УДК 377 ББК 74.57
Башарина Ольга Валентиновна
соискатель ЧГАА, заведующая лабораторией информатизации профессионального образования
Челябинский институт развития профессионального образования
г. Челябинск Basharina Olga Valentinovna Applicant for a Degree of ChGAA, head of the laboratory Information professional education Chelyabinsk institute of vocational education development
Chelyabinsk [email protected] Трансдисциплинарныи электронный учебно-методическии комплекс специальности как элемент информационно-образовательной среды Transdisciplinary electronic educational and methodical complex of specialty as element of the information and educational environment В статье рассматривается трансдисциплинарный электронный учебнометодический комплекс специальности, как одно из педагогических условий образующих информационно-образовательную среду многопрофильного распределенного профессионального образовательного учреждения. Раскрывается его понятие, содержание его компонентов и принципы построения.
The article considers the transdisciplinary electronic educational-methodical complex of specialty, as one of pedagogical conditions of forming of information-educational environment of distributed multidisciplinary professional educational institution Describes the concept, contents of its components and principles.
Ключевые слова: многопрофильное распределенное профессиональное образовательное учреждение, информационно-образовательная среда, педагогические условия, трансдисциплинарный электронный учебно-методический комплекс специальности.
Key words: diversified distributed professional educational institution, the information and educational environment, pedagogical conditions, transdisciplinary electronic educational and methodical complex of specialty.
Современный этап развития общества характеризуется острой потребностью в квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена. В связи с этим возникает проблема, заключающаяся в разрешении противоречия между возросшими требованиями социального заказа к уровню подготовки квалифицированных специалистов и недостаточной теоретико-методологической и на-
учно-практической разработанностью вопросов их обучения в профессиональных образовательных организациях.
В соответствии со статьей 10 «Система образования» федерального закона «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.2012 из профессионального образования исключена система начального профессионального образования, которая осуществляла подготовку квалифицированных рабочих. С вступлением в силу нового закона «Об образовании в РФ» в соответствии со статьей 12 подготовку квалифицированных рабочих и служащих будут осуществлять колледжи и техникумы по программам среднего профессионального образования, образованные в результате слияния учреждений начального и среднего профессионального образования [9].
В нашей работе мы ограничиваемся исследованием профессиональных образовательных организаций, имеющих форму учреждения, поэтому в статье мы будем рассматривать многопрофильные распределённые профессиональные образовательные учреждения (МРПОУ), представляющие единый образовательный комплекс, включающий профессиональное образовательное учреждение и его территориально удалённые подразделения, реализующие образовательные программы по разным профилям, путем организации взаимодействия педагогов и обучающихся, посредством традиционных и дистанционных информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе с использованием глобальной сети Интернет.
Основной идеей исследования явилось предположение о том, что эффективность подготовки выпускников многопрофильного распределенного профессионального образовательного учреждения может быть повышена путем организации неантогонистического и продуктивного взаимодействия преподавателя и студента в проектируемой информационно-образовательной среде.
В нашем исследовании мы рассматриваем информационнообразовательную среду как систему педагогических условий, включающую в себя информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обуче-
ния, средства управления образовательным процессом, педагогические технологии, направленные на формирование личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных компетенций.
Следовательно, под педагогическими условиями функционирования многопрофильного распределенного профессионального образовательного учреждения мы понимаем совокупность мер образовательного процесса, образующих информационно-образовательную среду, соблюдение которых способствует наиболее эффективному достижению образовательных целей.
В рамках данной статьи наши дальнейшие усилия будут сосредоточены на проектировании трансдисциплинарного электронного учебно-методического комплекса специальности (ТЭУМКС), способствующего организационной, содержательной и технологической целостности профессиональной подготовки в МРПОУ, как одном из педагогических условий образующих информационнообразовательную среду МРПОУ.
