Научная статья на тему 'Проект развития философии в Университете Париж 8'

Проект развития философии в Университете Париж 8 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
80
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект развития философии в Университете Париж 8»

прок,

рную.

ю для идеи, ячные ювало о так ков и

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В УНИВЕРСИТЕТЕ ПАРИЖ 8.

ЖАК ПУЛЕН Департамент философии Университет Париж 8, Франция

Департамент философии, созданный в 1969 г. Мишелем Фуко в рамках Венсенского экспериментального университетского Центра, сыграл важную роль в интеллектуальной жизни Франции и других стран. Такие ученые, как Франсуа Шателе, Жан-Франсуа Лиотар, Жиль Делез, преподавали в нем более пятнадцати лет. Приоритетным направлением исследования департамента философии является анализ исторического контекста и политических импликаций философии. В контексте данного направления департамент способствует развитию исследований в области эстетики, эпистемологии, аналитической философии, феноменологии и стремится разрабатывать проблемы истории философии с целью привлечения наиболее способных студентов к углубленным исследованиям.

Основной целью департамента философии было и остается, с одной стороны, соединение преподавания и научной деятельности для обеспечения внедрения научных изысканий в учебный процесс и, с другой стороны, стимулирование, в зависимости от возникающих в процессе обучения вопросов, научно-исследовательской работы. Свидетельством реализации этой цели является широкое участие преподавателей-исследователей в обсуждении общественных проблем в форме публикаций, интервью в средствах массовой информации и организации международных конференций. Такой успех стал возможен еще и потому, что проблематика научно-исследовательской и преподавательской работы сопряжена с основными проблемами современной цивилизации, такими, как: делегитимация юридических, моральных и политических систем - наследниц эпохи Модерна; усиление несправедливости и социального расслоения в рамках современной капиталистической системы; возрождение коллективных и индивидуальных социальных патологий в виде европейского национализма или североамериканского расизма, а также неэффективность традиционных способов их разрешения. Одновременно возникают исследования, нацеленные на вычленение позитивной составляющей, проявляющейся в этих феноменах. Университетские наука и образование часто являются единственными средствами воплощения этого положительного

аспекта (этой составляющей) в жизнь, в общественные преобразования и ментальность

С 1985 г по настоящее время департамент философии поддерживает деятельность Международного философского колледжа, являясь одним из его основателей В нем преподают такие ученые, как заведующий магистратурой и аспирантурой г-н Ален Бадиу, заслуженный профессор Жак Рансьер, а также г-жа Антониа Сулез, г-н Стефан Дуайе и г-н ГТатрис Вермерен Департамент философии активно участвует в деятельности Исследовательского университета Париж 8, ответственными за это являются г-н Жак Пулен, директор департамента философии и г-н Жак Неф, они также отвечают за развитие школы аспирантуры Париж 8 по теме “Теория и практика смыслов”

Начиная с 90-х гг, департамент философии принимает также активное участие в международных философских дискуссиях, посвященных институциональным трансформациям, вызываемым феноменом глобализации Это стало возможным благодаря существующей сети кафедр философии ЮНЕСКО, которую возглавляет профессор департамента философии г-н Патрис Вермерен Одновременно департамент философии проводит работ}' по дальнейшему расширению сети Французских колледжей, созданных в Санкт-Петербурге и Москве. Департамент подписал также соглашение с Российской академией наук с целью содействия развитию философской аспирантуры

Основным направлением своей деятельности департамент философии считает сотрудничество с научно-образовательным факультетом искусств и эстетики, чьим подразделением он является Представляется важным, что здесь преподаются все философские дисциплины эпистемология (логика и история наук), математическая логика, онтология, этика, философская антропология, эстетика, философия политики и права, философия истории, философия техники и информатики и даже “философия философии” Также показательно, что эти философские дисциплины читаются с учетом той трансформации, которая произошла в философии в течение века вследствие “лингвистического переворота”, когда философия почувствовала необходимость своей реконструкции в качестве науки о языке, преодолевающей субъективистские границы теории сознания, свойственной эпохе Модерна Единственной возможностью ответить на эту необходимость стало новое включение теорий языка, мышления и математической логики в антропологию языка, что позволило перейти от использования мысли к использованию звуков и понять связь математической логики с техникой (включая кибернетику), -одновременно не сводя науку с ее формальной и математической логикой к голому функционализму

Открытия философии, математической логики (в области синтаксиса, семантики и формальной прагматики), их применение в информатике и, наконец, описание динамики процессов мышления, образов и действий при использовании звуков, без занятия привилегированной позиции по отношению к другим дисциплинам, привели к выводу культурное образование человека есть регуляция человеческой жизни согласно принципу “познай самого себя” и соответственно методу “разделения” этого познания с внешним миром

»вания и

"рживает м из его атурой и также г-зртамент ерсигета директор развитие

активное щенных лизации. лософии -1 Патрис боту по в Санкт-хийской ы.

