Научная статья на тему 'Проектирование программы профессионального обучения на основе интеграции формального и неформального образования'

Проектирование программы профессионального обучения на основе интеграции формального и неформального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФОРМАЛЬНОЕ И НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЕЗРАБОТНЫЕ ГРАЖДАНЕ / DESIGNING / INTEGRATION / PROFESSIONAL EDUCATION / FORMAL AND INFORMAL EDUCATION / UNEMPLOYED PEOPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минзер И. В., Бабаева Э. С.

В статье, как отклик на современные тенденции развития непрерывного образования, предложена авторская модель программы профессионального обучения безработных граждан, разработанная на основе интеграции формального и неформального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNINGTHE PROGRAM OF THE PROFESSIONAL EDUCATION ON BASE OF THE INTEGRATIONS OF FORMAL AND INFORMAL EDUCATION

In the article as a response on modern trends of the development of the unceasing education is offered the author's model of the program of the professional learning of the unemployed people, which were designed on the base of the integrations formal and informal education.

Текст научной работы на тему «Проектирование программы профессионального обучения на основе интеграции формального и неформального образования»

вающим доступ к различной информации, создание текстов, изображений и звуковых образов, личных банков данных.

В.Н. Каптелинин выделяет задачу формирования компьютерной грамотности учащихся как одну из наиболее актуальных задач современной школы. Мы считаем, что формирование компьютерной грамотности одна из задач и специального образования [4].

Анализ содержания понятия «компьютерной грамотности» позволяет выделить следующие составляющие: когнитивные навыки, эмоциональное отношение к компьютеру, особенности саморегуляции, мотивационной сферы и личности пользователя, сформированность специальных коммуникативных навыков [9; 10].

Многие авторы отмечают, что обеспечить полноценную компьютерную грамотность школьников может лишь комплексный учебно-воспитательный процесс, учитывающий все перечислен-

Библиографический список

ные компоненты. Однако центральным звеном, которое создает основу для формирования всей системы психологических особенностей является развитие мышления учащихся [9; 10].

Таким образом, суммируя представленные определения компьютерной грамотности, можно сделать вывод о том, что понятие компьютерная грамотность - это умение работать с персональным компьютером, с электронным текстом, электронными таблицами, использовать компьютерные программные средства, создавать презентации и базы данных. Также анализ литературных источников показал, что вопрос о применении компьютера в специальном образовании неоспорим. Для детей с интеллектуальной недостаточностью компьютер способствует индивидуализации обучения, социализации учащихся и подготовке их к будущей трудовой жизни, выступает в качестве помощника в освоении нового, развитии мотивации.

1. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития: офиц. Текст. - Нижний Новгород, 19-20 апреля 2010 г.

2. Отверченко, Л.Ф. Компьютерная грамотность школьников в контексте информатизации образования: монография. - Новочеркасск, 2007.

3. Глушков, В.М. Основы безбумажной информатики. - М., 1987.

4. Каптелинин, В.Н. Психологические проблемы формирования компьютерной грамотности школьников // Вопросы психологии -М. - 1986. - №5.

5. Машбиц, Е.И. Компьютеризация обучения // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. - М., 1993. - Т. 1.

6. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. - М., 2006. - Т. 2.

7. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике. - М.; Ростов н/Д., 2005.

8. Рукина, Н.М. Формирование компьютерной грамотности взрослых в сфере дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. -

Оренбург, 2010.

9. Шнейдерман, Б. Психология программирования. - М., 1984.

10. Психологические проблемы создания и использования ЭВМ / под ред. О.К. Тихомирова - М., 1985.

Bibliography

1. Feljdshteyjn, D.I. Psikhologo-pedagogicheskie problemih postroeniya novoyj shkolih v usloviyakh znachimihkh izmeneniyj rebenka i situacii ego razvitiya: ofic. Tekst. - Nizhniyj Novgorod, 19-20 aprelya 2010 g.

