УДК 504.05.009 (470:100)
Вестник СПбГУ. Сер. 7. 2015. Вып. 1
В. К. Донченко, М. В. Смирнова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
В статье рассмотрены исторические аспекты формирования экологической безопасности как новой научной дисциплины и области профессиональной деятельности. Показано, что обеспечение гарантий экологической безопасности стало главной целью природоохранной деятельности и определило стратегию экологической политики. Создание и развитие кафедры экологической безопасности и устойчивого развития Санкт-Петербургского государственного университета позволило обеспечить профессиональную подготовку ученых для работы в научно-исследовательских организациях и специалистов-управленцев для работы в государственных учреждениях и в системах экологического менеджмента коммерческих организаций. Участие преподавателей в международных проектах позволило подготовить современные, интегрированные в международный образовательный процесс программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Доступ к приборам и уникальному оборудованию обсерватории экологической безопасности научного парка университета открывает для преподавателей и студентов перспективы получения новых знаний и активного участия в различных научных конкурсах.
Ключевые слова: экологическая безопасность, устойчивое развитие, гарантии экологической безопасности, экологический менеджмент, экологическое образование.
ENVIRONMENTAL SAFETY AND SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF REGIONS IN ST. PETERSBURG STATE UNIVERSITY
V. K. Donchenko, M. V. Smirnova
St. Petersburg State University, 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation
The article is concerned with the environmental safety issues and the key development stages of the ^air of Environmental Safety and Sustainable Development of Regions, St. Petersburg State University.
Keywords: environmental safety, sustainable development, guarantees of environmental safety, environmental management, environmental education.
В конце ХХ века угроза надвигающейся глобальной экологической катастрофы, убедительно показанная в футурологических прогнозах Римского клуба, инициировала принятие исторически значимых решений на уровне ООН.
Такие решения были приняты на первой Конференции ООН по окружающей человека среде и развитию, (Стокгольм, 1972). Здесь был подведен итог завершившейся индустриальной эпохи развития земной цивилизации, а также были сформулированы принципы и намечен план действий по охране окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений. Фактически была сформулирована первая экологическая Доктрина (Доктрина охраны окружающей среды), которая на международном уровне определяла экологическую перспективу постиндустриального развития земной цивилизации. В ней содержались необходимые рекомендации для мирового сообщества, направленные на поддержание благоприятного со-
стояния окружающей среды, создание системы охраны окружающей среды и формирование экологического рынка труда для специалистов новых профессиональных компетенций.
Начинается процесс экологизации общественного сознания, в котором выделились новые этические приоритеты и социокультурные ценности. Экологический императив достаточно быстро вводит фундаментальные изменения в стратегии развития постиндустриального общества на глобальном, региональном и национальном уровнях.
Анализируя международные события, прошедшие за сорок лет после первой Конференции ООН по окружающей человека среде, имеющие прямое отношение к созданию и развитию экологической сферы деятельности, можно отметить, что основополагающая концептуальная идея создания международной системы экологической безопасности содержалась в Директиве 85/337/ЕЭС (1985). Затем она была обоснована в Докладе комиссии Брундтланд (1987).
Необходимость создания системы международной экологической безопасности была провозглашена на 42-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в принятой 11 декабря 1987 г. резолюции 42/186. Конструктивная идея по организационной структуре и первая инициатива по созданию новой системы была представлена в обращении Уругвайского раунда переговоров по Генеральному соглашению по тарифам и торговле (1991) к Международной организации по стандартизации ИСО.
Эта инициатива была поддержана на второй Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992).
Положительно можно оценить принятый тогда подход по созданию систем экологической безопасности на национальном и международном уровне. Они создавались не директивно, указаниями сверху, а непосредственно с уровня организаций, деятельность которых оказывает или может оказать негативные воздействия на окружающую среду и здоровье населения.
Уникальным в истории развития земной цивилизации представляется способ создания системы экологической безопасности путем разработки и постоянного совершенствования международных экологических стандартов, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность на уровне организаций.
