Научная статья на тему 'Эффективные стратегии обучения детей с нарушениями письменной речи: роль учителей начальных классов'

Эффективные стратегии обучения детей с нарушениями письменной речи: роль учителей начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нарушения письменной речи / дислексия / дисграфия / эффективные стратегии обучения / учителя начальных классов / начальная школа / violation of written speech / dyslexia / dysgraphia / effective educational strategies / primary school teacher / primary school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьев Артем Евгеньевич

Рассмотрение нарушения письменной речи как распространенной проблемы среди детей в начальных классах. Исследуется их влияние на учебный процесс и академическую успеваемость ребенка. Анализируются проблемы нарушений письменной речи у детей в начальных классах, а также определяются основные стратегии их обучения и уточняется роль учителей начальных классов в данном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатьев Артем Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effective strategies of education of children with the violation of written speech: the role of teachers of primary school

The article deals with the violation of the written speech as a common issue of the children at primary school. There is studied their influence on the educational process and academic progress of children. The problems of the violation of the written speech of the children at primary school are analyzed, the basic strategies of their education are defined, and the role of the teachers at primary school in this process is specified.

Текст научной работы на тему «Эффективные стратегии обучения детей с нарушениями письменной речи: роль учителей начальных классов»

А.Е. ИГНАТЬЕВ Казань

ЭФФЕКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ: РОЛЬ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Рассмотрение нарушения письменной речи как распространенной проблемы среди детей в начальных классах. Исследуется их влияние на учебный процесс и академическую успеваемость ребенка. Анализируются проблемы нарушений письменной речи у детей в начальных классах, а также определяются основные стратегии их обучения и уточняется роль учителей начальных классов в данном процессе.

Ключевые слова: нарушения письменной речи, дислексия, дисграфия, эффективные стратегии обучения, учителя начальных классов, начальная школа.

Письменная речь является одним из фундаментальных условий успешного изучения школьной программы, которую дети начинают осваивать уже в старшем дошкольном возрасте, однако существуют случаи, когда ребенок может столкнуться с проблемами, связанными с формированием данного навыка. Нарушения письменной речи у детей начальных классов представляют серьезную проблему, требующую внимания и детального изучения.

Нарушения письменной речи могут иметь серьезные последствия для развития ребенка. Они могут привести к недостаточному усвоению учебного материала, ограничению коммуникативных навыков, снижению уверенности в себе и мотивации к обучению. Эти проблемы могут сопровождать детей на протяжении всей школьной жизни, ограничивая их возможности и перспективы [6].

Для решения проблем, связанных с нарушениями письменной речи у детей начальных классов, важно применять комплексный подход. Обычно этот подход включает в себя диагностику, психологическую, логопедическую и образовательную помощь. Диагностика позволяет выявить основные причины нарушений, понять, в каких аспектах развития письменной речи необходимо оказывать помощь [1]. Психологическая и логопедическая помощь направлена на коррекцию психологических причин нарушений письменной речи, а также на формирование необходимых умений и навыков, связанных с освоением чтения и письма. Помощь педагога включает в себя дополнительные занятия, индивидуальные задания, педагогическую поддержку непосредственно на занятиях и другие методы обучения, которые помогут развить письменную речь у ребенка.

Учителя начальных классов играют важную роль в обучении детей с нарушениями письменной речи. Они являются ключевыми субъектами, которые работают напрямую с этими детьми и вносят значимый вклад в их образование. Они не только обучают детей основам грамотности, но и разрабатывают индивидуальные методики, которые помогают обучающимся справиться с их специфическими трудностями.

Подход учителей начальных классов к обучению детей с нарушениями письменной речи должен быть индивидуальным и дифференцированным. Они должны учитывать особенности каждого ребенка и разрабатывать специальные программы, направленные на преодоление их сложностей. Важно также работать в тесном сотрудничестве с логопедами и специалистами в области развития речи, чтобы разработать оптимальные стратегии работы с каждым ребенком [9].

Для успешного обучения детей с нарушениями письменной речи учителя начальных классов должны обладать специальными навыками и знаниями, быть компетент-

© Игнатьев А.Е., 2024

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ - ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ -

ными: руководствоваться эффективными методиками обучения письму и способностью адаптировать их под потребности каждого ребенка. Они также должны быть терпеливыми и мотивированными, обладать эмпатией для того, чтобы поддерживать детей на протяжении всего процесса обучения.

Учителя начальных классов имеют возможность влиять на развитие письменной речи детей с нарушениями, связанными с ней. Их поддержка и позитивный настрой могут создать благоприятную образовательную среду, где дети будут чувствовать себя уверенными и способными преодолевать трудности. Получение обратной связи от детей и их родителей о динамике успешности обучения и преодоления нарушений письменной речи, индивидуальный подход и поощрение усилий детей в совершенствовании письменной речи помогут им преодолеть сложности и добиться успеха в обучении [8].

