Научная статья на тему 'Проектирование практики студентов в непрерывной системе подготовки педагогических кадров'

Проектирование практики студентов в непрерывной системе подготовки педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / ПРАКТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ В ВУЗЕ / TEACHER'S TRAINING / CONTINUING EDUCATION / HIGHER SCHOOL / CONTINUITY OF EDUCATIONAL PROGRAMS / STUDENTS' PRACTICE / THE MODERNIZATION OF PRACTICE AT THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бывшева Марина Валерьевна, Томилова Светлана Дмитриевна

Статья посвящена вопросам подготовки педагогических кадров в системе высшего непрерывного образования. Авторами рассматриваются возможности усиления практической подготовки будущих педагогов на основе преемственности образовательных программ многоуровневой системы высшего образования по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогические науки». Цель статьи обосновать и раскрыть разработанный в Уральском государственном педагогическом университете пилотный проект «Модернизация практики будущих педагогов в условиях непрерывного образования в высшей школе». Проект включает задачи и пути реорганизации практики студентов, исходя из позиции обеспечения непрерывности подготовки педагогических кадров по смежным программам высшего образования: бакалавриат магистратура аспирантура. На основе анализа современных научных исследований авторы статьи выделяют в качестве оснований проектирования практики студентов педагогического вуза ряд позиций. Во-первых, проектирование смежных образовательных программ подготовки педагогов должно опираться на системно-деятельностный подход, что обеспечит динамику развития личностных и профессиональных достижений обучающихся. Во-вторых, необходимо применять модульный принцип в построении образовательных программ смежных уровней высшего образования, что позволит формировать у будущих педагогов ориентировочную основу действий в актуальных контекстах. В-третьих, требуется добиваться интеграции содержания образовательных программ в высшей школе за счет применения профессиональных проб, «наводящих» на исследование теоретических проблем с последующим углублением академической составляющей подготовки педагогов. В-четвертых, актуально развивать социальное партнерство вуза и общеобразовательной школы в сетевой форме, что позволит формировать у будущих педагогов и педагогов-практиков профессиональные ценностные ориентации и педагогическую рефлексию как стержень саморазвития профессиональных и личностных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бывшева Марина Валерьевна, Томилова Светлана Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANNING PRACTICE OF STUDENTS IN A CONTINUOUS SYSTEM OF TRAINING TEACHERS

The article is devoted to the training of teaching staff in higher continuous education. The authors considered the possibility of intensification of practical training of future teachers on the basis of continuity of multi-level system of higher education in the enlarged group of specialties «Education and Pedagogy». The purpose of the article is to justify and describe the pilot project «Modernization of practice of the future teachers in the conditions of continuous education in higher school» developed in the Ural State Pedagogical University. The project includes reorganization of tasks and the ways of students’ practice on the basis of the ideas of continuity of training teachers in the programs of higher education: Baccalaureate Magistracy Postgraduate study. On the basis of the current scientific studies, the article allocates a number of ideas as the basis for planning students’ practice. Firstly, planning of educational teacher’s training programs should be based on a system-activity approach that will provide the dynamics of personal and professional achievements of students. Secondly, it is necessary to apply a modular principle in the construction of educational programs of the contiguous levels of higher education, which will form the basis for the action in the certain context. Thirdly, it is necessary to ensure the integration of the content of educational programs in higher education through the use of professional samples that «suggest» the ways of research of the theoretical problems with the subsequent expansion of the academic component of teacher’s training. Finally, it is important to develop social partnership of the university and secondary school in the form of a network, which will form professional value orientations and pedagogical reflection of self-development as the core of professional and personal qualities of the future teachers and educators.

Текст научной работы на тему «Проектирование практики студентов в непрерывной системе подготовки педагогических кадров»

УДК 378.147.88:378.637

ББК Ч448.902.764 ГСНТИ 14.35.01 Код ВАК 13.00.01

Бывшева Марина Валерьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: mbyvsheva@yandex.ru.

