19. Субетто, А. И. Образовательное общество как форма бытия ноосфер-ного общества [Текст] / А. И. Субетто // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 113-124.
УДК 378.01: 370
Матвеева Светлана Ефимовна
Начальник отдела Министерства образования и науки Республики Татарстан, кандидат педагогических наук, почтовый ящик [email protected], mailto:[email protected], Казань
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Matveyeva Svetlana Efimovna
ChiefofDepartment, Ministry ofEducation and Science of Tatarstan Republic, Candidate of Pedagogy, [email protected], mailto:[email protected], Kazan
DESIGNING OF THE CONTENT OF INNOVATIVE EDUCATION IN SECONDARY SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF TATARSTAN REPUBLIC
Ключевыми словами образовательной политики России на современном этапе социально-экономического развития являются: доступность, качество, эффективность. Именно этими словами Президент Российской Федерации В. В. Путин определил в своем ежегодном Послании Федеральному собранию Российской Федерации 2007 г. приоритет современного подхода к профессиональному образованию: «Мы должны навести порядок с содержанием программ в профобразовании. Причем делать это надо совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей, для которых, собственно, и готовятся специалисты. Следует создать систему объективного, независимого внешнего контроля за качеством получаемых знаний». Изменение государственной политики в этой важной сфере образования можно свести к следующим наиболее существенным показателям:
1. приоритет экономических целей как желаемых результатов (упор на обеспечение экономики работниками начального и среднего уровня квалификации, обеспечениеб занятости молодежи и безработных, повышение квалификации работающего населения);
2. передача государством функций непосредственного предоставления образовательных услуг автономным, юридически независимым производителям этих услуг;
3. постепенный переход от государственного бюджетного финансирования предоставления образовательных услуг к их закупке на договорной основе у автономных производителей.
Инновационный подход к достижению поставленной цели представляют собой приоритетные национальные проекты в сфере образования, объявленные Президентом Российской Федерации В. В. Путиным, Инновационность подхода заключается в том, что относительно краткосрочная реализация проектов может стать катализатором долгосрочных системных изменений по основным направлениям развития системы образования России.
Важнейшими индикаторами инновационного образования должны стать инновационность мышления педагога, инновационность мышления студента. Если инновационность мышления преподавателя - одна из главных задача нашего исследования - решается на учебных занятиях, то инновационность мышления студента - как индикатор качества инновационного образования - практически отсутствует в методическом обороте наших коллег.
Инновационное мышление у студента может возникнуть, если:
- студент является субъектом образования, активно мотивирован в обучении, реализует положения самоменеджмента, индивидуального самоуправления для достижения жизненных целей;
- обучение построить в пространстве знаний, упорядоченных по направлению развития качества предметной области.
Отсюда вытекает, что в инновационном образовании оба компонента знания должны быть структурированы по градиенту качества, отражать наилучшее направление развития предметной области. Необходимо заметить, что в этих рассуждениях мы опираемся на качество в предметной области (например, для физика - это область машин, механизмов, технологий и т. п., для биолога - область растений, животного мира, самого человека и т. д.) и не затрагиваем качества профессионального образования в целом.
Объективная необходимость изменений в системе образования Республики Татарстан обусловлена тремя базовыми составляющими Болонского процесса и Копенгагенского соглашений:
- переход к двухступенчатой (или двухуровневой) системе подготовки специалистов;
- введение для студентов кредитной системы (или системы зачетных единиц) оценки трудозатрат на освоение образовательной программы;
- создание системы менеджмента качества образовательных услуг.
В среднесрочной перспективе, связанной с модернизацией среднего профессионального образования в России, выделяются следующие приоритеты:
- качественное обновление содержания среднего профессионального образования (в особенности по техническим специальностям) в соответствии с запросами новой экономики;
- организация и проведение эксперимента по реализации среднего (полного) общего образования в средних специальных учебных заведениях в соответствии с принятой концепцией профильной средней школы;
- расширение участия средних специальных учебных заведений в едином государственном экзамене;
- развитие в средних специальных учебных заведениях дополнительного профессионального образования с целью повышения квалификации специалистов среднего звена, переподготовки по новым перспективным направлениям, обусловленным региональными кадровыми и образовательными потребностями, экономической спецификой территориально-производственных комплексов, а также переподготовки высвобождающегося и незанятого населения;
- расширение применения информационно-коммуникационных технологий, базирующееся на совершенствовании материально-технической базы средних специальных учебных заведений;
- регионализация среднего профессионального образования, обеспечивающая вхождение средних специальных учебных заведений в региональные социально-экономические комплексы;
- повышение эффективности организационно-экономического механизма в системе среднего профессионального образования;
- формирование новой генерации кадрового потенциала системы среднего профессионального образования;
- развитие научных исследований по актуальным проблемам среднего профессионального образования, расширение организации экспериментальных площадок на базе средних специальных учебных заведений, комплексный анализ их работы и внедрение результатов в деятельность системы среднего профессионального образования;
- обеспечение вхождения среднего профессионального образования в международное образовательное пространство и международный рынок образовательных услуг.
