Научная статья на тему 'Проектирование дистанционных образовательных курсов на основе трансдисциплинарного учебно-методического комплекса специальности'

Проектирование дистанционных образовательных курсов на основе трансдисциплинарного учебно-методического комплекса специальности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ELECTRONIC TRANSDISCIPLINARY EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX OF SPECIALTY / ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / DESIGN PRINCIPLES / ПРИНЦИП НЕЛИНЕЙНОЙ НАВИГАЦИИ / THE PRINCIPLE OF NON-LINEAR NAVIGATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башарина О. В.

В статье рассматривается понятие трансдисциплинарного электронного учебно-методического комплекса специальности, принципы его проектирования, структура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Башарина О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DESIGN OF DISTANCE EDUCATIONAL COURSES BASED ON TRANSDISCIPLINARY EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX OF SPECIALTY

The concept of transdisciplinary electronic educational and methodical complex of specialty, the principles of its design, structure are considered.

Текст научной работы на тему «Проектирование дистанционных образовательных курсов на основе трансдисциплинарного учебно-методического комплекса специальности»

обучения студентов. Вместе с тем перенесение акцентов в развитии системы образования с основного школьного на непрерывное профессиональное, а также укрепление среднего профессионального образования как системообразующего компонента непрерывного образования предъявляет особые требования к педагогам, работающим в системе СПО. Развитие андрагогического знания позволяет выделить закономерности образовательного процесса с учетом субъектной позиции взрослых: собственная заинтересованность в образовательной услуге — понимание собственной проблемы, которая разрешится в образовательном процессе; реальность ожиданий от участия в учебном процессе, их корректировка в процессе самоопределения — позитивный настрой на деятельность; уважительные отношения, взаимодействие в модели диалога, партнерства — обучение действию в организационно-деятельностном режиме, включение эмоций, интеллекта, воли в учебную деятельность; работа в группах — моделирование событий в реальных командах,

Библиографический список

тренинг в разрешении конфликтов, достижении понимания; осознание собственной ответственности за результат (самооценка) — понимание возможности использования результата в собственной практике [7, с. 25-26].

Таким образом, преподаватель, работающий в системе дополнительного профессионального образования, должен опираться на основные андрагогические принципы и учитывать такие особенности взрослых обучающихся, как: осознанное отношение к процессу своего обучения; потребность в самостоятельности, в осмысленности обучения (для решения важной проблемы и достижения конкретной цели), что обеспечивает мотивацию; практическая направленность в отношении обучения, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков; наличие жизненного опыта — важного источника обучения; влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов. Обучение взрослых, в первую очередь, должно осуществляться с учетом различных индивидуальных учебных стилей.

1. Особенности дополнительного образования взрослых [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://works.tarefer.ru/64/100284/index.html.

2. Магура, М. И. Обучение персонала как конкурентное преимущество [Текст] / М. И. Магу-ра, М. Б. Курбатова // Управление персоналом. — 2004. — С. 8-9.

3. Управление персоналом [Текст] : учебник для вузов / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ, 2002. — 560 с.

4. Селиванова, Е. А. Психологические особенности организации обучения педагогов [Текст] / Е. А. Селиванова, Н. Ю. Андреева, Л. А. Курышова // Научно-теоретический журнал. — 2014. — № 2. — С. 20-30.

5. Phillips, N. Что мы знаем про обучение взрослых? [Электронный ресурс] / N. Phillips // Chief Learning Officer. — 03. 2011. — Режим доступа: http://www.smart-edu.com/stati-korporativnoe-obuchenie/chto-my-znaem-pro-obuchenie-vzroslyh.html.

6. Григорьева, Е. А. Андрагогическое позиционирование профессионального развития педагога [Электронный ресурс] / Е. А. Григорьева. — Режим доступа: http://www.pippkro.ru.

7. Громкова, М. Т. Андрагогика : теория и практика образования взрослых [Текст] : учеб. пособие для системы доп. проф. образования ; учеб. пособие для студентов вузов / М. Т. Громкова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 495 с.

УДК 371 О. В. Башарина, зав. лабораторией

Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: [email protected]

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КУРСОВ НА ОСНОВЕ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

В статье рассматривается понятие трансдисциплинарного электронного учебно-методического комплекса специальности, принципы его проектирования, структура.

Ключевые слова: трансдисциплинарный электронный учебно-методический комплекс специальности, принципы проектирования, принцип нелинейной навигации.

