УДК 37.02; 371
йО! 10.23951/2307-6127-2018-1-176-180
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СТАРШЕКЛАССНИКА В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ШКОЛЫ «ЭКСПРЕСС» САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)
Н. Н. Лузанова
Частное образовательное учреждение «Школа „Экспресс"», Санкт-Петербург
Описывается опыт создания школы дистанционного обучения частного общеобразовательного учреждения «Школа "Экспресс" Санкт-Петербурга» по решению проблемы индивидуализации процесса обучения старшеклассников в дистанционном обучении. Представлены этапы проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута старшего школьника в дистанционном обучении, а также отличительные компоненты системы дистанционного обучения при реализации индивидуальной и персонифицированной образовательной программы.
Ключевые слова: индивидуальная образовательная программа, персонифицированная образовательная программа, личностные цели обучения, персонифицированные цели обучения, дистанционное обучение.
Современный мир характеризуется ускорением темпов развития различных сторон жизни общества: экономики, культуры, образования. Переход к информационному обществу требует введения новых технологичных, мобильных, включающих в себя максимальное использование персональных возможностей, моделей обучения школьников. Федеральный закон «Об образовании РФ», ФГОС СОО декларируют формирование у обучающихся готовности к саморазвитию, самообразованию через проектирование и конструирование индивидуальной образовательной среды, активную учебно-познавательную деятельность. Эксперты в области педагогики и психологии, педагоги-практики отмечают необходимость внесения изменений в формы организации учебного процесса с акцентом на подготовку учеников к взрослой жизни в сторону их ответственности за собственную учебную деятельность [1-3].
В связи с этим большой интерес в педагогической практике вызывают образовательные организации с альтернативной классно-урочной системе организацией учебного процесса. В частном образовательном учреждении «Школа „Экспресс" Санкт-Петербурга», созданном в 1997 г., учебный процесс ведется без организации фронтальных занятий. Учащиеся получают образование, не посещая ежедневно школу, обучаясь в семье или дистанционно. Взаимодействие педагога и ученика происходит в режиме очных индивидуальных или групповых консультаций, организации проектной деятельности, социально-культурных практик, а также в рамках дистанционного обучения. Здесь учатся дети, которые по разным причинам не могут посещать общеобразовательные школы с классно-урочной формой обучения. Это школьники, желающие заниматься индивидуально из-за возникающих затруднений в общении со сверстниками (например, социально неадаптированные дети с повышенным фоном тревожности или агрессивности); школьники, реализующие собственную образовательную программу, ориентированную на элитное образование, или уже профессионально определившиеся; не имеющие возможности посещать школу по состоянию здоровья. Образовательный процесс ведется с учетом индивидуальных, психолого-физиологических особенностей и здоровья обучающихся, их образовательных запросов и возможностей.
Н. Н. Лузанова. Проектирование и реализации индивидуальной образовательной программы...
Успешное освоение школьного курса образования обеспечивается наличием индивидуальной (персонифицированной) образовательной программы ученика; созданием образовательной среды дистанционного обучения; педагогическим сопровождением и поддержкой учителей, тьюторов, координаторов школы. В современной педагогической науке индивидуальная образовательная программа трактуется как образовательная программа для конкретного ученика, содержащая индивидуально подобранные способы обучения, ориентированные на способность ребенка, динамику его развития [4, 5], и использование персональных возможностей [6]. Углубление процессов индивидуализации в обучении приводит к персонификации - развитию различных проявлений «самости» в образовательном процессе [7].
В. В. Грачев, М. Б. Есаулова, Т. В. Шадрина в своих исследованиях отмечают, что при организации обучения по персонифицированной образовательной программе меняется акцент с обучения на учение. Обучающийся «берет на себя и функции обучающего, то есть реализует в своей деятельности и проектировочные, и корректирующие, и оценивающие функции педагога, так как каждая из них приобретает для него значимость на пути к цели» [8]. Уро -вень сформированности целей обучения, самоорганизации деятельности у школьников, позволяет предложить старшеклассникам проектировать индивидуальную или персонифицированную образовательную программу. Индивидуальная образовательная программа направлена на повышение личностных результатов обучения по одному или нескольким предметам, снижение учебных нагрузок, социальную адаптацию ученика в обществе. Персонифицированная образовательная программа имеет в структуре иную содержательную и оценочную базу: обучение по ускоренному учебному плану; учет достижений результатов обучения по дополнительным образовательным программам образования и профессиональным учебным практикам, прохождение аттестации по одному или нескольким предметам экстерном.
