Научная статья на тему 'Продуктивный опыт школьников как современная педагогическая проблема'

Продуктивный опыт школьников как современная педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
опыт / продуктивный опыт / формирование продуктивного опыта / experience / productive experience / formation of productive experience

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скуратовская Наталья Александровна

В статье исследуется проблема формирования продуктивного опыта школьников. Рассматриваются подходы к определению сущности понятий «опыт» и «продуктивный опыт». Выделяются структурные компоненты продуктивного опыта и условия его формирования. Рассматриваются такие виды опыта как социальный, исторический, опыт творческой деятельности. Обосновывается что информационные и коммуникационные технологии, являясь современной образовательной технологией, способствуют эффективному формированию продуктивного опыта школьников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRODUCTIVE EXPERIENCE OF SCHOOL STUDENTS AS A MODERN PEDAGOGICAL PROBLEM

The article examines the problem of schoolchildren’s productive experience formation. The approaches to the concepts’ essence of "experience" and "productive experience" definition are considered. The structural components of productive experience and the conditions of its formation are highlighted. Such types of experience as social, historical, experience of creative activity are considered. It is substantiated that information and communication technologies, being a modern educational technology, contribute to the effective formation of the productive experience of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Продуктивный опыт школьников как современная педагогическая проблема»

УДК 37

ПРОДУКТИВНЫЙ ОПЫТ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Скуратовская Наталья Александровна.

Новосибирск, Региональный модельный центр дополнительного образования детей Государственного автономного учреждения дополнительного образования детей Новосибирской области «Областной центр развития творчества детей и юношества», руководитель, [email protected].

Аннотация. В статье исследуется проблема формирования продуктивного опыта школьников. Рассматриваются подходы к определению сущности понятий «опыт» и «продуктивный опыт». Выделяются структурные компоненты продуктивного опыта и условия его формирования. Рассматриваются такие виды опыта как социальный, исторический, опыт творческой деятельности. Обосновывается что информационные и коммуникационные технологии, являясь современной образовательной технологией, способствуют эффективному формированию продуктивного опыта школьников.

Ключевые слова: опыт, продуктивный опыт, формирование продуктивного опыта.

PRODUCTIVE EXPERIENCE OF SCHOOL STUDENTS AS A MODERN PEDAGOGICAL PROBLEM

Skuratovskaya Natalya Aleksandrovna.

Novosibirsk, Regional children model center of additional education of the State autonomous institution of children additional education of the Novosibirsk region "Regional Center for the Development of Children's and Youth Creativity", head, [email protected].

Abstract. The article examines the problem of schoolchildren's productive experience formation. The approaches to the concepts' essence of "experience" and "productive experience" definition are considered. The structural components of productive experience and the conditions of its formation are highlighted. Such types of experience as social, historical, experience of creative activity are considered. It is substantiated that information and communication technologies, being a modern educational technology, contribute to the effective formation of the productive experience of schoolchildren.

Key words: experience, productive experience, formation of productive experience.

Формирование продуктивного опыта школьников в современных социально-экономических условиях является обязательным компонентом содержания образования. В соответствии с ФГОС нового поколения успешность

современного человека определяется активной жизненной позицией, способностью самостоятельно решать проблемы, находить нестандартные креативные решения, социальным сотрудничеством, интересом к познанию и постоянным совершенствованием накопленных обществом знаний.

Обозначенная характеристика современного школьника (активность, самостоятельность, инициативность, интерес к познанию) является основой продуктивного опыта человека. Областной центр развития творчества детей и юношества - региональный оператор проектов в области дополнительного образования детей в Новосибирской области. Созданный на базе учреждения региональный модельный центр выполняет функционал в решении задач развития региональных систем дополнительного образования детей. Наша деятельность ориентирована на выполнение региональных и федеральных программ в направлении развития одаренных высокомотивированных детей, организацию их продуктивной деятельности, направленной на развитие региона.

Уточним ключевые понятия «опыт» и «продуктивный опыт». Психолого-педагогические словари определяют «опыт» как один из компонентов структуры личности. Л.Е. Князева [11] определяет опыт личности как сложное многоструктурное образование, которое формируется в процессе жизнедеятельности человека. А.С. Белкин [3] обосновал актуальность жизненного опыта школьника в процессе обмена витагенным опытом. Л.С. Выготский [5] определяет опыт как развитие способностей, формирование личности ребенка через приобщение к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом, в процессе деятельности. Из множества определений следует взаимосвязь «опыта» с понятием «деятельность». Философ И.П. Чорный говорит о трех ступенях развития опыта в процессе деятельности. Следует обратить внимание, что на первой ступени (интериоризации) субъект воспринимает опыт, превращая его постепенно в свое внутреннее достояние. На второй ступени (идентификации) он освоил действительность, однако не настолько, чтобы познавать ее автономно, при этом сам субъект выступает как живая схема деятельности. На заключительном этапе (экстериоризации) субъект в состоянии рефлексировать над опытом как схемой деятельности, а поэтому получает возможность передавать свой опыт другим [25, с. 38].