На современном этапе развития информационного общества становится очевидным, что для ориентации в больших потоках учебной информации и осуществления эффективной учебной деятельности необходимо применение дистанционных образовательных технологий.

В ст. 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ указывается, что образовательные организации вправе применять электронное обучение при условии создания и функционирования электронной образовательной среды [1].

В широком смысле информационно-образовательная среда рассматривается в работах ученых как системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, непрерывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса.

В нашей статье мы рассмотрим учебно-методическое обеспечение информационно-образовательной среды.

Подготовка квалифицированного специалиста обеспечивается формированием соответствующих определенной специальности профессиональных компетенций. Практически все компетенции формируются на основе изучения нескольких дисциплин, поэтому учебно-методический комплекс должен отражать, с одной стороны, взаимообусловленность профессиональных компетенций, с другой — совокупность дисциплин, посредством которых будут формироваться эти компетенции (рис. 1).

Анализ научной и педагогической литературы (В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур [2], В. М. Рябов [3], В. А. Сластенин [4] и др.) показывает, что проблеме управления образовательным процессом путем создания и применения учебно-методических комплексов уделяется большое внимание. С развитием информационных средств обучения, в частности компьютерных и сетевых технологий, начали рассматриваться проблемы создания учебно-методических комплексов на информационной основе (работы А. А. Андреева [5], П. И. Образцова [6], А. В. Осина [7], Т. Н. Шалкиной [8] и др.).

Несмотря на различия, в определении понятия ЭУМК можно выделить схожие элемен-

ты: информационная программная система (компьютерная среда); совокупность структурированных учебно-методических материалов; взаимодействие педагога и обучающихся; дисциплинарный подход.

Анализ научных исследований (Э. Ф. Зе-ер [9], М. П. Карпенко [10] и др.) показывает, что решить практическую задачу подготовки к профессиональной деятельности в рамках одной учебной дисциплины невозможно, хотя, несомненно, каждая из них вносит свой вклад в формирование компетенции.

Стандарты профессионального образования опираются на компетентностно ориентированный подход, основой которого является возрастание междисциплинарности и трансдис-циплинарности.

Так как профессиональные компетенции являются интегративными и междисциплинарными, их формирование должно осуществляться в трансдисциплинарной форме. На рисунке 1 показано, с помощью каких дисциплин и модулей осуществляется процесс формирования профессиональных компетенций специалиста среднего звена (техника) по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Понятие трасдисциплинарности в узком смысле означает интеграцию различных форм и методов исследования, включая специальные приемы научного познания, для решения научных проблем, в широком — единство знания за пределами конкретных дисциплин [11].

Л. В. Львовым и О. В. Перевозовой предложено следующее определение данного понятия: «Трансдисциплинарный учебно-методический комплекс компетентности (ТУМКК) система учебно-методических материалов, представляющая проект (модель) трансдисциплинарного образовательного процесса и призванная обеспечить организационную, содержательную и технологическую целостность формирования компетенции при практической реализации» [12, с. 20].

Базируясь на этом определении, мы уточнили рассматриваемое понятие. Уточнение касалось следующих характеризующих признаков.

Во-первых, мы рассматриваем электронный учебно-методический комплекс, что указывает на основной тип средств (мультимедийные, сетевые), которые мы используем при

Федеральный государственный образовательный стандарт

Математика

1 г

Математ.

г

Информатика

Инженерная графика (ИГ)

Техническая механика (ТМ)

Электротехника и электроника (Э и Э)

Материаловедение

1

Метрология, стандартизация и сертификация (МСС)

Правила безопасности дорожного движения

Правовое обеспечение профессиональной деятельности ч_А

Материаловедение

Правовое обеспечение профессиональной деятельности

Охрана труда (ОТ)

I II I

1

Безопасность жизнедеятельности

4 111

I

Устройство автомобилей

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Управление коллективом исполнителей

Учебная и производственная практика

1 г 1

ПК 1.1 ПК 1.2

1 г

ПК 1.3

1 г

ПК 2.1

1 г 1 г

ПК 2.2 ПК 2.3

Рис. 1. Трансдисциплинарная структура формирования профессиональных компетенций

специалиста среднего звена (техника)

дистанционной поддержке образовательного процесса при подготовке по специальности, однако в соответствии с принципом неантагонистичности это не означает, что мы отвергаем другие типы средств обучения. Использование этих средств осуществляется в автоматизированной системе управления учебным процессом — АСУ ProCoolege, разработанной на основе системы создания и управления дистанционными курсами LMS Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment— модульная объектно ориентированная динамическая обучающая оболочка), которая позволяет создавать законченные лекционно-практиче-ские курсы нелинейной навигации, оснащенные мультимедийными средствами и интерактивными элементами.

