Научная статья на тему 'Прикладной бакалавриат: основания качества образовательных программ'

Прикладной бакалавриат: основания качества образовательных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА / СОСТАВЛЯЮЩИЕ КАЧЕСТВА / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ЗАКАЗЧИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолянинова Ольга Георгиевна, Степанова Инга Юрьевна

В работе проводится теоретическое осмысление оснований обеспечения качества образовательных программ прикладного бакалавриата на системно-методическом уровне. Обосновывается выделение составляющих качества образовательных программ: ценностной, технологической, личностной. Предлагаются подходы к выделению основных линий и показателей их эффективности, структурированию ресурсов и условий, обеспечивающих качество реализации образовательных программ прикладного бакалавриата в практике профессиональной подготовки студентов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смолянинова Ольга Георгиевна, Степанова Инга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прикладной бакалавриат: основания качества образовательных программ»

РАЗДЕЛ I

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378

Смолянинова Ольга Георгиевна

Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, директор Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, [email protected], Красноярск

Степанова Инга Юрьевна

Кандидат педагогических наук, доцент СФУ, [email protected], Красноярск

ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ: ОСНОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ*

Smolyaninova Olga Georgiyevna,

Stepanova Inga Yuryevna

Institute of Education, Psychology and Sociology, Siberian Federal University

APPLIED BACHELOR DEGREE: THE GROUNDS OF QUALITY OF EDUCATIONAL PROGRAMS

В настоящее время профессиональное образование России переживает новый виток реформ - структурную модернизацию, переход на многоуровневую модель в соответствии с Болонским соглашением [5], внедрение новых образовательных стандартов ФГОС ВПО-3. На государственном уровне принята национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», целью которой является модернизация страны через модернизацию образования. Основная задача этой модернизации - обеспечение нового современного качества профессионального образования. Обеспечение нового качества образования требует реорганизации образовательных программ и базовых процессов, обеспечивающих их внедрение. Многими заинтересованными субъектами признается, что исследования в рамках академической университетской науки часто не находят применения в практической деятельности выпускников вуза, отсутствует интеграция образования, науки и бизнеса.

В целях приведения содержания и структуры подготовки высококвалифицированных кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда в 2009-2014 годах стартовал всероссийский эксперимент по внедре-

* Статья подготовлена при финансовой поддержке КГАУ «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» и Министерства образования и науки Красноярского Края (проект КФ 192 «Разработка системной модели показателей эффективности образовательных программ прикладного бакалавриата»)

нию программ прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. В рамках эксперимента предполагается решение задач формирования и внедрения новых видов профессиональных образовательных программ, ориентированных на освоение современных производственных технологий, новых форм и методов организации труда и обеспечивающих подготовку квалифицированных кадров в соответствии с потребностями развития экономики. В отличие от обычного, прикладной бакалавриат предполагает «подготовку высококлассных специалистов для решения конкретных, узких проблем» (А. Фурсенко).

Само понятие «прикладной бакалавриат» является пока не оформленным законодательно. О введении данного понятия можно говорить в связи с вышедшим 19 августа 2009 года Постановлением Правительства РФ № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования».

Потребность внедрения прикладного бакалавриата обусловлена существенным усложнением отдельных профессий, когда специалистам среднего звена требуются не только технические навыки, но и значительная теоретическая база, что в свою очередь влечет усложнение подготовки специалистов в учреждениях СПО, приближая ее к уровню высшего образования. Реализация программ прикладного бакалавриата в рамках эксперимента предполагает сотрудничество средних и высших учебных заведений в рамках консорциумов, ассоциаций иных форм сетевого взаимодействия. Программа прикладного бакалавриата ориентируется на обеспечение фундаментальной профессиональной подготовки, характерной для программ бакалавриата, и профессиональной практико-ориентированной подготовки, характерной для программ среднего профессионального образования. В этом случае образовательные программы ВПО смогут достичь высокого уровня результативности и эффективности.

Современное производство оценивает выпускников вузов по качественно новым критериям, приоритетным требованием рынка труда становится способность реализовать работниками собственные интеллектуальные возможности, активизировать творческий потенциал, развитие пространства своей профессиональной деятельности. Выпускники ВПО должны быть способными генерировать новые знания, быстро осваивать новые виды деятельности, эффективно работать в команде. Работодателю нужен выпускник, которому не требуется немедленное доучивание или переучивание, способный приступить к выполнению профессиональных обязанностей сразу по прибытии на производство.

