> молочные подкомплексы имеют дополнительные конкурентные преимущества за счет возможности осуществлять внутреннюю специализацию, минимизировать затраты на внедрение инноваций;
> важной особенностью инновационных кластеров является наличие в их структуре гибких предпринимательских структур — малых предприятий, которые позволяют формировать инновационные точки роста экономики региона;
> региональные кластеры чрезвычайно важны для развития малого предпринимательства: они обеспечивают малым фирмам высокую степень специализации при обслуживании конкретной предпринимательской ниши, так как при этом облегчен доступ к капиталу промышленного предприятия, а также активно происходит обмен идеями и передача знаний от специалистов к предпринимателям [6].
1
2
3
4
5
6
7
8
Многоуровневая и комплексная социально-политическая система, каковой является национальная безопасность, формируется в русле объективных процессов и под воздействием множества факторов — внутренних и внешних, экономических и политических, природных и климатических, экологических и техногенных. В свою очередь, эти факторы подвержены влиянию времени, среды, уровня развития цивилизации, состоянию законности и правопорядка. Все это в полной мере относится и к такому виду национальной безопасности, как внутренняя безопасность общества. Несмотря на всю важность внешних факторов, главное влияние на обеспечение безопасности российского общества оказывают внутренние факторы — экономические, политические, морально-психологические и криминогенные. Данное умозаключение с годами не теряет своей актуальности и категоричности [1].
Успешность реализации кластерной стратегии в регионе зависит от эффективной системы инновационных процессов. Улучшение инвестиционного климата молочной отрасли и повышение ее конкурентоспособности приведет к повышению экономической эффективности молочного подкомплекса.
Считаем, что в настоящее время необходимо выступать инициаторами инновационного развития, в том числе через создание региональных кластеров. Это подтверждает эффективность кластерного подхода как инновационного инструмента экономического развития региона, который способен изменить социально-экономическое состояние регионов и повысить конкурентоспособность страны на мировом уровне.
Категорий «продовольственная безопасность страны» принято рассматривать в двух аспектах — как продовольственную безопасность населения и как продовольственную независимость страны [2]. Принято считать, что мировая практика обратилась к продовольственной проблематике с позиций мировой и национальной экономической безопасности в середине 1970-х годов, после спада объемов производства зерна в ведущих зернопроиз-водящих странах. Именно мировой зерновой кризис 1972-1973 гг. способствовал тому, что проблема продовольственного обеспечения превратилась в важный фактор национальной безопасности. Именно тогда термин «продовольственная безопасность» был введен в научный оборот, будучи заимствованным из рекомендаций Международной продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) [2].
ЛИТЕРАТУРА
Бутковский В.А. Профессионализм кадров — решающий фактор в осуществлении масштабных проектов дальнейшего развития АПК России // Пищевая промышленность. 2012. № 4. С. 12-17.
Еделев Д.А. Перспективные формы подготовки специалистов для отрасли // Пищевая промышленность. 2012. № 4. С. 7.
Карташов К.А. Позиционирование продукции как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-2. С. 510-512.
Макоев М.М. Кластер — инструмент современного экономического развития // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1. Ч. 2. С. 156-158. Мамцев А.Н., Васильев Л.И. Подготовка кадров для АПК в малых городах // Пищевая промышленность. 2012. № 4. С. 20-22. Сафронова Ю.В. Повышение эффективности развития молочного подкомплекса // Мир агробизнеса. 2013. № 2. С. 35-37.
Столярова О.А., Сафронова Ю.В. Перспективы развития молочного подкомплекса Пензенской области // Международный сельскохозяйственный журнал. 2013. № 2. С. 24-27.
Трошин А. Инвестирование аграрного сектора России в условиях членства в ВТО // АПК: экономика, управление. 2014. № 5. С. 65-71.