Подготовка квалифицированного специалиста обеспечивается сформиро-ванностью соответствующих определенной специальности профессиональных компетенций. Практически все компетенции формируются на основе изучения нескольких дисциплин. Поэтому учебно-методический комплекс должен отражать взаимообусловленность профессиональных компетенций с одной стороны и совокупность дисциплин, посредством которых будут формироваться эти компетенции с другой стороны.
Рассмотрим сущность понятий «электронный учебно-методический комплекс дисциплины», «трансдисциплинарный электронный учебно-методический комплекс специальности».
Анализ научной и педагогической литературы (В.П. Беспалько, Ю.Г. Татура, В.А. Сластёнин, В.М. Рябов, Л.С. Фридман, В.Л. Шатуновский и др.) показывает, что проблеме управления образовательным процессом путем создания и применения учебно-методических комплексов уделяется большое внимание. С развитием информационных средств обучения, в частности ком-
пьютерных и сетевых технологий, проблемы создания учебно-методических комплексов на информационной основе рассматриваются в работах
А.А. Андреева, П.И. Образцова, А.В Осина,. Т.Н. Шалкиной, и др.
Таблица № 1
Определение понятия «электронный учебно-методический комплекс»
Автор Определение
А.А. Андреев Обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения. Она предоставляет теоретический материал, контроль уровня знаний и умений, информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи [1].
П.И. Образцов Система, в которую с целью создания условий для педагогически активного информационного взаимодействия между преподавателем и обучающимися., интегрируются прикладные программные продукты, базы данных в соответствующей предметной области, а также совокупность методических материалов и средств, всесторонне обеспечивающих и поддерживающих учебный процесс [7].
А.В. Осин Обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения теоретический материал, контроль уровня знаний и умений, информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией, сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи [8]
Т.Н. Шалкина Совокупность структурированных учебно-методических материалов, объединенных посредством компьютерной среды обучения, обеспечивающих полный дидактический цикл обучения и предназначенных для оптимизации овладения студентом профессиональных компетенций в рамках учебной дисциплины [14].
Несмотря на различия в определении понятия ЭУМК можно выделить схожие элементы:
- информационная программная система (компьютерная среда)
- совокупность структурированных учебно-методических материалов
- взаимодействие педагога и обучающихся
- дисциплинарный подход.
Анализ научных исследований (Э.Ф. Зеер [2], М.П. Карпенко [3], Л.В. Львов [6]) показывает, что решить практическую задачу подготовки к профессиональной деятельности в рамках одной учебной дисциплины невоз-
можно, хотя, несомненно, каждая из них вносит свой вклад в формирование компетенции.
Стандарты профессионального образования опираются на компетентно-стно-ориентированный подход, основой которого является возрастание междисциплинарности и трансдисциплинарности. Так как профессиональные компетенции являются интегративными и междисциплинарными, их формирование должно осуществляться в трансдисциплинарной форме.
Понятие трасдисциплинарности пересекает дисциплинарные границы. В узком смысле она означает интеграцию различных форм и методов исследования, включая специальные приемы научного познания, для решения научных проблем. В широком смысле это понятие означает единство знания за пределами конкретных дисциплин [4, 6].
Л.В. Львовым и О.В. Перевозовой, предложено следующее определение понятия: «Трансдисциплинарный учебно-методическийо комплекс компетентности (ТУМКК) - система учебно-методических материалов, представляющей проект (модель) трансдисциплинарного образовательного процесса и призванной обеспечить организационную, содержательную и технологическую целостность формирования компетенции при практической реализации» [6, с. 20].
Базируясь на данном определении, мы уточнили данное понятие относительно предмета нашего исследования. Уточнение касалось следующих характеризующих признаков.
