обучения студентов. Вместе с тем перенесение акцентов в развитии системы образования с основного школьного на непрерывное профессиональное, а также укрепление среднего профессионального образования как системообразующего компонента непрерывного образования предъявляет особые требования к педагогам, работающим в системе СПО. Развитие андрагогического знания позволяет выделить закономерности образовательного процесса с учетом субъектной позиции взрослых: собственная заинтересованность в образовательной услуге — понимание собственной проблемы, которая разрешится в образовательном процессе; реальность ожиданий от участия в учебном процессе, их корректировка в процессе самоопределения — позитивный настрой на деятельность; уважительные отношения, взаимодействие в модели диалога, партнерства — обучение действию в организационно-деятельностном режиме, включение эмоций, интеллекта, воли в учебную деятельность; работа в группах — моделирование событий в реальных командах,
Библиографический список
тренинг в разрешении конфликтов, достижении понимания; осознание собственной ответственности за результат (самооценка) — понимание возможности использования результата в собственной практике [7, с. 25-26].
Таким образом, преподаватель, работающий в системе дополнительного профессионального образования, должен опираться на основные андрагогические принципы и учитывать такие особенности взрослых обучающихся, как: осознанное отношение к процессу своего обучения; потребность в самостоятельности, в осмысленности обучения (для решения важной проблемы и достижения конкретной цели), что обеспечивает мотивацию; практическая направленность в отношении обучения, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков; наличие жизненного опыта — важного источника обучения; влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов. Обучение взрослых, в первую очередь, должно осуществляться с учетом различных индивидуальных учебных стилей.
1. Особенности дополнительного образования взрослых [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://works.tarefer.ru/64/100284/index.html.
2. Магура, М. И. Обучение персонала как конкурентное преимущество [Текст] / М. И. Магу-ра, М. Б. Курбатова // Управление персоналом. — 2004. — С. 8-9.
3. Управление персоналом [Текст] : учебник для вузов / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ, 2002. — 560 с.
4. Селиванова, Е. А. Психологические особенности организации обучения педагогов [Текст] / Е. А. Селиванова, Н. Ю. Андреева, Л. А. Курышова // Научно-теоретический журнал. — 2014. — № 2. — С. 20-30.
5. Phillips, N. Что мы знаем про обучение взрослых? [Электронный ресурс] / N. Phillips // Chief Learning Officer. — 03. 2011. — Режим доступа: http://www.smart-edu.com/stati-korporativnoe-obuchenie/chto-my-znaem-pro-obuchenie-vzroslyh.html.
6. Григорьева, Е. А. Андрагогическое позиционирование профессионального развития педагога [Электронный ресурс] / Е. А. Григорьева. — Режим доступа: http://www.pippkro.ru.
7. Громкова, М. Т. Андрагогика : теория и практика образования взрослых [Текст] : учеб. пособие для системы доп. проф. образования ; учеб. пособие для студентов вузов / М. Т. Громкова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 495 с.
УДК 371 О. В. Башарина, зав. лабораторией
Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КУРСОВ НА ОСНОВЕ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
В статье рассматривается понятие трансдисциплинарного электронного учебно-методического комплекса специальности, принципы его проектирования, структура.
Ключевые слова: трансдисциплинарный электронный учебно-методический комплекс специальности, принципы проектирования, принцип нелинейной навигации.
На современном этапе развития информационного общества становится очевидным, что для ориентации в больших потоках учебной информации и осуществления эффективной учебной деятельности необходимо применение дистанционных образовательных технологий.
В ст. 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ указывается, что образовательные организации вправе применять электронное обучение при условии создания и функционирования электронной образовательной среды [1].
В широком смысле информационно-образовательная среда рассматривается в работах ученых как системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, непрерывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса.
В нашей статье мы рассмотрим учебно-методическое обеспечение информационно-образовательной среды.
Подготовка квалифицированного специалиста обеспечивается формированием соответствующих определенной специальности профессиональных компетенций. Практически все компетенции формируются на основе изучения нескольких дисциплин, поэтому учебно-методический комплекс должен отражать, с одной стороны, взаимообусловленность профессиональных компетенций, с другой — совокупность дисциплин, посредством которых будут формироваться эти компетенции (рис. 1).
