УДК 339.9
Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2013. Вып. 1
С. Ф. Сутырин, О. Ю. Трофименко
ПРОЕКТ «КАФЕДРА ВТО В СПбГУ»: ОПЫТ ПЕРВЫХ ДВУХ ЛЕТ
Обсуждение на страницах журнала «Вестник СПбГУ» Серия «Экономика» вопросов, связанных с совершенствованием учебного процесса, применением новых образовательных технологий, представляется одновременно более чем своевременным и чрезвычайно важным. Действительно, вызовы, с которыми сталкивается экономический факультет СПбГУ, как и весь наш Университет, настоятельно требуют поиска адекватных ответов. К их числу, без сомнения, относятся и различного рода новые образовательные проекты. В рамках настоящей статьи авторы хотели бы поделиться своими соображениями относительно результатов и перспектив реализации одного из них.
Общая характеристика проекта «Кафедра ВТО в СПбГУ»
В мае 2009 г. Всемирная торговая организация (ВТО) объявила о приеме заявок на участие в программе «Кафедры ВТО» (The WTO Chairs Programme). Основная идея состояла в определении организаций, которые специализируются на углубленном изучении различных аспектов развития современной международной торговой системы и могли бы стать региональными институциональными партнерами ВТО. Целью проекта является поддержка научно-исследовательской, образовательной и информационной деятельности в сфере международной торговли.
В конкурсе приняли участие более 70 образовательных и научно-исследовательских центров из различных стран мира. По его результатам в качестве партнеров первоначально были отобраны 13 организаций, к которым впоследствии добавились еще две. Таким образом, на сегодняшний день «Кафедры ВТО» функционируют в 15 государствах, находящихся в различных уголках земного шара: Аргентине, Чили, Китае, Кении, Мексике, Иордании, Индонезии, Сингапуре, Вьетнаме и др.1
Сергей Феликсович СУТЫРИН — д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой мировой экономики экономического факультета СПбГУ Заслуженный работник высшей школы. Окончив экономический факультет, с 1974 г. преподает в Университете. В 1978 г. защитил кандидатскую, в 1989 — докторскую диссертации. Стажировался в Лондонской школе экономики (1980-1981) и Банке Финляндии (1995-1996). Читал лекции в университетах Германии, Финляндии, Швеции, Японии. Область научных интересов — международные экономические отношения, история экономической мысли. Автор более 200 научных работ, в том числе 4 монографий. 38 работ опубликованы в США, Германии, Норвегии, Финляндии, Исландии, Японии, КНР; e-mail: [email protected]
Ольга Юрьевна ТРОФИМЕНКО — канд. экон. наук, доцент кафедры мировой мировой экономики СПбГУ В 1995 г. окончила экономический факультет СПбГУ, в 2000 г. защитила кандидатскую диссертацию. В апреле 2007 г. прошла стажировку во Всемирной торговой организации, в 2000 и 2006 гг. — в Центре торговой политики и права (Оттава, Канада). Область научных интересов — функционирование и развитие международной торговой системы, формирование торговой политики, разрешение международных торговых споров. Автор более 40 научных работ, часть из которых опубликована за рубежом; e-mail: [email protected]
1 Более подробная информация о проекте «Кафедры ВТО» представлена на официальном сайте ВТО по адресу: http://www.wto.org/english/tratop_e/devel_e/train_e/chairs_prog_e.htm © С. Ф. Сутырин, О. Ю. Трофименко, 2013
Идея, предложенная экономическим факультетом СПбГУ, состояла в создании в рамках программы «Кафедры ВТО» Центра изучения и анализа международной торговли и торговой политики (Центра). В итоге проект, предложенный нашим Университетом, стал единственным, получившим поддержку ВТО не только в России, но и на всем постсоветском пространстве.
