Научная статья на тему 'Проект программы развития рынка доступного жилья (на примере Московской области)'

Проект программы развития рынка доступного жилья (на примере Московской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
224
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / РЫНОК ДОСТУПНОГО ЖИЛЬЯ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / HOUSING CONSTRUCTION / MARKET OF ACCESSIBLE HABITATION / PROGRAM DEVELOPMENT / PROGRAM-TARGET METHOD / MOSCOW REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горшков Н. Г.

В работе обоснована целесообразность решения жилищной проблемы в Московской области посредством программно-целевого метода. Расписаны и научно обоснованы цели, задачи, основные мероприятия, объемы и источники финансирования этих мероприятий, сроки реализации программы и контроль за ее исполнением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROJECT OF THE PROGRAM OF DEVELOPMENT OF THE MARKET OF ACCESSIBLE HABITATION (ON THE EXAMPLE OF MOSCOW REGION)

In work the expediency of the decision of housing problem in Moscow Region by means of a program-target method is proved. The purposes, problems, the basic actions, volumes and sources of financing of these actions, terms of realization of the program and control over its execution are represented and scientifically proved.

Текст научной работы на тему «Проект программы развития рынка доступного жилья (на примере Московской области)»

Проект программы развития РЫНКА ДОСТУПНОГО ЖИЛЬЯ (НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Горшков Н.Г., аспирант кафедры «Экономика и управление народным хозяйством» НАЧОУ ВПО «Современная гуманитарная

академия»

В работе обоснована целесообразность решения жилищной проблемы в Московской области посредством программно-целевого метода. Расписаны и научно обоснованы цели, задачи, основные мероприятия, объемы и источники финансирования этих мероприятий, сроки реализации программы и контроль за ее исполнением.

Ключевые слова: Жилищное строительство, рынок доступного жилья, программа развития, программно-целевой метод, Московская область.

THE PROJECT OF THE PROGRAM OF DEVELOPMENT OF THE MARKET OF ACCESSIBLE HABITATION (ON THE EXAMPLE OF MOSCOW REGION)

Gorshkov N., the post-graduate student, Economy and management of the national economy chair, Modern Humanitarian Academy

In work the expediency of the decision of housing problem in Moscow Region by means of a program-target method is proved. The purposes, problems, the basic actions, volumes and sources offinancing of these actions, terms of realization of the program and control over its execution are represented and scientifically proved.

Keywords: Housing construction, market of accessible habitation, program development, program-target method, Moscow region.

В последние годы программно-целевой метод получил самое широкое распространение в государственном управлении социально-экономическими процессами практически во всех странах мира. В отличие от директивного, распорядительного государственного планирования, свойственного в основном странам с централизованно управляемой, огосударствленной экономикой, социальноэкономическое программирование присуще странам, как с плановой, так и с рыночной экономикой, с самыми разными формами государственного, политического, общественного строя.

В любой экономике социально-экономические программы служат средством поддержания планомерности в государственном управлении экономическими объектами, процессами, отношениями, представляют инструмент проведения государственной политики, государственного регулирования рынка. Программы призваны содействовать ускоренному решению наиболее назревших, острых, неотложных проблем посредством сосредоточения ресурсов и координации действий исполнителей разной ведомственной подчиненности и региональной принадлежности. На целевые программ возлагается задача повышения качества и эффективности, целенаправленности государственного управления1.

Сегодня весьма актуальным является совершенствование методологии и организации разработки и применения целевых программ в государственном управлении экономикой, перевода всей системы управления на программно-целевую основу. Руководителями строительных и инвестиционных компаний, органов государственной власти и самоуправления востребовано научное подкрепление государственного программирования с учетом специфики российской экономики и накопленного положительного и отрицательного опыта программных разработок.

В этой связи мы считаем, что в настоящее время назрела необходимость государственного регулирования рынка доступного жилья (РДЖ) с использованием частного капитала на основе использования программно-целевого метода. В настоящей работе нами представлен проект Комплексной целевой программы развития РДЖ Московской области на 2012-2020 гг.

Областная целевая программа «Развитие рынка доступного жилья Московской области на 2012-2020 гг.» направлена на продолжение преобразований в жилищной сфере, однако коренным образом отличается от ранее предложенных вариантов ее реформирования.