Анализ научной и педагогической литературы (В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур [2], В. М. Рябов [3], В. А. Сластенин [4] и др.) показывает, что проблеме управления образовательным процессом путем создания и применения учебно-методических комплексов уделяется большое внимание. С развитием информационных средств обучения, в частности компьютерных и сетевых технологий, начали рассматриваться проблемы создания учебно-методических комплексов на информационной основе (работы А. А. Андреева [5], П. И. Образцова [6], А. В. Осина [7], Т. Н. Шалкиной [8] и др.).
Несмотря на различия, в определении понятия ЭУМК можно выделить схожие элемен-
ты: информационная программная система (компьютерная среда); совокупность структурированных учебно-методических материалов; взаимодействие педагога и обучающихся; дисциплинарный подход.
Анализ научных исследований (Э. Ф. Зе-ер [9], М. П. Карпенко [10] и др.) показывает, что решить практическую задачу подготовки к профессиональной деятельности в рамках одной учебной дисциплины невозможно, хотя, несомненно, каждая из них вносит свой вклад в формирование компетенции.
Стандарты профессионального образования опираются на компетентностно ориентированный подход, основой которого является возрастание междисциплинарности и трансдис-циплинарности.
Так как профессиональные компетенции являются интегративными и междисциплинарными, их формирование должно осуществляться в трансдисциплинарной форме. На рисунке 1 показано, с помощью каких дисциплин и модулей осуществляется процесс формирования профессиональных компетенций специалиста среднего звена (техника) по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Понятие трасдисциплинарности в узком смысле означает интеграцию различных форм и методов исследования, включая специальные приемы научного познания, для решения научных проблем, в широком — единство знания за пределами конкретных дисциплин [11].
Л. В. Львовым и О. В. Перевозовой предложено следующее определение данного понятия: «Трансдисциплинарный учебно-методический комплекс компетентности (ТУМКК) система учебно-методических материалов, представляющая проект (модель) трансдисциплинарного образовательного процесса и призванная обеспечить организационную, содержательную и технологическую целостность формирования компетенции при практической реализации» [12, с. 20].
Базируясь на этом определении, мы уточнили рассматриваемое понятие. Уточнение касалось следующих характеризующих признаков.
Во-первых, мы рассматриваем электронный учебно-методический комплекс, что указывает на основной тип средств (мультимедийные, сетевые), которые мы используем при
Федеральный государственный образовательный стандарт
Математика
1 г
Математ.
г
Информатика
Инженерная графика (ИГ)
Техническая механика (ТМ)
Электротехника и электроника (Э и Э)
Материаловедение
1
Метрология, стандартизация и сертификация (МСС)
Правила безопасности дорожного движения
Правовое обеспечение профессиональной деятельности ч_А
Материаловедение
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Охрана труда (ОТ)
I II I
1
Безопасность жизнедеятельности
4 111
I
Устройство автомобилей
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Управление коллективом исполнителей
Учебная и производственная практика
1 г 1
ПК 1.1 ПК 1.2
1 г
ПК 1.3
1 г
ПК 2.1
1 г 1 г
ПК 2.2 ПК 2.3
Рис. 1. Трансдисциплинарная структура формирования профессиональных компетенций
специалиста среднего звена (техника)
дистанционной поддержке образовательного процесса при подготовке по специальности, однако в соответствии с принципом неантагонистичности это не означает, что мы отвергаем другие типы средств обучения. Использование этих средств осуществляется в автоматизированной системе управления учебным процессом — АСУ ProCoolege, разработанной на основе системы создания и управления дистанционными курсами LMS Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment— модульная объектно ориентированная динамическая обучающая оболочка), которая позволяет создавать законченные лекционно-практиче-ские курсы нелинейной навигации, оснащенные мультимедийными средствами и интерактивными элементами.