Историческая миссия, возложенная на ИСО по разрешению проблемы создания сопоставимых на международном уровне требований по экологическому менеджменту с целью обеспечения гарантий экологической безопасности, была успешно выполнена.
Добровольность в использовании международных экологических стандартов мотивировала принятие нового содержания принципа экологической ответственности, дополненного принципом самоконтроля организаций за обеспечением гарантий экологической безопасности своей деятельности.
Экологическая стандартизация оказала существенное воздействие на формирование конъюнктуры мирового рынка.
В мировой экономической системе создаются необходимые и достаточные условия для зарождения и активного развития нового вида конкурентных преимуществ — экологических. На международном экологическом рынке труда возникает потребность в специалистах в области экологической безопасности и экологического менеджмента.
Именно в это время сложились представления об экологической безопасности, как об объективном явлении реальной действительности в системе взаимодействия природы и общества.
Оно имеет место в пространстве и во времени при отсутствии природных, антропогенных и природно-антропогенных угроз возникновения чрезвычайных ситуаций, в результате которых может быть причинен вред окружающей среде и здоровью населения.
Данный вид угроз классифицируется как угрозы экологической безопасности.
Они реализуются в пространстве и во времени в виде процессов, эффектов и явлений, которые представляют или могут представлять экологическую опасность для биоты, биосферы и человека.
В устойчивом развитии земной цивилизации экологическая безопасность становится интегральным критерием оценки СОСТОЯНИЯ ЗАЩИЩЕННОСТИ окружающей среды и здоровья населения на локальном, региональном и глобальном уровнях от негативных воздействий известных, изученных и ранее неизвестных или малоизученных природных и антропогенных факторов.
Экологическая безопасность достаточно быстро стала развиваться как новая научная дисциплина и область человеческой деятельности, возникла необходимость в профессиональной подготовке специалистов высшей квалификации.
В июне 1997 г. во Владимире проходило заседание Учебно-методического объединения по экологическому образованию Министерства образования РФ. На этом заседании была поддержана инициатива факультета географии и геоэкологии Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) о создании в его структуре кафедры «Экологической безопасности и устойчивого развития регионов». Таким образом, этот год был ознаменован созданием и началом первого этапа становления кафедры.
Большую помощь в создании кафедры оказали ученые и преподаватели биолого-почвенного, геологического, химического и экономического факультетов, а также факультета прикладной математики и процессов управления и других подразделений СПбГУ.
Следует отметить, что своевременность создания кафедры была подтверждена также и тем, что экологическое образование было признано приоритетным в принятой тогда Федеральной целевой программе «Интеграция высшей школы и Российской академии наук» (ФЦП «Интеграция»).
В рамках этой программы был создан Учебно-научный центр «Экологическая безопасность», в работе которого активное участие принимали сотрудники Санкт-Петербургского научно-исследовательского центра экологической безопасности РАН (НИЦЭБ РАН) и профессорско-преподавательский состав нескольких кафедр факультета географии и геоэкологии.
Использование междисциплинарной научной организации — НИЦЭБ РАН в качестве базовой позволило с самого начала привлечь ученых и специалистов из других институтов РАН, расположенных в Санкт-Петербурге, для участия в разработке новой образовательной программы. Поэтому не удивительно, что первый профессорско-преподавательский состав кафедры также был сформирован в основном из ученых и специалистов академических институтов.
В то время на факультете географии и геоэкологии не было соответствующей
материально-технической и приборной базы для проведения учебного процесса и научных исследований в области экологической безопасности. Помощь оказали институты РАН, которые подготовили учебно-научные комплексы на базе исследовательских лабораторий. Это позволило ввести в учебный процесс научные практики, организованные непосредственно в лабораториях научно-исследовательских институтов. В частности, в НИЦЭБ РАН были созданы необходимые условия для того, чтобы студенты могли освоить новые методы проведения научных исследований, ознакомиться с уникальной исследовательской аппаратурой, получить практические навыки, необходимые для участия в теоретических и практических семинарах, а также ознакомиться с опытом подготовки научных статей, докладов, сообщений и презентаций. Интерес вызывали у студентов и преподавателей теоретические семинары и лекции академика К. Я. Кондратьева, который работал в НИЦЭБ РАН с 1992 по 2006 г.
