#
МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ УЧЕНИКОВ 5-7 КЛАССОВ ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
EDUCATIONAL MODEL FOR TEACHING COMPUTER SCIENCE AND INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES USING DISTANCE TECHNOLOGY TO STUDENTS OF YEARS 5 TO 7
Е. В. Коньков
В статье показана реализация модели сочетания дистанционной и очной форм обучения в 5-7-м классах общеобразовательной школы на основе информационно-образовательной среды в соответствии с традиционными целями и содержанием обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, очное обучение, модель, смешанное обучение.
E. V. Konkov
The article shows the implementation of a combined distance and on-site training model used to teach secondary school students in years 5 to 7 on the basis of educational information environment in accordance with traditional objectives and contents of training.
Keywords: distance training, on-site training, model, combined learning.
Несмотря на стремительное развитие и использование дистанционного обучения в России, существует ряд сложностей не только с технической стороны внедрения средств дистанционного обучения (СДО), но и со стороны методики использования их в учебном процессе. При использовании средств дистанционного обучения старшеклассники, студенты, учителя, работники фирм и др. сталкиваются с рядом проблем. Особую сложность представляют: целостное изучение материала (курса или цикла лекций и пр.), которое возможно только в том случае, если учащийся не прерывает обучение на середине или в начале пройденного пути; способность структурировать, понимать и усваивать информацию; умение качественно выполнять тесты, подтверждающие уровень обученности.
В настоящее время большое внимание уделяется разработке и применению различных моделей дистанционного обучения в старших классах, однако существует необходимость более раннего ознакомления учащихся с СДО, где учитель может помочь правильно организовать свое время, объяснить, как работать в новой для учащегося информационной среде. Только при соблюдении необходимого контроля на начальном этапе изучения нового материала в условиях интеграции дистанционного и очного обучения, с помощью возможных подсказок и своевременной помощи со стороны учителя можно научить ученика самостоятельно достигать поставленной цели, ставить собственные задачи, успешно их решать в любой области знаний, а также развивать креативный подход к их решению.
Под интеграцией очной и дистанционной форм обучения понимают процесс формирования устойчивых и оптимальных взаимосвязей между двумя относительно самостоятельными формами обучения, приводящий к их взаимопроникновению и постепенному
слиянию в единую целостную систему, на основе общих целей и задач.
Для того чтобы успешно использовать дистанционную форму обучения школьников, необходима адаптация этой формы к условиям общеобразовательной школы. При внедрении дистанционного обучения надо учитывать такие проблемы, как психологическая неподготовленность учащихся к работе, требующая повышенного внимания, четкости выполнения отдельных действий и операций, самостоятельного принятия решений. Дистанционное обучение требует от школьников точного следования инструкциям к заданиям, организации их индивидуальных или совместных с одноклассниками действий. Поэтому наиболее оптимальный путь адаптации и внедрения системы дистанционного обучения в школе лежит через поэтапный переход от классно-урочной системы с использованием традиционных методов обучения через адаптивную для школьника и учителя систему, в которой сочетаются элементы классно-урочной системы и элементы системы дистанционного обучения. Данная адаптивная система может быть реализована в модели интеграции очной и дистанционных форм обучения.
В модели интеграции очных и дистанционных форм обучения предусматривается оптимальное сочетание очных и дистанционных форм на каждом из видов урока, прежде всего на уроках, использующих информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Очная деятельность проводится под непосредственным руководством учителя, но с привлечением элементов дистанционной формы. Дистанционная деятельность предполагает либо самостоятельную работу учащегося, либо с партнерами в группе сотрудничества. Учитель при этом осуществляет контроль их деятельности, а при необходимости оказывает помощь. При этом оба вида учебно-познавательной
Ф
деятельности органично сочетаются и представляют единый, целостный учебный процесс.
При осуществлении дистанционной деятельности учащиеся и учитель не обязательно должны быть разделены пространством и временем. Знакомство с тем или иным элементом дистанционного обучения может быть смоделировано. Моделирование ситуации дистанционного обучения в этом случае сводится к созданию совокупности условий, при которых учащийся работает самостоятельно с системой дистанционного обучения. Самое главное в этой модели - обеспечить самостоятельную работу ученика за компьютером с соответствующей программой (с учебным материалом).