Во-вторых, в нашем определении подчеркивается, что это учебно-методический комплекс специальности. Это связано с тем, что основной задачей профессионального образования является подготовка студентов по определенной специальности, и именно учебно-методический комплекс должен обеспечить эту подготовку. Он является единым документом для всех участников образовательного процесса: и преподавателей, и мастеров производственного обучения, и обучающихся. В нем определя-
ется роль каждой дисциплины в формировании определенной компетенции. Все это обуславливает перестройку образовательного процесса и проектирование трансдисциплинарного электронного учебно-методического комплекса специальности (ТЭУМКС), под которым мы понимаем совокупность структурированных нормативных и учебно-методических материалов, обеспечивающих организационную, содержательную и технологическую целостность трансдисциплинарного образовательного процесса с целью оптимизации овладения студентом профессиональными компетенциями по данной специальности и объединенных посредством автоматизированной системы управления учебным процессом, которая обеспечивает интерактивное взаимодействие педагога и студентов.
Создание ТЭУМКС предполагает соблюдение определенных принципов, положенных в основу его проектирования и структурирования.
В результате анализа педагогической литературы и содержательного обобщения мы выделили следующие принципы проектирования: научность, системность, трансдисциплинарность, интерактивность, индивидуализация, модульность, открытость, ориентация на самостоятельную работу, неантагонистичность (табл. 1).
Таблица 1
Принципы проектирования трансдисциплинарного электронного учебно-методического комплекса специальности
Принцип Содержание принципа
Научность Обеспечивает соответствие (глубина и полнота) когнитивного компонента компетенции современным научным знаниям. Соответствие (точность, скорость, надежность) деятельностного компонента компетенции обеспечивается учетом деятельностной образовательной парадигмы и специфики профессионального образования. Способствует развитию личностно-профессионального компонента компетенции в соответствии с требованиями к индивидуальным особенностям специалиста, обозначенными в профессиограмме специальности
Системность Позволяет выстроить процесс формирования компетенции как целостное образование, состоящее из частей, компонентов, элементов, отдельных дисциплин, находящихся во взаимосвязи и имеющих определенные функции. Способствует достижению результата профессионального образования, т. е. формированию профессиональной компетенции как системы знаний, умений и навыков по отдельным дисциплинам
Трансдисциплинарность Позволяет учитывать сквозной характер формируемых компетенций, формировать элементы компетенций основной и смежных дисциплин в логической последовательности, устранять избыточность и дублирование, обеспечивать достижение заданного уровня формирования компетенции оптимальным путем с учетом индивидуальных особенностей каждого студента
Интерактивность Позволяет включать в ТЭУМКС интерактивные технологии обучения: дискуссионное общение, коллективный анализ ситуаций (кейс-метод, деловая игра), проектные технологии и т. д. как основы образовательного процесса, работу обучающихся в мультимедийной образовательной среде, построенной на принципах диалогового взаимодействия. Принцип направлен на развитие коммуникабельности и мотивации обучающихся
Окончание таблицы 1
Принцип Содержание принципа
Индивидуализация Подразумевает включение в ТЭУМКС различных форм представления учебно-методического материала и контроля результатов обучения. Данный принцип дает возможность учитывать индивидуальные особенности обучающихся (модальность восприятия, потребностно-мотивационная сфера), создавать и изменять образовательную траекторию обучающихся
Модульность Содержание образования по специальности представлено в виде модулей профессиональных компетенций, каждый из которых содержит в себе совокупность знаний, навыков и умений, обобщенных способов профессиональных действий по каждой из ком -петенций. В каждом модуле также содержится указание, какими конкретно учебными дисциплинами будет обеспечиваться формирование отдельной компетенции. Принцип обеспечивает достижение каждым обучающимся поставленной цели — формирование профессиональной компетенции
Открытость Дает возможность расширять и дополнять ТЭУМКС, что позволяет приспосабливать ТЭУМКС к особенностям использования в конкретной педагогической ситуации, к уровню развития образовательного процесса, к индивидуальным образовательным потребностям участников образовательного процесса
Ориентация на самостоятельную работу и самообразование Подразумевает наличие необходимого образовательного контента в виде комплекса заданий и ситуаций различного уровня сложности для аудиторных и самостоятельных занятий, тестовых заданий для контроля и самоконтроля. Принцип обеспечивает развитие ответственности, самостоятельности, самоорганизации
Неантагонистичность Обеспечивает включение в ТЭУМКС как традиционных, так и дистанционных форм и методов обучения
Рассмотрим более подробно принцип нелинейной навигации, который применительно к ТЭУМКС обеспечивает порядок изучения модулей учебных элементов компетенций, оптимальный выбор индивидуальной образовательной траектории обучающихся из множества возможных, средства продвижения по траекториям, определение моментов, средств и форм контроля и самоконтроля, корректировку траектории обучения в зависимости от уровня усвоения компетенций.