Необходимо обеспечить устойчивое функционирование и развитие рынка доступного жилья, которое позволит удовлетворить потребности населения в доступном жилье, значительно снизив

бюджетную нагрузку. В рамках реализации данной Программы средства бюджета субъекта Федерации в первую очередь должны направляться на обеспечение социальной поддержки малоимущих, нуждающихся слоев населения. Роль субъекта Федерации должна быть ограничена созданием условий для развития рынка доступного жилья, регулированием отношений в области осуществления прав на недвижимость в нем, установлением строительных норм и правил и основных принципов градорегулирования.

В результате реализации Программы должен быть осуществлен переход к устойчивому функционированию и развитию рынка доступного жилья Московской области.

Для решения задач в области увеличения объемов жилищного строительства необходимо осуществить: обеспечение гарантий возврата средств частных инвесторов в сфере жилищного строительства; создание условий для развития инновационной среды в жилищно-строительном комплексе; использование социально-экономического потенциала строительных предприятий.

Для решения задач в области повышения доступности ипотечного жилищного кредитования необходимо осуществить:

- повышение платежеспособного спроса населения за счет увеличения среднедушевых доходов;

- предоставление адресных социальных субсидий и дотаций на приобретение жилья.

Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы должна производиться на основе системы индикаторов, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики и описания. Система индикаторов обеспечит мониторинг реальной динамики изменений на рынке доступного жилья за оцениваемый период с целью уточнения или корректировки поставленных задач.

Оценку реализации Программы предлагается производить в муниципальных образованиях ежегодно с представлением информации о достигнутых результатах Министерству экономического развития и торговли Правительства Московской области до 1 февраля года, следующего за отчетным. Ответственность за предоставление информации и расчет индикаторов целесообразно возложить на подразделения Правительства Московской области, курирующие вопросы реализации жилищной политики.

Реализация региональной жилищной политики, а также содействие развитию рынка доступного жилья в рамках Программы потребует комплексного подхода к решению поставленных задач, поэтапного их выполнения с учетом определенных приоритетов в со-

1 Программно-целевой подход, воплощаясь непосредственным образом в построении, принятии, практической реализации множества самых разнообразных социально-экономических программ, оказывает существенное влияние на стратегическое планирование, осуществление национальных, инвестиционных проектов, ориентацию системы государственного бюджетирования на получение конечных результатов, структурно-инновационное обновление экономики. В связи с этим возникают организационно-методические проблемы сочетания программно-целевого управления с такими традиционными формами как отраслевое (ведомственное), региональное, ресурсное управление. Программно-целевое управление, будучи по своей природе стратегическим, призвано ослабить или устранить недостатка ситуационного, инерционного, «ручного» государственного управления экономикой.

ПРОЕКТ

Областной целевой программы «Развитие рынка доступного жилья Московской области на 2012-2020 гг.»

ПАСПОРТ

областной целевой программы «Развитие рынка доступного жилья Московской области на 2012-2020 гг.»

Наименование Программы Областная целевая программа «Развитие рынка доступного жилья Московской области на 2012-2020 гг.»

Государственный заказчик - -координатор Программы Министерство экономики Московской области

Основные разработчики Про- -граммы Министерство экономики Московской области; Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области; Министерство строительного комплекса Московской области; Министерство имущественных отношений; Московской области;

Цель Программы Формирование и развитие рынка доступного жилья, удовлетворяющего жилищные потребности основной части населения, и условий для предоставления жилых помещений социально незащищенным слоям населения; повышение качества жилищных услуг в сочетании с оптимизацией затрат, повышением платежеспособного спроса населения, доступностью кредитных ресурсов и предоставлением социальной защиты населению.

