Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

МОДЕЛЬ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУЖКОВАЯ РАБОТА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / LEISURE ACTIVITIES / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / AFTER-HOUR ACTIVITIES / PROJECT ACTIVITIES / E-LEARNING / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудинов И. В., Карунас Е. В.

В статье представлены модель и описание кружковой работы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; предложена, на основе проектной деятельности учащихся, структура содержания дистанционного кружка и организации деятельности пользователя в информационно-образовательной среде; представлены функциональные особенности информационно-образовательной среды, кружковой работы и взаимодействия субъектов - пользователей данной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудинов И. В., Карунас Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF THE CIRCLE ACTIVITY IN THE INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article presents a model and description of circle work with the use of e-learning and distance learning technologies; proposed, on the basis of project activities of students, the structure of the content of the remote circle and the organization of user activities in the information and educational environment; functional features of the information and educational environment, circle work and interaction of subjects - users of this environment are presented.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

И.В. Кудинов, Е.В. Карунас МОДЕЛЬ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования Республики Башкортостан в рамках проекта «Разработка и реализация модели кружковой работы, обеспечивающей практическую подготовку обучающихся, с использованием технологий электронного обучения (различных тренажеров, симуляторов) и формированием базы соответствующих материалов» Договором №06-8 от 12 декабря 2016 года о предоставлении гранта в форме субсидии на развитие электронного образования в общеобразовательных организациях Республики Башкортостан.

Ключевые слова: кружковая работа, дополнительное образование детей, внеурочная деятельность, проектная деятельность, электронное обучение, информационно-образовательная среда.

Аннотация: В статье представлены модель и описание кружковой работы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; предложена, на основе проектной деятельности учащихся, структура содержания дистанционного кружка и организации деятельности пользователя в информационно-образовательной среде; представлены функциональные особенности информационно-образовательной среды, кружковой работы и взаимодействия субъектов - пользователей данной среды.

Развитие детского творчества и организация досуга - актуальная проблема современного образования и общества, поэтому главная задача современной школы -воспитание у растущего поколения творческого восприятия окружающей среды, активности и самостоятельности мышления, взращивание первоначальных профессиональных компетенций. Для этого необходимо формирование таких качеств, как пытливость, смекалка, воображение, инициатива, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и правильно принимать решения, любознательность, мотивация в достижении успеха. Кружковая деятельность дает возможность ребенку раскрыть свой потенциал, применять и развивать творческие способности на практике. Однако в настоящее время при внедрении федеральных государственных стандартов в школе организация досуговой, внеурочной деятельности детей начинает новый виток развития (богатое наследие данного вида деятельности детей советской школы, к сожалению, было забыто). Современные образовательные стандарты требуют от образовательной организации реализации такой внеурочной деятельности учащихся, которая включает кружковую работу, участие в секциях и творческих объединениях, исследовательскую и проектную деятельность. В то же время, существует ряд проблем организации досуговой и внеурочной деятельности детей: доступность, однообразие образовательных программ дополнительного образования, недостаток кадров и материально-технической базы образовательных организаций, осуществляющих данные виды деятельности. Следовательно, существует несоответствие между потребностью во внеурочной деятельности детей при дополнительном образовании и возможностью широкого охвата подрастающего поколения данным видом образования. Перспективным направлением видится организация внеурочной деятельности и дополнительного образования детей с помощью дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и электронного обучения (ЭО), поскольку именно они позволяют обеспечить массовый доступ к учебной информации независимо от времени и места нахождения пользователя. Таким образом, была сформулирована цель проекта: формирование электронной образовательной среды организации дополнительного образования детей на основе проектной и / или исследовательской деятельности. Для

педагогический журнпл бпшнортостпнп м 4(77). яо1в э^эЖэЖ&б

этого в республике реализуется грант в форме субсидий на развитие электронного образования в общеобразовательных организациях в форме проекта «Разработка и реализация модели кружковой работы, обеспечивающей практическую подготовку обучающихся, с использованием технологий электронного обучения (различных тренажеров, симуляторов) и формированием базы соответствующих материалов». Идея проекта - формирование виртуальной дидактической среды, в которой ребенок в ходе проектной деятельности выполняет учебное исследование самостоятельно или под руководством педагога (в рамках внеурочной деятельности или дополнительного образования). Цель и идея данного проекта позволили определить следующие задачи: разработать модель организации кружковой работы с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучение; спроектировать и реализовать информационную образовательную среду организации кружковой работы; апробировать разработанные модель и информационно-образовательную среду организации кружковой работы.

