КОНСУЛЬТАЦИИ
УДК 371.025.3
Е. Г. Белякова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СМЫСЛООРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматриваются возможности проектирования смыслоориентированного урока. Определены основные принципы построения урока, его структурно-содержательные и процессуальные характеристики.
Ключевые слова: ценностно-смысловой подход, смыслоориентированное образование, смыслоориентированный урок, актуализация предпонимания, когнитивное понимание, интерпретативное понимание, бытийное понимание.
In еру article designing possibilities sense-oriented lesson are considered. Main principles of construction of a lesson, its structurally-substantial and remedial characteristics are defined.
Key words: sense-value approach, sense-oriented еeducation, sense-oriented lesson, preunderstanding actualization, cognitive understanding, interpretive understanding, life understanding.
В условиях современного культурно-исторического процесса особое значение приобрела проблема осмысленности жизнедеятельности человека как социокультурного субъекта. Необходимо понимать сегодняшний мир, его динамику и актуальные проблемы, используя опыт и знания, и далее - проектировать и преобразовывать его в соответствии с разумными основаниями. В настоящее время складывается потребность в образовании, приоритетной целью которого является создание условий для освоения культуры на уровне осознанного ее понимания и формирования системы смыслов современного человека, позволяющих сохранить преемственность культуры и обеспечить развитие ее ценностей. При этом ценностно-смысловой подход не противопоставляется классической зун-дидактике и развивающему образованию, а скорее является их закономерным «преемником», поскольку в данном случае знание (культурный опыт) выступает как средство развития личности и обогащения индивидуального социальным, создает возможности осмысленной жизнедеятельности человека в современном мире на основе освоенного содержания образования.
Целью статьи является попытка проектирования урока смыслоцелевой направленности на основе идей ценностно-смыслового подхода и психодидактической модели понимания. В данном случае предлагается использовать в проектировании современного урока достижения современного гуманитарного знания (культурологии, аксиологии, психологии, педагогики), что позволяет внести новые акценты в цели, задачи, формы и методы, содержание урочной деятельности.
Специфика урока в смыслоориентированном образовании заключается в его направленности на освоение сущностного, осмысленного как в своем предметном выражении, так и с точки зрения его социальной и личностной значимости знания. Осмысленное знание становится личностным, когда оно переходит в форму личностных новообразований, получает коммуникативно-деятельностное выражение, становится частью жизненного проекта учащихся. Педагогическое проектирование в традиции ценностно-смыслового подхода с необходимостью предполагает осознанное введение в «ткань» урока педагогических приемов, нацеленных на углубление понимания содержания образования и актуализацию различных форм смыслопоисковой деятельности обучающихся.
В соответствии с ценностно-смысловым подходом необходимо строить урок как начальный этап конструирования социально-нормативной творческой деятельности. Для этого следует поставить ученика в позицию субъекта этой деятельности, дать ему возможность соотнести предлагаемое содержание образования и собственные жизненные задачи.
Основанием для построения психодидактической модели понимания и проектирования на этой основе смыслоориентированного урока как основной единицы образовательного процесса выступают современные представления о сущности и закономерностях понимания и смыслоактуализации. Они позволяют охарактеризовать данный процесс как многоуровневый и многофазный, как непрерывное и одновременно нелинейное по своему характеру углубление в сущность предмета понимания. На основании исследований проблемы понимания можно выделить ряд форм понимания, которые одновременно характеризуют этапность процесса восхождения к новому смыслу. Каждый новый этап понимания интегрирует в себе достигнутый ранее опыт осмысления на новом, более сложном уровне. Одновременно процесс понимания имеет нелинейный, нередко возвратный характер.
Феноменологическое понимание (предпонимание) - это основанное на предшествующем опыте восприятие нового явления, объекта, события, ситуации, которое позволяет осуществить предметную референцию смысла. Когнитивное понимание соотносимо с успешностью усвоения научных знаний на уровне значений. Способность занять осмысленную ценностную позицию в диалоге, формирование личностного смысла знания выражает сущность интерпретативного понимания. Бытийное понимание проявляет себя через умение осмыслять и реализовывать ценности и смыслы в контексте своей жизни. Данный вид понимания реализуется посредством культуросообразной деятельности на основе осмысленного знания и опыта его получения. Бытийное понимание - это сущностное знание, опосредованное культурными значениями, осознанное человеком в контексте его жизнедеятельности и одновременно служащее основой для дальнейшего познания.