На этих семинарах, которые, как правило, проводились совместно с Международным центром по космическому зондированию им. Ф. Нансена, студенты и преподаватели университета принимали активное участие в научных дискуссиях.
Особое внимание на этих семинарах Кирилл Яковлевич уделял проблемам глобальной экологии, причинно-следственным связям формирования и путям преодоления глобального экологического кризиса, что возможно только при переходе на путь устойчивого развития современной цивилизации. Его рекомендации были с благодарностью использованы преподавателями кафедры при подготовке лекционных курсов по глобальной экодинамике и устойчивому развитию. Курс по устойчивому развитию был подготовлен доц. Г. М. Воропаевой, а затем доцентами С. А. Черниковой и Д. А. Славинским был подготовлен новый курс, который в настоящее время входит в учебный план магистратуры.
Обучение студентов основывается на междисциплинарном, практико-ориенти-рованном подходе. Реализация этого подхода обеспечивается составом преподавателей кафедры, в число которых входят доктора и кандидаты географических, биологических, химических, экономических, физико-математических и технических наук. Среди преподавателей кафедры есть официальные эксперты, что подтверждено сертификатами в области экологической экспертизы, экологического менеджмента и экологического аудита. Участие в экспертизах позволяет преподавателям использовать практические примеры в учебном процессе, что дает возможность студентам кафедры получать не только теоретические, но и современные практические навыки, необходимые для их будущей профессиональной деятельности.
В начале своего пути кафедра экологической безопасности и устойчивого развития регионов приступила к подготовке специалистов по двум экологическим специализациям: «Экологическая безопасность» и «Менеджмент и маркетинг в экологии».
В научной работе сотрудники кафедры принимали активное участие в исследованиях, направленных на создание систем интегрального экологического мониторинга изучаемых территорий и разработку специализированных геоинформационных систем, ориентированных на идентификацию и оценку зон экологического риска. В этих исследованиях активно использовались методы дистанционного зондирования и геоинформационных технологий (проф. В. В. Растоскуев, доц. Е. В. Шалина).
Применительно к созданию систем экологической безопасности различного назначения успешно разрабатывались методы математического моделирования
опасных экологических процессов (проф. В. В. Захаров, проф. В. В. Растоскуев, ст. преп. В. В. Петухов).
Особое внимание уделялось проведению натурных исследований по изучению процессов загрязнения объектов окружающей среды (проф. Е. А. Курашов, доц. С. А. Апостолов, доц. Ю. В. Крылова). Сбор материалов для этих исследований проводился в период летних полевых практик на Ладожском озере (гидрометеорологическая станция на острове Валаам) и озере Дроздово (учебный стационар СПбГУ).
Методы и процедуры оценки причиненного экологического вреда окружающей среде и здоровью населения, а также методы компенсации экологических ущербов в натуральной и экономической форме были предметом исследований проф. В. К. Донченко, проф. О. Н. Макарова и ст. преподавателя М. В. Смирновой.
Анализ систем экологического менеджмента применительно к организациям различных секторов экономики проводился доц. А. В. Шепелевой.
С большим интересом студенты принимали участие в полевых исследованиях ст. преподавателя В. П. Григорьевой, предметом которых была практическая разработка требований экологической безопасности в экологическом туризме. Эти исследования проводились на Талабских островах в Псковско-Чудском трансграничном озере.
Проблемы экологической безопасности в трансграничном сотрудничестве на примере Российской Федерации и Эстонской Республики были предметом исследований ст. преподавателя Н. П. Алексеевой. Результаты данных исследований использовались в учебном процессе.
Большую помощь в производственной практике оказали студентам лекции и практические занятия ст. преподавателя О. В. Снопковской.
