Научная статья на тему 'Проектирование персональной цифровой среды учителя на основе требований профессионального стандарта педагога'

Проектирование персональной цифровой среды учителя на основе требований профессионального стандарта педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПЕРСОНАЛЬНАЯ ЦИФРОВАЯ СРЕДА ПЕДАГОГА / СЕРВИСЫ ВЕБ 2.0 / PROFESSIONAL STANDARD / LABOR ACTIONS / PERSONAL DIGITAL ENVIRONMENT / WEB 2.0 SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канянина Татьяна Ивановна, Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна

Статья посвящена вопросу построения персональной цифровой среды учителя на основе требований профессионального стандарта педагога. Обоснованы дидактические возможности персональной цифровой среды на базе сетевых социальных сервисов для выполнения трудовой функции «Воспитательная деятельность». Приведены примеры выполнения конкретных трудовых действий с помощью Интернет-сервисов совместного редактирования документов, создания гипертекста, on-line визуализации, виртуальных досок и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Канянина Татьяна Ивановна, Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING A PERSONAL DIGITAL ENVIRONMENT OF A TEACHER BASED ON THE REQUIREMENTS OF THE PROFESSIONAL STANDARD OF A TEACHER

The article is devoted to the issue of building a personal digital environment of a teacher based on the requirements of the teacher's professional standard. The didactic possibilities of a personal digital environment based on network social services for performing the labor function “Educational activity” are substantiated. Examples of performing specific labor actions with the help of Internet services for joint editing documents, creating hypertext, on-line visualization, virtual boards, etc. are given.

Текст научной работы на тему «Проектирование персональной цифровой среды учителя на основе требований профессионального стандарта педагога»

9. Bowen C., Lundy K. The People of Australia: Australia's Multicultural Policy // Parliament of Australia. -2011. - T. 8. - C. 2011.

10. Colic-Peisker V. A New Era in Australian Multiculturalism? From Working-Class "Ethnics" To a "Multicultural Middle-Class" // International migration review. - 2011. - T. 45. - №. 3. - C. 562-587.

11. Giroux H. A. Border crossings: Cultural workers and the politics of education. // Psychology Press. - 1992.

12. Hudzik J. K. Comprehensive internationalization. - Taylor & Francis. - 2014.

13. Hughes-Hassell S. Multicultural young adult literature as a form of counter-storytelling //The Library. -2013. - T. 83. - №. 3.

14. Humphreys D. Diversity and the college curriculum: How colleges and universities are preparing students for a changing world //Association of American Colleges and Universities. - 1998.

15. Kumi-Yeboak A., James W. B. The relevance of multicultural education for adult learners in higher education // International Forum of Teaching and Studies. - American Scholars Press, Inc., 2011. - T. 7. - №. 1. - C. 10.

Педагогика

УДК:37.02

кандидат педагогических наук, доцент Канянина Татьяна Ивановна

Нижегородский институт развития образования (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА

Аннотация. Статья посвящена вопросу построения персональной цифровой среды учителя на основе требований профессионального стандарта педагога. Обоснованы дидактические возможности персональной цифровой среды на базе сетевых социальных сервисов для выполнения трудовой функции «Воспитательная деятельность». Приведены примеры выполнения конкретных трудовых действий с помощью Интернет-сервисов совместного редактирования документов, создания гипертекста, on-line визуализации, виртуальных досок и т.п.

Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, трудовые действия, персональная цифровая среда педагога, сервисы Веб 2.0.

Annotation. The article is devoted to the issue of building a personal digital environment of a teacher based on the requirements of the teacher's professional standard. The didactic possibilities of a personal digital environment based on network social services for performing the labor function "Educational activity" are substantiated. Examples of performing specific labor actions with the help of Internet services for joint editing documents, creating hypertext, on-line visualization, virtual boards, etc. are given.

Keywords: professional standard, labor actions, personal digital environment, Web 2.0 services.

Введение. В мае 2018 Президент РФ В.В. Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [17]. Разработка национального проекта «Образование» - одна из задач, поставленных Президентом. Среди целей проекта -создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

В цифровой среде школы каждый педагог формирует свою собственную персональную цифровую среду, подбирая необходимые цифровые инструменты для решения задач, связанных с организацией учебно-воспитательного процесса, взаимодействия с обучающимися и коллегами, с собственным профессиональным развитием. При конструировании собственной персональной цифровой среды педагогу следует ориентироваться на требования профессионального стандарта педагога [12].

