скими средствами, и реализацию функции коммуникационного использования этих средств.
Анализ деятельности будущих юристов позволяет говорить о том, что они должны обладать информационно-коммуникационной компетентностью, несколько отличающейся от специалистов других сфер. Будущие специалисты в области права должны, с одной стороны, уметь общаться в очень жестких условиях, потому что во многих случаях они будут заниматься уголовным правом или присутствовать в судебных заседаниях, т.е. быть участниками жесткой коммуникации. А с другой стороны, должны владеть навыками групповой коммуникации, так как будущим специалистам юристам часто приходится обсуждать с коллегами те или иные неясные вопросы и искать коллективные решения, в том числе и в ситуациях, когда субъекты коммуникации располагаются достаточно далеко.
Вместе с тем профессиональная коммуникация таких специалистов отличается большим разнообразием. Они должны выступать и как защитники, и как обвиняющие, и как преподаватели, и как коллеги. Это рождает соответствующие требования к информационно-коммуникационной компетентности будущих юристов. Суть этих требований заключается в том, что юристы должны уметь эффективно реализо-вывать разнообразные коммуникативные потребности. Разнообразие профессиональных ситуаций ставит перед будущими специалистами вопрос о высоком уровне владения всем спектром современных технических информационно-коммуникационных средств. Кроме того, будущие специалисты-юристы должны обладать соответствующими способностями к освоению обращения с этими средствами.
Таким образом, информационно-коммуникацион-
ная компетентность специалистов юридических специальностей отличается повышенной гибкостью и широтой. Современным правоведам необходимо решать свои коммуникативные задачи при помощи современных информационных технологий, с использованием всей совокупности информационно-технологических средств. Следует заметить, что от уровня информационно-коммуникационной компетентности юриста нередко зависит жизнь и судьба конкретного человека и (или) организации, что ставит информационно-коммуникационную компетентность в разряд наиболее значимых профессиональных качеств будущих специалистов юридической специальности и, как следствие, требует специальных мер по ее формированию.
Литература
1. Быстрякова, Л.А. Развитие информационно-коммуникационной компетентности сотрудников правоохранительных органов: автореф. дис. ... канд. псих. наук / Л.А. Быстрякова. - М., 2013.
2. Мелихова, А.А. Понятие информационно-коммуникативной компетентности в контексте проблем гуманитаризации процесса подготовки специалистов в техническом вузе / А.А. Мелихова // Вестник ТГУ. - 2012. - № 9. -С. 101 - 108.
3. Плаксина, Ю.Г. Формирование информационно-коммуникационной компетенции студентов вуза при изучении общих математических и естественнонаучных дисциплин : автореф. дис.....канд. пед. наук / Ю.Г. Плаксина.
- М., 2007.
4. Погодина, И.А. Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся в условиях общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. А. Погодина. - Владикавказ, 2011.
УДК 376.3
Е.В. Соротокина, О.Л. Леханова, Р.А. Самофал
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье показана актуальность работы по формированию мотивов социального поведения у детей с общим недоразвитием речи, представлено проектирование индивидуальных образовательных маршрутов как вариант эффективного формирования у детей социально-мотивационного компонента поведения.
Проектирование, социальное поведение, мотивы социального поведения, общее недоразвитие речи, индивидуальный маршрут образования.
The article deals with the formation of motives of social behavior of children with general speech underdevelopment. The paper presented the designing of individual educational routes as the effective option of providing children with socio-motivational behavior.
Design, social behavior, motives of social behavior, general underdevelopment of speech, individual education route.
За последние 20 - 25 лет в России произошли существенные политические, социальные, экономические и культурные изменения, которые не могли не
отразиться на системе образования. Советская школа строилась на концепции усвоения знаний. В ней главная задача педагога - дать ученику знания.
Сейчас такая парадигма не соответствует требованиям времени. Основным содержанием образования на современном этапе должна быть не передача суммы знаний и выработка практических навыков, а методы и способы мышления (П.И. Третьяков, Т.И. Ша-мова). Задача образования состоит в том, чтобы научить человека успешно учиться всю жизнь. Необходим переход от принципа: «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь» [7], [14]. Таким образом, перед системой образования на всех уровнях стоит задача: организовать процесс обучения таким образом, чтобы обеспечить развитие творческих способностей обучающихся. В частности к целевым ориентирам дошкольного образования, согласно ФГОС, относятся социально-психологические характеристики личности, которыми должен обладать ребенок на этапе завершения дошкольного образования: инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, развитое чувство собственного достоинства, умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, умение подчиняться правилам и социальным нормам, способность к волевым усилиям в различных видах деятельности, способность к принятию собственных решений [12]. Перечисленные характеристики личности будут формироваться у ребенка при явно выраженных мотивах социального поведения.