Проектирование индивидуальной (персонифицированной) образовательной программы проходит три этапа: подготовительный, организационно-диагностический, организационно-педагогический. На подготовительном этапе по созданию индивидуальной (персонифицированной) образовательной программы школьника происходит выяснение причин поступления в данное учебное заведение. На организационно-диагностическом этапе - определение целей обучения школьника. Анализу подвергается объяснение личностных смыслов образования и обозначение «парадигмы жизненного пути» [9]. Условно все цели обучения можно разделить на личностные и персонифицированные. Личностные цели обучения мы понимаем как осознание школьником значимости учения как общественно выработанной нравственной ценности и проявление его субъективной позиции по принятию учебной задачи, уровнем выполнения учебных действий, самоконтролем и самооценкой. «Персонифицированные» цели обучения выступают основой для формирования трудовой деятельности и четко соотносятся с содержанием и самостоятельной организацией процесса учения.
Организационно-педагогический этап проектирования образовательной программы содержит в себе знакомство с организационными формами обучения, выбор уровня освоения содержания учебного (учебных) предмета(ов), включение в учебное содержание социально-культурных и учебных практик, а также определение формы и дат текущей и промежуточной аттестации. Этап проектирования в данном исследовании занимает особое положение. Опираясь на работы Г. Н. Прозументовой, С. И. Поздеевой, И. Ю. Малковой, опыт школы совместной деятельности (МБОУ СОШ № 49 г. Томска), авторы предлагают школьнику на этапе проектирования выступить в качестве «разработчика собственного учебного проекта» от целеполагания до продукта своей образовательной деятельности [10]. На этом этапе подключается координатор по учебной работе и тьютор дистанционного обучения. Задача координатора - найти оптимальный путь совместной работы по реализации планируемых
целей обучения, а тьютора - сопровождать и поддерживать процесс индивидуального образования и отслеживать «прибывание ученика в пункт назначения» с выполненной учебной задачей.
Для реализации индивидуальной образовательной программы в школе создана образовательная среда дистанционного обучения (СДО), включающая в себя несколько блоков: инструктивный, информационный (содержательный), коммуникативный и контрольный. Такая структура СДО обусловлена необходимостью снижения рисков по достижению планируемых результатов обучения каждым учеником. Цель инструктивного блока - ознакомление участников с правилами работы на курсе, навыками самостоятельного обучения, требованиями к текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Для успешной адаптации школьников к СДО в школе были созданы и успешно внедрены инструктивные материалы и обучающие курсы: «Учись учиться: основы самообучения», «Как научиться учиться в школе дистанционного обучения (ШДО)?», «Занятия: от теории к практике», «Практические занятия: шаг за шагом», а также постоянно пополняющийся глобальный словарь «Как не заблудиться в ШДО».
Цель информационного (содержательного) блока - ознакомление школьника с учебными материалами дистанционного курса, направленных на достижение планируемых результатов обучения. Учебные курсы по предметам составлены на основе ФГОС и обеспечивают освоение образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающегося. Отличительной особенностью дистанционного курса в ЧОУ «Школа „Экспресс" Санкт-Петербурга» является разработка его методического сопровождения как для ученика, так и для педагога, работающего в дистанционной образовательной среде. Для школьников - это подробные памятки по различным видам учебной работы, которые помогают написать исследовательскую работу и сочинение, эссе; составить развернутый и тезисный план; работать с иллюстрацией; сопоставлять хронологические материалы; давать характеристику и оценку персоналиям; доказывать свои суждения и т. д. Для учителя - это технологические карты изучения предмета, рекомендации по наполнению УМК, алгоритм проверки и редактирования практических и самостоятельных работ учеников, требования к составлению тестовых материалов и др. Все материалы составлены с учетом эргономики и ведущего канала восприятия информации при дистанционном обучении - визуального.
