З. М. Явгильдина, И. Ф. Качалова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Ключевые слова: педагогическая технология, ценностные ориентации, нравственное воспитание, музыкальное искусство,
студенческая молодежь.
В статье рассматривается процесс создания и практической реализации модели педагогической технологии развития нравственных ценностных ориентаций студентов вуза средствами музыкального искусства, в совокупности цели, содержания, методологических подходов, технологического алгоритма, методов, форм, средств реализации, критериев и показателей.
Keywords: pedagogical technology, value orientations, moral education, musical art, highschoolg students.
The article is devoted to the process of creation and practical realization of a model of pedagogical technology of high school students ’ moral value orientations development by means of musical art with its objectives, content, methodological approaches, technological algorithm, methods, forms, means of implementation, criteria and indicators.
В настоящее время исследование проблемы нравственных ценностей осуществляется в контексте происходящих в стране перемен, вызвавших ломку устоявшихся ценностных ориентаций и ценностной системы в целом. В связи с этим, необходим ценностный подход к изучению педагогических явлений и процессов, который позволит выявить внутреннюю сторону взаимосвязи личности и общества, изучить личностный аспект ориентации молодежи на нравственные ценности. Решение данной проблемы требует разработки и внедрения системы гибких педагогических технологий по всем образовательным дисциплинам, где должна быть заложена определенная технологическая направленность, которую образуют предварительное проектирование процесса образования, грамотная организация учебнопознавательной деятельности каждого студента, диагностическое целеобразование, объективный контроль результатов деятельности и целостность.
При разработке педагогической технологии развития нравственных ценностных ориентаций у студентов средствами музыкального искусства мы учитывали данные современных дидактических исследований. В нашем исследовании мы опираемся на работы современных педагогов, изучающих дидактический аспект педагогических технологий (В.П. Беспалько, М.В.Кларин и др.), выявляющих пути оптимизации профессиональной подготовки студентов педагогического вуза [1; 2]. Анализ педагогических исследований последних лет выявил одну из актуальных тенденций развития образовательных систем - технологизацию образовательной деятельности, которая
рассматривается как один из показателей качества и оценки функционирования образовательного учреждения и образования в целом, обеспечивающих его эффективность и гуманистическую направленность.
Педагогической наукой и практикой уже накоплен заметный фонд педагогических технологий модульного, контекстного, проблемно-задачного, проблемно-диалогического,
компьютерного, концентрированного и других видов обучения. Все они характеризуются специфическими целями, направленностью, доминирующим состоянием форм, методов и средств обучения, системой оценки и контроля.
В настоящее время в трактовке понятия педагогическая технология четко выделяются два направления: первоначально в переводе с
английского "Technology in education" означало технические средства в обучении, позже данное понятие стало трактоваться более широко и под педагогической технологией стали понимать также и новые научные подходы к анализу и организации учебного процесса. Второе направление развития педагогических технологий связано с кругом проблем, относящихся к дидактике. Сегодня все чаще встречаются исследования, рассматривающие отдельные дидактические проблемы вне связи с техническими средствами, в частности, они связаны с анализом учебного мастерства, активизацией познавательной деятельности учащихся и организацией обучающего процесса педагога.
Технология учебного процесса охватывает широкий круг проблем, среди которых: анализ учебного мастерства; организация учебной деятельности учащихся и педагога, связанной с активизацией познавательной деятельности и т.д. В нашем исследовании мы опираемся на работы, рассматривающие дидактический аспект организации учебного процесса в вузе, позволяющие выявить пути оптимизации нравственного воспитания студентов [3; 4; 5].
В настоящее время все больше говорят не просто о педагогических технологиях, а о гибких педагогических технологиях. Под гибкими педагогическими технологиями понимают содержание и процесс развертывания определенных технологических единиц, ориентированных на конкретный педагогический результат, способных оперативно реагировать и мобильно адаптироваться к изменяющимся условиям, т. е. адаптироваться к вариативности уровней сложности и трудностей учебной деятельности. На наш взгляд, гибкость
педагогической технологии следует рассматривать как ее признак.
