Научная статья на тему 'Продукция информационно-аналитических центров на арт-рынке'

Продукция информационно-аналитических центров на арт-рынке Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
574
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АРТ-БИЗНЕС / АРТ-РЫНОК / АРТ-ИНДУСТРИЯ / INFORMATION PRODUCTS / INFORMATION SERVICES / ANALYTICAL CENTERS / INFORMATION ACTIVITIES / ANALYTICAL ACTIVITY / ART BUSINESS / ART MARKET / ART INDUSTRY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Побужаева Елизавета Александровна

Информационно-аналитическая деятельность в арт-бизнесе. Продукция и услуги информационных центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Production of the information and analytical centers in the art business

Information and analytical activities in art business. Information products and information services.

Текст научной работы на тему «Продукция информационно-аналитических центров на арт-рынке»

Раздел III. Информационно-аналитическое обеспечение сферы культуры... УДК [002.55/.56:303.64:061.66]:7.075

Е. А. Побужаева

Продукция информационно-аналитических центров на арт-рынке

Информационно-аналитическая деятельность в арт-бизнесе. Продукция и услуги информационных центров.

Ключевые слова: информационная продукция, информационные услуги, аналитические центры, информационная деятельность, аналитическая деятельность, арт-бизнес, арт-рынок, арт-индустрия

Elizaveta A. Pobuzhayeva

Production of the information and analytical centers in the art business

Information and analytical activities in art business. Information products and information services.

Keywords: information products, information services, analytical centers, information activities, analytical activity, art business, art market, art industry

Арт-рынок или художественный рынок - это система культурных и экономических отношений, которые определяют материальную и эстетическую стоимость произведений искусства. В качестве основных характеристик современного арт-рынка необходимо выделить следующие: высокая капитализация; низкая зависимость от других финансовых и биржевых показателей; различные сроки инвестирования1.

Под художественно-экономическими отношениями следует понимать сферу предложения и спроса, имеющую ряд специфических видов услуг, характерных для арт-рынка (например, экспертиза). Художественный рынок неотделим от мировой экономики. Его можно рассматривать как мировой, национальный или местный, и каждому из них присущи свои особенности ценообразования, например, европейскому, американскому, английскому, парижскому, петербургскому художественному рынку.

Арт-рынок является одним из сегментов рынка инвестиций, а сами произведения искусства - альтернативным способом вложения капитала. Ведущими компаниями в сфере арт-индустрии рассчитываются индексы стоимости произведений искусства (арт-индексы), которые позволяют оценить ретроспективную доходность вложения капитала в арт-активы. Международными арт-индексами являются индекс Мея-Мозеса (Mei Moses Annual All Art Index), Art prices index, отечественными - индексы семейства ARTMIX (Art Investment Market index) и др. Арт-индексы, подобно индексам фондового рынка и индексам недвижимости, основаны на анализе средних цен (как правило, цен продажи предметов искусства на аукционных торгах) за определенный период2.

В настоящее время существуют различные аналитические, информационные центры и аукционные дома, которые предлагают свою информационно-аналитическую продукцию, помогающую определить инвестиционную привлекательность произведений искусства. «В периоды экономической нестабильности и финансового кризиса на фондовом рынке арт-рынок является альтернативным рынком инвестирования»3.

Как на национальном, так и на международном уровне функционирует множество организаций, предоставляющих свою информационную продукцию коллекционерам, дилерам, инвесторам. В России работают государственные и коммерческие информационно-аналитические центры. Основная функция государственных информационно-аналитических центров - контроль и обеспечение деятельности учреждений культуры и искусства в России. Среди информационных учреждений культуры и искусства необходимо назвать продукцию центра «Информкультура», который до 2015 г. готовил обзоры по культуре и искусству, поддерживал базы данных по арт-менеджменту, формировал текущие библиографические указатели по разным видам искусства и культурологии4. В центральных библиотеках регионов России работают службы научной информации по культуре и искусству (СНИКИ). Основным направлением их деятельности является организация информационного обеспечения пользователей по вопросам культуры и искусства, изучение их информационных потребностей.

