С.Т. АЛИБЕКОВ,
доктор юридических наук, профессор
ПРОЕКТ ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА В ФОРМАТЕ ЕврАзЭС: СОДЕРЖАНИЕ И СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (Продолжение, начало в №4(16)-2009 г. )
Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Союза и законодательством государств-участников Союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями. Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении: 1) товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с Кодексом; 2) таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Союза; 3) деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур; 4) лиц, пересекающих таможенную границу. Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.
Таможенные органы осуществляют контроль за исполнением лицами обязательств об обратном ввозе или вывозе товаров, в том числе товаров, полученных в результате переработки товаров, если такие товары подлежат обязательному обратному ввозу или вывозу в соответствии с таможенными процедурами, установленными Кодексом. Таможенные органы вправе останавливать транспортные средства, а также принудительно возвращать покинувшие таможенную территорию таможенного союза без разрешения таможенного органа морские, внутренние водные и воздушные суда. При этом действия по задержанию (возвращению) иностранных судов и судов, находящихся на территории других госу-
дарств, проводятся в соответствии с законодательством и (или) международными договорами.
Общие вопросы представления документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля в принципе сохраняют существующий формат и их перечень. Тем самым, декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) в электронной формах. Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах и устанавливать срок для их представления. Устанавливаемый таможенным органом срок должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.
Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать в соответствии с законодательством государств-участников Союза от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и сведения о денежных операциях по осуществляемым внешнеэкономическим сделкам. В целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории Союза или за ее пределами. Документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться лицами и таможенными органами в течение пяти лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем, если иной срок не установлен законодательством государств-участников Союза (таможенного союза). Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, должны хранить документы, необходимые для таможенного
контроля, в течение пяти лет после года, в течение которого проводились таможенные операции.
Предполагается, что таможенный контроль после выпуска товаров будет осуществляться таможенными органами после выпуска товаров в течение трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем, если более продолжительный срок не установлен законодательством государств-участников таможенного союза. Указанный срок не может превышать пяти лет.
При обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, таможенный контроль будет проводиться в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска таких товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства Таможенного союза, в том числе проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза. Законодательством государств-участников Таможенного союза может быть установлена возможность таможенного декларирования, совершения иных таможенных операций и уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу таможенного союза либо не выпущенных в соответствии с одной из таможенных процедур, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, обнаруженных таможенными органами у лиц, приобретших эти товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением этими лицами предпринимательской деятельности.
При проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу и подлежащих контролю другими контролирующими государственными органами, таможенные органы обеспечивают общую координацию таких действий и их одновременное проведение в порядке, определяемом законодательством государств-участников Таможенного союза. В целях повышения эффективности таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, таможенные органы и контролирующие государственные органы обмениваются информацией (сведениями) и (или) документами, необходимыми для проведения таможенного и иных видов государственного контроля, с использова-
нием информационных систем и технологий. В целях ускорения процедур государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу, таможенный досмотр может проводиться с участием всех государственных органов, осуществляющих контроль на таможенной границе. При этом составляется акт таможенного досмотра.
В целях проведения таможенного контроля таможенные органы вправе осуществлять сбор информации о лицах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу, либо предпринимательскую деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, включающую сведения об учредителях организации; о государственной регистрации юридического лица либо в качестве индивидуального предпринимателя; о составе имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности; об открытых банковских счетах; о деятельности в сфере внешнеэкономической деятельности; о местонахождении организации; о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и об идентификационном (регистрационном, учетном) номере налогоплательщика; о платежеспособности лиц, включенных в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела; в отношении физических лиц - о персональных данных граждан (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, адрес места жительства, данные из документа, удостоверяющего личность, идентификационный (регистрационный, учетный) номер налогоплательщика (если имеется), а также о частоте перемещения ими товаров через таможенную границу.
Предлагается разрешение использования следующих форм таможенного контроля, как 1) проверка документов и сведений; 2) устный опрос; 3) получение объяснений; 4) таможенное наблюдение; 5) таможенный осмотр; 6) таможенный досмотр; 7) личный таможенный досмотр; 8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
9) таможенный осмотр помещений и территорий;
10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем; 11) проверка системы учета товаров и отчетности по ним; 12) таможенная проверка.