Проблемы реализации образовательных программ прикладного бакалавриата находятся на начальном этапе исследований. Целью данной статьи является теоретическое осмысление оснований качества образовательных программ прикладного бакалавриата на системно-методическом уровне, которое позволит выделить показатели эффективности реализации таких программ в образовательной практике для обеспечения качества.

Концептуальные основы теории и методологии качества заложены работами Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов (В. И. Байденко, И. А. Зимняя, Н. А. Селезнева, А. И. Субетто и др.). По своей природе качество представляет собой одновременно совокупность свойств и сложное свойство, адекватное этой совокупности. Качество - это не просто совокупность свойств объекта и их характеристик, а единая синергетическая система элементов, которыми являются свойства с их характеристиками. Таким образом, представляется важным признание теории систем (В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, А. И. Уемов,

Э. Г. Юдин и др.) как методологического основания проводимого нами теоретического исследования, что означает следующее:

• определение объекта нашего исследования как системы;

• выделение составляющих элементов этой системы;

• рассмотрение каждого элемента системы: его особенностей, функционирования;

• поиск связей и отношений между элементами системы.

В настоящее время существуют различные подходы к пониманию качества образования [7]:

- ценностно-ориентированный подход, оценивающий уровень качества образования по совокупности показателей, характеризующих его ключевые факторы - качество субъекта получения образовательных услуг (обучающегося), качество объекта предоставления образовательных услуг (образовательного учреждения);

- технологический подход рассматривает качество образования как совокупность шести подсистем: качество образовательного процесса, качество педагогического корпуса, качество научно-методической поддержки образовательного процесса, качество административного сопровождения, качество системы мониторинга качества образования, качество инфраструктуры, качество маркетинга;

- социально-экономический подход рассматривает качество образования как совокупность свойств образования и его проявления, способствующие удовлетворению потребностей человека и отвечающих интересам общества и государства;

- личностно-ориентированный подход рассматривает образование не как качество способа передачи знаний, умений и навыков, а как качество способа развития личности.

В зарубежных исследованиях под обеспечением качества образования понимается любая систематическая проверка того, отвечает ли продукт или сервис определенным вначале требованиям. Обеспечение качества (Quality Assurance) - это систематическая запланированная деятельность, направленная на получение подтверждений того, что работа выполняется эффективно и что конечный продукт или сервис будет отвечать заявленным критериям качества.

По мнению И. М. Бадаян «при организации стратегического управления качеством профессиональной подготовки в вузе необходимо учитывать интегральные показатели качества, отвечающие потребностям «заказчиков» образовательных услуг» [1].

Решая задачу обеспечения качества реализации образовательной программы прикладного бакалавриата, представляется оправданным ведущим выбрать социально-экономический подход, как позволяющий не только говорить об обеспечении качества, но и сравнивать, оценивая эффективность реализации образовательных программ. Эффективность при этом отражает степень достижения цели при определенных затратах. А в качестве составляющих качества реализации образовательных программ прикладного ба-клавриата выделить: ценностную, технологическую, личностную:

- с позиции ценностной составляющей возникает потребность выявить ценностные предпочтения субъекта оценивания субъекта оценивания в рамках социального заказа общества к образовательной программе в целом. В числе сущностных ценностных компонентов и качеств образования: культура, компетентности, квалификации и др.;

- с позиции технологической составляющей необходимо определить номенклатуру функционально-целевых показателей качества, которые участвуют в обеспечении и оценивании качества как степени достижения отдельных целей системы, когда это возможно и измеримо, и как степени развития отдельных функций системы, обеспечивающих достижение отдельных целей при невозможности их измерения или оценивания. В данном контексте необходимы согласования и учет потребностей профессионального рынка труда в подсистеме «результат - качество»;

- с позиции личностной составляющей упор делается на личностное развитие, позволяющее стать средством для достижения безопасного комфортного существования конкретного человека в современном динамическом мире, способствовать его саморазвитию. По определению И. М. Бадаян «определение новых концептуальных оснований процесса, обеспечивающих получение нового его качества (интеграционного единства личностноориентированного, деятельностного и диалогического - в подсистеме «личность» [1].

Указанные составляющие позволяют подходить к решению задачи качества с позиции многосубъектного заказчика - государства, общества, работодателя, студента и его родителей.