Во-вторых, в нашем определении подчеркивается, что это учебно-методический комплекс специальности. Это связано с тем, что основной задачей профессионального образования является подготовка студентов по определенной специальности, и именно учебно-методический комплекс должен обеспечить эту подготовку. Он является единым документом для всех участников образовательного процесса: и преподавателей, и мастеров производственного обучения, и обучающихся. В нем определя-

ется роль каждой дисциплины в формировании определенной компетенции. Все это обуславливает перестройку образовательного процесса и проектирование трансдисциплинарного электронного учебно-методического комплекса специальности (ТЭУМКС), под которым мы понимаем совокупность структурированных нормативных и учебно-методических материалов, обеспечивающих организационную, содержательную и технологическую целостность трансдисциплинарного образовательного процесса с целью оптимизации овладения студентом профессиональными компетенциями по данной специальности и объединенных посредством автоматизированной системы управления учебным процессом, которая обеспечивает интерактивное взаимодействие педагога и студентов.

Создание ТЭУМКС предполагает соблюдение определенных принципов, положенных в основу его проектирования и структурирования.

В результате анализа педагогической литературы и содержательного обобщения мы выделили следующие принципы проектирования: научность, системность, трансдисциплинарность, интерактивность, индивидуализация, модульность, открытость, ориентация на самостоятельную работу, неантагонистичность (табл. 1).

Таблица 1

Принципы проектирования трансдисциплинарного электронного учебно-методического комплекса специальности

Принцип Содержание принципа

Научность Обеспечивает соответствие (глубина и полнота) когнитивного компонента компетенции современным научным знаниям. Соответствие (точность, скорость, надежность) деятельностного компонента компетенции обеспечивается учетом деятельностной образовательной парадигмы и специфики профессионального образования. Способствует развитию личностно-профессионального компонента компетенции в соответствии с требованиями к индивидуальным особенностям специалиста, обозначенными в профессиограмме специальности

Системность Позволяет выстроить процесс формирования компетенции как целостное образование, состоящее из частей, компонентов, элементов, отдельных дисциплин, находящихся во взаимосвязи и имеющих определенные функции. Способствует достижению результата профессионального образования, т. е. формированию профессиональной компетенции как системы знаний, умений и навыков по отдельным дисциплинам

Трансдисциплинарность Позволяет учитывать сквозной характер формируемых компетенций, формировать элементы компетенций основной и смежных дисциплин в логической последовательности, устранять избыточность и дублирование, обеспечивать достижение заданного уровня формирования компетенции оптимальным путем с учетом индивидуальных особенностей каждого студента

Интерактивность Позволяет включать в ТЭУМКС интерактивные технологии обучения: дискуссионное общение, коллективный анализ ситуаций (кейс-метод, деловая игра), проектные технологии и т. д. как основы образовательного процесса, работу обучающихся в мультимедийной образовательной среде, построенной на принципах диалогового взаимодействия. Принцип направлен на развитие коммуникабельности и мотивации обучающихся

Окончание таблицы 1

Принцип Содержание принципа

Индивидуализация Подразумевает включение в ТЭУМКС различных форм представления учебно-методического материала и контроля результатов обучения. Данный принцип дает возможность учитывать индивидуальные особенности обучающихся (модальность восприятия, потребностно-мотивационная сфера), создавать и изменять образовательную траекторию обучающихся

Модульность Содержание образования по специальности представлено в виде модулей профессиональных компетенций, каждый из которых содержит в себе совокупность знаний, навыков и умений, обобщенных способов профессиональных действий по каждой из ком -петенций. В каждом модуле также содержится указание, какими конкретно учебными дисциплинами будет обеспечиваться формирование отдельной компетенции. Принцип обеспечивает достижение каждым обучающимся поставленной цели — формирование профессиональной компетенции

Открытость Дает возможность расширять и дополнять ТЭУМКС, что позволяет приспосабливать ТЭУМКС к особенностям использования в конкретной педагогической ситуации, к уровню развития образовательного процесса, к индивидуальным образовательным потребностям участников образовательного процесса

