Научная статья на тему 'Продвижение продукции в условиях рыночной конкуренции'

Продвижение продукции в условиях рыночной конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
935
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Продвижение продукции в условиях рыночной конкуренции»

Бюджетная политика. Поскольку финансовый учет состоит из двух взаимосвязанных частей: учет плановых показателей и учет фактических данных, - в учетной политике дополнительно прописывается бюджетная политика компании, основной задачей которой является получение и обобщение экономической информации о деятельности компании для принятия управленческих решений на долгосрочный период. Учет плановых показателей осуществляется с целью получения и обобщения экономической информации о состоянии и основных характеристиках оборота компании, источников ее формирования, а также движении финансовых потоков на планируемый период. Учет фактических д&нных производится для получения информации об исполнении планируемых показателей, анализа причин возникающих отклонений и корректировке планируемых показателей на последующие периоды.

Кредитная политика делится на три составные части:

1. Отношения с поставщиками:

- создание таких отношений, при которых отгрузка товара производится поставщиком компании в товарный кредит с максимальным сроком погашения вышеупомянутого кредита и с сохранением всех действующих скидок;

- в случае экономической выгоды рассмотреть переход работы с поставщиками на условия отгрузки товара под банковские гарантии или аккредитивы;

- в случае коммерческой целесообразности компания принимает товар на реализацию.

2. Отношения с покупателями:

- отгрузка товара покупателям на условиях товарного кредита разрешена в следующих случаях:

а) товар отгружается под залог ликвидных активов (векселя Сбербанка РФ, акции предприятий и другие ценные бумаги) на сумму не более 95 % от стоимости залога. В этом случае четко оговариваются сроки наступления оплаты ( но не более двух месяцев);

б) постоянному покупателю может быть открыта кредитная линия на сумму, не превышающую 30 % от месячного объема продаж, со сроком не более трех месяцев. Отгрузка товара сверх лимита запрещена;

в) отгрузка в кредит сроком более трех месяцев может быть произведена покупателю, если товар хранился на складе более четырех месяцев.

3. Отношения с прочими контрагентами.

В случае, если кредитная политика четко прописана, все сотрудники изначально понимают требования своей компании.

ПРОДВИЖЕНИЕ ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

ЛАТЫ некий Е. В.

Уральская государственная горно-геологическая академия

Продвижение (promotion) - это любая форма сообщений, используемых фирмой для информации, убеждения или напоминания людям о своих товарах, услугах, образах, идеях, общественной деятельности или влиянии на общество. Планирование продвижения представляет собой систематическое принятие решений, касающихся всех сторон этой деятельности.

Фирма может передавать нужные ей сообщения через фирменные названия, упаковку, витрины магазинов, персональный сбыт, отраслевые выставки, лотереи, средства массовой информации (газеты, телевидение, радио, прямые почтовые послания, наружные объявления, журналы ) и другие формы. ^>ги сообщения могуг делать упор на информации, убеждении, страхе, общительности, эксплуатационных характеристиках продукции, юморе и /или сравнениях с конкурентами.

О новой продукции и ее характеристиках потребителей нужно проинформировать, пока у них еще нет какого-либо отношения к ней. Для товаров, о которых потребителям хорошо известно, главное в продвижении - убеждение; нужно трансформировать знание о товаре в благожелательное отношение к нему. Для прочно утвердившейся продукции упор делается на напоминание - укрепление существующего отношения потребителей.

Усилия фирмы по продвижению обращены к потребителям, акционерам, организациям и лобби потребителей, правительству, участникам каналов сбыта, персоналу, населению в целом Связь осуществляется не только с потребителями, а с каждой из этих групп, причем по-разному поскольку они имеют четкие цели, знания и потребности. В рамках групп фирма должна выделить и выйти на лиц, формирующих мнения. Важно понимать механизм устной коммуникации, посредством которой люди передают друг другу свои мнения и опыт, связанные с продукцией Без устойчивого положительного устного мнения фирме трудно преуспеть.

Для продвижения фирмы обычно выделяют отдельные товары и услуги, чтобы подтолкнуть потребителей от осознания к покупке.

Однако компания может также стараться выразить свой общий образ (как, например, новатора в отрасли), позицию по тому или иному вопросу, участие в местной жизни (оповестить о финансировании новой больницы) или воздействие на общество (указывая число занятых в фирме).