Эффективным для формирования персональной цифровой среды педагога является использование социальных сетевых сервисов (сервисов Веб 2.0). Многие еще помнят, каким был Интернет до эпохи Веб 2.0, когда он использовался, в основном, для поиска информации. Сегодня пользователи общаются в социальных сетях, публикуют свои произведения, снимают и выкладывают фильмы. Производство контента - главная характеристика Веб 2.0. И это делает современные сетевые технологии отличным средством для формирования персональной цифровой среды педагога.

Дидактические возможности использования сервисов Веб 2.0 для выполнения общепедагогической трудовой функции учителя в рамках персональной цифровой среды рассмотрены в [6]. Цель данной статьи -рассмотреть возможности реализации трудовой функции «Воспитательная деятельность» в рамках персональной цифровой среды педагога.

Изложение основного материала статьи. Современная школа все дальше и дальше уходит от первоначально заявленной цели создания информационно-образовательной среды - овладение средствами ИКТ, которая рассматривалась как необходимое условие социализации выпускника и его адаптации в информационном обществе. Сегодня акцент делается на необходимости реализации новых подходов к организации образовательной деятельности, построении на основе информационно-коммуникационных технологий личностно-ориентированной развивающей среды, обеспечивающей реализацию образовательных потребностей обучающихся и создающей условия для их самореализации и саморазвития.

Для создания этих условий педагог формирует свою персональную цифровую среду. А.В. Слепухин в [14] дает понятие персональной образовательной среды преподавателя. Персональная образовательная среда преподавателя - совокупность компонентов образовательного процесса (содержание, совместные формы учебной деятельности, методы обучения и методы использования средств информационно-коммуникационных технологий, средства обучения и взаимодействия с личными средами обучения студентов и персональными средами коллег), посредством которой преподаватель реализует достижение

обучающимися образовательных целей и профессиональные виды деятельности, а также выступающая средством персонализации его личности (при этом персонификация означает познание преподавателем себя в социальных коммуникациях, управляющих учебным процессом, позиционирование себя как личности в окружающем сообществе с фиксацией достижений и первенства открытий в определенной области научного знания).

В статье [6] обосновано, что конструирование персональной цифровой среды педагогом следует осуществлять на основе требований профессионального стандарта педагога [12]. Рассмотрим возможности реализации воспитательной трудовой функции педагога в условиях персональной цифровой среды.

В профессиональном стандарте педагога сформулированы 11 трудовых действий для осуществления трудовой функции «Воспитательная деятельность». Здесь. В качестве примера рассмотрим трудовое действие «Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности».

Формируя свою персональную цифровую среду, педагог должен предусмотреть возможность организации в ней не только урочной, но и внеурочной деятельности обучающихся. Современные средства и сервисы ИКТ, прежде всего, социальные сервисы сети Интернет позволяют расширить набор форм и разнообразить виды внеурочной деятельности обучающихся.

Приведем примеры такой деятельности:

- информационно-поисковая деятельность: поиск необходимой информации в online библиотеках, виртуальных музеях, архивах документов; структурирование информации, использование средств визуализации для ее представления и т.п.;

- исследовательская деятельность: компьютерное моделирование; сбор различных статистических данных; обработка результатов экспериментов; проведение online-опросов; видеозапись наблюдений и т.п.;

- проектная деятельность: создание информационных продуктов, в т.ч. коллективных, с помощью сервисов Веб 2.0: кластеров, лент времени, ментальных карт, инфографики, видеоресурсов и др.;

- обсуждение различных проблем в социальных сетях, с помощью блогов, видеоконференций, вебинаров и т.п;

- участие в различных Интернет-акциях, типа «Час кода», «Выходи в Интернет», дни технологий и ИТ-карьеры для девочек (Digigirlz) [7];

- культурно-просветительская деятельность: посещение виртуальных выставок, музеев, различных сетевых мероприятий; обучение в массовых открытых online курсах.

Отличными возможностями для реализации трудового действия «Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции» обладает проектная деятельность. Роли проектной деятельности в контексте вызовов современности посвящены работы [2, 9, 10, 11, 15]. Дидактические возможности использования сервисов Веб 2.0 для организации проектной деятельности рассматриваются в [3, 4, 5, 16].