Проектирование ТЭУМКС проводится с использованием автоматизированной системы управления дистанционным обучением Moodle, позволяющей реализовать как синхронное (онлайн) взаимодействие преподавателей и обучающихся, территориально отдаленных друг от друга, так и асинхронное (офлайн) взаимодействие [13].
Выбор оптимальной индивидуальной образовательной траектории осуществляется при входном контроле, обеспечивающем определение модальности восприятия обучающихся (инструмент Moodle «Опросная анкета») и актуального уровня элементов компетенций при тестировании (инструмент Moodle «Тест»).
В зависимости от результатов входного контроля формируется индивидуальная образовательная траектория обучающегося. На первом, когнитивно-ориентирующем, этапе образовательного процесса происходит формирование
в основном когнитивного (знания и способы их получения) компонента компетенции в процессе изучения модулей учебных элементов. После изучения каждого модуля проводится текущий контроль с помощью заданий и контрольных работ (инструментыMoodle «Задание», «Форум»). Система управления обучением Moodle позволяет автоматически осуществлять процесс перехода обучающихся от одного задания к другому или к следующему модулю только при условии достижения установленного уровня сформированное™ компетенций (определяется процентом выполнения задания).
Переход на следующий этап осуществляется после промежуточного контроля, который обычно реализуется с помощью теста (инструмент Moodle «Тест»). Этот тип контроля позволяет определить, какой модуль учебного элемента не усвоен, после чего система управления обучением Moodle возвращает обучающегося к изучению этого модуля. Переход на следующий этап определяет педагог при осуществлении коррекции индивидуальной траектории обучения.
На личностно-деятельностном этапе формируется преимущественно деятельностный компонент компетенции (умения, навыки, обобщенные способы деятельности) в процессе освоения модулей учебных элементов. Отработка навыков осуществляется в процессе тренинга с помощью заданий, созданных на основе обучающих тестов (инструменты Moodle
«Тест»), текущий контроль — с помощью системы практических и лабораторных работ (инструмент МооШе «Задание», «Семинар»), допуск к которым обеспечивает система МооЛе при выполнении установленного преподавателем процента заданий. Переход на следующий этап обучения осуществляется также с санкции педагога после промежуточного контроля и корректировки индивидуальной образовательной траектории.
Личностно-развивающий этап обеспечивает формирование профессионально-личностного компонента в процессе проведения учебной
практики (УП) и производственной практики (ПП). Обсуждение возникающих вопросов преподаватели могут организовать с помощью инструмента МооЛе «Форум». Текущий контроль выполняется в процессе зачетов по модулям (МУП и МПП), допуск к которым осуществляется мастером производственного обучения с учетом достижения обучающимся заданного уровня сформированности компетенции.
Схема реализации принципа нелинейной навигации в трансдисциплинарном электронном учебно-методическом комплексе специальности представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Реализация принципа нелинейной навигации в трансдисциплинарном электронном учебно-методическом комплексе специальности
Формирование профессиональной компе- дулей различных дисциплин. Принцип нелиней-тенции происходит при изучении отдельных мо- ной навигации позволяет проводить мониторинг,
включающий определение вида и целей мониторинга, момента сбора данных, методов, средств и действий по использованию результатов, а также осуществлять корректировку индивидуальной траектории обучающихся следующим образом:
- в пределах компонента компетенции на соответствующем этапе обучения при достиже-
нии определенного уровня усвоения — автома-тизированно, самостоятельно или по решению педагога;
- при переходе к следующему этапу обучения — по решению педагога.
Структура ТЭУМКС представлена на рисунке 3.