2. Otverchenko, L.F. Kompjyuternaya gramotnostj shkoljnikov v kontekste informatizacii obrazovaniya: monografiya. - Novocherkassk, 2007.

3. Glushkov, V.M. Osnovih bezbumazhnoyj informatiki. - M., 1987.

4. Kaptelinin, V.N. Psikhologicheskie problemih formirovaniya kompjyuternoyj gramotnosti shkoljnikov // Voprosih psikhologii - M. - 1986. - №5.

5. Mashbic, E.I. Kompjyuterizaciya obucheniya // Rossiyjskaya pedagogicheskaya ehnciklopediya: v 2 t. - M., 1993. - T. 1.

6. Selevko, G.K. Ehnciklopediya obrazovateljnihkh tekhnologiyj: v 2 t. - M., 2006. - T. 2.

7. Kodzhaspirova, G.M. Slovarj po pedagogike. - M.; Rostov n/D., 2005.

8. Rukina, N.M. Formirovanie kompjyuternoyj gramotnosti vzroslihkh v sfere dopolniteljnogo obrazovaniya: dis. ... kand. ped. nauk. - Orenburg, 2010.

9. Shneyjderman, B. Psikhologiya programmirovaniya. - M., 1984.

10. Psikhologicheskie problemih sozdaniya i ispoljzovaniya EhVM / pod red. O.K. Tikhomirova - M., 1985.

Статья поступила в редакцию 12.07.12

УДК 378 (075.8)

Minzer IV., Babayev E.S. DESIGNINGTHE PROGRAM OF THE PROFESSIONAL EDUCATION ON BASE OF THE INTEGRATIONS OF FORMAL AND INFORMAL EDUCATION. In the article as a response on modern trends of the development of the unceasing education is offered the author's model of the program of the professional learning of the unemployed people, which were designed on the base of the integrations formal and informal education.

Key words: designing, integration, professional education, formal and informal education, unemployed people.

И.В. Минзер, ассистент каф. «Экономика и менеджмент» КМВИС ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС»;

Э.С. Бабаева, канд. филол. наук, доц., декан факультета начальных классов, филиал ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Дербент, E-mail: [email protected]

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье, как отклик на современные тенденции развития непрерывного образования, предложена авторская модель программы профессионального обучения безработных граждан, разработанная на основе интеграции формального и неформального образования.

Ключевые слова: проектирование, интеграция, профессиональное обучение, формальное и неформальное образование, безработные граждане.

Существующая образовательная практика показывает, что для того, чтобы эффективно осуществлять образовательный процесс, необходимо разработать, прежде всего, эффективную модель программы обучения. Что и было нами осуществлено при планировании профессионального обучения безработных граждан на основе интеграции формального и неформального образования.

В педагогике сложилось устойчивое понимание того, что одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его проектирование, включающее в себя диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности.

В технологической плоскости идея нашей проектной деятельности состояла в том, чтобы разработать и описать модель,

2GG

Таблица 1

Структура программы профессионального обучения безработных граждан на основе интеграции формального и неформального образования

Формальное образование Неформальное образование

№ модуля наименование модуля доля учебного времени № модуля наименование модуля временные затраты

1. «Технология поиска работы» 1% 6. «Клуб ищущих работу» не ограничены

2. «Основы компьютерной грамотности» 5% 7. «Клуб новый старт» не ограничены

3. Профессиональное обучение (теоретический блок) 20% 8. Взаимодействие в социальной сети не ограничены

4. Профессиональное обучение (практический блок) 70% 9. Мастер-класс «Как начать собственное дело» разовые встречи, по требованию

5. Психологическая поддержка 5% 10. Дискуссия «Готов ли я к работе по новой профессии?» разовый семинар

Итоговая аттестация (с учетом освоения всех модулей)

Трудоустройство или открытие собственного дела

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

I

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ: актуализации, индивидуализации, системности, осознанности, самостоятельности, контекстности, элективности, опоры на опыт, совместной деятельности, развития образовательных потребностей