Основным при проектировании смыслоориентированного урока является принцип непрерывности образования.. Урок - необходимая часть непрерывного процесса обучения. В то же время урок - только одна из составных частей образовательного процесса. Он в большой степени подконтролен и технологизирован, но основная работа понимания протекает вне урока. Однако и она должна быть организована, мотивирована, направле-
на, стимулирована и т. д. На уроке можно создать условия для становления способов работы понимания, которые на данном этапе нуждаются в педагогическом управлении и руководстве. Те формы, которые уже сложились, могут и должны организовываться педагогом в режиме самостоятельной работы, т. е. самообразования и самообучения. Из данного принципа следует, что особое значение приобретает подготовка учащихся к уроку и продолжение урока в самостоятельной деятельности учения.
Принцип открытости означает, что понимание инициируется из жизненной ситуации субъекта, разворачивается в педагогической деятельности и деятельности учения, содержательно наполняется из разных культурных источников и с необходимостью выходит за пределы учебной ситуации через смыслотворческую продуктивную деятельность в культуру. Первый этап процесса понимания - это актуализация жизненного опыта и осознание ограниченности собственных знаний, т. е. «знания о незнании» (В. П. Зинченко). Затем следует второй этап, заключающийся в переходе к пониманию на уровне культурных значений. Интерпретативное понимание (третий этап) становится возможным при условии освоения базовых знаний, которые служат основой для формирования личностной позиции. И, наконец, четвертый этап предполагает активное участие человека, творческую культуросообразную деятельность на основе его сформированной жизненной позиции, системы личностных ценностей и смыслов.
Принцип смысловой активности акцентирует тот факт, что понимание осуществляет субъект понимания, а задача учителя - организовать условия, создать необходимые предпосылки для приобретения опыта понимания в совместной деятельности и открытом диалоге. Смысловая активность участников педагогического процесса выступает условием обогащения содержания образования - не только предметного, но и ценностно-смыслового, нормативно-поведенческого компонентов - по мере расширения пространства социального развития, становления личностных новообразований обучающихся.
В опытно-экспериментальной работе, проводимой под нашим руководством, были опробованы варианты проектирования урока с опорой на идеи ценностно-смыслового подхода.
В структуре смыслоориентированного урока можно выделить несколько этапов. Одновременно необходимо отметить, что предлагаемая модель носит идеальный характер, только допуская возможность проделать целостный путь понимания содержания образования в рамках изолированного урока. Учитывая непрерывность процесса понимания, можно проектировать конкретный урок согласно одному из выделяемых нами этапов.
Этап «Целеполагание». Ученик как осмысленный субъект образовательного процесса должен понимать, ради чего изучает предмет и работает на уроке. При этом он изначально находится в своей жизненной ситуации, из нее смотрит на происходящее в педагогическом процессе и включается в урок, основываясь на своих интересах и ценностях. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь осознать смысловую реальность урока, в диалоге выстроить цель обучения и соотнести ее с жизненными запросами ученика. Для этого следует поместить знание в контекст значимой проблемы или
деятельности, показать, как это знание может повлиять на ключевые события в жизни человека. Необходимо найти такие ситуации и включить в них детей в форме предложения смысла, совместного проектирования будущего посредством моделирования проблемных ситуаций - вербального (в диалоге) либо с помощью имитационных методов (деловые игры, драматизации и т. д.). При этом желательно использовать веер ситуаций, поскольку они рассчитаны на группу детей и носят вероятностный характер мотивирования. Важным условием реализации данного этапа урока является стимулирующая среда (педагоги, родители, учащиеся), которая прямо или опосредованно оказывает влияние на постановку осмысленной цели.
Этап ««Актуализация предпонимания»>. Актуализировать необходимо не только усвоенные ранее зуны и индивидуальный опыт представлений, но и предпонимание нового материала - в форме эвристической беседы, заданий опережающего характера (предпонимание - это знание, основанное на предшествующем учебном и жизненном опыте детей). Целесообразно также активизировать процессы мышления через психотехнические упражнения на предметном материале. На этом же этапе необходимо создать ситуацию непонимания (незнания). Условием реализации этапа являются доверие, толерантность, доброжелательная атмосфера на уроке, которые способствуют активизации мыслительной творческой деятельности, обеспечивают полноценную личностную вовлеченность в групповую работу.
