УДК 373.2
ПРОДУКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА
М.В.Александрова, С.Д.Зиновьева
PRODUCTIVE INTERACTION OF FAMILY AND PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION AS FACTOR OF FORMATION OF CHILD-PARENT COMMUNITY
M.V.Alexandrova, S.D.Zinovyeva
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected] В статье раскрыты сущностные характеристики понятий «взаимодействие», «продуктивное взаимодействие» как базовые понятия для становления детско-родительского сообщества. Определены показатели продуктивности : в деятельности детей — индивидуальный интерес, кооперация и партнерство, самостоятельность и ответственность. Раскрыты педагогические условия продуктивного взаимодействия детей и родителей в процессе становления детско-родительского сообщества при организации деятельности семейного клуба.
Ключевые слова: взаимодействие, продуктивное взаимодействие, семейный клуб, детско-родительское сообщество
The article explores key features of the concepts "interaction", "productive interaction" as basic concepts of formation of child-parent community. Individual interest, cooperation and partnership, independence and responsibility are considered efficiency indicators in the activity of children. Pedagogical conditions of productive interaction of children and parents in the course of formation of child-parental community are revealed.
Keywords: interaction, productive interaction, family club, child-parent community
В современных исследованиях
(М.В.Александрова, А.В.Гилева) доказана значимость проблемы продуктивного взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации. Авторы отмечают, что семья играет исключительную роль в решении задач воспитания. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов (детский сад, школа и т.д.), обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума [1, 2].
Поэтому одной из важнейших задач становится организация взаимодействия двух институтов — семьи и дошкольной организации.
Рассмотрим основные понятия нашего исследования: «взаимодействие», «продуктивное взаимодействие», «детско-родительское сообщество».
Понятие «взаимодействие» является одной из важных философских категорий, отражающей «процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого» и трактуется как универсальная форма движения, развития, определяющая существование и структурную организацию любой материальной системы [3] .
Наряду с философским выделяется психологический аспект данного феномена. Так, например, в ряде исследований (А.Г.Асмолов, В.В.Рубцов и др.) взаимодействие рассматривается как психологическая категория и представляет собой систематическое устойчивое выполнение действий, направленных на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнера, при этом вызванная реакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего [4].
Т.А .Маркова определяет «взаимодействие» как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания, которое строится на основе единого понимания [5].
Так, анализ психо лого-педагогической литературы показал, что проблема взаимодействия семьи и ДОО широко обсуждается педагогами и психологами. Исследования, проведенные Т.Данилиной, выявили проблемы, существующие во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей. Это прежде всего нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве. Л.М.Клариной был разработан целый комплекс процесса становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи. Т.Н.Дороновой, Г.В.Глушаковой, Т.И.Гризик и другими авторами были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников дошкольных образовательных организаций по организации и проведению работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия [6, с. 23].
На основании вышеперечисленного под взаимодействием мы будем понимать способ организации совместной деятельности с помощью общения, на основе открытости обеих сторон.
Для дальнейшего уточнения сущности категории «продуктивное взаимодействие» субъектов обратимся к исследованиям, раскрывающим само понятие « продуктивность».
Продуктивность можно было бы отнести к ряду таких понятий, как «эффективность» и «качество», поскольку оно также представляет некий результат, в котором реализована способность образования продуцировать деятельность обучающегося. Специфика
«продуктивного обучения» состоит в том, что мерой продукта становится ребенок со своими интересами, опытом и образовательными целями. Единственный ее критерий — наличие самостоятельного, творческого продукта деятельности конкретного обучающегося, а не соответствие стандарту.
Показателями продуктивности в деятельности детей становятся индивидуальный интерес, кооперация и партнерство, самостоятельность и ответственность, а в деятельности педагога — консультирование и поддержка детей, родителей, взаимодействие с ними, создание современной образовательной среды, обеспечение условий для продуктивной деятельности, плодотворная попытка включить ребенка в наиболее эффективные формы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных и социальных ценностей образования .