Важнейшие функции, выполняемые промоушном:

- создает образ престижности, низких цен или инновационности для компании, ее товаров

и услуг,

- информирует о параметрах товаров и услуг;

- порождает узнавание новых товаров и услуг;

- сохраняет популярность существующих товаров и услуг;

- может изменить образы или использование теряющих свои позиции товаров и услуг;

- создает энтузиазм среди участников каналов сбыта;

- объясняет, где могут приобретаться товары и услуги;

- убеждает потребителей переходить от одних товаров и услуг к более дорогим;

- информирует потребителя о распродажах;

- обосновывает цены товаров и услуг;

- отвечает на вопросы потребителей;

- завершает сделки;

- обеспечивает послепродажное обслуживание потребителей;

- создает позитивный имидж компании о ее товарах и услугах относительно конкурентов.

Планирование промоушн-акций

Индустрия BTL-услуг в последнее время развивается огромными темпами. В комплекс «Below The Line» включают PR, sales promotion, специальные акции. Но любой динамично развивающийся рынок привлекает внимание инвесторов, быстро становится «модным». Именно это происходило в последнее время с Интернет-рекламой и вскоре может произойти со стимулированием сбыта. Нет, финансового пузыря не будет, но тем не менее изрядное количество денег может быть вложено не по назначению. Все компании делятся на те, которые созидают (не обязательно в плане креатива, но и марке-ингового планирования), решают проблемы Клиента, а остальные (коих большинство) штампуют определенное число стандартных типов промоушн-акций, не задумываясь о реальной пользе этого для Клиента. Почему? Потому, что средство достижения цели само становится целью. Поэтому для эффективного вложения денег необходимо правильно ставить цель, понимать, когда стимулирование сбыта необходимо, а когда лучше задействовать другие рекламные коммуникации.

Цели стимулирования сбыта должны быть:

- Конкретными. Ничего общего. Что именно предполагается сделать и в течение какого промежутка времени?

- Измеримыми. Чтобы быть конкретными, они должны быть измеримыми. Должно быть начало, конец и способ измерить рагзичне между этими двумя моментами.

- Четко сформулированными, не допускающими двойного толкования. Доступны для понимания. Делать цели непонятными или сложными - значит уменьшать вероятность того, что они будут достигнуты.

- Практичными и реалистичными Должны соответствовать финансовым и материальным возможностям организации.

- Достижимыми. Большие запросы (среди целей стимулирования сбыта) должны быть поддержаны знанием рынка, хорошей организацией, финансовыми ресурсами и возможностью sales promotion компании реализовать, достигнуть поставленные цели.

- Совместимыми. Цели стимулирования сбыта должны быть полностью интегрированы с другими элементами маркетинг-микса для достижения большего синергического эффекта.

Перечень возможных целей и стратегий

Несмотря на то, что все программы стимулирования сбыта сюьно зависят от бренда и ситуации, можно выделить несколько основных целей, которые могут быть достигнуты при проведении программы стимулирования сбыта. Sales promoton делится на trade и consumer promotion. Соответственно и цели стимулирования сбыта делятся на торговые и потребительские.

Среди целей consumer promotion можно выделить следующие:

- Достичь новых покупателей. Возможность осуществить пробу продукта новым потребителем даст реальный эффект.

- Удержать существующих потребителей. Текущие потребители могут быть поощряемы для того, чтобы они продолжали покупать продукт, а не переключались на конкурентов.

- «Загрузить» существующих потребителей. Мотивировать существующих потребителей закупить большее количество продукции. В результате это преду преждает ситуацию переключения на продукцию конкурентов.

- Увеличить потребление продукта: как увеличение постоянного потребления существующими клиентами, так и через привлечение новых потребителей.

- «Расторговать» покупателя. Поощрять покупателей пользоваться продуктом лучшего качества или более рентабельного для производителя.

- Усилить воздействие рекламы. Просто усилить сообщение, образ или идею рекламы в медиа.

- Вывести, презентовать новый продукт. Помощь в презентации нового продукта - возможно одна из наиболее широко используемых целей.

Торговая сеть представляет собой достаточно специфическую цель с особыми нуждами и запросами. Хорошо спланированная промо-акция может использоваться для:

- расширения дистрибуции. Одна из приоритетных целей многих торговых промо-акций или сделок - достижение новых каналов дистрибуции продукта и увеличение представленности в имеющихся;

- увеличения или уменьшения количества торгового оборудования. Зачастую целью является изменение количества торгового оборудования;

- обеспечения поддержки и торговой сети для потребительской промоушн-компянии. Построение интереса и работа в согласии со стимулированием потребительского спроса;

- улучшения торговых отношений. Иногда, как оказывается, достаточно улучшить отношения с торговой сетью, и тогда стоит поставить это в качестве цели. Необходимость улучшить отношения с торговой сетью может быть вызвана повышением оптовых цен либо уменьшением прибыли, либо это может просто быть способом борьбы с конкурентами.