Задачи Программы Обеспечение устойчивого развития рынка доступного жилья Московской области. Повышение доступности жилья. Увеличение объемов жилищного строительства. Разработка модели мультипликатора как экономического механизма управления и развития рынка доступного жилья Московской области. Повышение доступности ипотечного жилищного кредитования за счет увеличения объемов выдаваемых ипотечных кредитов и снижения процентной ставки по кредиту. Выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан. Разработка и реализация плана замены и модернизации полностью изношенной или устаревшей инженерно-коммунальной сети. Создание программы обновления территорий сложившейся застройки, в том числе реконструкции и капитального ремонта жилищного фонда для обеспечения безопасных и функционально целесообразных условий проживания людей. Планирование и выполнение комплекса мероприятий по обеспечению установленных стандартов эксплуатации и содержания объектов и качества жилищно-коммунального обслуживания, доступного населению.

Сроки реализации Програм- -мы 2012-2020 гг.

Перечень подпрограмм и -основных мероприятий Формирование законодательной и нормативной базы для развития рынка доступного жилья Московской области. Переселение граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда. Развитие программы социальной защиты интересов населения: обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, многодетных семей, работников бюджетной сферы. Повышение роли органов субъекта Федерации в содействии развития рынка доступного жилья Московской области. Привлечение бюджетных, внебюджетных и частных финансовых ресурсов для реализации Программы. Обеспечение прозрачности и контролируемости финансовых потоков, направляемых на исполнение мероприятий Программы. Принятие качественных решений с минимальным значением рисков по реализации ипотечных жилищных схем.

Объемы и источники финан- -сирования Общий объем финансирования Программы составит 96892,14 млн руб., в том числе за счет средств областного бюджета - 4844,61 млн руб.

Ожидаемые конечные ре- -зультаты реализации Программы Привлечение инвестиций в рынок доступного жилья Московской области с целью увеличения предложения доступного жилья. Реализация ипотечных схем кредитования покупки доступного жилья для групп населения, которые готовы внести не менее 10 % от общей стоимости жилья, посредством снижения процента по кредиту. Обновление инженерно-коммунальных сетей области. Реконструкция и капремонт существующей застройки. Снижение социальной напряженности в регионе

Исполнители Программы Органы исполнительной власти Московской области и органы местного самоуправления, участвующие в реализации мероприятий Программы, а также предприятия и организации, отобранные по конкурсу.

Система организации контро- -ля за исполнением Программы Вице-губернатор Московской области, курирующий вопросы развития жилищностроительного комплекса.

ответствующем периоде.

Основными индикаторами оценки реализации Областной целевой Программы «Развитие эффективного рынка доступного жилья Саратовской области на 2012-2020 гг.» являются: динамика себестоимости жилья; динамика стоимости 1 м2 жилой площади на рынке жилья; объем инвестиций в жилищное строительство; значение мультипликатора инвестиций; показатель обеспеченности

населения жильем в расчете на одного жителя; показатель ввода жилья; количество граждан, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий; объем средств, выделяемых из областного бюджета на предоставление субсидий населению на приобретение жилье; число получателей субсидий; доля обновленных и модернизированных объектов инженерно-коммунальной инфраструктуры в общем объеме сетей; количественная оценка аварийности в жилых

зданиях; количественная оценка наличия ветхого и аварийного жилфонда; площадь капитально отремонтированного и реконструированного жилищного фонда; доля платежей населения в общих затратах на приобретение жилья или покрытие ипотечных кредитов; доля расходов населения на оплату жилищных услуг в общей

сумме его расходов; среднедушевой доход населения; общий объем финансирования мероприятий по модернизации и реконструкции коммунальной инфраструктуры, капитальному ремонту жилищного фонда за счет бюджетных средств и внебюджетных источников; структура жилищного фонда по формам собственности.

МОДЕЛЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ РАБОТНИКОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И

МОТИВАЦИИ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Шиндиев А.Г., аспирант кафедры экономика труда и социального развития РЭУ им. Г.В. Плеханова

При организации и мотивации труда на предприятии необходимо использовать модель распределения полномочий и управления профессиональными компетенциями, поскольку указанная модель обеспечивает максимальную заинтересованность участия работников предприятия в реализуемых программах мотивации и стимулирования, а именно заинтересовывает работников в повышении уровня своего вознаграждения в зависимости от занимаемой должности.

Ключевые слова: распределение, полномочия, компетенция, методика, управление.

