Проект «Играя - познаем мир». Повышение качества игровой деятельности
дошкольника.
Волокитина Анна Юрьевна, Шишкина Вероника Юрьевна
ГБДОУ №95, г. Санкт-Петербург
Ключевые слова:
педагогический опыт, дошкольное образование,дошкольники, игра, игровая деятельность,
Целью статьи является знакомство с исследованиями и практическим опытом работы психологов детского сада над проектом «Играя, познаем мир». В статье показана важность игры в жизни ребенка-дошкольника. Потребность в игре является не дополнительной, а жизненно важной для него, наряду с базисными потребностями в питании, здоровье, защите, обучении. В современном мире экспансия СМИ, мультфильмы про монстров, производство антиигрушек ведут к разрушению психики ребенка. Игрушка программирует поведение ребенка. Необходимо понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет. В статье мы говорим о том, что общество оказывает свое влияние на ребенка, определяя то, каким он должен быть и какими должны быть его занятия, в частности, игра.
В современном обществе преобладают разделение детей на возрастные группы, а так же семьи с одним ребенком. Таким образом, традиционные способы передачи игровой культуры становятся не возможными. И общедоступным элементом игровой культуры становиться игрушка. Однако в самостоятельности деятельности ребенка она является только объектом специфических манипуляций. Эти действия он производит самостоятельно (если с ним никто не играет), но это не значит, что он играет. Отдельные манипуляция с предметом, не включённые в сюжет или правила игры, еще не являются игрой. Особое внимание следует уделить исследованию, которое провели педагоги детского сада на тему «Что же такое Антиигрушка?».
Игрушка - великое изобретение человечества, в ней не только аккумулирован опыт многих поколений людей, но и воплощены основные жизненные ценности того или иного народа, той или иной эпохи, передаваемые другим поколениям. Игрушка - инструмент познания всего богатства человеческой культуры для ребенка, она же показатель тенденций развития самой культуры - для взрослого. Поэтому очень важно для нас, родителей, педагогов, людей самых разных профессий знать эти тенденции, их ценностный духовный смысл, определяющий наше движение с детьми в направлении Доброты, Красоты и Истины или в противоположную сторону.
В нашем детском саду реализуется проект «Играя, познаем мир». Цель данного проекта -повышение качества игровой деятельности, а через неё, развитие интереса к познавательной деятельности; систематизация накопленного педагогического опыта; повышение компетентности педагогов ДОУ в организации игровой деятельности (знакомство с новыми сюжетно - ролевыми и другими играми).
Задачи проекта:
• создать позитивный микросоциум, где каждый участник (взрослый и ребенок) может развить свои способности в процессе совместной деятельности; творчески организовать общение и игру;
• способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с предметами, персонажами и игрушками;
• развивать педагогическую компетентность родителей.
Большое внимание мы уделяем тренингам и мастер-классам с родителями посвященные этой же проблеме «Во что играют наши дети?». Кроме того, по группам проводится работа по насыщению игровой среды. Для педагогов проведены консультации по ознакомлению с методикой педагогического сопровождения развития сюжетных игр по возрастам.
С уверенностью можно сказать, что практическая реализации темы данного проекта поможет в развитии партнерских взаимоотношений педагог - ребенок - родитель. Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.
Мы и дальше планируем ставить игру на важный уровень в жизни детского сада и формировать личность ребенка с помощью игрового пространства ДОУ.
Список литературы:
1. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. 2015. Как играть с ребенком. 4-е изд. М.: Линка-Пресс, 176 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
3. Абраменкова В.В. 2005. Родителям об играх и игрушках. Дошкольное воспитание. №4. Стр. 98 - 108.
4. Губанова Н. Ф. 2015.Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет. Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ
5. Рыжкова И. 2004. Учимся играя. Дошкольное развитие. № 2. - С. 23-27
6. Каличенко А.В., Микляева Ю.В. 2004. Развитие игровой деятельности дошкольников. - М.: Высшее образование,- с. 96
7. http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/childcon
8. http://nsportal.ru
9. http://www.maam.ru/
10. http://sharangha.ru/obrazovanie.html
11. http://dusha-orthodox.ru/psihologi/abramenkova-v.v.html
12. http://www.psyparents.ru/read/articles/2378/
13.
http://geum.ru/