Для того чтобы выстроить эффективную стратегию помощи детям, испытывающим трудности усвоения навыков чтения и письма, мы должны понять, что собою представляют нарушения письменной речи и какие термины используются для их обозначения.

Нарушения письменной речи - это совокупность трудностей, связанных с усвоением навыков письма и чтения, а также препятствующих нормальному психоэмоциональному развитию детей [10]. Эти нарушения могут возникать по разным причинам и иметь различные формы проявления. Необходимо рассмотреть и определить ключевые аспекты нарушений письменной речи, включая дислексию, дисграфию и дизорфографию.

Дислексия — это нарушение чтения, которое характеризуется трудностями в распознавании и интерпретации письменных символов [Там же]. Дети с дислексией могут испытывать трудности с дешифровкой (распознаванием) слов, пониманием смысла текста и последовательным чтением. Они также могут испытывать трудности в правильном произношении слов и улавливании звуковой структуры речи. Дислексия, как правило, имеет нейрологическую основу и может быть обусловлена генетическими факторами.

Р.И. Лалаева выделила следующие виды (формы) дислексии [7]: фонематическая, семантическая, аграмматическая, мнестическая, оптическая, тактильная.

1. Фонематическая дислексия: в этой форме дислексии основной причиной проблем в чтении являются трудности в распознавании и различении звуков речи. Дети с фонематической дислексией могут иметь затруднения в аудитивном анализе и синтезе звуковых структур, что затрудняет правильное чтение.

2. Семантическая дислексия: в этой форме дислексии проблемы возникают в понимании и интерпретации значения слов и фраз. Дети с семантической дислексией могут иметь трудности в улавливании связей между словами и понимании смысла текста. Это может приводить к неправильному интерпретированию и использованию слов в письменной речи.

3. Аграмматическая дислексия: в этой форме дислексии проблемы связаны с неправильным использованием грамматических правил и структур. Дети с аграмматической дислексией могут испытывать трудности в правильном построении предложений, согласовании слов различных частей речи. Это может приводить к грамматическим ошибкам и неправильному структурированию текста.

4. Мнестическая дислексия: в этой форме дислексии проблемы возникают в памяти и запоминании слов и текстов. Дети с мнестической дислексией могут иметь трудности в удержании и воспроизведении информации, затруднения при запоминании правописания и последовательности слов. Это может приводить к частому забыванию и повторению одних и тех же ошибок.

5. Оптическая дислексия: причины данной формы связаны с нарушениями зрительного восприятия текста, а также с рассогласованной деятельностью кинетического и зрительного анализаторов. Дети с оптической дислексией могут испытывать затруд-

нения в фиксации взгляда на словах, неправильной интерпретации зрительных символов и трудностях в понимании написания слов. Это может приводить к частым ошибкам при чтении и написании.

6. Тактильная дислексия: в этой форме дислексии проблемы возникают в тактильном восприятии и обработке информации. Дети с тактильной дислексией могут испытывать трудности в чувствительности к тактильным ощущениям и в использовании движений рук и пальцев при письме. Данная форма дислексии применима только к детям с нарушениями зрительной функции, которые воспринимают текст при помощи шрифта Брайля.

Каждая из этих форм дислексии имеет свои характеристики и особенности проявления и требует индивидуального подхода в обучении и поддержке детей. Понимание этих форм помогает разрабатывать эффективные стратегии и методики работы с детьми с дислексией, с целью облегчения процесса обучения чтению и письму.

Дисграфия - это нарушение письма, характеризующееся затруднениями в написании букв, слов и предложений [10]. Дети с дисграфией могут испытывать трудности в формировании правильного почерка, соблюдении правил орфографии и пунктуации, а также в планировании и структурировании текстов. Подобно дислексии, дисграфия может быть обусловлена разными факторами, включая генетические и нейрологические.

Формы дисграфии, согласно классификации Р.И. Лалаевой, могут быть описаны следующим образом [7]:

1. Артикуляторно-акустическая дисграфия: в этой форме дисграфии основные проблемы связаны с расстройством артикуляции и звукового анализа речи. Дети с артикуляторно-акустической дисграфией испытывают трудности в точном воспроизведении звуков и звукосочетаний при письме. Их написание часто отличается от стандартного написания из-за ошибок в звуковой структуре слов.

2. Акустическая дисграфия: в этой форме дисграфии основные проблемы проявляются на уровне слухового восприятия и анализа звуков речи. Дети с акустической дисграфией имеют трудности с различением и запоминанием звуковых значений букв и звуков. Это может приводить к ошибкам в написании звуковых структур и слов.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза: в этой форме дисграфии проблемы возникают из-за нарушений языковых процессов, связанных с анализом и синтезом. Дети с дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза могут испытывать трудности в правильном преобразовании символов в слова и соответствующую запись, а также в анализе и понимании текста.