В совместной работе предполагается введение взаимной административной помощи таможенных органов, под которой понимаются дей-
ствия таможенного органа одного государства-участника Таможенного союза, совершаемые по поручению таможенного органа другого государства-участника Таможенного союза или совместно с ним в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и предупреждения, пресечения, расследования нарушений таможенного законодательства таможенного союза. Взаимная административная помощь включает в себя обмен информацией между таможенными органами государств-участников таможенного союза; взаимное признание решений, принятых таможенными органами; проведение отдельных форм таможенного контроля, установленных настоящим Кодексом, таможенным органом одного из государств-участников таможенного союза по поручению таможенного органа другого государства-участника Таможенного союза. Взаимная административная помощь может включать и иные виды взаимодействия таможенных органов в соответствии с международными договорами государств-участников Таможенного союза.
Решения таможенных органов, принятые при совершении таможенных операций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза либо вывозимых за ее пределы, находящихся под таможенным контролем, перевозимых по таможенной территории Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, временно хранящихся, а также при проведении таможенного контроля, взаимно признаются таможенными органами государств-участников Таможенного союза и имеют равную юридическую силу на таможенной территории Таможенного союза в случаях, определенных таможенным законодательством Таможенного союза.
Важное место в Кодексе уделяется системе управления рисками. Таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, и степени проведения таможенного контроля. Стратегия и тактика применения системы управления рисками определяется законодательством государств-участников Таможенного союза.
Целями применения системы управления рисками являются: 1) обеспечение в пределах ком-
петенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды; 2) сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов; 3) выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства государств-участников Таможенного союза: имеющих устойчивый характер; связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; подрывающих конкурентоспособность товаров Таможенного союза; затрагивающих другие виды контроля, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы; 4) ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу.
Будут определяться объекты анализа риска, к которым отнесены: 1) товары, находящиеся под таможенным контролем либо помещенные под таможенную процедуру для внутреннего потребления; 2) транспортные средства международной перевозки; 3) сведения, содержащиеся во внешнеэкономических договорах (контрактах) купли-продажи либо обмена, соглашениях либо иных документах на право владения, пользования и (или) распоряжения товарами; 4) сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах; 5) деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем; 6) результаты применения форм таможенного контроля.
Таможенная экспертиза сохраняется в формате проведения таможенного контроля и в случаях, когда для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания. Таможенная экспертиза назначается в отношении товаров, в том числе транспортных средств, таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, необходимых для совершения таможенных операций, и средств их идентификации.
К сожалению, будет продолжена практика ее назначения таможенными органами без возможности права на обращение иными субъектами таможенных отношений для проведения экспертизы таможенными экспертами, а также экспертами или специалистами иных уполномоченных организаций, назначенными таможенными органами.
При проведении таможенного контроля в случаях, установленных Кодексом, должностные лица таможенных органов задерживают товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений. В случае задержания товаров и документов на них таможенным органом составляется протокол по форме, установленной решением Комиссии Таможенного союза.
Кодексом предусматривается и Специальная часть, регулирующая остальные вопросы таможенного администрирования, и в частности, положения, касающиеся перемещения товаров через таможенную границу. Местами перемещения товаров через таможенную границу будут объявлены пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств-участников Таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств-участников Таможенного союза. Перечень мест прибытия товаров направляется таможенными органами в Комиссию Таможенного союза для опубликования, в том числе с использованием информационных технологий.
Перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию таможенного союза путем представления документов и сведений, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров. Перевозчик вправе представить таможенному органу предварительную информацию о товарах до их фактического прибытия на таможенную территорию Таможенного союза, если иное не установлено законодательством и (или) международными договорами государств-участников таможенного союза. Перевозчик вправе представить документы в виде электронных документов.
При прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза перевозчик представляет следующие документы и сведения:
1) при международной перевозке автомо-билъныгм транспортом документыг на транспортное средство международной перевозки; транспортныге (перевозочныге) документыг; документ, сопровождающий международныге почтовыге отправления при их перевозке, оп-ределенныгй актами Всемирного почтового союза; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимы е товары ; о государственной регистрации транспортного средства международной перевозки; наименование и адрес перевозчика товаров; наименование страны отправления и страны назна-
чения товаров; наименование и адрес отправителя и получателя товаров; о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами; о количестве грузовыгх мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров; наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической де-ятелъности на уровне не менее чем первыгх четыгрех знаков; вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритныгх грузов; о наличии товаров, ввоз которыгх на таможенную территорию таможенного союза запрещен или ограничен; о месте и дате составления международной товаротранс-портной накладной;
2) при международной перевозке водныгми судами общую декларацию; декларацию о грузе; декларацию о судовыгх припасах; декларацию о личны х вещах экипажа судна; судовую ролъ; список пассажиров; документ, сопровождающий международны е почтовы е отправления при их перевозке, определенныгй актами Всемирного почтового союза; транс-портныге (перевозочныге) документыг; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимы е товары ; о регистрации судна и его националъной принадлежности; наименование и описание судна; фамилию капитана; фамилию и адрес судового агента; о количестве пассажиров на судне, их фамилии, имена, гражданство (подданство), датыг и места рождения, порт посадки и вы садки; о количестве и составе членов экипажа; наименование порта отправления и порта захода судна; наименование, общее количество и описание товаров; о количестве грузовыгх мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров; наименование порта погрузки и порта вы грузки товаров; номера коносаментов или ины х документов, подтверждающих наличие и содержание договора морской (речной) перевозки, на товарыг, подлежащие выгг-рузке в данном порту; наименование портов вы грузки остающихся на борту товаров; наименование первоначалъныгх портов отправления товаров; наименование судовыгх припасов, имеющихся на судне, и указание их количества; описание размещения товаров на судне; о наличии (об отсутствии) на борту суд-
на международных почтовых отправлений; о наличии (об отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза запрещен или ограничен, включая валюту государств-членов таможенного союза и валютные ценности, которые находятся у членов экипажа, лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества; о наличии (об отсутствии) на борту судна опасных товаров, включая оружие, боеприпасы;
3) при международной перевозке воздушным транспортом стандартный документ перевозчика, предусмотренный международными договорами государств-участников таможенного союза в области гражданской авиации (генеральная декларация); документ, содержащий сведения о перевозимых на борту воздушного судна товарах (грузовая ведомость); документ, содержащий сведения о бортовых припасах; транспортные (перевозочные) документы; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары; документ, содержащий сведения о перевозимых на борту пассажирах и их багаже (пассажирская ведомость); документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза; указание знаков национальной принадлежности и регистрационных знаков судна; номер рейса, указание маршрута полета, пункта вылета, пункта прибытия судна; наименование эксп-луатанта судна; о количестве членов экипажа; о количестве пассажиров на судне, их фамилии и инициалы, наименование пунктов посадки и высадки; наименование товаров; номер грузовой накладной, количество мест по каждой грузовой накладной; наименование пункта погрузки и пункта выгрузки товаров; о количестве бортовых припасов, погружаемых на судно или выгружаемых с него; о наличии (об отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений; о наличии (об отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза запрещен или ограничен, включая валюту государств-членов Таможенного союза и валютные ценности, которые находятся у членов экипажа, лекарственные средства, в составе которых содержатся
наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества, оружие, боеприпасы.
4) при международной перевозке железнодорожным транспортом транспортные (перевозочные) документы; передаточную ведомость на железнодорожный подвижной состав; документ, содержащий сведения о припасах; документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары; наименование и адрес отправителя товаров; наименование и адрес получателя товаров; наименование станции отправления и станции назначения товаров; о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров; наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности не менее чем на уровне первых четырех знаков; вес брутто товаров (в килограммах); идентификационные номера контейнеров.
Кодексом определяется порядок совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру. Порядок и технология совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, устанавливаются в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения (автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской, речной и другие), категорий лиц, перемещающих товары.
Несколько расширяется перечень видов деклараций. При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации: декларация на товары; транзитная декларация; пассажирская таможенная декларация. Формы и порядок заполнения таможенной декларации, определяются решением Комиссии Таможенного союза.