Сетевая проектная деятельность позволяет осуществлять патриотическое воспитание обучающихся [5]. В качестве примера приведем Интернет-проект «Мы помним» (https://goo.gl/CbvLz9), который авторы статьи координируют с 2008 года на вики-сайте http://letopisi.org. Проект «Мы помним» посвящен участникам Великой Отечественной войны 1941-45 гг., тем, кто с оружием в руках отстоял независимость нашей Родины, тем, кто самоотверженно трудился в тылу. Ежегодно проект «Мы помним» стартует в конце мая и завершается подведением итогов ко дню Победы в следующем году. За 11 лет в проекте приняли участие более 800 школьников, студентов и педагогов. Создано более 1000 вики-статей. Статьи участники проекта создают с помощью языка вики-разметки. В статьи вставляются фотографии ветеранов, отсканированные письма с фронта, на Google-картах отмечаются фронтовые пути участников войны.

Некоторые другие примеры проектов патриотической направленности, проведенных нижегородскими педагогами: «Святой витязь земли русской» (https://goo.gl/mnMZ8u), «День российской информатики» (http://goo.gl/JCJBim), «По следам нижегородского ополчения» (https://goo.gl/DLj37B), «Символы земли Нижегородской» (https://sites.google.com/site/simvolzemlinn), «На крыльях Алексеевской мечты» (https://goo.gl/LiQsGj), «Наследие меценатов Нижегородского края» (https://krasich777.wixsite.com/naslvlad). Описание этих проектов можно найти в [1].

Сегодня инициатором, разработчиком и координатором сетевого проекта может стать любой педагог, обладающий навыками организации проектной деятельности и имеющий опыт использования сервисов Веб 2.0 в педагогической практике.

Перед разработчиком сетевого проекта стоят следующие технологические задачи: создание сетевой площадки проекта; организация электронной регистрации; размещение цифрового содержимого (учебных материалов, заданий, продуктов деятельности участников, фото, видеоматериалов, текстовых документов, презентаций); организация общих сетевых мероприятий; организация совместной деятельности участников в сети; осуществление координации проекта и организация линий коммуникации; продвижение проекта в сети Интернет; организация мониторинга, прозрачной оценки работ. Все вышеперечисленные технологические задачи позволяют решить разнообразные инструменты и сервисы сети Интернет.

Организуя сетевую проектную деятельность, педагог фактически выполняет и такие трудовые действия, как «регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды» и «формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде». Ведь совместная деятельность в проекте предполагает необходимость соблюдать правила этичного и безопасного поведения в Интернете, соблюдения сетевого этикета, уважительного отношения к мнениям других участников проекта. Для этого координаторы проектов готовят всевозможные памятки, обучающие материалы по использованию тех или иных сервисов, ведут разъяснительную работу на форумах и в блогах проектов.

Приведем примеры продуктивной совместной деятельности участников сетевых проектов. Например, команды-участницы проекта «Выходи в Интернет» создали совместную online презентацию https://goo.gl/ZaET7m, где каждая команда разместила свою инфографику на одном слайде. Также online презентацию использовали команды в проекте «На крыльях Алексеевской мечты». Они создали совместную Google-презентацию «Летопись крылатых судов». Каждая команда готовила один слайд, представляющий то или иное изобретение выдающегося конструктора Р.Е.Алексеева. При этом участникам необходимо было продемонстрировать умения отбора наиболее важной, первостепенной информации; умения ее компактного,

интересного представления. Результат совместной работы: https://goo.gl/FLqvBP. А участники проекта «IT-марафон» (https://goo.gl/LE95KD) создали совместную online газету, где представили свои синквейтны про информационные технологии (https://ru.padlet.com/kklimentina/7c26k54tefuz).

Часто сетевые проекты включают в себя этапы, подразумевающие проведение участниками мероприятий по теме проекта в своих населенных пунктах или образовательных организациях и размещение отчетов об их проведении средствами сетевых сервисов.