Зависимость целей от жизненного цикла товара

На ранних стадиях жизненного цикла товара стимулирование сбыта имеет различное значение. И соответственно ставятся разные цели.

На стадии внедрения стимулирование сбыта имеет огромное значение. Ведь именно sales promotion - индустрия обладает огромными возможностями заставить человека сделать первую пробную покупку. Завоевание все новых и новых покупателей есть основная задача на стадии роста. Эффективно проведенной кампанией на этом этапе можно считать такую, при которой более половины (50 %) целевой аудитории попробовали новый продукт. С другой стороны, при выходе на рынок продукта-конкурента порой требуется «загрузить» существующих потребителей. заставить их купить много Вашей продукции для того, чтобы оградить их от внешнего воздействия, сделать их к нему нечувствительными.

На стадии роста стимулирование сбыта играет существенную роль только в том случае, если на рынке представлены продукты-аналоги. Тогда основной задачей станет перетягивание потребителей других марок. На стадии роста следует продолжать привлекать новых клиентов. В отношении же существующих на тот момент потребителей стоит проводить политику поощрения покупок больших объемов.

Когда сформировалась определенная потребительская аудитория, лояльная к торговой марке, основной задачей становится защита завоеванных позиций от агрессивных компаний конкурентов. Здесь можно назвать и противодействие путем «загрузки» покупателей, и различные программы по удержанию, т. н. «клубы лояльности марке».

Стадия спада опять выводит стимулирование сбыта на первое место относительно традиционной рекламы. Основным направлением становится стимулирование торговли, сопровождаемое стимулированием спроса. Чтобы сохранить покупагельскую аудиторию продукта, уходящего с рынка, имеют смысл программы по переключению на другой бренд той же компании, находящийся на стадии роста. Так, передавая покупателей от одной торговой марки к другой, можно сохранить накопленный потребительский потенциал.

Целевая аудитория

Как уже было сказано, выходя на рынок, новый продукт должен привлечь новых покупателей. Откуда они берутся, кто они - эти новые покупатели? Как правило, это либо непостоянные жлребшели дру1их марок, либо те, кто впервые попробовал данную товарную группу. Но мало ознакомить потребителей с новым товаром, необходимо, чтобы через некоторое время они не вернулись к прежней марке. На самом деле, как показывает анализ промо-акций, после их проведения наступает спад, а потом продажи выравниваются на прежнем уровне. Более подробно анализ эффективности промо-акций будет дан в одном m следующих выпусков. Вывод отсюда следующий: за вовлечением новых покупателей с необходимостью должны следовать акции по повышению их лояльности. Маю заставить человека попробовать Ваш продукт, надо еще и повлиять на его дальнейшее поведение. И чем больше лояльных покупателей приобретет бренд, тем лучше. Отсюда следует, что активность по стимулированию сбыта должна быть хорошо спланирована в течение определенного периода. Хорошие результаты имеет построение концептуально единых, вытекающих друг из друга программ стимулирования сбыта сроком на один год. Из этого не следует, что надо проводить акции много и часто: просто одно должно логично вытекать из другого. И для обеспечения такой последовательности нужно заниматься не решением сиюминутных проблем, а четким планированием на весь год.

Разделение по срокам

Общепринятым является мнанис о краткосрочном эффекте промо-акций. Да, действительно, большинство используемых инструментов sales-promotion дают именно такой эффект. Это дегустации, премиумы и другие акции, направленные на стимулирование потребительского спроса. Данный тип consumer promotion акций увеличивает объем продаж за счет привлечения нелояльных покупателей других торговых марок. Но, как было показано выше, этот эффект нуждается в закреплении.

Помимо кратковременных эффектов, вызываемых временными покупками, в среднесрочном периоде (около года) важно создание стимулов к совершению повторных покупок. Именно задача увеличения потребления новыми покупателями стоит перед нами при планировании ежегодных промо-планов. Нельзя оставить в стороне trade promotion. Торговая сеть - система более инертная, нежели рядовые потребители. Поэтому короткие акции trade promotion не возымеют должного успеха.

