ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
СОЦИОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ
________68
2006.№3
УДК 378.1 (045)
О.В.Санникова, И.В. Меньшиков
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ И
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Предлагается способ определения методологических оснований для проектирования естественнонаучной компоненты содержания высшего профессионального социально-гуманитарного образования.
Ключевые слова: методология, содержание образования, системно-
синергетический подход, феноменологический подход, межпарадигмальный синтез.
Реформирование профессионального образования в нашей стране обостряет проблему изменения содержания и форм подготовки специалистов в учреждениях высшего образования. Ожидаемые изменения в структуре образовательного процесса, связанные с переходом к двухуровневой системе «бакалавриат - магистратура», должны сопровождаться и изменениями в содержании образования, что в особенности касается социально - гуманитарных направлений. Ориентированная на требования рынка труда подготовка современных высокопрофессиональных специалистов в области социально-гуманитарной деятельности должна не только руководствоваться прагматическими соображениями, но и иметь общекультурную и ценностно-смысловую направленность.
Это возможно, если обеспечение профессиональной направленности получаемых знаний будет соотноситься с сохранением оснований для выработки мировоззренческих ориентиров и ценностных установок будущего специалиста. Рационализация и прагматизм, сопутствующие профессионализму, необходимому в высокотехнологичном обществе, безусловно, требуют опоры содержания образования на современное научное знание. Идеалы и ценности научной рациональности, сформированные в большей мере благодаря развитию естественных наук, побуждают к поиску оснований междисциплинарного синтеза социально-гуманитарного и естественнонаучного знания в содержании профессионального образования.
Несмотря на длительное присутствие в учебном плане гуманитарных специальностей дисциплин, заявленных как естественнонаучные ( например, «Концепции современного естествознания»), содержание их до сих пор остается неопределенным. Когда мы говорим о содержании образования, то, разумеется, понимаем это не в формально-административном смысле. То, что нормативные документы называют содержанием образования, представлено весьма схематично. Речь идет о так называемых государственных стандартах, дидактических единицах, примерных программах и т.п. Содержание естественнонаучного образования гуманитариев представлено как
СОЦИОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ 2006.№3
соединение фрагментов предметных знаний (физики, химии, геологии, биологии, физиологии, психологии, экологии и др.), каждый из которых выглядит самодостаточным, изолированным. Эта ситуация далека от намерения авторов стандарта и программы предъявить гуманитариям некое целостное естественнонаучное знание.
Содержание образования гуманитариев в его естественнонаучной составляющей будет выступать как целостное, если его проектировать на основе методологии гуманитарного познания, что соответствует специфике профессиональной подготовки студентов и сущности образовательного процесса. Так, рассмотрение содержания образования в коммуникативном ракурсе позволяет определять основу его целостности как имманентную не самому знанию (поскольку речь идет об образовательном процессе), а связи субъекта с этим знанием, формируемой в определенной образовательной коммуникации. В этом случае целостное содержание естественнонаучного образования гуманитариев будет представлено как телеологичное и личностно окрашенное, для того чтобы стать «переводом области значений в область смыслов»[4.С.35].
Соединение материала естественнонаучных знаний с гуманитарной методологией является весьма перспективным для реализации смыслов и целей профессионального социально-гуманитарного образования.
Во-первых, это признак того, что содержание образования не отстает от процессов, происходящих в современной культуре, а в некотором смысле их даже актуализирует. Имеется в виду популярная тенденция к междисциплинарному синтезу гуманитарного и естественнонаучного познания, к определению нового места субъекта в процессе познания. Поскольку этот процесс не завершен, имеется возможность в общих рамках образовательного стандарта конструировать содержание
естественнонаучного образования гуманитариев с учетом современных социокультурных тенденций. Во-вторых, появляется реальная возможность предъявить будущим специалистам-гуманитариям естественнонаучную культуру в ее единстве и взаимодействии с культурой гуманитарной.
Для реализации такого образовательного конструкта должна быть избрана концептуальная позиция, фиксирующая принципиальное отличие в естественнонаучной подготовке между гуманитарными и другими (естественными, техническими, медицинскими и т.д. специальностями).