Осуществление программы преобразования традиционного содержания, методов, форм,
образовательных ценностей невозможно без разработки и внедрения системы гибких педагогических технологий по всем
образовательным дисциплинам. Иными словами,
всей педагогической системе в целом должна быть задана качественно новая технологическая направленность, которую образуют
предварительное проектирование процесса
образования, грамотная организация учебнопознавательной деятельности каждого студента, диагностическое целеобразование, объективный контроль результатов деятельности и целостность.
Таким образом, педагогическая технология предполагает радикальное обновление
инструментальных и методологических средств педагогики и представляет собой набор
разнокачественных психолого-педагогических,
организационно-методических и специальных процедур, направленных на формирование личности как активного субъекта деятельности. Нам близка позиция М. В. Кларина, который под педагогической технологией понимает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [2]. Мы рассматриваем педагогическую технологию как систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спланированных процессов обучения, как систему способов и средств достижения целей, управления этим процессом.
Отталкиваясь от данных теоретических положений о педагогических технологиях, мы разработали модель педагогической технологии развития нравственных ценностных ориентаций студентов вузов средствами музыкального искусства. Модель (в частности, педагогическая) -это определенные рамки, в которые заключен процессуальный аспект педагогического действия (воспитания, образования, обучения или развития). Педагогическая модель состоит из ряда методик и технологий, которые способствуют реконструкции процессуально-методической стороны
педагогического действия. Таким образом, модель -это форма, оболочка, внутри которой развивается единый педагогический процесс, имеющий свое содержание, методы и средства обучения, воспитания, образования и развития.
При анализе внутренней структуры технологии мы обратились к анализу ее логического конструкта, в который входят: концептуальная основа, отражающая методологический фундамент технологии, содержательная часть (цели и содержание педагогического процесса), процессуальная часть (методы, средства, формы организации педагогического процесса, диагностика).
Разработанная нами модель педагогической технологии развития нравственно-ценностных
ориентаций студентов базируется на выделенных в психолого-педагогической науке общих и специфических признаках: процессуальность,
направленность на проектирование, использование эффективных приемов обучения, результативность, управляемость, алгоритмируемость, экономичность, оптимальность, воспроизводимость и
корректируемость. Она имеет следующую структуру: цель, содержание, методологические подходы, технологический алгоритм, методы, формы работы, средства реализации, компоненты нравственных ценностных ориентаций, критерии и показатели. Подробно рассмотрим каждый из них.
Основной целью разработанной нами модели педагогической технологии развития нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза является формирование нравственно-воспитанной личности студента. Поиск и нахождение средств, обеспечивающих эффективность развития нравственных ценностных ориентаций студентов, затрагивает основополагающие основы дидактики, теории и методики воспитания, педагогической психологии, культурологии.
Цель формирования личности студента потребовала соответствующего изменения содержательного компонента педагогической технологии. Данные изменения осуществлялись в соответствии с такими требованиями, как: аксиологический потенциал содержания, приобщающий к нравственным ценностям мировой музыкальной культуры; формирование оценочного осознания жизненных явлений на основе общечеловеческих ценностей и культуры чувств; высокий уровень художественных достоинств музыкальных произведений, их воспитательная направленность, жанровое и образное разнообразие; оптимальное сочетание обогащения содержания духовно-нравственной тематикой и гибкого «осовременивания» изучаемого материала;
интеграция содержания музыкального материала с национальной культурой.
Задача формирования нравственноценностных ориентаций студентов поставила нас перед необходимостью принципиально нового построения самого процесса обучения, реализация которого стала возможна в контексте методологических подходов: целостного,
личностно-ориентированного, деятельностного, диалогического, гуманистического,
культурологического, антропологического и аксиологического.
