Научная статья на тему 'Современные подходы к управлению знаниями при организации условий для обучения детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации'

Современные подходы к управлению знаниями при организации условий для обучения детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к управлению знаниями при организации условий для обучения детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации»

Т. Н. Кухаренко, Ю. Н. Стецюнич

Современные подходы к управлению знаниями при организации условий для обучения детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации

Термин «дети с ОВЗ в детских садах» впервые законодательно закреплен в 2012 г. с вступлением в силу 1 сентября 2013 г. закона «Об образовании в Российской Федерации» [6]. Государственная политика в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня направлена в основном на оказание различных видов социальной помощи, поэтому назрела необходимость изменить общественное сознание и деятельность государственных учреждений всех уровней в отношении этих детей, создать условия для интеграции их в общество и укрепления предпосылок независимой жизни.

В последние годы растет и число исследований, в которых дошкольные этапы рассматриваются уже в контексте проблемы реформирования системы дошкольного воспитания и обучения в части инклюзии (Н.Н. Малофеев, М.М. Маркович, Н.Д. Шматко) [5; 9; 7, с. 175].

Большая часть имеющихся исследований рассматривает проблему освоения знаний об оказании помощи детям с ограниченными возможностями здоровья лишь в аспекте их психолого-педагогической или медико-социальной защиты. Образование и социальная адаптации таких детей остаются практически неразработанными с точки зрения комплексного подхода к проблеме, решаемой как в рамках образовательной организации, так и на уровне государственной политики.

Поиску эффективных форм создания условий по освоению знаний в ДОО для сопровождения детей с особенностями в развитии и работы с родителями воспитанников способствуют и противоречия, возникающие в современном образовательном пространстве:

- между ростом количества детей с ограниченными возможностями здоровья и недостаточностью знаний и деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи этим детям;

- между поставленной на государственном уровне задачей «по обеспечению доступности образования детей с особыми нуждами, по социализации лиц с ОВЗ» и отсутствием обоснованной системы овладения знаниями по комплексному психолого-педагогическому сопровождению этих детей.

- недостатками вузовской программы по изучению знаний и достижений научных исследований проблемы сопровождения детей с ОВЗ.

Современное государство гарантирует равные возможности для полноценного развития всем гражданам, включая детей, имею-

щих проблемы со здоровьем [6]. Безусловно, каждому ребёнку нужно попасть в нужное время и в нужное место, т. е. в тот самый сад, где ему будет комфортно. В особенности это относится к детям с ограниченными возможностями здоровья. Из практики работы детских садов известно, что заключение ПМПК родители могут предоставить уже в период посещения ДОО, а специалистов по сопровождению ребенка с обозначенной проблемой во многих организациях просто нет. Со стороны кажется, что ребёнок охвачен дошкольным образованием. Но получает ли он именно то образование, которое ему необходимо? Отнюдь нет. Получает ли он именно тот набор условий, которые ему необходимы? Опять же нет. Отсутствие столь нужных специалистов в детских садах не позволяет в полной мере реализовывать образовательную программу для всех детей. Получается, что для одних категорий воспитанников программа может быть реализована, а для других - нет.

Сегодня особенно важно четко разграничивать понятия «инклюзия» и «доступность». Овладение этим знанием является первостепенной задачей для сотрудников ДОО для решения поставленной проблемой. Доступность для детей с ОВЗ - это не только пандусы, но и создание условий для детей с другими ограничениями. Создавая условия для детей с ОВЗ, важно знать и понимать, что доступность среды для особых детей не должна лишать доступности остальных, все воспитанники должны иметь равные условия.

Дошкольное образование ориентируется на подход к ребёнку с пониманием и уважением его возможностей, способностей, а также социальных прав и интересов. В связи с этим работа с детьми с ОВЗ начинается с овладения новыми профессиональными знаниями самими педагогами и направляется на обеспечение условий, открывающих дошкольнику с различными нарушениями возможность усвоения окружающего мира, полноценного общения со сверстниками и взрослыми. Каждый педагог должен усвоить главное для себя знание: чем раньше начинается работа с ребёнком, имеющим ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе [9].

Развитие пространственной развивающей среды детского сада - неотъемлемое условие реализуемого образовательными организациями стандарта дошкольного образования и одна из ведущих задач овладения новыми знаниями среди педагогов. В настоящее время многие дошкольные организации имеют материальную возможность не просто оснащать детские сады, а видеть перспективу продуманного оснащения.

