learning. This article contains a table which provides recommendations on the use of information technology for toddlers, preschool and early school age. The recommendations indicated the role of parents in the learning process, the types of hardware and basic software that develops the children. Software support is encouraged to use domestic software (games and encyclopedia). The article points out that, with proper use of information technology in the form of a game
improves cognitive and social abilities of children. The use of computer games and programs for preschool and primary school children opens up entirely new possibilities for teaching and learning areas can affect their cognitive processes that you must use to parents and teachers in the development of children.
Key words: information technology, development, preschool and primary school children.
УДК 371.261
МНОГОУРОВНЕВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ
КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЕМЫХ
А.М. Межуев, О.Н. Роговенко, Е.С. Косинов
Работа посвящена вопросам использования многоуровневого тестирования для формирования профессиональных компетенций в зависимости от уровня собственной теоретической и практической подготовленности. В статье рассматриваются разные виды тестов и применение тестовых технологий в учебном процессе. На основе анализа существующих видов тестирования предложена программа, обеспечивающая создание, редактирование и сохранение необходимых данных. Графический интерфейс выполнен авторами на основе языка программирования Borland Delphi 7, базы данных выполнен по технологии Borland Database Engine (BDE), которые подключены к программе. В статье приведен Интерфейс вводной страницы программы, описываются возможности программного продукта, работа администратора при организации тестирования. Предложенная в работе универсальная программа для многоуровневого тестирования, несомненно, позволит обучаемым реализовывать свои возможности по выбору индивидуальных образовательных траекторий, в соответствии с требованиями ГОС ВПО третьего поколения, а также самостоятельно формировать профессиональные компетенции в зависимости от уровня собственной теоретической и практической подготовленности.
Ключевые слова: многоуровневое тестирование, профессиональные компетенции, тестовая программа.
В условиях современного информационного общества и перехода системы высшего профессионального образования (ВПО) на государственный образовательный стандарт (ГОС) третьего поколения особенно актуальной становится задача диагностики знаний и самоконтроля обучаемыми своих компетенций в процессе изучения дисциплины. В связи с этим адаптация образования к потребностям современного общества обусловливает поиск новых оценок качества образования и наблюдения за процессами его развития. Именно систематический контроль и анализ объективных данных о качестве обучения и подготовленности обучающихся являются важнейшим условием повышения качества высшего образования [1, 2].
Тесты являются наиболее эффективной формой оценивания знаний, умений и навыков, позволяющей выявлять не только уровень учебных достижений, но и структуру знаний, степень ее отклонения от нормы по профилю ответов учащихся на тестовые задания. Тенденции усиления связи контроля и обучения приводят к переосмыслению роли контрольно-
оценочной системы в образовании: контроль, оценка и обучение рассматриваются как взаимосвязанные и взаимопроникающие составляющие единого образовательного процесса. Если задания теста подобраны по нарастанию трудности и достаточно полно отображают планируемую содержательную структуру изучаемого и контролируемого материала, то возможно ранжировать обучающихся по уровням подготовленности: чем меньше пробелов у обучаемого в ответах на тестовые задания, тем лучше структура его знаний; чем выше его тестовый балл, тем выше качество его подготовленности. Надо отметить, что ГОС ВПО третьего поколения предусматривает активное воздействие обучающихся на образовательный процесс предоставляет им возможности по формированию собственных образовательных траекторий. В этом плане использование многоуровневого тестирования является тем механизмом, который позволит обучаемому самостоятельно формировать профессиональные компетенции в зависимости от уровня собственной теоретической и практической подготовленности.
Тестирование может широко использоваться педагогами с применением авторских тестов наравне с традиционным опросом или при комбинированном опросе, а также при фронтальных экспресс-проверках по отдельным разделам учебных дисциплин для выявления степени усвоения содержания раздела или отдельной темы учебной дисциплины. Такое тестирование выполняет ряд функций: обучаемому дает информацию об уровне усвоения учебного материала и усиливает его мотивацию к обучению; преподавателю предоставляет информацию о структурированности знаний обучаемых и развивает его навыки использования тестов в образовательной практике; создает более благоприятные условия при обучении и контроле [3].
