УДК 658
МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected] ) Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент (e-mail: vaganova [email protected]) Сулимова Анастасия Владимировна, студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])
В данной статье представлено описание содержания и возможностей методической деятельности как фактора инновационного развития системы дополнительного образования детей. Дано описание потребностей развития, которые могут быть решены посредством целенаправленной методической деятельности. Систематизирована информация о содержании методической деятельности и соответствующих функциях методических служб учреждений дополнительного образования детей. Описаны требования к методической деятельности для поддержки инноваций в дополнительном образовании детей. Сделаны выводы о необходимости дальнейшего развития методической деятельности в дополнительном образовании детей.
Ключевые слова: методическая деятельность, инновации, дополнительное образование детей
Введение
В современных условиях дополнительное образование детей претерпевает изменения, связанные с изменениями его задач, появление новых требований со стороны детей и родителей, возрастанием конкуренции в сфере организации досуга детей, что обуславливает особую актуальность изучения методической деятельности, которая играет большое значение в обновлении и инновационном развитии системы дополнительного образования детей.
Сегодня несомненно, что успешная образовательная организация не может существовать без соответствующей методической деятельности. Несмотря на существование различных пониманий и толкований методической деятельности, её цели, задачи и функции все больше ориентированы на поддержку инновационных процессов, происходящих в системе дополнительного образования, на обновление образовательной деятельности по всем направлениям [8]. Учреждения дополнительного образования детей осознали необходимость своевременно и рационально осваивать новые технологии, методики, приемы и формы обучения и воспитания, создавать
собственные механизмы накопления и систематизации педагогического опыта для решения актуальных проблем, вовлекать педагогический коллектив в проектную работу и саморазвитие [9].
Кроме того, современные концепции управления делают особый акцент на развитии человеческого капитала организации, придавая ему ведущую роль в инновационного развитии компании. Признавая за педагогическим коллективом учреждения дополнительного образования детей ведущую роль в инновационном развитии, укажем, что педагоги дополнительного образования вынуждены действовать в настоящее время в принципиально новых условиях, связанных с:
- отсутствием жесткой регламентации педагогической деятельности и наличием широкой свободы в выборе методов, технологий и средств обучения и воспитания;
- широким доступом к различным информационным источникам;
- трансформацией содержания и способов профессиональной деятельности, возрастанием требований к гибкости, мобильности, ответственности за результаты обучения [3, 5].
Перечисленные выше изменения в системе дополнительного образования позволяют утверждать, что изучение методической деятельности в этой системе становится востребованным и актуальным, поскольку способствует поддержке инновационного развития учреждения дополнительного образования детей.
Методика исследования
Исследование методической деятельности как фактора инновационного развития дополнительного образования детей было осуществлено посредством общетеоретических методов (подбор и анализ источников по теме исследования), систематизации и обобщения.
Результаты и обсуждение
Методическая деятельность, имея системный характер, представляет собой целенаправленную работу по развитию системы дополнительного образования и профессиональному развитию педагогов. Посредством методической деятельности осваиваются и внедряются в педагогическую практику современные и эффективные приемы и способы обучения и воспитания, повышается уровень педагогической и методической компетентности педагогов, осуществляется накопление и распространение педагогического опыта [2].
Каждое учреждение дополнительного образования детей реализует методическую деятельность в соответствии со своими стратегическими задачами, потребностями, возможностями развития. Рассматривая методическую деятельность в таком ракурсе, необходимо отметить, что в таком случае её структура и содержание закономерно отражают:
- стратегические задачи образовательного учреждения, связанные с поиском эффективных путей решения актуальных проблем;
- инновационные поиски, осуществляемые в образовательном учреждении;
- согласование мотивов и интересов членов педагогического коллектива со стратегическими задачами развития образовательного учреждения;
- технологическое обеспечение образовательного процесса на высоком качественном уровне в соответствии с существующими стандартами и требованиями [1].
Выступая фактором инновационного развития учреждения дополнительного образования детей методическая деятельность предполагает выстраивание её в соответствии с рядом принципов:
- принцип научности, который предполагает опору методических поисков и решений на универсальные научные теории, психолого-педагогические знания, современные модели обучения и воспитания;
- принцип системности, предполагающий учет и корректировку всех компонентов образовательной системы при разработке и внедрении новшеств, стремление сформировать глубокие связи между новшествами и традициями в педагогической деятельности образовательного учреждения;
- принцип актуальности, предполагающий постоянное изучение и учет социального запроса потребителей образовательных услуг, создание механизмов постоянного обновления и совершенствования программ дополнительного образования;
- принцип эффективности, проявляющийся в том, что разрабатываемые и внедряемые новшества должны характеризоваться социальной-педагогической и экономической эффективностью [10].
Непосредственное содержание методической деятельности в учреждении дополнительного образования детей определяется масштабом и направлениями инновационного развития, которые преследует образовательное учреждение. В целом методическая деятельность должна обеспечить обновление целей и принципов обучения и воспитания, инновационное содержание дополнительного образования, непрерывное внедрение современных образовательных и воспитательных технологий, механизмы повышения профессионального мастерства педагогов.
Перечисляя содержание методической деятельности в учреждениях дополнительного образования детей на современном этапе, можно указать на следующие основные пункты:
- развитие профессиональной компетенции членов педагогического коллектива, поддержка организации, планирования, разработки учебных программ разного уровня и направленности;
- формирование программно-методического обеспечения стратегически важных направлений развития образовательного учреждения;
- обеспечение педагогического процесса учебно-методическими материалами различного вида, уровня и предназначения, в том числе и в электронном виде;
- методическое обеспечение сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с различными учреждениями и организациями;
- формирование индивидуальных программ профессионального развития педагогов (включая развитие мотивационной сферы личности с использованием педагогических средств);
- создание и поддержка информационных ресурсов, использование которых перспективно в дополнительном образовании детей;
- осмысление педагогического опыта, поиск, изучение разнообразных инноваций, которые могут быть воплощены на практике;
- формирование систем мониторинга и оценки достижений обучающихся, оказание методической помощи в самоопределении и выборе пути развития обучающимся;
- создание систем контроля качества оказываемых учреждением образовательных услуг [4, 7].