Например, проведение экологических акций в своих районах, городах, поселках и создание интерактивных плакатов и веб-альбомов о них в проекте «Нам жить на этой земле» (https://sites.google.com/site/namzitnazemle/home). Или создание веб-альбома «Поздравь чемпиона», на страницах которого должны были присутствовать авторские открытки, в сетевом проекте «По дорогам олимпийских игр» (https://sites.google.com/site/olimpijskijogonpo/).

Мы проанализировали дидактические возможности сетевой проектной деятельности для реализации учителем трудовых действий, указанных в профессиональном стандарте педагога [12] в рамках своей персональной цифровой среды. Приведем другие примеры использования возможностей персональной цифровой среды педагога на основе Интернет-сервисов для реализации воспитательной функции: совместное с обучающимися, родителями, коллегами планирование различных мероприятий в документах коллективного редактирования, на online досках, ментальных картах; создание совместных творческих работ с помощью гипертекста; проведение сетевых викторин, олимпиад, конкурсов, акций; подготовка совместных online презентаций; online анкетирование и др.

Выводы. В настоящей статье рассмотрены дидактические возможности персональной цифровой среды на базе сетевых социальных сервисов для выполнения трудовой функции педагога «Воспитательная деятельность». Конкретные трудовые действия могут выполняться с помощью вики, сервисов совместного редактирования документов, on-line визуализации и презентаций, виртуальных досок, инфографики и т.п. Отличными возможностями для реализации различных трудовых действий обладает сетевая проектная деятельность, в ходе которой у обучающихся развивается познавательная активность, самостоятельность, творческие способности; формируются навыки командной работы; осуществляется патриотические воспитание.

Литература:

1. Канянина Т.И., Круподерова ЕП., Степанова С.Ю. Интернет-проект: от идеи до реализации. Методическое пособие. Нижний Новгород. НИРО. 2017. 211 с.

2. Канянина Т.И. Социализация учащихся через проектную деятельность. // В сборнике: Проектирование информационно-образовательной среды образовательного учреждения. Материалы региональной педагогической конференции «Опыт формирования единого информационного образовательного пространства в Нижегородской области». 2012. С. 116-118.2.

3. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Интернет-проект как средство мотивации обучающихся к получению образования в области IT. // В мире научных открытий. 2015. № 11-1. C. 604-608.

4. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Организация внеурочной проектной деятельности обучающихся с помощью сетевых сервисов. // Эксперимент и инновации в школе. 2016. №3. С. 66-70.

5. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Обучающая олимпиада по сервисам Веб 2.0 «Страна читателей» // Информатика в школе. 2015. № 5 (108). C. 50-51.

6. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Интернет-сервисы для построения персональной цифровой среды современного учителя // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4. C. 176-179.

7. Круподерова К.Р., Калиняк Т.И. Задачи центра «Твой курс: IT для молодежи» к мотивации школьников к выбору IT сферы. // Мир компьютерных технологий: сборник статей по материалам Региональной студенческой научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. Нижний Новгород. 2015. C. 88-91.

8. Круподерова К.Р. Патриотическое воспитание молодежи через сетевую проектную деятельность. // Вестник Минского университета. 2014. № 1(5). - С. 19.

9. Кручинина Г.А. Метод проектов в условиях информатизации образования. В сборнике: Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста. Межвузовский сборник научных трудов. Под ред. М.А. Вакулиной. Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова. Н.Новгород. 2003. С. 113-115.

10. Матвеева А.В. Формирование экологической компетентности учащихся средствами проектной технологии. // Вестник Мининского университета. 2015. № 2(10). С. 19.

11. Попова В.Р., Канянина Т.И. Системно-деятельностный подход к социализации подростков во внеурочной деятельности. // В сборнике: Организация внеурочной деятельности учащихся с использованием ИКТ в условиях профильного лагеря. Сборник статей и методических материалов. Нижний Новгород, 2012. С. 3-11.

12. Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты. Банк Документов. Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129.

13. Реестр примерных основных общеобразовательных программ [Электронный ресурс] URL: http://fgosreestr.ru/node/2068.

14. Слепухин А.В. Использование персональной образовательной среды в процессе индивидуализации смешанного обучения студентов. // Педагогическое образование в России. 2014. № 11. С. 195-205.

15. Степанова С.Ю., Канянина Т.И., Кручинина Г.А. Проектная деятельность в контексте вызовов современности. В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного пространства. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Нижний Новгород. Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина. 2015. С. 96-101.