Реализация данных подходов
осуществлялась в следующем технологическом алгоритме: организация готовности к восприятию музыкального произведения через создание внешней и внутренней мотивации музыкального мышления; эмоционально-образное восприятие и ценностное осознание музыки через переживание и эстетическое наслаждение; включение
эмоционально-ценностного мышления на основе принятия и усвоения нравственно-эстетических ценностей, заложенных в данном музыкальном произведении; формирование нравственного идеала
на основе потребности в своем духовнонравственном самовоспитании; реализация той или иной ценностной ориентации в деятельности и поведении молодого человека.
Цель, принципы, содержание, особенности формирования нравственно-ценностных ориентаций студентов позволили нам обобщить и предложить методы, формы и средства эффективной реализации данной задачи. Необходимо отметить, что методы обучения на основе использования средств искусства имеют свою специфику. В частности, Н.Б. Берхин обосновывает принципиальное отличие методов обучения, применяемых на уроках художественно-эстетического цикла, от методов преподавания в школе основ наук [6].
В связи с вышеизложенным, мы условно разделили используемые методы развития нравственно-ценностных ориентаций студентов на следующие группы:
1) методы организации восприятия
музыкальных произведений и включения
ценностных объектов в образовательный процесс (совместное прослушивание музыкального
материала; беседа, рассказ, разъяснение);
2) методы стимулирования ценностного
осознания нравственно-эстетических ценностей, заложенных в музыкальном произведении, и
ценностно-образующих переживаний, основанных на эстетическом наслаждении (проблемные вопросы; дискуссия; сравнение; метод свободных ассоциаций; проблемные задания и творческие проекты; создание эстетических ситуаций);
3) методы субъективного освоения
музыкального произведения и интериоризации ценностных ориентаций через включение в художественно-творческую деятельность
(драматизация, упражнение, разучивание и
исполнение музыкального произведения).
В использовании данных методов мы соблюдали динамику поэтапного перехода от соприкосновения музыки с духовной жизнью студента, его жизненными представлениями и знаниями к созданию актуального психического состояния в процессе эмоционального «вчувствования» в музыкальное произведение и активизации слушательской культуры молодых людей с целью повышения общечеловеческих ценностей над индивидуальными.
Выявленные нами методы развития нравственно-ценностных ориентаций студентов тесно связаны с формами работы. В опыте преподавания дисциплин музыкально-эстетического цикла в университете используются как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий. Наряду с традиционными, не меньший интерес у студентов вызывают такие нетрадиционные формы проведения занятий, как концерт; дискуссия; музыкальный лекторий; коллективное посещение концертов вокальнохоровой, камерно-инструментальной и
симфонической музыки; оперных, балетных и драматических спектаклей, которые содействуют развитию нравственной аксиосферы личности.
При проектировании модели
педагогической технологии мы пришли к необходимости разработки такой важной составляющей, как средства реализации процесса развития нравственных ценностных ориентаций
студентов, к которым относятся: 1)
постановка в музыкальных произведениях морально-этических проблем: утверждение
нравственного идеала; любовь к Родине; борьба добра со злом; поиск истины жизни; толерантность; прославление героического подвига, величия и силы человеческого духа; бичевание зла, насилия, безобразного; проблема потери духовнонравственных ценностей; любовь, верность,
благородство, как одна из высших форм проявления прекрасного; 2) специфический язык эмоций и чувств, вызывающий при воздействии на слуховые анализаторы эффект синестезии (визуальные, мышечные, осязательные, обонятельные ощущения) и различные ассоциации; 3) глубокое
эмоциональное переживание, рожденное в процессе восприятия музыкального произведения (катарсис).
Данные средства способствуют развитию выделенных нами критериев нравственного сознания, сензитивности, эмоциональности,
эмпатии, ценностно-ориентированной деятельности, которые мы рассматриваем как центральные качества среди нравственных ценностных ориентаций личности.
Мы поддерживаем точку зрения Н.Г. Набиуллиной, которая отмечает, что, несмотря на важную роль аффективной составляющей духовнонравственных ориентаций, формирование их
невозможно без усвоения системы знаний о духовно-нравственных ценностях и осознанного включения личности в ценностно-ориентированную деятельность [7, с. 32]. Поэтому в структуре нравственных ценностных ориентаций, мы
выделили следующие основные компоненты: познавательный, эмоционально-ценностный и деятельностный.