В данной модели под кружковой работой следует понимать одну из форм дополнительного образования детей, заключающуюся в организации кружков, секций и клубов различной направленности, которая осуществляется в процессе внеурочной работы в образовательных учреждениях, а также в учреждениях дополнительного образования [1]. Под внеурочной деятельностью подразумевается определенная деятельность учащихся в школе: участие в кружках и спортивных секциях, в конкурсах, олимпиадах, диспутах, в школьных и классных вечерах, в играх и походах, занятия в библиотеке [2]. То есть, внеурочная деятельность в нашем проекте реализуется посредством кружковой работы, которая базируется на следующих принципах: массовость; опора на самостоятельность и инициативу учащихся; творческий характер видов учебных работ; межпредметная связь дополнительного образования и учебно-воспитательной работы общего образования; сотворчество детей, родителей и педагогов (рис. 1).

Основными субъектами кружковой работы выступили педагоги (руководители кружков), организаторы (сотрудники образовательной организации, осуществляющие административные функции), дети (обучающиеся, записавшиеся в кружки) и их родители. Все субъекты включены в информационную образовательную среду кружковой работы, и у каждого из них есть определенный функционал. Базовый алгоритм действий и взаимодействий включает ряд этапов:

- ребенок выбирает то направление внеурочной деятельности и тот кружок, которые он считал оптимальным и интересным (направления кружковой работы определены в соответствии с порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам) [3];

- в процессе работы в кружке учащийся выполняет проекты различной сложности -начиная от действий по образцу и заканчивая созданием собственного проекта;

- родители могут отслеживать активность и успешность работы в кружке, а также выступить соавторами и помощниками в реализации проектов детей.

Поэтому виртуальное сопровождение кружковой работы включает набор сервисов и функциональных средств, способных гармонично дополнять и повышать качественный уровень процесса обучения в кружках, секциях и творческих объединениях.

э®в§жа§ психолого-псппгогические прослемы семьи и детства

Рис. 1. Модель реализации кружковой работы

В структурной модели кружковой работы с целью унификации для переноса в электронную среду выделены основные блоки: сопровождение, творческое развитие и аттестация. Сопровождение включает три компонента: сопровождение технических элементов - техподдержка, сопровождение педагогов - методическое обеспечение, сопровождение обучающихся (рис. 2). Подпроцесс «творческое развитие» предполагает обучение по программе кружка в соответствии с возможностями обучающихся, то есть работу по индивидуальному плану. Аттестация - это все виды работ, которые оцениваются педагогом.

педагогический журнпл епшкоргостпнп м 4(77). яав

Рис.2. Структура кружковой работы

Для реализации модели кружковой работы уточнены и дополнены содержание и функциональные особенности всех трех подпроцессов (табл. 1).

Таблица 1

Структура кружковой работы при реализации электронного обучения

Компонент/ Подпроцесс Творческое развитие/ Обучение Аттестация Сопровождение

Содержательное обеспечение компонента / подпроцесса база учебных материалов, нормативные и методические акты по их созданию, организации и применению база контрольно-измерительных материалов, нормативные и методические акты по их созданию, реализации и применению, комплекс итоговых (проектные задания) нормативные и методические акты по правам, обязанностям и функциям субъектов образования

Технологическое обеспечение компонента / подпроцесса тьюторинг, адаптированный к возможности обучающихся и среды электронного обучения индивидуальный лист достижений, адаптированное к электронного обучения, составной частью которого является система достижений обучающихся и фиксация прохождения этапов кружка мониторинг с реагированием на достижение участником или отклонение от заданного параметра, на обращение участника

Инструментальное обеспечение компонента / подпроцесса виртуальная информационно-образовательная среда Автоматизированный модуль аттестации -рейтинг проектов тьюторинг

Организационное обеспечение компонента / подпроцесса организатор, педагог-тьютор организатор, педагог, обучающийся организатор, педагог-тьютор

э®вЖ§Ж§ психолого-пеппгогические прослемы семьи И петстпп

В соответствии с моделью кружковой работы создан образовательными организациями (вузами, центрами дополнительного образования, школами) по модульному принципу медиаконтент, который загружен в единую республиканскую информационно-образовательную базу открытого доступа.