Формально реализация проекта предполагает осуществление мероприятий по трем направлениям: 1) образовательная деятельность; 2) научно-исследовательская работа; 3) взаимодействие с органами государственного управления, представителями бизнес-сообщества, общественностью. Безусловно, это деление во многом носит условный характер, так как все три направления тесно взаимосвязаны, преимущественно комплементарным образом (комплементарность — не единственная характеристика). В условиях ограниченности ресурсов, как людских, так и финансовых, это позволяет решить более широкий круг задач.
Университетская образовательная деятельность, особенно при реализации магистерских программ, предполагает использование современных научных достижений. Поэтому применение в учебном процессе результатов исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава является важным элементом профессиональной подготовки. Научно-исследовательская работа (НИР) магистрантов должна строиться на базе интересов кафедры, обеспечивающей реализацию магистерской программы. Ее плоды могут быть использованы для консультационных и просветительских целей. Поэтому выделять в чистом виде из реализуемого проекта образовательный компонент (в данном случае его стержнем является совершенствование и развитие магистерской программы «Международная торговая система») едва ли правильно.
С одной стороны, взаимодействие с представителями органов государственной власти и бизнеса позволяет лучше понимать реальное состояние дел в экономике. Эта информация чрезвычайно важна как для проведения научных исследований, так и для реализации магистерской программы. Появляется возможность привязать ее к практическим сюжетам, сделать современной, «приземляя» к реалиям хозяйственной жизни. С другой стороны, опыт образовательных технологий, доказывающий свою действенность в студенческой (магистрантской) аудитории, способствует достижению лучших результатов в ходе реализации программ, направленных на обучение представителей бизнеса и органов власти.
Социально ориентированная просветительская деятельность в рассматриваемом нами случае предполагает разработку и реализацию краткосрочных образовательных программ, в рамках которых слушатели — представители бизнеса и органов власти — получают базовые знания о механизмах развития современной международной торговой системы. Эти знания можно в дальнейшем успешно применять для решения практических задач, возникающих перед участниками семинаров. Еще одним аспектом этого вида деятельности является тесное взаимодействие с различными видами средств массовой информации, через которые в доступной форме до различных слоев населения доводятся сведения о процессах, связанных с реализацией торговой политики в России и за рубежом.
Проект «Кафедра ВТО в СПбГУ», прежде всего, реализуется силами двух кафедр экономического факультета — мировой экономики и экономической кибернетики. Представляется, что успех заявки, поданной на конкурс в ВТО, был в том числе обусловлен тем, что ее авторам удалось показать широкий спектр возможностей, знаний
и навыков участников проекта. Объединение усилий сотрудников двух кафедр также (отчасти) решает проблему ограниченности людских ресурсов. Однако, и это самое главное, практика показывает, что усилия специалистов различного профиля расширяют перспективы для более успешной реализации проекта.
Достигнутые результаты
Открытие Центра на базе экономического факультета СПбГУ стало логическим продолжением усилий, предпринимаемых в последние несколько лет коллективом кафедры мировой экономики в сфере развития научных исследований и образовательных проектов в данной области. Так, на кафедре уже несколько лет на английском языке реализуется программа «Международная торговая система»2, имеющая целью подготовку магистров в области международной торговли и торговой политики.
Образовательный аспект проекта предполагал разработку новых и обновление уже существующих учебных курсов. В частности, были обновлены методические материалы к дисциплинам «Стратегия и тактика международных торговых переговоров», «Международная торговая система», «Государство как субъект регулирования внешнеэкономической деятельности». Среди вновь разработанных курсов следует отметить такие, как «Актуальные проблемы внешнеэкономической политики Европейского союза», «Правовые аспекты регулирования международной торговли», «Международные валютно-кредитные отношения — продвинутый уровень», «Количественные методы анализа международной торговли».
В настоящее время по программе обучается более 30 студентов. С того времени, когда началась ее реализация в 2004 г., подготовлено около 100 человек, большая часть из которых успешно трудится по специальности, занимая перспективные должности и в компаниях частного сектора, так или иначе связанных с внешнеэкономической деятельностью, и в органах государственной власти. Ряд выпускников продолжили обучение в аспирантуре, защитили кандидатские диссертации.