В самой долгосрочной перспективе стоит создание наиболее устойчивой части лояльной аудитории, некоего ядра, которое называется «клубом лояльности марке». Способы создания таких клубов разные, но почти все они строятся на четком понимании потребительских групп, на их четкой дифференциации. В основном это область директ-маркетинговых технологий.

Планирование бюджета

Планирование рекламного бюджета вообще и той его части, что выделена на BTL - в частности, - тема очень серьезная, поэтому упомянем лишь основные пункты, относящиеся к теме статьи. С чем приходится сталкиваться? Как правило, многие Клиенты хотят совершенно четкую стандартную акцию. Для них главное - стоимость. Цель они определили сами. Другие - их меньше, но. как правило, имеют более серьезные бюджеты, определяют бюджет и цель, а BTL-агеит-ство планирует акцию. Мы видим, что специализированные BTL-агентства не влияют на поста-

■овку целей. Иная ситуация в агентствах полного цикла, которые управляют бюджетом клиента ■ занимаются планированием. ВТЬ-отделам таких агентств проще реагировать в случае непра-шльной постановки (формулировки) цели. Но. как показывает опыт, в конечном счете, ео многих случаях Клиент самостоятельно занимается планированием. Поэтому ему следует особенно зниматсльно подходить к корректной постановке задачи и выбору цели.

Эффестивный промоушн

Каким образом промоушн-акция выполняет поставленные перед ней задачи? За счет чего увеличиваются продажи? Ответ на этот вопрос в большинстве случаев очень прост: за счет продаж конкурентных марок. Предположим, один магазин продает 100 единиц одинаковой продукции четырех марок в день. При этом предположим, что каждая марка продается так же. как и сс конкуренты, т. е. магазин продает по 25 единиц продукции каждой марки. При проведении про-моушна промотируемая марка имеет максимум продаж 100 единиц в день, т. е. промоушн позволит забрать долю конкурентных марок.

Смещение потребительских прелпочтений происходит, в первую очередь, чя счет нянмрн«* приверженных и лояльных потребителей, новаторов. Устойчивых потребителей той или иной марки склонить к переключению на другой бренд достаточно тяжело.

Механика промоушн-акций должна быть ориентирована на «смещение траектории руки покупателя» - наводить руку покупателя на промотирусмый продукт. Безусловно, такое своеобразное влияние на покупателя должно быть максимально корректным. Рассмотрим несколько позитивных и негативных примеров построения механики промо-акций.

Негативный вариант - «фотоэлемент». Как правило, промоутср в магазине начинает свою речь в тот момент, когда зрительно фиксирует движение субъекта, без относительности к принадлежности оного субъекта к целевой аудитории.

Позитивный вариант - выявление момента сомнения в покупательском взгляде при выборе марки.

Преимущества промотируемого продукта - единственное, что должно диктовать принципы механики каждой акции. Что такое промоушн-акция на самом деле? Персонифицированное изложение преимуществ продукта и убеждение в этом представителей целевой аудитории. К сожалению, многие креаторы и разработчики механики акции об этом забывают. Покупая чайник, вы покупаете кипяток. Это самый главный принцип построения любой рекламной или промо-компании. Разрабатывая креатив промоушна, нужно всегда понимать, как промотируемый товар/услуга решает проблемы покупателя, зачем покупателю он нужен? Главный принцип великого рекламиста Дэвида Огилви, который почему-то практически не используется при разработке как рекламных, так и промоушн-компаний. - делать честную рекламу.

Рассмотрим этапы планирования и реализации коммуникационной цепочки

Самое первое, что необходимо для планирования кампании, - ответ на вопрос «Что же мы хотим пап учить после и что мы готовы сделать для этого?». Иными словами, без четко поставленной цели планировать коммуникации бессмысленно. При этом именно Клиент должен определить бюджет кампании. Мы часто сталкиваемся с «осмеиванием» акций, когда Клиент понимает, что он хочет сделать, но не знает, сколько он готов инвестировать в достижение поставленных целей. Безусловно, такой подход имеет место, но говорит об общей ошибке постановки задачи при планировании коммуникаций, равно как и любого другого инвестиционного проекта (а коммуникации, включая рекламу, являются именно инвестиционными проектами), 6« представления о том, сколько нужно инвестировать для получения желаемой прибыли. А вот задачей профессионального агентства является оптимальное планирование этого бюджета: сколько на полевую работу, сколько на продакшн, сколько на дополнительные исследования и т. п.

