ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ *< *
И.В. Сергиенко, Изгарина Г.К.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Ключевые слова: внеурочная работа, дополнительное образование, электронное обучение, дистанционные технологии, кружковая работа, проектирование.
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы проектирования кружковой работы с применением технологий электронного обучения в системе дополнительного образования. Авторы обосновывают необходимость проектирования кружковой работы с применением технологий электронного обучения в целях совершенствования и повышения эффективности образовательного процесса. В статье рассматриваются сущность и основные этапы проектирования кружковой работы, основанной на использовании технологий электронного обучения, а также описывается разработанный и внедренный в общеобразовательные организации Республики Башкортостан электронный кружок «Мир информатики».
Указ Президента В.В. Путина «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», в котором важнейшими приоритетами выделены совершенствование электронного образования и дистанционных систем обучения, в последнее время приобретает особую актуальность в связи с информатизацией и цифровизацией общества. Кроме того, согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации в своей профессиональной деятельности могут использовать дистанционные образовательные технологии [1].
Электронное образование должно охватывать не только основное, но и дополнительное образование обучающихся. Основная цель электронного образования в системе дополнительного образования - это организация внеурочной работы как одной из форм дополнительного образования с применением технологий электронного обучения и дистанционных технологий. Использование дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе позволит совершенствовать внеурочную работу, расширить и обогатить информационную образовательную среду школы. Применение технологий электронного обучения в кружковой работе не только целесообразно с педагогической точки зрения для педагога, но и соответствует запросам обучающихся, которые реализуются в «новой парадигме обучения». Эффективность образовательной деятельности, в том числе кружковой работы, во многом будет зависеть от того, насколько развито электронное образование. Кружковая работа с применением технологий элекронного обучения в школе как одна из важнейших составляющих дополнительного образования является показателем уровня развития электронного образования. Поэтому особенно актуальной становится проблема проектирования кружковой работы в общеобразовательной организации с применением технологий электронного обучения.
В настоящее время недостаточно опубликованных научных исследований, посвященных применению технологий электронного обучения в кружковой работе. Приведем мнения некоторых авторов об эффективности применения информационных технологий в кружковой работе. В.В. Мещеряков в статье «Организация работы математического кружка учащихся 5-6 классов в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения» считает «неотъемлемой частью работы кружка применение новых информационных технологий. Они помогают как учителю, так и ученику при изучении какой-либо темы, предоставляя обширный учебный или методический материал» [4]. О.В. Муразян в статье «Использование информационных и дистанционных технологий в работе с детьми младшего школьного возраста в рамках проекта «Наша новая школа» говорит об «активном использовании Интернет-технологии во внеурочной деятельности, где происходит взаимодействие ученика и учителя в учебно-воспитательном процессе.
Используя новые современные информационные технологии, позволит привить детям вкус к творчеству и исследовательской деятельности» [5].
Учитывая вышесказанное, мы полагаем, что кружковая работа с применением технологий электронного обучения - это инновационная форма внеурочной деятельности с применением современных информационных технологий, технических средств. Кружковая работа с применением технологий электронного обучения является одной из наиболее эффективных форм внеурочной деятельности с использованием электронного обучения.
Использование дистанционных образовательных технологий позволяет реализовать процесс обучения учащихся в кружках с наибольшей степенью эффективности. Электронное обучение предоставляет широкие возможности для повышения эффективности обучения педагогов, а также возможности для получения обучающимися полноценного качественного образования.
При проведении кружковой работы с применением технологий электронного обучения педагог должен обладать соответствующим профессиональным уровнем. Он занимается подготовкой теоретических учебных материалов, заданий для практической работы, тестовых вопросов; следит за осуществлением программы кружковой работы; проводит анализ итогов кружковой работы. Весь подготовленный и разработанный учителями электронный учебный материал должен быть размещен на образовательном сайте.
Для проведения электронной кружковой работы с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в школе должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных технологических средств, с помощью которых обучающиеся осваивают программы в полном объеме независимо от места нахождения.
В целях качественной, эффективной организации и реализации кружковой работы с применением технологий электронного обучения в общеобразовательных организациях, а также для повышения результативности обучения обучающихся в электронных кружках от педагогов и руководителей кружков требуется грамотно проектировать кружковую работу, так как «любая продуктивная деятельность, любой проект требуют своего целеполагания - проектирования» [7]. Кружковая работа с применением технологий электронного обучения должна основываться на логически правильном построенном педагогическом проектировании.