МОДУЛИ ПРОГРАММЫ

ЦЕЛЕВОЙ модуль

Цель: формирование готовности к профессиональной деятельности

Задачи: профессиональное обучение, психологическая поддержка безработных, социальная адаптация

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

*

Разделы содержания программы

1. Профессиональный

2. Психолого-педагогический

3. Социально-адаптивный

Профессиональное обучение по специальности (теория и практика), Основы компьютерной грамотности, Технология поиска работы

Психологическая диагностика, психологическое просвещение, психологическая коррекция, психологическое консультирование, психологический тренинг

«Клубы по профессиональным и личным интересам», обмен опытом в социальной сети, позитивный опыт трудоустройства

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

информационные

технологические

личностные

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ

Входная диагностика

Текущая диагностика

Итоговая диагностика

Оценка профессиональных знаний и психологического состояния в _______начале эксперимента_______

Оценка профессиональных знаний и умений, психологического состояния в ходе обучения (эксперимента)

Оценка профессиональных знаний и умений, психологического состояния _______в конце эксперимента______

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ МОДУЛЬ

Готовность к профессиональной деятельности

Психологическое

состояние

Уровни сформированности и проявления

Когнитивный, деятельностный и мотивационный компоненты готовности

неуверенность-суверенность; тревожность-^спокойствие; устойчивость к стрессам

Низкий

Средний

Высокий

Рис. 1. Модель программы профессионального обучения безработных

или универсальный алгоритм (схемы, блоки, терминологии, способы) актуализации (выявления, понимания) и решения проблем, возникающих в различных компонентах процесса профессионального обучения безработных граждан (такое знание еще называют хорошо структурированным - владеющий им субъект способен осуществить понятные ему и целесообразные операции при решении задач различного класса и уровня) на основе интеграции формального и неформального образования.

В данной связи, проектирование [1; 2; 3 и др.], с одной стороны, и интеграция [4 и др.], с другой стороны, использовались нами в качестве научных оснований при разработке модели программы профессионального обучения безработных граждан.

В настоящее время, существуют следующие формы обучения взрослых: классические курсы, интенсивы, погружение, стажировки, дистанционное обучение, самообразование. Анализ существующей практики показал, что возможны и интегрированные, включающие две (и более) разновидности форм обучения взрослых в рамках одной образовательной программы. В практике повышения квалификации педагогических работников (например, в гг. Армавир, Ставрополь, Челябинск и некоторых других) используется, так называемая, накопительная система повышения квалификации, в рамках которой предусматривается, в том числе и самообразование педагогов через показ мастер-классов и открытых уроков, участие с выступлениями на педагогических и методических семинарах, научно-практических конференциях. Такие формы повышения квалификации - это скорее исключение, чем правило.

По сложившейся схеме (в традиционной форме) организуются различные курсы профессионального обучения безработных и незанятого населения центрами занятости населения. В рамках определенных квот и стоимости обучения для регионов и городов, государство финансирует такие программы. Отбор образовательных учреждений для реализации программ профессионального обучения, которые включают до 480 часов учебного времени (в среднем 2,5 мес.), как правило, осуществляется на конкурсной основе (за исключением случаев, когда специальность подготовки уникальна, или лишь одно учреждение в регионе имеет лицензию на право подготовки специалистов по данной специальности). Конкурсы, к сожалению, выигрывают те образовательные учреждения, которые могут оказывать менее дорогие образовательные услуги.

Даже поверхностный анализ позволяет сделать вывод о том, что, такой подход к профессиональному обучению безработных по своей форме и содержанию, во-первых, не вполне соответствуют современным идеям непрерывного образования, андра-гогическим принципам обучения, а также требованию направленности на формирование не только собственно профессиональных, но и личностных качеств взрослого обучающегося.

Таким образом, отчетливо возникает потребность интегрировать формальное и неформальное образование, и на этой основе разрабатывать модель программы профессионального обучения безработных граждан. Результатом проектирования

Библиографический список

стала программа профессионального обучения безработных граждан на основе интеграции формального и неформального образования, структура которой представлена в таблице 1, а модель программы показана на рис. 1.

