Научная статья на тему 'Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в современной образовательной организации в дискурсе инновационной образовательной политики Российской Федерации'

Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в современной образовательной организации в дискурсе инновационной образовательной политики Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2246
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ФГОС / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДИСКУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шепелева О. С.

В данной работе акцентируется внимание на формировании универсальных учебных действий у обучающихся на уроках английского языка. Обозначается социообразовательная детерминанта инновационного образовательного пространства Российской Федерации. Выделяются универсальные учебные действия. Ценность статьи состоит в том, что она практико-ориентирована и автор делится своим опытом преподавания английского языка в современной общеобразовательной школе. Определяется сущностная компонента формирования универсальных учебных действий у современных обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шепелева О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в современной образовательной организации в дискурсе инновационной образовательной политики Российской Федерации»

профессионального самоопределения в числе целевых приоритетов российской государственной образовательной политики в области основного общего образования. Об этом свидетельствуют и положения стандарта основного общего образования, которые подтверждают социальную и личную значимость данного качества личности старших школьников и содержат сведения о назначении, компонентах, содержании, внешних и внутренних связях готовности к социально-профессиональному самоопределению [6]. Такая законодательная инициатива со стороны государства в лице Минобрнауки РФ, отвечающего за реализацию государственной политики в области образования, создаёт на федеральном уровне условия для формирования готовности выпускников педагогических вузов к работе с феноменом социально-профессионального самоопределения.

Примечания

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата). Утвержден приказом № 1429 Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. С. 4.

2. Там же. С. 5.

3. Там же. С. 7.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры). Утвержден приказом № 1505 Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. С. 4-5.

5. Там же. С. 6-7.

6. Титов Е. В., Черкашин Е. О. Социально-профессиональное самоопределение старших школьников в сфере экологии - целевой приоритет российского общего образования (по материалам Федерального государственного образовательного стандарта). // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Сер. «Социально-экологические технологии». 2012. № 2. С. 66-72.

О. С. Шепелева

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ДИСКУРСЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В данной работе акцентируется внимание на формировании универсальных учебных действий у обучающихся на уроках английского языка. Обозначается социообразовательная детерминанта инновационного образовательного пространства Российской Федерации. Выделяются универсальные учебные действия. Ценность статьи состоит в том, что она практико-ориентирована и автор делится своим опытом преподавания английского языка в современной общеобразовательной школе. Определяется сущностная компонента формирования универсальных учебных действий у современных обучающихся.

© Шепелева О. С., 2017 70

Ключевые слова: универсальные учебные действия, преподавание английского языка, современная образовательная организация, ФГОС, инновации в образовании, образовательный дискурс.

Изменения ФГОС - это назревшая необходимость, обусловленная современными социокультурными и образовательными реалиями. Новый стандарт

позволил обобщить то положительное, что существовало в преподавании иностранного языка в прежние годы, и модифицировать условия для более эффективного обучения школьников в новых реалиях.

М. З. Биболетова

Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой - системой цифровых образовательных и электронных образовательных ресурсов, а также различного педагогического инструментария, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы современной образовательной организации.

Ключевые цели внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) напрямую связаны с изучением иностранных языков [1]. В настоящее время мы живём в едином глобальном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, когда размываются национальные границы, когда потоки населения, капитала, товаров свободно перемещаются в разных направлениях. Когда неизвестно, в какой стране будет работать тот или иной человек или из какой страны будут его партнёры. Поэтому владение иностранным языком становится одной из важнейших, ключевых компетентностей современного человека. И то, насколько он умеет общаться, выразить себя, свои эмоции, свои чувства, своё отношение, зависит, насколько он будет успешным, насколько успешным будет его бизнес, насколько успешными будут его отношения с другими людьми. Это один из самых важнейших элементов, на который обращают внимание в стандартах нового поколения, формирующих такие ценностные ориентиры, как толерантность, умение общаться, умение взаимодействовать с другими людьми. Мы всё больше и больше окунаемся в мир, который породили информационная и образовательная революции, - мир Интернета и Интернета Вещей. И ключевая компетентность человека в современных условиях - это не только сбор информации, но и её анализ на предмет достоверности и идентичности, а также способность эту информацию отобрать и адаптировать для своих условий. Интернет международен/интернационален, но самый популярный язык Интернета -английский. И люди, активно использующие компьютер, изучают именно этот язык.