Приведем различные определения педагогического проектирования. Термин «проектирование» происходит от термина «проект», известного в русском языке с начала XVIII века и восходящего к латинскому термину «projectus», означающему «вытягивание», «вытянутое положение». В переводе с латинского «проект» - «брошенный вперед», то есть замысел в виде прообраза объекта. В широком смысле слова проектом называется все, что задумывается или планируется [7, 5].
Новиков А.М. и Новиков Д.А. в труде «Образовательный проект (методология образовательной деятельности)» отмечают, что «проектирование всегда имеет место в деятельности любого педагога любого образовательного учреждения» [6]. Колесникова И.А. в учебном пособии для вузов «Педагогическое проектирование» отмечает, что педагогическое проектирование - это «практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности» [3, 21]. На наш взгляд, определение Колесниковой И.А. наиболее полно и точно раскрывает сущность понятия «педагогическое проектирование» - это целенаправленная, педагогическая, поэтапная деятельность по созданию и реализации новых методов и способов организации образовательного процесса.
В современном образовании активно развиваются три основных вида проектирования, различающиеся по объекту преобразования, целевой направленности и результату [3, 35]:
пеппгогичесний ЖЫРНПЛ an WHOP ТОСТПНП N 5(84). SOI 9 assSsas
- социально-педагогическое проектирование, направленное на изменение социальной среды, решение социальных проблем педагогическими средствами;
- психолого-педагогическое проектирование, целью которого - преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательных процессов;
- образовательное проектирование, ориентированное на проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем и институтов.
Проектирование в образовании может осуществляться на различных уровнях, под уровнем понимается степень обобщенности (универсальности) проектных процедур и результата [3, 36].
В зависимости от требований к результату и формам представления продукта педагогическое проектирование может быть выполнено на концептуальном, содержательном, технологическом и процессуальном уровнях.
Концептуальный уровень проектирования ориентирован на создание концепции объекта, на его прогностическое модельное представление.
Содержательный уровень проектирования предполагает непосредственное описание продукта, свойства которого соответствуют диапазону его возможного использования и функционального назначения.
Технологический уровень проектирования позволяет дать алгоритмическое описание способа действий в заданном контексте.
Процессуальный уровень выводит проектную деятельность на реальный процесс, что предполагает получение продукта, готового к практическому применению.
Приняв за основу проектирования вышеперечисленные уровни, перейдем к педагогическому проектированию кружковой работы с применением технологий электронного обучения, которая невозможна без поэтапного педагогического проектирования. Проектирование кружковой работы с применением технологий электронного обучения представляет собой совокупность видов деятельности (проблематизация, концептуализация, программирование, планирование), обеспечивающих в своей логической последовательности построение модели кружковой работы с применением технологий электронного обучения.
Проектирование кружковой работы с применением технологий электронного обучения - это целенаправленная, педагогическая, поэтапная деятельность по реализации кружковой работы с применением технологий электронного обучения. Авторы Новиков А.М. и Новиков Д.А. в труде «Образовательный проект (методология образовательной деятельности)» выделяют следующие этапы проектирования [6, 25] :
1. Концептуальный этап:
- выявление противоречия;
- формулирование проблемы;
- определение проблематики;
- определение цели;
- выбор критериев.
2. Этап моделирования:
- построение моделей;
- оптимизация моделей;
- выбор модели (принятие решения).
3. Этап конструирования системы:
- декомпозиция;
- агрегирование;
- исследование условий;
- построение программы.
4. Этап технологической подготовки.
Отталкиваясь от мнения исследователей кружковой работы, предлагается следующая логика проектирования данной работы с применением технологий электронного обучения (рисунок 1).