Ориентация на самостоятельную работу и самообразование Подразумевает наличие необходимого образовательного контента в виде комплекса заданий и ситуаций различного уровня сложности для аудиторных и самостоятельных занятий, тестовых заданий для контроля и самоконтроля. Принцип обеспечивает развитие ответственности, самостоятельности, самоорганизации

Неантагонистичность Обеспечивает включение в ТЭУМКС как традиционных, так и дистанционных форм и методов обучения

Рассмотрим более подробно принцип нелинейной навигации, который применительно к ТЭУМКС обеспечивает порядок изучения модулей учебных элементов компетенций, оптимальный выбор индивидуальной образовательной траектории обучающихся из множества возможных, средства продвижения по траекториям, определение моментов, средств и форм контроля и самоконтроля, корректировку траектории обучения в зависимости от уровня усвоения компетенций.

Проектирование ТЭУМКС проводится с использованием автоматизированной системы управления дистанционным обучением Moodle, позволяющей реализовать как синхронное (онлайн) взаимодействие преподавателей и обучающихся, территориально отдаленных друг от друга, так и асинхронное (офлайн) взаимодействие [13].

Выбор оптимальной индивидуальной образовательной траектории осуществляется при входном контроле, обеспечивающем определение модальности восприятия обучающихся (инструмент Moodle «Опросная анкета») и актуального уровня элементов компетенций при тестировании (инструмент Moodle «Тест»).

В зависимости от результатов входного контроля формируется индивидуальная образовательная траектория обучающегося. На первом, когнитивно-ориентирующем, этапе образовательного процесса происходит формирование

в основном когнитивного (знания и способы их получения) компонента компетенции в процессе изучения модулей учебных элементов. После изучения каждого модуля проводится текущий контроль с помощью заданий и контрольных работ (инструментыMoodle «Задание», «Форум»). Система управления обучением Moodle позволяет автоматически осуществлять процесс перехода обучающихся от одного задания к другому или к следующему модулю только при условии достижения установленного уровня сформированное™ компетенций (определяется процентом выполнения задания).

Переход на следующий этап осуществляется после промежуточного контроля, который обычно реализуется с помощью теста (инструмент Moodle «Тест»). Этот тип контроля позволяет определить, какой модуль учебного элемента не усвоен, после чего система управления обучением Moodle возвращает обучающегося к изучению этого модуля. Переход на следующий этап определяет педагог при осуществлении коррекции индивидуальной траектории обучения.

На личностно-деятельностном этапе формируется преимущественно деятельностный компонент компетенции (умения, навыки, обобщенные способы деятельности) в процессе освоения модулей учебных элементов. Отработка навыков осуществляется в процессе тренинга с помощью заданий, созданных на основе обучающих тестов (инструменты Moodle

«Тест»), текущий контроль — с помощью системы практических и лабораторных работ (инструмент МооШе «Задание», «Семинар»), допуск к которым обеспечивает система МооЛе при выполнении установленного преподавателем процента заданий. Переход на следующий этап обучения осуществляется также с санкции педагога после промежуточного контроля и корректировки индивидуальной образовательной траектории.

Личностно-развивающий этап обеспечивает формирование профессионально-личностного компонента в процессе проведения учебной

практики (УП) и производственной практики (ПП). Обсуждение возникающих вопросов преподаватели могут организовать с помощью инструмента МооЛе «Форум». Текущий контроль выполняется в процессе зачетов по модулям (МУП и МПП), допуск к которым осуществляется мастером производственного обучения с учетом достижения обучающимся заданного уровня сформированности компетенции.

Схема реализации принципа нелинейной навигации в трансдисциплинарном электронном учебно-методическом комплексе специальности представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Реализация принципа нелинейной навигации в трансдисциплинарном электронном учебно-методическом комплексе специальности

Формирование профессиональной компе- дулей различных дисциплин. Принцип нелиней-тенции происходит при изучении отдельных мо- ной навигации позволяет проводить мониторинг,

включающий определение вида и целей мониторинга, момента сбора данных, методов, средств и действий по использованию результатов, а также осуществлять корректировку индивидуальной траектории обучающихся следующим образом:

- в пределах компонента компетенции на соответствующем этапе обучения при достиже-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нии определенного уровня усвоения — автома-тизированно, самостоятельно или по решению педагога;

- при переходе к следующему этапу обучения — по решению педагога.

