МОДЕРАТОРЫ О ПРОЕКТАХ
Ильяева Ю.М.1
ПРОЕКТ «СОЗДАНИЕ НАУЧНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «ЗВЕЗДЫ АРХЫЗА» В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»
Аннотация. В статье представлен проект создания научно-оздоровительного лагеря «Звезды Архыза» в Карачаево-Черкесской Республике, разработанный при участии слушателей Президентской программы подготовки управленческих кадров в социальной сфере. В связи с высоким уровнем проработки и актуальности проект рекомендован к внедрению и планируется к реализации в 2017 г.
Ключевые слова: Северо-Кавказский федеральный округ, детский туризм, летний оздоровительный лагерь
Ilyaeva Ju. М.
PROJECT «CREATION OF SCIENTIFIC RECREATION CAMP «ARKHYZ STARS» IN THE KARACHAY-CHERKESS REPUBLIC»
Abstract. The project of creation of scientific recreation camp "Arkhyz Stars" in the Karachay-Cherkess Republic developed with the assistance of listeners of the Presidential program of preparation of administrative shots in the social sphere is presented in article. Due to the high level of study and relevance the project is recommended for introduction and is planned to realization in 2017.
Keywords: North Caucasian Federal District, children's tourism, summer recreation camp
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени детей. Исходя из этого, лето - это время для развития творческого потенциала, совершенствования личностных взаимосвязей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, вхождения в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов, развлечения, игры, разрядка накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья.
Оздоровительные мероприятия в период летних каникул следует рассматривать как один из важнейших этапов оздоровления детей в течение года. По данным многих авторов, к концу учебного года состояние здоровья детей, даже относящихся к немногочисленной наиболее благополучной I группе здоровья, ухудшается, что проявляется в сокращении адаптационных возможностей и резервов организма ребенка, в снижении
1 Ильяева Юлия Михайловна, старший преподаватель кафедры государственных услуг и менеджмента. Северо-Кавказский институт - филиал РАНХИГС при Президенте РФ, г. Пятигорск, e-mail: ilyaeva@ yandex.ru
Ilyaeva Julia, the senior teacher of department of the state services and management, the North Caucasian institute - RANEPA branch at the Russian President, Pyatigorsk, e-mail: [email protected] 34
сопротивляемости различного рода инфекциям, физической выносливости и толерантности к учебным нагрузкам. Летний период предоставляет возможность использовать уникальные по многогранности воздействия естественные оздоровительные факторы, для чего необходимо создать подчас минимальные дополнительные условия, прежде всего организационного характера.
Для того, чтобы подчеркнуть важность и актуальность проекта, был проведен сравнительный анализ уровня заболеваемости детей в возрасте от 0 до 17 лет в крупнейших российских городах - г. Москве и г. Санкт-Петербурге и в Северо-Кавказском федеральном округе и Карачаево-Черкесской Республике.
На рис. 1-2. представлен уровень заболеваемости детей двумя болезнями: болезни костно-мышечной системы и болезни органов дыхания. На диаграммах видно, насколько уровень заболеваемости детей в крупных городах выше среднероссийского показателя и показателей СКФО.
м 15-17 У 0-14
КЧР
СКФО
г.Санкт-Петербург
г.Москва Россия
70 328
} 76 214
142 817
131 325
120 756
0 20000 40000 60000 80000 100000 120000 140000 160000
Рисунок 1 - Заболеваемость на 100 тыс. человек населения по возрастным группам (болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани)
Среди причин высокой заболеваемости детей в первую очередь можно выделить экологическую ситуацию в больших городах, а также малоподвижный образ жизни детей. Конечно, это не исчерпывающий список, есть и другие факторы, но для снижения уровня заболеваемости немаловажную роль играет профилактика и усиление иммунной системы детей, которая возможна в летнем оздоровительном лагере.
Детский оздоровительный лагерь - это, прежде всего отдых ребёнка после напряжённого учебного года, общение со сверстниками, оздоровление, а также развитие и реализация творческих способностей.