Отечественные ученые и психологи выделяют различные виды опыта: социальный, личностный (Г.А. Алексеев, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, С.А. Смирнов, Г.И. Щукина, И.С. Якиманская), исторически (В.А. Тихзонов), опыт творческой деятельности (В.В. Краевский, Н.М. Пручкина, В.Г. Разумовский, М.Н. Скаткин).

Актуальным в истории вопроса является социальный опыт. По утверждению А.В. Мудрика, «социальный опыт реализуется через организацию быта и жизнедеятельность группы людей (коллектива), организацию их взаимодействия, в том числе через обучение этому взаимодействию [14, с. 63]. На основании чего социальный опыт понимается как интеграция умений, навыков, знаний и способов мышления, норм поведения, ценностных установок, запечатлённых ощущений и переживаний; это опыт взаимодействия с другими людьми.

Под историческим опытом понимают накапливающийся в общественном сознании комплекс представлений о закономерностях социального бытия и общественного развития [22, с. 11]. Интересна точка зрения исследователей, которые рассматривают исторический опыт как процесс актуализации прошлого через переживание и репрезентацию прошлого [21, с. 49].

Общепринятым в отечественном сообществе ученых является определение опыта творческой деятельности как деятельности, способствующей появлению нечто качественного и отличающегося. Мы придерживаемся точки зрения, что опыт творческой деятельности является обязательным компонентом содержания не только общего образования, а в первую очередь дополнительного образования детей (Е.А. Кротова, А.В. Матвеева). В данном случае опыт творческой деятельности действительно призван обеспечить готовность школьника к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности. Очевидно, что данный компонент содержания предполагает перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения, комбинирование ранее усвоенных способов в новые [12, с. 312-315].

Анализ разных видов опыта позволил уточнить сущность понятия «опыта». Мы согласны с точкой зрения И.В. Щербаковой, которая считает, что опыт - это не только совокупность, единство знаний, умений и навыков. В своем исследовании мы используем утверждение о том, что «косвенно каждый из ученых подчеркивает продуктивность, эффективность рассматриваемых видов опыта» [26, с. 244]. В разрезе формирования опыта приобретает особую актуальность универсальные компетенции и профессиональные навыки (hard и softskills).

Softskills - (англ. «мягкие» навыки) универсальные компетенции, которые не поддаются количественному измерению. Иногда их называют личными качествами, потому что они зависят от характера человека и приобретаются с личным опытом. Примеры softskills: коммуникабельность, умение работать в команде, креативность, пунктуальность, уравновешенность.

Hardskills - (англ. «жесткие» навыки) профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить. Для обучения hardskills необходимо усвоить знания и инструкции. Качество обучения можно проверить с помощью экзамена. Примеры hardskills: набор текста на компьютере, вождение автомобиля, чтение, математика, знание иностранного языка, использование компьютерных программ. Поэтому одним из направлений деятельности Регионарного модельного центра является создание образовательно-производственных кластеров по апробации вариативных моделей непрерывного дополнительного образования детей совместно с партнерами, учреждениями образования, культуры, спорта и др. В основе данной деятельности заложен как отечественный опыт, так и зарубежный.

Происхождение продуктивного опыта изучал американский философ, психолог, социолог и педагог Дж. Дьюи, который делал акцент на том, что опыт приобретается посредством обучения, когда ребенок самостоятельно переживает и проживает проблемные ситуации. Исследованием методологического

потенциала участия детей в принятии решений за рубежом занимаются и отечественные ученные.

Проблемы ошибочности представлений взрослых о пассивности детей изучен в работе Т.А. Ромм. Бесспорно, что «участие детей в принятии решений это сложный социально-педагогический феномен, обусловленный социальными, экономическими, культурными особенностями и традициями» и один из элементов формирования опыта человека [20].

Рассматривая проблемы формирования продуктивного опыта в истории педагогики, сошлемся на позицию Н.М. Игониной, отраженной в работе «Генезис взглядов на проблему формирования продуктивного опыта личности» [9, с. 3539]. Автор отмечает, что «современная наука неоднократно осмысливает понимание опытного знания, его места в структуре воспитания подрастающего поколения». Однако непосредственно понятие «продуктивный опыт» остается без должного внимания, в то время как детальной проработки претерпевают понятия «исторический опыт» и «социальный опыт». По мнению О.Ю. Елькиной [7], понятие «продуктивный опыт» имплицитно включает опыт творческой деятельности, сопоставляя с понятием «продуктивная деятельность» не непосредственно, а косвенно - через понятие «форма творческого и практического освоения». Полагаем, что продуктивный опыт - это форма творческого и практического освоения действительности в процессе проявления субъектом активности, направленной на преобразование самого себя и окружающей среды.