Особое место в контрольно-оценочных системах занимают итоговые тесты, потому что результаты итогового тестирования используются для принятия определенных управленческих решений, связанных с выставлением итоговых баллов, аттестацией либо с переводом учащихся на очередную ступень обучения. Итоговое тестирование имеет целью оценку результатов учебной деятельности после освоения всей программы курса, когда устанавливается соответствие между уровнем учебных достижений и требованиями образовательных стандартов. Такое тестирование проводится стандартизированными тестами и процедурами, обладающими необходимыми свойствами педагогических измерителей: обоснованностью,
объективностью и сопоставимостью результатов по единой шкале оценок.
Введение технологий массового тестирования выводит обучающегося в открытое образовательное и контрольно-оценочное пространство. Тестирование по своей природе не может быть направлено против интересов личности, поскольку способствует объективности оценки результатов обучения, помогает ликвидировать обнаруженные пробелы в знаниях. Оно позволяет не только получить объективную информацию
о качестве знаний и умений учащихся, но и определить наиболее слабо усвоенные разделы, темы, отдельные вопросы и своевременно скорректировать процесс обучения. При этом каждый испытуемый имеет возможность обнаружить пробелы в своих знаниях и принять меры для их устранения, анализировать свои ошибки, самостоятельно определять для себя пути, способы и интенсивность самоподготовки. С каждым годом все большее число обучаемых самостоятельно определяют для себя различные формы и методы подготовки [4].
В этой связи авторами разработана универсальная многоуровневая тестирующая программа с базами данных, предназначенная для контроля качества знаний обучаемых и сочетающая в себе современные технические средства и программное обеспечение. Разработанная программа является простой в обращении и обладает средствами редактированиям (рис. 1).
Рис. 1. Интерфейс вводной страницы программы тестирования
Программный продукт базируется на операционной системе Window’s, которая обеспечивает удобный интерфейс и максимальное использование возможностей персональной ЭВМ. Продукт включает в себя:
1. Интерфейс пользователя.
2. Интерфейс администратора (на основе БД):
- редактор вопросов и вариантов ответов к ним;
- редактор пароля для администратора и времени;
- редактор списка учебных групп и списка обучаемых;
- редактор предлагаемой теории;
- «Отчет» с возможностью просмотра результатов тестирования и редактирования этих результатов.
Все программные модули работают совместно и представляют собой законченный инструмент для повседневной работы обучаемых. Графический интерфейс выполнен на основе языка программирования Borland Delphi 7, а БД выполнены по технологии Borland Database Engine (BDE), которые подключены к программе.
Предлагаемый программный продукт исключает недостатки предшественников, связанные с невозможностью редактирования уже созданных вопросов и ответов, а также их сохранения. Разработанная программа является простой в обращении и обладает возможностью создания, редактирования и сохранения необходимых данных.
Программа снабжена системой меню, которая состоит из справки, вкладок: о программе, авторы и выход. Администратором программы могут быть заложены различные уровни тестирования для обучаемых в зависимости от уровня их подготовленности, таким образом, реализуется концепция многоуровневого тестирования. Предлагаемый программный продукт является универсальным средством, так как предназначен для тестирования обучаемых по любой дисциплине и тематике. При его разработке авторы постарались учесть и исключить недостатки подобных тестирующих программ, расширили возможности по проведению тестирования различной сложности и по различным видам отчетности.
Таким образом, тестирование в настоящее время становится органической частью
современного образовательного процесса, важнейшим средством установления обратной связи, благодаря которому обучение в полном смысле слова превращается в дифференцированный, личностно ориентированный процесс, обеспечивающий индивидуальный темп обучения, устранение субъективизма в оценке уровня учебных достижений обучаемых, средством объективизации экспертизы качества образовательного процесса и его индивидуализации. Предложенная в работе универсальная программа для многоуровневого тестирования, несомненно, позволит обучаемым реализовывать свои возможности по выбору индивидуальных образовательных траекторий, в соответствии с требованиями ГОС ВПО третьего поколения, а также самостоятельно формировать профессиональные компетенции в зависимости от уровня собственной теоретической и практической подготовленности.
Литература
1. Масленников А.С., Савельев Б.А. Оценка уровня обученности студентов в целях аттестации образовательного учреждения профессионального образования: учеб. пособие. М.: Логос, 2003.
2. Методика определения уровня подготовки студентов по результатам аттестационных педагогических измерений / В.П. Киселева [и др.]. Йошкар-Ола: Центр государственной аккредитации, 2004.
3. Челышкова М.Б. Адаптивное тестирование в образовании. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003.