Постановка цели проектирования кружковой работы с применением технологий электронного обучения
1 г
Выбор методов обучения
1 г
Разработка программы кружковой работы с применением технологий электронного обучения
1 г
Экспертиза и внедрение программы кружковой работы с применением технологий электронного обучения
1 г
Моделирование кружковой работы с применением технологий электронного обучения
Г
Разработка модели кружковой работы с применением технологий электронного обучения
1 г
Апробация модели
Рисунок 1. Логика проектирования
Как следует из рисунка 1, при проектировании кружковой работы с применением технологий электронного обучения выделяются следующие этапы:
I этап. Постановка цели проектирования кружковой работы с применением технологий электронного обучения. Задачи проектирования кружковой работы в общеобразовательных организациях с применением технологий электронного обучения:
- адаптация к электронно-образовательной среде образовательной организации;
- организация кружковой работы с применением технологий электронного обучения;
пеппгогичесний ЖЫРНПЛ СП WHOP ТОСТПНП M 5(84). SOI 9 âsSsSâE
- включение кружковой работы с применением технологий электронного обучения в
образовательный процесс;
- организация взаимодействия между педагогами и обучающимися на основе использования современных информационных технологий.
II этап. Выбор методов обучения при проектировании кружковой работы с применением технологий электронного обучения. Педагог определяет методы и приемы обучения с учетом знаний и практических навыков, получаемых обучающимися на занятиях в кружке. Помимо традиционных методов в ходе проведения кружковой работы с применением технологий электронного обучения используются следующие специфические приемы, методы и технологии обучения:
- словесные - объяснение теоретического материала, рассказ, лекция;
- наглядные - демонстрация и показ видеоуроков, презентаций;
- практические - выполнение самостоятельных работ, выполнение практических заданий, тесты, выполнение итогового проекта;
- методы контроля уровня усвоения теоретических знаний;
- методы контроля уровня овладения практическими навыками работы.
- метод рефлексии;
- технология дистанционного обучения;
- информационно-компьютерные технологии.
III этап. Разработка программы кружковой работы с применением технологий электронного обучения.
Результатом проектирования кружковой работы с применением технологий электронного обучения является дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа электронного кружка «Мир информатики». Программа -особый вид проекта, выполняющий конструктивную функцию путем выстраивания конкретных действий, направленных на достижение намеченного облика предмета проектирования [3, 82]. Программа - основной документ, определяющий работу кружка, в котором отражены цель и задачи, учебно-тематический план, содержание изучаемых тем программы, методы и приемы, диагностические материалы.
Программа кружковой работы с применением технологий электронного обучения направлена на формирование социализации личности учащихся, способствует их развитию и самореализации. При разработке программы кружковой работы необходимо учитывать:
- во-первых, дополнительное изучение определенного предмета развивает компетентность обучающихся в определенной области;
- во-вторых, использование технологий электронного обучения в образовательном процессе позволяет повысить эффективность самого процесса обучения;
При составлении образовательной программы необходимо определить ее тип и соответствие образовательным стандартам, квалификационным характеристикам; систему знаний, умений и навыков, которые приобретут обучающиеся в результате освоения этой программы; количество времени, которое потребуется на изучение каждого раздела; формы учебных занятий, а также типы заданий, которые будут выполняться обучающимися. При разработке образовательных программ выделяются темы курса, определяется их содержание, готовятся задания к каждому занятию, составляется список рекомендуемой литературы, составляются контрольные вопросы [2, 134].
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа электронного кружка «Мир информатики» предполагает усвоение и закрепление обучающимся учебного материала по теме «Microsoft Word», выполнение практических
заданий при самостоятельной работе. После изучения тем учащиеся отвечают на тестовые вопросы и выполняют итоговый проект.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа электронного кружка «Мир информатики» является экспериментальной и авторской, имеет техническую направленность; разработана впервые для внедрения в образовательный процесс с применением дистанционных технологий.
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: 1) пояснительная записка; 2) содержание программы (учебно-тематический план; содержание изучаемых тем программы); 3) методическое обеспечение программы (методика обучения по программе; диагностические материалы); 4) литература; 5) приложения.
IV этап. Экспертиза и внедрение программы. После завершения разработки программа проходит две стадии - экспертиза (на этой стадии программа оценивается компетентными специалистами, которые дают заключение о возможности ее внедрения в практику образования) и внедрение [2, 134].
V этап. Моделирование кружковой работы с применением технологий электронного обучения (разработка модели кружковой работы с применением технологий электронного обучения).
В соответствии с разработанной дополнительной общеразвивающей программой в рамках спроектированной модели кружковой работы с применением технологий электронного обучения спроектирован электронный кружок «Мир информатики» (знакомство с Microsoft Word). Рассмотрим структуру электронного кружка «Мир информатики».