Данное отличие обусловлено тем фактом, что естественнонаучные представления, полученные гуманитариями в процессе профессиональной подготовки, имеют не утилитарно-прагматический, а, скорее, ценностноориентировочный характер, необходимый не столько в специализированной деятельности, сколько в рамках повседневности. Но для студента, а часто и для преподавателя, это не самоочевидный факт. Присвоение содержание естественнонаучного образования происходит через специфическую образовательную коммуникацию, основной проблемой которой является осмысленность содержания сообщения в связи с заведомой отчужденностью гуманитариев от содержания естественнонаучного образования. Для преодоления этой отчужденности необходимо интерпретировать это
содержание в ценностно-смысловом контексте. Осмысленность естественнонаучных знаний может быть создана определенным конструктом содержания естественнонаучного образования гуманитариев. Однако проблематичность создания такого конструкта видится в том, чтобы, сохранив специфику естественнонаучного знания, транслировать его средствами гуманитарного познания. Если содержательную, процессуальную и инструментальную стороны такой образовательной коммуникации удастся объединить, возникнет еще один способ интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания как вариант междисциплинарного синтеза в содержании образования.
Разработка методологических оснований междисциплинарности в содержании профессионального образования позволит:
- расширить границы категории содержания образования как категории философии образования;
- расширить методологические основания проектирования междисциплинарного содержания профессионального образования;
- определить динамику содержания профессионального социальногуманитарного образования в соответствии с динамикой междисциплинарности в социокультурном и естественнонаучном познании.
Междисциплинарный синтез в содержании образования опирается на:
- дистанцирование от гносеологических установок эпохи модерна, признающих абсолютную и безусловную ценность рационального объективного научного знания как единственного основания истины, стремление к ценностям полипозиционности, полицентризма, субъектноориентированного знания;
- стремление к соединению в содержании междисциплинарных учебных курсов познавательных и ценностно-ориентировочных аспектов, соответствующих современной социокультурной ситуации;
- соответствие тенденциям формирующегося информационного общества, где для человека актуальны не только качество и количество информации, но и ценностные ориентиры ее отбора и систематизации в соответствии с потребностями профессионального роста и личностного становления;
- восполнение профессионализации, связанной с дифференциацией различных способностей сторон человека, целостностью его мироощущения и самовосприятия;
- маргинальное положение междисциплинарного содержания образования, в котором материал естественнонаучного знания должен соединяться с установкой на гуманитаризацию профессионального образования;
- несводимость междисциплинарного содержания образования к сумме знаний о фактах. Основа такого содержания рассматривается как система представлений о социально и культурно обусловленных методах и способах человеческого познания; о многообразии гносеологических позиций, сменяющих друг друга в истории культуры; о трансформации
СОЦИОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ 2006.№3
ценностных и целевых установок относительно различных форм и методов научного познания.
В связи с этими обстоятельствами для создания конструкта содержания естественнонаучного образования гуманитариев предлагается соединение феноменологического и системно-синергетического подходов.
Синергетика является универсальной методологической парадигмой, сформулированной в тех областях естественнонаучного знания, где изучаются сложные системы, явления самоорганизации и эволюции сложных систем опирающиеся на принципы открытости, нелинейности, структурной гетерогенности. Синергетика, поскольку она исследует универсальные законы развития, может быть применена не только в сфере естественнонаучного, но и гуманитарного знания, что сегодня является наиболее актуальной проблемой развития этой парадигмы.
Видение синергетикой мира и человека как сложных самоорганизующихся систем, находящихся в ситуации системно-целостного единства, позволяет в отношении системы образования интерпретировать и реализовать следующие принципы методологии синергетики (В. А. Аршинов):
- нелинейный стиль мышления; неоднозначность теоретических построений, концептуальный и методологический плюрализм, сопряжение абстрактно-логического и образно-интуитивного, рационального и иррационального способов мышления;
- постулирование хаоса как необходимого творческого момента становящейся, самоорганизующейся реальности (порядок и беспорядок представляются неотделимыми друг от друга);
- «человекомерность» эволюции и самоорганизации, когда познание внешней реальности в своем развитии будет все более сопрягаться с познанием реальности внутренней.
Применение системно-синергетического подхода в проектировании содержания образования позволит:
- соотнести модель междисциплинарного содержания образования как системы и синергетическую модель эволюции и самоорганизации;
- определить место и роль субъекта в конструировании содержания образования;
- рассмотреть содержание социально-гуманитарного образования с позиций междисциплинарного взаимодействия и методологической дополнительности в опоре на глубокие теоретические основания, выражающие общность законов развития систем различной природы, различные способы определения единства человека с мировым целым.
Возможности соединения системно-синергетических и
феноменологических подходов активно обсуждаются в современной философской литературе специалистами как в области гуманитарного знания, так и в области философии естествознания.