16. Степанова С.Ю. Составляющие успешности интернет-проекта. / В сборнике: Современные образовательные Web-технологии в системе школьной и профессиональной подготовки сборник статей участников Международной научно-практической конференции. 2017. С. 95-98.

17. Указ Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]: URL: http://kremlin.ru/acts/news/57425.

Педагогика

УДК 371.7:372.879.6(045)

старший преподаватель Карабанова Оксана Николаевна

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); старший преподаватель Озеров Антон Анатольевич

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); старший преподаватель Миронов Алексей Геннадьевич

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ПРИНЦИП ТЕХНОЛОГИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Малоподвижный образ жизни делает организма человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Самое верное средство борьбы с любыми болезнями - укрепление здоровья школьников. Как же его укрепить? Для этого есть немало средств: физкультура и спорт, закаливание, соблюдение правил гигиены, хорошее питание школьников. Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Здоровье понятие не только биологическое, но и социальное. Хорошее здоровье это радостное восприятие жизни, высокая трудоспособность. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого школьника, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным.

По степени влияния на организм все виды оздоровительной физической культуры в школе (в зависимости от структуры движений) можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера. Циклические упражнения - это такие двигательные акты, в которых длительное действия постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда не велосипеде, плавание и другие которые вошли в их программу.

Ключевые слова: оздоровительная физическая культура, физическое воспитание, физические упражнения, физкультурно-спортивная деятельность.

Annotation. Sedentary lifestyle makes the human body defenseless in the development of various diseases. The surest way to fight any disease is to improve the health of students. How to strengthen it? For this there is a lot of money: physical culture and sports, healthy habits, good hygiene, good nutrition students. Being healthy is a natural desire of every person. Health is not only a biological concept, but also a social one. Good health is a joyful perception of life, high ability to work. "Gymnastics, physical exercises, walking should firmly enter the everyday life of every student who wants to maintain efficiency, health, full and joyful life." The ancient saying of Hippocrates in our age of penetration into all spheres of scientific and technological progress becomes highly relevant.

According to the degree of influence on the body all kinds of health physical culture in the school (depending on the structure of movements) can be divided into two large groups: cyclic and acyclic exercises. Cyclic exercises-these are motor acts in which long-term action is constantly repeated the same complete motor cycle. These include walking, running, skiing, Cycling, swimming and others that are included in their program.

Keywords: health-improving physical culture, physical education, physical exercises, sports activity.

Введение. Проблема физического здоровья школьников, является особенно актуальной в последние годы. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, методисты, медицинские работники. Физическое здоровье определяется состоянием и функционированием организма. Если человек физически здоров, то он может выполнять все свои обязанности свободно. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома [1, с. 55].

Цель: рассмотреть и изучить методические основы оздоровительной физической культуры.

Задачи: изучить особенности оздоровительной физической культуры; определить формы оздоровительной физической культуры; выявить главные средства оздоровительной физической культуры;

Объект - процесс организации и проведения физкультурно-оздоровительной работы в современной школе.

Предмет - методика проведения современных физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе.

Гипотеза: если современные физкультурно-оздоровительные системы и методики использовать в повседневной практике, при организации учебных занятий, то это будет способствовать улучшению здоровья и работоспособности школьника.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, беседы.

Изложение основного материала статьи. Принцип оздоровительной направленности обязывает специалистов по физической культуре и спорту так организовать физическое воспитание, чтобы оно выполняло и профилактическую и развивающую функции. Это означает, что с помощью физического воспитания необходимо:

- компенсировать недостаток двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни [3, с. 133].

Ведущая роль в оптимизации физкультурно-оздоровительного про-цесса отводится проектированию различных физкультурно-оздоровительных систем на основе научно обоснованных и адекватных соотношений внешних и внутренних факторов развития человека.

В настоящее время появились новые направления оздоровительной физической культуры, дающие несомненный оздоровительный эффект. К ним можно причислить оздоровительную аэробику и ее разновидности: степ, слайд, джаз, аква или гидроаэробику, танцевальную аэробику (фанк-аэробику, сити-джем, хип-хоп и др.), велоаэробику, аэробику с нагрузкой (небольшой штангой), акваджогинг, шейпинг, стретчинг и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.