Программа электронного кружка «Мир информатики» состоит из трех разделов -вводного, основного и итогового.
Ознакомительный раздел:
1 ) обобщающий обзорный видеоролик о работе кружка;
2) краткая аннотация с указанием - кому рекомендуется работа в кружке;
3) анкета обучающегося;
4) словарь терминов;
5) список литературы.
Основной раздел «Теоретическое и практическое обучение»:
1 ) электронные учебные материалы - видеоролики с объяснением темы занятия;
2) теоретические материалы по темам, презентации;
3) практические и самостоятельные задания по каждой теме;
4) тестовые вопросы для обучающихся по каждой пройденной теме.
Итоговый раздел «Контроль и оценка»:
1) итоговое задание и указания по его выполнению;
2) отправка задания учителю на проверку;
3) проверка и оценка полученных знаний, умений и навыков обучающихся.
пеппгогичесний ЖУРНПЛ СП WHOP ТОСТПНП M 5(84). SOI 9 âsSsSâE
Рисунок 2. Структура кружка «Мир информатики» с применением технологий электронного обучения
Электронный кружок «Мир информатики» размещен на платформе БГПУ им. М. Акмуллы, раздел - «Дистанционные кружки и секции». Работа электронного кружка «Мир информатики» осуществляется на базе среды дистанционного обучения с открытым исходным кодом Moodle - автоматизированной системы, содержащей такие элементы курса как форум и чат. В системе Moodle осуществляется управление как со стороны обучающегося (при самостоятельной работе или закреплении пройденного материала), так и со стороны педагога (при контроле знаний и умений обучающихся).
Электронный кружок «Мир информатики (Знакомство с Microsoft Word)» включает 10 тем (занятий), посвященных изучению текстового редактора Microsoft Word и итоговый проект:
Тема 1. Создание, открытие и сохранение документа.
Тема 2. Копирование, перенос и удаление фрагмента текста.
Тема 3. Форматирование шрифтов.
Тема 4. Форматирование абзацев.
Тема 5. Создание таблиц в тексте.
Тема 6. Форматирование таблиц.
Тема 7. Вставка рисунков.
Тема 8. Вставка фигур.
Тема 9. Построение диаграмм.
Тема 10. Вставка объектов WordArt.
Итоговая работа - создание проекта «Подготовка и оформление текстового документа по теме».
Прежде чем приступить к работе в кружке, обучающиеся проходят процедуру регистрации в системе дистанционных кружков и секций, после чего получают доступ к электронному кружку. После этого обучающиеся переходят к занятиям - на основе дистанционной системы осуществляется процесс обучения по разработанной дополнительной общеразвивающей программе. Благодаря технологии сетевого общения обучающиеся всегда могут связаться с учителем, задать вопрос, получить консультацию.
Каждое занятие содержит материалы для изучения (текст, видеоурок, презентация и т.д.), практические материалы (практические задания), материалы для контроля знаний (тесты):
1) видеоурок, включающий объяснение темы занятия;
2) теоретический материал с основные теоретическими сведениями;
3) задание по теме с критериями оценки;
4) тест по теме занятия (5 вопросов с одним правильным ответом).
Выполненные задания обучающиеся отправляют на проверку педагогу, который их
проверяет и выставляет оценку; в некоторых случаях он может оставить комментарий к выполненному заданию. Контроль со стороны педагога носит систематический характер и основан на обратной связи; обучающийся может получить консультацию по интересующему его вопросу. Обучающиеся должны научиться самостоятельно находить необходимую информацию в Интернете, уметь работать с ней и применять полученные знания. Методы отслеживания результативности обучения при кружковой работе с применением технологий электронного обучения: 1) педагогическое наблюдение; 2) тесты педагогических достижений; 3) анкетирование. Для проверки теоретических знаний обучающихся педагог проводит по каждой теме тестирование, а для проверки практических навыков - проверку практических заданий, оценку проекта.
Использование технологий электронного обучения при организации и проведении кружковой работы подразумевает, что все участники кружковой работы должны иметь равные возможности по организации и проведению кружкового обучения в системе электронного обучения, а именно:
1. Обучающиеся могут размещать, редактировать, просматривать задания.
2. Педагоги имеют возможность оценивать выполненные задания.