Как уже отмечалось, участие в проекте «Кафедра ВТО в СПбГУ» предполагает серьезную научную работу3. Только в 2011/12 учебном году его участники опубликовали 4 монографии, около 30 статей, неоднократно выступали с докладами на российских и международных научных конференциях, представляя результаты своих научных исследований. Кроме того, в 2011 г. был опубликован сборник учебных материалов для студентов магистерской программы, подготовленный на английском языке. Он содержит кейсы и научные статьи, которые помогут магистрантам осваивать компетенции, предусмотренные учебным планом.
В связи с завершением процесса присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации интерес к этой теме среди различных слоев общества довольно значителен. Для того чтобы удовлетворить растущий спрос на знания, которые необходимо иметь в этой связи, развеять многочисленные мифы, сложившиеся вокруг ВТО, касающиеся правил и условий участия нашей страны в этой организации, участниками проекта были даны интервью в различных СМИ, подготовлены тематические
2 В проведении занятий принимают участие сотрудники и других кафедр СПбГУ Мы высоко ценим вклад, вносимый ими в данную программу.
3 Основной вклад в реализацию проекта сотрудниками кафедры экономической кибернетики осуществляется именно на этом направлении.
информационные передачи, посвященные последствиям присоединения России к ВТО для экономики нашей страны в целом и ее отдельных отраслей и регионов.
Руководство ряда российских компаний и некоторых органов государственной власти (среди них были торгово-промышленные палаты, предприятия различных отраслей промышленности, органы государственного управления и др.) также заранее задумалось о необходимости адаптации к меняющимся условиям работы после присоединения России к ВТО. В соответствии с поступавшими запросами участниками проекта были подготовлены и проведены семинары, в максимальной степени учитывающие особенности и пожелания организации-заказчика. В частности, большой интерес к таким программам проявили специалисты Октябрьской железной дороги, Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга, Министерство экономики Республики Татарстан, Ленинградская областная торгово-промышленная палата и др.
Относительно новым способом коммуникации, использованным для просветительских нужд, было проведение так называемых вебинаров при технической и организационной поддержке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Вебинары позволяют охватить довольно широкий состав слушателей из разных организаций и регионов страны4.
Есть основания полагать, что реализация проекта «Кафедра ВТО в СПбГУ» помогла кафедре мировой экономики победить в российском конкурсе на звание «Лучшая экономическая кафедра-2011» в номинации «Внешнеэкономическая деятельность», проводимом Вольным экономическом обществом и Международной академией менеджмента под эгидой Комитета по образованию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Ключевые проблемы
Идеи, которыми мы делимся в настоящей статье, — не только результат нашего собственного наблюдения — это еще и обобщение того, что в своих отчетах отмечают руководители других кафедр ВТО, расположенных в разных уголках мира. Эта информация получена в ходе ежегодных конференций, проводимых Всемирной торговой организацией по проекту «Кафедры ВТО», на которых происходят обмен опытом и обсуждение проблем и вызовов, с которыми сталкиваются все его участники.
Конференции проводятся под эгидой наблюдательного совета проекта. В его состав входят такие ведущие мировые специалисты, как Рамон Торрент — профессор политической экономии, директор Обсерватории глобализации Университета Барселоны, Пьер Сове — заместитель директора Института международной торговли Университета Берна, Власта Мацку — директор Виртуального института ЮНКТАД, Патрик Лоу — директор департамента экономических исследований и статистики ВТО,
4 В данном случае принципиальное отличие вебинара (семинара, проводящегося посредством сети Интернет) от видеоконференции заключается в том, что предъявляются более мягкие требования к оборудованию, посредством которого осуществляется связь преподавателя и слушателей. Для обеспечения успешной работы преподавателю достаточно иметь более или менее современный ноутбук с видеокамерой и микрофоном, слушателю — компьютер, способный передавать изображение и звук. Свои вопросы слушатели могут задавать через текстовые сообщения, которые преподаватель получает в режиме реального времени.
