УДК 332.1
Я.В. ХОМЕНКО, д-р экон. наук, профессор кафедры международной экономики, [email protected]
ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет», г. Донецк, ДНР
Р.С. МИЗЕВИЧ, канд. экон. наук, директор Департамента регулирования агропромышленного рынка Министерства агропромышленной политики и продовольствия ДНР, г. Донецк, ДНР, [email protected]
О.Л. БАЛЫКИН, эксперт, [email protected]
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
В статье выделены особенности формирования государственного механизма управления продовольственной безопасностью, рассмотрены показатели, индикаторы и уровни продовольственной безопасности, обобщены задачи по обеспечению продовольственной безопасности.
Ключевые слова: продовольствие, безопасность, государство, механизм, экономика, регулирование, продовольственная безопасность.
Khomenko Y.V., Mizevich R.S., Balykin O.L. The state mechanism of the food safety management.
The peculiarities of forming the state mechanism of food security management were highlighted in the article, the indicators and levels of food security were examined, the objectives of ensuring food security were generalized.
Keywords: food, security, state, mechanism, economy, regulation, food security.
Обеспечение продовольственной безопасности является одним из ключевых приоритетов государства. В условиях становления механизмов государственного управления, военного положения, нестабильности внешней среды формирование государственного механизма управления продовольственной безопасностью является стратегическим направлением государственной политики молодого государственного образования - Донецкой Народной Республики.
Изучением социально-экономических процессов, происходящих на территориях новых непризнанных государств, предметно занимались Г. Старовойтова [1], С. Маркедонов [2], Н. Добронравин [3]. Г. Старовойтова в своей работе «Национальное самоопределение: подходы и изучение случаев» [1] предложила модель, описывающую стадии развития этнических конфликтов, и ряд критериев, которыми предлагается руководствоваться при решении вопроса о самоопределении той или иной территории. С. Мар-
© Я.В. Хоменко, Р.С. Мизевич, О.Л. Балыкин, 2017
кедонов исследовал причины массового-появления непризнанных государств в начале 1990-х годов. [2]. Н. Добронравин в своей работе «Модернизация на обочине: выживание и развитие непризнанных государств в ХХ - начале XXI века» [3] рассмотрел закономерность трансформации непризнанных государств в суверенные, особенности их политического и экономического развития. При этом проблема обеспечения продовольственной безопасности непризнанной территории осталась за рамками проводимых исследований и, таким образом, представляет интерес для рассмотрения в рамках данной статьи.
Гарантия достаточного продовольственного обеспечения - одна из проблем международной и национальной экономической безопасности, занимающая ведущее место в политике государств. Комплексные мероприятия в области снабжения продовольствием, получившие самостоятельную значимость, являются одним из главных «структурных блоков» национальной безопасности всех стран. При этом вопросы продовольственного положения и развития сельского хозяйства рассматриваются в качестве приоритетных.
Экспорт и импорт сельскохозяйственных товаров и продовольствия (прежде всего зерна) остаются важнейшими сферами мировой экономики, в которых активное вмешательство государства является основополагающим фактором ценообразования и обмена продукцией, предопределяя высокую степень политизации данного сектора межгосударственных экономических связей.
Продовольственная стратегия государств направлена на достижение продовольственной безопасности как важнейшего условия сохранения их суверенитета и независимости, экономической стабильности и социальной устойчивости. Она заключается в оптимальной для на-
циональных условий комбинации политических, экономических, социальных, культурных, психологических и прочих факторов, ориентированных на более полное снабжение населения продуктами питания, исходя из медицинских норм потребления калорий, аминокислот и микроэлементов. Задача правительств состоит в том, чтобы на основе объективных экономических процессов разработать долгосрочные цели продовольственного обеспечения и принять соответствующие меры социально-экономического регулирования [4].
Проблема продовольственной безопасности решается в развитых и развивающихся экономиках совершенно по-разному. Правительства промышленно развитых стран мира придают общегосударственное значение развитию национального сельского хозяйства и обеспечению населения продовольствием. Для стран Запада не существует единых критериев продовольственной безопасности, включая желательный уровень самообеспеченности. Выработка этих критериев зависит от экономического потенциала конкретной страны, природно-климатических условий, уровня развития науки и техники, традиций в питании. Развивающимся странам предстоит использовать любые возможности для наращивания собственного производства пищевых продуктов и повышения обеспеченности продовольствием. В целях достижения мировой продовольственной безопасности Продовольственная и Сельскохозяйственная организация ООН (далее -ФАО) рекомендует также наращивать объемы продовольственных ресурсов многим государствам, имеющим сравнительно высокий уровень производства.
Для Донецкой Народной Республики продовольственная безопасность является не только условием сохранения суверенитета и независимости государства, но и фактором поддержания конъ-
юнктуры национального и региональных продуктовых рынков, обеспечивающих достаточный уровень сбалансированного питания населения и эффективного развития внешнеторговых продовольственных и сырьевых связей, усиление экспортной ориентации агропромышленного комплекса.
Теоретические и методологические критерии продовольственного обеспечения, направления их реализации обоснованы исходя из сущности продовольственной безопасности, научных принципов эффективного использования ресурсного потенциала с учетом экономических и социальных последствий решения проблемы посредством самодостаточности собственного сельскохозяйственного производства и эффективности сбыта сырья и продовольствия.