Описываемая модель содержит два этапа: проектирование и процесс обучения. Проектирование педагогического процесса предполагает создание информационно-образовательной среды с разработкой сценария организации обучения с ее помощью. Для наиболее полного решения образовательных задач в нашей модели предлагается использовать информационно-образовательную среду, созданную на основе обучающих систем. В предложенной нами модели дистанционного обучения обосновывается разделение видов деятельности в каждом из видов занятий на очное и дистанционное. При этом очная деятельность происходит с включением элементов дистанционного обучения (например, объяснение нового материала с использованием презентации или текста на компьютере), и, наоборот, дистанционная деятельность может осуществляться с элементами очной. Причем доля дистанционного взаимодействия для различных видов занятий и различных групп учащихся может быть разная.
Для организации такого учебного процесса нужно четко определить, какие виды деятельности целесообразно проводить очно, а какие можно перенести на дистанционные формы.
Очная форма должна предусматривать те виды деятельности, которые требуют непосредственного контакта на разных уровнях (с учителем, между учащимися). Это, в первую очередь, ознакомление учащихся с новым материалом, анализ выполненных работ, контрольные и проверочные работы.
На дистанционную форму, согласно нашей модели, выносятся виды деятельности, требующие самостоятельной работы учащихся: выполнение практических и лабораторных работ, изучение дополнительных материалов, проектная деятельность, консультации, выполнение домашнего задания, тестирование. Но, независимо от деления видов деятельности на очные и дистанционные в интегрированном обучении, все они могут быть реализованы в дистанционной форме для учащихся, не имеющих возможность посещать школу.
Основным видом учебного занятия в школе был и остается урок. Поэтому формирование навыков дистанционного обучения учащихся должно происходить на уроках изучения базовых курсов школьных предметов. На каждом уроке согласно нашей модели предусмотрены традиционные виды деятельности (например, объясне-
ние новой темы, анализ выполненных работ) с привлечением элементов дистанционного обучения, самостоятельная (или групповая) работа учащихся (практическая работа, тестирование) осуществляется дистанционно.
Все остальные виды занятий (курсы, проекты, олимпиады и т. д.) могут быть вынесены на дистанционные формы как полностью, так и частично. Данная модель адаптируема: для разных групп школьников доля дистанционных и традиционных форм обучения может варьироваться в зависимости от уровня самостоятельности учащихся и их мотивации в использовании информационных технологий в процессе обучения на протяжении всего периода дистанционного обучения. Сильные учащиеся могут получать дополнительное образование полностью дистанционно, прибегая к консультациям преподавателя - тоже дистанционным. Для слабых учеников в нашей модели предусматривается возможность очного контакта с преподавателем и другими учащимися на протяжении всего периода дистанционного обучения.
При объяснении нового материала необходим непосредственный контакт преподавателя с учащимися. При этом желательно использовать презентации или другой демонстрационный материал, который может быть внедрен в обучающую систему. Рекомендуемая форма использования электронного материала при объяснении -вывод изображений на большой экран с помощью мультимедийного проектора. При этом достигается масштабное, наглядное представление учебной информации при безусловном соблюдении санитарных норм и в части использования компьютера учащимися. Электронные конспекты, входящие в состав обучающей системы, также могут использоваться для объяснения нового материала. Презентации, конспекты и другие наглядные электронные материалы учащиеся могут в дальнейшем применять для подготовки к уроку. Здесь же учитель, наблюдая реакцию учащихся на новый материал, может остановиться на сложных моментах, ответить на вопросы учащихся, повторить объяснение непонятого материала.
При организации дистанционного обучения очень важным является вопрос внедрения модели интеграции очной и дистанционной форм обучения в учебно-воспитательный процесс.
Опыт организации учебной деятельности в условиях интеграции очной и дистанционной форм обучения в школе
На основе сравнительной таблицы бесплатных систем управления обучением В. А. Богомолова [1], для проведения эксперимента на сайте http://school1397.dnsjschool.com была установлена ИОС Moodle, которая в рамках программы «Информатизации образования» явилась основой для разработки плана по информатизации школы. Система управления знаниями "Moodle", благодаря усилиям инженера по обслуживанию компьютерной техники, была развернута на сайте колледжа «КАИТ № 20». Им же были установлены начальные настройки системы, выделена область «Информатика и ИКТ», администратором которой были на-
$
значены учителя информатики, работающие в основной школе, со всеми соответствующими правами. На начало эксперимента преподавателем был создан минимальный контент для области «Информатика и ИКТ», необходимый для начала обучающего процесса с 5-го по 7-й класс.
