В статье изложены некоторые теоретические позиции проектирования образовательного процесса, направленного на индивидуализацию на основе учета соотношения образной и логической компонент мышления личности ребенка (индивидуально - типологических особенностей) и научные концепции индивидуализации обучения, положения которых имеют большое значение для разработки таких моделей обучения.
Свиридова Елена Михайловна
к.п.н., доцент АПКиППРО г. Москва
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
Как можно учесть индивидуально-типологические особенности личности учащегося?
Ключевые слова: индивидуализация обучения, индивидуально-типологические особенности личности, компоненты мышления, учебный модуль
ековая проблема» реализации учебного процесса на всех его этапах, в любых образовательных учреждениях - обеспечение условий его эффективности, конечного результата, адекватного запросу времени, родителей (законных представителей), будущих потребителей компетенций личности учащегося, стремящегося к успешной социализации. Качество образования выпускника и развития его «Я -концепции» определяется наличием комплекса составляющих:
- развитием компонент мышления: философской, проектировочной, конструирующей и деятельностной;
- адаптацией к средствам информации последнего поколения в условиях развивающейся единой информационной среды, включая ИКТ;
- способностью адаптации к постоянно изменяющемуся обществу
- умениями действовать в сложной ситуации, с последующим выбором способов ее разрешения и разделения ответственности за исход со всеми ее соучастниками;
- конструктивным общением и методами ведения профессионального диалога в процессе осмысления и разрешения возникающих затруднений;
- экологическим сознанием высокого уровня;
- общечеловеческой культурой деятельности и взаимодействия..
- позитивной мотивацией к постоянному самообразованию.
Развитие «Я - концепции» личности ребенка в образовательном процессе без доминирующей направленности его на индивидуализацию не обеспечить. Научные исследования данного направления обоснованы рядом концептуальных разработок ученых и педагогической практикой.
Практики - учителя считают, что обеспечить индивидуальную траекторию деятельности ребенка на уроке практически невозможно (в условиях традиционного обучения), но, применяя метод дифференцированного подхода к организации учебного содержания, можно усилить его направленность на индивидуализацию, учитывая особенности разнообразных групп учащихся по определенным признакам. Этот процесс уже реализуется в сфере образования во внешней дифференциации классов на основе адаптивности содержания к уровням обучения: создание гимназических, общеобразовательных, коррекционных классов и т.д. Нельзя утверждать, что это единственный, эффективный путь обеспечения качества образования. Анализ практики показывает, что в гимназических классах во взглядах детей появляется осознание превосходства над сверстниками (кстати, ничем не обоснованного), так называемая «звездная болезнь», т. к. фактически создаются условия поддержки этой исключительности. В классах коррекции, наоборот, нарушаются условия естественной среды ребенка, потому что, комплектование их осуществляется на основе «субъективных оценок», и в эти классы, чаще всего, попадают дети «группы риска», у которых, как правило, отсутствует позитивная мотивация к обучению.
В классах смешанных способностей (общеобразовательных), есть возможности планировать индивидуальную траекторию познавательной деятельности ребенка через активные формы обучения в малых группах на основе применения индивидуальных заданий. Внутренняя дифференциация детей по различным типологическим особенностям позволяет значительно улучшить ситуацию учета их данных в процессе обучения.
Реформа образования предлагает решить проблему индивидуализации обучения учащихся на основе
профильного, которое позволит учесть их субъектный выбор, конструировать индивидуальный образовательный маршрут, в который будут включены предметы базисного учебного плана и элективных курсов-практиков (И.Д. Чечель, Т.П. Афанасьева, Н.В. Немова, М.Б. Романовская и др.). Гарантировать полный успех и результат данной реформы крайне сложно, т. к. мнение взрослых чаще определяет позицию направленности профессиональных интересов детей, общество же диктует выбор престижных и не престижных профессий.
Индивидуализация обучения и технологические подходы представлены по различным основаниям в ряде работ исследователей:
- В.Д. Шадриков, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская - концепции личностно -ориентированного обучения, в которых ученик является приоритетной ценностью.
- М.А. Акимова, А.А. Кирсанов - концепции индивидуализации обучения.
- А.С. Границкая -адаптивная система обучения;
- В.В. Гузеев - ценностно - деятельностная интегральная модель образовательного процесса.
- В.В. Фирсов - система познавательной деятельности на основе дифференцированных подходов к организации содержания в образовательном процессе, адаптированного к возможностям ученика.
- И.Э. Унт - индивидуализация обучения детей на основе развития их самостоятельности и печатной продукции индивидуального пользования.
Авторская позиция состоит в проектировании индивидуальной траектории деятельности учащегося в учебном процессе на основе изучения индивидуально-психологических особенностей личности учащегося и учете полученных данных в разработке не только индивидуальных заданий, но и индивидуальных программ развития [Е.М. Свиридова1].