Данные литературы показывают, что у детей с общим недоразвитием речи социально-психологические характеристики личности, определяющие возникновение социальных мотивов поведения, спонтанно не формируются. В современной логопедии признано, что неполноценная речевая деятельность негативно влияет на все сферы психики: затрудняется развитие познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями (В.К. Воробьева, Р.И. Мартынова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), нарушаются практически все формы общения и межличностного взаимодействия (Ю.Ф. Гаркуша, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова), существенно тормозится развитие игровой деятельности, имеющей, как и в норме, ведущее значение для общего психического развития и становления личности ребенка (Л.Г. Соловьева, Т.А. Ткаченко, Л.Н. Усачева). Е.С. Алмазова, Т.Г. Визель, В.К. Воробьева, Ж.М. Глозман, И.Ю. Козина, Р.Е. Левина, Г.В. Чир-кина, Т.Б. Филичева отмечают, что недостатки мотивации имеют ключевое значение в психологической структуре дефекта, а игнорирование этих недостатков в свою очередь приводит к применению неэффективных методов и приемов коррекционной работы. М.Е. Хватцев, A.M. Марголис, Г.А. Волкова, И.Ю. Козина, Т.Н. Волковская пишут о наличии у большинства родителей, имеющих детей с недостатками речи, особенностей реагирования и некоторых специфических паттернов поведения, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на мотивацию ребенка. С.М. Валявко выделила типы мотивационного статуса (слабомотивиро-
ванные, мотивированные) у дошкольников с общим недоразвитием речи, указала на необходимость индивидуализации в их обучении и коррекции дефекта [1]. В работах Д.Р. Миняжевой [11] и О.О. Шацкой [16] описаны особенности социального развития детей, отмечаются трудности освоения ими социальных норм и правил. Исследования О. Л. Лехановой и Н.Н. Нефедовой [8] показали, что у детей с нарушениями речи имеются следующие особенности моти-вационной сферы: доминирование игровых мотивов над учебными, слабая организованность и устойчивость мотивов, преобладание эгоистических мотивов над альтруистическими. Авторы делают вывод о том, что дети с общим недоразвитием речи (ОНР) нуждаются в усилении морально-нравственной ориентации обучения и воспитания. О.Л. Леханова и И.В. Павлинова отмечают, что дети с ОНР, принимая необходимость соблюдения норм и правил поведения в общении со сверстниками и взрослыми, в то же время негативно относятся к такой регламентации: стараются уклониться от нормативного поведения, игнорируют справедливость наказания в свой адрес, в случае несоблюдения норм и правил демонстрируют «эффект двойных стандартов» для себя и сверстников [9]. Учитывая ключевое значение социальной мотивации для социализации детей, становится очевидным значение работы по формированию мотивов социального поведения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Эффективной данная работа может быть при использовании современных технологий, в частности, технологии проектирования [5], [6].
Под проектированием в образовании понимается создание прототипа образовательного процесса, характеризующегося заданными характеристиками и нацеленным на приведение процесса к заданному оптимальному состоянию. Выделяют различные подходы к проектированию: социально-педагогический, психолого-педагогический, собственно-педагогический [5]. Мы придерживаемся педагогического подхода, который ставит в центр внимания педагогический процесс как таковой, условия его эффективности, возможные формы взаимодействия субъектов этого процесса, стратегии и тактики принятия решений по реализации процесса, регулированию оценке его качества [5]. При таком подходе очевидна возможность использования проектирования при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута, под которым, согласно ФЗ «Об образовании» в последней редакции понимается «...план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося» [14].
При проектировании индивидуального образовательного маршрута мы считаем необходимым руководствоваться принципами (Т.В. Волосовец, Т.Н. Гусева, Л.М. Шипицына), представленными на рисунке.
Принцип опоры на обучаемость ребенка, соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способно-
стей к усвоению новых знаний как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуального образовательного маршрута.
Принцип соблюдения интересов ребенка. Л.М. Шипицына называет его «на стороне ребенка». Специалист системы сопровождения призван решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
Принцип отказа от усредненного нормирования, т.е. избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута.
Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист прекратит поддержку только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.
Принцип мультидисциплинарности. Эффективность помощи ребенку зависит от кооперации действий различных специалистов, владеющих различным предметным, профессиональным видением тех или иных аспектов индивидуального развития ребенка [17].
При разработке индивидуального маршрута формирования мотивов социального поведения у детей с
общим недоразвитием речи мы выделяем следующие этапы [6]:
1. Предпроектный этап.
2. Этап реализации проекта.