В 2001 г. доц. С. А. Черниковой была организована летняя производственная практика студентов 3 курса на базе ГНЦ ФГУГП «Южморгеология» и НПП «Южмо-рэко». Студенты и преподаватели приняли участие в исследованиях по экологическому мониторингу Черноморского бассейна. В ходе практики студенты научились работать с современными приборами, участвовали в отборе и анализе проб придонных и поверхностных вод.
В 2002 г. была создана некоммерческая молодёжная организация студентов — экологов ЛАТИМ (Лаборатория Творческих Инициатив Молодёжи), в которую входят студенты и выпускники не только двух факультетов Санкт-Петербургского государственного университета: географии и геоэкологии и биолого-почвенного, но и других вузов Санкт-Петербурга. Организаторами ЛАТИМ были: от факультета географии и геоэкологии — доц. С. А. Черникова, от биолого-почвенного факультета — доц. Д. А. Славинский.
Название организации возникло не случайно — оно было заимствовано от английской аббревиатуры «LAteam», что означает «Local Agenda team» («Команда по реализации Местной Повестки»). Местная Повестка на XXI век (Local Agenda-21) — комплекс инициатив, направленный на внедрение принципов устойчивого развития (Sustainable Development), реализуемый «на местах», т. е. в масштабах местных, муниципальных территориальных образований.
Цель ЛАТИМ — распространение принципов и социальных практик в соответствии с идеей устойчивого развития через организацию и проведение различных
мероприятий и акций, преимущественно в молодёжной образовательной среде; взаимодействие с населением по вопросам практической экологии; содействие экологически ориентированным инициативам и группам.
С момента создания и по настоящее время командой ЛАТИМ организуются и практически реализуются различные программы и проекты по формированию экологической культуры населения. Участники ЛАТИМ активно изучали отечественный и зарубежный опыт по подготовке и реализации «Повестки дня на XXI век». Это помогло сформировать команду специалистов, готовых профессионально оказать помощь администрациям и общественности городов и поселений в подготовке территориальных планов устойчивого социально-экологического развития по международным требованиям, предъявляемым к «Повестке дня на XXI век». Эти требования были приняты на второй Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992).
В 2003 г. начался второй этап развития кафедры. Именно в этом году Межпарламентской ассамблеей государств участников СНГ был принят модельный закон об экологической безопасности, концепция и проект которого были совместно разработаны кафедрой и НИЦЭБ РАН. В этом модельном законе впервые в качестве предмета правового регулирования экологических отношений были приняты гарантии экологической безопасности.
Документальным подтверждением гарантий экологической безопасности становятся сертификаты соответствия международным экологическим стандартам.
В структуре различных организаций создаются службы экологического менеджмента для подготовки и поддержки принятия управленческих решений, обеспечивающих гарантии экологической безопасности хозяйственной или иной деятельности. На экологическом рынке труда появились вакансии экологов менеджеров высшей квалификации. Эта ситуация способствовала соответствующей специализации лекционных курсов и учебных практик. Студенты и преподаватели кафедры во время проведения производственной практики принимали активное участие в создании и развитии служб экологического менеджмента различных организаций Санкт-Петербурга.
С 2004 г. кафедрой осуществлялось сотрудничество с Университетом Калифорнии (Беркли) по ряду направлений.
В рамках проекта «Здоровье окружающей среды и информирование населения». в настоящее время формируется курс «Здоровье окружающей среды (Environmental Health)» для магистерской программы «Устойчивое развитие», реализуемой на кафедре.
Научные исследования по направлению «Лидерство в области охраны окружающей среды (Environmental Leadership)», на основе которого формируются образовательные продукты (курсы лекций) для магистерской программы «Устойчивое развитие».
Освоение программы предполагает участие в международных обменах, поэтому обучение в первом семестре осуществляется на английском языке, во втором — четвертом семестрах на русском языке.
Программа нацелена на подготовку экологов-менеджеров, обладающих междисциплинарным видением проблем перехода к устойчивому развитию, способностью проводить анализ и решать задачи управления, находящиеся на пересе-
чении социальных, экологических и экономических аспектов общественного развития.