Рис. 3. Структура трансдисциплинарного учебно-методического комплекса специальности
ТЭУМКС как совокупность структурированных нормативных и учебно-методических материалов включает в себя следующие блоки:
- содержательно-нормативный, позволяющий определить нормативную основу организации обучения, перечень формируемых компетенций для овладения обучающимся данной специальностью, перечень дисциплин и профессиональных модулей;
- информационный, предоставляющий возможность оперативного доступа к организационной и учебной информации в дистанционном режиме;
- блок отслеживания уровня развития профессионально значимых личностных свойств (профессионально важных качеств) обучающихся;
- методический, позволяющий обучающимся в любой момент получить необходимые алгоритмы, методические рекомендации выполнения определенных видов работ;
- консультационный, обеспечивающий непрерывную поддержку обучающихся в процессе формирования профессиональных компетенций;
- теоретический, предназначенный для усвоения когнитивного компонента содержания образования и представленный семейством
гипертекстовых документов, навигация между которыми представляет сетевую структуру, обеспечивающую связь одного документа с любым другим и позволяющую выстраивать ИОТ продвижения обучающихся в процессе формирования профессиональных компетенций;
- практический, предназначенный для усвоения деятельностного компонента содержания образования и включающий совокупность практических заданий, тренировочных упражнений, лабораторных и курсовых работ, материалы производственной и преддипломной практики;
- блок мониторинга, позволяющий осуществлять диагностику и оценивание уровня усвоения компетенций обучающихся;
- блок учебного и учебно-профессионального проектирования, дающий возможность подготовить обучающихся к будущей профессиональной деятельности с помощью метода ситуационного моделирования;
Библиографический список
- блок социального партнерства, представляющий сетевое взаимодействие обучающихся и педагогов с внешними специалистами и работодателями;
- аттестационный, позволяющий решать организационные и учебные вопросы, связанные с промежуточной и итоговой аттестацией (подготовкой и защитой выпускной квалификационной работы).
Спроектированный таким образом трансдисциплинарный электронный учебно-методический комплекс специальности позволит: систематизировать требования, предъявляемые к изучению материала преподавателями отдельных профессиональных модулей; осуществить последовательное продвижение обучающихся по образовательной траектории; включить в образовательный процесс разнообразные формы подачи материала в соответствии с модальностью восприятия обучающихся.
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : фе-дер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.] // Рос. газ. — 2012. — 31 дек.
2. Беспалько, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов [Текст] : учеб.-метод. пособие / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. — М. : Высш. шк., 1989. — 144 с.
3. Рябов, В. М. Учебно-методические комплексы в воспитательно-образовательном процессе [Текст] / В. М. Рябов // Вестник Брянского гос. техн. ун-та. — 2012. — № 4. — С. 107.
4. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. — М. : Академия, 2002. — 576 с.
5. Андреев, А. А. Учебно-методический комплекс для е-Ьеагптд : Проблемы структуры и проектирования [Текст] / А. А. Андреев // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2007. — № 6. — С. 5-8.
6. Образцов, П. И. Дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины в системе дистанционного обучения [Текст] / П. И. Образцов // Открытое образование. — 2001. — № 5. — С. 39-44.
7. Осин, А. В. Мультимедиа в образовании : Контекст информатизации [Текст] : науч.-ме-тод. издание / А. В. Осин. — М. : Изд. сервис, 2004. — 320 с.
8. Шалкина, Т. Н. Проектирование учебной деятельности студентов на основе электронных учебно-методических комплексов [Текст] / Т. Н. Шалкина // Педагогическая информатика. — 2008. — № 1. — 53-57.
9. Зеер, Э. Ф. Инновации в профессиональном образовании [Текст]: учеб.-метод. пособие / Э. Ф Зеер. — Екатеринбург : Изд-во РГППУ, 2007. — 215 с.
10. Карпенко, М. П. Телеобучение [Текст] / М. П. Карпенко. — М. : СГА, 2008. — 800 с.
11. Князева, Е. Н. Трансдисциплинарные стратегии исследований [Электронный ресурс] // Вестник ТГПУ. — 2011. — № 10. — Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/ transdistsiplinarnye-strategii-issledovaniy.
12. Львов, Л. В. Трансдисциплинарный учебно-методический комплекс формирования организационно-управленческой компетентности [Текст] : учеб. пособие / Л. В. Львов, О. В. Пере-возова. — Челябинск : Изд-во РБИУ, 2011. — 217 с.
13. Сташкевич, И. Р. Практические основы создания предметных учебных курсов [Текст] : учеб.-метод. пособие / И. Р. Сташкевич, С. В. Савельева. — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2012. — 70 с.