THE MODEL OF AUTHORITY AND MANAGEMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF EMPLOYEES IN THE ORGANIZATION AND MOTIVATION IN THE COMPANY

Shindiev A., the post-graduate student, Department of Labor Economics and social development Plekhanov Russian University of Economics

At the organization and motivation in the company to use the model of authority and management of professional competencies, as specified model provides the maximum interest of the employees participating in the ongoing motivation and incentive programs, namely the interest the workers in raising their fees, depending on the position.

Keywords: allocation, authority, competence, methodology, management.

Модель распределения полномочий и управления профессиональными компетенциями работников - это инструмент анализа и сопоставления различных должностей или позиций на предприятии в аспекте существующих возможностей у работников участия в программах мотивации и стимулирования. Наиболее важные элементы модели распределения полномочий и управления профессиональными компетенциями работников применительно к активизации процессов развития организационно-методического обеспечения систем мотивации труда на предприятии, представлены на рис. 1.

Следует еще раз подчеркнуть, что использование модели распределения полномочий и управления профессиональными компетенциями работников применительно к активизации процессов развития организационно-методического обеспечения систем мотивации труда целесообразно только в связи с другими методиками для четкого разделения постоянной (фиксированной) и переменной (премий) составляющих материального вознаграждения. В этой связи, структура и координирующие функции компенсационного пакета работника, участвующего в программе мотивации, включают следующие элементы:

• фиксированная часть (базовая, тарифная): обеспечивает дифференцированный подход в уровне материального вознаграждения в зависимости от выполняемых функций и компетенций, профессионально-квалификационного и должностного уровня работников;

• переменная часть (премии, бонусы): стимулирует коллективную и личную результативность и эффективность труда; ориентирует работников на достижение целей предприятия;

• социальный пакет: формирование у работников чувства лояльности и принадлежности к предприятию, как корпоративной общности; целевая помощь и поддержка определенных категорий работников.

Для построения динамической факторной модели корректировки фонда материального вознаграждения, по нашему мнению, целесообразно использовать несколько категорий факторов (табл. 1). Категории факторов описывают основные аспекты деятельности и позволяют учесть наиболее важные элементы, влияющие на уровень материального вознаграждения, как конкретного сотрудника, так и всей дочерней структуры или бизнес-направления предприятия (рис. 2).

После описания наиболее типичных позиций предприятия осуществляется обзор рынка труда и ставок конкурентов. При этом необходимо отметить, что результаты обзоров рыночной оплаты используются для: установления или изменения рангов и уровней оплаты, начисляемого материального вознаграждения; распределения позиций по рангам оплаты (если рыночные данные расходятся с внутренней классификацией позиций, то может быть принято решение об изменении ранга оплаты позиции в соответствии с рыночными данными); периодических “выравниваний” действующих на предприятии рангов оплаты и тарифных сеток применительно к изменившимся условиям рыночной оплаты позиций.

В целом в результате использования модели распределения полномочий и управления профессиональными компетенциями работников у руководства предприятия появляется возможность создания четкой и прозрачной системы должностных разрядов и системы объективных критериев занятия должностей на предприятии с последующей дифференциацией уровней материального вознаграждения работников. Это особенно важно при достижении оптимальных условий развития систем мотивации труда на предприятии, так как позволяет разработать структуру материального вознаграждения, обеспечивающую дифференцированный подход в оплате в зависимости от компетенций, профессионально-квалификационного и должностного уровня работников. На основе построения модели распределения полномочий и управления профессиональными компетенциями работников по всем должностям на предприятии должна быть установлена базовая составляющая материального вознаграждения. Однако зачастую руководству предприятия бывает необходимо определить справедливый размер фонда материального вознаграждения (ФМВ) не только для отдельного сотрудника, но и для конкретной дочерней структуры и бизнес-направления в целом. Для этого мы предлагаем использовать комплексную методику построения модели фонда материального вознаграждения как следствия реализации модели распределения полномочий и управления профессиональными компетенциями работников на предприятии.

Суть методики - в определении набора требований и критериев для сопоставления дочерних структур между собой, а также с рынком. Модель планирования фонда материального вознаграждения позволяет разработать технологию планирования предельного уровня ФМВ при формировании бюджета и оптимизации процессов развития предприятия: ввести в механизм расчета материального вознаграждения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.