Невозможно дать однозначный рецепт формулы успеха, но концептуальные подходы уже разработаны, апробированы в практике образования. Выявлен и комплекс дидактических условий учебного процесса, который позволяет получить хорошие результаты. Важно решить задачу учета каналов восприятия изучаемого содержания учеником, и ее разрешение в практической деятельности учителем. Суть проблемы заключается в том, что:
- классы и учащиеся с различным когнитивным стилем нуждаются в разных методиках по организации усвоения учебного материала (И.П. Никитина);
- противоречие между общими целями образования и средствами достижения целей можно устранить, применяя визуальные способы организации учебного материала (Н.А. Резник);
- «формирование многозначного образного отражения требует меньше физиологических затрат,
1 Свиридова Е.М. О механизме планирования и разработки индивидуальных заданий на основе учета данных индивидуальных особенностей личности ребенка. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. -№ 1.
чем создание однозначного упорядоченного контекста». [Т.И. Шамало. Теоретические основы использования физического эксперимента в развивающем обучении. - Свердловск: СГПИ, -1990].
В. Роттенберг отмечает, что организация содержания учебного процесса практически целиком ориентирована на развитие словесно - логического мышления, способного формировать однозначный контекст. И, чем более прикладывается к этому усилий, тем труднее выйти из рамок однозначности. [В. Роттенберг Стратегия полушарий. // Наука и жизнь. - 1984.
- № 6. - С. 54 - 57.]. Исследование учащихся общеобразовательных школ (Е.М, Свиридова) на выявление соотношения образной и логической компонент мышления (выборка 342 ученика) показало, что 62.5 % учащихся от общего их количества обладают доминирующей образной компонентой мышления. Существенное противоречие заключается в том, что не учитываются сложности восприятия содержания изучаемых предметов детей с доминирующей образной компонентой мышления, т. к. школьное образование и все его учебные методические комплексы ориентированы на развитие логической компоненты мышления, а доминирует у 62.5 % детей - образная. Разрешение противоречия обеспечивается комплексом дидактических условий автора статьи, применение которого позволяет оптимально учесть особенности восприятия детей в процессе освоения учебного содержания. Проектирование учебного процесса и его результат будет эффективным, если:
- учесть различие соотношения образной и логической компонент мышления ребенка, применяя учебные модули как способах предъявления изучаемой информации, определяющие этапы организации, как содержания, так и деятельности детей с индивидуальными типологическими особенностями;
- выстроить укрупненную дидактическую единицу информации (УДЕИ) изучаемой темы («блок - концепт»), содержащую рациональное соотношение образной и вербальной информации;
- осуществить отбор методов, средств и приемов учебной деятельности, адекватной целям индивидуализации образовательного процесса;
- разработать способы организации обучения в малых учебных группах, укомплектованных на основе мотивированного выбора учащегося;
- использовать данные группы параметров личности учащегося, взаимосвязанные с успешностью обучения, и выстроить на основе их учета индивидуальную траекторию его деятельности (стартовый уровень обученности; мотивацию, адекватную вхождению в учебную деятельность; уровень притязаний и возможностей на основе самооценки, соотношение образной и логической компонент мышления);
- разработать варианты индивидуальных заданий по учебному предмету на основе учета образной и логической компонент мышления учащегося, адекватно учебному модулю.
Обязательным и необходимым требованием является изучение учащихся по выбранной группе параметров, отбор и учет которых. осуществлен и обоснован на основе принципа оптимальности и целесообразности применения в практике проектирования учебного процесса учителем. Для данной группы параметров определено место и значение в структуре учебной деятельности. С позиций технологических подходов к проектированию процесса обучения необходимо иметь исходные данные о состоянии обученности учащегося «на входе» в изучение темы. Этот параметр определяет не только знания, умения и навыки, но и взаимосвязан с развитием качеств мышления (уровни В.П. Беспалько).
Из всех качеств мыслительной деятельности выбран один, но очень важный - соотношение образной и логической компонент мышления. Во - первых, он обусловлен данными целого ряда исследований, в которых обоснована значимость рационального соотношения этих компонент мышления. Во - вторых, в настоящее время хорошо изучена функциональная ассиметрия полушарий головного мозга
Модули экспериментально апробированы в педагогической практике на основе изучения предметных областей: «биология», «черчение», «история», «обществознание» и «физика». Жизнеспособность их нашла практическое подтверждение. Результаты успешности учащихся независимо от стартового уровня получили приращение от 20% до 30%. Ярче проявилась экспрессивность мышления школьников, появились устойчивые «новообразования», снявшие многие проблемы «затруднений».