После постановки задачи необходимо придумать саму коммуникацию, т. е. то сообщение, которое убедит целевую аудиторию в том, что промотируемый товар является наилучшим выбором конкретно этого покупателя. Коммуникация должна содержать и рациональную составляю-цую, и эмоциональное воздействие.

Очень часто происходит следующее: заказчик заказывает рекламную кампанию в рекламном агентстве, промоушн-акции - в промо-агентстве. Теоретически ничего плохого тут нет, однако при разработке креативного сообщения теряется синергетика рекламного импульса, отсут-

ствует кумулятивный эффект. При этом даже понимание бренда, его философии в ратных агентствах совершенно разное. Иногда приходится адаптировать разработанные кем-то и когда-то рекламные концепции под BTL-программы. И особенно смешно, когда большинство промо-агентств декларируют интегрированные маркетинговые коммуникации, которые невозможны без влияния на все коммуникации бренда - прямую рекламу, формирование отношения к бренду общественности, BTL-мероприятий. Дои Шульц, автор самого понятия «Интегрированные маркетинговые коммуникации», проповедовал именно комплексный подход к коммуникациям, совмещенный, кумулятивный способ влияния на покупателя. При этом, называя себя агентством интегрированных коммуникаций, агентство заведомо обманывает своего Клиента: интегрированный подход возможен только в том случае, если агентство представляет из себя крупный рекламный холдинг и имеет возможности планирования полного спектра маркетинговой активности - от концепции продвижения и брендиига до оперативного планирования адресных программ, промо-трафика и пр. В действительности же мы наблюдаем отдельную рекламную кампанию, отдельные BTL-мсроприятия. Особенно умиляет в брифах на промоушн крупных Клиентов с мощными рекламными компаниями строчки «по media support». При этом рекламная кампания все-таки косвенно соотносится с персонифицированными коммуникациями.

В самом начале разработки креатива и механики промоушн-акций, как я уже говорил, необходимо детальное изучение бренда, его преимуществ.

При создании сценария акции, написания «речевок» необходимо помнить следующее: стоимость одного контакта с представителем целевой аудитории стишком высока, чтобы пренебрегать вниманием покупателя и эффективностью этого контакта. Немаловажным этапом разработки механики промо-акции будет являться первичный контакт, или, как говорят рекламисты, контакт первого уровня. Первичный контакт рассчиган на привлечение внимания к промоушн-акции, его задача - поймать случайно брошенный на мгновение взгляд. И наша задача - за это мгновение дать покупателю представление о категории рекламируемого товара, дать понять, что эта товарная категория для него интересна, дать покупателю возможность оценить привлекательность предложения и, самое главное, заставить испытать желание перейти к более глубокому взаимодействию с коммуникацией. При проведении промоушн-акций мы всегда рассматриваем возможности медиа-поддержки промоушна. Это может быть как прямая реклама, так и PR-мероприятия, проводимые во время промоушн-акций. Анонс промоушн-акций, кросс-промоушн в СМИ многократно увеличивает эффективность самой акции, вовлекая в участие большее количество человек. При этом акция может проводиться как в месте продаж, так и не быть привязанной к конкретной торговой точке. Промоушны не дают возможности вовлекать потребителя в построение отношений с торговой маркой, непосредственно в коммуникационный процесс. При объединении креативных усилий продлевается «срок жизни» промоушна - одна и та же коммуникация доставляется человеку в р&зное время в разных местах.

Резюмируя вышесказанное, придем к простым критериям эффективного промо:

1. Необходимо четкое понимание целей промо-акции, ее задачи и того, что же качественно и количественно мы должны получить в конце.

2. Какие критерии успешности акции мы будем применять для оценки ее эффективности, механизм контроля и внесения поправок во время акции.

3. Перед начатом разработки креатива и механики акции нужно знать: суть бренда, его полезности для аудитории, отличие от конкурентов; что сейчас происходит на рынке этого бренда, какая маркетинговая активность у конкурентов.

4. В процессе разработки акции необходимо подумать о том, как и, главное, зачем целевой аудитории взаимодействовать с нашей коммуникацией. Каким образом будут вовлекаться в промоушн новые покупатели, что им для этого нужно.

5. Транспорт коммуникации. Каким образом наше сообщение будет лучше (в данном случае под словом «лучше» мы понимаем удельную стоимость доставки, оперативность и охват целевой аудитории) доставлено до целевой аудитории.

