С.Т. АЛИБЕКОВ,
главный научный сотрудник Института законодательства РК, доктор юридических наук, профессор
ПРОЕКТ ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА В ФОРМАТЕ ЕврАзЭС: СОДЕРЖАНИЕ И СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Ожидаемое принятие в конце 2009 года Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС имеет важное значение в завершающей фазе подготовки правовой базы функционирования вышеуказанного Союза. Исторический ракурс постановки вопроса о создании Таможенного союза в СНГ относит нас к 1995 году, принятого Соглашения о нем, что вытекало из Договора о создании Экономического союза (1993) и, в дальнейшем - валютного, транспортного и иных объединительных структур в формате всего СНГ. В феврале 1995 года в этом формате принимаются Основы таможенных законодательств государств-участников СНГ, которые Казахстан в единственном числе даже ратифицировал в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 3 июля 1995 года (автор принял непосредственное участие в подготовке и ратификации Основ), хотя законодательной необходимости в этом не было.
Другое дело, что тем самым Казахстан продемонстрировал признание модельного закона, содержание которого легло в основу кодифицированного акта - Указа Президента, имеющего силу Закона, «О таможенном деле в РК» от 20 июля 1995 года и имеющего определенное значение на унификацию и гармонизацию таможенных законодательств государств ЕврАзЭС и СНГ и ныне действующего Таможенного кодекса Казахстана (2003).
В статье 1 проекта есть важная оговорка, что таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, в соответствии с законодательством государств-участников Таможенного союза.
Еще раз подчеркнем, что данный проект Кодекса в целом корреспондируется с существующими законодательными актами в наших странах. Таможенное дело как инструмент государственного (а теперь и межгосударственного) управления внешнеэкономической, внешнеторговой и иной деятельности будет продолжать использоваться в деятельности государственных таможенных служб в отдельности либо при необходимости в совместной деятельности на единой таможенной границе. Под таможенным регулированием в Таможенном союзе Евразийского экономического сообщества понимается правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза, под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой
таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
Крайне важно, что Таможенный союз стал восприниматься в истинном его назначении - как единая таможенная территория. В годы первой постановки его восприятие как учреждения или иной структуры, на взгляд автора, не давала возможности создавать такой Союз с реальными механизмами его функционирования. В Европейской же постановке еще с 1957 года Таможенный союз сразу определялся как объединение нескольких таможенных территорий входящих стран в одну или единую территорию. Отношение к таможенному регулированию перемещаемых товаров было и остается более чем конкретным, подразделяя на товары ЕЭС и товары не ЕЭС (или третьих стран), обложение таможенными пошлинами которых резко различалось.
Предлагаемым проектом также предусматривается, что единую таможенную территорию Таможенного союза (далее - таможенная территория Таможенного союза) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств-участников Таможенного союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-участники Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. При этом пределы таможенной территории Таможенного союза, включая пределы находящихся в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств-участников Таможенного союза искусственных островов, установок, сооружений и иных объектов, в отношении которых государства-участники Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией, являются таможенной границей Таможенного союза.
Выделяется таможенное законодательство Таможенного союза, которое состоит из предлагаемого Кодекса; международных договоров государств-участников Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе; решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемых в соответствии с настоящим Кодексом и международными договорами государств-участников Таможенного союза. На мой взгляд, необходимо дополнить и положениями национального законодательства, вытекающего из статьи 1 проекта Кодекса. Кроме того, предлагаемый для использования глоссарий содержит 42 понятия и надо предполагать на использование обще-
принятых категорий, содержащихся в международных конвенциях, соглашениях и договорах, а также в национальных законодательствах.
Предлагается унифицировать основные задачи таможенных органов в части: 1) содействия реализации единой торговой политики Таможенного союза; 2) обеспечения исполнения таможенного законодательства Таможенного союза и иного законодательства государств-участников таможенного союза, контроля за исполнением которого возложен на таможенные органы; 3) совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи; 4) взимания таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроля правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятия мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции; 5) обеспечения в пределах своей компетенции соблюдения мер тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу; 6) обеспечения в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создания условий для ускорения товарооборота через таможенную границу; 7) обеспечения в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств-участников Таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира и окружающей среды; 8) выявления, предупреждения и пресечения правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела в соответствии с законодательством государств-участников Таможенного союза; 9) обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории Таможенного союза в пределах своей компетенции; 10) ведения таможенной статистики.
Статья 7 проекта «Правоохранительная деятельность таможенных органов», на мой взгляд, должна быть заменена на контрольную деятельность, обеспечивающую безопасность и контроль за товарами Союза, нежели правоохранительную, которую можно перенести в раздел ответственности.