Но и здесь важно помнить, что, учитывая законы детского развития, педагоги должны знать, что необходимо соблюдать баланс между наполнением организованных центров развития и возможно-

стью самостоятельного изменения среды самим дошкольником. В результате мы не должны перенасыщать среду, а позволять ей быть динамичной и изменчивой. Но самое главное - среда должна быть образовательной и работать на развитие самостоятельности и самодеятельности всех детей [2, с. 128].

Таким образом, у дошкольной организации возникает довольно много серьёзных проблем по овладению новыми знаниями для выполнения социального заказа со стороны родителей воспитанников.

Педагоги придумывают все новые способы освоения новых знаний родителями по вовлечению их в совместный процесс воспитания их же собственных детей: собрания, информационные стенды, родительские клубы, но таким образом педагогам удается привлечь только малую часть родителей. Почему же данные методы неэффективны? В большей степени родители просто не испытывают потребности в своем присутствии в детском саду. И, к сожалению, некоторые родители воспитанников с ОВЗ порой не только не хотят признавать существующую проблему, но и остаются закрытыми не только от детского сада, но и порой от общественности. Пока у взрослого не возникла потребность находиться рядом с детьми, признавать значимость существующих проблем и видеть пути выхода из них с помощью образовательной организации, невозможно организовать эффективное взаимодействие.

На наш взгляд, в современном образовательном пространстве, следует начинать не с формальных собраний и информационных стендов, а с настойчивого овладения необходимыми знаниями педагогами и родителями для совместной деятельности, которая будет способствовать сближению души и разума людей, сопричастных к жизни и развитию ребенка с ОВЗ.

Выстраивание доверительных отношений с семьями воспитанников начинается еще задолго до начала возможного коррекционно-го сопровождения, с первой встречи с родителями, на основе принципов дошкольной практики, ориентированной на семью [8, с. 152].

Данная практика требует новых знаний и мотивации сотрудников ДОУ, желания придерживаться ценностей, связанных с уважительным отношением к семьям, с необходимостью прислушиваться к родителям, учиться у них способам взаимодействия с ребенком, сотрудничать с ними. Помимо традиционных знаний и форм работы, эффективными в современных условиях оказываются такие новые знания, как способы и цели изучения потребностей семьи: «Ценностные ориентиры семьи», «Пожелания родителей при поступлении детей в ДОО», «Школа для родителей» [2, с. 130].

Такие формы работы с родителями, которые демонстрируют заинтересованность педагога в каждом ребенке, его индивидуаль-

ных особенностях и достижениях, в возникающих трудностях в его развитии, побуждают семьи быть открытыми и постепенно становиться реальными участниками образовательных отношений.

Так, образовательные организации испытывают затруднения в оказании помощи в обеспечении доступа к официальным общественным услугам (медицинским, социальным), а также в координации этих услуг. Знание об общественных ресурсах может оказаться полезным для всех семей, а особенно для тех, где есть дети со специфическими потребностями. И, возможно, организация сетевого взаимодействия с организациями здравоохранения и центрами диагностики и консультирования и другими образовательными организациями способствовала бы полноте оказания помощи семьям воспитанников с ОВЗ.

Также важен момент получения новых знаний родителями не только для включения их в коррекционную работу, но и понимания собственной ответственности в этом вопросе. Бывают случаи, когда, недостаточно проведения только логопедического и другого коррек-ционного сопровождения ребенка, требуется включенность других специалистов. Педагоги ДОО могут дать только рекомендации для обращения в организации здравоохранения, что порой даже не слышится родителями. А педагоги, понимая важность корректировки индивидуального маршрута ребенка и всесторонней помощи воспитанникам, не владеют нужными профессиональными знаниями и затрудняются в выборе эффективных и правомочных способов взаимодействия с родителями.

Отсюда возникает проблема - специалисты детского сада рекомендуют родителям воспитанников с ОВЗ обратиться к другим специалистам (дефектологам, медицинским работникам), а родители не придают значения полученным рекомендациям. Таким образом, процесс сопровождения детей с ОВЗ не просто замедляется, а останавливается или идет по кругу, и здесь трудно говорить об обеспечении непрерывности оказания коррекционной помощи.

Последнее время количество детей, нуждающихся в коррекци-онном сопровождении, заметно увеличивается. Вместе с этим следует отметить, к сожалению, часть родителей самоустраняются от проблем нравственного и личностного воспитания ребёнка, что отзывается усилением негативных явлений в детской среде.