Томилова Светлана Дмитриевна,

кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка и методики его преподавания в начальных классах, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: tomilova.s@mail.ru.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ

В НЕПРЕРЫВНОЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: подготовка педагогов, непрерывное образование, высшая школа, преемственность образовательных программ, практика обучающихся, модернизация практики в вузе.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена вопросам подготовки педагогических кадров в системе высшего непрерывного образования. Авторами рассматриваются возможности усиления практической подготовки будущих педагогов на основе преемственности образовательных программ многоуровневой системы высшего образования по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогические науки». Цель статьи — обосновать и раскрыть разработанный в Уральском государственном педагогическом университете пилотный проект «Модернизация практики будущих педагогов в условиях непрерывного образования в высшей школе». Проект включает задачи и пути реорганизации практики студентов, исходя из позиции обеспечения непрерывности подготовки педагогических кадров по смежным программам высшего образования: бакалавриат — магистратура — аспирантура. На основе анализа современных научных исследований авторы статьи выделяют в качестве оснований проектирования практики студентов педагогического вуза ряд позиций. Во-первых, проектирование смежных образовательных программ подготовки педагогов должно опираться на системно-деятельностный подход, что обеспечит динамику развития личностных и профессиональных достижений обучающихся. Во-вторых, необходимо применять модульный принцип в построении образовательных программ смежных уровней высшего образования, что позволит формировать у будущих педагогов ориентировочную основу действий в актуальных контекстах. В-третьих, требуется добиваться интеграции содержания образовательных программ в высшей школе за счет применения профессиональных проб, «наводящих» на исследование теоретических проблем с последующим углублением академической составляющей подготовки педагогов. В-четвертых, актуально развивать социальное партнерство вуза и общеобразовательной школы в сетевой форме, что позволит формировать у будущих педагогов и педагогов-практиков профессиональные ценностные ориентации и педагогическую рефлексию как стержень саморазвития профессиональных и личностных качеств.

Byvsheva Marina Valerievna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Tomilova Svetlana Dmitrievna,

Candidate of Philology Аssociate Professor, Department of the Russian Language and Methodology of Its Teaching in Primary School, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

PLANNING PRACTICE OF STUDENTS

IN A CONTINUOUS SYSTEM OF TRAINING TEACHERS

KEYWORDS: teacher's training, continuing education, higher school, the continuity of educational programs, students' practice, the modernization of practice at the university.

ABSTRACT. The article is devoted to the training of teaching staff in higher continuous education. The authors considered the possibility of intensification of practical training of future teachers on the basis of continuity of multi-level system of higher education in the enlarged group of specialties «Education and Pedagogy». The purpose of the article is to justify and describe the pilot project «Modernization of practice of the future teachers in the conditions of continuous education in higher school» developed in the Ural State Pedagogical University. The project includes reorganization of tasks and the ways of students' practice on the basis of the ideas of continuity of training teachers in the programs of higher education: Baccalaureate — Magistracy — Postgraduate study.

On the basis of the current scientific studies, the article allocates a number of ideas as the basis for planning students' practice. Firstly, planning of educational teacher's training programs should be based on a system-activity approach that will provide the dynamics of personal and professional achievements of students. Secondly, it is necessary to apply a modular principle in the construction of educational programs of the contiguous levels of higher education, which will form the basis for the action in the certain context. Thirdly, it is necessary to ensure the integration of the content of educational programs in higher education through the use of professional samples that «suggest» the ways of research of the theoretical problems with the subsequent expansion of the academic component of teacher's training. Finally, it is important to develop social partnership of the university and secondary school in the form of a network, which will form professional value orientations and pedagogical reflection of self-development as the core of professional

and personal qualities of the future teachers and educators.

Модернизация педагогического образования в России планомерно изменяет систему подготовки кадров для новой школы за счет формирования таких профессиональных компетенций, которые позволят решать закономерно усложняющиеся профессиональные задачи. А. А. Марголис подчеркивает, что педагогическое образование, выстроенное на основе сопряжения федеральных государственных образовательных стандартов и профессионального стандарта «Педагог», позволит получить новое поколение будущих педагогов, обладающих профессиональными компетенциями, необходимыми для достижения обучающимися в системе общего образования высоких образовательных результатов (предметных, метапредмет-ных и личностных) [8].

В связи с этим остро возникает проблема поиска новых путей организации образовательного процесса в педагогическом вузе как сферы подготовки педагогов нового поколения, обладающих высоким уровнем общепрофессиональной культуры, владеющих знанием предмета, методики обучения, знающих особенности обучающихся и, что особенно важно, имеющих начальный опыт педагогической деятельности.

