УДК31
Ахметзянова А.И., Карачева Д.А.
ст. 1 курса магистратуры УГНТУ,
г. Уфа, РФ
Научный руководитель: Валитова Н.Э.
канд. полит. наук, доцент ТОК, г.Уфа, РФ
ПРОДВИЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ СРЕДСТВАМИ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ «ДЕТИ УЛИЦЫ»
Аннотация
В статье затрагиваются вопросы, касающиеся социально значимых проектов и методов их продвижения средствами маркетинговых коммуникаций. В качестве предмета исследования рассматривается социальный проект В.В. Зарабелова «Дети улицы», посвященный профилактике безнадзорности детей и подростков.
Ключевые слова:
социальный проект, общество, маркетинговые коммуникации, реклама.
Изменения, происходящие в последние годы под воздействием политических, социально-экономических и культурных преобразований, оказывают значительное влияние на социальную среду и общественное сознание. Несмотря на повышение социальной активности граждан, рост желания совершенствовать и преобразовывать окружающий мир, принимать участие в жизни района, города, страны, проблемы привлечения населения к социально значимым проблемам остаются актуальными и сегодня.
Многие некоммерческие программы усиливают свое влияние на социум, так, на сегодняшний день, активно развиваются социальное предпринимательство, территориальное общественное самоуправление и другие формы социальной активности. Кроме того, представители бизнес структур реализуют социальные кампании, акции для позиционирования положительного корпоративного имиджа. Сегодня некоммерческие проекты получают значительную часть финансирования и способны оказывать серьезное влияние на материальное и моральное благополучие общества. Одним из решающих факторов успеха данных проектов является их эффективное продвижение средствами маркетинговых коммуникаций.
В качестве предмета исследования выступил социальный проект В. В. Зарабелова «Дети улицы».
Целью проекта является - профилактика безнадзорности детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, путем вовлечения их в процессы социальной адаптации к общественно полезному образу жизни.
Целевыми группами проекта выступают: дети и подростки из многодетных, малообеспеченных семей и семей, находящихся в социально опасном положении.
Задачи проекта «Дети улицы»:
1. Формирование специально организованной среды для оказания благотворительных услуг по проведению досуга детей, подростков из малообеспеченных семей, находящихся в социально опасном положении;
2. Оказание юридической и психологической помощи детям и подросткам, привлеченным в проект;
3. Формирование из детей, подростков, специалистов-наставников - устойчивого коллектива, который объединен спортивной деятельностью и единой направленностью на социально востребованные результаты.
Обоснование социальной значимости проекта «Дети улицы».
Проект будет направлен на организацию дополнительного образования и досуга для детей из
малообеспеченных и социально-неблагополучных семей, не имеющих для этих целей финансовых возможностей.
Концепция проекта «Дети улицы» состоит в том, чтобы с помощью специалистов центра «Семья», тренеров спортивных клубов создать среду, в которой дети и подростки из вышеперечисленных категорий получат возможность развиваться в разных направлениях. Все мероприятия в рамках проекта будут направлены на оздоровление и привлечения детей к занятиям спортом. Реализация проекта позволит привлечь молодое поколение к здоровому образу жизни, отказаться от вредных привычек. В результате реализация проекта, ожидается, что подростки узнают, что быть здоровым и заниматься спортом - это модно.
Для того чтобы социальный проект «Дети улицы» достиг всех поставленных целей и задач, важно не только сформулировать актуальную проблему, но и привлечь внимание общественности, целевой аудитории, а также убедить их в правильности выбора концепции решения. Для этого используются различные методы продвижения средствами маркетинговых коммуникаций. В классическом понимании маркетинговые коммуникации - это связи, образуемые фирмой с контактными аудиториями посредством различных средств воздействия, в числе которых реклама, PR, стимулирование сбыта, личная продажа [2, с. 198]. Рассмотрим каждый вариант более подробно.
1.Реклама в комплексе маркетинговых коммуникаций - это распространяемая с помощью любых средств информация, которая предназначена для неопределенного (определенного) круга лиц, открыто исходит и оплачивается рекламодателем и призвана формировать, поддерживать интерес к этим организациям, личностям и способствовать реализации товаров, идей, а также начинаний.