Наделение Комиссии таможенного союза функциями наднационального органа может быть и оправданной, но представляется, что этим на первых порах должен продолжать выступать Интеграционный комитет ЕврАзЭС, имеющий опыт и определенные наработки в таможенном урегулировании странового уровня.
Существующий институт таможенного брокера в проекте предлагается заменить на Уполномоченного представителя, что также может быть оправданной мерой. Если в России функционируют 7 крупных брокерских контор, то в Казахстане их более 800, большая часть из которых не объединена в ассоциации (в казахстанской ассоциации таможенных брокеров насчитывается не более 40), что ставит под сомнение качество таможенного обслуживания и наличия аффилированных околотаможенных структур. Автором предложено на заседании Консультативного совета по таможенной политике при
ДТК по гор. Алматы разработать и принять Меморандум таможенной культуры, предполагающий взаимные обязательства по соблюдению законодательства при таможенной очистке.
Как предполагается, Уполномоченный представитель - юридическое лицо государства-участника Таможенного союза, отвечающее определенным условиям. Юридическое лицо признается уполномоченным представителем после включения в реестр уполномоченных представителей. Уполномоченный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза на территории государства-участника Таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр уполномоченных представителей. Отношения уполномоченных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе.
Таможенные органы будут вести реестр уполномоченных представителей и обеспечивают их периодическую публикацию, в том числе с использованием информационных технологий. Комиссия таможенного союза на основании реестров, ведущихся таможенными органами, формирует общий реестр уполномоченных представителей, и обеспечивает его периодическую публикацию, в том числе с использованием информационных технологий.
Законодательством государств-участников Таможенного союза могут определяться квалификационные требования к работникам уполномоченных представителей, непосредственно осуществляющих таможенные операции, и условия выдачи таким лицам документа, подтверждающего их соответствие установленным требованиям. При совершении таможенных операций для уполномоченного представителя не должны устанавливаться менее благоприятные условия или предъявляться более жесткие требования, чем те, которые установлены и предъявляются при совершении таможенных операций декларантом или иными заинтересованными лицами в соответствии с Кодексом.
Что произойдет с существующим институтом таможенных брокеров в Казахстане? С такими вопросами уже обращаются таможенные брокеры и участники внешнеэкономической деятельности, но пока ответ напрашивается один - на первых порах возможно параллельное функционирование, а затем необходимо будет приводить в соответствие с условиями и форматом возникающего института уполномоченных представителей в таможенном союзе.
Институт таможенного перевозчика также претерпит такое же изменение в правовом статусе, поскольку это - юридическое лицо государства-участника Таможенного союза, отвечающее также определенным условиям. Юридическое лицо признается таможенным перевозчиком после включения в реестр таможенных перевозчиков. Порядок включения в реестр таможенных перевозчиков и исключения из данного реестра определяется законодательством государств-участников Таможенного союза.
Таможенный перевозчик осуществляет перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Таможенного со-
юза в случаях и на условиях, установленных таможенным законодательством Таможенного союза.
Предлагаемые аналогичные изменения в Таможенном кодексе касаются и других субъектов таможенных отношений, как владельцев складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли.
Вводится также новый институт Уполномоченного экономического оператора как юридического лица, также отвечающего определенным условиям, которое вправе пользоваться специальными упрощениями. Статус уполномоченного экономического оператора присваивается таможенными органами путем выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и признается на территории того государства, таможенным органом которого присвозн данный статус. Статус Уполномоченного экономического оператора присваивается юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством государства-участника Таможенного союза, на территории которого этому лицу будет присвоен такой статус. Форма и порядок выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, его приостановления и отзыва определяются законодательством государств-участников Таможенного союза.
Для получения статуса Уполномоченного экономического оператора, юридическое лицо должно соответствовать следующим условиям:
- предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее одного миллиона евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-участника Таможенного союза, на день внесения такого обеспечения;
- осуществление внешнеторговой деятельности в течение срока, определенного законодательством государств-участников Таможенного союза, но не менее одного года до дня обращения в таможенный орган;
- отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, процентов, пеней;
- отсутствие на день обращения в таможенный орган задолженности (недоимки) в соответствии с законодательством о налогах и сборах (налоговым законодательством) государств-участников Таможенного союза;
- отсутствие в течение одного года до обращения в таможенный орган фактов привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств-участников Таможенного союза;
- наличие системы учета, соответствующей требованиям, определяемым таможенными органами;
- соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств-участников Таможенного союза.
