5. Kasher, A. Professional Ethics and Collective Professional Autonomy: A Conceptual Analysis // Ethical Perspectives: Journal of the European Ethics Network 11. - 2005. - № 1.
6. Memorandum neprerihvnogo obrazovaniya Evropeyjskogo Soyuza // Novihe znaniya. - 2001. - № 2.
7. Sorokopud, Yu. V. Novihe trebovaniya k podgotovke prepodavateleyj vihssheyj shkolih v kontekste sovremennihkh obrazovateljnihkh realiyj // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 4(41).
8. Igropulo, I.F. Proektirovanie magisterskoyj programmih po napravleniyu «Pedagogicheskoe obrazovanie» v kontekste metodologii TUNING (opiht Severo-Kavkazskogo Federaljnogo Universiteta / I.F. Igropulo, I.S. Syomina, Yu.V. Sorokopud, V.K. Shapovalov // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2014. - № 1(44).
Статья поступила в редакцию 25.03.14
УДК 378 (075.8)
Minzer IV., Babayeva E.S. PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL TRAINING OF UNEMPLOYED CITIZENS ON THE BASIS OF INTEGRATION OF FORMAL AND INFORMAL EDUCATION. The article presents the author's approach to a classification of pedagogical conditions, which allow not only selecting the contents and structuring the material, but also effective managing the professional formation of students unemployed adults.
Key words: pedagogical conditions, vocational training, unemployed citizens, formal education, informal education, integration.
И.В. Минзер, ассистент каф. «Экономика и менеджмент» КМВИС ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС»;
г. Дербент, E-mail: [email protected]; Э.С. Бабаева, канд. филол. наук, доцент филиала
Дагестанского гос. педагогического университета, г. Дербент, E-mail: [email protected].
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлен авторский подход к классификации педагогических условий, позволяющих не только отбирать содержание, структурировать учебный материал, но и эффективно управлять профессиональным становлением обучающихся взрослых безработных.
Ключевые слова: педагогические условия, профессиональное обучение, безработные граждане, формальное образование, неформальное образование, интеграция.
В исследовании, материалы которого представлены в данной статье, под педагогическими условиями профессионального обучения безработных граждан мы понимаем устойчивые обстоятельства (информационные, технологические, личностные), выраженные как требования образовательной среды, определяющие ход и специфику протекания процессов профессионального обучения, психологической поддержки и социальной адаптации безработных граждан, и направленные на достижение оптимально возможного их уровней [1; 2].
Апробация педагогических условий профессионального обучения безработных граждан осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы в Кавминводском институте сервиса (филиале) ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса» (организация и управление программой, научно-методическое и учебно-методическое сопровождение, проведение теоретических занятий, психолого-педагогических тренингов, организация и осуществление неформальной составляющей программы).
Социальными партнерами в реализации данного педагогического проекта выступали: Администрация города-курорта Пятигорск (административный ресурс), Центр занятости населения города-курорта Пятигорска (информационная, консультативная поддержка, целевое финансирование программы, итоговая аттестация), учреждения среднего профессионального образования (практическое обучение) и предприятия города-курорта Пятигорск (производственная практика, трудоустройство, итоговая аттестация). Экспериментальное внедрение модели программы, педагогических условий ее реализации в практику работы регионального вуза и участие социальных партнеров в совокупности позволяли в итоге получить эффект готовности безработных граждан к профессиональной деятельности.
При этом отдел дополнительного профессионального образования названного филиала университета, по сути, функционирует в режиме образовательной биржи (обладает базами данных об образовательных учреждениях региона, предоставляемых ими образовательных услугах (программах) в сфере дополнительного профессионального образования, сроках реализации программ, их качестве и стоимости, о преподавателях
и мастерах производственного обучения, индивидуальных предпринимателях и репетиторах, готовых и имеющих право оказывать образовательные услуги и др.) [3; 4].
Сотрудники отдела дополнительного профессионального образования (образовательной биржи) предоставляют услуги образовательных брокеров и образовательных гидов или образовательных провайдеров (исходя из требований и финансовых возможностей заказчика (работодателя, центра занятости, личности) оказывают консультативные услуги по подбору модулей программы обучения, образовательного учреждения, преподавателя, психолога, составлению удобного расписания занятий в рамках формальной составляющей и работы клубов и социальных сетей в рамках неформальной составляющей и др.).
Осуществленный анализ научно-педагогической литературы [1; 2; 4] и существующей практики, позволил выделить в педагогических условиях, использованных нами в процессе реализации программы профессионального обучения безработных граждан:
1) информационные условия (когнитивная основа педагогического процесса) включили содержание модульной программы профессионального обучения, ее формальной и неформальной составляющих, включая информацию о занятости, рынке труда, наиболее востребованных и престижных профессиях, технологиях формирования готовности и самого феномена «готовность» (подготовленность) к профессиональной деятельности, представления о роли и месте человека, специалиста, рабочего в системе социально-экономических отношений в современной России, а также знания о требованиях, предъявляемых к специалисту со стороны заказчиков и потребителей образовательных услуг;
2) технологические условия (процессуально-методическая основа педагогического процесса) - это адекватные формальной и неформальной составляющих программы обучения методов, форм, средств, способов организации обучающе-учебной деятельности субъектов подготовки. Методы обучения применялись в единстве с определенными средствами обучения. Отметим, что вместе с целями, содержанием, формами и методами обучения средства обучения являются одним из главных компонентов методической системы преподавателя;
3) личностные условия (психолого-педагогическая основа педагогического процесса) - поведение, деятельность, общение, личностные качества субъектов (преподавателя, мастера п/о, обучающегося) образовательного процесса. В частности, в данную группу мы включили:
а) условия, которые определяются личностными качествами обучающегося безработного, в том числе:
- особенностями его направленности (мотивационная структура личности, учебная активность и пр.);
- установки безработного обучающегося на устойчивую положительную мотивацию формирования профессиональных умений как важного элемента профессионального и личностного становления;
- уровень общеобразовательной подготовки безработного, который позволяет реализовать индивидуально-дифференцированный подход в процессе профессионального обучения.