Адаптация опыта Университета Калифорнии была проведена в организации и проведении Сертификационных курсов для специалистов в области охраны окружающей среды. По результатам сотрудничества сформирована и апробирована программа курса повышения квалификации «Устойчивое развитие» (ежегодно с 2005 г.).
В 2005 г. кафедрой было получено новое химико-аналитическое оборудование. Это позволило проводить непосредственно на кафедре исследования новых химических факторов негативного воздействия на водную среду, которые представляют собой малоизученные угрозы экологической безопасности для водных экосистем и здоровья населения. К ним, в частности, отнесены процессы:
— миграции лекарственных средств и биоцидов в водной среде;
— вредоносного цветения водорослей с образованием цианотоксинов;
— аккумуляции экотоксикантов в поверхностном микрослое водных объектов на границе «вода—атмосфера»;
— ветро-волновой генерации экологически опасных аэрозолей с водной поверхности прибрежных акваторий и их воздушный перенос в береговую зону;
— биохимического синтеза экотоксикантов в почвах и техногенных грунтах урбанизированных территорий береговых зон в объектах ПЭУ (прошлого экологического ущерба) и в донных отложениях.
Исследования новых угроз экологической безопасности были представлены на кафедре доцентами С. А. Апостоловым и Ю. В. Крыловой. В процессе полевых исследований во время летних практик, а также лабораторных исследований было установлено, что некоторые из обнаруженных природных и природно-антропо-генных токсинов по своим свойствам могут быть отнесены к сильно действующим ядовитым веществам.
В 2008 г. начался третий этап развития кафедры. Его начало связано с тем, что в этом году СПбГУ стал координатором совместного проекта международной программы TEMPUS 144746-TEMPUS-2008-RU-JPCR «Совершенствование образования в области экологического менеджмента».
В разработке международной магистерской программы нового поколения «Экологический менеджмент», ассоциированной в Болонский процесс приняли участие 13 университетов и организаций из 9 стран.
Реализация принципов Болонского процесса в проекте осуществлялась путем разработки компетентностной модели магистра эколога-менеджера. Этому способствовало специальное исследование, посвященное изучению современного рынка труда и анализу процессов формирования профессиональных требований к экологу-менеджеру по различным направлениям практической деятельности.
Результаты исследования были использованы участниками проекта для уточнения перечня компетенций при разработке учебных курсов новой международной магистерской программы.
Основная цель магистерской программы — подготовка востребованных на рынке труда высококвалифицированных специалистов в области экологического менеджмента и устойчивого развития природных и социальных систем, способных на современном уровне эффективно решать проблемы устойчивого развития и обе-
спечения экологической безопасности хозяйственной и иной деятельности с использованием современных информационных технологий.
Участниками — партнерами проекта TEMPUS была создана дистанционная интерактивная образовательная сеть, которая позволяет практически реализовать инновационную магистерскую программу для подготовки специалистов европейского уровня в области экологического менеджмента и устойчивого развития.
Для процесса обучения с внедрением методов дистанционного интерактивного обучения на кафедре экологической безопасности и устойчивого развития регионов была создана интерактивная аудитория, отвечающая требованиям Болонского процесса.
Особенно следует выделить профиль «Устойчивое развитие», так как данный профиль магистерской программы направлен на формирование новой профессиональной ниши — менеджеры территорий, имеющие возможность работать не только в государственных структурах (государственное муниципальное управление), а также в бизнес-сфере и в некоммерческих структурах.
Навыки и компетенции, полученные в процессе обучения, позволяют выпускникам эффективно работать в национальных и международных организациях и выполнять различные виды инновационной деятельности, связанные с управлением и принятием управленческих решений в интересах устойчивого развития территориальных образований различных уровней, выполнять научно-исследовательскую, проектную и организаторскую деятельность.
Преподавателями кафедры была разработана и реализуется дополнительная образовательная программа повышения квалификации «Кризисные процессы в природных и социальных системах».