Опираясь на психолого-педагогические принципы обучения преподавателей (приведенные на рис. 1), мы выделили в модели программы профессионального обучения модули: целевой, содержательный, педагогический, диагностический и результативный. Образовательный процесс в рамках программы, корпоративная культура всех организаторов обучения, способствовали достижению целей программы профессионального обучения безработных граждан, в которой профессиональное обучение строилось как пространство имитационного воспроизведения необходимых профессиональных ситуаций и, в ходе которого у слушателей формировались профессиональные качества не только более высокого уровня, но и качественно нового типа -проектно-менеджерского, рыночного, интегративного.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предложенную модель профессионального обучения безработных граждан отличают такие качественные характеристики, как непрерывность, структурированность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость и, кроме того, она обладает качествами, позволяющими проверять ее параметры и применять в других учреждениях профессионального образования, другими субъектами образовательного процесса. Необходимо отметить, что программа профессионального обучения безработных, отвечает характеристикам инновационности. В частности, инновационная роль программы проявляется через такие качественные параметры: 1) состав, содержание и проблематика (отражение современных особенностей соответствующих областей рыночной экономики, роли и места в ней рабочего, специалиста); 2) целевая и практическая направленность профессионального обучения не только на понимание, -но и на отработку определенных умений и навыков, «живое» участие в одном или нескольких этапах производственного процесса; 3) сочетание эффективных дидактических средств и методов формального и неформального образования при минимизации формальных ограничений для обучаемого и обучающего, взвешенное сочетание коллективного и индивидуального обучения; 4) перспективность, востребованность направлений и содержания профессионального обучения практикой непрерывного образования взрослого населения и рынком образовательных услуг; 5) конкурсный подбор состава и творческое (пси-холого-педагогическое) взаимодействие исполнителей (методистов, преподавателей, тьютеров, мастеров производственного обучения и пр.) программы обучения; 6) возможность выбора и быстрая смена различных технологий обучения, преобладание среди них активных и интерактивных.

Таким образом, предлагаемая модель программы отвечает заявленным требованиям и основывается на целостной системе решения инновационно-образовательной задачи. При разработке модели соблюдены принципы педагогического моделирования и учтены требования, предъявляемые к организации профессионального обучения безработных граждан на основе формального и неформального образования.

1. Гурье, Л.И. Проектирование педагогических систем: учеб. пособие. - Казань, 2GG4.

2. Гусинский, Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. - М., 1994.

3. Заир-Бек, Е.С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: автореф. дис. ... д-р пед. наук. - СПб., 1995.

4. Данилюк, А.Я. Теория интеграции образования. - Ростов н/Д., 2GGG.

Bibliography

1. Gurje, L.I. Proektirovanie pedagogicheskikh sistem: ucheb. posobie. - Kazanj, 2GG4.

2. Gusinskiyj, Eh.N. Postroenie teorii obrazovaniya na osnove mezhdisciplinarnogo sistemnogo podkhoda. - M., 1994.

3. Zair-Bek, E.S. Teoreticheskie osnovih obucheniya pedagogicheskomu proektirovaniyu: avtoref. dis. ... d-r ped. nauk. - SPb., 1995.

4. Danilyuk, A.Ya. Teoriya integracii obrazovaniya. - Rostov n/D., 2GGG.

Статья поступила в редакцию 14.06.12

УДК 371.93

Minnegaliev M.M. ROLE AND IMPORTANCE OF THE PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN PREVENTIVE MAINTENANCE DEVIATION BEHAVIORS TEENAGER. In article is considered one of the actual problems society and state - preventive maintenance deviation behaviors teenager. The analyzed role and importance of the physical culture and sport in preventive maintenance deviation behaviors teenager, as value in shaping sound lifestyle and health of the saving, in education physical and morally-ethical quality beside teenager deviation behaviors.

Key words: the physical culture, sport, preventive maintenance, deviation behavior, teenager, health, quality, shaping.

2G2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.