Этап ««Освоение нового». На этом этапе происходит построение смысла в разных его «проекциях» (когнитивная, предметно-практическая, ценностная составляющие). В данном случае применимы разные приемы осмысления в зависимости от типа урока, поставленной задачи, возможностей учеников, характера материала. Во всех случаях педагогический контекст включает ситуации непонимания и актуализацию потребности в понимании. На наш взгляд, здесь решаема такая задача, как воспроизведение микрогенеза смысла: от ситуации-события - к его жизненному смыслу, затем -к осознанию недостаточности знания и актуализации потребности в понимании, затем - к освоению знания, к новой позиции и взгляду на ситуацию, к постановке творческих целей (организации деятельности).
Освоение знания как прочтение культурного текста происходит через реконструкцию жизненного фрагмента, в котором отражены контексты рождения знания - биографический, социально-исторический, научный, событийный. Возможно комбинирование когнитивных методов и интерпретационных приемов, использование активных методов, обеспечивающих проживание знания в настоящем и творчество. Учебный текст выступает как предмет диалога с его автором, реконструкции его индивидуального ценностно-смыслового контекста.
На данном этапе особой становится роль педагога, который уже не является только предметником. Он играет роль интерпретатора знания -посредника в осмыслении, осуществляет персонификацию знания, т. е. выступает как самостоятельная личность с осмысленной жизненной позицией. Важным условием является особая среда общения и деятельности на уроке - возможность самовыражения, прояснения своих ценностей, диалога смыслов.
Этап «Применение знания». Применение может быть рассмотрено как встраивание знания в новый контекст - социальный, в котором ученики способны определить свои ценностные приоритеты и жизненные задачи. Отработка навыков и умений применять знание в новых условиях происходит первоначально в контексте учебной ситуации. Далее возможно моделирование жизненных и профессиональных ситуаций, в которые новые знания включены как необходимое условие решения. На данном этапе производится осмысленная постановка учащимися с помощью педагога задач проектного типа в рамках социально-ориентированной и научно-исследовательской деятельности. Условие реализации этапа - поддерживающая среда (педагоги, родители), формы и методы, которые обеспечивают возможность использования полученного знания в творческой деятельности.
Приведем часть методических материалов, в опоре на которые педагоги-экспериментаторы выстраивали стратегию проектирования и проведения смыслоориентированного урока.
Механизмы смыслоактуализации и их педагогическое обеспечение (на основе работ А. Ф. Закировой, В. В. Знакова, А. Я. Данилюка, Д. А. Леонтьева и др.)
Механизм Процедура Приемы
1 2 3
Постановка задачи «на смысл» - осознание тех мотивов, которые сообщают смысл объектам, явлениям или действиям. Открытие смысла -это две взаимосвязанные стороны: познание реальности (что есть сие?), открытие смысла (что есть сие для меня?) Вопросы в отношении действия: ради чего я это сделал, или делаю, или собираюсь делать; какие мотивы за ним стоят, какие потребности или ценности находят реализацию в этом действии и к каким следствиям оно приведет. Оценка того, какое значение данное действие имеет для моей жизни, для социума, для человечества в целом Рефлексивная вербализация. Метафорическая вербализация. Проективные техники (рисование, незаконченные предложения, толкование сюжетных картин и т. д.). Прояснение смыслов в ходе открытого диалога. Сократический диалог. Составление нарративов (жизненных повествований). Проектирование жизненной перспективы. Драматизации (на материале проблемных жизненных ситуаций). Ролевые игры. Рефлексия
Продолжение таблицы
1 2 3
Вопросы в отношении объектов, явлений или событий жизни: какое место они занимают в моей жизни, в моем жизненном мире, для каких аспектов жизни они небезразличны, как могут повлиять на нее, каковы их последствия. Оценка того, какое значение данный объект имеет для моей жизни, для социума, для человечества в целом Вербализация. Метафорическая вербализация. Прояснение смыслов в ходе открытого диалога. Составление нарративов (жизненных повествований). Проектирование жизненной перспективы. Драматизации (проблемные жизненные ситуации). Ролевые игры. Рефлексия