4. Межуев А.М., Дмитриев С.А., Роговенко О.Н. Использование электронного тестирования для диагностики знаний и компетенций обучаемых // Гаудеамус. Актуальные проблемы информатики и информационных технологий: сб. мат-лов XVI Междунар. науч.-практ. конф. 6-7 сентября 2012 г. Тамбов, 2012. № 2 (20). С. 72-74.
References
1. Maslennikov A.S., Savel'ev B.A. Otsenka urovnya obuchennosti studentov v tselyakh attestatsii obra-zovatel'nogo uchrezhdeniya professional'nogo ob-razovaniya: ucheb. posobie. M.: Logos, 2003.
2. Metodika opredeleniya urovnya podgotovki studen-tov po rezul'tatam attestatsionnykh pedagogi-cheskikh izmereniy / V.P. Kiseleva [i dr.]. Yoshkar-Ola: Tsentr gosudarstvennoy akkreditatsii, 2004.
3. Chelyshkova M.B. Adaptivnoe testirovanie v ob-razovanii. M.: Informatsionno-izdatel'skiy dom «Filin"». 2003.
4. Mezhuev A.M., Dmitriev S.A., Rogovenko O.N. Ispol'zovanie elektronnogo testirovaniya dlya di-agnostiki znaniy i kompetentsiy obuchaemykh // Gaudeamus. Aktual'nye problemy informatiki
i informatsionnykh tekhnologiy: sb. mat-lov XVI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 6-7 sentyab-rya 2012 g. Tambov, 2012. № 2 (20). S. 72-74.
MULTILEVEL TESTING AS A TOOL FOR FORMING TRAINEES COMPETENCE
A.M. Mezhuev, O.N. Rogovenko, E.S. Kosinov
This paper addresses the use of a tiered testing for the formation of professional competencies, depending on the
level of their own theoretical and practical training. The article discusses different types of tests and the use of test technologies in the learning process. Based on the analysis of existing test proposed program ensuring the creation, editing and maintaining the data needed. The GUI made by the authors on the basis of the programming language Borland Delphi. Databases are produced in Borland Database Engine (BDE), which are connected to the program. The paper presents the introductory page of the program interface, describes the capabilities of the software, the administrator at work testing organization. Proposed in a universal program for testing a multi-level, learners will undoubtedly realize their possibilities for choice of individual educational trajectories, in accordance with the requirements of the SES of HPE third generation, as well as to form their own professional competence, depending on the level of their own theoretical and practical training.
Key words: multi-level testing, professional competence, the test program.
УДК 378
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
М.С. Чванова, Е.М. Михайлова, Д.В. Лопатин, В.Ю. Лыскова, М.С. Анурьева
В статье рассматриваются педагогические условия создания инфраструктуры подготовки специалистов по информационной безопасности на основе кластерного подхода. Анализ ситуации, сложившейся в области, свидетельствует об активном развитии единого регионального информационного пространства. В силу этого в университете осознают необходимость комплексного, скоординированного подхода к формированию, использованию и защите информационных ресурсов. Данную проблему можно решить в рамках кластерного подхода к подготовке специалистов по информационной безопасности. В статье делается вывод о том, что эффективное решение проблем информационной безопасности возможно при условии совершенствования нормативно-правовой базы в данной области, разработке современных методов и средств защиты информации, создании единой системы подготовки квалифицированных специалистов в области информационной безопасности и информационных технологий, ориентации всех видов деятельности на их реализацию в госструктурах.
Ключевые слова: кластерный подход, подготовка, специалист, информационная безопасность.
Успехи в развитии образования и университетских инноваций в области информационной безопасности зависят от умения адаптироваться к происходящим изменениям как в России, так и в мире. Несмотря на трудности и проблемы настоящей ситуации, важно сохранить ориентацию на лучшие мировые образцы университетов.
В мире наиболее престижна и уважаема модель глобального исследовательского университета (global research university) который является активным игроком в производстве новых знаний, их распространении и практическом использовании. Ключевыми направлениями развития являются:
- включение преподавателей и студентов в инновационную деятельность в качестве приоритетной;
- университет становится центром коммуникации бизнеса, общества и государства по вопросам прогнозирования и решения глобальных проблем;
- сотрудничество с реальным сектором экономики в поисках заказов на прикладные разработки;
- полидисциплинарность исследований;
- организация инновационных предприятий;
- создание международных исследовательских групп.