Цель коммуникативного блока - обеспечить педагогическое взаимодействие субъектов СДО, организовать коммуникацию не только с преподавателем, но и с другими субъектами образовательного процесса, учить работать в коллективе, выполнять разные социальные роли, помогая друг другу. Для расширения спектра учебной коммуникации в СДО организована «Творческая мастерская», включающая форум, «Беседку», «Галерею», «Арт-книгу», «Клуб путешествий». Здесь ученики получают возможность делиться творческими достижениями, совместно работают над групповыми учебными проектами, размещают рисунки, фотографии, видеоматериалы и разнообразные продукты из проектной мастерской для обсуждения с членами группы.
Цель контрольного блока - подготовка к итоговой аттестации и рефлексия достижений образовательных результатов индивидуальной или персонифицированной образовательной программы основного общего среднего образования. Он состоит из двух частей: самоконтроля и аттестации. В личном кабинете обучающегося в разделе «Мои достижения» размещается портфолио ученика, а также самоанализ и самооценка образовательных результатов. Для разрешения проблемы по определению аутентификации знаний ученика применяются такие формы представления результатов учебной деятельности, как онлайн-защита учебных проектов, семинарские занятия, онлайн-тестирование.
Н. Н. Лузанова. Проектирование и реализации индивидуальной образовательной программы.
Таким образом, организация образовательного процесса в дистанционной образовательной среде обеспечена структурой управления, тьюторской поддержкой, методическим сопровождением, обеспечивает индивидуализацию и персонификацию учебной деятельности школьника. Описанная выше структура дистанционной образовательной среды обучения, по мнению авторов, может транслироваться в другие образовательные учреждения. Данная система открывает больше возможностей для самореализации разной категории учащихся, предоставляет гибкость выбора и возможность для реализации индивидуальной образовательной траектории.
Список литературы
1. Владимирская О. Д. Социально-педагогические условия организации деятельности экстерната как образовательного учреждения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1999. 222 с.
2. Малкова И. Ю. Концепция и практика организации образовательного проектирования в инновационной школе: автореферат дис. ... д-ра пед. наук. Томск, 2008. 307 с.
3. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребенка как предмет экспертизы. Экспертиза образовательных инноваций / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск: Изд-во ТГУ. 2007. С. 156.
4. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: автореферат дис. ... д-ра пед. наук. Тюмень, 2006. С. 377.
5. Воробьева С. В. Образовательные программы в педагогической гимназии: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1994. С. 224.
6. Образовательная программа - маршрут ученика. Ч. I / под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: Береста, 2000. С. 118.
7. Грачев В. В. Персонализация образования в условиях глобального перехода к веб-стилю жизни // Экономика образования. 2012. № 1. С. 20-24.
8. Есаулова М. Б., Сухобская Г. С., Шадрина Т. В. Персонификация высшего профессионального образования: на пути к самоуправляемому обучению // Экстернат. РФ. URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/108-custom-personalization-edu/788-2011-10-30-22-00-35.html (дата обращения: 20.11.2017).
9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. С. 304.
10. Прозументова Г. Н. Введение в педагогику совместной деятельности // ШСД. Кн. 4. Образовательная программа для педагогов «Педагог - участник и организатор совместной деятельности». Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. С. 4-14.
Лузанова Нина Николаевна, заместитель директора частного образовательного учреждения «Школа „Экспресс"» (ул. Звенигородская, 28, Санкт-Петербург, 191119). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 14.12.2017.
DOI 10.23951/2307-6127-2018-1-176-180
DESIGN AND REALIZATION OF SENIOR PUPIL'S INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAMME IN DISTANCE LEARNING (FROM THE EXPERIENCE OF SCHOOL "EXPRESS", SAINT PETERSBURG)
N. N. Luzanova
School "Express", Saint Petersburg, Russian Federation
The article is focused on the experience of creating distance learning school in the private secondary school "Saint Petersburg School "Express". The publication is devoted to problems of individualization of training process of the 9-11 grades students using individual and personalized programs in distance education. Distance education is a backbone factor to realize the individual and personalized educational programs.
The author talks about the stages of design and implementation of individual educational route of a senior student as a mechanism of implementation of educational programs in distance education, as well as about the distinctive components of a distance learning system in designing individual and personalized educational programs.