Для аппаратно-технического решения модели в информационно-образовательной среде понадобилось ее разделение на следующие компоненты:

- идентификация - реализация возможности метода идентификации для всех субъектов кружковой работы;

- банк учебного медиаконтента - удаленный доступ к электронным образовательным ресурсам; доступ к электронным курсам с фиксацией информации о процессе изучения электронного курса обучаемым; хранение и предоставление доступа субъектов кружковой работы к программе, плану и учебным материалам кружка; симуляторы и тренажеры;

- организация и проведение аттестации - выполнение контрольно-оценочных мероприятий удаленно; выполнение тех же мероприятий в удобной для обучающегося форме (тест, письменная работа, творческая работа, эссе, защита проекта и т. д.); формирование отчета о выполнении индивидуального плана обучения в кружке и оценка деятельности обучающимся;

- организация учебного процесса - формирование учебного плана; автоматическая передача данных другим компонентам среды; фиксация данных о движении обучаемого и выполнении программы кружка; формирование отчета выполнения аттестационных мероприятий;

- проведения вебинаров и консультаций в режиме видеоконференции.

Педагог направляет проектно-исследовательскую деятельность обучающегося, обеспечивает ее организацию, на начальных этапах является соисполнителем проектно-исследовательской деятельности и / или ее координатором. Тогда педагог и учащийся становятся «коллегами», обменивающимися мнениями, делящимися опытом, совместно анализирующими результаты. Спроектированная таким образом интегративная педагогическая система - виртуальная информационно-образовательная среда кружковой работы - опирается на ведущую роль самостоятельной проектно-исследовательской деятельности школьников. Необходимо отметить, что сформированные навыки исследовательской деятельности будут совершенствоваться в научных обществах и секциях, исследовательских объединениях, научно-практических лагерях и т. д. Функционируя в различных масштабах - от простого тандема «обучающийся - педагог» до «обучающийся - ученый», разработанная модель способствует развитию профессионально значимых качеств личности в логике профессиональной ориентации.

Первичная апробация модели кружковой работы проводилась в образовательных организациях Республики Башкортостан: ГБОУ РХГИ имени К.А. Давлеткильдеева, ГБОУ «Республиканский политехнический лицей-интернат», МБОУ «Гимназия с. Раевский» МР Альшеевский район, МОБУ «СОШ №2 с. Старобалтачево» МР Балтачевский район, МБОУ «Лицей с. Месягутово» МР Дуванский район, МОБУ «СОШ д. Кабаково» МР Кармаскалинский район, МБОУ «Гимназия с. Месягутово» МР Дуванский район, МБОУ «Лицей с. Нижнеяркеево» МР Илишевский район, МОБУ «Лицей №1 с. Большеустьикинское» МР Мечетлинский район, МОБУ «СОШ д. Алексеевка» МР Уфимский район, МБОУ «СОШ № 12» ГО г. Октябрьский, МБОУ «СОШ № 13» ГО г. Октябрьский. Каждая образовательная организация получила доступ к информационно-образовательной среде (ИОС) кружковой работы (рис. 3). В разработанной ИОС пилотные образовательные организации познакомились с электронным ресурсом и его возможностями для всех субъектов кружковой работы. На данном этапе апробации субъектам кружковой работы необходимо было осуществить экспертизу электронного

пеппгогичесний жапнпл епшнортостпнп м 4(77). яо!В

ресурса с точки зрения функциональных возможностей и визуального решения, а также оценить форму реализации виртуального кружка.

ДИСТАНЦИОННЫЕ КРУЖКИ И СЕКЦИИ 1 ' '- _ |

О проекте

ВЁ^Н У"'- V 1 /» А ©

* 1» ^^

-

Рис. 3. Главная страница ресурса реализации кружковой работы с применением ЭО и ДОТ

Работа в кружках была ориентирована на разностороннее развитие учащихся, что возможно, если воспитательные технологии и методики работы с детьми создают условия для самореализации ребенка, которая, в свою очередь, способствует развитию познавательной мотивации и творческих способностей, умению находить необходимую информацию и т. д. Поэтому каждый кружок, представленный на ресурсе, состоит из пяти компонентов - этапов обучения и создания проекта: инициализация, планирование, исполнение, завершение, рефлексия (рис. 4).

Рис. 4. Организация содержательного компонента дистанционного кружка / секции

Этап инициализации проектной деятельности предполагает знакомство с кружком, проморолик, программу кружка и информацию, которую педагог считает необходимой, -список литературы и информационных источников, словарик основных терминов и прочее

психолого-пеопгогичесние проелемы семьи И пстстпп

(рис. 5). Этап планирования содержит ряд заданий-упражнений и вопросов, позволяющих учащемуся определить свои возможности в изучении кружка (от личностных до материально-технических условий). Исполнение - это этап, на котором учащемуся предложены материалы для освоения и система упражнений для закрепления, их выполнение предполагает работу вне виртуальной реальности, в условиях реального мира. На данном этапе также осуществляется закрепление формируемых умений на предложенных тренажерах и симуляторах. На завершающем этапе ученику предлагается итоговое задание - проект, выполнение которого демонстрирует учебные достижения в освоении содержания кружка / секции. Рефлексия - заключительный этап для обучающегося, на котором ученик оценивает работы других ребят и видит рейтинг своего проекта.