б) условия, которые определяются личностными качествами преподавателя или мастера п/о (тип личности, особенности психических процессов, система ценностей, самооценка и пр.) и, прежде всего, направленность преподавателя на формирование устойчивой мотивации безработных обучающихся к профессиональной деятельности (через поощрение, поддержку, одобрение и пр.). Важным условием подготовки безработных к профессиональной деятельности является демонстрация преподавателем соответствующего поведения (мы его обозначили как наличие на занятиях образца преподавателя позитивной профессиональной направленности).
Осуществленное исследование показало, что решающая роль принадлежит позиции преподавателя, его учебному энтузиазму, создаваемой им атмосфере свободы мысли и самопроявления. Для осуществления этого существует множество приемов: проявлять интерес к действиям обучающихся; признавать и поощрять достижения обучающихся; не морализовать за допускаемые ошибки т.п.
Выделяя данное условие, мы исходили из того, что современные требования к преподавателю (или тьютеру), осуществляющему обучение взрослых, заключаются в том, что он является не только информатором, а координатором, менеджером, организатором диалога, консультантом обучающихся, учитывает их индивидуальные способности.
Преподаватель, в данном случае, поддерживает и направляет поиски наиболее эффективных путей усвоения професси-
Библиографический список
ональных знаний и умений, поощряет интересные находки, анализирует несостоявшиеся попытки, стимулирует обучающихся к осознанию своих поражений и побед. Следует подчеркнуть, что образцом для подражания выступает не определенный алгоритм действий и операций, а, прежде всего позитивная направленность личности преподавателя, его поведение.
в) условия, связанные с межличностным взаимодействием и общением преподавателя и обучающихся безработных, к которым мы отнесли:
- стиль общения, активность во взаимодействии, совпадение стилей обучения и преподавания и пр.;
- установление коммуникативно-доверительных взаимоотношений между преподавателем и безработным обучающимся с целью формирования коллективно-индивидуального стиля деятельности последних;
- применение разнообразных - индивидуальных, диалоговых (полилоговых) методов обучения при проведении занятий в рамках профессионального обучения безработных;
- индивидуальная педагогическая поддержка безработных обучающихся, имеющих низкий уровень мотивации или предшествующих знаний;
- организация коммуникативной (консультационной, диалоговой) деятельности обучающихся даже в рамках выполнения самостоятельных учебных и учебно-производственных заданий с постепенным переходом к самостоятельным действиям;
- использование в процессе профессионального обучения безработных технологии рефлексивного управления обучением.
Условия первой и второй групп (в совокупности с сущностью и содержанием самой педагогической задачи обучения) характеризовали, собственно, образовательный процесс, содержание третьей группы составляли условия эффективного функционирования образовательного процесса.
В целом, можно заключить, что комплекс педагогических условий (информационных, технологических, личностных) и интегрированный подход, использованные при реализации модели программы профессионального обучения безработных граждан на основе интеграции формального и неформального образования, позволяет обеспечить полноту и системность знаний обучающихся, целостное восприятие изучаемой профессиональной области, что создает благоприятные условия для переноса знаний и навыков в контекст будущей профессиональной деятельности.
1. Данилюк, А.Я. Теория интеграции образования. - Ростов-на-Дону, 2000.
2. Харченко, Л.Н. Неформальное образование родителей: технологический подход / Л.Н. Харченко, Э.С. Бабаева. - Saarbrücken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012.
3. Бабаева, Э.С. Проектирование программы неформального образования родителей. Основы, концепции, методы / Э.С. Бабаева, Л.Н. Харченко. - Saarbrm cken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012.
4. Минзер, И.В. Проектирование программы профессионального обучения на основе интеграции формального и неформального образования. Методические рекомендации для организаторов дополнительного профессионального образования безработных граждан / И.В. Минзер, Э.С. Бабаева. - Пятигорск, 2011.
Bibliography
1. Danilyuk, A.Ya. Teoriya integracii obrazovaniya. - Rostov-na-Donu, 2000.
2. Kharchenko, L.N. Neformaljnoe obrazovanie roditeleyj: tekhnologicheskiyj podkhod / L.N. Kharchenko, Eh.S. Babaeva. - Saarbrücken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012.
3. Babaeva, Eh.S. Proektirovanie programmih neformaljnogo obrazovaniya roditeleyj. Osnovih, koncepcii, metodih / Eh.S. Babaeva, L.N. Kharchenko. - Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012.
4. Minzer, I.V. Proektirovanie programmih professionaljnogo obucheniya na osnove integracii formaljnogo i neformaljnogo obrazovaniya. Metodicheskie rekomendacii dlya organizatorov dopolniteljnogo professionaljnogo obrazovaniya bezrabotnihkh grazhdan / I.V. Minzer, Eh.S. Babaeva. - Pyatigorsk, 2011.
Статья поступила в редакцию 02.04.14
УДК 37.013
Petrova N.F. CREATING A HEALTH-SAVING SPACE IN A MODERN COMPREHENSIVE SCHOOL. In the article the concept of health and the main reasons for deterioration of the health of students and youth are considered. Groups of health-saving education technologies are studied. Pedagogical conditions for creating a health-saving space in school are listed. A model of health-saving educational space in school is presented.
Key words: health, health-saving educational technologies, health-saving pedagogy, health-saving educational space.