4. Аграмматическая дисграфия: в этой форме дисграфии проблемы связаны с неправильным использованием грамматических правил и структур. Дети с аграмматиче-ской дисграфией могут испытывать трудности в правильном построении предложений, согласовании слов. Это может приводить к ошибкам в письменной речи и неправильному структурированию текста.

5. Оптическая дисграфия: в этой форме дисграфии проблемы заключаются в нарушениях зрительного восприятия письма и написания слов. Дети с оптической дисграфией могут испытывать трудности с фиксацией взгляда на элементах письма, неправильным распознаванием зрительных символов и затруднениями в точном написании слов.

Дизорфография - это нарушение орфографии, которое проявляется в затруднении правильного написания слов и соблюдении орфографических правил. Дети с дизорфо-графией могут испытывать трудности в определении последовательности букв в словах и восприятии визуального образа текста. Это может приводить к повторению, пропускам или перестановкам букв в словах, что влияет на грамматическую и пунктуационную правильность текста [10].

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ - ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ -

Вышеперечисленные формы нарушений письменной речи и их проявления являются довольно специфическими. Для их преодоления необходимо использовать нестандартные и инновационные методы:

1. Визуальные подсказки. Использование визуальных подсказок является одной из ключевых стратегий для обучения детей с нарушениями письменной речи. Визуальные подсказки включают в себя использование цветовой кодировки для различия звуков и букв, использование диаграмм и графиков для наглядного представления правильных письменных форм, а также использование изображений и мнемотехники.

2. Наглядные материалы. Использование наглядных материалов также играет важную роль в обучении детей с нарушениями письменной речи. Наглядные материалы могут включать в себя специально разработанные карточки с изображениями звуков и букв, использование физических объектов для иллюстрации понятий и правил письма, а также такие материалы, которые позволяют детям активно участвовать в процессе обучения и усвоения правил письма.

3. Интерактивные технологии. В наше время интерактивные технологии предоставляют широкий спектр возможностей для использования визуальных подсказок и наглядных материалов в обучении детей с нарушениями письменной речи. Такие технологии включают в себя использование интерактивных досок, планшетов, специальных приложений и программ, которые предоставляют визуальные подсказки и наглядные материалы.

Не менее важной задачей, стоящей перед учителями начальных классов, является развитие фонематических процессов детей, включающих в себя фонематический слух (восприятие), языковой анализ и синтез, а также фонематические представления [2]. Для успешного развития фонематических процессов необходимо провести диагностику фонематических навыков каждого ребенка. Это позволяет учителям определить индивидуальные потребности и разработать персонализированный подход к обучению звукам речи (фонемам). Для диагностики можно использовать различные методы, включая задания на дифференциацию звуков. Учителям рекомендуется регулярно проводить с детьми игры и упражнения, направленные на развитие фонематического анализа и синтеза. Это помогает детям выделять звуки, определять их позицию в словах, а также правильно артикулировать эти звуки.

К сожалению, успешность преодоления нарушений письменной речи у детей зависит далеко не только от учителей, но и от других специалистов, а также от родителей.

Сотрудничество учителей начальных классов с родителями детей, имеющих подобные трудности, играет ключевую роль в успешной образовательной поддержке [4]. Учителя должны быть открытыми и коммуникабельными, обсуждать особенности и потребности каждого ребенка с родителями, а также регулярно информировать их о прогрессе и достижениях ребенка. Можно также организовать родительские встречи или консультации для обмена опытом и под держки друг друга.

Совместные консультации с логопедами, психологами, нейропсихологами, разработка индивидуальных программ и обмен опытом между учителями и специалистами помогут создать оптимальные условия для развития навыков чтения и письма у детей.

В данной статье мы рассмотрели эффективные стратегии обучения детей с нарушениями письменной речи и 0006500 роль учителей начальных классов в этом процессе. Исследования показывают, что дети с нарушениями письменной речи нуждаются в особом внимании и поддержке, чтобы развивать свои навыки письма и преодолевать трудности, с которыми они сталкиваются.

В ходе нашего исследования были выявлены следующие эффективные стратегии обучения детей с нарушениями письменной речи:

1. Индивидуализированный подход: учителя начальных классов должны индивидуально оценивать потребности каждого ребенка и разрабатывать индивидуальные планы обучения. Это позволяет учителям адаптировать свои методики и материалы, чтобы соответствовать уровню и способностям каждого ребенка.