лософии суссгв и [ТО здесь история пология, техники что эти которая меского своей зистские твенной ; теорий [ка, что понять ^ку), ->гикой к

таксиса, тике и, вий при пению к ека есть себя” и миром.

Однако это не значит, что культурное образование человека замкнуто на самое себя и может существовать без других университетских культурологических дисциплин, каковыми являются специфические культурные способы творчества и самокритики, базирующиеся на опыте суждения и на воплощении этою суждения в специфических мирах чувственности.

Таким образом, философия на научно-исследовательском факультете искусств и эстетики связана с развитием искусств, происходящим в нашем веке блаюдаря всеобщему человеческому экспериментированию. Каждая эстетическая дисциплина, посвященная только одному виду искусства, включает в себя историческую часть и направлена на включение специфической креативности данного искусства в культурное поле образования человека. Она смыкается также с анализом специфического процесса коммуникации, свойственного этому виду искусства и его взаимоотношениям с другими видами. Эстетика и теория искусства (и теории различных искусств) на самом деле воспроизводят сами искусства в их динамике, так же как семиотическая антропология перемещает логику и движение духа в миры устной и (или) письменной речи и совмещает их с научной и социальной картинами мира. Эти искусства, в сущности, и предназначены для построения визуальных, объемных, архитектурных, музыкальных, кинематографических и иных миров; они заставляют их говорить, а также используют эти миры как способы коммуникации, подвергая критике с точки зрения гармонизации человека и демонстрируемого этими искусствами мира. Мы сможем интегрировать новые формы информационного творчества, только основывая последние на семиотике и эстетической антропологии, занимающиеся коммуникационной структурой искусств и способами включения этой артистической структуры “чувственной” информации в воображаемую вербально-звуковую идентификацию человеческого бытия.

В свете сказанного департамент философии университета Париж 8 предлагает систематическое развитие философской культуры коммуникации в единстве с развитием этих искусств. Человек вынужден был дожидаться XX в., чтобы признать роль культуры в практике коммуникаций, но все обернулось так, что в результате, он оказался неспособным познать этот опыт иначе как посредством схем, предложенных ему логикой и движением мысли, поскольку ранее он верил в их приоритет над языком. Эта неспособность проявляется, в частности, в сведении коммуникации к тому, что мы называем теорией информации. Информационная коммуникация кажется достаточной для ограничения посредством средств массовой информации практического опыта, который современный человек получает из своего образа жизни: это делается для того, чтобы найти видимую безопасность, которая устанавливает такой нужный консенсус.

Департамент философии делает все для того, чтобы раскрыть суть культурного явления, раскрывающегося в процессе коммуникационных изменений. Коммуникация больше не может скрыто навязывать свою динамику научному, артистическому и институциональному творчеству: эту динамику следует воспринимать как закон культурного становления человека и не иначе.

1

Приобщиться к ней можно единственно посредством подчинения всеобъемлющему опыту человека, который, преобразуя образ научной жизни в образ жизни социальной, слишком часто понимает под особой культурой урезанный неотрефлектированный процесс коммуникации, происходящий через системную механизацию изменений на всех уровнях общественной и частной жизни: от рыночных изменений до меркантилизации искусства, от бюрократизации политической жизни до автоматизации индивидуальной рефлексии в виде клише и лозунгов.

Такое инициированное коммуникацией упрощение культурной жизни покоится на ложном представлении, что человек, якобы, в состоянии непосредственно преобразовать себя, забыв о своем существовании в собственном живом теле. Необходимо собрать воедино, согласовать философию коммуникации с различными гуманитарными науками, которые в том или ином виде вынуждены были ранее исключать из себя коммуникацию как процесс, где человек постепенно обретает самоидентификацию, процесс, запрещающий ему непосредственно и органично изменяться и происходящий сегодня только опосредованно: через поворот от суждений о вечной истине к собственным формам жизни.