О.Ю. Елькина на основе основных исторических тенденций выделяет 8 ключевых этапов формирования продуктивного опыта в педагогике России в ХХ веке: допродуктивный, политехнический, проектный, знаниевый, проблемно-поисковый, предпосылочно-развивающий, развивающий, продуктивный [7]. Данный период стал эффективным стартом для развития таких составляющих продуктивного опыта, как активность, самостоятельность, инициативность, интерес к познанию, креативность. По мнению исследователей (А.С. Белкин, Р.У. Богданова, Н.Ф. Голованова и др.) [3, 6, 4] процесс образования и воспитания должен делать акцент на личности ребенка, опираясь на его приобретенный опыт.

Рассмотрим основные характеристики компонентов продуктивного опыта.

Активность в педагогике и психологии характеризуется как важнейшая черта личности, состоящая в способности изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями и проявляющаяся в интенсивной деятельности: в труде, учении, творчестве и т.п. [1; 3; 5; 16, с. 5].

Самостоятельность в Толковом словаре русского языка характеризуется как свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи; способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. В педагогике это одна из волевых сфер личности, умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

Инициативность характеризуется как положительное качество личности, проявляющееся как внутреннее побуждение и способность начать новое дело,

сделать первый шаг, самостоятельно принять решение при возникновении личных или общественных проблем.

Интерес к познанию характеризуется как особый вид интереса в обучении, а точнее интерес к познанию. «Интерес - основной внутренний механизм успешного учения» - К.Д. Ушинский. «Важная особенность познавательного интереса то, что в центре находится такая познавательная задача, которая требует от ученика активной творческой деятельности» - А.З. Рахимов.

Креативность (лат. - творить) характеризуется как качество личности, выражающее степень творчества человека в сфере быта, общения, профессиональной и общественной деятельности. Проявляется оно посредством мышления, чувств и отношений, в разнообразной деятельности.

Опираясь на составляющие продуктивного опыта школьников для диагностики уровня его сформированности, определим критериальный аппарат.

Таблица 1

Критерии и показатели сформированности продуктивного опыта школьников

Критерии Показатели

Активность - способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, - интенсивность деятельности: в труде, учении, творчестве

Самостоятельность - свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи; - способность к независимым действиям, суждениям, - обладание инициативой, решительность.

Инициативность - внутреннее побуждение и способность начать новое дело, сделать первый шаг, - умение самостоятельно принять решение при возникновении личных или общественных проблем.

Интерес к познанию проявление умственной и эмоциональной активности человека (С.Л. Рубинштейн); - избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо); - сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон); - активное познавательное отношение человека к миру (В.Н. Мясищев, В.Г. Иванов, Н.Г. Морозова); - специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалёв) - мотивация и направленность ...

Креативность - степень творчества человека в сфере быта, общения, профессиональной и общественной деятельности. - мышления, чувств и отношений, в разнообразной деятельности. - уровень творческой одаренности, восприимчивости его к новым идеям.

Показатели имеют уровневую оценку от 1 до 3: первый уровень - низкий, второй - средний, третий - высокий. В процессе эксперимента в соответствии со значением описанных критериев будут определены уровни сформированности продуктивного опыта и методики диагностики.

Основываясь на исследовании Л.Е. Князевой [11] продуктивный опыт личности формируется в процессе жизнедеятельности человека. С одной стороны процесс формирования продуктивного опыта проходит стихийно (неуправляемо). Развитие человека есть процесс стихийный, неуправляемый, спонтанный; оно происходит независимо от условий жизни и детерминировано лишь «врожденной потенцией», фаталистически обусловлено судьбой человека, в которой никто и ничего изменить не может - это лишь небольшая часть мнений представителей различных философских учений [19].

С другой стороны формирование продуктивного опыта школьника осуществляется средствами коллективной творческой деятельности [8], игровых технологий [12, 15, 16, 17], средствами социального проектирования [10]. Кроме того, формирование продуктивного опыта младших школьников изучено учеными в процессе диалогизации обучения [26].

Все вышеперечисленные направления деятельности в той и ли иной степени реализуются на базе муниципальных опорных центров дополнительного образования детей Новосибирской области. Это ведущие образовательные организации муниципалитетов, обеспечивающие реализацию современных дополнительных общеобразовательных программ, сотрудничество с родителями и вовлечение детей в проектную, социально-значимую, конкурсную и иную продуктивную деятельность, в том числе дистанционно.