Бриджит Чилала — директор института подготовки и технической кооперации ВТО, другие представители академического сообщества и секретариата ВТО, участвующие в реализации академических программ с образовательными учреждениями.
Несмотря на то что, по общему мнению, «Кафедра ВТО в СПбГУ» является успешным проектом, при его реализации возникает целый ряд сложностей. Одна часть этих проблем носит объективный характер, и мы никак не можем влиять на них и вынуждены с ними считаться; другая — связана с субъективным фактором, непосредственно с его участниками и подходами к организации учебного процесса и научной работы, которые существуют в СПбГУ.
Язык преподавания. Выбор языка преподавания (в данном случае — английского) представляет собой серьезную проблему. Дело в том, что и в СПбГУ, и в ряде других вузов большая часть студентов — это жители соответствующих государств (аргентинцы, россияне и т. д.). В России для преподавателей английский язык не является родным, поэтому его использование в учебном процессе зачастую вызывает непонимание и серьезные возражения со стороны ряда коллег. Тем не менее мы считаем такой выбор правильным, потому что только на программы, реализуемые на английском языке, можно ожидать притока иностранных студентов, не владеющих русским языком. Так, ежегодно на включенное обучение на экономический факультет из-за рубежа приезжает около 10-15 студентов. Все они оказываются в первую очередь в аудитории, где занятия проводятся на английском языке.
Кроме того, используя в процессе обучения в качестве рабочего английский язык, мы можем формировать коллектив, способный на постоянной основе адекватно взаимодействовать в рамках международного академического сообщества. Именно преподаватели, свободно владеющие английским языком, преимущественно востребованы за рубежом, они могут приглашаться для чтения лекций в иностранных вузах. Опыт такой деятельности уже есть в Университете. Пример профессора Н. А. Ломагина, доцентов В. Г. Шерова-Игнатьева, Л. В. Поповой и других показывает, что хорошее знание английского языка в сочетании со способностью интересно доводить материал до слушателей приносит свои плоды. Чтение лекций преподавателями за рубежом соответствует задачам, стоящим в области экспорта образовательных услуг как перед СПбГУ, так и перед всей российской системой высшего образования.
Мировая практика на сегодняшний день такова, что преподавательский состав в очень многих зарубежных университетах — это иностранцы. Преподавание не на родном языке идет в целом ряде европейских стран, где все в большей степени используются англоязычные программы. Даже в США и Великобритании многие преподаватели — не носители английского языка, а выходцы из Азии, стран Восточной Европы.
Следует учесть и то, что взаимодействие с бизнес-сообществом, по крайней мере в России, предполагает общение с зарубежными предпринимателями. Знание иностранного языка в этом случае очень важно для установления прочных контактов.
Наконец, российские студенты, обучающиеся на английском языке, имеют возможность повышать уровень владения им и при устройстве на работу более востре-бованны. Без знания языка также невозможно было бы организовать часть учебных практик за рубежом, которые являются существенной частью программы. Кроме того, было бы сложно проводить гостевые лекции иностранных специалистов и видеоконференции с работниками международных экономических организаций.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: подготовка лекций и реализация программ на английском языке осуществляются в русле мировых тенденций развития высшего образования. Вместе с тем создание англоязычных программ требует значительных усилий. К большому сожалению, в настоящее время в СПбГУ система адекватных стимулов и вознаграждения отсутствует (прозрачного стабильно действующего механизма доплат за занятия, проведенные на английском языке, или учета соответствующих часов в нагрузке с повышающим коэффициентом, пока еще мы не имеем). Что же касается проекта «Кафедра ВТО в СПбГУ», то его бюджет такого рода доплаты осуществлять не позволяет.
