УДК 338.5
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected] ) Кузнецова Светлана Николаевна, к.э.н., доцент (e-mail: [email protected]) Лукина Оксана Алексеевна, (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия, студент
В статье представлено описание содержания стратегии развития учреждения дополнительного образования детей и последовательности проектирования такой стратегии. С этой целью авторами проанализирована роль разработанной и оформленной стратегии развития учреждения дополнительного образования детей, представлено описание проектирования данного процесса, перечислены и раскрыты локальные документы, отражающие стратегические установки, а также перечислены требования к стратегии. По результатам работы сделаны выводы о важной роли стратегии в развитии учреждений дополнительного образования детей.
Ключевые слова: стратегия, проектирование. Учреждение дополнительного образования детей.
Введение
Усиление конкуренции среди учреждений дополнительного образования детей, повышение ответственности руководителей таких учреждений перед коллективом сотрудников, изменение требований к образовательным программам и трансформацию социального заказа обуславливают высокую значимость стратегического развития образовательных организаций. Стратегическое развитие как долгосрочная ориентация деятельности образовательной организации определяет принципиальные направления её активности, влияет на распределение усилий и ресурсов по направлениям развития и образовательным программам. В настоящее время наличие разработанной и оформленной стратегии развития является важнейшим конкурентным преимуществом образовательных учреждений, демонстрирующим уверенность в правильности выбора управленческих действий.
При всем этом вопросы формировании и проектирования стратегии развития учреждений дополнительного образования детей не теряют актуальности, поскольку:
- способы проектирования и обоснования порядка разработки стратегии для образовательных учреждений недостаточно методически проработаны;
- образовательные учреждения не имеют пока большого опыта в проектировании и реализации стратегий развития.
В связи с этим тема данной работы актуальна и с теоретической, и с практической точек зрения.
Методика исследования
Целью работы выступает описание процесса проектирования стратегии развития учреждения дополнительного образования детей.
Данная работы выполнена с использованием теоретических методов (подбор и изучение источников по проблем исследования, систематизация основных положений разработки стратегии), а также анализа реальной практики разработки стратегии развития учреждений дополнительного образования детей.
Результаты и обсуждение
Стратегия в общем смысле представляет собой воплощение общего не-детализированного плана по достижению долгосрочной и значимой для организации цели. Обычно стратегией охватывается период свыше пяти лет. Содержание стратегии представлено описанием общих направлений, принципиальных ориентиров развития в тесной связи с существующей внешней ситуацией и потенциальными угрозами как внутреннего, так и внешнего характера.
Говоря о стратегии развития учреждений дополнительного образования детей, необходимо отметить, что стратегия также является необходимым элементом для организаций подобного типа, поскольку все образовательные организации существуют и развиваются в условиях рынка образовательных услуг. Содержание стратегии развития учреждений дополнительного образования детей содержит как концептуальное описание образа будущего, так и характеристику проекта его достижения.
В соответствии с современными представлениями о проектировании стратегии развития образовательных учреждений, отраженных в работах О.Г.Прикота, В.Н.Виноградова и др., дадим уточненную характеристику проектирования стратегии развития учреждения дополнительного образования детей.
Проектирование стратегии развития образовательного учреждения должно включать следующую последовательность взаимосвязанных действий:
1. Проблематизация (включает описание анализа существующей ситуации: всестороннюю диагностику совокупных прошлых, актуальных и прогнозируемых проблем, четкое определение их источника и характера). Методами анализа выступает SWOT-анализ, экспертные оценка, контент-анализ печатных и интернет-источников и статистической информации, социологические исследования.
2. Формирование первоначального набора альтернативных идей и вариантов изменения состояния образовательной системы и прогнозирование социальных и экономических последствия преобразований.
3. Выбор наиболее оптимального варианта идеи с учетом ресурсов и оценки возможных последствий реализации.
Таблица 1 - Последовательность проектирования стратегии развития учреждения дополнительного образования детей_
Этап
Содержание работы
Анализ ситуации
Предполагаемый результат
1. Концептуальный
Внешней: страна, регион, территория, город, микрорайон, ресурсы, образовательные потребности, предложение образовательных услуг, социальная, политическая обстановка и т. п.
Внутренней: школа — ученики, учителя, администрация, педагогическая общественность. родители, желания и возможности, УВП, управление, финансовая и хозяйственная деятельность
Формирование перечня концептуальных положений дальнейшего развития
Уточнение основных педагогических принципов
Систематизация проблем и противоречий в развитии учреждения
Формирование целей и задач стратегии
Выбор типа и структуры образовательного учреждения в будущем
Обновление структуры образовательного учреждения
Общие идеи по реализации стратегии
Итоговое мероприятие 1
Совещание по результатам анализ и утверждение первоначального образа проекта стратегического развития
2. Проек-
тировоч-ный
Конкретизация и проектное оформление основных идей проекта с основ-
ным нап равлениям работы учреждения/подразделениям
Психо- Образо- Содержа- Управле- Матери- Фи- Кадро-
лого- ватель- ние обу- ние обра- ально- нансо- вое
педа- ные про- чения и зователь- техни- вая обес-
гоги- граммы воспита- ным учре- ческое дея- пече-
ческие ния ждением обеспе- тель- ние
усло- чение ность
вия
Основ- Формы, Направ- Структура ресурсы ресур- Требо-
ные сроки, ления, сы вания к
прин- ступени методы персо-
ципы обучения оказания образовательных услуг нала
Итоговое мероприятие 2
Экспертиза (внутренняя и внешняя) концепции стратегии, утверждение её учредителем (при необходимости)
3. Оформление стратегии, корректировка Устава и локальных документов
Итоговое мероприятие 3
Организация педагогического совета по утверждению стратегии, утверждение её учредителем (при необходимости)
4. Проектное оформление наиболее оптимального способа решения проблемы (выбор социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения объектной области проектирования).
5. Разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику (оснащение проектной идеи ресурсами и определена условий и обоснования необходимых мероприятий и действий управленческого характера, обеспечивающих реализацию проекта).
Таблица 2 - Документы стратегического характера учреждений дополни_тельного образования детей_
Документ Предназначение Содержание Особенности
1. Концепция стратегического развития Оформление смысловых и перспективных назначений в работе учреждения -основные идеи развития; -анализ внешней и внутренней ситуации; -четкий образ желаемого будущего; -миссия и направления деятельности учреждения; - рыночная ниша; -общая характеристика потенциальных программ и проектов Долгосрочный характер Отсутствие конкретных формулировок
2. Программа стратегического развития Описание модели будущей деятельности в целом или по одному/нескольким направлениям - результаты анализа; - решаемые потребности и проблемы; - концептуальные основы; - цели и задачи; - обеспечение (кадровое, информационное, материально-техническое); - актуальное содержание обучения; - выбранные инструменты и формы реализации; - планируемые результаты Функция «дорожной карты» для долгосрочного и целенаправленного движения вперед
3. Проект развития Конкретный план действий, преследующих локальную цель в краткосрочной перспективе - постановка проблемы; - цели и задачи; - управленческий механизм (инициатор и исполнители); - содержание и методы ( в форме конкретных образовательных услуг); - результат (в количественном выражении); - запланированный бюджет Функция инструмента для точечного решения проблемы с четким ресурсным обеспечением
В качестве результатов проектирования стратегии выступает сформированный локальный документ, который может носить название стратегии
или программы, который ориентирован на выявление и преодоление потенциальных проблем развития посредством проектирования содержательных и структурных инноваций в деятельности учреждения дополнительного образования, создания условий для успешного осуществления запланированных изменений и демонстрацию возможностей образовательного учреждения в долгосрочной перспективе.
Последовательность проектирования программы стратегического развития учреждения дополнительного образования детей представлена в таблице 1.
Проведенная работа по формированию стратегии развития учреждения дополнительного образования детей получает отражение в ряде локальных нормативных актов. Анализ практики составления стратегии учреждений такого типа позволяет выделить и описать ряд основных стратегического характера документов и особенностей их составления (таблица 2).
В завершении описания процесса проектировании стратегии развития учреждения дополнительного образования детей необходимо указать на требования, предъявляемые к документально оформленной стратегии:
- актуальность содержания во взаимосвязи с реальными ключевыми проблемами образовательного учреждения;
- прогностичность как возможность удовлетворения будущего социального заказа на образовательные услуги;
- полнота отражения всех направлений работы образовательного учреждения;
- реалистичность и реализуемость стратегии;
- гибкость и возможность корректировки программы стратегического развития;
- контролируемость стратегии как отражение в её содержании конкретных целевых показателей и индикаторов их достижения.
Выводы и заключение
Можно утверждать, что проектирование стратегии учреждения дополнительного образования детей является важнейшим условием достижения долгосрочных целей в конкурентной и меняющейся внешней среде.
Необходимо отметить, что описанные в таблице документы формируют лишь рамочные контуры будущего стратегического развития учреждения дополнительного образования детей и представленные в них идеи должны быть детализированы во всей плановой и оперативной документации образовательного учреждения.
Список литературы
1. Гриценко Г. А. Новый подход к оценке эффективности деятельности организации дополнительного образования детей // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2014. N>2. С. 54-67.
2. Магомедова Л.И. Актуальные проблемы системы дополнительного образования детей // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2.
3. Маракулина И. В., Анфертьева Н. И. Применение методов стратегического анализа при обосновании конкурентной стратегии организации // Концепт. 2013. № 08 (август). URL: http://e-koncept.ru/2013/13160.htm
4. Официальный сайт МБУ «ЦДТ Автозаводского района» [Электронный ресурс]. URL:http://avtcrtd.ucoz.m/index/mformatija_o_crtdju/0-5 (дата обращения 21.04.19).
5. Патрахина Т.Н. SWOT-анализ как инструмент планирования стратегии образовательной организации // Интернет-журнал «Науковедение» 2015. Том 7. №2. DOI: 10.15862/08PVN215
6. Поволяева М.Н. Научно-методическое и информационное обеспечение системы ДОД//Вестник образования России. 2007. No20.
7. Прикот О.Г., Виноградов В.Н. Стратегическое развитие образователь-ных систем и организаций на основе проектного менеджмента. Учебно-методическое пособие. СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, 2011.
8. Тарасов Д.И. Современные инструменты стратегического анализа // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014.
Prokhorova Mariya Petrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Kuznetsova Svetlana Nikolaevna, Cand.Econ.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Lukina Oksana Alekseevna, student,
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia THE POSSIBILITIES OF TECHNOLOGY "INVERTED LESSON" IN HIGHER EDUCATION
Abstract. The article describes the content of the development strategy of the institution of additional education for children and the sequence of designing such a strategy. To this end, the authors analyzed the role of the developed and executed development strategy for the institution of additional education for children, presented a description of the design of this process, listed and disclosed local documents reflecting strategic guidelines, and also listed the requirements for the strategy. According to the results of the work, conclusions were made about the important role of the strategy in the development of institutions of additional education for children.
Keywords: strategy, design, the institution of additional education of children.