«Встреча» (механизм отраженной субъек-тности), при которой происходит толчок к переосмыслению личностью себя, своей позиции в мире, своего жизненного опыта. Осуществляется встреча с иной точкой зрения на одни и те же обстоятельства, события, факты Влияние, оказываемое значимым другим в межиндивидуальных контактах, контакт с его уникальной смысловой системой Представление педагогом своего мировиде-ния, своих взглядов и ценностей, утверждение их в межличностном взаимодействии с воспитанниками. Его взгляды, личностная позиция выступают как активное деятельностное начало, формируют новые цели. Его собственная активность, ее причины и последствия приобретают особый личностный смысл для воспитанников
Художественное переживание (воздействие искусства на личность). Диалог с автором художественного произведения, контакт с его миром смыслов Методы сказкотера-пии, библиотерапии -для воспитывающего воздействия использование художественных текстов с определенной смысловой направленностью. Обогащение мировоззрения личности новыми смыслами Чтение текстов и их обсуждение, составление собственных рассказов по предложенному сюжету, завершение ситуаций из художественных произведений. Техника предложения смысла (В. Франкл)
Продолжение таблицы
1 2 3
в форме пословиц, изречений, максим, цитат, описания сходных по смысловой структуре ситуаций в виде притч, иносказаний, метафор
Механизм смыслообра-зования (Д. А. Леонтьев) как процесс распространения смысла от ядерных структур личности к производным в конкретной ситуации Смысло- и целеполага-ние (выявление мотива, цели и условий деятельности). Совместное проектирование личностно и жизненно значимого образовательного продукта обучающегося. Взаимодействие педагога и обучающегося как совместная продуктивная творческая деятельность, в которой обозначен результат, выходящий за рамки учебнопознавательной ситуации. Содержание образования либо как цель, либо как условие осуществления деятельности Смысло- и целеполага-ние в учебной деятельности (на важных этапах обучения, когда закладываются его ценностные основания, выделяются новые этапы освоения знания). Выдвижение целей социально-ориентирован-ной проектной деятельности. Распространие смысла на новые элементы деятельности (генеральный смысл определяет взгляды, установки, направленность личности) через рефлексивный анализ, метафо-ризацию
Работа со смысловыми конструктами Ценностно-смысловая рефлексия посредством анализа речевых выражений, обнаруживающих смысложизненную позицию Акцентирование и анализ значимых для личности параметров оценки объекта, явления, события. Расширение образа мира за счет введения новых конструктов, более гибких и подвижных (эвристичных)
Присвоение социальных ценностей Механизм групповой идентичности Сплочение коллектива в контексте социально значимой деятельности
Формирование мотивации Актуализация связи потребности и предмета деятельности Демонстрация связи потребностей личности и содержания образования
Продолжение таблицы
1 2 3
Актуализация мотивов и ценностей Ситуация смыслового выбора Задания, предполагающие ответственный выбор направления деятельности в ситуации, осознанное решение (при этом результаты деятельности или действия затрагивают жизненные интересы человека, социума, человечества в целом)
Смысловая саморегуляция 1. Переоценка значимости предмета. 2. Предвидение и переживание последствий действия и отказ от его выполнения. 3. Обращение к внешним стимулам, ритуалам, к другим людям за поддержкой. 4. Соединение заданного и принятого действия с новыми мотивами или новыми целями, и за счет этого переосмысление действия. 5. Включение заданного действия в другое, более широкое и значимое для человека. 6. Связывание заданного действия с возможностью затем выполнить другое желаемое человеком действие. 7. Связывание действия с самооценкой, сравнением себя с другими людьми или литературными героями Приемы фасилитации или управления смыс-лообразованием. То, что описано как процедура, - выполняет педагог как организатор процесса смысловой регуляции, постепенно обучая этому воспитанников и передавая им эту функцию в формах групповой деятельности и индивидуальной саморегуляции
Смыслотехника 1. Подключение дополнительных источников смысла. Мотивация соревнования, похвала, поощрение/наказание, обещание.