Способ подачи материала. Как известно, умение лектора привлечь внимание аудитории, вызвать живой интерес к тому, что обсуждается на занятиях, во многом способствует повышению эффективности учебного процесса. В этом плане крайне интересной представляется практика одновременного присутствия в аудитории двух преподавателей. Это могут быть не только преподаватели СПбГУ, но и комбинация — российский и зарубежный преподаватель или преподаватель университета и представитель бизнеса. Накопленный нами опыт показывает, что работа в аудитории в тандеме проходит «на ура». Такая система позволяет преподавателям не просто излагать материал, но и вести диалог, дискутировать друг с другом, наглядно демонстрируя тем самым неоднозначность позиций по многим обсуждаемым вопросам. Все это позволяет поддерживать внимание слушателей в течение всего занятия. Такой подход успешно работает даже при проведении вебинаров.
Конечно, мы далеко не первые, кто внедрил подобную форму проведения занятий. Данный опыт давно и успешно применяется в ряде ведущих зарубежных вузов и в международных организациях, занимающихся программами подготовки и переподготовки специалистов. Отметим, что система распределения педагогических поручений в СПбГУ никак не учитывает возможность ведения занятий двумя специалистами одновременно. Вместе с тем, по современным нормативам, касающимся реализации магистерских программ, мы обязаны привлекать к проведению занятий практиков. Применительно ко многим ситуациям это фактически означает, что нагрузка по курсу, закрепленному за конкретным преподавателем, может быть перераспределена в пользу приглашаемого специалиста. Соответственно, de facto это означает, что лектор СПбГУ не должен присутствовать на тех занятиях, которые проводят внешние эксперты. Это представляется весьма странным. Если преподаватель Университета относится действительно серьезно к своим обязанностям, он будет вынужден находиться в аудитории в свое свободное время, не получая за это никакой компенсации.
Инновационность и творчество при реализации магистерских программ. Традиционно принято считать, что университетский стиль преподавания предполагает свободу и возможность проявления инициативы со стороны тех, кто непосредственно входит в аудиторию. Сильная сторона всей программы «Кафедра ВТО в СПбГУ» заключается в том, что все мероприятия, проводимые в ее рамках, генерируются самими участниками проекта. Генеральный директор ВТО Паскаль Лами и директор Департамента экономических исследований и статистики Патрик Лоу в своих выступлениях и комментариях относительно проекта неоднократно заявляли: «Вы знаете лучше, что вам делать и с точки зрения образовательных программ, и науки. Решайте сами, что и каким образом вам следует осуществлять. Мы готовы обсуждать с вами ваши идеи, советовать, но вы сами решаете и за это отвечаете». В этом заложен глубокий смысл.
Страны, в которых располагаются кафедры ВТО, очень сильно отличаются друг от друга. Соответственно и задачи, которые должны решать кафедры ВТО, будут различны. Поэтому нельзя требовать от всех идентичных проектов и подходов.
В СПбГУ осуществлен переход на компетентностно-ориентированные учебные планы. Считается, что кафедры, которые наполняли эти планы содержанием, имеют вполне четкое представление по поводу того, как именно следует формировать утвержденные компетенции в рамках соответствующих программ. Попытка максимально формализовать и унифицировать этот процесс, как представляется, не приведет к положительному результату. В частности, в соответствии с правилами при проведении занятий на программах очной формы обучения преподаватели СПбГУ должны ориентироваться на утренние и дневные часы. Тем самым предполагается, что заниматься самостоятельной и научно-исследовательской работой, например посещать библиотеки, студенты должны в вечернее время. Вместе с тем возникает вопрос, почему время аудиторной и самостоятельной работы нельзя поменять местами, если это удобно и студентам, и преподавателям? Кроме того, реалии таковы, что большая часть магистрантов, получая установленную государством весьма скромную стипендию, лишь частично покрывающую необходимые для жизни расходы, вынуждена совмещать учебу с работой по найму или заниматься предпринимательством. Для получения синергетического эффекта от учебной и трудовой деятельности траектория обучения выстраивается таким образом, чтобы научная составляющая учебной программы магистрантов коррелировала с тем, чем они занимаются на практике. Между тем международный опыт показывает, что возможны различные варианты организации учебного процесса. Так, ряд магистерских программ одного из ведущих вузов США — Университета Джорджа Вашингтона реализуется только в вечерние часы.