Антропология коммуникации, таким образом, представляет реконструкцию генезиса как архаичных институтов, так и “до-современного” человека; она рассматривает человека посредством монотеистических религий как коммуникационное существо; она реконструирует динамику коммуникации, одухотворяющую современность, - эту культуру разума и закона. Необходимо уважать этот культурный и отрефлектированный опыт, в котором человек вынужден открывать себя как коммуникационное существо. История идей (рассмотренная как история создания идей в развитии языка и изобретения миров, история их циркуляции, преодолевающей языковые и культурные границы, а также как истории их этнического и политического применения в космополитическом мире) показывает возможности и границы модернистской культуры познания.

Медиология динамик, свойственных СМИ, фиксирует их применение и последующие результаты, как если бы речь шла о внешних фактах, случайность которых не зависит от отчуждения и наблюдения, поскольку отчуждение и наблюдение выступают одновременно как их носители и хранители. Медиология, сравнивая функционирование СМИ в различных культурах, общественное мнение и формы согласия, ими формируемого, позволяет выявить относительность их динамики посредством сравнительного изучения культур. С одной стороны, культуры сохраняют специфику подобных динамик, с другой -они изменяются вследствие глобализации современной жизни самого человека.

Наука межкультуриого воспитания позволяет описать способ воспроизводства человеческого бытия посредством выявления субъектов коммуникации, отказавшись от суждений о внешнем мире. Культура коммуникации опирается, таким образом, на различные науки для моделирования того, что должно в нее включаться. Это то, что модерн называл “практическим разумом” и распространял в виде “юридического разума”,

подчинения

ЮЙ ЖИЗНИ в

культурой

’ИСХОДЯЩИЙ ственной и кусства, от видуальной

>ной жизни состоянии 'вовании в философию м или ином Ероцесс, где ающий ему ешя только )бственным

эедставляет

ременного” их религий динамику разума и ый опыт, в : существо, ии языка и зыковые и итического и границы

шенение и лучайность [уждение и хранители, культурах,

:ет выявить культур. С с другой -человека, ь способ субъектов Культура ауки для рн называл э разума”,

“•этического разума” и “политического разума”. Уважение законов, неотделимых от логики суждений и от динамики коммуникаций, заменят уважение императивов, запретов и правил, которые антропология мышления предлагала использовать как феноменологию разума. Этика коммуникации описывает способ необходимого состояния людей как культурных коммуникационных существ и даже может определить личные и коллективные потрясения (так называемые кризисы рациональности, легитимации и мотивации), исходя из этой коммуникационной культуры, выраженной в языке. Политической философии коммуникации принадлежит идея конституционного установления демократии как единого политического режима, в котором культура коммуникации могла бы устанавливаться и закрепляться соответствующими субъектами коммуникации; также от нее может исходить способ, посредством которого государства-нации уже вынуждены принимать требования всеобщей универсализации всякой демократии - того, что называется ныне “глобализацией”. Иначе говоря, коммуникационные этика, философия политики и права могут доказать истинность и ценность своих положений только предлагая их в качестве закона культуры коммуникации и освобождая последний от ограничений, навязанных гуманитарными науками о познании.

Педагогический проект департамента философии и суть его текущих приоритетов

Департамент философии намерен продолжать политику развития научных исследований независимо от конкурсов на второй уровень магистратуры или в аспирантуру, тогда как другие философские департаменты во Франции волей-неволей вынуждены ограничивать научную деятельность. Подобная политика должна стать нормой также и для философских факультетов других стран Европейского Союза и настроить их курс подобным образом.

Важные изменения, которые мы намерены провести, касаются расширения международных дискуссий, а также усиления в образовании студентов ориентации на культуроведческие дисциплины и открытия специализации по последним в Европейском Университете Культуры. Этот Университет создается сегодня департаментом философии, также как в начале 80-х этим департаментом был создан Международный философский колледж.