СНИКИ предоставляют следующие виды услуг:

- выполнение справок по запросам пользователей;

- подготовка тематических подборок неопубликованных и малотиражных изданий к памятным и знаменательным датам, праздничным дням;

- выдача неопубликованных и малотиражных изданий;

- доступ к электронным базам данных;

- подготовка обзоров, выставок, виртуальных экскурсий;

- консультация или сопровождение поиска информации по запросу;

- просмотр выбранной информации на мониторе компьютера;

- организация информирования по интересующей пользователя теме;

- проведение учебных тренингов по использованию информационных ресурсов Интернета5.

В каждом регионе России есть государственный информационно-аналитический центр по культуре и искусству, основное направление деятельности которого заключается в мониторинге соответствия государственным требованиям услуг учреждений и организаций культуры и искусства.

В ходе исследования было выявлено 6 коммерческих организаций (Антикварный Петербург, Stolenart, Art & Financial Performance (AFP), ARTinvestment, ArtOnline), которые предлагают уникальную информационно-аналитическую продукцию специалистам и инвесторам арт-рынка.

Среди названных российских негосударственных центров стоит выделить Artinvestment, который разработал уникальный проект - арт-индексы ARTMIX. Российское отделение швейцарской организации AFP (сайт «Анализартрынка.рф») анализируют рынок согласно коэффициенту Шарпа, риски, сохранение капитала, диверсификацию. Stolenart - организация, которая следит за всеми событиями в области краж и подделок. ArtOnline предлагает виртуальные галереи произведений искусства, находящихся в их базе данных, а также энциклопедические и справочные материалы. «Антикварный Петербург» занимается составлением обзоров по запросу, также можно online подать документы на оценку антиквариата.

В России пока нет единого информационно-аналитического центра, который предоставлял бы все необходимые виды продукции для участников арт-рынка. Существует несколько электронных ресурсов (часть из них работают в социальных сетях), где можно получить качественную консультацию у эксперта по различным вопросам продаж и покупок произведений искусства, ознакомиться с материалами информационно-аналитического характера. К таким ресурсам можно отнести сетевые журналы и газеты. Выявлено 6 информационно-аналитических журналов, освещающих арт-рынок нашей страны в Сети: АРТХИВ, ART Хроника, Art1, Art & You, Art guid, The art news paper.

В каждой стране, в которой более или менее сформирован национальный художественный рынок, существуют свои электронные ресурсы, ориентированные на участников арт-рынка.

Среди международных центров и коммерческих организаций следует выделить следующие: Art Price, Art Market Monitor, TEFAF и Art Tactik.

Artprice предоставляет публичную статистику аукционных продаж Artprice Global Index. Данный ресурс содержит информацию по всем совершенным сделкам в мире искусства: его эстимейт - предпродажная оценка стоимости предмета искусства, сведения о бывших владельцах, на каких аукционах и по какой цене продавался данный шедевр, сведения о новом владельце, если это не конфиденциальная информация. Стоит отметить, что многие данные закрыты для широкой публики, однако данный ресурс отображает максимально полную информацию о любом из шедевров, доступную для обычных пользователей. Для получения некоторых сведений необходимо быть зарегистрированным на сайте компании.

У компании Artprice нет реальных конкурентов, это единственная организация, где в базах данных представлено более миллиона биографий художников, включая тех, которые на данный момент малоизвестны, а также 108 миллионов изображений картин и гравюр. Более 80 % аукционных домов по всему миру составляют свои каталоги исходя из баз данных Artprice, используя данные о художнике, ценах, индексах, и провенансе (истории владения) работы для определения эстимейта перед началом аукциона.

Art Market Monitor оказывает консалтинговые услуги на художественном рынке, куда входят услуги по развитию в области инвестирования в искусство и сопровождение работы начинающих инвесторов. Также организация создала свой проект - Art Analysis & Research (Арт-анализ и исследования), в рамках которого предоставляются результаты исследований в области живописи. Art Market Monitor стал ведущей компанией по составлению обзоров и аналитических статей о художественном рынке в Нью-Йорке, благодаря проекту Art Analysis & Research. Это одна из немногих частных компаний, которая занимается научным анализом картин, а также контекстными исследованиями произведений искусства высокого уровня со сложным техническим отображением.

TEFAF (The European Fine Art Foundation - Европейский фонд изобразительных искусств) организует одну из самых влиятельных международных ярмарок искусства в голландском городе Маастрихте. Ежегодно эксперты TEFAF составляют обзоры по результатам прошедших аукционных торгов во всем мире, предоставляют аналитическую информацию о крупнейших национальных рынках.