Важной особенностью магистерской программы, связанной с использованием современных информационных технологий, является проведение видеоконференций, организуемых базирующимися в Женеве международными экономическими организациями. Как таковые, подобные мероприятия также настраивают на гибкость с точки зрения организации учебного процесса. Дело в том, что в этих видеоконференциях с российской стороны принимает участие не только СПбГУ, но и, как минимум, два московских вуза — МГИМО и ВШЭ. Соответственно, дату и время мероприятия необходимо согласовывать со всеми участниками. Нет никакой гарантии, что видеоконференция не будет назначена на те часы, которые обозначены в расписании для проведения других учебных занятий.
Благодаря контактам кафедры с различными международными институтами и университетами на магистерскую программу для чтения лекций приглашается целый ряд зарубежных специалистов. Они приезжают преимущественно за свой счет, в приемлемом для себя режиме и в удобные сроки. При включении таких занятий в учебный процесс нам приходится подстраиваться под их графики, что опять-таки может вступать в противоречие с существующим расписанием.
Маркетинг образовательных программ. Формирование спроса — важный элемент привлечения абитуриентов на магистерские программы экономического факультета. Усилиями одной кафедры это сделать очень сложно. Фактическое отсутствие на факультете внятной маркетинговой стратегии приводит к тому, что руководство каждой магистерской программы вынуждено в большинстве случаев самостоятельно продвигать свой «образовательный продукт». В этих условиях часть сотрудников вынуждена
заниматься не совсем своим делом, отвлекаясь от научной, образовательной и методической деятельности. При отсутствии достойным образом оплачиваемых специалистов, которые в качестве своей основной деятельности должны заниматься продвижением наших программ, довольно сложно противостоять серьезной конкуренции со стороны других вузов и тем более развивать экспорт образовательных услуг. Ситуация усугубляется отсутствием современного двуязычного сайта факультета: иностранные студенты не могут ознакомиться с программами, реализуемыми на экономическом факультете СПбГУ.
Важным элементом маркетинговой стратегии в современном мире, кроме создания полноценного содержательно сайта, является активное присутствие в социальных сетях, таких как Facebook, LinkedIn, «ВКонтакте» и др. На создаваемых там страничках также идет привлечение абитуриентов, осуществляются контакты с работодателями, формируется имидж образовательного учреждения. Эта работа требует постоянной активности, ежедневного, ежечасного вмешательства. Просто создание страницы и работа в сетях время от времени могут отрицательно отразиться на имидже: пользователи социальных сетей настроены на оперативное получение информации, на диалог в режиме реального времени. Существенные задержки в ответах, наличие устаревшей информации не только не привлекут новых студентов, но и вызовут негативную реакцию. И здесь вопрос опять упирается в кадры: нужны люди, которые на постоянной основе будут заниматься работой в сетях. Эти работники должны хорошо понимать специфику магистратуры экономического факультета и свободно владеть иностранными языками (хотя бы английским), для того чтобы иметь возможность поддерживать переписку с зарубежными пользователями.
В настоящей статье не затронуты в полной мере все аспекты, связанные с реализацией проекта «Кафедра ВТО в СПбГУ». Острыми проблемами являются, в частности: международная аккредитация программы, организация международной мобильности студентов и преподавателей и др. Хочется верить в то, что совместными усилиями мы сможем найти варианты их приемлемого решения. В конце концов, как известно, дорогу осилит идущий.
Статья поступила в редакцию 17 декабря 2012 г.