Идея продуктивного образования раскрыта в исследованиях С.И.Гессена, который выделил следующие принципы и идеи, лежащие непосредственно в плоскости развития продуктивного образования:
— образование ориентировано на свободу ребенка и его самоопределение;
— гетерономия (т.е. предопределение явления внешним, чужим) сосуществует с автономией и внутренней свободой;
— творчество — основа организации всех занятий (вне творчества превращается в механическую процедуру);
— приоритетны не интересы профессии, а интересы личности;
— активность — естественное свойство человека, которое надо постоянно стимулировать;
— равенство всех в деятельности;
— трудовая деятельность несет в себе нравственные и эстетические смыслы;
— образование идет от практики к абстракции, от опыта к понятию, а не наоборот.
Обобщим все вышеизложенное и дадим собственное определение продуктивному взаимодействию в организации.
С нашей точки зрения, оно представляет собой процесс развития личности в сообществе людей, реализующийся на основе группового опыта, в виде построения маршрута действий, ориентированного на достижение продукта деятельности в ситуациях реальной жизни.
Продуктивное взаимодействие дошкольной образовательной организации (ДОО) с родителями реализуется через разнообразные формы: традиционные (педагогические лектории; конференции; круглые столы; родительские собрания); нетрадиционные («Семейный клуб», «Педагогическая лаборатория», «Читательская конференция», «Мастер-класс», «Ток-шоу»).
При реализации системы продуктивного взаимодействия ДОО с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы дошкольной образовательной организации с семьей. Приоритетной формой такого взаимодействия в нашем исследовании является «Семейный клуб».
Клуб (от англ. clob или club через нем. club) —
общественная организация, объединяющая группы людей в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными, досуго-выми и другими интересами. [3].
Семейный клуб — это объединение родителей, созданное для решения практических задач воспитания. Обычно он организуется группой энтузиастов-педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах [7].
В семейных клубах критически настроенным родителям становятся видны не только недостатки, но и достоинства собственных детей (по сравнению с чужими), а восторженным родителям видны не только достоинства, но и недостатки их малышей. Дети приобретают в семейных клубах ценный опыт общения с людьми разных характеров, оказываются в разных ролевых позициях.
Семейный клуб — это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей. Использование такой формы важно и необходимо, так как приносит значительные результаты в плане социализации и благополучия каждого ребенка, формирует у детей социальные навыки поведения, уверенность в себе, понимание своих и чужих чувств, желаний и мнений. Клуб организует сотрудничество с семьей. Благодаря занятиям семейного клуба устанавливается тесная связь «семья— детский сад» [7].
В рамках семейного клуба особый интерес для нас представляет детско-родительское сообщество, рассмотренное и определяемое как особый тип объединения детей и родителей, представляющий совместное, полисубъектное бытие [8]. Семейный клуб как одна из форм детско-родительского сообщества является дополнительным компонентом воспитательного процесса и лучше всего подходит ДОО, так как позволяет установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.
В контексте вышеизложенного проведено экспериментальное исследование процесса реализации идеи становления детско-родительского сообщества через организацию семейного клуба как нетрадиционной формы продуктивного взаимодействия ДОО с семьей.
Базой исследования послужило МАДОУ «Детский сад № 92 «Радуга» общеразвивающего вида», г. Великий Новгород.
В эксперименте приняли участие 171 родитель.
С родителями проводилась большая предварительная работа (анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы), с помощью которой были выявлены интересы, запросы, проблемы, трудности и пожелания. По результатам обобщения диагностических материалов проведена организаторская работа по созданию положительной эмоциональной среды взаимодействия между детьми, родителями и педагогами. В этих целях были проведены: игра «Познакомимся поближе», праздник «Мои родители». Для активизации и обогащения педагогических знаний и
умений родителей был осуществлен просмотр видеоматериалов из опыта работы в ДОО (видеосюжет «Физкульт-ура», «Здоровое питание», «Секреты хорошего аппетита»). Для развития креативных способ- 5. ностей детей и родителей в совместной деятельности проведены: эстафета «Гусеница», конкурсы: «Караоке», «Назови любимого писателя», мастер-класс «А я делаю так». Для обобщения опыта семейного воспитания оформлены фотостенды «Отдыхаем активно», «Семейное творчество».