Задачей образовательной практики становится обеспечение качества реализации образовательных программ прикладного баклавриата в целостной совокупности обозначенных составляющих:

• Ценностную составляющую качества реализации образовательных программ прикладного баклавриата представляется возможным связать с обеспечением опережающего развития качеств будущего специалиста, которые в свою очередь обеспечивают качество жизни. Образование в этом смысле следует рассматривать как способ становления, реализации нового

человека, подготовленного к жизни в условиях постоянных перемен и высокого уровня неопределенности.

• Технологическая составляющая качества реализации образовательных программ прикладного баклавриата должна отражать очевидные преимущества прикладного бакалавриата - построение учебных программ, исходя из потребностей производства, практикоориетированную подготовку высококвалифицированных специалистов с большой теоретической базой, снижение сроков доучивания на производстве, возможности целевой подготовки для конкретного заказчика на выпускника. Кроме того, необходимы следующие базовые компетентности востребованные в любых производственных сферах: мотивация профессиональной деятельности в режиме высокой результативности труда, корпоративная культура, управление конфликтами и стрессами, управление безопасностью, обучение и повышение квалификации, адаптация и готовность к новой профессиональной деятельности в условиях технологических инноваций на производстве и т. д. [2].

• Личностная составляющая качества реализации образовательных программ прикладного баклавриата может быть связана с выбором или разработкой индивидуальной образовательной траектории, с созданием условий для трансформации образа профессионала в сфере производства еще на этапе профессиональной подготовки, его ориентации на цели развития инновационных производств.

Современные исследования позволяют выделить два главных фактора качества образования - цель и потенциал образования [7]. Эти факторы вполне применимы к реализации конкретной образовательной программы. Цель образовательной программы отражает общественное представление о том, какой вариант ориентации программы может считаться идеальным, удовлетворяющих потребностям и ожиданиям государства, общества, работодателя, студента и его родителей. Потенциал образовательной программы характеризует возможность достижения цели с точки зрения ресурсов и объективных условий.

Цель образовательной программы прикладного бакалавриата должна отражать выделенные нами выше составляющие - ценностную, технологическую, личностную, и конкретизироваться образовательным учреждением, реализующим программу.

Отдельного внимания заслуживает структурирование потенциала качества образовательных программ прикладного бакалавриала. Структурируя потенциал, будем исходить из понимания структуры как иерархической совокупности взаимосвязей и отношений между элементами системы. Также будем понимать, что структура охватывает внутреннюю организацию системы, являясь, по существу, способом внешнего выражения этой внутренней организации.

Структура потенциала образовательной программы предполагает рассмотрение достижения не только целей реализации самой образовательной программы, но и целей опережающей подготовки бакалавров и иннова-

ционного ресурсного обеспечения образовательной программы. В связи с этим, помимо базовых процессов подготовки бакалавров, связанных с достижением целей образовательной программы, важно рассматривать процессы подготовки бакалавра, связанные с его индивидуальными траекториями и опережающей подготовкой, а также с современными условиями и ресурсами для их обеспечения.

Также, при разработке структуры и содержания потенциала качества реализации программ прикладного бакалавриала необходимо отразить минимальные общие требования Концепции создания программ прикладного бакалавриата [3]:

- обладать кадрами, способными обеспечить изучение потребностей рынка труда региона, разработку программы, включающей профессиональные модули, организацию и содержание теоретической и практической составляющей программы; кадровый потенциал образовательного учреждения должен включать не только профессорско-преподавательский состав, но и представителей работодателей, имеющих опыт практической профессиональной деятельности, связанной с реализацией программы;

- обладать материально-технической и научно-методической базой, необходимой для реализации программы: базы практик на предприятиях, новейшее оборудование лабораторий и мастерских, компьютерное обеспечение, учебные пособия, тренажеры, доступ к соответствующей новой (последних пяти лет) литературе, в т. ч. на электронных носителях;

- иметь продуктивные механизмы трудоустройства выпускников, договоры с работодателями (в части участия в ежегодном обновлении, уточнении результатов освоения программы; использования лабораторий, учебных полигонов предприятий, баз практик, участия в руководстве практикой; разработки заданий на дипломное проектирование и программ государственной итоговой аттестации, участия в ее проведении; организации курсов повышения квалификации преподавателей, их стажировок).