Необходимость изыскивать феноменологические аспекты в когнитивных основаниях синергетической парадигмы подчеркивает В.И.
Аршинов. В работах отечественных методологов синергетики В. Г. Буданова, А.Д. Суханова, Е.Л.Князевой, С.П. Курдюмова рассматриваются проблемы и возможности применения синергетической методологии к образовательной деятельности, для изменения ее содержания и способов организации. Авторами данной работы на протяжении ряда лет исследуется возможность применения системно-синергетического подхода для проектировании образовательных систем различного уровня. В частности, предложена модель развития образовательной системы (образовательного пространства, образовательной программы) в соответствии с принципами открытости (связи, соотношения с моделями других социальных феноменов) и неравновесности, нелинейности (чувствительности образовательной системы к внешним воздействиям, поддерживаемой потоком информации извне, которая служит причиной развития неустойчивости с соответствующими периодами реформирования, реорганизации). Периоды неустойчивости перемежаются периодами устойчивости, которые обеспечиваются многообразием, избыточностью элементов образования как системы. За счет избыточности система обеспечивает себе адаптивность, динамику, развитие
[1;3].
Определены принципы и направленность изменения содержания образования через знакомство с миром развивающихся сложных нелинейных систем; изменение способов организации этого содержания через определение основных понятий синергетики для других областей знания (социального, экономического, гуманитарного), благодаря чему преодолеваются границы между учебными дисциплинами, единство которых основывается на построении и изучении универсальной модели развития [2].
Акцентированный в современных исследованиях постнеклассический характер синергетической парадигмы (подразумевающий включение познающего субъекта в содержание получаемого им знания) позволяет рассматривать проектирование междисциплинарного содержания социальногуманитарного образования как субъектно-ориентированное. Такое содержание включает в себя субъекта как носителя образовательных ценностей; как источника целеполагания образовательного процесса; как деятельного участника проектирования содержания собственного образования, определяющего границы своей субъектности в отношении формирования этого содержания. Субъектно-ориентированным
междисциплинарным содержанием образования гуманитариев может стать гносеологическое, аксиологическое, этическое, эстетическое отношение субъекта познавательного процесса к научному знанию и способам его получения в его (отношения) развитии в формах конкретных естественнонаучных теорий, концепций, парадигм и т.д. В этом случае направленность междисциплинарного содержания образования -формирование субъектности участников образовательного процесса через создание рефлексивного отношения к процессу и предмету образовательной деятельности и преодоление их (участников) отчуждения от содержания собственного образования.
СОЦИОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ 2006.№3
Феноменологический подход позволяет представить в содержании социально- гуманитарного образования миропонимание, отражающее единство познаваемого мира и познающего сознания, единство мира объектов и их смыслов. Трансцедентальная феноменология может стать методологическим основанием для определения способов соотношения субъекта образования и содержания этого образования, поможет преодолеть чрезмерный объективизм в преподавании основ естествознания гуманитариям. Междисциплинарное содержание образования должно обратить субъекта к основаниям его собственного бытия, условием переживания сознанием факта собственного существования. Феноменология как методология в этом случае может послужить базисом для определения тех условий и обстоятельств в процессе профессионального социогуманитарного образования, которые способствуют становлению трансцедентального субъекта образовательного процесса, придающего этому процессу значение и смысл, переживающего и проживающего свою принадлежность не только к гуманитарной, но и к естественнонаучной культуре.
Для методологического обоснования конструирования междисциплинарного содержания социогуманитарного образования потребуется соответствующим образом интерпретировать базовые категории феноменологии: переживание, интенциональность, интерсубъективность,
жизненный мир, повседневность.
Основания для этого конструирования мы находим, в частности, в феноменологической концепции повседневности, представленной последователем Э. Гуссерля, А.Щюцем в работе «Структура повседневного мышлениия»[5].
В соответствии с конструктом А.Щюца могут быть выстроены следующие позиции конструкта содержания естественнонаучного образования:
1) для того, чтобы стать элементом повседневности, естественнонаучные знания должны быть представлены как интерсубъективные, интерпретируемые, переживаемые;
2) содержание естественнонаучного образования - это интерпретация,
основанная: на предыдущем опыте знакомства обучающихся с
интерпретациями естественнонаучных знаний как объективно существовавших до этого опыта; на предыдущем опыте преподавателя как опыте интерпретации самих знаний и интерпретации этих интерпретаций;
3) в качестве объективно существующих естественнонаучные знания (или их определенные интерпретации) воспринимаются как типические;
4) содержание естественнонаучного образования должно быть непрерывным, то есть новая интерпретация может быть осмыслена столько в связи с предшествующей;
5) в содержание естественнонаучного образования должны включаться биографически детерминированные интерпретации конкретно-научных знаний;
6) содержание естественнонаучного образования должно быть представлено как поле смыслов, нуждающихся в интерпретации, разрушающей одни опоры и согласия с миром и восстанавливающей другие опоры и согласия [5.С.30];
7) содержание естественнонаучного образования должно быть
представлено как социализированное, «преодолевающее своеобразие
объектов личного опыта», которое «представляется объективным и анонимным» [5. С .30].