Для оценки эффективности процесса становления детско-родительского сообщества в ДОО были 8. определены критерии: активность родителей, удовлетворенность родителей работой ДОО, вовлеченность родителей в образовательный процесс ДОО, информированность родителей о деятельности ДОО.
Изучение результатов эксперимента в соответствии с данными критериями показало положитель- 1. ную динамику по каждому из критериев: увеличился процент посещения и участия родителей в мероприятиях, проводимых в ДОО (совместные творческие, спортивные, познавательные и социальные проекты; родительские собрания; консультации; мастер-классы и др.); повысилась удовлетворенность родителей работой ДОО (с 88% до 95,3%); повысилась вовлеченность родителей в образовательный процесс ДОО (с 3. 76% до 89,4%) и информированность родителей о деятельности ДОО (с 93,8% до 96,5%).
Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность семейного клуба способствовала становлению детско-родительского сообщества и созданию положительной эмоциональной среды взаимодействия между детьми, родителями и педагогами; активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей; повышению педагогической культуры родителей; развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности; обобщению опыта семейного воспитания.
1. Александрова М.В. Теория и практика моделирования продуктивного взаимодействия педагогов в развивающейся школе: Монография; НовГУ им.Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2004. 104 с.
2. Гилева А.В. К вопросу о новых подходах к взаимодействию ДОУ с семьей // Сборники конференций НИЦ «Со-циосфера». 2013. № 52. С. 135-138.
Большой энциклопедический словарь. М.: «Большая Российская энциклопедия», 1997. 1456 с. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. 416 с. Воспитание дошкольника в семье: вопросы теории и методики / Под ред. Т.А.Марковой. М.: Педагогика, 2005. № 11.С. 3-10.
Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика-Синтез, 2007 167 с.
Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов / Сост. Т.В.Цветкова. М.: Творческий центр Сфера, 2013. 124 с.
Фуряева Т.В., Старосветская Н.А. Детско-родительское сообщество: теория и практика социально-педагогического сопровождения: Учеб. пособие к спецкурсу «Технологии работы с семьей». Красноярск: РИО КГПУ, 2003. 132 с.
References
Alexandrova M.V. Teorija i praktika modelirovanija produktivnogo vzaimodejstvija pedagogov v razvivajushhejsja shkole [The theory and practice of modeling of productive interaction of teachers at the developing school: Monograph]. Veliky Novgorod, 2004. 104 p.
Gileva A.V. K voprosu o novyh podhodah k vzaimodejstviju DOU s sem'ej [New approaches to interaction of preschool organization with a family]. Coll. of papers of Research Center "Sotsiosfera" conferences, 2013, no. 52, р. 135-138. Bol'shoj jenciklopedicheskij slovar' [Big encyclopedic dictionary]. Moscow, The big Russian encyclopedia Publ., 1997. 1456 р.
Asmolov A.G. Psihologija lichnosti: Principy obshhepsihologicheskogo analiza [Psychology of personality: Principles of the all-psychological analysis]. Moscow, Smysl Publ., 2001. 416 р.
Markova T.A., ed. Vospitanie doshkol'nika v sem'e: voprosy teorii i metodiki [Education of the preschool child in a family: theory & methodology issues]. Moscow, Pedagogics Publ., 2005, no. 11, р. 3-10.
Evdokimova N.V., Dodokin N.V., Kudryavtseva E.A. Detskij sad i sem'ja: metodika raboty s roditeljami: Posobie dlja pedagogov i roditelej [Kindergarten and family: methodology guide. A text-book for teachers and parents]. Moscow, Mozaika-Synthesis Publ., 2007. 167 р. Social'noe partnerstvo detskogo sada s roditeljami: Sbornik materialov [Social partnership of kindergarten with parents: coll. of papers]. Moscow, Sphere Publ., 2013. 124 р. Furyaeva T.V. Starosvetskaja N.A. Detsko-roditel'skoe soobshhestvo: teorija i praktika social'no-pedagogicheskogo soprovozhdenija [Child-parent community: theory and practice of social and pedagogical support: The manual to a special course "Working with a family"]. Krasnoyarsk, RIO KGPU, 2003. 132 р.