Как показано в работах В. А. Болотова, Е. Н. Демиденко, А. А. Кутумовой, А. А. Мар-голиса, С. А. Минюровой, М. Н. Мирновой, В. В. Рубцова и др., достижение нового качества подготовки педагогов в вузе может быть обеспечено за счет построения системы непрерывного образования путем преемственности программ высшего образования: бакалавриат — магистратура — аспирантура. Именно в таком сочетании у педагога (на первых порах педагога начинающего, а затем и у профессионала-практика) появляется возможность как укрепления в профессии, так и изменения профессиональной траектории в обучении.

Педагогическое образование в вузе позволяет обеспечить две взаимосвязанные стороны подготовки будущих профессионалов: академическое содержание и практическую подготовку. Традиционно сложилось, что практическая подготовка (практика) следует за теоретическими курсами и выступает как канал передачи традиций и передовых способов решения профессиональных задач в реальной школьной ситуации. Вместе с тем, на современном этапе, в эпоху интенсивных изменений образовательного процесса, широкого прироста инноваций в педагогической деятельности, происходит динамичное изменение труда педагога, что далеко не всегда отражено в

научной и учебно-методической литературе. Однако, согласно данным А. А. Марголиса, программы подготовки педагогов в вузе по-прежнему в основном реализуются в рамках так называемого «академического подхода» [7]. Это приводит к дисбалансу: за счет превалирования академической составляющей происходит снижение вклада практики в формирование профессионально значимых компетенций будущих педагогов.

Итак, возникает противоречие между необходимостью раннего вхождения обучающихся в реальную ситуацию приобретения педагогического опыта и преобладанием в вузе теоретического обучения, особенно на уровне магистерских программ и программ подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре. Это дает основания для выявления проблемы усиления практической подготовки будущих педагогов в системе непрерывного образования в высшей школе.

В настоящее время в научных исследованиях уделяется пристальное внимание вопросам изменения подготовки педагогов в вузе с учетом целенаправленной реорганизации практики студентов:

- разрабатываются подходы, принципы и модели подготовки педагогов с акцентом на практико-ориентированный характер обучения (А. А. Марголис, Ф. Ш. Мухаметзянова, Г. А. Шайхутдинова и др.);

- изучаются профессиональные и личностные характеристики обучающихся по программам подготовки педагогов при прохождении практики (В. Ф. Миронычева, И. В. Кузина, А. В. Марина и др.);

- определяются варианты разработки содержания и технологий практико-ориентированного обучения будущих педагогов различных предметных областей (А. А. Кутумова, М. Н. Мирнова, С. К. Тка-лич и др.).

По нашему мнению, усиление практической подготовки в непрерывной системе высшей педагогической школы возможно на следующих основаниях:

1) опоре на системно-деятельностный подход при проектировании смежных образовательных программ подготовки педагогов, обеспечивающих формирование у них профессиональных компетенций в динамике развития, а также при моделировании образовательных ситуаций, направленных на углубление личностных и профессиональных достижений обучающихся;

2) применении модульного принципа в построении образовательных программ смежных уровней высшего образования (бакалавриат — магистратура — аспирантура),

© Бывшева М. В., Томилова С. Д., 2016

что позволит формировать ориентировочную основу действий, которые в своей совокупности обеспечат эффективность профессиональной деятельности будущих педагогов в актуальных контекстах (обучение, воспитание, развитие, исследование и т.п.);

3) интеграции содержания образовательных программ в высшей школе с учетом инновационных педагогических разработок за счет применения профессиональных проб, «наводящих» на исследование теоретических проблем с последующим углублением академической составляющей подготовки педагогов;

4) организации социального партнерства вуза и общеобразовательной школы путем сетевой формы реализации образовательных программ подготовки педагогов, что обеспечит не только практико-ориентированный характер образовательной программы, но, что более важно, формирование у обучающихся и педагогов-практиков профессиональных ценностных ориентаций и педагогической рефлексии как стержня саморазвития профессиональных и личностных качеств.

На основе выдвинутых теоретических положений разработан и предложен к апробации в Уральском государственном педагогическом университете (УрГПУ) пилотный проект «Модернизация практики будущих педагогов в условиях непрерывного образования в высшей школе». Основная направленность проекта — усиление практической подготовки будущих педагогов на основе преемственности образовательных программ многоуровневой системы высшего образования (бакалавриат — магистратура — аспирантура) по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогические науки».