В 2008 г. во время летней практики на учебно-научном стационаре Астраханского университета в дельте р. Волги доц. Ю. В. Крыловой и проф. Е. А. Курашовым проведены исследования малоизученных аллелопатических взаимодействий у водных растений. Термин аллелопатия означает подавление роста одних водных растений другими за счет образования и выделения природных токсинов.
Данный механизм экологической конкуренции был известен давно, однако только с появлением высокочувствительных химико-аналитических методов и приборов стало возможным комплексное качественное и количественное изучение этих процессов. Первые результаты, полученные преподавателями кафедры вместе со студентами, позволяют подойти к раскрытию сложнейших природных механизмов поддержания экологического равновесия в природных экосистемах, на примере водных экосистем.
Другое перспективное направление исследований представлено в работах проф. С. В. Холодкевича. Оно относится к методам и системам ранней диагностики и оперативного предупреждения об угрозах экологической безопасности в различных объектах.
Отечественный и зарубежный опыт показывает, что оперативную информацию о качестве природных и сточных вод можно получать с использованием автоматических химико-аналитических станций. Главный их недостаток — ограниченное количество контролируемых загрязняющих веществ.
В результате непреднамеренного или преднамеренного (террористические акты) загрязнения воды произвольными опасными веществами могут произойти
чрезвычайные ситуации. В частности, синтезированные в лабораторных условиях нейротоксины, могут быть использованы в преднамеренных актах воздействия на водоисточники (экологический терроризм). Для обеспечения безопасности систем водоснабжения и водоотведения городов и поселений требуются измерительные системы, которые могут оперативно, в реальном времени, реагировать на внезапное изменение токсичности воды.
Этим требованиям удовлетворяют автоматизированные биосенсорные системы (АБС) контроля безопасности природных и сточных вод. В Санкт-Петербурге они применяются для непрерывной диагностики наличия сильнодействующих ядовитых веществ и защиты систем водоподготовки и установлены на всех городских водопроводных станциях.
АБС разделяются на два класса:
— для непрерывной диагностики и оперативного оповещения об опасном изменении уровня токсичности поступающей воды;
— специальные системы для непрерывной диагностики и оперативного оповещения о наличии нейротоксинов, которые могут поступать в результате вредного цветения водорослей, например, в Ладожском озере.
В АБС реализован метод биоэлектронной телеметрической диагностики качества природных и сточных вод, разработанный в проф. С. В. Холодкевичем.
В качестве сенсоров-сигнализаторов угроз безопасности используются различные тест-организмы, специально подобранные по условиям применения для каждого объекта.
АБС обеспечивает непрерывную диагностику в режиме тревожного ожидания опасного изменения токсичности воды. На диспетчерском пульте световыми сигналами (зеленый, желтый, красный) фиксируется реакция живых организмов на качество воды. Поступление телеметрического сигнала опасности позволяет оперативно, в автоматическом режиме, выполнить необходимые технологические мероприятия по обеспечению безопасности городских систем водоснабжения.
Опыт эксплуатации АБС безопасности с 2005 г. на всех (11) водозаборных сооружениях водопроводных станций ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», а также с 2010 г. на водозаборных сооружениях водопроводной станции МУП «Водоканал» г. Хабаровска доказал эффективность их применения.
По примеру Санкт-Петербурга АБС безопасности систем водоподготовки (в результате непреднамеренных и преднамеренных действий) должны быть разработаны с учетом местных условий для всех городов и поселений РФ.
С 2010 г. на Юго-Западных очистных сооружениях (ЮЗОС) ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» эксплуатируется АБС оперативной диагностики токсичности биологически очищенной сточной воды, сбрасываемой в Невскую губу — акваторию рыбохозяйственного назначения 1-й категории.
На заводе по сжиганию осадков сточных вод ЮЗОС тогда же была введена в эксплуатацию АБС оперативной диагностики качества воздушной среды на границе санитарно-защитной зоны предприятия. В качестве тест-организмов используются наземные улитки.
Учитывая особую актуальность указанной проблемы сотрудниками кафедры были подготовлены предложения по целевой научной программе фундаментальных и прикладных исследований по направлению «Создание систем ранней
диагностики и оперативного оповещения об угрозах экологической безопасности».