3. Рефлексивный этап.
4. Послепроектный этап.
Содержание работы на каждом этапе формирования мотивов социального поведения у детей с общим недоразвитием речи представлено нами в табл. 1.
Одной из задач предпроектного этапа является диагностика следующих компонентов социального поведения: речевого, аффективного, когнитивного. Параметры исследования, методики, цели, критерии оценки представлены нами в табл. 2.
Кроме того, мы считаем, что изучение мотивов социального поведения является актуальной задачей на предпроектном этапе, так как без понимания того, что побуждает человека к действию, влияет на активность, целенаправленность и устойчивость поведения, невозможно влиять на процесс формирования социального поведения. Параметры исследования мотивов социального поведения: мотива достижения успеха, мотива оказания помощи, мотива аффилиации, методики, цели, критерии оценки представлены в табл. 3.
Рисунок. Принципы проектирования индивидуального образовательного маршрута
Таблица 1
Этапы проектирования индивидуального маршрута формирования мотивов социального поведения
у детей с общим недоразвитием речи
Этапы проектирования Содержание работы
Предпроектный этап Обозначение проблемы, определение путей и способов ее решения: - изучение запроса родителей (законных представителей); - анализ данных о развитии ребенка, сведений об условиях воспитания ребенка, ситуации социального окружения ребенка; - диагностика социального поведения; - определение преобладающих мотивов социального поведения, степени их выраженности (см. табл. 2, 3). - утверждение на заседании психолого-медико-педагогического консилиума индивидуального образовательного маршрута, разработка плана конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем
Этап реализации проекта - уточнение цели, функций, задач и плана работы каждым из участников проекта; - пошаговое выполнение запланированных проектных действий; - коррекция хода проекта и действий его участников на основе обратной связи; - получение и внутренняя оценка проектного продукта
Рефлексивный этап Оценка соответствия результата первоначальному замыслу, оценка качества проведенной работы, оценка качества совместной деятельности участников проекта (обратная связь)
Послепроектный этап Апробация, распространение результатов проектной деятельности
Таблица 2
Диагностическая программа оценки социального поведения
Параметры исследования Методика Цель Критерии оценки
Речевой компонент
Коммуникативные умения Лабораторный эксперимент по методике Г.А. Цукерман «Рукавички» [2] Оценить уровень развития коммуникативных умений Умение вступать в общение с партнером для выполнения задания
Когнитивный компонент
Произвольность поведения Дидактическая игра «Оцени поступок» [15] Оценить понимание нравственных категорий, произвольность поведения • произвольность поведения; • предвидение последствий своего поведения
Аффективный компонент
Изучение значимости для детей правил и норм социального поведения Использование социальных норм и правил детьми Проблемные вопросы и ситуации [15] Наблюдение за детьми в играх, режимных моментах Оценить значимость для детей правил и норм социального поведения Оценить использование социальных норм и правил детьми в повседневной жизни • понимание проблемного вопроса, предполагает наличие вербального ответа; • адекватное поведенческое реагирование, предполагает наличие вербального описания своих действий при решении проблемы; • применение правила в зависимости от наличия или отсутствия контроля взрослого; • организация игр (наличие игровых интересов, ориентация на личные проявления партнера по игре, внешние побудительные причины); • реакция на похвалу и замечания (адекватная, импульсивная)
Таблица 3
Диагностическая программа исследования мотивов социального поведения
Параметры исследования Методика Цель Критерии оценки
Мотив достижения успехов Стандартизированное наблюдение, предполагающее оценку мотивов достижения успехов (на основании методики Д. Макклел-ланда [10] Оценить выраженность мотива достижения успехов • инструментальные действия; • переживания, связанные с достижением успеха; • переживания, связанные с препятствиями на пути к поставленной цели; • стремление получить чью-либо помощь для достижения успеха; • ожидание того, что поставленная цель будет достигнута
Мотив оказания помощи Эксперимент. Наблюдение за поведением детей Оценить выраженность мотива оказания помощи • сопереживание со стороны ребенка человеку, который нуждается в помощи; • наличие выраженного желания помочь; • присутствие действий, направленных на оказание помощи
Мотив аффи-лиации Эксперимент. Наблюдение за поведением детей Оценить выраженность мотива аффилиации • действия, направленные на присоединение к другим детям и включение в игру; • демонстрация эмоций по поводу того, что на пути включения в группу у него возникли препятствия, а также желания это препятствие преодолеть; • демонстрация ребенком положительных эмоций в связи с тем, что его принимают или готовы принять в игру; • обращение ребенка к кому-либо за помощью о включении в группу (например, к рядом находящемуся взрослому человеку); • действия, направленные на то, чтобы вызвать к себе положительное отношение со стороны других членов группы, и тем самым все же добиться принятия в группу
Этап реализации проекта может иметь вариативный характер. Его наполнение зависит от следующих факторов: результатов диагностики, возраста ребенка, условий обучения и воспитания.