Для реализации этого конструкта необходимо: рассмотреть
естественнонаучное знание как интерпретируемое и интерсубъективное; выяснить, как субъективная интерпретация и биографическая детерминация естественнонаучных понятий в образовательном процессе рождает их объективацию; выявить характеристики субъекта образовательного процесса как интерпретатора интерпретаций. Как преподаватель, так и обучающийся предстают как интерпретирующие субъекты. Различаются они только разной степенью рефлексии интерпретации как процесса и как результата. Обучающийся интерпретирует адаптированную преподавателем интерпретацию, часто не рефлектируя ни сам факт интерпретации, ни степень ее адаптации. Преподаватель целенаправленно создает адаптивную интерпретацию, неизбежно окрашенную личностно, рефлектирует, регулирует (по крайней мере, должен) и факт интерпретации, и степень адаптации, и меру личностной окрашенности.
В практике образования междисциплинарная интеграция гуманитарного и естественнонаучного знания в содержании профессионального социально-гуманитарного образования потребует решения ряда задач, связанных с необходимостью:
- определения интегративных методологических оснований трансляции содержания современного социокультурного междициплинарнго дискурса в содержание профессионального социально-гуманитарного образования.
- определения способов методологического синтеза системно-
синергетического и феноменологического подходов к интерпретации междисциплинарного содержания социально-гуманитарного
профессионального образования;
- разработки модели содержания профессионального социогуманитарного образования в аспекте синтеза естественнонаучной и гуманитарной культур на основе межпарадигмального дискурса.
Разумеется, в связи с изменением конструкта естественнонаучного образования гуманитариев в образовательной практике возникнут и определенные проблемы. Одна из них связана с тем, что реализация такого конструкта осуществляется в рамках образовательной институции (высшей
СОЦИОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ 2006.№3
школы), цели которой могут расходиться с целями образовательной коммуникации.
Речь в том числе идет и об обязательном контроле над освоением содержания естественнонаучного образования. Содержание и формы контроля в этом случае зависят от определения этого содержания. Если содержание естественнонаучного образования лежит за пределами осмысленного коммуникативного дискурса, представляет собой набор неосмысленных сведений, то и контроль за освоением такого содержания не имеет никакого смысла. Образовательный процесс обессмысливается сам в себе, значит, ему можно приписать какие угодно внешние смыслы, исходящие от любой социальной институции. Поэтому от определения содержания образования (в том числе и естественнонаучного) зависит позиционирование образования (в том числе и профессионального) в поле социальных смыслов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Санникова О.В., Меньшиков И.В. Синергетическая модель развития регионального образовательного пространства //Философский век. Альманах. Вып. 30. История университетского образования в России и международные традиции просвещения. Т. 3. СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2005. С. 276-282.
2. Санникова О.В., Меньшиков И.В. PR в образовании: синергетический подход//РЯ в образовании. 2004. №2.
3. Санникова О.В., Меньшиков И.В. Образование: стратегии развития и синергетика.//Синергетика и образование: Хрестоматия. Ижевск: Изд-во Удм. ун - та. 2003.С. 366-384.
4. Шатин Ю.В. Феноменология образования и коммуникативная стратегия обучения//Дискурс. 1996.№ 1.
5. Щюц А. Структура повседневного мышления//Социологические исследования .1988.№2.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект №060600049а).
Поступила в редакцию 16.01.06
O.Sannikova, I.Menschikov
Designing’ s methodology of the education’ s contents.
In article opportunities of application of synergetrics’ methodology and phenomenology for designing the organization and the contents of education are considered.
2006.№3
Меньшиков Игорь Викторович Удмуртский государственный университет 426034, Россия, г. Ижевск, Университетская, 1, корп.1 E-mail: [email protected]
Санникова Ольга Владимировна Удмуртский государственный университет 426034, Россия, г. Ижевск, Университетская, 1,корп. 6 E-mail: [email protected]
СОЦИОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