3. Участники кружковой работы должны иметь доступ к тестам, заданиям, глоссариям и другим учебным материалам.
4. Участники кружковой работы должны иметь доступ к данным итоговых результатов.
После прохождения цикла занятий обучающиеся должны выполнить итоговый проект (проверяются умения, полученные в ходе обучения). Оценка итогового задания осуществляется в соответствии с критериями, приведенными в пункте «Итоговое задание». После этого обучающиеся получают документ о завершении обучения в кружке.
VI этап. Апробация модели электронного кружка «Мир информатики» на базе общеобразовательных организаций Республики Башкортостан. Апробация модели разработанного электронного кружка осуществляется на базе БГПУ им. М.Амуллы и на пилотных площадках. В настоящее время (по промежуточным данным) в кружке «Мир информатики» занимаются 225 обучающихся из 12 общеобразовательных организаций Республики Башкортостан. Осуществляемая апробация позволяет сделать вывод о том, что разработанный электронный кружок «Мир информатики» как электронная форма кружковой работы с применением технологий электронного обучения в общеобразовательных организациях Республики Башкортостан позволяет проектировать необходимые условия для полноценного изучения предмета «Информатика» в школе, а
пеппгогичесний ЖУРНПЛ an WHOP ТОСТПНП N 5(84). SOI 9 asasSäE
также повышает эффективность образовательного процесса благодаря интеграции основного и дополнительного образования. То есть кружковая работа с применением технологий электронного обучения является также средством, позволяющим эффективно осуществлять внедрение инновационных внеурочных форм работы в дополнительное образование обучающихся.
Представленные в статье результаты исследования свидетельствуют, что правильно организованное проектирование кружковой работы с применением технологий электронного обучения (как целостной педагогической системы) создает условия для самореализации обучающихся и педагогов. Педагог имеет возможность выбрать образовательную программу; определить направление деятельности с учетом собственных предпочтений (за рамками своего предмета), что позволяет реализовать творческий потенциал и усовершенствовать свою профессиональную образовательную деятельность. Благодаря данной форме кружковой работы формируются межпредметные связи, улучшается самостоятельная познавательная деятельность обучающихся, их интеллектуальное развитие. Результаты исследования целесообразно рекомендовать в системе образования Российской Федерации.
1. Федеральный закон Российской Федерации от «29» декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.В. Борытко. - Москва : Издательский центр «Академия», 2009. - 320 с.
3. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование [Текст]: учебное пособие для вузов / Под ред. И.А. Колесниковой. - Москва : Издательский центр «Academia», 2005. - 288 с.
4. Мещеряков, В.В. Организация работы математического кружка учащихся 5-6 классов в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения / В.В. Мещеряков// Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2015. - Т. 6. - С. 91-95.
5. Муразян, О.В. Использование информационных и дистанционных технологий в работе с детьми младшего школьного возраста в рамках проекта «Наша новая школа» / О.В. Муразян // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы VI Междунар. науч.-практ.конф. / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 2 (6). - С. 176-179.
6. Новиков, А.М., Новиков, Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности)/ А.М.Новиков. - Москва : «Эгвес», 2004. - 120 с.
7. Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - Москва : Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.
8. Пашкевич, А.В. Основы проектирования педагогической технологии. Взаимосвязь теории и практики [Текст]: учеб.-метод. пособие / А.В. Пашкевич. - 2-е изд.; испр.и доп. - Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2015. - 76 с.
9. Сергиенко, И.В. Моделирование дистанционного образования как системы интегрированных обучающих технологий: дисс. ... доктора пед.наук: 13.00.01 / Сергиенко Иван Викторович. - Ижевск. - 2005.
10. Сергиенко, И.В., Изгарина, Г.К. Критерии сравнения традиционной и электронной форм кружковой работы / И.В. Сергиенко, Г.К. Изгарина // Гуманистическое наследие в культуре и образовании: материалы XIII Международной научно-практической конференции. - Уфа : Издательство БГПУ, 2018. - 326 с.
11. Сергиенко, И.В., Бахтиярова, В.Ф. Модель кружковой работы с использованием технологий электронного обучения / И.В. Сергиенко, В.Ф. Бахтиярова, Г.К. Изгарина, М.А. Крымова// Педагогический журнал Башкортостана. - 2018. - №6 (79).