Модуль - это основной учебный период (цикл уроков), т.е.. промежуток времени, в течение которого достигаются цели обучения, воспитания и развития учащихся. Ведущая цель, определяющая целостность учебного периода - направленность на индивидуализацию. Минимальный учебный период - урок. В модуле содержатся уроки: линейной и сложной, нелинейной структуры. Уроки сложной структуры позволяют осуществить дифференцированное обучение в учебном процессе, направленном на индивидуализацию. Рассмотрим базовый учебный модуль № 1.
человека, которая характеризуется распределением психических функций между левым и правым полушариями. Установлено, что функцией левого полушария является оперирование вербально - логической, знаковой информацией, тогда как функция правого полушария - оперирование образами. Индивидуальное же соотношение образной и логической компонент мышления обусловлено генетически и имеет доминирующее значение в любом виде деятельности, в том числе и учебной, и познавательной.
Третий параметр - способность подростка к рефлексии, выражающаяся в самооценке их действий, поступков, знаний, влияет на результативность его деятельности. В работах отечественных ученых - психологов показано влияние самооценки на познавательную деятельность, в том числе на решение интеллектуальных задач.
Четвертым параметром обоснованно является мотивация, как необходимое условие вхождения в учебный процесс. Отсутствие позитивной мотивации на любой вид деятельности никогда не приведет к хорошим результатам. Эти параметры обосновали отбор методов, средств, приемов. Рассмотрим способы предъявления изучаемой информации школьнику, данные которого мы учитываем в процессе разработки индивидуальных заданий (учебные модули).
В базовом модуле отражены этапы циклического процесса, в котором первые два являются постоянными, а следующие два - инвариантными. На первом этапе в совместной деятельности учителя и учеников осваивается построение абстрактной модели изучаемого явления на основе модели Г. Галилея (универсальная модель познания, включающая все компоненты: от теоретического ядра научных знаний до конструктивных элементов экспериментальной проверки). На втором этапе освоения учебной темы осуществляется экспериментальное подтверждение основных теоретических положений. Третий этап цикла - осуществление необходимого количества тренингов, решения задач, выполнения лабораторных и практических работ и т. д. Последний этап - осуществление контроля и коррекции усвоенных знаний в процессе изучения учебного материала и рефлексии способов умственных действий на различных этапах деятельности.
Для учащихся с доминирующей образной компонентой мышления - разработан учебный модуль № 2.
Учащимся с доминирующей образной компонентой мышления обычно требуется больше времени, чем могло бы быть затрачено. Поэтому, здесь необходимо освоение операции анализа образа на основе предлагаемой картины явления, а затем - установление соотношений между элементами образа..
Учебный модуль № 3 имеет тоже четыре предваряющих этапа.
Учащиеся с доминирующей логической компонентой мышления затрудняются в представлении об- 1. разной картины изучаемого явления. Следовательно, первым этапом должно быть их эмоциональное включение (использование зоны «предвнимания») 2. в деятельность. Вторым - желателен визуально наглядный, третьим этапом является - формирование 3. образного представления изучаемого явления в визуальной форме (это может быть визуально-логи- 4. ческая граф-схема, линейный узелковый фрактал, алгоритм в образной форме и т. д.). Когда образное 5 представление сформировано и соединено с логи- ' ческой последовательностью действий осуществля- 6. ется переход к этапам базового модуля для усвоения содержания. 7.
Литература
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М.: Издательство института проф. образования. - 1995. - 336 с.
Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий.// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Т.2.-М.: 1881. С 97 - 101.
Липкин А.И. Модели современной физики (взгляд изнутри и извне). - М.: Гнозис, 1999. - 166 с.
Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Лог. - психологические проблемы построения учебных предметов). -М.: Педагогика, 1972. - 424 с.
Щуркова Н.Е. Символ как воспитательное средство. -Смоленск: СИИУ, 1995. - 87 с.
Лосев А.Ф. Логика символа. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - С. 272 Шаталов В.Ф., Шейман А.М., Хант А.М. Опорные конспекты по кинематике и динамике: Книга для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1989. - 142 с.
В данной работе авторы поднимают проблему охраны здоровья школьников, напоминают о важности данной проблемы, в частности, для учащихся младших классов, предлагают свой план и практические методы реализации здоровьесберегающих технологий в сфере образования.
Самарцева Ирина Юрьевна
учитель начальных классов Курбачева Татьяна Леонидовна
учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17 с углубленным изучением английского языка»
г. Ачинск [email protected] [email protected]
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Как комплекс кинезиологических упражнений может помочь эффективно снять утомление и повысить работоспособность учащихся?
Ж
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, социальная адаптация, физминутка, мотивация, уроки здоровья
«Девять десятых счастья зависит от здоровья»
(Шопенгауэр)
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными со-
циальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многообразна и сложна, и улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Здоровый образ жизни не занимает пока первое ме-