Научная статья на тему 'Реализация системы формирования у школьников опыта продуктивной учебной деятельности в условиях современной школы'

Реализация системы формирования у школьников опыта продуктивной учебной деятельности в условиях современной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА ПРОДУКТИВНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SELF-DEVELOPMENT / SELF-EDUCATION / FORMATION OF EXPERIENCE OF PRODUCTIVE EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пластинина Юлия Львовна

Описываются проблемы современных школ, в частности формирование у школьников опыта продуктивной учебной деятельности. Для решения этой проблемы были проведены как теоретические, так и практические исследования, по результатам которых предложены компоненты, условия, этапы формирования у школьников названного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are described the issues of modern schools, in particular, formation of pupils experience of productive educational work. To solve this matter, there have been held both theoretical and practical research, as a result of which there are suggested the components, conditions, stages of formation of pupils experience of productive educational work.

Текст научной работы на тему «Реализация системы формирования у школьников опыта продуктивной учебной деятельности в условиях современной школы»

2. Волов В.Т., Волова Н.Ю. Инновационные образовательные процессы в экстремальных условиях. Самара : Изд-во СНЦ РАН, 2005.

3. Волов В.Т., Волова Н.Ю. Психологический мониторинг дистанционного образования в пенитенциарной системе // Изв. Рос. акад. образования. 2004. №2. С. 35-40.

4. Волов В.Т. Социально-педагогические проблемы обучения в условиях пенитенциарной системы России. Самара : Бахрах-М, 2008.

5. Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика. М. : Моск. психол.-соц. ин-т, 2004.

Social environment approach to higher education projecting in the penitentiary system

There is suggested the methodological research of higher education projecting in a penitentiary system. There is developed the social environment approach, selected the congruent form of education with information and telecommunication technologies, on the basis of which there are initiated the self-organizing processes of the accused in the sphere of education and upbringing.

Key words: social environmental approach, higher education projecting, educational environment.

Ю.л. пластинина

(Благовещенск)

реализация системы формирования у школьников опыта продуктивной учебной деятельности в условиях современной школы

Описываются проблемы современных школ, в частности формирование у школьников опыта продуктивной учебной деятельности. Для решения этой проблемы были проведены как теоретические, так и практические исследования, по результатам которых предложены компоненты, условия, этапы формирования у школьников названного опыта.

Ключевые слова: саморазвитие, самообразование, формирование опыта продуктивной учебной деятельности.

В настоящее время инновационная деятельность провозглашена в качестве приоритетного направления государственной поли-

тики и образования. Основными институтами формирования инновационной способности нации являются общеобразовательные учреждения, и, следовательно, они не могут быть не причастными к происходящим в обществе процессам [1].

Как отмечалось в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., экономика завтрашнего дня - это инновационная продуктивная экономика знаний, продуктивных инвестиционных проектов и наукоемких технологий [2]. Сегодня многие российские школы называют свою работу продуктивной. Прилагательное «продуктивный» стало популярным, но образование не становится более качественным, если не обеспечиваются условия для реальной и заинтересованной практической деятельности школьников.

Анализ состояния проблемы позволяет говорить о недостаточной разработанности содержания, методов, форм и дидактикометодических средств для формирования у школьников опыта продуктивной учебной деятельности. Вместе с тем в педагогической теории и практике накоплены значительные знания и созданы методологические предпосылки, образующие базу для исследования. Существует ряд противоречий между социальным заказом на подготовку «продуктивного» человека, способного к жизни в сложных условиях современной действительности, и сложившимися условиями образовательной практики школы, не способствующей развитию субъективной личности; наличием большого количества теоретических работ в области продуктивного обучения и образования и недостаточной разработанностью методического обеспечения. Такие противоречия создали потребность восполнить указанные пробелы в научном знании. По нашему мнению, решением этой проблемы является конструирование системы формирования у школьников опыта продуктивной учебной деятельности.

Мы считаем, что «опыт продуктивной учебной деятельности» - это совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых в ходе учебно-познавательной деятельности учащегося, направленной на личностное образовательное приращение ученика, создание личностно значимого образовательного продукта. Конструирование системы формирования у школьников опыта продуктивной учебной деятельности имеет две логики: содержательную и процессуальную. Сущ-

© Пластинина Ю.Л., 2012

ность формирования опыта в рамках предлагаемой концептуальной схемы видится в том, что она представляет собой функционально значимую социальную систему, имеющую своим содержанием целенаправленное, организованное регулирование в первую очередь отношений, возникающих в процессе продуктивной учебной деятельности субъектов обучения.