Рассмотрим вариант развития мотивов социального поведения в условиях дошкольного учреждения. Содержание Программы дошкольной организации согласно ФГОС дошкольного образования [12] должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Направления работы по формированию мотивов социального поведения детей с общим недоразвитием речи в соответствии с образовательными областями представлены в табл. 4.
Таблица 4
Направления работы по формированию мотивов социального поведения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
На этапе рефлексии предполагается оценка соответствия результата первоначальному замыслу, оценка качества проведенной работы, оценка качест-
ва совместной деятельности участников проекта -педагогов, родителей (обратная связь).
Итак, в настоящее время существует острая потребность решения проблемы формирования социального поведения и мотивации к нему у детей с речевой патологией. Представляется, что одним из вариантов эффективного формирования у детей соци-ально-мотивационного компонента поведения является представленное в настоящей статье проектирование индивидуальных образовательных маршрутов в заданной проблемной области. Перспективы нашей работы видятся в реализации разработанных проектных алгоритмов с учетом вариативности дошкольного образования в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, в общеобразовательных и инклюзивных группах, на индивидуальных занятиях специалистов.
Литература
1. Валявко, С.М. Особенности мотивации старших дошкольников о общим недоразвитием речи: автореф. дис. ... канд. психол. наук / С.М. Валявко. - М., 2006.
2. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников. Практическое пособие / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М., 2001.
3. Денисова, О.А. Угрозы социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья в семейной среде / [О.А. Денисова и др.] // Вестник Череповецкого государственного университета: Научный журнал. - 2013.-№ 3. - Т. 1. - С. 105 - 109.
4. Додонова, Н.С. Проблема проектирования индивидуального образовательного маршрута дошкольника / Н.С. Додонова // Научный поиск. - 2013. - № 2.1. - С. 9 - 11.
5. Иванова, Н.В. Проектирование современных образовательно-профессиональных программ по направлениям педагогического образования в сфере сохранения социального здоровья детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ: Учебное пособие / [Н.В. Иванова и др.]. - Череповец, 2012.
6. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова.— М., 2005.
7. Краснов, В.Ю. Проектирование в образовании как основа инновационной школы в современной России / В.Ю. Краснов // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. - № 3. - С. 28 - 35.
8. Леханова, О.Л. Особенности мотивационной сферы у детей с нарушениями речи / О. Л. Леханова, Н.Н. Нефедова // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии», 18 апреля 2011 г. ; под ред. Л.А. Пепик, В.А. Парамоновой. - Череповец, 2011. - С. 46 - 51.
9. Леханова, О.Л. Отношение дошкольников с ОНР к социальным нормам и правилам поведения как показатель их социального развития / О.Л. Леханова, И.В. Павлинова // Социально-психологические проблемы и исследования детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников: Материалы II Международной научно-практической конференции 20 - 21 января 2013 г. / Ред. О.С. Ушакова и др. - Прага: Vмdecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013. - С. 46 - 48.
10. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклел-ланд. - СПб., 2007.
11. Миняжева, Д.Р. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи в процес-
Образовательная область Направления работы
Социально-коммуникативное развитие 1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. 2. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. 3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. 4. Развитие социального и эмоционального интеллекта
Познавательное развитие 1. Развитие любознательности и познавательной мотивации. 2. Формирование познавательных действий
Речевое развитие 1. Закрепление нравственных категорий на занятиях по развитию речи. 2. Формирование навыков речевого этикета. 3. Формирование диалогической речи в различных ситуациях общения
Художественно-эстетическое развитие Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
Физическое развитие 1. Игры с правилами. 2. Развитие морально-волевых качеств
се формирования социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Д.Р. Миняжева. - М., 2008.
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // «Российская газета» от 25 ноября 2013 г. - Федеральный выпуск № 6241.
13. Современная западная социология: Словарь / Сост. Ю.Н. Давыдов, М.С. Ковалева, А.Ф. Филиппов. - М., 1990.
14. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» // «Российская газета» от 31 декабря 2012 г. -Федеральный выпуск № 5976.
15. Фридман, Г.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Г.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М., 1988.
16. Шацкая, О.О. Формирование социального поведения у детей 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи в процессе коррекционно-логопедической работы: дис. ... канд. психол. наук / О.О. Шацкая. - М., 2003.
17. Шипицына, Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / [Л.М. Шипицына и др.]. -СПб., 2003.