Во-первых, мы рассматриваем электронный учебно-методический комплекс, что указывает на основной тип средств (мультимедийные, сетевые), которые мы используем при дистанционной поддержке образовательного процесса при подготовке по специальности, однако в соответствии с принципом не-атогонистичности, это не означает, что мы отвергаем другие типы средств обучения. Использование этих средств осуществляется в автоматизированной системе управления учебным процессом «АСУ ProCoolege», разработанной на основе системы создания и управления дистанционными курсами LMS Moodle
("Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment" - Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая оболочка), которая позволяет создавать законченные лекционно-практические курсы нелинейной навигации, оснащенные мультимедийными средствами и интерактивными элементами.
Во-вторых, в нашем определении подчеркивается, что это учебнометодический комплекс специальности, это связано с тем, что основной задачей профессионального образования, является подготовка студентов по определенной специальности, и именно учебно-методический комплекс должен обеспечить эту подготовку. Он является единым документом для всех участников образовательного процесса и преподавателей, и мастеров производственного обучения, и обучающихся. В нем определяется роль каждой дисциплины в формировании определенной компетенции. Все это обуславливает перестройку образовательного процесса и проектирование трансдисциплинарного электронного учебно-методического комплекса специальности.
Опираясь на обобщение понятий ЭУМК (Таблица 1) и определение ТУМКК Л.В. Львова [6], в нашем исследовании мы рассматриваем понятие трансдисциплинарного электронного учебно-методического комплекса специальности (ТЭУМКС), под которым понимаем - совокупность структурированных нормативных и учебно-методических материалов, обеспечивающих организационную, содержательную и технологическую целостность трансдисциплинарного образовательного процесса, с целью оптимизации овладения студентом профессиональными компетенциями по данной специальности и объединенных посредством автоматизированной системы управления учебным процессом, которая обеспечивает интерактивное взаимодействие педагога и студентов.
Исходя из данного определения, мы выделяем три компонента ТЭУМКС: организационный, содержательный, технологический.
Каждый из компонентов ТЭУМКС имеет свое содержание и обеспечивает системность и целостность его реализации в образовательном процессе.
Организационный компонент обеспечивает порядок и последовательность построения образовательного процесса. Содержательный компонент направлен на раскрытие профессиональных компетенций, подлежащих формированию в образовательном процессе. В нашем исследовании мы ограничились исследованием формирования только профессиональных компетенций, так как они в наибольшей степени влияют на подготовку специалиста по определенной специальности. Технологический компонент определяет методы, формы и средства достижения целей профессионального образования. В него также включена система мониторинга формирования профессиональных компетенций, которая будет подробно рассмотрена при раскрытии следующего педагогического условия (Таблица 2).
Таблица 2
Содержание компонентов ТЭУМКС
Компонент Содержание компонента
Организационный Требования ФГОС по специальности, учебные планы, рабочие программы, тематическое планирование, методические указания.
Содержательный Содержание профессиональных компетенций (ПК 1- ПК К) данной специальности, перечень дисциплин участвующих в формировании компетенций,
Технологический Методы, формы и средства образовательного процесса, гарантирующие достижение заданного уровня сформированности профессиональных компетенций в процессе практической реализации ТЭУМКС в условиях многопрофильного распределенного профессионального образовательного учреждения. Мониторинг формирования профессиональных компетенций.
Предлагаемый, нами ТЭУМКС отличается от традиционных дисциплинарных УМК принципом построения, трансдисциплинарностью, результатом обучения, используемыми средствами обучения и образовательными технологиями.
Создание ТЭУМКС предполагает соблюдение определенных принципов, положенных в основу его проектирования и структурирования.
Анализ научной литературы (А.А. Андреев, Ю.И. Воротницкий,
В.С. Вязовкин, Ю.Ю. Гафарова, А.Д Рапопорт, А.И. Жук, В.А. Красильникова, П.А. Мандрик, А.В. Макаров, Е.Ю. Сизганова, З.П. Трофимова, Т.Н. Шалкина и
др.), показывает, что существуют различные точки зрения на принципы построения учебно-методического комплекса (Таблица 3).
