-групповых форм обучения, которые традиционно применяются в высшей школе (лекций, семинаров, практических занятий).
Помощь преподавателям и студентам при анализе, распределении и структурировании учебного материала может оказать использование технологии В. Ф. Шаталова, в которой центральное место занимает изобретенный им особого рода конспект, так называемый «опорный сигнал». В нем на одной странице размещается материал нескольких занятий, закодированный в образной, легко обозримой форме. При использовании данной технологии обучения структура лекции выглядит как логически стройный и системный алгоритм рассуждения. Весь курс лекций может занять всего лишь 30-40 страниц текста и быть издан как учебное пособие, которым преподаватели и студенты смогут пользоваться, не затрачивая много времени на подготовку к лекции.
В процессе обучения студенты усваивают базовые понятия. При этом часто основным препятствием успешности обучения является их неверное понимание, которое может привести к утрате интереса и даже к отказу от дальнейшего обучения. Эффективным средством решения этой проблемы является оперативное использование студентами словарей, справочников и энциклопедий [6, с. 127]. В этом случае помогает технология обучения Хаббарда, которая и предлагает данный эффективный практический подход в обучении.
В процессе изучения элективного курса возникает необходимость в расширении практического опыта, в связи с этим рекомендуется использование технологии педагогических мастерских, которая обращается непосредственно к практике и пристально рассматривает с точки зрения педагогического профессионализма именно практическую деятельность педагога. В мастерской каждый студент проявляет индивидуальный стиль педагогической деятельности. Позиция преподавателя в свою очередь предполагает консультирование студентов, помощь им в организации учебной работы и осмыслении осваиваемых способов деятельности. Педагог создает условия для того, чтобы студенты сами увидели и осознали проблему, поставили необходимые для разрешения вопросы и попытались найти на них ответы. Так и происходит формирование у студентов новых, самостоятельно выстроенных на основе личного опыта знаний, которые они активно и творчески
будут в дальнейшем использовать в жизни, в профессиональной деятельности [9, с. 75-77].
В процессе обучения в вузе, в том числе и при изучении элективного курса, целесообразно также использование технологии «Портфолио». Это форма организации учебно-познавательной деятельности студентов, способствующая систематизации накапливаемых знаний, умений и навыков. Портфолио представляет собой папку-накопитель, коллекцию работ студентов, которая демонстрирует усилия и достижения в определенной области. Содержание портфолио зависит от его вида и цели, для достижения которой оно создается. Работа над портфолио предполагает предварительное знакомство студентов с критериями его оценки. Рекомендуется качественная, а не количественная оценка. Достоинствами технологии «Портфолио» является возможность упорядочения работы, мотивация к обучению, формирование умения учиться, содействие индивидуализации обучения, поощрение активности и самостоятельности студентов.
Повысить эффективность и качество обучения позволяет использование мультимедийных информационных технологий и технических средств обучения, которые не заменяют или дублируют, а дополняют уже существующие методы обучения.
Таким образом, современные технологии обучения являются необходимым условием формирования профессиональной активности у студентов, повышения их самостоятельности в приобретении и применении знаний, умений и навыков [8, с. 168]. Совершенствование образовательных технологий служит повышению эффективности учебного процесса, включая повышение эффективности преподавательского труда и достижение устойчивых результатов в формировании компетенций будущих специалистов.
Вместе с тем в процессе изучения элективного курса возникает важная проблема текущего контроля знаний студентов. В этом случае может помочь рейтинговая технология обучения, которая призвана сделать более совершенной систему вузовского обучения, так как стимулирует повседневную систематическую работу и позволяет объективно оценивать деятельность каждого студента, исключая случайность при сдаче экзаменов [7, с. 20]. Рейтинговая система предполагает количественную характеристику качества работы, так как вводит суммарный оценочный показатель в баллах всех видов учебной деятельности. В основе этой технологии лежит комплекс мотиваци-онных стимулов, среди которых своевременная и
систематическая оценка результатов в точном соответствии с реальными достижениями студентов на каждом этапе обучения [1, с. 123].