УДК 338.439:346.548
Иса Зейналов,
кандидат политических наук, профессор, заведующий кафедрой общего права и международной политики Санкт-Петербургского государственного аграрного университета
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Анализируется проблема продовольственной безопасности в системе безопасности национальной, рассматриваемой как многоуровневая и комплексная социально-политическая проблема. Раскрываются параметры продовольственной безопасности в глобальном, страновом (государственном) и региональном масштабах. S u m m a r y
The article analyzes the problem of food security in the system of national security, which is concerned as a many-layer and complex social political
issue. Parameters of food security are outlined in global, state (national) and regional scales.
Ключевые слова: национальная безопасность, продовольственная безопасность, аграрная политика.
Key words: national security, food security, agrarian policy.
Проблемы продовольственной безопасности, ВТО
Термин «продовольственная безопасность» (food security — анг.) в практику общественного пользования введен в 1974 г., когда Генеральная ассамблея ООН одобрила международные обязательства по преодолению продовольственного кризиса в мире. Всемирный совет по продовольственной политике при ООН определяет политику продовольственной безопасности как возможность достижения «наиболее высокой степени самообеспеченности в продовольствии в результате интегрированных усилий по увеличению производства жизненно необходимых продуктов, улучшению системы снабжения и потребления продовольствия, ликвидации недоедания и голода» [3].
Проблема продовольственной безопасности в большинстве стран мира формирует одну из ключевых глобальных угроз для устойчивого развития национальных экономик. Актуальность темы глобального продовольственного кризиса много раз подчеркивалась руководством Организации объединенных наций (ООН). В 2009 г. Департамент общественной информации ООН обнародовал список из десяти тем, о которых международное сообщество следует информировать более подробно. Среди десяти наиболее актуальных тем, наряду с торговлей и оборотом наркотиков, торговлей людьми и другими, фигурирует и глобальный продовольственный кризис [4].
Продовольственная безопасность выступает важнейшей частью экономической и национальной безопасности страны, подразумевающей такое состояние экономики и агропромышленного комплекса, которое при сохранении и улучшении среды обитания без уменьшения государственного продовольственного резерва, независимо от внешних и внутренних условий, при бесперебойном поступлении продуктов питания в места их потребления обеспечивает население страны по доступным ценам экологически чистыми и полезными для здоровья продуктами питания отечественного производства в объеме не ниже 80%.
Некоторые исследователи под продовольственной безопасностью понимают «обеспеченную соответствующими ресурсами, потенциалом и гарантиями способность государства удовлетворять потребности населения в продуктах питания в объеме, качестве и ассортименте, соответствующих принятым стандартам и нормам» [5, с. 8].
Интерес к экономическим и продовольственным аспектам национальной безопасности начинает нарастать в России с 1992 г. (создание Совета Безопасности РФ, принятие Закона «О безопасности»). Термин «продовольственная безопасность» появляется в законопроекте «О продовольственной безопасности РФ». В конце 1997 г. в Москве проходил Конгресс «Продовольственная безопасность России», организованный по инициативе Комитета по аграрной политике Совета Федерации и Государственной Думы, а также Министерства экономики и Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Все эти масштабные мероприятия дали ощутимый толчок теории и практике вопроса.
В конце концов пришло понимание, что развитие аграрного сектора должно быть одним из важнейших приоритетов государственной экономической политики, напрямую связанным с главной целью — ростом благосостояния и качества жизни российских граждан. Проблемы аграрно-промышленного комплекса страны, цель развития которого — улучшение качества жизни населения, были заявлены на самом высоком политическом уровне. Понятие «продовольственная безопасность» было юридически закреплено в Федеральных целевых программах. При этом представление о продовольственной безопасности все более отходит от традиционного представления о возможностях самообеспечения и из количественной плоскости переходит в плоскость гарантий качества и доступности. Сосредоточенность на количественном подходе к обеспечению продовольственной безопасности ведет к абстрактным дискуссиям о допустимости и объемах импорта продовольствия, в то время как речь должна идти о кардинальной перестройке сельскохозяйственного производства России с учетом естественно-природных условий и культурно-исторических традиций [6].