Все перечисленные функции методической деятельности реализуются методическими службами. Каждое учреждение дополнительного образования, исходя из своих интересов, целей развития и возможностей, формирует свою модель методической службы. В целом в методической работе в силу её комплексности и сложности принимают участие практически все работники учреждений дополнительного образования детей (заместители директора по методической и учебно-воспитательной деятельности, методисты по различным направлениям деятельности, заведующие структурными подразделениями, непосредственно педагоги). В небольших образовательных учреждениях основная методическая работа выполняется высококвалифицированными педагогами или специалистом-методистом.
Для обеспечения инновационного развития учреждения дополнительного образования детей методические службы принимают на себя такие важные функции как:
- обновляют и внедряют в образовательный процесс методическое и программное обеспечение, соответствующее современным требованиям и запросам;
- внедряют в педагогическую практику учреждения дополнительного образования результаты научных исследований и практических достижений;
- организуют непрерывное профессиональное развитие педагогов, помогают в выборе направления профессионального и личностного развития, подбирают формы обучения, в т.ч. дистанционного;
- руководят деятельностью методических объединений, творческих и проектных групп педагогов, которые участвуют в освоение и продвижении разнообразных инициатив;
- распространяют информацию о новшествах, проводят ознакомление педагогического коллектива с достижениями педагогической науки и практики;
- осуществляют диагностику и мониторинг профессиональной компетентности педагогов, анализируют их профессиональные потребности и проблемы;
- участвуют в аттестационных, экспертных комиссиях; оказывают помощь сторонним образовательным учреждениям (школам, детским садам, клубам и пр.) в организации дополнительного образования;
- проводят мероприятия различного уровня и масштаба
- организуют информационную поддержку деятельности учреждения дополнительного образования детей, связи с общественностью по вопросам развития дополнительного образования и т.п. [2, с. 58].
Выводы и заключение
Обобщая вышесказанное, можно заключить, что трансформация статуса, целей и задач дополнительного образования детей, изменения в экономических механизмах его финансирования обусловили возрастание роли методической деятельности. Грамотно организованная методическая деятельность позволяет ей стать реальным фактором инновационного развития данного вида образования, позволяя обеспечивать развитие образовательного учреждения, поддерживать профессиональное развитие педагогов, систематизировать, осваивать и распространять инновационный педагогический опыт, повышать качество дополнительного образования в соответствии с современными требованиями и запросами, разработать образовательные программы нового поколения (интегрированные, комплексные, модульные и т.д.) для системы дополнительного образования детей.
Список литературы
1. Борисова Е.В. Современные подходы к научной-методическому обеспечению деятельности педагогов дополнительного образования // Мир науки, культуры, образования. 2010. No 4 (23). С. 168-170.
2. Бутакова О.А. Научно-методическая деятельность в инновационном образовательном учреждении // Образование и наука. 2009. №9. С. 23-28.
3. Василевская Е. В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне: методическое пособие. М.: АПКиППРО, 2005.
4. Ильина Т.В. Методическое обеспечение и проблема эффективности системы дополнительного образования детей // Проблема результата и качества деятельности учреждения дополнительного образования. Ярославль, 1997.
5. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) // Собрание законодательства РФ. 15.09.2014, № 37, ст. 4983.
6. Лебедева Т.Е., Прохорова М.П. Эффективность управленческой деятельности руководителя учреждения дополнительного образования детей// Инновационная экономика. Перспективы развития и совершенствования. №7 (33). Т.2. 2018. С. 28-34.
7. Магомедова Л.И. Актуальные проблемы системы дополнительного образования детей // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2.
8. Поволяева М.Н. Научно-методическое и информационное обеспечение системы ДОД//Вестник образования России. 2007. No20.
Prokhorova Mariya Petrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
Vaganova Olga Igorevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
Sulimova Anastasiya Vladimirovna, student,
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
METHODOLOGICAL ACTIVITIES AS A FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN
Abstract. This article presents a description of the content and possibilities of methodological activity as a factor in the innovative development of the system of additional education for children. A description of development needs that can be addressed through targeted methodological activities is given. Systematized information on the content of the methodological activities and the corresponding functions of the methodological services of institutions of additional education of children. Describes the requirements for methodological activities to support innovation in additional education of children. The conclusions about the need for further development of methodological activities in additional education of children.
Keywords: methodical activity, innovations, additional education for children
УДК 658
ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент
(e-mail: vaganova [email protected]) Невраева Василиса Андреевна, студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])
В статье представлено описание современных проблем и направлений развития методической деятельности в системе дополнительного образования детей. Указано, что эффективная методическая деятельность является обязательным условием инновационного развития дополнительного образования детей. Систематизированы проблемы и противоречия, существующие в дополнительном образовании, связанные с кадровым обеспечение, освоением инноваций, материально-техническим оснащение образовательного процесса. Среди основных направлений развития методической деятельности выделены расширение её функций по профессиональному развитию педагогов, повышению качестве программ дополнительного образования детей, формировании методического обеспечения для сетевого взаимодействия со сторонними организациями, создание методического сопровождения для современных информационных образовательных сервисов и технологий.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, развитие, проблемы