В модели подготовки логопедов мы выделяем два этапа, на каждом из которых доминируются те или иные задачи обучения и организационно-педагогические условия, реализация которых обеспечивает эффективность процесса подготовки.
I этап, теоретический, предполагает развитие мотивационно-личностной готовности к работе с детьми с ТНР и связан с изучением теории, методик, технологий и приемов коррекционной работы. На этом этапе определяется значимость овладения специальными компетенциями в вопросах коррекционной работы с детьми с ТНР. Студенты овладевают знаниями об анатомо-физиологи-ческих и клинических основах, этиологии и механизмах отклонений в развитии речи, о компенсаторных возможностях таких детей. Наряду с общетеоретическими знаниями и представлениями о коррекционном процессе, его принципах и закономерностях на этом этапе раскрываются основные направления работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Студенты получают знания об альтернативных методиках, технологиях и приемах коррекционной работы. При этом каждый студент определяет свое направление и стиль будущей профессиональной деятельности. Таким образом, уже на этапе теоретического обучения содержательная сторона подготовки приближена к специфике работы логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи, отражая основные подходы к обучению, развитию, воспитанию и реабилитации таких детей.
II этап, практический, предполагает освоение технологий коррекционно-педагогической деятельности. На этом этапе студенты овладевают специальными методиками обучения, развития и реабилитации детей с нарушениями речи, осуществляют воспроизведение усвоенных знаний, приобретенных умений и навыков на практических занятиях, а также в ходе педагогической практики. В базовых образовательных учреждениях студенты практически закрепляют умения использовать специальные технологии обучения, разрабатывают авторские программы коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи, осуществляют просветительскую работу с родителями детей, анализируют свои профессиональные затруднения. Таким образом, у студентов формируется готовность к реализации усвоенных знаний, умений и навыков на практике, вырабатывается потребность в совершенствовании про-
фессиональной подготовки на послевузовском уровне обучения, формируются взгляды и установки в отношении детей с ТНР. На этом этапе осуществляется также активная научно-практическая деятельность, проводятся самоконтроль и самоанализ профессиональной деятельности. У студентов развиваются рефлексивные умения, формируется ответственность и творческая активность.
В результате реализации теоретического и практического этапов обучения осуществляется успешная профессиональная подготовка логопедов, формируются навыки, необходимые в работе с детьми с нарушениями речи. Процесс обучения при этом обеспечивает переход познавательной деятельности студентов в профессиональную, а формирование в процессе обучения профессионально важных качеств и особых компетенций позволяет в будущем сократить период адаптации специалистов к условиям профессиональной деятельности.
Таким образом, внедрение в процесс обучения элективных курсов, которые являются частью целостной системы профессиональной подготовки при переходе на многоуровневую систему образования, способствует достижению готовности студентов к коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Вместе с тем изучение данного курса должно привести к получению положительных результатов при соблюдении определенных организационно-педагогических условий.
Процесс профессиональной подготовки к работе с детьми с ТНР стимулирует мотивационные потребности студентов. В связи с этим в качестве условия эффективной реализации программы обучения будущих логопедов, мы выделяем формирование мотивов профессиональной деятельности и осознание студентами социальной значимости специальной педагогической деятельности. Предпочтение при этом следует отдать активным методам обучения, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении. Индивидуальный стиль выполнения педагогической деятельности при этом зависит от степени вовлеченности педагога в свою профессиональную деятельность.
Следующее условие связано с формированием эмоционально-волевого компонента готовности и подразумевает формирование профессионально значимых личностных и волевых качеств, необходимых логопеду в профессиональной деятель-
ности с детьми с отклонениями в речевом развитии.
