Раздел III. Информационно-аналитическое обеспечение сферы культуры... УДК [002.55/.56:303.64:061.66]:7.075
Е. А. Побужаева
Продукция информационно-аналитических центров на арт-рынке
Информационно-аналитическая деятельность в арт-бизнесе. Продукция и услуги информационных центров.
Ключевые слова: информационная продукция, информационные услуги, аналитические центры, информационная деятельность, аналитическая деятельность, арт-бизнес, арт-рынок, арт-индустрия
Elizaveta A. Pobuzhayeva
Production of the information and analytical centers in the art business
Information and analytical activities in art business. Information products and information services.
Keywords: information products, information services, analytical centers, information activities, analytical activity, art business, art market, art industry
Арт-рынок или художественный рынок - это система культурных и экономических отношений, которые определяют материальную и эстетическую стоимость произведений искусства. В качестве основных характеристик современного арт-рынка необходимо выделить следующие: высокая капитализация; низкая зависимость от других финансовых и биржевых показателей; различные сроки инвестирования1.
Под художественно-экономическими отношениями следует понимать сферу предложения и спроса, имеющую ряд специфических видов услуг, характерных для арт-рынка (например, экспертиза). Художественный рынок неотделим от мировой экономики. Его можно рассматривать как мировой, национальный или местный, и каждому из них присущи свои особенности ценообразования, например, европейскому, американскому, английскому, парижскому, петербургскому художественному рынку.
Арт-рынок является одним из сегментов рынка инвестиций, а сами произведения искусства - альтернативным способом вложения капитала. Ведущими компаниями в сфере арт-индустрии рассчитываются индексы стоимости произведений искусства (арт-индексы), которые позволяют оценить ретроспективную доходность вложения капитала в арт-активы. Международными арт-индексами являются индекс Мея-Мозеса (Mei Moses Annual All Art Index), Art prices index, отечественными - индексы семейства ARTMIX (Art Investment Market index) и др. Арт-индексы, подобно индексам фондового рынка и индексам недвижимости, основаны на анализе средних цен (как правило, цен продажи предметов искусства на аукционных торгах) за определенный период2.
В настоящее время существуют различные аналитические, информационные центры и аукционные дома, которые предлагают свою информационно-аналитическую продукцию, помогающую определить инвестиционную привлекательность произведений искусства. «В периоды экономической нестабильности и финансового кризиса на фондовом рынке арт-рынок является альтернативным рынком инвестирования»3.
Как на национальном, так и на международном уровне функционирует множество организаций, предоставляющих свою информационную продукцию коллекционерам, дилерам, инвесторам. В России работают государственные и коммерческие информационно-аналитические центры. Основная функция государственных информационно-аналитических центров - контроль и обеспечение деятельности учреждений культуры и искусства в России. Среди информационных учреждений культуры и искусства необходимо назвать продукцию центра «Информкультура», который до 2015 г. готовил обзоры по культуре и искусству, поддерживал базы данных по арт-менеджменту, формировал текущие библиографические указатели по разным видам искусства и культурологии4. В центральных библиотеках регионов России работают службы научной информации по культуре и искусству (СНИКИ). Основным направлением их деятельности является организация информационного обеспечения пользователей по вопросам культуры и искусства, изучение их информационных потребностей.
СНИКИ предоставляют следующие виды услуг:
- выполнение справок по запросам пользователей;
- подготовка тематических подборок неопубликованных и малотиражных изданий к памятным и знаменательным датам, праздничным дням;
- выдача неопубликованных и малотиражных изданий;
- доступ к электронным базам данных;
- подготовка обзоров, выставок, виртуальных экскурсий;
- консультация или сопровождение поиска информации по запросу;
- просмотр выбранной информации на мониторе компьютера;
- организация информирования по интересующей пользователя теме;
- проведение учебных тренингов по использованию информационных ресурсов Интернета5.
В каждом регионе России есть государственный информационно-аналитический центр по культуре и искусству, основное направление деятельности которого заключается в мониторинге соответствия государственным требованиям услуг учреждений и организаций культуры и искусства.