Под инновационным средним специальным образованием мы понимаем образование, основанное на новых знаниях и инновационной динамике. Новые знания - это: научные знания, полученные средствами изобретательства, интегрального синтеза, искусства и др. Инновационная динамика - это логическая последовательность технологий преобразования новых знаний в техническую или социальную реальность, продукт; отражение стадий и фаз превращения нового знания в товар или услугу.
Сложившаяся практика обучения в ссузе отражает принцип прохождения идеи от абстрактного к конкретному, повторяя как бы путь работы специалиста, который владеет секретами профессионального мастерства. Ставить студента в положение профессионала - значит провоцировать механическое заучивание абстрактных теоретических мыслей и идей, тех знаний и методов которыми он должен овладевать самостоятельно (образовываться).
Здесь-то и проявляется разница в статусе студента как объекта и субъекта образования.
Модель инновационного профессионального образования представляется следующим образом.
В начальный момент времени, когда у студента имеется лишь «профессиональное незнание», строится модель профессии, показываются связи с общекультурными знаниями, место профессии в общесоциальном мире. Выявляется взаимосвязь профессиональных технологий и предметных знаний. Предметные знания строятся на уровне научных и теоретических понятий в объеме полной средней школы. Тем самым генерируется исходный образ профессии и у студента формируется образ СЕБЯ в этой профессии. В обсуждаемой государственной концепции модернизации образования данный этап обозначен как профильное обучение в 11-12 классах средней школы.
На втором этапе обучения учебный материал по каждому предмету выстраивается в упорядоченную структуру по признаку повышения качества основанного на последних достижениях науки; изучаются наукоемкие технологии, современные профессиональные знания. После освоения предметных знаний выстраивается образ профессии на данный момент времени; у студента формируются два образа профессии на разных этапах обучения, которые дают наглядные и содержательные представление о развитии профессии, движении профессиональных знаний.
Возможен третий, методологический, этап: сначала изучается научная и инновационная методология, а затем полученные знания применяются для решения практических задач. Учебный процесс отображает полный жизненный цикл научной идеи или другого новшества. Совершается замкнутый научно-инновационный тренинг, благодаря которому студент приобретает реальные умения и навыки в профессиональной деятельности, приходит к освоению профессиональной методологии. На этом этапе образ профессии в третий раз насыщается новыми понятиями и представлениями.
Таким образом, в инновационном образовании учебный процесс начинается и заканчивается с выстраивания моделей профессии (три модели), между которыми изучаются общекультурные, технологические и научноинновационные (методологические) знания. Поэтому в структуре инновационного образования можно выделить свои блоки. Каждый блок включает этап изучения новых знаний и построения более полной модели профессии. Модели профессии являются рубежными знаниями. На основе рубежных знаний формируется база профессиональных знаний и умений специалиста; они показывают, что специалист умеет делать.
Большое значение для проектирования инновационных программ имеет реализация в них оптимальных моделей развития творческой активности обучаемых. Модель может тоже включать свои блоки:
I. Творческая активность и основные факторы ее развития.
II. Дидактическая модель процесса развития творческой активности учащихся и ее структура.
III. Логико-методологический блок.
IV. Психолого-дидактический блок.
V. Технологический блок.
Большую роль в развитии инновационной деятельности играет модель взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования. Под «моделью взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования» обычно понимают сформированный и нормативно закрепленный механизм взаимодействия рынка профессиональных образовательных услуг и рынка рабочих мест региона, включающий в себя:
- способы согласования спроса на специалистов того или иного уровня квалификации и предложения соответствующих рабочих мест;
- способы учета изменяющихся требований работодателей (как главных заказчиков профессионально образования) к качеству профподготовки в региональной сети учреждений профессионального образования;
- форматы участия работодателей в деятельности системы профессионального образования в целях достижения соответствия спроса и предложения на рабочую силу (как по количественным, так и по качественным параметрам) и т. д.