Немаловажной особенностью положений Кодекса является допущение иных документов в качестве таможенной декларации: транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможен-
ной процедурой, в случаях и порядке, определяемых Кодексом или решением Комиссии Таможенного союза.
Предполагается некоторое упрощение в реквизитах деклараций на товары, в которых указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде: 1) заявляемая таможенная процедура; 2) сведения о декларанте, уполномоченном представителе, об отправителе и о получателе товаров; 3) сведения о транспортныых средствах, исполъзуемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории таможенного союза под таможенны м контролем; 3) сведения о транспортныых средствах международной перевозки и (или) транспортныых средствах, на которыгх товарыг перевозилисъ (будут перевозитъся) по таможенной территории Таможенного союза под таможенны м контролем; 4) сведения о товарах: наименование; описание; классификационныгй код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятелъности; наименование страны происхождения; наименование стра-ныг отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и поряд-ковыге номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимостъ; статистическая стоимостъ; 5) сведения об исчислении таможенны х платежей: ставки таможенны х пошлин, налогов, таможенныгх сборов; применение лъгот по уплате таможенны х платежей; суммы исчисленны х таможенны х пошлин, налогов, таможенны х сборов; курс валют, устанавливаемы й в соответствии с за-конодателъством государства-участника Таможенного союза и применяемы й для исчисления таможенныгх платежей в соответствии с Кодексом; 6) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основныгх условиях; 7) сведения о соблюдении ограничений; 8) сведения о производителе товаров; 9) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру; 10) сведения о документах, представляемыгх в соответствии со статъей 183 настоящего Кодекса; 11) сведения о лице, составившем декларацию на товарыг; 12) место и дата составления декларации на товарыг.
При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления представляется транзитная дек-
ларация. В качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы. Транзитная декларация должна содержать следующие сведения о (об): отправителе, получателе товаров в соответствии с транспор-тныгми (перевозочныгми) документами; стране отправления, стране назначения товаров; декларанте; перевозчике; транспортном средстве международной перевозки, на котором перевозятся товары ; наименовании, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортны ми (пе-ревозочныгми) документами; коде товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятелыности на уровне не менее первыгх шести знаков; весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнителы-ны х единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду Товарной номенк-латурыг внешнеэкономической деятелыности или Гармонизированной системы описания и кодирования товаров; количестве грузовыгх мест; пункте назначения товаров в соответствии с транспортныгми (перевозочныгми) документами; документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанныгх с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов; планируемой перегрузке товаров или грузовыгх операциях в пути.
Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация: документыг, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию; документы , подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки либо иныге документыг, подтверждающие право владения, полызования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки; транспортныге (перевозочныге) документыг; коммерческие документыг, имеющиеся в распоряжении декларанта; документы , подтверждающие соблюдение запретов и ограничений; документыг, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специалыны х защитны х, антидемпинговыгх и компенсационныгх мер; документы , подтверждающие страну происхождения товаров в случаях, предусмотрен-
ных Кодексом; документы, подтверждающие заявленный классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей; документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными Кодексом, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов; документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов; документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров; документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств-участников таможенного союза; документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки при перевозке товаров автомобильным транспортом, при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.
Важным аспектом является положение о том, что перечень документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, в зависимости от форм таможенного декларирования (письменного, электронного), категорий товаров и лиц, может быть сокращен в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Таможенная декларация подается декларантом или уполномоченным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств-участников Таможенного союза регистрировать таможенные декларации. Дата и время подачи таможенной декларации, ее электронной копии и необходимых документов фиксируется таможенным органом, в том числе с использованием информационных технологий. Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более двух часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемом решением Комиссии Таможенного союза.
Проектом Кодекса определяется и круг лиц, которые могут быть декларантами: 1) лицо государства-участника Таможенного союза:
заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена; имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки; 2) иностранные лица: физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования; лицо, пользующееся таможенными льготами; организация, имеющая представительство, созданное на территории государства-участника Таможенного союза в установленном порядке, - при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств; лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства-участника Таможенного союза; 3) лица государства-участника Таможенного союза и иностранные лица, заявляющие таможенную процедуру таможенного транзита: перевозчик, в том числе таможенный перевозчик; экспедитор, если он является лицом государства-участника Таможенного союза.