В сложившихся социально-экономических и политических условиях реализация потенциала туристско-рекреационного комплекса России приобретает особую актуальность. Повышение конкурентоспособности российского турпродукта связано, в первую очередь, с повышением качества и доступности услуг отдыха и оздоровления.
КЧР
СКФО
3 199
г.Санкг-Петербург
г.Москва
Россия
8 577
10 091
и 15-17 у 0-14
4 645
12 205
23 431
12 440
I 17 974
7 557
0 10000 20000
40 094
30000
40000
50000
Рисунок 2 — Заболеваемость на 100 тыс. человек населения по возрастным группам (болезни органов дыхания)
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
у2005 и2010 .12011 и2012 ы2013 и2014 н2015
г.Москва РД
РИ
КБР
КЧР
РСО-А
СК
Рисунок 3 — Численность детей, отдохнувших за лето в детских оздоровительных учреждениях, тыс.чел.
Однако турнстско-рекреацнонный комплекс России развивается неравномерно: если классический туризм наращивает темпы роста, то детский туризм наоборот. На Рис.3, представлены данные о численности детей, отдохнувших летом в детских оздоровительных учреждениях. Практически во всех рассматриваемых регионах данный показатель снижается. На основе проведенных расчетов мы пришли к выводу, что в Северо-Кавказском федеральном округе доля детей в возрасте 10-16 лет, отдохнувших за лето в детских оздоровительных учреждениях составляет 16%, в г. Москве данный показатель значительно меньше - всего 5% (Рис. 4.).
« СКФО мг.Москва
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Рисунок 4 — Доля детей в возрасте 10-16 лет, отдохнувших за лето в детских оздоровительных учреждениях, %
Это связано, в первую очередь со снижением количества детских оздоровительных учреждений как в Северо-Кавказском округе в целом, так и в Карачаево-Черкесской Республике.
2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Рисунок 5— Число детских оздоровительных учреждений, ед.
Для оценки потенциала туристско-рекреационного комплекса Карачаево-Черкесской Республики был проведен анализ сезонности турпотока в республику. Для этого были изучены данные Росстата о количестве туристов, пребывающих в Карачаево-Черкесскую Республику по кварталам 2015 г.
На Рис. 6. видно, что уровень сезонности значителен и сильно колеблется от зимнего сезона к летнему. Это свидетельствует об открывающейся возможности использования потенциала курортов Карачаево-Черкесской Республики в летнее время для развития детского туризма.
Развитие молодежного движения в России имеет достаточно высокие темпы, однако ключевой целевой группой различных молодежных форумов (Машук, Территория смыслов, Таврида и др.) является молодежь в возрасте от 18 до 25 лет, когда как дети в возрасте от 11 до 17 лет слабо задействованы в подобных в научно-образовательных программах.
10 ООО 8 ООО 6 ООО 4 ООО 2 ООО О
5 292
6 615
4 598
I II III IV
Рисунок 6 — Численность туристов в КЧР, 2015 г. (поквартально)
В России существует большое количество летних лагерей, в которых ежегодно отдыхает от 4,5 до 5 млн детей в год. Вместе с тем, основной акцент работы данных учреждений сделан на отдыхе, образовательные программы не всегда отличаются содержанием и качеством педагогов. В процессе разработки проекта был проанализирован ряд летних лагерей с образовательным уклоном, что позволило сформировать базу знаний по данному проекту:
- Лагери МГУ: «Радуга», «Университетский «МГУ», профориентационный лагерь «Профессионалы будущего», Летняя зоолого-ботаническая школа.
- инженерно-конструкторская школа «Лифт в будущее»;
- Международный детский центр «Артек»;
- Всероссийский детский центр «Орленок»;
- Хогвартс. Турнир волшебников. Программа с изучением английского языка;
Для анализа содержания работы детских образовательных и оздоровительных лагерей были рассмотрены основные цели и задачи, изучена философия работы каждого учреждения.