Таблица 3
Принципы проектирования учебно-методического комплекса
Авторы Принципы
А.Д. Рапопорт. - интерактивность - полицентричность - открытость [10]
А.И. Жук, Ю.И. Воротницкий, П.А. Мандрик - полнота - независимость контента от аппаратно-программных средств - вариативность траекторий обучения - ориентация на самостоятельную работу и самообразование - простота и понятность интерфейса - простота переносимости и обновления - возможность использования различных программных оболочек для локального и сетевого представления [12]
А.А. Андреев - интерактивность - модульность - индивидуализация - эргономика интерфейса - соблюдения авторских прав [1]
A.В. Макаров, З.П. Трофимова, B.С. Вязовкин, Ю.Ю. Гафарова - целостность - детерминирования и обеспечения учебной деятельности обучающихся - модульность - эффективность - единство инвариантного и вариативного [13]
Е.Ю. Сизганова - системность - модульность - гуманистическая направленность - теологический принцип [11]
В.А. Красильникова, Т.Н. Шалкина - научность - учет межпредметных связей между дисциплинами - системность - доступность - наглядность[5]
В результате анализа и содержательного обобщения в контексте предмета исследования мы выделили следующие принципы проектирования: научности, системности, трансдисциплинарности, интерактивности, индивидуализации, модульности, открытости, ориентации на самостоятельную работу, неантогони-стичности (Таблица 4).
Таблица 4
Принципы проектирования трансдисциплинарного электронного учебнометодического комплекса специальности_____________________________
Принцип Содержание принципа
Научности Обеспечивает соответствие (глубина и полнота) когнитивного компонента компетенции современным научным знаниям. Соответствие (точность, скорость надежность) деятельностного компонента компетенции обеспечивается учетом деятельностной образовательной парадигмы и специфики профессионального образования. Принцип способствует развитию личностно-профессиональныого компонента компетенции в соответствии с требованиями к индивидуальным особенностям специалиста, обозначенных в профессиограмме. специальности.
Системности Позволяет выстроить процесс формирования компетенции как целостное образование, состоящее из частей, компонентов, элементов, отдельных дисциплин, находящихся во взаимосвязи и имеющих определенные функции. Принцип способствует достижению результата профессионального образования, т.е. формированию профессиональной компетенции как системы знаний, умений, и навыков отдельных дисциплин.
Трансдисципли- нарности Позволяет учитывать сквозной характер формируемых компетенций, формирование в логической последовательности элементов компетенций основной и смежных дисциплин, устранение избыточности и дублирования, обеспечение достижения заданного уровня формирования компетенции оптимальным путем, с учетом индивидуальных особенностей каждого студента.
Интерактивности Включение в ТЭУМКД интерактивных технологий обучения: дискуссионное общение, коллективный анализ ситуаций (кейс-метод, деловая игра), проектные технологии, и т.д., как основы образовательного процесса и работу обучающихся в мультимедийной образовательной среде, построенной на принципах диалогового взаимодействия. Принцип направлен на развитие коммуникабельности и мотивации обучающихся
Индивидуализа- ции Включение в ТЭУМКС различных форм: представления учебнометодического материала и контроля результатов обучения. Данный принцип дает возможность учета индивидуальных особенностей обучающихся (модальность восприятия, потребностно-мотивационная сфера), возможность создания и изменения образовательной траектории обучающихся.
Модульности Содержание образования по специальности представлено в виде модулей профессиональных компетенций. Каждый из которых, содержит в себе совокупность знаний, навыков и умений, обобщенных способов профессиональных действий по каждой из компетенций. В каждом модуле также содержится указание какими конкретно учебными дисциплинами будет обеспечиваться формирование отдельной дисциплины. Принцип обеспечивает достижение каждым обучающимся поставленной цели - формирование профессиональной компетенции.
Открытости Возможность расширения и дополнения ТЭУМКС. Этот принцип позволяет приспосабливать ТЭУМКС к особенностям использования в конкретной педагогической ситуации, к уровню развития образовательного процесса, к индивидуальным образовательным потребностям участников образовательного процесса.