В проекте реформы образования одним из основных предметов заявлен английский язык. В перспективе - обязательная сдача ЕГЭ. Поэтому на учителях английского языка лежит большая ответственность в подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ по английскому языку.

Модернизация содержания образования в Российской Федерации на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.

В новых стандартах не ставится в преподавании иностранных языков и вообще в такой образовательной области, как филология, единых комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка, глубинных основ грамматики. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение человека общаться, на овладение языком в процессе общения.

Важнейшая задача школы - формирование полноценных граждан своей страны. А от решения этой задачи во многом зависит, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию выберут и где будут работать.

Сегодня в центре внимания - ученик/обучающийся, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя -выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Изучение иностранного языка в современной школе направлено на достижение следующих целей: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, познавательной и др.

В связи с переходом на ФГОС второго поколения перед учителем стоит задача формирования учебных универсальных действий, обеспечивающих дальнейшее развитие способностей обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию [2].

В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, то есть способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [3]. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока.

I. Личностные УУД - развитие и воспитание у обучающихся понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота, развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к другой культуре.

Личностные универсальные учебные действия способствуют развитию личностных качеств и способностей ребёнка. Ученик осознаёт, что такое личность, в диалоге со сверстниками, во взаимодействии с учителем. На данном этапе обучения у него формируется представление о себе как о личности, когда он рассказывает о себе, высказывает своё мнение по различным темам «Школьные дни», «Это я», «Мой дом», «Знаменитые люди» и т. п.

Он начинает осознавать, для чего выполняются устные и письменные задания, для чего нужно выполнять домашние задания. Учащиеся знакомятся с традициями и обычаями других стран и начинают сравнивать их соответственно со своей страной. На этом этапе происходит нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей [4].

II. Регулятивные УУД - развитие регулятивных УУД через формирование такого качества личности, как самоэффективность.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию и регулирование обучающимися своей учебной деятельности. Соблюдая преемственность обучения иностранному языку на начальном этапе обучения, в 5-м классе мною часто меняются виды учебной деятельности с учетом психологических и возрастных особенностей обучающихся. Например, игра в процессе обучения помогает естественному изучению языка. Играя, обучающиеся развиваются и обучаются. Моя задача - научить обучающихся регулировать свою игровую деятельность. Саморегуляция происходит при инсценировке сказок, при диалогической речи, при составлении рассказа по цепочке, по опорной схеме, по

картинкам. Безусловно, важно научить обучающихся прогнозировать свои результаты. В качестве средств самоконтроля обучающиеся используют учебник, рабочую тетрадь для того, чтобы понять, всё ли у них получается, сверяя свои ответы с эталоном. При самоконтроле корректируется письменная и устная речь обучающегося. При положительном результате у детей появляются позитивные эмоции и повышается самооценка.

III. Познавательные УУД - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке; приобщение обучающихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся 5-х классов; формирования умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.

В развитии познавательных УУД мы ставим задачу знакомить обучающихся с доступными способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий; научить обучающихся уметь видеть проблему, ставить вопросы, представлять своё мнение и аргументировать его.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя общеучебные - логические действия постановки и решения проблем. На этапе обучения, на наш взгляд, важно научить ученика самостоятельно ставить познавательные задачи; научить выделять основное в тексте (What is the main idea of the text?); научить осознанно и произвольно строить свои высказывания с опорой на схемы и т. д.

Дети на данном этапе уже учатся отвечать на заданные педагогическим работником вопросы письменно или устно, и при самоконтроле и взаимоконтроле могут оценивать процесс и результаты своей деятельности и друг друга.

Логическое УУД формирует логическое мышление при использовании опоры (тексты, грамматический материал, лингвострановедческий материал и др.).

При прохождении грамматического материала обучающиеся вместе с учителем учатся анализировать. Синтезировать - при монологической и диалогической речи, а также при выполнении упражнений в учебнике: вставить недостающие слова; вставить недостающие буквы; завершить предложение; заполнить таблицу; догадаться о правиле образования степеней сравнения прилагательных, косвенной речи и т. д.

Постановка и решение проблем осуществляются при проектной деятельности обучающихся.

IV. Коммуникативные УУД - развитие коммуникативных универсальных учебных действий в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме).