По мнению профессора академика, вице-президента Российской академии образования Д.И. Фельдштейна, «в числе важнейших причинных факторов, оказывающих огромное воздействие на развитие растущего человека, формирование его продуктивного опыта имеет интенсивный натиск информационных потоков» [23]. Поскольку общение играет большую роль в формировании и развитии личности (Л. И. Божович, И. В. Дубровина, И. С. Кон, А. В. Мудрик и др.), то важным является изучение особенностей формирования продуктивного опыта средствами ИКТ. Кроме того, формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; определяют федеральные нормативные документы: ФГОС, Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г.; Концепция развития дополнительного образования детей и др.

Научно обоснованная инструментальная педагогическая теория Джона Дьюи гласит, что «опыт превыше систематизированных знаний, он тесно связан с выполнением действий, а не с изучением объектов». Вместе с тем, отсутствие исследований комплексного использования информационно коммуникационных образовательных технологий в процессе формирования продуктивного опыта школьников, позволяет сделать вывод об актуальности представленной проблемы в рамках региональной системы дополнительного образования детей.

Библиографический список:

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 335 с.

2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов н/Д.: 3нание,1983. -173 с.

3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - М.: Академия, 2000. - 192 с.

4. Богданова Р.У. Развитие творческой индивидуальности субъектов образования. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - С. 53.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997. - 93 с.

6. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. - СПб.: Речь, 2004. -272 с.

7. Елькина О.Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Минск: Белорусская цифровая библиотека LIBRARY.BY, 25 октября 2007. - Режим доступа: http://library.by/portalus/modules/shkola/readme.php?subaction=showfull&id=119 (дата обращения: 20.12.2017).

8. Елькина О.Ю. Коллективная творческая деятельность - средство подготовки будущего учителя к формированию продуктивного опыта младших школьников // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 2. - С. 55-57.

9. Игонина Н.М. Генезис взглядов на проблему формирования продуктивного опыта личности / сборник трудов конференции «Категория «социального» в современной педагогике и психологии».-Тольятти: Зебра,2016. - С. 35-39.

10. Куровский В.Н., Кириллова И.О., Копытов А.Д. Совместные акции и проекты как средство формирования опыта гражданских действий младших школьников в классе инклюзивного обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2016. - № 9 (174). - С. 93-96.

11. Князева Л.Е. Формирование опыта творческой педагогической деятельности у студентов педвуза (на материале изучения спец. дисциплин математического цикла) / Авто-реф. дис. к. пед. н. Ростов н/Д, 1991.

12. Кротова Е.А, Матвеева А.В. Проблемы формирования опыта творческой деятельности обучающихся // Кротова Е.А., Матвеева А.В. Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 8-3. - С. 312-315.

13. Кузьмина В.А. Игра как средство формирования личностного опыта учащихся начальных классов: на примере предметов регионального компонента: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: [б. и.], 2003. - 23 с.

14. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2000. - 200 с.

15. Онощенко С.В. Игрушка как средство формирования социального опыта дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов: Тамбовский гос. ун-т, 2010.-23 с.

16. Осницкий А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 5-19.

17. Охунов Б.Х. Принципы формирования лидерских качеств у студентов средствами игровых технологий // Вестник Таджикского национального университета. - 2015. - № 3-1 (158). - С. 241-244.

18. Павлов И.А. Игра как средство формирования социально-личностного опыта детей младшего школьного возраста // Педагогические науки. - 2010. - №

з. - С. 14-17.

19. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

20. Ромм Т.А. Методологический потенциал изучения участия детей в принятии решений за рубежом // Сибирский педагогический журнал - 2017. -№ 4. - С. 109-117.

21. Сыров В.Н. Сущность и значение исторического знания в современном мире в контексте образовательной ситуации // Сибирь. Философия. Образование.-1997. - № 1. - С. 49.

22. Тихонов В.В. Философско-методологические основания анализа исторического опыта: автореф. дис. ...д-ра филос. наук. - М.: [б. и.], 2007. - 11 с.

23. Фельдштейн Д. И. Общие вопросы образования психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Образование и наука. - 2010. - № 5 (73). - С. 3-14.

24. Фомичев Р.С. Комплексное использование педагогами информационных технологий в процессе модернизации общего среднего образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово: [б. и.], 2015. - 23 с.

25. Чорный И. П. Социальный опыт как результат и предпосылка развития сущностных сил человека: автореф. дис. ... канд. философ, наук. - Черновцы: [б.

и.], 1989. - 38 с.

26. Щербакова И.В. Формирование продуктивного опыта младших школьников в процессе диалогизации обучения // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№ 2. - С. 244-252.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.