В ходе исследования было выявлено 6 коммерческих организаций (Антикварный Петербург, Stolenart, Art & Financial Performance (AFP), ARTinvestment, ArtOnline), которые предлагают уникальную информационно-аналитическую продукцию специалистам и инвесторам арт-рынка.
Среди названных российских негосударственных центров стоит выделить Artinvestment, который разработал уникальный проект - арт-индексы ARTMIX. Российское отделение швейцарской организации AFP (сайт «Анализартрынка.рф») анализируют рынок согласно коэффициенту Шарпа, риски, сохранение капитала, диверсификацию. Stolenart - организация, которая следит за всеми событиями в области краж и подделок. ArtOnline предлагает виртуальные галереи произведений искусства, находящихся в их базе данных, а также энциклопедические и справочные материалы. «Антикварный Петербург» занимается составлением обзоров по запросу, также можно online подать документы на оценку антиквариата.
В России пока нет единого информационно-аналитического центра, который предоставлял бы все необходимые виды продукции для участников арт-рынка. Существует несколько электронных ресурсов (часть из них работают в социальных сетях), где можно получить качественную консультацию у эксперта по различным вопросам продаж и покупок произведений искусства, ознакомиться с материалами информационно-аналитического характера. К таким ресурсам можно отнести сетевые журналы и газеты. Выявлено 6 информационно-аналитических журналов, освещающих арт-рынок нашей страны в Сети: АРТХИВ, ART Хроника, Art1, Art & You, Art guid, The art news paper.
В каждой стране, в которой более или менее сформирован национальный художественный рынок, существуют свои электронные ресурсы, ориентированные на участников арт-рынка.
Среди международных центров и коммерческих организаций следует выделить следующие: Art Price, Art Market Monitor, TEFAF и Art Tactik.
Artprice предоставляет публичную статистику аукционных продаж Artprice Global Index. Данный ресурс содержит информацию по всем совершенным сделкам в мире искусства: его эстимейт - предпродажная оценка стоимости предмета искусства, сведения о бывших владельцах, на каких аукционах и по какой цене продавался данный шедевр, сведения о новом владельце, если это не конфиденциальная информация. Стоит отметить, что многие данные закрыты для широкой публики, однако данный ресурс отображает максимально полную информацию о любом из шедевров, доступную для обычных пользователей. Для получения некоторых сведений необходимо быть зарегистрированным на сайте компании.
У компании Artprice нет реальных конкурентов, это единственная организация, где в базах данных представлено более миллиона биографий художников, включая тех, которые на данный момент малоизвестны, а также 108 миллионов изображений картин и гравюр. Более 80 % аукционных домов по всему миру составляют свои каталоги исходя из баз данных Artprice, используя данные о художнике, ценах, индексах, и провенансе (истории владения) работы для определения эстимейта перед началом аукциона.
Art Market Monitor оказывает консалтинговые услуги на художественном рынке, куда входят услуги по развитию в области инвестирования в искусство и сопровождение работы начинающих инвесторов. Также организация создала свой проект - Art Analysis & Research (Арт-анализ и исследования), в рамках которого предоставляются результаты исследований в области живописи. Art Market Monitor стал ведущей компанией по составлению обзоров и аналитических статей о художественном рынке в Нью-Йорке, благодаря проекту Art Analysis & Research. Это одна из немногих частных компаний, которая занимается научным анализом картин, а также контекстными исследованиями произведений искусства высокого уровня со сложным техническим отображением.
TEFAF (The European Fine Art Foundation - Европейский фонд изобразительных искусств) организует одну из самых влиятельных международных ярмарок искусства в голландском городе Маастрихте. Ежегодно эксперты TEFAF составляют обзоры по результатам прошедших аукционных торгов во всем мире, предоставляют аналитическую информацию о крупнейших национальных рынках.