В начале эксперимента был выполнен опрос учащихся, в результате которого стало известно, что все учащиеся зарегистрированы и периодически используют сайт www. vkontakte.ru, поэтому у всех учащихся есть электронная почта, необходимая для авторизации на сайте.
После предоставления всеми учениками своих электронных почтовых адресов проведена первичная регистрация учащихся в системе, в результате которой каждый ученик получил свой логин и пароль, отправленные по адресу электронной почты и выданные каждому индивидуально в классе на бумажных носителях. Очень важно, чтобы первичную регистрацию учащихся выполнял сам учитель. Опыт показал, что те логины и пароли, которые учащиеся придумывают себе сами при регистрации, забываются ими впоследствии. Перед началом эксперимента были также сформированы виртуальные классы. В дальнейшем работа учащегося и преподавателя с системой начиналась с ввода логина и пароля.
Учащиеся получили доступ почти ко всем обучающим и тестирующим материалам, представленным на сайте. Материалы, непосредственно используемые при проведении уроков, открывались и закрывались в соответствии с установленной календарной последовательностью. Таким образом, на наш взгляд, можно было минимизировать время поиска нужного учебного материала учащимися. Недоступными оставались итоговые тесты, которые открывались только в день проведения тестирования.
Кроме материалов, использующихся в обучении, на сайте учащимся был доступен дополнительный материал: каталог ссылок на интернет-ресурсы, глоссарий, авторские курсы и интернет-курсы, экзаменационный и олимпиадный материал, электронные газеты.
В дистанционной оболочке общение учащихся между собой и с учителем осуществлялось с помощью чата, электронной почты и форума.
Организация дистанционного обучения проводилась поэтапно. На первом уроке информатики учащиеся были ознакомлены с назначением, содержанием и навигацией предметного сайта «Информатика и ИКТ». Затем учащиеся получили свои логины, пароли за счет адреса электронной почты и выполнили первое задание, которое заключалось в запуске системы управления знаниями "Moodle", выполнении входа в систему под своим логином и паро-
лем, обзоре материалов, представленных на предметном сайте, и выполнении заданий первого урока.
Для организации дистанционного обучения необходимо создание информационно-образовательной среды, модель которой строится в соответствии с традиционными целями и содержанием. Информационно-образовательная среда позволяет учителям размещать в ней свои учебно-методические материалы, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к обучению разных групп учеников, выполнять автоматизированный контроль обучения. В свою очередь учащиеся получают возможность изучать актуальные и содержательные учебные материалы, осваивать новые области знаний, приобретать навыки исследовательской и групповой работы, взаимодействовать с другими учащимися и учителями, а также со сверстниками из других стран.
Наиболее перспективной в плане дистанционного обучения школьников является модель интеграции очного и дистанционного обучения, в которой предусматривается оптимальное сочетание очных и дистанционных форм обучения в курсе информатики на средней ступени школьного образования. Очная деятельность требует непосредственного контакта с учителем, дистанционная деятельность предполагает либо самостоятельную работу учащегося, либо с партнерами в малой группе сотрудничества при постоянном контроле и - при необходимости - в контакте с учителем. Учебный процесс, характер применения технологических средств зависят от условий его протекания. Обозначенная модель организации учебной деятельности также эффективно реализуется в таких формах, как дистанционные уроки, олимпиады, проекты, курсы, конференции.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богомолов В. А. Обзор бесплатных систем управления обучением [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ifets.ieee.org/russian/ depository/v10_i3/pdf/9_bogomolov.pdf (дата обращения 13.06.2011).
2. Босова Л. Л. Развитие методической системы обучения информатике и информационным технологиям младших школьников: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. - М., 2010. - 47 с.
3. Сурхаев М. А. Подготовка будущих учителей информатики для работы в условиях информационно-коммуникационной образовательной среды: Моногр. - М.: Известия, 2009.