Ориентации на Наличие необходимого образовательного контента в виде комплекса за-
самостоятельную работу и самообразование даний и ситуаций различного уровня сложности для аудиторных и самостоятельных занятий, тестовых заданий для контроля и самоконтроля. Принцип обеспечивает развитие ответственности, самостоятельности, самоорганизации.
Неантогонистич- ности ТЭУМКС включает в себя как традиционные, так и дистанционные формы и методы обучения.
В результате выше изложенного можно сделать вывод:
1. Одним из педагогических условий, составляющих информационнообразовательную среду образовательного процесса в многопрофильном распределенном профессиональном учреждении является трансдисциплинарный электронный учебно-методический комплекс специальности.
2. Под трансдисциплинарным электронным учебно-методическим комплексом специальности мы понимаем совокупность структурированных нормативных и учебно-методических материалов, обеспечивающих организационную, содержательную и технологическую целостность трансдисциплинарного образовательного процесса, с целью оптимизации овладения студентом профессиональными компетенциями по данной специальности и объединенных посредством автоматизированной системы управления учебным процессом, которая обеспечивает интерактивное взаимодействие педагога и студентов.
3. Основными принципами проектирования трансдисциплинарного электронного учебно-методического комплекса специальности являются принципы: научности, системности, трансдисциплинарности, интерактивности, индивидуализации, модульности, открытости, ориентации на самостоятельную работу, неантогонистичности.
Библиографический список
1. Андреев, А. А. Учебно-методический комплекс для е^еатт§: проблемы структуры и проектирования [Текст] /А.А. Андреев // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2007. - № 6. - С.5-8.
2. Зеер, Э. Ф. Инновации в профессиональном образовании [Текст]: учеб.-метод. пособие / Э.Ф Зеер.- Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2007. 215 с.
3. Карпенко М.П. Телеобучение [Текст] / М.П. Карпенко. - М.: СГА, 2008. - 800 с.
4. Князева Е.Н. Трансдисциплинарные стратегии исследований
[Электроный ресурс] // Вестник ТГПУ. 2011. №10. - режим доступа http://cyberleninka.rU/article/n/transdistsiplinarnye-strategii-issledovaniy (дата
обращения: 02.10.2013).
5. Красильникова В.А., Шалкина Т.Н. Разработка и использование электронного пособия для организации учебной деятельности студентов [Текст]/ Красильникова В.А., Шалкина Т.Н. // Современные информационные технологии в науке, образовании и практике: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2004. - с. 86-104
6. Львов, Л.В. Трансдисциплинарный учебно-методический комплекс формирования организационно-управленческой компетентности [Текст] : [учеб. пособие] / Л. В. Львов, О. В. Перевозова. - Челябинск: Рус.-Британ. Ин-т Упр., 2011. - 217 с.
7. Образцов, П.И. Дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины в системе дистанционного обучения // Открытое образование.2001. № 5. С. 39-44.
8. Осин, А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации [Текст]: научно-метод. издание / А.В. Осин. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2004
9. Президент РФ. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон №273-Ф3 от 29.12.2012 [Текст]. - Челябинск, 2013. - 204 с
10. Рапопорт А.Д. Учебно-методический комплекс нового поколения как компонент образовательной среды [Текст] / А.Д. Рапопорт // Непрерывное образование. - 2012. Выпуск 2. С. 80-84
11. Сизганова, Е. Ю. Проектирование учебно-методического комплекса как средства формирования готовности студента к социально-педагогической деятельности [Текст]: монография / ред.: Е.Ю. Сизганова .- 2-е изд., доп. и перераб. - Орск : Изд-во ОГТИ, 2012 .-135 с
12. Современный электронный учебно-методический комплекс - основа
информационно-образовательной среды вуза [Текст]/ П.А. Мандрик, А.И. Жук, Ю.В. Воротницкий // Информатизация образования - 2010: педагогические аспекты создания информациионно-образовательной среды: материалы
междунар. науч. конф., Минск, 27-30 окт. 2010 г. - Минск : БГУ, 2010. - С. 197201
13. Учебно-методический комплекс: модульная технология разработки [Текст: учеб.метод. пособие/ А.В. Макаров, З.П. Трофимова, В.С. Вязовкин, Ю.Ю. Гафарова. - Мн.: РИВШ БГУ, 2001. - 118 с
14. Шалкина Т.Н Проектирование учебной деятельности студентов на основе электронных учебно-методических комплексов [Текст] / Т.Н. Шалкина // Педагогическая информатика, 2008. - № 1 . 53-57
Bibliography
1. Andreev, A.A. Uchebno-metodichesky a complex for e-Learning: problems of structure and [Text] / A.A. Andreev // Distance and virtual learning - 2007. - № 6.