В продвижение проекта «Дети улицы» большее внимание следует уделить рекламированию в сети Интернет, в особенности на собственном сайте, используя SEO продвижение и в социальных сетях (SMM-продвижение). Один из эффективных способов заявить о себе - это создание страниц в «Вконтакте», «Instagram», «Facebook», указание ссылок на сайт проекта в социальных сетях, на страницах организаторов и участников.
Продвижение проекта «Дети улицы» посредством баннерной, контекстной рекламы, распространяемой через другие СМИ, показ видеороликов на TV-каналах местного уровня, объявления о своей деятельности по радио, наружная, а также транспортная реклама во многом облегчит популяризацию данного проекта в молодежной и подростковой среде.
2. Public Relations (PR) - это вид деятельности, направленный на достижение эффективной коммуникации как во внутренней среде организации, так и во внешней - между организацией и общественностью.
Для формирования благоприятного отношения к проекту «Дети улицы» необходимо обратиться к наиболее популярным в PR-практике приемам: проведение разнообразных PR-акции, событий, которые непосредственно затрагивают социальную тематику и пересекаются с концепцией проекта. Например, организация спортивных событий (соревнований, дружеских матчей), направленных на оздоровление, привлечение подростков к занятиям спортом.
3. Стимулирование сбыта - различные виды маркетинговой деятельности, которые на определенное время увеличивают исходную ценность товара или услуги и напрямую стимулируют покупательную активность потребителей [1, с. 22].
В соответствии с возрастающей ролью социальных сетей в жизни общества и, в особенности молодого поколения, а также отсутствием значительного количества финансовых затрат на продвижение, формулируя свои рекомендации относительно социального проекта «Дети улицы» следует сделать упор именно на SMM-продвижение.
Обращаясь к советам авторов современных учебных пособий по продвижению социальных проектов [3, с.38], следует остановить свое внимание на нескольких, на наш взгляд, самых актуальных позициях относительно проекта «Дети улицы»:
Во-первых, диалог с целевой аудиторией, посредством публикации опросов, пересекающихся с тематикой проекта, живых обсуждений.
Во-вторых, использование различных конкурсов, розыгрышей для привлечения интереса к созданным страницам в социальных сетях.
В-третьих, публикация сторителлингов об организаторах проекта, участниках, партнерах и волонтерах.
В-четвертых, использование в публикуемых материалах личное обращение к целевой аудитории: «мы», «нам».
И, наконец, одна из самых важных рекомендаций - постоянное информирование участников группы о ходе проекта.
4. Личные продажи - один из самых важнейших инструментов эффективного взаимодействия, использующий устное представление товара в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью совершения продажи [5, с.11]. Среди достоинств данной формы выстраивания коммуникации с целевой аудиторией выделим: прямые контакты продавцов с конечными потребителями; персональная работа с клиентом; налаживание прямой и обратной связей продавцов с покупателями.
Основными разновидностями личных продаж могут выступать: почтовая рассылка, рассылка по электронной почте, личные встречи в виде «круглых столов», конференции, презентации, индивидуальная раздача буклетов, телефонное оповещение.
Важно отметить, что продвижение социальных проектов служит общим целям социальной деятельности, в частности под воздействием информационной деятельности формируется общественное согласие, создается положительное информационное поле на региональном и местном уровне, что сказывается на активизации нравственности и духовности, происходит воспитательное и просветительское воздействие.
Таким образом, только комплексное использование всех методов маркетингового продвижения социального проекта «Дети улицы», может стать реальным стимулятором его эффективной и полной реализации. По отдельности каждый из методов приносит лишь кратковременные положительные результаты.
Список использованной литературы:
1. Бернет Дж. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / Перевод с англ. под ред. С. Г. Божук. - СПб: Питер, 2001.
2. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер / Филип Котлер: Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишерз, 2010.
3. Крылова Ю.С. PR и продвижение некоммерческого проекта. М.: МБОО «Центр развития некоммерческих организаций», 2014.
4. Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003.
5. Романов А.А. Маркетинговые коммуникации, М.: Эксмо, 2006.
© Ахметзянова А.И., Карачева Д.А., 2021