В структуре потенциала представляется оправданным выделение двух взаимообуславливающих компонентов: основные линии и ресурсное обеспечение образовательного процесса. Под основными линиями образовательного процесса будем понимать базовые процессы подготовки и процессы, связанные с индивидуальными траекториями развития бакалавра и его опережающей подготовкой, обеспечивающие достижение целей реализации образовательной программы прикладного бакалавриата. Ресурсное обеспечение образовательного процесса будет включать ресурсы и условия реализации образовательной программы прикладного бакалавриата. Так как основным объектом контроля в данном контексте выступает качество образовательного процесса, среди множества факторов влияющих на ценностно-смысловые ориентиры профессионального образования в рамках прикладного бакалавриата необходимо выбрать обозримый конечный набор измеряемых количественных и качественных показателей эффективности и индикаторов результативности, адекватных уровню развития ВПО

и требованиям, предъявляемых потребителями образовательных услуг - работодателями.

Группа разработчиков С. И. Калугин, А. Ф. Лузакова, И. Ю. Степанова, Г. И. Чурсина, Ю. Г. Юдина в рамках проекта КФ 192 «Разработка системной модели показателей эффективности образовательных программ прикладного бакалавриата», проводимого при поддержке КГАУ «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» и Министерства образования и науки Красноярского Края, выделили основные линии реализации образовательных программ прикладного бакалавриата и показатели их эффективности. Были определены следующие основные линии:

- базовая производственно-технологическая подготовка;

- научно-исследовательская и(или) проектно-конструкторская подготовка;

- виды деятельности по планированию карьеры и профессиональное развитие.

Группой разработчиков для каждой основной линии выявлен набор показателей, отражающих особенности реализации образовательной программы прикладного бакалавриата с позиций обеспечения качества.

Базовая производственно-технологическая подготовка студентов ориентируется на обеспечение готовности к профессиональной деятельности, заданной рамками образовательного стандарта. При этом предполагается расширение и уточнение этой готовности на основе требований работодателей, выступающих заказчиками на реализацию образовательной программы. Важнейшими этапами на пути обеспечения качества производственнотехнологической подготовки студентов является:

• Независимая оценка результата образования;

• Разработка профессиональных стандартов отрасли и соотнесения с ними квалификаций выпускников;

• Демонстрация внутренних процессов для соотнесения деятельности в производственной сфере (отрасли) с профессиональными стандартами;

• Аудит деятельности;

• Публичная экспертиза результатов.

С целью расширения и уточнения предлагается образовательному учреждению совместно с представителями работодателей согласовать следующие показатели эффективности:

- квалификационные характеристики рабочего места выпускника, освоившего образовательную программу;

- системы учебно-профессиональных задач, тесты, позволяющие оценивать уровень сформированности универсальных и профессиональных компетенций;

- требования к культуре труда и работе с документацией выпускника, освоившего образовательную программу;

- требования к базовой профессиональной компетенции в соответствии с национальной рамкой квалификации;

- характер и способ прохождения учебных и производственных практик.

Научно-исследовательская и (или) проектно-конструкторская подготовка предполагает создание профессиональной образовательной среды, позволяющей студенту уже в процессе обучения приступить к решению профессиональных задач повышенного для бакалавриата уровня сложности, расширяя по своей сути базовую производственно-технологическую подготовку и закладывая фундамент для карьеры, расширяя зону профессионального развития. Показателями успешного функционирования данной среды могут выступить участие студентов в научно-исследовательской работе (публикации, выступления на конференциях и семинарах, участие в грантах), в разработке и внедрении новых технологий, адаптации и оптимизации существующих технологий.

Линия видов деятельности по планированию карьеры и профессионального развития отражает потребность обеспечения готовности выпускника встраиваться в существующий рынок труда, решая задачи опережающей подготовки современного специалиста. В социально-общественной сфере необходимо признание и придание должной значимости результатам профессионального развития в любой отрасли. Выстраивание карьеры связано с продвижением идеи развития профессионализма и идеи самореализации в работе - получения удовлетворения от деятельности. Карьерный рост связан с планированием развития, в том числе развития на уровне организации. Использование внешнего оценивания для определения перспективных областей для профессионального развития. Для практической реализации данных принципов в рамках прикладного бакалавриата возможно использования технологии карьерного портфолио или портфолио профессионального развития [4].

Показатели эффективности реализации линии профессионального развития и карьерного роста в рамках программы прикладного бакалаврита могут быть следующие:

- создание условий для индивидуального проектирования «собственного дела»;

- создание условий для подготовки к работе в коллективе/команде;

- формирование готовности учиться, переучиваться, создавать новое;

- ориентирование на оперативное реагирование на изменения в структуре производства и спросе на профессиональные кадры;

- развитие таких личностных кадров как здоровье и стрессоустойчивость, ответственность, инициатива, дисциплинированность.