Истоком создания проекта стало стабильное сотрудничество Института педагогики и психологии детства (ИПиПД), факультета подготовки кадров высшей квалификации УрГПУ и ряда учреждений общего образования г. Екатеринбурга.

Девиз проекта «Учить и учиться в сотрудничестве» отражает два важнейших аспекта профессиональной позиции современного педагога: диалогичность и динамичность, которые могут стать основой непрерывности практико-ориентированного профессионального образования педагогов в условиях многоуровневой системы высшего образования (бакалавриат — магистратура — аспирантура).

Ожидаемые результаты проекта не только направлены на изменение качества образовательных программ подготовки будущих педагогов, но и предопределяют тенденции изменения системы образования в целом, а именно:

- оптимизацию процесса педагогической практики в системе многоуровневой подготовки педагогов дошкольного и начального образования в Институте педагогики и психологии детства и на факультете подготовки кадров высшей квалификации УрГПУ;

- повышение имиджа УрГПУ как регионального ресурсного центра подготовки педагогических кадров в условиях социального партнерства (УрГПУ — органы управления образования — образовательные организации общего, среднего профессионального, высшего образования);

- рост профессиональной мотивации выпускников УрГПУ и практикующих педагогов к продолжению профессионального образования и саморазвития в открытом образовательном пространстве региона.

Задачи проекта комплексно охватывают круг вопросов, связанных с организацией процесса практики обучающихся, исходя из позиции обеспечения непрерывности подготовки педагогических кадров по смежным программам высшего образования: бакалавриат — магистратура — аспирантура по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогические науки».

Задача 1. Сопряжение программ практики обучающихся в структуре образовательных программ многоуровневой системы высшего образования (бакалавриат — магистратура — аспирантура) на основе требований ФГОС общего и высшего образования, а также положений профессионального стандарта «Педагог»:

- приведение образовательных результатов программ практики обучающихся в условиях многоуровневой системы высшего образования (бакалавриат — магистратура — аспирантура) по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки, относящихся к области образования 44.00.00 «Образование и педагогические науки» («44.03.01 — Педагогическое образование» и «44.03.02 — Психолого-педагогическое образование») в соответствие с требованиями ФГОС общего и высшего образования, а также положений профессионального стандарта «Педагог»;

- выявление и оформление взаимосвязей программ практики обучающихся в условиях многоуровневой системы высшего образования (бакалавриат — магистратура — аспирантура) по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогические науки»;

- оптимизация содержания и структуры практики в ИПиПД и на факультете подготовки кадров высшей квалификации УрГПУ в соответствии с требованиями ФГОС высшего образования и профилями реализуемых образовательных программ;

- разработка и внедрение дополнительных профессиональных практико-ориентированных программ, поддерживающих непрерывность профессионального развития обучающихся по программам высшего образования уровней бакалавриат — магистратура — аспирантура с учетом многоканальности входа в педагогическую сферу деятельности.

Задача 2. Обновление содержания и механизмов реализации программ практики обучающихся как основы преемственности образовательных программ многоуровневой системы высшего образования по укрупненной группе направлений подготовки «Образование и педагогические науки»:

- изучение опыта организации практики обучающихся в других вузах;

- совершенствование программ практики бакалавров, магистрантов и аспирантов на основе обновленных ФГОС ВО, ФГОС подготовки кадров высшей квалификации и с учетом актуальных социально-педагогических технологий;

- внедрение новых механизмов участия работодателей в практике обучающихся (базовая кафедра, сетевая форма реализации образовательных программ высшего образования с участием общеобразовательных организаций).