Познавательный компонент, определяющий нравственное сознание студентов, характеризуется такими показателями, как: знания в области
аксиологических аспектов музыкального искусства, о сущности ценностей Человек, Добро, Красота, Семья, Земля, Мир, Труд, Культура, представления о собственных нравственных ценностях и ориентирах.
Эмоционально-ценностный компонент, выражающий сензитивность, эмоциональность и
эмпатию, характеризуется следующими
показателями: развитая эмоциональная сфера
студентов, их способность эмоциональноэстетически воспринимать мир, желание слушать и исполнять высокие образцы музыкального искусства; иерархия нравственных ценностей в аксиосфере личности (суждения о высоких ценностях человеческого бытия, их свободный выбор и ранжирование, эмоциональное одобрение руководства ими в практической
жизнедеятельности).
Деятельностный компонент,
представляющий ценностно-ориентированную деятельность, характеризуется наличием у студентов нравственного идеала, нравственных установок личности, способностью осуществлять выбор соответствующего стиля поведения в жизненных ситуациях, стремлением к участию в творческой деятельности, хоровом исполнительстве.
Достижение студентами каждого из перечисленных показателей потребовало использования соответствующего набора процедур, включающих в себя совокупность строго определенных операций. В результате были определены уровни сформированности
нравственных ценностных ориентаций студентов: низкий, средний и высокий, каждый из которых
характеризуется степенью сформированности
определенных, присущих ему, умений,
обеспечивающих переход на более высокий уровень.
Таким образом, разработанная нами модель педагогической технологии развития нравственных ценностных ориентаций студентов предполагает рассмотрение и организацию данного процесса как целостной непротиворечивой системы.
Проектирование модели педагогической технологии основано на учете основных положений новой парадигмы образования, предполагающей
воспитание духовно богатой, гуманной личности; обновление содержания образования; организацию совместной творческой деятельности студентов и преподавателей; создание интегративных учебных
предметов; внедрение в учебный процесс
инновационных форм, методов и средств обучения.
Литература
1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. Педагогика / В.П. Беспалько. - Москва, 1989. - 190 с.
2. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. - М.: Знание, 1989. - 80 с.
3. Гладилина, И.П. Педагогическая технология развития творческой одаренности молодежи в высшей школе: автореф. ... дис. докт. пед. наук:13.00.08: защищена 18.09.2009 / Гладилина Ирина Петровна. - М., 2009. -44 с.
4. Климова, Л.Ю. Игра как педагогическая технология
художественного образования детей: автореф. .дис.
канд. пед. наук: 13.00. 01: защищена 21.05.2003 / Климова Лариса Юрьевна. - Ижевск, 2003. - 23 с.
5. Костина, Э.П. Креативная педагогическая технология
музыкального образования дошкольников: автореф. ... дис. докт. пед. наук: 13.00.02: защищена 31.10.2007 /
Костина Элеонора Павловна. - М., 2007. - 51 с.
6. Берхин, Н.Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников / Н.Б. Берхин // Педагогика, 1995. - № 2. - С.42-45.
7. Набиуллина, Н.Г. Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций студентов учебных заведений среднего профессионального образования: дис. . канд. пед. наук: 13.00.08: защищена 14.12.2006 / Набиуллина Нина Геннадьевна. - Уфа, 2006. - 184 с.
8. Дыганова, Е.А. Модель формирования
самообразовательной культуры студента-музыканта в процессе дирижерско-хоровой подготовки / Е.А. Дыганова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. Т.14, № 24. - С. 227-235.
© З. М. Явгильдина - д-р пед. наук, проф. каф. теории искусства и мировой художественной культуры отделения искусств Института филологии и искусств КФУ, [email protected]; И. Ф. Качалова - канд. пед. наук, доц. каф. изобразительного искусства и дизайна отделения искусств Института филологии и искусств КФУ, [email protected].
Все статьи номера поступили в редакцию журнала в период с 20.05.12. по 15.07.12.