основной тенденцией развития процесса формирования опыта является переход от иерархически-вертикальных структур к самоорганизующимся горизонтальным. В этом случае ставка делается на личную инициативу, самостоятельность школьников. Цель нашей системы формирования у школьников опыта продуктивной учебной деятельности - самообучение, саморазвитие, самоопределение ученика. В процессе конструирования структура продуктивного опыта включает пять основных компонентов: когнитивный, мотивационный, деятельностный, рефлексивный, креативный.

Исходя из практико-ориентированной направленности опыта и его сущности, мы выделили три уровня опыта: опыт субъекта 1) отдельных познавательных действий (операционно-инструментальный опыт) - анализ, синтез, сравнение и т.п.); 2) целостной познавательной деятельности (когнитивнодеятельностный); 3) отношений в познании (рефлексивно-смысловой опыт).

При этом основными условиями формирования у школьников опыта продуктивной учебной деятельности будут являться включенность в состав содержания образования опыта познавательной деятельности с присущей ему спецификой механизмов саморегуляции познания; целостность содержания образования, изоморфная всему спектру качественно неоднородных целей интеллектуального развития школьников в обучении; наличие информационных, действенно-практических и рефлексивно-оценочных характеристик содержания образования, позволяющих использовать его как дидактический инструмент проектирования пространства осознанного выбора школьниками содержания с учетом их ценностно-смысловых предпочтений.

На основании выдвинутых условий выделяем следующие этапы:

1) формирование у школьников совокупности логических знаний и логических умений, обусловливающих усвоение логической структуры содержания предмета в результате

осознанного и произвольного оперирования предметным содержанием;

2) совокупность методологических знаний и умений; учебных умений, а также поисковых умений;

3) опыт субъектов отношения в познании обеспечивается формированием у учеников совокупности ценностей, соответствующих ценностям культуры и определяющих их ценностно-смысловое отношение к познанию, а также совокупности рефлексивносмысловых умений (соотносить цели познания и цели жизнедеятельности; оценивать способы познания с позиций ценностно-смысловых предпочтений; осуществлять выбор целей, задач, средств и способов познания с учетом личностных предпочтений) [3].

особенности организации работы со школьниками в системе формирования опыта продуктивной учебной деятельности заключаются в следующем: создание формальных (ученический научный совет) и неформальных (творческие группы учеников) структур, реализующих принципы продуктивной учебной деятельности; разработка творческими группами учеников совместно с учителями учебно-исследовательских программ как продукта коллективной творческой деятельности; самостоятельное решение на уроках заданий, направленных на конечный результат (продукт своей деятельности); использование активных форм продуктивной учебной деятельности учеников в процессе совместной деятельности (групповые дискуссии, проблемно-деятельностные игры, брейн-ринги, «круглые столы» и др.); сотрудничество учителей со специалистами вузов при организации научно-методической работы учеников.

Расширение горизонтальных связей в образовательном учреждении происходит и в результате создания новых структурных подразделений, например таких, как школьное научное общество «Эрудит». Цель научного общества «Эрудит» - формирование у школьников конструктивных, исследовательских, аналитических компетенций. особенности содержания его деятельности определяются следующими моментами: проведение для школьников предметных недель, научнопрактических конференций, «круглых столов» и т.д. в ходе продуктивной учебной деятельности; координация работы творческих групп учеников в учебно-воспитательном процессе; психолого-педагогический мониторинг

продуктивной учебной деятельности; многоаспектное отслеживание промежуточных и конечных результатов работы научного общества, учет и анализ; проведение диагностической и коррекционной работы продуктивной учебной деятельности школьников; осуществление психологической экспертизы коллективных и индивидуальных продуктов учебной деятельности и используемых учениками новых форм и методов обучения (соответствие возрастным особенностям, деятельность, доступность, развивающее и воспитывающее влияние). Привлекательность школьного научного общества заключается в том, что учебная деятельность школьника, направленная на познание, поиск ответов на проблемные вопросы, находится в центре внимания. Учитель не передает готовые, отобранные кем-то сведения, а создает проблемную ситуацию, которая вызывает у учеников желание найти ее решение.