Обычно выделяют три уровня измерения продовольственной безопасности: глобальная продовольственная безопасность (характеризуется размерами запасов зерна и объемом его производства на душу населения); продовольственная безопасность на уровне государства (определяется отношением объема импорта к объему производства собственного продовольствия, долей импорта в потреблении продуктов питания, изменением минимального дохода на душу населения и цен на продовольствие); и, наконец, продовольственная безопасность
на уровне региона (измеряется данными об объемах потребления продовольствия и доходах населения) [7].
Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности являются:
> своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз, минимизация их негативных последствий, формирование стратегических запасов безопасных и качественных пищевых продуктов;
> устойчивое развитие отечественного производства пищевых продуктов, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;
> достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны пищевых продуктов в объеме и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов;
> обеспечение безопасности пищевых продуктов [8].
Напомним, что на долю России приходится 9% запасов мировой пашни, 52% черноземных почв, 20% запасов мировой пресной воды. В то же время удельный вес отечественной продукции в мировом сельхозпроизводстве остается не сопоставимо малым. Россия так и не сумела выйти на рекомендуемый медиками уровень потребления гражданами основных качественных пищевых продуктов. И даже нынешний уровень потребления, который, конечно, гораздо лучше и выше, чем был, скажем, в 1990-е годы, достигнут в значительной степени за счет импорта. Для того чтобы кардинально изменить ситуацию нужны не фрагментарные, а системные меры, чтобы продовольственные ресурсы страны формировались в основном на базе продукции отечественного производства. Следует определиться с количественными и качественными критериями обеспечения продовольственной безопасности страны, должны заранее прогнозироваться риски и предотвращаться возможные угрозы: как внешние, так и внутренние [9].
Обеспокоенность состоянием продовольственной безопасности в системе национальной безопасности России отразил состоявшийся летом 2008 г. в Малом зале Государственной Думы «круглый стол», посвященный продовольственной безопасности Российской Федерации. В заседании приняли участие более 300 человек — депутаты Государственной Думы, представители правительства РФ, региональных законодательных и исполнительных органов власти, ученые, руководители предприятий агропромышленного комплекса, представители общественных организаций.
Открывая заседание, депутат Государственной Думы, заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАСХН В.И. Кашин подчеркнул, что острота постановки вопроса о продовольственной безопасности во многом определяется характером законотворчества в области природопользования и землепользования. Принятые в последние годы законодательные акты (Земельный, Водный, Лесной кодексы РФ, «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» и др.) фактически освободили государство от ответственности за состояние дел в сфере регулирования данных законов, породив правовой нигилизм и правовой беспредел [10].
Общее состояние продовольственной безопасности той или иной страны оценивается комплексом критериев, где ведущим выступает государственный резерв зерна, то есть целевой запас, состоящий из продовольственного зерна, продуктов его переработки и денежных средств, предназначенных для оказания регулирующего воздействия на рынок зерна. Этот резерв используется для закупки и создания запаса зерна и продуктов его переработки, обеспечения гарантии закупок продовольственного зерна у местных сельхозпроизводителей, выделения товарных кредитов, проведения товарных интервенций, то есть целенаправленного государственного воздействия на зерновой рынок в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на зерно, продукты его переработки и хлебобулочные изделия.
Применимо к России обычно выделяют три вида опасностей, которые касаются разных групп конфликтного риска: голод; некачественное питание; высокая цена на питание. В зоне конфликтного риска находятся: первая группа — потребители продуктов питания (это все население России); вторая группа — отечественные производители продуктов питания; третья группа — иностранные производители
66
Международный сельскохозяйственный журнал
продуктов питания. Говоря обобщенно, само государство становится зоной риска, если оно не решает проблем продовольственной безопасности.
В нынешних условиях проблема продовольственной безопасности в России внешне отсутствует. Однако проблема состоит в том, что рыночная экономика ставит страну перед угрозами нового типа, которые обостряют проблему продовольственной безопасности. Первое — цена продуктов, второе — их качество. Возрастающая цена на продукты питания для многих может стать угрожающей, поскольку их продуктовая корзина может уменьшиться. То есть при наполненных полках потребитель может испытывать недостатки в продуктах питания. Социологические же опросы на первый план выдвигают ухудшающееся качество продуктов питания. Именно этот фактор выходит на первый план в проблематике продовольственной безопасности страны, поскольку нездоровое питание быстро приводит к нездоровым последствиям [11].