Продолжение таблицы
1 2 3
2. Специфическое означивание объекта. 3. Ссылка на авторитеты Выбор точного словесного ярлыка или образа, акцентирующего ценностную сторону объекта. Подкрепление действенности смысла благодаря харизме значимого другого
Интерпретация (по А. Ф. Закировой) Актуализация личностной позиции в диалоге, активном сопряжении смыслов (либо в реальных коммуникативнодеятельных формах, либо в форме диалога с текстом). Выражение личностной позиции во встречных текстах -нарративах Перевод учебного текста на родной язык (осмысление как создание условно адекватного перевода (А. Я. Данилюк). «Перевод» учебного текста на язык живого педагогического процесса (коммуникативно-деятельностные формы - ролевые игры, дискуссии и т. д. Комментирование учебного текста. Диалог-полемика с автором текста(поддержка и опровержение его идей). Составление частотного словаря текста. Составление понятийной схемы текста. Жанровая переработка текста. Интерпретация учебного текста с позиций различных субъектов педагогического процесса. Поиск универсальных общекультурных смыслов текста. Терминологизация и ретерминологизация. Метафоризация и де-метафоризация.
Окончание таблицы
1 2 3
Соотнесение парадиг-мального и нарративного способов описания образовательного объекта
Понимание-узнавание Способность актуализировать прошлый опыт Задания на понимание усвоенного материала (представление знакомого в незнакомом)
Понимание-гипотеза Предвосхищающее понимание, без достаточных условий решения задачи, интуитивное Метафорическое представление гипотезы, «монстры», тексты-предпонимания
Понимание-объедине- ние Способность воспроизвести системный объект как целое Вопросы и задания, направленные на развитие способности действовать в пределах построенной модели объекта
Понимание-объяснение Развернутое объяснение связей в системном объекте Рефлексия достигнутого образовательного продукта, способов его получения, личностных новообразований
Понимание-нарратив Встраивание содержания образования в картину мира, жизненные цели учащегося Проектирование будущего через создание нарративов (биографические методы, сочинения, дневники, планирование жизненной перспективы (и карьеры)
Понимание-примене- ние Реализация смысла в реальной деятельности и жизнедеятельности Социально-ориентированная продуктивная деятельность
Понимание - особая и очень емкая по содержанию категория педагогики, которая позволяет с новых позиций взглянуть на образовательный процесс. Человек как субъект понимания осваивает способы моделирования мира и своей жизни, включается в культуротворчество. Проектирование и реализация урока смыслоцелевой направленности позволяют создать условия для формирования внутренней культуры учащегося, развития его сознания и мышления, становления базовых ценностно-смысловых новообразований, обеспечивают его вхождение в культурное поле в качестве творческой самореализующейся личности.
Опыт изучения курса «Методика выполнения творческих проектов» студентами гуманитарно-педагогического университета
Литература
1. Закирова А. Ф. Педагогическая герменевтика: моногр. М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили, 2006. 328 с.
2. Знаков В. В. Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии. М.: Ин-т психологии РАН, 2007. 479 с.
3. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и структура смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 487 с.
УДК 378.0
И. В. Николаюк
ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ» СТУДЕНТАМИ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
В статье рассматривается проектная методика, используемая в подготовке студентов младших курсов технолого-экономического факультета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского как один из возможных вариантов применения активных методов обучения. Приведены результаты внедрения элективного курса, существенно повысившего качество образования.
Ключевые слова: творческие проекты, метод проектов, творческая проектная деятельность, адаптация.
Design methodology as a one of possible variants applying the active methods of teaching is under consideration in the article. It is used for preparation of first year student’s technology-economic faculty of Zabaikaisky State Humanitarian Pedagogical University named after N. G. Chernyshevsky. The article maintains results of application an elective course essentially raising the quality of education.
Key words: creative projects, method of projects, creative designed activity, adaptation.
Современное общество, заинтересованное в решении многочисленных научных, экономических и других проблем, выдвигает заказ на подготовку творческих, гибких, мобильных, конкурентоспособных педагогов, помогающих решать эти проблемы. Чтобы выполнить данный заказ, необходимо коренным образом изменить позицию обучающихся в педагогическом учебном заведении студентов, развивая их личностную активность. Активное обучение направлено на предметное и социальное моделирование будущей профессиональной деятельности и не сводится к простому усвоению знаний, а предусматривает развитие необходимых личностных, профессиональных и социальных качеств будущего учителя.
Активизация познавательной деятельности, дающая наибольшую продуктивность процесса, обеспечивается, прежде всего, проблемно-поисковыми методами, когда усвоение знаний, выработка умений и навы-