Art Tactik предлагает крупнейшую базу данных художников и каталоги со всех международных аукционов. Также организация проводит обучающие курсы для новичков и для повышения квалификации. Компания занимается созданием аналитических обзоров по направлениям искусства и по отдельным авторам, занимается бизнес-аналитикой, в том числе обзорами по изменениям цен на рынке, ведением статистики индекса Mei Moses, а также всеми необходимыми показателями в области инвестирования в искусство (S&P500, арт-индекс художника и т.д.).
В целом, информационно-аналитические организации предлагают следующую продукцию:
- фактографические базы данных и каталоги: базы данных о похищенных и краденых произведениях искусства (Stolenart), систематизированные каталоги произведений искусства, каталоги аукционов, базы данных художников и культурологов, базы данных artprice о произведениях искусства, ценах на них и их эстимейта;
- обзорно-аналитические материалы: аналитические справки о произведении искусства (информация о создателе, о произведении, бывших владельцах, законности владения);
- обзоры арт-рынка (TEFAF), обзоры по сегментам рынка, по продажам произведений искусства определенного направления или художника;
- прогнозы и тенденции арт-рынка, публикуемые журналом «Art & You»;
- результаты проверки на подлинность произведений искусства;
- расписание аукционов;
- результаты маркетинговых исследований арт-рынка по определенному сегменту или отрасли рынка;
- исследовательская программа Art Analysis & Research (Арт-анализ и исследования);
- анализ рынка произведений, проводимый организацией AFP;
- информационно-аналитические on-line журналы, которые представляют собственные новостные ленты с аналитическими статьями, публикации о художниках;
- форумы и блоги со специалистами в сфере культуры и искусства в рамках специальных социальных сетей, таких как АртХроника;
- справочные материалы для начинающих.
Для инвесторов наиболее важны такие информационно-аналитические ресурсы как обзорно-аналитические статьи, справки, обзоры, а также материалы маркетинговых исследований. За данными видами продукции на российском рынке следует обращаться к компаниям ArtInvestment, ArtOnline и AFP. Информационно-аналитические ресурсы данных компаний помогут опытным инвесторам вкладывать деньги в искусство на российском арт-рынке. Участникам международного уровня следует обращаться за информацией к сайтам организаций Artprice, Art Market Monitor, TEFAF и Art Tactic.
Начинающим инвесторам важно обращать внимание на фактографические базы данных и каталоги, чтобы определиться с интересующим их сегментом арт-рынка. Такие источники информации можно получить от организаций ArtInvestment, Stolenart. На международном уровне подобную информационно-аналитическую продукцию предлагает Artprice.
Тем, кто наблюдает за изменениями в экономической ситуации, в законодательстве, в модных тенденциях (любителям искусства, коллекционерам) необходимо следить за новостными лентами через сообщения Stolenart (изменения в законодательстве), а также просматривать on-line журналы. На международном уровне новостные ленты создают все названные информационные организации.
Примечания
1 Хангельдиева И. Г.: 1) Культура и предпринимательство в современной России // Прикладная культурология. - Москва, 2010. - С. 25-51; 2) Особенности управления в культуре. -Москва : Профиздат, 2009. - С. 51-78.
2 Толмацкий В. А. Антикварно-художественный рынок России = Antique and art market of Russia. - Санкт-Петербург : Российский аукционный дом Русский Ювелир, 2011. - 529 с. : ил.
3 Воронкова Л. П. Прикладные культурологические аспекты культурологических учений : исторический аспект // Прикладная культурология. - Москва : Профиздат, 2009. - С. 8-24.
4 Гордукалова Г. Ф. Анализ информации : технологии, методы, организация : учебно-практическое пособие. - Санкт-Петербург : Профессия, 2009. - 508 с. ; Ильина О. Н., Градобоева Н. В., Мангутова С. Д. Электронные ресурсы художественной культуры : учебное пособие / ред. Г. Ф. Гордукалова. - Санкт-Петербург : СПбГУКИ, 2007. - 96 с.
5 Сляднева Н. А. Информационно-аналитическая деятельность: проблемы и перспективы // Информационные ресурсы России. - 2001. - № 2 (57). - URL: http://www.kcnti.ru/irr/