1. Научно-образовательная школа МГУ «ЛАНАТ» (ООО «Лаборатория Научного Творчества»), Основная задача и идея школы: формирование научного мышления у детей и выполнение практических научно-исследовательских работ.
2. Инженерно-конструкторская школа «Лифт в будущее». Основная идея: формирование у школьников представления о проблемах отраслей STEM и опыта разработки и защиты бизнес-проекта в сфере технологий.
3. Всероссийский детский центр «Орленок». Цель образовательной программы -формирование ценностного отношения детей и подростков к Родине, актуализация активной гражданской позиции через погружение их в сюжетно-ролевую игру детского лагеря.
4. Международный детский центр «Артек» рассматривается в 3 аспектах: самостоятельная образовательная система, обеспечивающая ребенку возможности самоопределения, самореализации, развития, приобретения позитивных ценностей и современных продуктивных стратегий деятельности и инновационного поведения; инновационная экспериментальная площадка российской системы образования; социальный институт.
Существующие формы организации детского отдыха слабо сочетают в себе научно-образовательное и оздоровительное направление (Таблица 1).
Таблица 1 - Направления работы детских туристско-рекреационных организаций
Оздоровление Образование Научно-исследовательская работа
Детский санаторий + - -
Детский оздорови- + +
тельный лагерь
Летняя образователь- + +
ная школа
Научно-оздорови- + + +
тельный лагерь
Создание научно-оздоровительного лагеря для детей данной возрастной категории станет первой успешной практикой для российской системы общего и дополнительного образования, что подчеркивает актуальность и значимость проекта для Северо-Кавказского федерального округа.
В соответствии со Стратегией развития ОАО «Курорты Северного Кавказа» развитие туристического кластера предполагает два этапа. На первом этапе планируется создание эталонных курортов в рамках развития наиболее перспективных площадок, в том числе ВТРК «Архыз», ВТРК «Эльбрус» и ВТРК «Ведучи». В рамках второго этапа предполагается эксплуатация курортов, созданных на первом этапе, и последовательное строительство других курортов туристического кластера.
В процессе разработки проекта была проанализирована привлекательность территорий ВТРК «Архыз», ВТРК «Эльбрус» и ВТРК «Ведучи» для развития научно-образовательного и детского туризма. Экспертным путем был определен перечень критериев оценки курортов, а также определена значимость каждого из критериев. Сформированные показатели были объединены по следующим группам:
1. Тр анспортная до ступно сть:
a. Расстояние от аэропорта
b. Расстояние от ЖД-станции
c. Расстояние до столицы региона
2. Уровень безопасности:
a. Число преступлений на 10000 человек населения (позиция региона в РИА РЕЙТИНГЕ)
b. Положительная оценка уровня безопасности (по данным социологического исследования ОАО «Курорты Северного Кавказа»
3. Доступность системы здравоохранения:
a. Численность врачей на 10 тыс. человек населения (позиция в РИА РЕЙТИНГЕ)
b. Численность среднего мед.персонала на 100 тыс. человек населения (позиция в РИА РЕЙТИНГЕ)
4. Уровень доступности туристской инфраструктуры:
a. Численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения (человек)
b. Число мест в коллективных средствах размещения (единица)
По результатам экспертных оценок на основе количественных и качественных измерений были сделаны следующие выводы:
ВТРК «Ведучи» имеет относительно высокую транспортную доступность, однако уровень обеспеченности региона социальной и туристской инфраструктурой остается достаточно низким. Итоговая оценка - 4,9 балла.
ВТРК «Эльбрус» обладает относительно развитой туристской и социальной инфраструктурой, но характеризуется достаточно низкой транспортной доступностью. «Узким» местом курорта является уровень безопасности, что является прямой угрозой развитию детского туризма. Итоговая оценка - 5,6 балла.