2. Использование мультисенсорных методов: различные наглядные и мультисен-сорные методы, такие как использование образцов письма, досок с песком или планшетов, помогают детям с нарушениями письменной речи лучше запоминать и воспринимать информацию. Это способствует укреплению связи между визуальными и кинестетическими аспектами письма.

3. Дифференцированный подход: учителя начальных классов должны предлагать разные уровни и задания, чтобы каждый ребенок мог работать на своей собственной скорости и уровне сложности. Это позволяет детям с нарушениями письменной речи чувствовать себя увереннее и достигать успеха в процессе обучения.

4. Сотрудничество с родителями и другими специалистами: сотрудничество между учителями начальных классов, родителями и другими специалистами играет ключевую роль в обеспечении эффективной образовательной поддержки для детей с дислексией и дисграфией. Открытая коммуникация, информационный обмен, взаимодействие с психологами и специалистами по специальному образованию, а также использование дифференцированного обучения способствуют успешному развитию чтения и письма у детей с особыми образовательными потребностями.

Более глубокое исследование и анализ в данной области помогут выявить еще эффективнее методы поддержки детей с дислексией и дисграфией со стороны учителей начальных классов.

Список литературы

1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения нейропсихологический подход: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Психология» (бакалавриат, магистратура). «Клиническая психология» (специалист) ФГОС ВО. М., 2015.

2. Дислексия и дисграфия как причины снижения школьной успеваемости: учебно-методическое пособие / под ред. Д.З. Ахметовой. Казань, 2021.

3. Ефименкова JI.H. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2015.

4. Ефименкова JI.H., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: пособие для логопеда. М., 1991.

5. Инклюзивное образование как педагогическая инновация / Д.З. Ахметова, A.B. Тимиря-сова, И.Г. Морозова и др.; под науч. ред. Д.З. Ахметовой. Казань, 2021.

6. Ишимова О.С. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. М., 2014.

7. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2003.

8. Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция: научная монография / под общей ред. O.A. Величенковой. М., 2018.

9. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления: пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей. М., 2011.

10. Терминологический словарь по инклюзивному образованию / сост. Д.З. Ахметова, Т.А. Челнокова, А.Е. Игнатьев, В.В. Васина. Казань, 2018.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

* * *

1. Ahutina T.V., Pylaeva N.M. Preodolenie trudnostej ucheniya nejropsihologicheskij podhod: ucheb. posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayushchihsya po napravleniyu podgotovki «Psihologiya» (bakalavriat, magistratura). «Klinicheskaya psihologiya» (specialist) FGOS VO. M., 2015.

2. Disleksiya i disgrafiya kak prichiny snizheniya shkol'noj uspevaemosti: uchebno-metodicheskoe posobie / pod red. D.Z. Ahmetovoj. Kazan', 2021.

3. Efimenkova L.N. Korrekciya ustnoj i pis'mennoj rechi uchashchihsya nachal'nyh klassov. M., 2015.

4. Efimenkova L.N., Misarenko G.G. Organizaciya i metody korrekcionnoj raboty logopeda na shkol'nom logopunkte: posobie dlya logopeda. M., 1991.

5. Inklyuzivnoe obrazovanie kak pedagogicheskaya innovaciya/ D.Z. Ahmetova, A. V. Timiryasova, I.G. Morozova i dr.; pod nauch. red. D.Z. Ahmetovoj. Kazan', 2021.

6. Ishimova O.S. Logopedicheskoe soprovozhdenie uchashchihsya nachal'nyh klassov. Pis'mo. M., 2014.

7. Lalaeva R.I. Diagnostika i korrekciya narushenij chteniya i pis'ma u mladshih shkol'nikov. SPb., 2003.

8. Narusheniya pis'ma i chteniya u detej: izuchenie i korrekciya: nauchnaya monografiya / pod obshchej red. O.A. Velichenkovoj. M., 2018.

9. Sadovnikova I.N. Disgrafiya, disleksiya: tekhnologiya preodoleniya: posobie dlya logopedov, uchitelej, psihologov, studentov pedagogicheskih special'nostej. M., 2011.

10. Terminologicheskij slovar' po inklyuzivnomu obrazovaniyu / sost. D.Z. Ahmetova, T.A. Chelnokova, A.E. Ignat'ev, V.V. Vasina. Kazan', 2018.

The effective strategies of education of children with the violation of written speech: the role of teachers of primary school

The article deals with the violation of the written speech as a common issue of the children at primary school. There is studied their influence on the educational process and academic progress of children. The problems of the violation of the written speech of the children at primary school are analyzed, the basic strategies of their education are defined, and the role of the teachers at primary school in this process is specified.

Key words: violation of written speech, dyslexia, dysgraphia, effective educational strategies, primary

school teacher, primary school.

(Статья поступила в редакции 12.02.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.