Таможенная декларация может быть подана в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза. Для таможенных целей могут использоваться транспортные (перевозочные) или коммерческие документы, сопровождающие товары, при предварительном таможенном декларировании товаров таможенный орган принимает заверенные декларантом копии этих документов или сведения из этих документов в электронном виде и после предъявления товаров таможенному органу сопоставляет сведения, содержащиеся в копиях указанных документов, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов, в том числе в электронных документах. При предварительном таможенном декларировании в таможенной декларации могут отсутствовать сведения, которые по своему характеру не могут быть известны декларанту до ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза и (или) их предъявления таможенному органу. Такие сведения должны быть внесены в таможенную декларацию до принятия решения о выпуске товаров, в порядке определенном решением Комиссии Таможенного союза.
В зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или)
законодательством государств-участников Таможенного союза могут быть установлены особенности таможенного декларирования товаров, в том числе в случаях если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования; при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом в течение определенного периода времени; при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередач; при перемещении товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, в течение периода времени.
Общие положения о таможенныгх процедурах (по казахстанскому законодательству - таможенные режимы) содержат формат видов таможенных процедур: 1) выпуска для внутреннего потребления; 2) экспорта; 3) таможенного транзита; 4) таможенного склада; 5) переработки на таможенной территории; 6) переработки вне таможенной территории; 7) переработки для внутреннего потребления; 8) временного ввоза (допуска); 9) временного вывоза; 10) реимпорта; 11) реэкспорта; 12) беспошлинной торговли; 13) уничтожения; 14) отказа в пользу государства; 15) свободной таможенной зоны; 16) свободного склада; 17) специальной таможенной процедуры (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами).
Примечательным должно быть отношение к сложившейся практике и применение положений принимаемого Кодекса к отношениям, регулируе-
мым до срока начала функционирования Таможенного союза и действия положений Таможенного кодекса. В частности, по отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного союза, возникшим до его принятия, Кодекс должен применяться к тем правам и обязанностям, которые возникнут после его вступления в силу.
Государства-участники таможенного союза должны обеспечить создание уполномоченных представителей (таможенных агентов (представителей) в Республике Беларусь, таможенных брокеров в Республике Казахстан и таможенных брокеров (представителей) в Российской Федерации), таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли, в порядке и на условиях установленных Кодексом.
Важной оговоркой может служить положение о том, если международные договоры государств-участников Таможенного союза, предусмотренные настоящим Кодексом, не вступили в силу на момент вступления в силу Кодекса, то до их вступления в силу применяется законодательство государств-участников Таможенного союза.
Положения таможенного администрирования, содержащиеся в таможенном законодателъ-ства Казахстана, России, Беларуси, да и, пожалуй, в государствах постсоветского пространства во многом схожи и еще раз подчеркнем, что упомянутые законодательства готовились в соответствии с вышеуказанными Основами (1995), что дает возможность в настоящее время конструкционно выстроить положения предлагаемого проекта Таможенного кодекса ЕврАзЭС с учетом ранее проведенной унификации и гармонизации таможенных законодательств наших стран.
Использованная литература
1. Материалы заседания глав государств ЕврАзЭС от 27.11.2009 г.
Кеден ici елдщ сыгртцыг экономикалыгц, сыгртцыг сауда жэне басца да цыгзметт мемлекеттЫ (мемлекетттаралыгц) басцару цуралыг реттде таныгладыг. Автор ЕврАзЭЫ-ныг Кеден одагыгн-дагыг кедендт реттеу мэселелерт ашадыг.
Таможенное дело выгступает инструментом государственного (межгосударственного) управления внешнеэкономической, внешнеторговой и иной деятелыности стран. Автор ста-тыи раскрыгвает вопросыг таможенного регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭС.
Customs is an instrument of state management of foreign trade, foreign trade and other activities of countries. The author reveals the issues of customs control in the Customs Union of the EurAsEC.