6. Непосредственно полевая работа. Зависит в первую очередь от профессионализма агентства (BTL-бизнес - это бизнес логистики, координации и взаимодействия). Глупо говорить об аккуратном внешнем виде промоутеров, их внешнем соответствии принципам добра и зла, их коммуникабельности (профессиональный промоутер не только говорит, но и умеет слушать).

7. Координация работы промо-бригад и торговых точек. Очень частая ситуация - недостаточный объем промотируемого токара. Невыполнение этого пункта лишает промоушн смысла, если не убивает бренд. А такие срывы имеют место сплошь и рядом.

В заключение заметим, что все вышеизложенное не есть научное открытие, ноу-хау или новейшая методика. Рынок промоушна достаточно старый, и мною были всего лишь срезюмиро-ваны основные принципы построения коммуникационных цепочек. Возможно, такое резюме позволит иметь перед глазами очерченный круг критериев, без которых нельзя построить хороший промоушн.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПЕРЕГОНИ. В.

Уральская государственная горно-геологическая академия

Горнопромышленный комплекс является важнейшей отраслью народного хозяйства во всех странах, обладающих развитой минерально-сырьевой базой. В развитых странах в нем сосредоточено от 20 до 40 % капитальных вложений и занято до 20 % трудовых ресурсов. Общий ежегодный объем продукции мирового горнопромышленного производства, по экспертным оценкам, составляет до 1,0 трлн дол.

Начиная с царствования Петра I освоение минеральных богатств становится государственной задачей, выраженной в его словах: «Российское государство перед многими другими землями преизобилует и потребными металлами и минералами, а от рудокопных заводов и прилежного устройства оных земля обогатеет и процветет». За 300-летний период, пройденный горной промышленностью, создан мощный горнопромышленный комплекс в нашей стране.

Несмотря на то, что за последние 15 лет произошел существенный спад объемов добычи полезных ископаемых, Россия остается и будет оставаться одной из ведущих горнодобывающих стран мира. Для этого у нашей страны есть все необходимые условия и долговременные стратегические факторы. К ним, прежде всего, относятся большие балансовые запасы, прогнозные ресурсы, перспективные площади для поисков новых месторождений, высокий производственный и научно-технический потенциал горнодобывающей промышленности. Россия входит в число шести государств (США, Китай. Австралия. ЮАР, Россия, Канада), которые производят 2/3 мирового объема продукции твердых видов минерального сырья. На долю России приходится 8 % мировой добычи железной рулы и производства чугуна, 22 % никеля, 13 % алюминия и калийных солей, 5 % меди и золота, более 70 % палладия, 20 % платины, 10-12 % нефти, более 28 % газа, 12-14 % угля и т. д. Освоена добыча практически всех известных полезных ископаемых, а новые горные города и целые горнопромышленные регионы были созданы на Урале, Сибири, Дальнем Востоке и Крайнем Севере. Развитие горнодобывающей промышленности и горного дела во всем мире, в том числе и в России, имеет ряд общих закономерностей.

Серьезной общемировой проблемой является зависимость эффективности работы горных предприятий от ухудшающихся со временем горно-геологических и других природных условий [>азработки месторождений. Для России данная проблема усугубляется тем, что залежи многих месторождений находятся в суровых климатических зонах и имеют менее благоприятные горно-геологические условия. Например, среднее содержание железа в добываемых рудах России составляет 29,7 %, в то время как в ЮАР - 62 %, Швеции - 60 %, Австралии - 56-62 %, Бразилии -55-58 %. А коэффициент вскрыши на карьерах в нашей стране в 4 раза больше, чем в этих странах. Поэтому при добыче 27 % горной массы Россия производит 5,8 % мировой продукции твердых полезных ископаемых, а себестоимость добычи многих минеральных видов сырья выше эбшемировых. Ухудшение природных условий разработки месторождений полезных ископаемых также проявляется в нарастании глубины горных работ. Глубинная разработка месторождений отрицательно сказывается на себестоимости добычи, существенно повышая ее, и рентабельности предприятий, которая падает. Прежде всего это объясняется ростом эксплуатационных затрат, расходов по обеспечению безопасности горных работ, -затрат на экологические ме-эоприятия и т. п. Только один из факторов - карьерный транспорт - приводит к повышению себестоимости на 10-15 % на каждые 100 метров углубления горных работ. Повышение коэффици-:нта вскрыши еще больше удорожает добычу полезных ископаемых. Кроме того, в настоящее »ремя интенсивно снижается среднее содержание полезных компонентов в добываемом сырье и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.