Art Tactik предлагает крупнейшую базу данных художников и каталоги со всех международных аукционов. Также организация проводит обучающие курсы для новичков и для повышения квалификации. Компания занимается созданием аналитических обзоров по направлениям искусства и по отдельным авторам, занимается бизнес-аналитикой, в том числе обзорами по изменениям цен на рынке, ведением статистики индекса Mei Moses, а также всеми необходимыми показателями в области инвестирования в искусство (S&P500, арт-индекс художника и т.д.).

В целом, информационно-аналитические организации предлагают следующую продукцию:

- фактографические базы данных и каталоги: базы данных о похищенных и краденых произведениях искусства (Stolenart), систематизированные каталоги произведений искусства, каталоги аукционов, базы данных художников и культурологов, базы данных artprice о произведениях искусства, ценах на них и их эстимейта;

- обзорно-аналитические материалы: аналитические справки о произведении искусства (информация о создателе, о произведении, бывших владельцах, законности владения);

- обзоры арт-рынка (TEFAF), обзоры по сегментам рынка, по продажам произведений искусства определенного направления или художника;

- прогнозы и тенденции арт-рынка, публикуемые журналом «Art & You»;

- результаты проверки на подлинность произведений искусства;

- расписание аукционов;

- результаты маркетинговых исследований арт-рынка по определенному сегменту или отрасли рынка;

- исследовательская программа Art Analysis & Research (Арт-анализ и исследования);

- анализ рынка произведений, проводимый организацией AFP;

- информационно-аналитические on-line журналы, которые представляют собственные новостные ленты с аналитическими статьями, публикации о художниках;

- форумы и блоги со специалистами в сфере культуры и искусства в рамках специальных социальных сетей, таких как АртХроника;

- справочные материалы для начинающих.

Для инвесторов наиболее важны такие информационно-аналитические ресурсы как обзорно-аналитические статьи, справки, обзоры, а также материалы маркетинговых исследований. За данными видами продукции на российском рынке следует обращаться к компаниям ArtInvestment, ArtOnline и AFP. Информационно-аналитические ресурсы данных компаний помогут опытным инвесторам вкладывать деньги в искусство на российском арт-рынке. Участникам международного уровня следует обращаться за информацией к сайтам организаций Artprice, Art Market Monitor, TEFAF и Art Tactic.

Начинающим инвесторам важно обращать внимание на фактографические базы данных и каталоги, чтобы определиться с интересующим их сегментом арт-рынка. Такие источники информации можно получить от организаций ArtInvestment, Stolenart. На международном уровне подобную информационно-аналитическую продукцию предлагает Artprice.

Тем, кто наблюдает за изменениями в экономической ситуации, в законодательстве, в модных тенденциях (любителям искусства, коллекционерам) необходимо следить за новостными лентами через сообщения Stolenart (изменения в законодательстве), а также просматривать on-line журналы. На международном уровне новостные ленты создают все названные информационные организации.

Примечания

1 Хангельдиева И. Г.: 1) Культура и предпринимательство в современной России // Прикладная культурология. - Москва, 2010. - С. 25-51; 2) Особенности управления в культуре. -Москва : Профиздат, 2009. - С. 51-78.

2 Толмацкий В. А. Антикварно-художественный рынок России = Antique and art market of Russia. - Санкт-Петербург : Российский аукционный дом Русский Ювелир, 2011. - 529 с. : ил.

3 Воронкова Л. П. Прикладные культурологические аспекты культурологических учений : исторический аспект // Прикладная культурология. - Москва : Профиздат, 2009. - С. 8-24.

4 Гордукалова Г. Ф. Анализ информации : технологии, методы, организация : учебно-практическое пособие. - Санкт-Петербург : Профессия, 2009. - 508 с. ; Ильина О. Н., Градобоева Н. В., Мангутова С. Д. Электронные ресурсы художественной культуры : учебное пособие / ред. Г. Ф. Гордукалова. - Санкт-Петербург : СПбГУКИ, 2007. - 96 с.

5 Сляднева Н. А. Информационно-аналитическая деятельность: проблемы и перспективы // Информационные ресурсы России. - 2001. - № 2 (57). - URL: http://www.kcnti.ru/irr/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.