В 2012 г., когда были подведены итоги международного образовательного проекта TEMPUS по созданию магистерской программы «Экологический менеджмент», завершился третий этап развития кафедры. Подготовленная в проекте магистерская программа включена в образовательный процесс в СПбГУ и в других университетах-участниках из стран СНГ.
В 2013 г. кафедра вступила в современный (четвертый) этап своего развития. К этому времени были подведены итоги проходившей в июне 2012 г. Всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию в Йоханнесбурге (Рио+20). Решения этой конференции имели принципиальное значение для перехода экологического сектора мировой экономики на стратегию «зеленой экономики», определяющей новый этап в формировании системы международной экологической безопасности.
В основу официально принятого на конференции понятия «зеленой экономики» были положены экологические и экономические принципы учета реальной стоимости экосистемных услуг. В свете этих представлений Природа уже не рассматривается как всеобщее благо, которое позволяет проводить в экономической системе только стоимостную оценку затрат на изъятие или утрату природных ресурсов и ценных природных объектов.
Так, например, прокладка дорог, линий электропередач, трубопроводов и т. п. приводит к фрагментации экосистем, разрушению экологического каркаса территории, изменению экосистемных связей и преобразованию эволюционно сложившихся миграционных путей биологических видов. В результате нарушается биоразнообразие, биологическая продуктивность и пространственно-временное распределение биологической продукции. Изменяются виды и качество экосистемных услуг на территориях «успешного» хозяйственного освоения.
В концепции «зеленой экономики» особое внимание уделяется проблеме возмещения причиненного экологического вреда по месту негативного воздействия в натуральной форме и компенсации экологического ущерба в экономической форме.
В системе подготовки принятия управленческих решений по обеспечению гарантий экологической безопасности предлагается учитывать экологические риски возникновения угроз экологической безопасности не только до или на стадии реализации конкретных проектов хозяйственной и иной деятельности, а также учитывать риски вероятных отдаленных негативных последствий. Новая концепция позволит изменить к лучшему существующую практику хозяйствующих субъектов по оценке гарантий экологической безопасности результатов их деятельности. Следствием этого будет воспроизводство или сохранение имевших место объемов и качества экосистемных услуг.
Анализ экологической ситуации и экологическая оценка возможных последствий реализации стратегических планов, программ территориального развития и внедрения различных инвестиционных проектов в «зеленой экономике» становятся непременным условием подготовки политических и управленческих ре-шений.
Переход к экономической оценке экологических услуг меняет представление об экономической целесообразности проведения различных видов хозяйственной
и иной деятельности. Практически во всех развитых странах на экологическом рынке труда востребованной становится профессия эколога-менеджера с профессиональными компетенциями, отвечающими новым требованиям «зеленой экономики».
Кафедра была готова к профессиональной подготовке экологов-менеджеров соответствующей квалификации в бакалавриате и магистратуре. Профессор кафедры Г. Д. Титова много лет участвовала в различных международных проектах, результаты которых были использованы при подготовке программных документов Всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (Рио+20) (Йоханнесбург).
Бакалавры и магистранты с большим интересом слушали ее лекции по «зеленой экономике» и природному капиталу еще до проведения конференции.
Знаменательным событием в развитии кафедры можно считать создание ресурсного центра СПбГУ «Обсерватория экологической безопасности». В структуру обсерватории входят следующие исследовательские комплексы:
1) лидарный;
2) биоэлектронный;
3) эколого-химический;
4) биохимический;
5) эколого-математический.
В настоящее время кафедра ведет подготовку специалистов, бакалавров и магистрантов по направлению «Экология и природопользование» по профилям: «экологическая безопасность», «экологический менеджмент» и «устойчивое развитие».