Представляется, что наличие выделенных для каждой основой линии показателей эффективности, нацеленность учебного процесса, учебных и производственных практик, итоговой государственной аттестации выпускников на реализацию этих показателей позволяет судить об уровне качества с позиций государства, общества, работодателя, студента и его родителей.

Ресурсное обеспечение образовательного процесса оправдано связать с выполнением требований к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата, заданные ФГОС ВПО (стандарты третьего по-

коления). В структуре указанных требований возможно выделить следующие группы:

- кадровое обеспечение;

- материально-техническое обеспечение;

- учебно-методическое обеспечение;

- социально-педагогическое обеспечение;

- финансовое обеспечение.

Выполнение требований стандарта является обязательным для реализуемых основных образовательных программ в системе высшего профессионального образования и выступает основанием для государственной аттестации соответствующей программы. Особенности реализации программ прикладного бакалавриата может потребовать корректировки указанных в стандарте значений для достижения целей практико-ориентированной подготовки.

Таким образом, проведенные выше рассуждения, предложенные подходы к определению цели и структурированию потенциала образовательной программы прикладного бакалавриата позволяют, на наш взгляд, на системнометодическом уровне определить показатели эффективности для обеспечения качества реализации образовательных программ прикладного бакалавриата.

Библиографический список

1. Бадаян, И. М. Стратегическое управление качеством профессиональной подготовки специалистов в вузе [Текст] / Автореф. дис. ... докт. пед. наук / И. М. Бадаян. - M, 2010.

2. Граничина, О. А. Контроль качества образовательного процесса в контексте управления вузом [Текст] / Автореф. дис. ... докт. пед. наук / О. А. Граничина. - M, 2009.

3. Концепция создания программ прикладного бакалавриата в системе профессионального образования Российской Федерации [Текст] / авт.-сост.: В. И. Блинов, Ф. Ф. Дудырев, Е. Ю. Есенина, А. Н. Лейбович, А. А. Факторович - М.: Федеральный институт развития образования, 2010. - 17 с.

4. Смолянинова, О. Г. Е-портфолио в системе непрерывного образования педагогических кадров [Текст] / О. Г. Смолянинова // Труды международного сотрудничества «Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития». - Выпуск 9. - Санкт-Петербург, 2011. - С. 378-380.

5. Смолянинова, О. Г. Организация учебного процесса бакалавров /магистров педагогики в модульной кредитно/ рейтинговой системе обучения [Текст]: монография / О. Г. Смолянинова, Е. В. Достовалова, О. А. Савельева - Сибирский федеральный ун-т.- Красноярск, 2009. - 294 с.

6. Субетто, А. И. Концептуально-теоретические основы решения проблемы качества образования в России [Текст] / А. И. Субетто // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 75-87.

7. Степанова, И. Ю., Адольф, В. А. Профессиональная подготовка учителя в условиях становления постиндустриального общества [Текст]: монография /

И. Ю. Степанова, В. А. Адольф; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. -Красноярск, 2009. - 520 с.

8. Степанова, И. Ю. Обеспечение качества профессиональной подготовки педагогических кадров в вузе [Текст] / И. Ю. Степанова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 12. - С. 35-44.

УДК 378.1

Гафурова Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики профессионального обучения Сибирского федерального университета, [email protected], Красноярск

Твердохлебова Татьяна Валерьевна

Кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой Экономики и международного бизнеса горно-металлургического комплекса Сибирского федерального университета, [email protected], Красноярск

МАГИСТЕРСКАЯ ПОДГОТОВКА В РЕАЛИЗАЦИИ АНДРАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Gafurova Natalia Vladimirovna

Doctor pedagogical, professor of professional education pedagogy department of Siberian Federal University, [email protected], Krasnoyarsk

Tverdohlebova Tatyana Valerievna

Doctor economical, professor of Economics and international business of mining-metallurgical complex department of Siberian Federal University, [email protected], Krasnoyarsk

MASTER'S TRAINING IN THE ANDRAGOGICAL APPROACH

Институциональная модель образования, реализуемая сегодня, не адекватна рыночной экономике, а скорость ее развития существенно отстает от скорости развития общества. Каждый ее элемент, процесс, технологии и др. не ориентированы на перспективы, новые цели и ценности современного этапа развития страны [8]. При этом из известных системных вызовов современного общественного развития наиболее существенными для образования являются:

• перегруженность знаниями образовательных программ разных ступеней образования, не востребованными в дальнейшей жизнедеятельности человека;

• продуктивную подготовку педагогического корпуса;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.