Механизмы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг появились (начали формироваться) с выделением сферы профессионального образования из сферы производства, с разделением производства продукции и производства (подготовки) кадров.
Складывание моделей взаимодействия рынков труда и образовательных услуг имеет свою историю и принимало самые разные формы регулирования как со стороны запросов производства, так и со стороны предложения образовательных услуг системой профессионального образования. Более того, процесс согласования спроса и предложения профессиональных компетенций зачастую регулировался извне, в первую очередь, государством. Этот процесс не носил чисто рыночный характер, поскольку спрос на профессиональные компетенции был обусловлен потребностями производства, а предложение профессиональных кадров в большей степени обеспечивалось запросами, амбициями получателей услуг профессионального образования. Рынок труда не был (и до сих пор в полной мере не стал) прямым «заказчиком» профессиональных образовательных услуг.
Показательно в этом отношении сопоставление методов регулирования ситуации на рынке труда в Швеции и США. При том, что в Швеции в 3 раза выше относительные затраты на программы политики занятости (2,7% против 0,8% ВНП в США), доля средств, идущих на меры активной защиты населения от безработицы, в два раза выше - 70% против 35%.
Высокий уровень эффективности взаимодействия рынка труда и профессионального образования в Швеции во многом определяется тем, что в
стране хорошо поставлена профориентация, которая предшествует профессиональному обучению.
Одно из главных направлений государственного регулирования в этой стране - разработка и осуществление различных программ на рынке труда. В частности, для стимулирования занятости и спроса на рабочую силу в настоящее время их более десяти. Задача государственных программ состоит в поощрении спроса на труд в периоды его спада. Кроме того, они дают безработным возможность приобрести производственный стаж, что серьезно облегчает устройство на открытом рынке труда, а также закладывает основу для выбора профессии или курсов переквалификации. Благодаря такому подходу в настоящее время в Швеции удалось сократить резервную армию труда до 5-6% по сравнению с 12-14% в 1990-1991 гг.
За сравнительно небольшой исторический период в России можно наблюдать смену нескольких моделей взаимодействия рынка труда и системы подготовки кадров.
Советская модель. Государственное планирование объемов и качества профессиональной подготовки кадров для народного хозяйства на государственном уровне по отраслевому принципу. Институт базовых предприятий для учреждений начального профессионального образования.
Современная модель переходного периода (кризисная модель). Регулирование ситуации на рынке труда в основном через органы ФГСЗН. Ориентация системы подготовки кадров на платежеспособный спрос населения в условиях недостаточного финансирования, развитие платных форм обучения.
Модель взаимодействия рынка труда и региональной системы профессионального образования, основанная на программно-целевых методах управления.
Модель взаимодействия на основе целевой контрактной подготовки (в том числе - в режиме образовательных кредитов и образовательных «ваучеров»).
Модель регулирования через прогнозирование кадровых потребностей на уровне субъектов РФ. Прогнозирование кадровых потребностей в разрезе профессий и специальностей. Бюджетное обеспечение подготовки по востребованным специальностям. Стимулирование связей образовательных учреждений с (потенциальными) работодателями за счет анализа сегмента рынка конкретного учебного заведения.
В ближайшее время может сформироваться новая модель в связи с большим притоком в регионы РФ мигрантов. Например, в Татарстане миграционный прирост на 1000 человек населения в Татарстане превышает общероссийский показатель и составляет 44%. В сравнении с соседними республиками и областями Поволжского, Волго-Вятского и Уральского районов, Татарстан занимает третье место по величине этого показателя после Самарской и Нижегородской областей. В 1990-1996 гг. численность населения республики за счет общей миграции выросла на 110 тысяч чело-
век. Это внесло существенные коррективы в соотношении удельного веса двух основных национальностей республики - татар и русских. В миграционном процессе этого периода прирост татар составил 87%, от общего числа переселенцев, русских - 11,4%.