Формирование профессиональных компетенций и навыков студентов после окончания обучения предполагает:
— знание современных экологических проблем, понимание и анализ системного характера экологических ситуаций, поиск экологически обусловленных и экономически приемлемых управленческих решений;
— владение основными принципами управления природопользованием;
— владение навыками проведения работ по сбору, обработке, анализу и обмену информацией о состоянии окружающей среды, необходимой в практической деятельности;
— способность свободно применять на практике современные методы и инструменты экологического менеджмента: лицензирование, экологическую сертификацию, аудит технологий, производств и территорий по экологическим и санитарно-эпидемиологическим критериям, экологическое страхование, информационные технологии, оценку экологического риска;
— применение на практике экономических механизмов экологического менеджмента;
— владение навыками разработки и развития систем экологической безопасности, систем экологического менеджмента, анализа возможностей интеграции систем менеджмента для решения природоохранных задач;
— владение навыками реализации основных методов обеспечения гарантий экологической безопасности и основных инструментов экологического менеджмента;
— готовность эффективно работать в национальных и международных организациях и выполнять различные виды управленческой деятельности, связанные с принятием решений по обеспечению экологической безопасности и в интересах устойчивого развития;
— готовность к работе по экологическому воспитанию и образованию при взаимодействии с экологическими общественными организациями с целью привлечения населения к участию в природоохранной деятельности.
В заключение можно отметить, что требование гарантий экологической безопасности позволяет по-новому подойти к регулированию экологических отношений в различных сферах человеческой деятельности. Экологические проблемы получили политическую оценку. Активно развивается экологическая сфера человеческой деятельности. Она оказывает все возрастающее влияние на структуру и пространственную организацию производительных сил современной человеческой цивилизации. Изменяются приоритеты социально-экономического развития. Происходит экологическая (зеленая) актуализация общественного сознания. Формируются экологические политические предпочтения в выборе путей перспективного общественного развития. Они инициируют возникновение и стимулируют активное развитие экологических общественных организаций и движений. В свою очередь, на их основе создаются различные экологические (зеленые) политические партии, а в программах многих традиционных политических партий экологические политические требования и установки становятся обязательными.
Особую актуальность приобрели дипломатические методы по политическому регулированию международных экологических отношений и созданию системы международной экологической безопасности.
Все это убеждает в своевременности инициативы нашего университета, когда создание кафедры экологической безопасности и устойчивого развития регионов предвосхитило развитие событий в системе взаимодействия природы и общества.
Кафедра издала следующие учебно-методические пособия:
Экологическая экспертиза. М.: Изд. центр «Академия», издания 1-5, 2004-2010.
Устойчивое развитие и экологический менеджмент: учебное пособие: в 3 ч. СПб.: ВВМ, 2008. Ч. 1. 305 с.; Ч. 2. 263 с.; Ч. 3. 117 с.
Риски и экологическая безопасность природно-хозяйственных систем. СПб.: СПбГУ НИЦЭБ РАН, 2011. 323 с.
В рамках проекта TEMPUS «Совершенствование образования в области экологического менеджмента»
Практика моделирования в экологическом менеджменте. СПб.: Изд-во «РЕНО-ВА», 2011. 45 с.
Риски и экологическая безопасность. СПб.: СПбГУ, НИЦЭБ РАН, 2012. 353 с.
Литоральная зона Ладожского озера. СПб.: Нестор-История, 2011. 416 с.
На английском языке: «Geographical Information Systems and Environmental Management (A tutorial book)». СПб.: Изд-во ВВМ, 2012. 182 с.
Компетентностная модель выпускника магистерской программы «Устойчивое развитие». СПб.: Изд-во «РЕНОВА», 2011. 36 с.
Экологическая безопасность развития туризма. СПб.: Изд-во ВВМ, 2012. 45 с. Экологический менеджмент в туризме. СПб.: Изд-во ВВМ, 2012. 45 с.
Статья поступила в редакцию 28 ноября 2014 г.
Контактная информация:
Донченко Владислав Константинович — доктор экономических наук, профессор; [email protected]
Смирнова Марина Валерьевна — старший преподаватель; [email protected]
Donchenko Vladislav K. — Doctor of Economic Sciences, Professor; [email protected] Smirnova Marina V. — Senior Lecturer; [email protected]