Научная статья на тему 'Проект «День мыльных пузырей» в детском саду: опыт организации и проведения'

Проект «День мыльных пузырей» в детском саду: опыт организации и проведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. / PRESCHOOL AGE / PROJECT ACTIVITIES / COGNITIVE AND EMOTIONAL-SENSUAL RELATIONSHIPS.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коржалова Татьяна Борисовна, Кравцова Екатерина Александровна

Обсуждаются вопросы организации жизнедеятельности детей в условиях дошкольной образовательной организации в период летнего оздоровительного отдыха. Анализируются возможности их проектной деятельности в игровых мероприятиях. На примере проекта «День мыльных пузырей» показаны творческая активность детей, их познавательные интересы в сфере освоения бытовыми навыками; эмоционально-чувственные отношения к миру явлений и предметов окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The project "Day of soap bubbles" in kindergarten: the experience of organizing and conducting

The issues of organizing the life of children in a preschool educational organization during the summer recreation period are discussed. The possibilities of their project activities in gaming events are analyzed. The example of the project "Day of Soap Bubbles" shows the creative activity of children, their cognitive interests in the field of mastering household skills, emotional and sensual attitudes to the world of phenomena and objects of the environment.

Текст научной работы на тему «Проект «День мыльных пузырей» в детском саду: опыт организации и проведения»

УДК УДК 37.018.43+372.41/.45

Е. И. Мартынчик

ЗНАЧИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Введение. Одним из ключевых аспектов подготовки ребенка к школьному обучению является формирование навыков чтения и письма [1—2]. Однако далеко не всем детям удается легко освоить эти навыки. Одной из причин этого являются недостаточное развитие зрительно-пространственных представлений и слабое запоминание визуальных образов букв [3]. Дети часто путаются в написании букв, особенно тех, которые имеют схожее начертание, либо пишут их зеркально. Эти затруднения могут привести к таким проблемам, как оптическая дис-графия и дислексия [4].

Основная часть. Наиболее эффективным подходом к решению подобных проблем, связанных с оптической дисграфией и дислексией, является их предупреждение в дошкольном периоде [5]. Это значительно проще и эффективнее, чем исправление ошибок по-

сле начала школьного обучения. Сформированное восприятие букв позволяет ребенку сохранять целостность их написания, правильно располагать элементы в пространстве и формировать устойчивые пространственные представления [6-8].

Важность четкого произношения звуков. Кроме того, для корректного распознавания слогов и слов при чтении важно развивать у детей правильное произношение всех звуков. Особенно это актуально для детей с речевыми нарушениями, которым легче выполнять задания, представляемые в наглядной форме.

Дидактическая игра «Фотоглаз». Одной из эффективных методик развития зрительного восприятия и запоминания букв является дидактическая игра «Фотоглаз» (рис. 1-2). Эта игра предназначена для старших дошкольников и младших школьников и

Коррекционно-педагогическое образование. 2024. № 4

направлена на закрепление графического образа букв. В процессе игры дети учатся узнавать и запоминать буквы русского алфавита.

Вариант 1. В первом варианте игры детям предлагаются карточки с буквами, состоящими из двух, трех или четырех элементов.

образов (например, «Я» в виде человечка). Дети должны запомнить эти образы и затем воспроизвести их в тетради. Задание постепенно усложняется путем увеличения числа образов для запоминания.

Цели и задачи игры. Целью игры «Фотоглаз» является коррек-

ЗАПОМНИ

Посмотри ма первый ряд букв, ниашш их и запомни порядок расположения. Закрой глазе и назови яти буквы с закрытыми глазами.

1. X, К, Ж, У, м, я.

2. С, О, Э, Ю, 3, В.

3. В, Б, Р, Ь, 3, Ы.

4. Ш, Щ, Е, Ц, Ё.

5. А, Л, Д, Н, Ч, И.

т

V ту

.! ¡|ийТГ| I

Л______1

О -¡/Л

"еч т---——1 \

! I V. * Й

-----••ЛИ"

»-V'. V, \\ -„г-- : 1 ' •,> >

\i4i-X . '--г?! 1 у.\.

Рис. 1. Игра «Фотоглаз» вариант 1

Они выполняют следующие задания:

1. Называние букв в заданной последовательности.

2. Определение количества элементов в каждой букве.

3. Подсчет гласных и согласных букв.

4. Запоминание и запись букв по памяти после короткого времени наблюдения за ними.

Вариант 2. Во втором варианте игры буквы представлены в виде

Рис. 2. Игра «Фотоглаз» вариант 2

ция недостатков устной речи, развитие навыков чтения и письма, а также преодоление различных видов дисграфий.

Основные задачи включают:

а) образовательные: развитие образного мышления, формирование изобразительно-графических умений и освоение графической символики;

б) коррекционные: улучшение концентрации и распределения

внимания, развитие способности к мысленному перемещению и трансформации зрительных образов, совершенствование произносительных навыков и звуковой дифференциации;

в) воспитательные: воспитание интереса к учебе, развитие умения работать в группе, формирование самоконтроля и уважения к учебным материалам.

Принципы коррекционной работы. При создании игры учитывались важные дидактические принципы: 1) индивидуальный подход к каждому ребенку; 2) постепенное повышение уровня сложности заданий; 3) эмоциональный подход, делающий обучение увлекательным и интересным.

Заключение. Таким образом, игра «Фотоглаз» представляет собой эффективный инструмент для профилактики и коррекции трудностей, связанных с овладением навыками чтения и письма. Она помогает детям лучше воспринимать и запоминать буквы, развивает внимание и мышление, а также способствует формированию правильной речи. Использование таких игр в образовательной практике позволяет существенно улучшить подготовку

детей к успешному обучению в школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: Просвещение, 1985.

2. Полякова М. А. Как научить ребенка читать и писать. М.: Айрис-пресс, 2010.

3. Лалаева Р. И. Нарушения процесса овладения чтением у школьников. М.: Просвещение, 1983.

4. Корнев А. Н. Дислексия и дисгра-фия у детей. Санкт-Петербург: Гиппократ, 1995.

5. Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Ювента, 2009.

6. Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.: Альфа, 1993.

7. Локалова Н. П. 90 уроков психического развития младших школьников. М., 1995.

8. Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб.: Стройлеспечать, 1995.

REFERENCES

1. Kashe G. A. Preparation for School of Children with Speech Deficiencies. M.: Prosveshchenie, 1985. (In USSR).

2. Polyakova M. A. How to Teach a Child to Read and Write. M.: Iris-Press, 2010. (InRuss.).

KoppeKUHOHHQ-nejarorHHecKoe c>6pa30BaHHe. 2024. № 4

3. Lalaeva R. I. Disorders in the Process of Mastering Reading in Schoolchildren. M.: Prosveshchenie, 1983. (In USSR).

4. Kornev A. N. Dyslexia and Dys-graphia in Children. St. Petersburg: Hippocrates, 1995. (InRuss.).

5. Kolesnikova E. V. Development of Sound-Letter Analysis in Children Aged 5-6 Years. M.: Yuventa, 2009. (In Russ.).

6. Lokalova N. P. How to Help an Underachieving Student. M.: Alfa, 1993. (In Russ.).

7. Lokalova N. P. 90 Lessons on Mental Development of Primary School Students. M., 1995. (InRuss.).

8. Milostivenko L. G. Methodological Recommendations for Preventing Mistakes in Reading and Writing in Children. St. Petersburg: Stroylepechat', 1995. (In Russ.).

IJocmynujia e pedamjuw: 06.11.2024 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.