Открытие филиалов за границей последовало вслед за созданием в октябре 2000 года сети андских университетов, объединенных единой темой “Эпистемология и политика”. Это стало возможным благодаря сотрудничеству с Министерством иностранных дел в рамках программы сотрудничества с Перу под названием: “Политическая философия глобализации. Гражданство, насилие и философия”. Департаментом философии и официальными органами Аргентины создана сеть университетов, объединенных общей программой “Экое”. В рамках этой программы разрабатывается тема “Гегемония мирового рынка и проблема гражданства” (руководитель - г-н Патрис Вермерен). Заграничная деятельность ведется также в рамках новой программы Ассоциации частично или полностью франкоязычных университетов, которую

возглавляет г-н Мишель Жендро-Масалу, ассоциированный профессор департамента. Новую программу “Философия правового государства” доверено возглавлять г-ну Стефану Дуайе. Департаментом также разработана программа “Леонардо”, посвященная проблемам образования в условиях глобализации, презентация которой прошла с 9 по 13 июля 2001 г. в Виллете.

Департамент добился того, что ему доверяют высшее образование по дисциплинам, связанным с искусством, литературой, коммуникацией и философией в рамках новой системы (DESS) “Культурологические дисциплины”, руководство которой возложено на г-на Жана-Луи Деотта и г-на Алена Вросса. Программа начала действовать с сентября 2001 года.

Наконец, департамент философии стоял у истоков создания Европейского Университета Культуры, прообразом которого послужил Европейский университетский институт во Флоренции. Предполагалось создать европейский аналог университета Париж 8, поскольку философия, искусства, эстетика, культура коммуникации здесь собраны под сенью Европейского Центра философии и истории науки. Целью ’данного проекта является привлечение к изучению этих дисциплин студентов со всей Европы на уровне одновременного получения магистерского и аспирантского образования и ведения научно-исследовательской работы - как это делается в системе уже существующего научно-образовательного факультета. В Европейском Университете Культуры создана возможность защиты кандидатских диссертаций по различным специальностям, открывающая двери всех европейских образовательных и научных учреждений.

Возможности нашего образования и студенческий состав

На наши различные циклы записано 700 студентов из Франции и других стран мира. Департамент философии действительно является самым открытым в мире из всех подобных французских департаментов. Такая открытость создавалась год за годом посредством основания Международного философского колледжа, интернациональной сети и, наконец, благодаря открытию Европейского Университета Культуры. Иностранные студенты департамента, точно также как и французские студенты, видят свою дальнейшую жизнь не только в традиционном философско-образовательном ракурсе, но и во всех публичных и частных сферах. Таковы различные способы открытия жизненных перспектив, которые Департамент философии намерен развивать посредством как своей DESS по культурологическим дисциплинам, так и созданием нового Европейского Университета Культуры.

Эволюция нашей специальности с технологической точки зрения

У истоков нашей специальности лежат принципиальные технологические изменения, большей частью зависящие с конца XIX в. от изобретательности философов, от математической логики и ее приложений в информатике и компьютерном деле. Ясно, что до того, как источником

фофессор

доверено

рограмма

ализации,

>вание по сацией и эгические гта и г-на

создания послужил ;ь создать гскусства, )пейского является -1а уровне ования и теме уже опейском (идатских и всех

:остав

и других открытым 'крытость сродного 5лагодаря студенты ят свою ■ательном : способы намерен .иплинам,

вдохновения стало использование кибернетики в искусстве и в создании виртуальных миров, все негативные и позитивные последствия этой эволюции отразились на нашей философской специальности. Начиная с 70-х гг. она осознает посредством иных философских традиций пагубные последствия, которые могли бы иметь ее собственные изобретения для культурного становления человека. Например, в произведении Жана-Франсуа Лиотара “Условие постмодерна” (издательство “Minuit”, 1979) показано, какие ответственные и убедительные оправдания этих открытий нужны человеку (“позитивные последствия”) и откуда проистекает кризис рациональности, легитимаций и мотиваций, ведущий к нейтрализации как человеческой психологии, так и социальных институтов (“негативные последствия”).

Таким образом, наша философская специальность возвращает в эту технологическую революцию то, что она потеряла: дискурс, основанием которого является звуковая идентификация человека, его психика, его институты и рациональное использование технологических открытий, начало которым положено традиционной (классической) философией.

Перевод с французского языка выполнен канд. филос. наук. доц.

Мчедловой М.М.

В редакции перевода принимала участие канд. филол. наук, доц. Ворон О.В.

PROJECT OF THE DEVELOPMENT OF PHILOSOPHY AT THE

UNIVERSITY PARIS 8 J. POULAIN Department of Philosophy University Paris 8, France

фения

пиальные

лх в. от эжений в гочником

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.