ВТРК «Архыз», несмотря на относительно низкую транспортную доступность, имеет высокий потенциал развития социальной и туристской инфраструктуры. Кроме того, данный курорт по количественным и качественным оценкам характеризуется относительно высоким уровнем безопасности, что является одним из ключевых факторов развития детского туризма. Итоговая оценка - 6,8 балла.
Таким образом, несмотря на существующие ограничения ВТРК «Архыз» обладает высоким потенциалом для развития детского и научно-образовательного туризма.
Научно-оздоровительный лагерь является уникальным объектом сферы детского туризма, объединяющим два приоритетных направления: научно-образовательная деятельность и оздоровление. Научно-образовательная и досуговая деятельность представлена следующими формами:
- лаборатории и испытательные полигоны (экология, биология, астрофизика, этнография, история, археология);
- студии детского творчества (музыка, танцы, кино, живопись);
- научно-практические конференции для школьников, молодых ученых и педагогов;
- площадки для апробации инновационных образовательных технологий. Важной составляющей работы Детского научно-оздоровительного лагеря является
реализация программ оздоровления с использованием рекреационного потенциала Северного Кавказа и современных медицинских технологий.
Уникальность Детского научно-оздоровительного лагеря также обусловлена его месторасположением. На территориях, прилегающих к ВТРК «Архыз», расположены объекты мирового и российского значения:
1. Специальная астрофизическая обсерватория Российской академии наук (Зелен-чукский район). В настоящее время обсерватория является крупнейшим российским астрономическим центром наземных наблюдений за Вселенной, который располагает крупными телескопами: шестиметровым оптическим рефлектором БТА и кольцевым радиотелескопом РАТАН-600.
2. Нижне-Архызское городище (Архызское городище) — археологический памятник X—XII веков, остатки крупного аланского города на российском Северном Кавказе. В настоящее время на территории Нижне-Архызского городища расположен Карачаево-Черкесский историко-культурный и природный музей-заповедник (VII—XIV вв. н. э.) — один из крупнейших памятников раннего Средневековья в РФ.
3. На более чем одной трети территории республики расположены особо охраняемые территории: Тебердинский государственный заповедник, Восточный отдел Кавказского государственного заповедника, 8 заказников, 74 памятника природы.
Данные объекты станут основой для тематических смен лагеря и позволят проводить полевые исследования по каждому из заявленных направлений: астрофизика, история, этнография, археология, биология, археология.
К работе в лагере будут привлечены ведущие педагоги как Северо-Кавказского федерального округа, так и других регионов России, что позволит лагерю стать одним из ведущих образовательных центров Северного Кавказа.
Работа лагеря будет осуществляться в 5 летних смен (14 дней), а также 1 весенняя и 1 осенняя мини-смены (7 дней) в период школьных каникул. Помимо классических смен будут проводиться слеты школьников по тематическим направлениям (3-5 дней) - биология, экология, астрофизика, математика, история, краеведение. Слеты будут проводиться согласно утвержденному графику в осенний и весенний периоды. Таким образом, плановая загрузка лагеря составит около 160 дней в год. В период между запланированными мероприятиями лагерь может становиться образовательной площадкой для учреждений высшего и среднего профессионального образования. С учетом привлечения образовательных организаций средняя загрузка лагеря составит около 60%, что является достаточно высоким показателем для учреждений такого типа. В зимний период свободные мощности лагеря могут быть использованы для размещения туристов - гостей горнолыжного курорта.
Проект позволит создать Золотой стандарт детского отдыха в Северо-Кавказском федеральном округе и сделать его одной из визитных карточек туристско-рекреацион-ного комплекса Северного Кавказа.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 марта 2015 года № 386-р «Об утверждении Программы развития федерального государственного бюджетного учреждения «Международный детский центр «Артек» на 2015-2020 годы».
2. Багдасарян К.А. Анализ рынка рекреационных ресурсов СКФО // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 12-3. С. 29-33.
3. Организация летнего отдыха и занятости детей/ Н.Ф. Дик. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
4. Русинов А.П. Содержание и организация летнего отдыха детей и подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря// Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2011. № 9. С. 21-24.