Уполномоченному экономическому оператору могут быть предоставлены следующие специальные упрощения:
1) временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях Упол-
номоченного экономического оператора;
2) выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии с Кодексом;
3) проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях Уполномоченного экономического оператора;
4) иные специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза.
Специальные упрощения, предусмотренные настоящей статьей, применяются только в случаях, если Уполномоченный экономический оператор вправе выступать декларантом товаров, в отношении которых предполагается применение таких специальных упрощений.
Перечень товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, предусмотренные настоящей статьей, определяется решением Комиссии таможенного союза.
Важным элементом механизма функционирования в Таможенном союзе будет внедрение интегрированных информационных систем и информационных технологий, которые предполагается осуществлять с учетом соответствующих международных стандартов и обеспечения требований информационной безопасности, установленных законодательством государств-участников Союза. Предполагается ведение единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД), которая будет утверждаться Комиссией таможенного союза. При этом техническое ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности осуществляет государственный орган исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченный в сфере таможенного регулирования, в том числе:
- мониторинга за изменениями международной основы Товарной номенклатуры внгшнгэко-номической деятельности, пояснениями и другими решениями по толкованию этой основы;
- внесения предложений в Комиссию таможенного союза о приведении Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в соответствие с ее международной основой;
- составления и направления в Комиссию таможенного союза таблиц соответствия кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности на уровне товарных позиций, субпозиций и подсубпозиций при переходе на очередную версию ее международной основы;
- подготовку к опубликованию и направление в Комиссию таможенного союза Товарной номенклатуры внгшнгэкономическсй деятельности и пояснений к ней;
- осуществление иных функций, необходимых для технического ведения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Специфика классификации товаров, принятие предварительных решений, определение страны происхождения товаров, таможенной стоимости осуществляется таможенными органами, определенными в соответствии с законодательством государств-участников Таможенного союза. При этом декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров будет осуществляться путем заявления сведе-
ний о методе определения таможенной стоимости товаров, о величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Несколько меняется содержание таможенных платежей, к которым относятся: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; 4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; 5) таможенные сборы. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств-участников Таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном Кодексом для взимания ввозной таможенной пошлины. Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств-участников Союза.
Сохраняются льготы по уплате таможенных платежей, под которыми понимаются: 1) тарифные преференции; 2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); 3) льготы по уплате налогов; 4) льготы по уплате таможенных сборов.
Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом. Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Союза. Для целей же исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государств-участников Таможенного союза в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией таможенного союза в соответствии с международными договорами государств-участников Таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран. Для целей исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-участника Союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
Предусматривается, что таможенные пошлины, налоги не уплачиваются:
- при помещении товаров под таможенные процедуры, не предусматривающие такую уплату, при соблюдении условий соответствующей таможенной процедуры;
- при ввозе товаров, за исключением товаров для личного пользования, в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной двумстам евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-участника Таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется выпуск таких товаров, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;
- при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств-участников Таможенного союза;
- если в соответствии с Кодексом, законодательством и (или) международными договорами государств-участников Таможенного союза, товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза. Обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при вывозе товаров Таможенного союза с таможенной территории. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза - также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.
Таможенные пошлины, налоги при незаконном перемещении товаров через таможенную границу подлежат уплате в день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, - в день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу. При незаконном перемещении товаров через таможенную границу сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, - в день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
Таможенные пошлины, налоги подлежат уплате: 1) при ввозе товаров на таможенную территорию - в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета льгот по уплате таможенных платежей, исчисленным исходя из ставок таможенных пошлин, налогов и курса валют, устанавливаемого в соответствии с законодательством государства-участника Таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов, и действующих на день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, - на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу; 2) при вывозе товаров Таможенного союза с таможенной территории - в размерах, соответствующих суммам вывозных таможенных пошлин, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под та-
моженную процедуру экспорта, без учета льгот по уплате таможенных платежей, исчисленным исходя из ставок таможенных пошлин и курса валют, устанавливаемого в соответствии с законодательством государства-участника Таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов, и действующих на день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, - на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
Предлагается решение возникающих проблем при перемещении товаров через таможенную границу, в частности, если определение сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов невозможно в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, их наименовании, количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, суммы таможенных пошлин, налогов определяются, исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, а также количества и (или) стоимости товаров, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений.
Предлагается некоторые особенности порядка уплаты таможенных пошлин, налогов, при котором таможенные пошлины, налоги уплачиваются (взыскиваются) в государстве-участнике Союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров (за исключением товаров, выпущенных в таможенной процедуре таможенного транзита) или на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу. В случае возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в государстве-участнике Союза, таможенный орган которого выпустил товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
Когда же будет установлено (подтверждено), в порядке, определенном международным договором государств-участников Союза, что товары, помещенные под процедуру таможенного транзита, находятся на территории другого государства-участника Таможенного союза, то таможенные пошлины, налоги будут подлежать уплате в этом государстве-участнике Союза.