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками. Обучающиеся учатся слушать одноклассника, участвовать в коллективном обсуждении проблем, а также работать в парах.

Как учитель, имеющий высокий уровень профессиональной компетентности, опираясь на опыт преподавания английского языка на всех ступенях обучения, целью своей деятельности считаю формирование УУД в условиях системно-деятельностного и компетентностного подходов.

Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам обучающиеся находят для себя ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать, чтобы научиться хорошо говорить на английском языке?» Таким образом, иностранный язык осваивается осознанно, а сами уроки проходят интересно и увлекательно.

На своих уроках мною обеспечивается возможность обучающимся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности. Создаются условия для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечивается успешное усвоение знаний, умений, навыков и формирование компетентностей в предметной области.

Для успешного решения коммуникативных задач мною создаётся на уроке благоприятный психологический климат. Чем комфортнее атмосфера на уроке, тем быстрее происходит формирование коммуникативных действий у обучающихся.

Таким образом, моя основная педагогическая задача - это создание необходимых условий для формирования универсальных учебных действий на уроке.

Чтобы урок повышал мотивацию обучающихся в изучении иностранного языка, материалы, на основе которых происходит изучение языка, должны быть интересными и учителю, и детям. В наше время найти такой материала вполне доступно для любого учителя иностранного языка. В сети Интернет можно найти и использовать на уроке свежие статьи из газет, аудиозаписи песен и интервью с известными людьми, видеоролики реальных событий, начать переписку с зарубежными сверстниками.

Коммуникативная направленность процесса обучения иностранному языку должна найти отражение также и в многообразии форм организации этого процесса. Ролевые игры, театрализованные постановки, проектная и исследовательская деятельность - наиболее часто используемые мною действия на уроках английского языка. Как и в реальной жизни, обучающиеся должны научиться использовать разные способы решения задач в зависимости от характера проблемы. Разные формы организации процесса изучения языка также помогают учителю создавать ситуации общения, максимально приближенные к действительности. Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.

Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом, актуальный. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Сегодня образовательная организация становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель уже не провайдер знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения

поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников. Сформированность универсальных учебных действий является залогом профилактики школьных трудностей и минимизации школьных конфликтов [5].

Основная педагогическая задача учителя английского языка - организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке. Но для этого учитель должен чётко знать, чему учить и как учить.

Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло лишь смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы, которые представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Ведь ребёнок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

В связи с этим можно определить следующие требования к современному

уроку:

• чёткое формулирование цели;

• определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учётом уровня подготовки и подготовленности обучающихся;

• прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

• выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля и их оптимального воздействия на каждом этапе урока;

• выбор оптимального сочетания различных форм работы на уроке и максимальную самостоятельность обучающихся в процессе учения, обеспечивающий познавательную активность;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся;

• создание условий успешного учения обучающихся [6].

Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, предоставляет возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать инновационные творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приёмы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо давать традиционный урок, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать современный урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

В заключение необходимо ещё раз подчеркнуть, что формирование универсальных учебных действий у обучающихся на уроках английского языках в

современной образовательной организации является важнейшим элементом построения инновационной образовательной политики современной России.

Примечания

1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. М. : Просвещение, 2010. 77 с. (Стандарты второго поколения).

2. Ворожцова И. Б. Личностно-деятельностная модель обучения иностранному языку. Ижевск : Удмуртский университет, 2012. 97 с.

3. Современный урок в условиях реализации ФГОС ОО. URL: http://soc.edurm.ru/stati/metodicheskie-rekomendacii/sovremennyi-urok-inostrannogo-jazyka-v-uslovijah-realizacii-fgos-oo.html, свободный. Загл. с экрана. (Дата обращения: 12.06.2017).

4. Третьяков А. Л. Гражданское общество и права человека: опыт реализации петербургской модели гражданского и этико-правового образования и воспитания детей и молодёжи // Управленческое консультирование. 2016. № 7. С. 128-136.

5. Третьяков А. Л. Эволюция образовательной парадигмы в России: правовое воспитание как основа формирования личности // Библиотечное дело. 2016. № 14. С. 14-17.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования : утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai, свободный. Загл. с экрана. (Дата обращения: 12.06.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.