С личностно-деятельностным компонентом готовности связаны следующие организационно-педагогические условия профессиональной подготовки будущих логопедов: оптимизация обучения за счет активного включения студентов в научно-исследовательскую деятельность; овладение студентами системой специальных научных знаний и практических умений, необходимых в профессиональной деятельности, направленной на воспитание, обучение, развитие и коррекцию детей с ТНР; развитие умения создавать вариативные модели коррекционно-развивающего обучения детей, формирование способности к самостоятельному принятию решений, формирование индивидуального стиля деятельности будущего логопеда.
Среди организационно-педагогических условий реализации программы профессиональной подготовки будущих логопедов нами выделены также следующие: учет базового уровня теоретической и методической подготовки студентов; развитие междисциплинарного мышления, способствующего осуществлению полифункциональной деятельности; систематичность, преемственность и оптимальность процесса профессиональной подготовки будущих логопедов; соответствие содержания подготовки специалистов федеральному и региональному уровню образования, а также учебно-методической и материально-технической базе обучения.
Таким образом, при определении содержательных и технологических составляющих программы элективного курса перед нами стояла конкретная задача: активизация познавательного интереса студентов, способствующего профессиональному самоопределению, а также подготовка специалистов, способных оперативно, компетентно и творчески подходить к решению профессиональных задач. Исследование показало, что введение специально разработанного элективного курса в учебный процесс дефектологического факультета достаточно актуально, так как его изучение способствует формированию оптимального уровня готовности будущих логопедов к работе с детьми с ТНР, к выполнению основных видов профессиональной деятельности и решению типовых профессиональных задач в различных учреждениях, в том числе и в условиях интеграции. Актуальность включения этого курса в учебноый
процесс обусловлена также потребностью современных образовательных учреждений в эрудированных специалистах, владеющих особыми технологиями развития, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии речи, выполняющих особые функциональные обязанности и имеющих морально-ценностные ориентации.
Библиографический список:
1. Алифанова, Л. И. Рейтинговая технология обучения студентов в вузе [Текст] / Л. И. Алифанова // Методологические проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузе: тезисы докладов межвузовской научно-метод. конф. - Тольятти : ПТИС МГУС, 2001. - С. 120-123.
2. Беспалько, В. П. Некоторые вопросы педагогики высшего образования [Текст] / В. П. Беспалько. - Рига, 1972. - 150 с.
3. Беспалько, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов [Текст] / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. -М., 1989.
4. Викторова, Л. Г. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования - условие формирования творческого потенциала личности интеллигента [Текст] : монография / Л. Г. Викторова, Л. В. Петрова. - Красноярск : СибГТУ, 1999. - 32 с.
5. Кучеряну, М. Г. Информационные технологии в вузах Великобритании [Текст] / М. Г. Кучеряну // Ярославский педагогический вестник : научный журнал. -Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2009. - № 2 (59). - С. 105109.
6. Сарычева, О. Н. Стимулирование профессиональной активности студентов в процессе обучения [Текст] / О. Н. Сарычева // Современные подходы к учебно-воспитательному процессу: межвузовский сб. науч. тр. - М. : Изд-во МПГУ им. В. И. Ленина ; Прометей, 1995. - С. 140-142.
7. Тарханова, Е. А. Актуальные проблемы педагогики высшей школы [Текст] / Е. А. Тарханова // Актуальные проблемы подготовки специалистов в высшей школе: материалы региональной науч.-практ. конф. (Нижневартовск, 25-27 октября 1994 г.). - Нижневартовск : Изд-во Нижневартовского пед. ин-та, 1994. - С. 18-21.
8. Ценева, М. А. Инновационно-педагогические формы сотрудничества преподавателя и студента [Текст] / М. А. Ценева, Б. Г. Яновский // Методологические проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузе: тезисы докладов межвузовской науч-но-метод. конф. - Тольятти : ПТИС МГУС, 2001. - С. 167-168.
9. Чернявская, А. П. Образовательные технологии [Текст]: учеб.-метод. пособие / А. П. Чернявская, Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников и др. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2005. -108 с.