Структура ТЭУМКС представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Структура трансдисциплинарного учебно-методического комплекса специальности

ТЭУМКС как совокупность структурированных нормативных и учебно-методических материалов включает в себя следующие блоки:

- содержательно-нормативный, позволяющий определить нормативную основу организации обучения, перечень формируемых компетенций для овладения обучающимся данной специальностью, перечень дисциплин и профессиональных модулей;

- информационный, предоставляющий возможность оперативного доступа к организационной и учебной информации в дистанционном режиме;

- блок отслеживания уровня развития профессионально значимых личностных свойств (профессионально важных качеств) обучающихся;

- методический, позволяющий обучающимся в любой момент получить необходимые алгоритмы, методические рекомендации выполнения определенных видов работ;

- консультационный, обеспечивающий непрерывную поддержку обучающихся в процессе формирования профессиональных компетенций;

- теоретический, предназначенный для усвоения когнитивного компонента содержания образования и представленный семейством

гипертекстовых документов, навигация между которыми представляет сетевую структуру, обеспечивающую связь одного документа с любым другим и позволяющую выстраивать ИОТ продвижения обучающихся в процессе формирования профессиональных компетенций;

- практический, предназначенный для усвоения деятельностного компонента содержания образования и включающий совокупность практических заданий, тренировочных упражнений, лабораторных и курсовых работ, материалы производственной и преддипломной практики;

- блок мониторинга, позволяющий осуществлять диагностику и оценивание уровня усвоения компетенций обучающихся;

- блок учебного и учебно-профессионального проектирования, дающий возможность подготовить обучающихся к будущей профессиональной деятельности с помощью метода ситуационного моделирования;

Библиографический список

- блок социального партнерства, представляющий сетевое взаимодействие обучающихся и педагогов с внешними специалистами и работодателями;

- аттестационный, позволяющий решать организационные и учебные вопросы, связанные с промежуточной и итоговой аттестацией (подготовкой и защитой выпускной квалификационной работы).

Спроектированный таким образом трансдисциплинарный электронный учебно-методический комплекс специальности позволит: систематизировать требования, предъявляемые к изучению материала преподавателями отдельных профессиональных модулей; осуществить последовательное продвижение обучающихся по образовательной траектории; включить в образовательный процесс разнообразные формы подачи материала в соответствии с модальностью восприятия обучающихся.

1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : фе-дер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.] // Рос. газ. — 2012. — 31 дек.

2. Беспалько, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов [Текст] : учеб.-метод. пособие / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. — М. : Высш. шк., 1989. — 144 с.

3. Рябов, В. М. Учебно-методические комплексы в воспитательно-образовательном процессе [Текст] / В. М. Рябов // Вестник Брянского гос. техн. ун-та. — 2012. — № 4. — С. 107.

4. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. — М. : Академия, 2002. — 576 с.

5. Андреев, А. А. Учебно-методический комплекс для е-Ьеагптд : Проблемы структуры и проектирования [Текст] / А. А. Андреев // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2007. — № 6. — С. 5-8.

6. Образцов, П. И. Дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины в системе дистанционного обучения [Текст] / П. И. Образцов // Открытое образование. — 2001. — № 5. — С. 39-44.

7. Осин, А. В. Мультимедиа в образовании : Контекст информатизации [Текст] : науч.-ме-тод. издание / А. В. Осин. — М. : Изд. сервис, 2004. — 320 с.

8. Шалкина, Т. Н. Проектирование учебной деятельности студентов на основе электронных учебно-методических комплексов [Текст] / Т. Н. Шалкина // Педагогическая информатика. — 2008. — № 1. — 53-57.

9. Зеер, Э. Ф. Инновации в профессиональном образовании [Текст]: учеб.-метод. пособие / Э. Ф Зеер. — Екатеринбург : Изд-во РГППУ, 2007. — 215 с.

10. Карпенко, М. П. Телеобучение [Текст] / М. П. Карпенко. — М. : СГА, 2008. — 800 с.

11. Князева, Е. Н. Трансдисциплинарные стратегии исследований [Электронный ресурс] // Вестник ТГПУ. — 2011. — № 10. — Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/ transdistsiplinarnye-strategii-issledovaniy.

12. Львов, Л. В. Трансдисциплинарный учебно-методический комплекс формирования организационно-управленческой компетентности [Текст] : учеб. пособие / Л. В. Львов, О. В. Пере-возова. — Челябинск : Изд-во РБИУ, 2011. — 217 с.

13. Сташкевич, И. Р. Практические основы создания предметных учебных курсов [Текст] : учеб.-метод. пособие / И. Р. Сташкевич, С. В. Савельева. — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2012. — 70 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.