The risks of organization of distance learning are considered: communication and monitoring of achievement of the intended learning outcomes of high school students. To reduce the risks, the author suggests to expand the communicative unit through thematic extracurricular communication and the introduction of online-protection of the educational projects, seminars, online-testing is limited by time. It is proposed to supplement the basic educational materials of school course in distance learning environment by "Virtual study", which organizes academic, elective and extracurricular work with the students of distance schools. Special attention is given to methodological support of a student who learns distantly, and teachers who work in distance educational environment. For students - this is a detailed memo on various types of educational work, which help students to write a research paper and a composition, an essay; and create a detailed thesis plan; work with an illustration; to compare the chronological materials; to characterize and evaluate personnel; to prove your judgment, etc. For teacher - it is the technological maps of subject, recommendations for filling the TAP (teaching-aid package), the algorithm of checking and editing the practical and individualependent works of students, requirements for the preparation of test materials, etc.
Key words: individual education program, personalized education program, personal goals of education, personalized purpose of learning, distance learning.
References
1. Vladimirskaya O. D. Sotsial'no-pedagogicheskiye usloviya organizatsii deyatel'nosti eksternata kak obrazovatel'nogo uchrezh-deniya. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Socio-pedagogical conditions of organization of external studies as an educational institution. Abstract of thesis cand. ped. sci.]. Saint Petersburg, 1999. 22 p. (in Russian).
2. Malkova I. Yu. Kontseptsiya i praktika organizatsii obrazovatel'nogo proyektirovaniya v innovatsionnoy shkole. Avtoref. dis. dokt. ped. nauk [Concept and practice of organization of educational design in an innovative school. Diss. of doc. ped. sci.].Tomsk. 2008. 42 p. (in Russian).
3. Pozdeeva S. I. Otkrytoye sovmestnoye deystviye pedagoga i rebenka kak predmet ekspertizy. Ekspertiza obrazovatel'nykh innovatsiy [Open joint action of a teacher and a child as the subject of expertise. Examination of educational innovations]. Ed. G. N. Prozumentova. Tomsk, TSU Publ., 2007. 156 p. (in Russian).
4. Aleksandrova E. A. Pedagogicheskoye soprovozhdeniye starsheklassnikov v protsesse razrabotki i realizatsii individual'nykh obrazovatel'nykh trayektoriy. Dis. dokt. ped. nauk [Pedagogical support of senior pupils in the process of development and implementation of individual educational trajectories. Diss. doc. ped. sci.]. Tyumen'. 2006. 377 p. (in Russian).
5. Vorob'eva S. V. Obrazovatel'nyye programmy v pedagogicheskoy gimnazii. Dis. dokt. ped. nauk [Educational programme in pedagogical gymnasium. Diss. doc. ped. sci.]. Saint Petersburg, 1994. 224 p. (in Russian).
6. Obrazovatel'naya programma - marshrut uchenika. Ch. I [Educational program - student route. Part 1]. Ed. by A. P. Tryapit-syna. Saint Petersburg, Beresta Publ., 2000. 118 p. (in Russian).
7. Grachev V. V. Personalizatsiya obrazovaniya v usloviyakh global'nogo perekhoda k vebstilyu zhizni [Personalization of education in a global transition to webstyle life]. Ekonomika obrazovaniya - Economics of Education, 2012, no. 1, pp. 20-24 (in Russian).
8. Esaulova M. B., Sukhobskaya G. S., Shadrina T. V. Personifikatsiya vysshego professional'nogo obrazovaniya: na puti k sa-moupravlyayemomu obucheniyu [Personification of higher professional education: towards self-directed learning]. Eksternat. RF (in Russian). URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/108-custom-personalization-edu/788-2011-10-30-22-00-35.html (accessed 20 November 2017).
9. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznaniye. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, Politizdat Publ., 1975. 304 p. (in Russian).
10. Prozumentova G. N. Vvedeniye v pedagogiku sovmestnoy deyatel'nosti [Introduction to pedagogy of joint activities]. ShSD. Kn. 4. Obrazovatel'naya programma dlya pedagogov "Pedagog - uchastnik i organizator sovmestnoy deyatel'nosti" [School of joint activity. Book. 4. Educational program for teachers "Educator - participant and organizer of joint activities"]. Tomsk, TSPU Publ., 2001. Pp. 4-14 (in Russian).
Luzanov's N. N., School "Express" (ul. Zvenigorodskaya, 28, Saint Petersburg, Russian Federation, 191119). E-mail: [email protected]