'Инструкция

'Место

'Аккорды

'Тренировка исполнения аккордов

' Воспроизведение

музыкальных

фрагментов

'Исполнение

музыкального

произведения

Исполнение своего произведения или 1?ЕМ1Ха

Конкурс произведении или ИЕМ1Хов

Инициализация Планирование Исполнение Завершение Рефлексия

Рис. 5. Схема реализации дистанционного кружка на примере «Гитара»

Благодаря первичной апробации в образовательных организациях Республики Башкортостан были уточнены основные термины и определения; скорректированы техническое обеспечение проекта, а также функциональные особенности деятельности пользователей (субъектов кружковой работы) в информационно-образовательной среде, которые представлены ниже.

Информационно-образовательная среда, используемая в процессе кружковой работы посредством инструментария и информационно-коммуникационных технологий, - это совокупность учебного контента; средства его разработки, хранения, передачи и доступа к нему. ИОС обеспечивает:

- взаимодействие между субъектов образовательного процесса при работе кружка, включая взаимодействие посредством Интернета с помощью ПК и любого гаджета;

- доступ к учебным планам кружка, программам кружковой работы, учебным материалам и электронным образовательным ресурсам, указанным в программах кружка;

- фиксацию хода процесса обучения в кружке, результатов достижений обучающихся и результатов освоения программы кружка;

- проведение кружковых занятий и процедур оценки результатов обучения в кружке, реализация которых возможна с применением электронного обучения;

- формирование индивидуального листа достижений и пополнение портфолио электронными сертификатами, включая хранение работ обучающегося, рецензий на эти работы и оценок, полученных за работы от любых субъектов кружковой работы.

Задачи субъектов кружковой работы в рамках эксплуатации ИОС. Задачи обучающегося: выбор направления кружковой работы; выбор конкретного кружка; изучение необходимой для обучения в кружке нормативно-правовой документации (программы, плана); формирование (с педагогом или самостоятельно) индивидуального учебного маршрута и плана кружковой работы; изучение учебных материалов; тренировка на

педагогический журнал Башкортостана м 4(77). aoia sSSsass

симуляторах или тренажерах; участие в консультациях, творческих мероприятиях, вебинарах; выполнение и отправка на проверку предложенных заданий; выполнение итогового (проектного) задания и его размещение; участие в конкурсе проектов.

Задачи организатора: зачисление обучающихся в кружок; формирование документов по движению обучающегося; перевод в другие кружки; продолжение обучения в кружке; формирование индивидуального учебного плана; контроль за достижениями обучающихся; нормативно-правовое обеспечение кружковой работы.

Задачи педагога-тьютора: разработка программ кружка и учебных материалов; консультирование обучающихся по работе в кружке; организация взаимодействия в кружке; контроль за своевременным выполнением учебных задач; проведение мероприятий и консультаций в соответствии с планом кружковой работы.

Таким образом, информационно-образовательная среда сопровождения кружковой работы, созданная при выполнении проекта, ориентирует педагога на усвоение информационного и дидактического материала по интересам обучающихся; на осуществление мониторинга сформированности начальных профессиональных умений и навыков. Положительным качеством разработанной ИОС является вовлечение большего количества детей в кружковую работу (занятость детей в досуговое время); повышение качества образовательных услуг в сфере внеурочной деятельности детей и квалификации педагогов в области ЭО и ДОТ; наработка передового педагогического опыта; разработка и апробация современных востребованных программ кружковой работы. С сентября 2018 года планируется второй этап апробации с расширением круга респондентов, вовлеченных в проект. Созданная информационно-образовательная среда в интуитивно понятной форме предоставляет пользователям удобные и современные средства для общения, интерактивные форматы виртуальной работы, качественный учебный медиаконтент. Программно-аппаратные решения дают возможность выбора удобного формата работы в ИОС при организации кружковой работы и вариантов ее сопровождения - в интеллектуально автоматизированном режиме или в режиме работы непосредственно с учащимися.

1. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б.М. Бим-Бад,. - Москва : Большая рос. энцикл., 2002. С. 130. ISBN: 5-85270-230-7.

2. Гпикман И.З. Теория и методика воспитания [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академик. -Режим доступа : URL : https://pedagogical dictionary.academic.ru/562 (дата обращения : 20.03.2017).

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа : URL : http://docs.cntd.ru/document/499060765 (дата обращения : 10.04.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.