Дошкольники, проявляющие агрессию в адрес детей с ОВЗ и других, не редкость. И позиция родителей (законных представителей), к сожалению, не всегда толерантна по отношению к присутствию детей с ОВЗ в группе. И это, к сожалению, не снимает тяжести складывающегося микроклимата в группе и не позволяет избежать возникновения конфликтных ситуаций в образовательных организациях.

Найти правильную линию взаимодействия непросто. Проведение профилактической работы с семьями воспитанников сводится не только к беседам. Специалисты ДОО доступно и всесторонне доносят новые для родителей знания о проблемах за круглым столом. Совместный поиск педагогически оправданных путей взаимодействия по вопросу компетентного сопровождения ребенка с ОВЗ способствует выработке толерантной и неравнодушной позиции со стороны родителей. По итогу встречи создается комплексный индивидуальный маршрут развития ребенка, а также родителям предлагаются совместно выработанные рекомендации дальнейшего взаимодействия. Анализ показывает, что такая практика освоения новых знаний родителями востребована в дошкольных учреждениях Ленинградской области.

Искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно сотрудники образовательных организаций, педагоги, так как они получили для этого специальное профессиональное образование и делают все возможное для комфортного состояния ребенка в отсутствие родителей. Позиция современного педагога в этой связи: не только научить, но и помогать ребенку осваивать окружающий мир, находить смысл в совместной деятельности. В новых для себя условиях работы педагог должен овладеть знаниями и умением ставить цели, планировать и организовывать свои действия при обязательном включении в образовательные отношения родителей и всех воспитанников ДОО [3, с. 150].

В качестве путей преодоления рисков, разрешения существующих трудностей и противоречий при сопровождении детей с ОВЗ в условиях ДОО можно рассматривать следующие:

• оснащение образовательной организации специальным, в том числе учебным, реабилитационным оборудованием [10, с. 220];

• разработку единых планов работы специалистов ДОО с каждым воспитанником с ОВЗ;

• прохождение курсов повышения квалификации или стажировки педагогов и специалистов по профилю заболеваний детей с ОВЗ для обеспечения грамотности педагогов в вопросах коррекци-онной педагогики [1, с. 218];

• повышение мотивации персонала и родителей в получении более высоких результатов деятельности;

• обеспечение непрерывности коррекционного сопровождения детей с ОВЗ с целью обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в первый класс и дальнейшее обучение по индивидуальному образовательному маршруту [8, с. 140].

• непрерывное профессиональное образование в образовательной организации должно включать «неформальное образование, самообразование, которые должны обеспечивать соответствие профессиональных знаний и умений каждого педагога вызовам времени» [4, с. 89-101].

Для того чтобы наладить отношения с родителями воспитанников, сделать их конструктивными и тем самым оказывать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребенка, педагогам следует пересмотреть основы взаимодействия с родителями. Прежде всего следует изменить свои позиции и перейти от профессиональной обязанности вести работу с родителями к желанию сотрудничать для блага ребенка, и, значит, настроиться на партнерские отношения. Для этого педагогу нужно профессионально овладеть психолого-педагогическими знаниями партнёрского взаимодействия со взрослыми и детьми.

Для эмоционального контакта нужны доброжелательность, приветливость, открытость, для знаниевого контакта - готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своими компетентными профессиональными знаниями о действиях и деятельности ребёнка, о его состоянии и поступках. Так, высшей целью и основным содержанием работы любой образовательной организации становится ребёнок!

Список литературы

1. Афанасьев К.С. Система маркетинговых коммуникаций в сфере образования как основа управления знаниями // XX Юбилейные Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. - С. 217-220.

2. Гилева Н. С. Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. - 2015. - № 10. -С. 1128-1139.

3. Дошкольное образование в современном мире: сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. / под ред. В.И. Ребровой. - СПб., 2014. - 172 с.

4. Жилина А. И. Системное управление педагогическим образованием // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. Науч. журн. Т. 3. Педагогика. - № 1. - 2015. -С. 89-101.

5. Малофеев Н.Н., Маркович М.М., Шматко Н.Д. Совместное воспитание и обучение - закономерный этап развития системы образования // Управление ДОУ. - 2010. - №6. - С. 8-23.

6. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон № 273-Ф3 от 29.12.2012.

7. Овчинникова Е.В. Значение системы управления знаниями в образовании // XX Юбилейные Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. - С. 174-177.

8. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: метод. пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 176 с.

9. Сиялова И.А. Психология личности: учеб. пособие. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2005.

10. Стецюнич Ю.Н. Проблемы финансирования деятельности образовательных учреждений // Новая наука: от идеи к результату. - 2015. - № 7-1. -С. 218-221.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.