Проблемы продовольственной безопасности страны и аграрного протекционизма относятся к числу центральных в аграрной политике России. Согласно наиболее распространенному научному толкованию, продовольственная безопасность является понятием, имеющим экономическое и политическое содержание. При этом состояние продовольственной безопасности постоянно поддерживается экономически развитыми странами и характеризуется необходимым для их населения количеством продуктов питания высокого качества. Странам, которые отстали в экономическом и аграрном развитии и не проводят систематической модернизации своих агропромышленных комплексов, поддерживать продовольственную безопасность гораздо сложнее.
В настоящее время в России проблемы АПК, цель развития которого — улучшение качества жизни населения, звучат на самом высо-
ком политическом уровне. Впервые в новой России понятие «продовольственная безопасность» юридически закреплено в Федеральных целевых программах. При этом представление о продовольственной безопасности все более отходит от традиционного представления о возможностях самообеспечения и из количественной плоскости переходит в плоскость гарантий качества и доступности.
При характеристике продовольственной безопасности в системе национальной безопасности России обращается внимание на три параметра продовольственной безопасности: глобальная продовольственная безопасность, которая характеризуется размерами запасов зерна и объемом его производства на душу населения; продовольственная безопасность на уровне государства, которая определяется отношением объема импорта к объему производства собственного продовольствия, долей импорта в потреблении продуктов питания, изменением минимального дохода на душу населения и цен на продовольствие; продовольственная безопасность на уровне региона, которая определяется объемами потребления продовольствия и доходами населения.
В целом достаточно отчетливо прослеживаются определенные измерения проблематики аграрной политики в ее преломлении в контексте национальной безопасности. Первое измерение — аграрная политика в условиях модернизации и глобализации. Второе измерение — аграрный курс в пространстве вызовов и угроз экономической и национальной безопасности. Третье измерение — фактор продовольственной безопасности, выступающий основополагающим в рассмотрении взаимосвязи аграрной политики и национальной безопасности. Четвертое измерение — риски для продовольственной безопасности, связанные, в том числе, со вступлением России в ВТО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гыскэ А.В. Внутренняя безопасность российского общества: проблемы обеспечения (социально-философский анализ): автореф. дис. ... д-ра
филос. наук. М., 2001.
2. Трубицын Ю.И. Проблемы продовольственной безопасности Российской Федерации: концептуальная основа, доктрина, законодательные акты.
URL: http://www.iagpran.ru/
3. Состояние продовольственного обеспечения и аграрного сектора / Материалы конференции ФАО. Рим., 2005. URL: http//www.fao.org
4. Таранов П.М., Панасюк А.С. Аграрный протекционизм России в условиях транзитивной экономики. URL: http://www.sworld.com.ua/
5. Орлов А., Мизин В. Проблема продовольственной безопасности России // Обозреватель. 2008. № 12. С. 8.
6. Абрамова И.Е. Механизмы функционирования и реализации государственной аграрной политики в условиях модернизации (политологический
анализ): автореф. дис. ... д-ра полит. наук. Ростов-на-Дону, 2009.
7. Анфиногентова А.А. Продовольственная безопасность России: проблемы и перспективы. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2004.
8. Ушачев И.Г., Серков А.Ф. Состояние и проблемы обеспечения продовольственной безопасности страны. URL: http://www.vniiesh.ru/
9. Медведев Д.А. Об обеспечении продовольственной безопасности Российской Федерации / Вступление на заседании Совета безопасности РФ
4 декабря 2009 г. URL: http://www.scrf.gov.ru/
10. Депутаты-коммунисты бьют тревогу: Доля российских продуктов на рынке упала до 52-54%. Серьезная угроза продовольственной безопасности страны. URL: http://www.gwas.ru/russia/kprf/2008
11. Арбузов С. Продовольственная безопасность как часть политической стратегии России. URL: http://www/devjatkin.ru/2011/