Таможенные пошлины, налоги уплачиваются в валюте государства-участника Таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги. Формы уплаты таможенных пошлин, налогов и момент исполнения обязанности по их уплате определяются законодательством государств-участников Союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги. Уплаченные (взысканные) суммы ввозных таможенных пошлин подлежат зачислению и распределению между государствами-участниками Союза в порядке, установленном международным договором государств-участников Союза.
Предполагается, что порядок уплаты вывозных таможенных пошлин будет устанавливаться международным договором государств-участников Союза. Важное значение приобретают общие условия обеспечения уплаты таможенных пошлин,
налогов, в которых исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в следующих случаях: 1) перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита; 2) изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, если это предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств-участников Союза; 3) помещения товаров под таможенную процедуру переработки товаров вне таможенной территории; 4) помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада без фактического размещения товаров на таможенном складе; 5) при выпуске товаров; 6) иных случаях, предусмотренных Кодексом и (или) законодательством государств-участников Союза. При этом обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов не превышает сумму эквивалентную пятистам евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-участника Союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, действующие на день регистрации таможенной декларации, а если таможенная декларация не представляется - на день принятия решения о непредоставлении обеспечения либо в иных случаях, предусмотренных Кодексом и (или) законодательством государств-участников Союза.
Несколько расширяются способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, как 1) денежными средствами (деньгами); 2) банковской гарантией; 3) поручительством; 4) залогом имущества. При этом законодательством государств-участников Союза могут быть предусмотрены иные способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Плательщик вправе выбрать любой из способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Кроме того, предусматривается возможность и генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, когда одним и тем же лицом на территории одного из государств-участников Таможенного союза совершается несколько таможенных операций в определенный срок, таможенному органу такого государства-участника Союза может быть предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения всех таких операций (генеральное обеспечение). Таможенные органы принимают генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения на территории одного из государств-участников Таможенного союза таможенных операций в нескольких таможенных органах этого государства, если такое обеспечение может быть использовано любым из этих таможенных органов в случае нарушения обязательств, обеспеченных этим генеральным обеспечением. При этом порядок применения генерального обеспечения определяется законодательством государств-участников Союза.
Важным аспектом выступает проблема определения сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов и предлагается следующая схема, при которой сумма обеспечения уплаты таможенных
пошлин, налогов, определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета льгот по уплате таможенных платежей, в государстве-участнике Таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров.
При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета льгот по уплате таможенных платежей, в государстве-участнике Союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров, но не менее сумм таможенных пошлин, налогов, которые бы подлежали уплате в других государствах-участниках Союза, как если бы товар помещался на территориях этих государств-участников Таможенного союза под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета льгот по уплате таможенных платежей.
При этом законодательством государств-участников Союза может предусматриваться включение в сумму обеспечения сумм таможенных сборов, процентов. Если при установлении суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, их наименовании, количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, сумма обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их количества, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений.
Излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов могут быть уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает
суммы, подлежащие уплате в соответствии с Кодексом и (или) законодательством государств-участников Союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения таможенных пошлин, налогов, осуществляется в случаях и в порядке, установленных законодательством государства-участника Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
В целом предусматривается, что таможенные пошлины, налоги взыскиваются таможенным органом, которым произведен выпуск товаров, в отношении же товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, - таможенным органом государства-участника Союза, на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
Актуальным сохраняется вопрос постановки таможенного контроля уже в новом формате. Предусматривается, что при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств-участников Союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. Также при выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками. Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный, радиационный, в соответствии с законодательством государств-участников Союза. При проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение не требуется.
Кеден ici елдщ сыртцы экономикалъщ, сыртцы сауда жэне басца да цызметт мемлекеттЫ (мемлекеттжаралыц) басцару щралы реттде танылады. Автор ЕврАзЭЫ-ны Кеден одагын-дагы кедендт реттеу мэселелерш ашады.
Таможенное дело выступает инструментом государственного (межгосударственного) управления внешнеэкономической, внешнеторговой и иной деятельности стран. Автор статьи раскрывает вопросы таможенного регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭС.
Customs is an instrument of state management of foreign trade, foreign trade and other activities of countries. The author reveals the issues of customs control in the Customs Union of the EurAsEC.