- Page 5-8.
2. Zeer, E.F. Innovations in professional education [Text]: studies. - a meth-od.grant / E.F Zeer. - Yekaterinburg: RGPPU publishing house, 2007. - 215 pages.
3. Karpenko M.P. Teleobucheniye of [Text]/ M.P. Karpenko. - M: SGA, 2008. -800 p.
4. Knyazev, E.N. Transdisciplinary strategy of researches [Electronic resource]
//Messenger of TGPU. 2011 . No. 10.- Access mode:
http://cyberleninka.ru/article/n/transdistsiplinarnye-strategii-issledovaniy (address date: 02.10.2013).
5. Krasilnikova V.A. Shalkina T.N. Development and use of an electronic grant for the organization of educational activity of students of [Text] / V.A. Krasilnikova, T.N Shalkina // Modern information technologies in science, education and practice: Mat-ly the All-Russian scientific and practical conference (with the international participation). - Orenburg: IPK Regional Public Institution Public Educational Institution, 2004. - Page 86-104
6. Lvov, L. V. Transdisciplinary educational and methodical complex of formation of organizational and administrative competence [Text]: [studies. grant] / L.V, Lvov, O.V. Perevozova. - Chelyabinsk: Russian - Britan. Institute of management., 2011. - 217 pages.
7. The Item is model. and. didactic complex of information support of a subject matter in system of distance learning//Opened education.2001. №. 5. Page 39-44.
8. Osin, A.V. Multimedia’s aspens in education: context of Information [Text]: scientific method. edition / A.V. Osin. - M: Publishing Service agency, 2004
9. President of the Russian Federation. About education in the Russian Federation: federal law No. 273-FZ of 29.12.2012 [Text]. - Chelyabinsk, 2013. - 204 p.
10. Rapoport, A.D. Educational methodic complex of new generation as component educational environment [Text]/A.D. Rapoport // Continuous education. -2012 . Release 2. Page 80-84
11. Sizganova, E.Yu. Proyektirovaniye of an educational and methodical complex as means of formation of readiness of the student to social and pedagogical activity [Text]: monograph / edition: E.Yu. Sizganova.- 2nd prod. additional and reslave. - Orsk: OGTI publishing house, 2012.-135 p.
12. Modern electronic educational and methodical complex - a basis of the information and educational environment of higher education institution of the [Text] / P.A. Mandrik, A.I. Zhuk, Yu.V. Vorotnitsky //education Informatization - 2010: pedagogical aspects of creation of the informatsiionno-educational environment: materials междунар. науч. конф. Minsk, 27-30 Oct. 2010 - Minsk: BGU, 2010. - Page 197-201
13. Educational and methodical complex: modular technology of development [Text]: учеб.метод. grant / A.V. Makarov, Z.P. Trofimova, V.S. Vyazovkin, Yu.Yu. Gafarova. - Мн. : RIVSh BGU, 2GG1. - 118 with
14. Shalkina, T.N Design of educational activity of students on the basis of electronic educational and methodical complexes [Text] / T.N Shalkina // Pedagogical informatics, 2GG8. - No. 1. 53-57