Задача 3. Формирование комплекса ресурсного обеспечения практики бакалавров, магистрантов и аспирантов как компонента открытого образовательного пространства региона:

- создание информационного банка высококвалифицированных педагогических кадров региона;

- создание банка данных, отражающего потребности общеобразовательных организаций в руководящих и педагогических кадрах;

- формирование базы данных по наличию инновационной деятельности в общеобразовательных организациях региона, выполняемой с научно-методическим сопровождением педагогов ИПиПД;

- формирование сети общеобразовательных организаций, принимающих участие в реализации образовательных программ высшего образования ИПиПД;

- повышение квалификации преподавателей вуза, руководителей и педагогов образовательных организаций по вопросам организации практики бакалавров, магистрантов и аспирантов;

- организация постоянно действующей Консультации (с участием представителей общеобразовательных организаций) с целью сопровождения обучающихся в процессе практики в условиях многоуровневой

системы высшего образования (бакалавриат — магистратура — аспирантура);

- создание «Педагогической лаборатории», в которой обучающиеся могут пройти профессиональные пробы;

- совершенствование и обслуживание сайта «Педагогическая практика в ИПиПД»;

- разработка и апробация траекторий индивидуального развития, дневников практики обучающихся и педагогического портфолио выпускников вуза (по уровням бакалавриат — магистратура — аспирантура) как формы их самопрезентации в профессиональной среде;

- разработка учебно-методических пособий для преподавателей вуза, руководителей и педагогов образовательных организаций, бакалавров, магистрантов и аспирантов по вопросам организации практики обучающихся.

Задача 4. Консолидация ресурсов партнеров, заинтересованных в подготовке педагогических кадров (вуз — органы управления образованием — образовательные организации):

- создание базы данных, отражающей потребности обучающихся и педагогов в части продолжения профессиональной подготовки на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры;

- проведение цикла круглых столов с участием преподавателей вуза, представителей органов управления образованием, руководителей и педагогов образовательных организаций, обучающихся с целью выработки единых подходов к организации практики в условиях многоуровневой системы высшего образования (бакалавриат — магистратура — аспирантура);

- проведение научно-практических конференций с участием преподавателей вуза, представителей органов управления образованием, руководителей и педагогов образовательных организаций, бакалавров, магистрантов и аспирантов с целью обобщения опыта организации педагогической практики в ИПиПД;

- активизация деятельности Координационного совета по проблемам дошкольного и начального образования в направлении совершенствования практики обучающихся и обеспечения общеобразовательных организаций квалифицированными педагогическими кадрами;

- работа научно-методического семинара для педагогов-супервизоров, обеспечивающих практику обучающихся в общеобразовательных организациях;

- публикация материалов по проблемам усиления практической подготовки педагогов дошкольного и начального уровней образования в многоуровневой системе

высшего образования в изданиях, рекомендованных ВАК, в журналах, зарегистрированных в наукометрической базе РИНЦ (Российский индекс научного цитирования), и в средствах массовой информации.

Задача 5. Повышение мотивации обучающихся и педагогов-практиков к непрерывному профессиональному образованию и саморазвитию:

- внедрение в ИПиПД адресных профессиональных конкурсов для обучающихся и педагогов образовательных организаций региона;

- организация работы педагогических мастерских, позволяющих обобщать и представлять инновационный педагогический опыт в открытом образовательном пространстве региона;

ЛИТЕРАТУРА

1. Бывшева М. В., Хворова С. В. Преемственность и адаптация в образовании: организационно-педагогические подходы // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 2. URL: http: //http: //www.science-education.ru/ru/article/view?id=4633.

2. Васильев И. А. Проблемы и направления модернизации педагогического образования: экспертная оценка // Педагогическое образование в России. 2012. № 3. С. 32-36.

3. Галанова О. А. Диалогичность как ведущий принцип современной парадигмы образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 13 (141). С. 161-164.

4. Зеер Э. Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2012. № 5. С. 122-127.

5. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования / / Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 74-82.

6. Марголис А. А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. C. 45-64.

7. Марголис А. А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. C. 41-57.

8. Марголис А. А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. № 3. С. 105-126.

9. Минюрова С. А., Леоненко Н. О. Педагогическая интернатура как инновационный проект вуза // Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 37-47.

10. Мирнова М. Н. Разработка и реализация практико-ориентированной образовательной программы прикладного бакалавриата в системе высшего педагогического образования // Инновации в образовании. 2016. № 6. С. 35-47.

11. Миронычева В. Ф., Кузина И. В., Марина А. В. Технологии профессионального самообразования и личностного роста студента-бакалавра при организации практики в опыте деятельности Арзамасского филиала ННГУ / / Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 3-4. С. 142-144.

12. Мухаметзянова Ф. Ш., Шайхутдинова Г. А. Инновационные принципы в подготовке педагогов профессионального обучения // Казанский педагогический журнал. 2012. № 1 (91). С. 25-35.

13. Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/minlrud/orders/129.

14. Ткалич С. К., Фазылзянова Г. И., Балалов В. В. Проектно-целевой подход: возможности пролонгирования в магистратуре и аспирантуре // Инновации в образовании. 2016. № 6. С. 57-62.

15. Тряпицына А. П. Содержание профессиональной подготовки студентов — будущих учителей к решению задач модернизации общего образования // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. №1. С. 50-61.

REFERENCES

1. Byvsheva M. V., Khvorova S. V. Preemstvennost' i adaptatsiya v obrazovanii: organizatsionno-pedagogicheskie podkhody // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2011. № 2. URL: http: //http: //www.science-education.ru/ru/article/view?id=4633.

2. Vasil'ev I. A. Problemy i napravleniya modernizatsii pedagogicheskogo obrazovaniya: ekspertnaya otsenka // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2012. № 3. S. 32-36.

3. Galanova O. A. Dialogichnost' kak vedushchiy printsip sovremennoy paradigmy obrazovaniya // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013. № 13 (141). S. 161-164.

4. Zeer E. F. Kontseptsiya professional'nogo razvitiya cheloveka v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2012. № 5. S. 122-127.

- организация совместных для обучающихся и педагогов-практиков педагогических квестов по образовательным организациям с целью расширения профессионального кругозора участников образовательных отношений;

- научно-методическая поддержка бакалавров, магистрантов и аспирантов при создании ими педагогического портфолио как формы самопрезентации в профессиональной среде.

В целом, реализация поставленных задач и путей совершенствования практики обучающихся позволит повысить качество подготовки педагогов, и, как следствие, в перспективе совершенствовать качество общего образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Zeer E. F., Symanyuk E. E. Individual'nye obrazovatel'nye traektorii v sisteme nepreryvnogo obrazovani-ya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 3. S. 74-82.

6. Margolis A. A. Modeli podgotovki pedagogov v ramkakh programm prikladnogo bakalavriata i pedagog-icheskoy magistratury / / Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2015. T. 20. № 5. S. 45-64.

7. Margolis A. A. Problemy i perspektivy razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya v RF // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2014. T. 19. № 3. C. 41-57.

8. Margolis A. A. Trebovaniya k modernizatsii osnovnykh professional'nykh obrazovatel'nykh programm (OPOP) podgotovki pedagogicheskikh kadrov v sootvetstvii s professional'nym standartom pedagoga: pred-lozheniya k realizatsii deyatel'nostnogo podkhoda v podgotovke pedagogicheskikh kadrov // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2014. № 3. S. 105-126.

9. Minyurova S. A., Leonenko N. O. Pedagogicheskaya internatura kak innovatsionnyy proekt vuza // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2015. № 10. S. 37-47.

10. Mirnova M. N. Razrabotka i realizatsiya praktiko-orientirovannoy obrazovatel'noy programmy prikladnogo bakalavriata v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya / / Innovatsii v obrazovanii. 2016. № 6. S. 35-47.

11. Mironycheva V. F., Kuzina I. V., Marina A. V. Tekhnologii professional'nogo samoobrazovaniya i lich-nostnogo rosta studenta-bakalavra pri organizatsii praktiki v opyte deyatel'nosti Arzamasskogo filiala NNGU // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2014. № 3-4. S. 142-144.

12. Mukhametzyanova F. Sh., Shaykhutdinova G. A. Innovatsionnye printsipy v podgotovke pedagogov professional'nogo obucheniya // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2012. № 1 (91). S. 25-35.

13. Prikaz Mintruda Rossii № 544n ot 18 oktyabrya 2013 g. «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Peda-gog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego ob-shchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')». URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129.

14. Tkalich S. K., Fazylzyanova G. I., Balalov V. V. Proektno-tselevoy podkhod: vozmozhnosti prolongiro-vaniya v magistrature i aspiranture / / Innovatsii v obrazovanii. 2016. № 6. S. 57-62.

15. Tryapitsyna A. P. Soderzhanie professional'noy podgotovki studentov — budushchikh uchiteley k resh-eniyu zadach modernizatsii obshchego obrazovaniya // Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta. 2013. № 1. S. 50-61.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. В. Коротаева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.