В то же время Татарстан для мигрантов привлекателен с точки зрения сложившегося государственного двуязычия, диалога культур, религий и толерантности. Татарстан - это часть тюркского и часть мусульманского мира; Татарстан - это и часть славянского и часть православного мира. Причем в Татарстане ислам не вмешивается в государственные дела, строго придерживается конституции, поощряет индивидуализм, развитие творческого начала в человеке, приветствует всякую общественную деятельность как богоугодную и является стимулом для перехода к рыночной экономике. Он органично объединил мусульманские ценности с идеями либерализма и демократии, а потому его называют “евроисламом”. Близость культурных связей тюркских республик закреплена соответствующими межправительственными соглашениями, созданием на территории республики постоянных представительств других государств.
Татарстан может выступить инициатором профессиональной подготовки и переподготовки мигрантов России и СНГ (по заявкам региональных миграционных служб и служб занятости): он может обеспечить межкультур-ный диалог и достойное межкультурное и профессиональное образование как для взрослых, так и для их детей.
Библиографический список
1. Ващенко, В. Инновационность и инновационное образование. [Текст] /
B. Ващенко // Alma mater (Вестник высшей школы), - 2000, - № 6. - С. 23-25.
2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. Т. 2. [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика. - 1982. - 128 с.
3. Зайцева, Л. В. Управление инновационным учреждением в режиме функционирования и развития (программа РОСТ). [Текст] / Л. В. Зайцева,
C. В. Земляченко. - М.: Новая школа, 1997. - 80 с.
4. Олейникова, О. Н. Европейское сотрудничество в области профессионального образования и обучения: Копенгагенский процесс. [Текст] / О. Н. Олейникова. - М: Центр изучения проблем профессионального образования, 2004.
5. Орлов, А. А. Мониторинг инновационных процессов в образовании. [Текст] / А. А. Орлов // Педагогика, - 1996, - № 3. - 10 с.
6. Пугачева, Н. Б. Управление общеобразовательным учреждением инновационного типа [Текст]: автореф. ... д-ра. пед. наук. / Н. Б. Пугачева. - Казань, 2003. - 40 с.
7. Семушина, Л. Г. Содержание и методы обучения в средних спец. учеб. завед. [Текст]: (учебно-методическое пособие для преподават.средних спецучеб.завед.). / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. - М.: Высш.шк., 1990. - С. 79-87.
8. Kurdyumv, S. M. Evolution and Self-Organization Laws in Complex Systems// International Journal of Modern Physics. - 1990. Vol. C. 1. - Р. 299-327.
9. Mainzer, К. Thinking in Complexity: The Complex Dynamics of Matter, Mind, and Mankind: 2nd and extended Edn. New York: Springer, 1996.
350
10. Мальчик, А. Г. Интеграция начального и среднего профессионального образования [Текст] / А. Г. Мальчик, Г. А. Павлючков // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 375-382.
11. Сластенин, В. А. Готовность педагога к инновационной деятельности [Текст] / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова // Сибирский педагогический журнал. -2007. - № 1. - С. 42-49.
12. Худин, А. Н. Управленческий контекст устойчивого развития образовательного процесса в вузе [Текст] / А. Н. Худин // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 161-170.
13. Субетто, А. И. Образовательное общество как форма бытия ноосфер-ного общества [Текст] / А. И. Субетто // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 113-124.
14. Брыксин, А. А. Необходимость интеграции общего и профессионального образования в сельской местности [Текст] / А. А. Брыксин, С. Б. Нарзулаев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. -
С. 149-155.
15. Храпченкова, И. В. О социально-экономических предпосылках инноваций в системе образования [Текст] / И. В. Храпченкова, В. Г. Храпченков // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 155-162.
16. Елагина, Л. В. Устойчивое развитие профессионально-педагогического колледжа как фактор опережающего развития среднего профессионального образования [Текст] / Л. В. Елагина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 3. - С. 375-386.
17. Маричев, И. В. Структура управления образовательным пространством морского академического комплекса [Текст] / И. В. Маричев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 367-375.
18. Богачева, Н. С. К вопросу об информационной адаптации студентов в условиях глобальной информатизации [Текст] / Н. С. Богачева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 204-214.
19. Бурцева, Г. В. Проектирование программно-целевой системы обучения специалистов культуры: иерархия целей [Текст] / Г. В. Бурцева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 359-367.
УДК 372.215
Аржанова Татьяна Николаевна
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал ГОУ ОГУ «Оренбургский государственный университет»), факультет дошкольной педагогики и психологии, кафедра педагогики и методики дошкольного образования, старший преподаватель, Орск
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