организационная структура системы формирования опыта продуктивной учебной деятельности создается с целью помочь школьнику соответствовать предъявляемым к нему требованиям в условиях обновления системы образования, поддержать его творческие начинания в деле обучения, ненавязчиво убедить его заниматься инновационной для него продуктивной деятельностью в образовательном процессе с целью самообучения.

Системообразующим элементом в структуре системы формирования у школьников опыта продуктивной учебной деятельности является «День науки». При подготовке к нему и в процессе участия ученики получают консультации от учителей по предмету, приобретают навыки проведения диагностических запросов в различных формах, планируют работу по самообучению, самообразованию.

Система отслеживания успешности и продуктивности основных направлений учебной деятельности школьников рассматривается как важная часть деятельности образовательного учреждения. В современном продуктивном образовании цели и задачи проведения мониторинга существенно меняются. Мы стремились к созданию мониторинга как системы отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе в целом и отдельных ее элементах. Во-первых, мы начали с внедрения в практику рейтинговой системы оценивания достижений учащихся по всем направлениям учебной деятельности. Школа отслеживает участие детей в различных мероприятиях - от олимпиад

и научно-практических конференций до конкурсов различных уровней. При этом мониторинг помогает школьникам сформировать рефлексивную позицию по отношению к своей учебной деятельности. Это не только дает возможность не отходить от ведущих ценностей современного образования, но и оказывает содействие саморазвитию. Во-вторых, при проведении диагностического исследования по итогам апробации использовались методики «Сфера интереса» (автор М.П. Нечаев), диагностики уровня устойчивости познавательной мотивации (адаптированная гимназией № 42 г. Кемерово, автор - психолог Е. Ле-пешова), «Цель - Средство - Результат» (автор А.А. Карманов), «Самоанализ личности» (автор М.П. Нечаев), тест креативности (автор П. Торранс).

Выбранные методики позволяют получить достоверную информацию о сферах интересов, которые влияют на общение, творчество учеников, определяют уровень зрелости личности в плане ее отношения к продуктивной учебной деятельности, проверяют оценку обучаемости школьников, выявляют уровень проявления социально ценностных качеств личности, в динамике отслеживают процесс развития способности к продуктивной, креативной деятельности, умения находить разнообразные способы решения поставленных перед школьником задач. Немаловажным является тот факт, что методики позволили проанализировать качество обучения детей в непростых условиях перехода от традиционной системы обучения к инновационной образовательной деятельности, а также эффективность различных форм организации взаимодействия школьников и учителей в научноисследовательской деятельности. Эффективный мониторинг продуктивной учебной деятельности - это тоже одно из достоинств использованных нами методик, которые в процессе применения сами являются одним из механизмов формирования опыта продуктивной учебной деятельности.

При применении методического обеспечения формирования у школьников опыта продуктивной учебной деятельности было доказано, что оно помогает сформировать умение учиться - ставить цели, организовывать собственную продуктивную учебную деятельность. Наблюдаются положительные явления - повышение учебной мотивации школьников, формирование ответственности за результаты своего учебного труда, установок на сотрудничество учеников и учителей в про-

цессе приобретения знаний, поскольку технология выступает как инструмент самооценки и самопознания, развивая навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся. При этом школьники могут выполнять интеллектуальные, экологические, сервисные, комплексные проекты. Создавая такого рода проекты, связанные с решением определенных проблем, имеющих практическую значимость, ученик приобретает знания, выходящие по своему личностному смыслу -за границы отдельной учебной дисциплины, а по своему дидактическому значению - за рамки привычного школьного окружения, связывающие школьника с реальными социальными проблемами.

Применение системы формирования у школьников опыта продуктивной учебной деятельности в условиях современной школы положительно влияет на учебный процесс в целом и на индивидуальное развитие каждого из учащихся. В связи с внедрением описанной системы отмечается рост уровня формирования у школьников опыта продуктивной учебной деятельности на всех этапах ее реализации.

литература

1. Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксиология. М., 2005.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. №1. С. 10-21.

3. Хуторской, А.В. Эвристическое обучение. М., 1998.

4. Щедровицкий Г.П. Очерки по философии образования (статьи и лекции). Педагогический центр «Эксперимент». М., 1993.

Realization of formation system of pupils’ experience of productive educational work in modern school

There are described the issues of modern schools, in particular, formation of pupils’ experience of productive educational work. To solve this matter, there have been held both theoretical and practical research, as a result of which there are suggested the components, conditions, stages offormation ofpupils’ experience of productive educational work.

Key words: self-development, self-education, formation of experience ofproductive educational work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.