Целью исследования является формирование базовых принципов государственного механизма управления продовольственной безопасностью с учетом исторического и зарубежного опыта.
Продовольственная безопасность как экономическое понятие сформулирована ФАО в 40-х годах прошлого столетия. ФАО прежде всего, как организация ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства, постоянно отслеживая наличие продовольственных ресурсов в мире и прогнозируя их на перспективу, информируют национальные правительства о возможных проблемах.
Периодически продовольственная проблема рассматривается на представительных международных форумах (саммитах), где предлагаются направления действий мирового сообщества. Наиболее значительными, с точки зрения выработки концептуальных основ решения проблемы, следует считать совещания 1972, 1992 и 1996 годов. В этот период произошло изменение подходов к решению проблемы продовольственной безопасности.
В 70-е годы считалось, что по мере внедрения достижений научно-технического прогресса в сельском хозяйстве продовольственная проблема будет решена в глобальном масштабе (совещание в г. Стокгольме в 1972 году) [4]. Соответственно ее не станет и на национальных уровнях.
В последующий период с учетом закономерностей, вызывающих глубинные процессы в мировой экономике и не позволяющих прогнозировать высокие темпы прироста продовольственных ресурсов, появился новый подход: достижение продовольственной безопасности возможно только на уровне каждого в отдельности государства, а через него и в глобальном масштабе.
Модификация продовольственного обеспечения в продовольственную безопасность привела к существенным изменениям в аграрной политике. В продовольственном вопросе вместо текущих целей усилились стратегические факторы, определяющие будущий экономический потенциал стран и их роль в мировой экономике.
В 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро в Повестке дня на XXI век [5], рассматривая проблемы будущего столетия, участники совещания обсуждали проблемы устойчивости развития, борьбы с бедностью, продовольственного обеспечения, охраны окружающей среды, то есть все то, что было насущным и в 70-е годы.
В документах отмечается, что обеспечение устойчивого развития является в первую очередь обязанностью правительств, выполнять которую предпочтительнее посредством политики разработки соответствующих национальных программ и планов. Документы представительных форумов и организаций носят рекомендательный характер, а не нормативный и излагаются по принципу: «мыслить - глобально, действовать - локально» [5].
В ноябре 1996 г. в г. Риме участники совещания приняли Декларацию по мировой продовольственной безопасности и План действий на период до 2015 г. [6], в которых определены пути создания равных условий доступности продовольствия. Поскольку продовольственная безопасность имеет многогранный характер, что требует согласованных государственных действий и усилий международного сообщества, участники совещания взяли на себя определенные обязательства. Учитывая национальную ориентацию в достижении продовольственной безопасности, признано необходимым, наряду с поддержкой продуктами питания нуждающихся стран, принимать меры по преодолению кризиса в их сельском хозяйстве и оказывать содействие в реализации соответствующих программ.
В контексте этого Плана в апреле 1997 г. в г. Минске проведена Международная конференция по устойчивому развитию экономики стран Восточной Европы как важнейшего условия преодоления бедности и стабилизации продовольственного обеспечения этих государств и необходимости изменения аграрной политики в этом направлении.
Проблема продовольственной безопасности, являясь общей для всех стран, в зависимости от состояния их экономики решается по-разному. Важнейшим структурным блоком национальной безопасности в различных государствах мира являются получившие самостоятельную значимость комплексные мероприятия в области обеспечения продовольственной безопасности страны.
Проблема международной и национальной экономической безопасности, включающая, в частности, гарантирование достаточного продовольственного обеспечения, занимает одно из центральных мест в политике всех экономически развитых государств мира.
В общих чертах продовольственная безопасность представляет собой гарантированное (устойчивое) обеспечение сырьем и продовольствием, не подверженное влиянию неблагоприятных внутренних и внешних воздействий [7]. Условиями такого обеспечения являются стабильность источников продовольственных и сырьевых ресурсов, как внутренних, так и внешних, а также наличие соответствующих резервных фондов. Исходным принципом продовольственного обеспечения должно быть соответствие его задачам воспроизводства народонаселения, сохранения активной жизнедеятельности человека и совершенствования его природы.
Более широкое определение понятия «продовольственная безопасность» рассматривается как обеспеченная соответствующими ресурсами, потенциалом и гарантиями способность государства удовлетворять потребности населения в питании в основном за счет внутреннего производства на уровне не ниже медицинских норм [7]. Надежность продовольственной безопасности достигается как за счет достаточного самообеспечения продуктами питания, так и наличием средств для импорта продовольствия в нужных объемах.
Хроническая продовольственная зависимость - дефицит продовольствия при наличии денег или наличие продовольствия при дефиците денег, когда потребление пищевых продуктов оказывается недостаточным постоянно в течение года из-за невозможности приобрести или невозможности произвести необходимое количество продовольствия.
Временная продовольственная зависимость (небезопасность) - периодическое нарушение стабильности в доступности продовольствия по причине роста цен на продукты питания, неурожаев или падения уровня доходов.
Потенциальная продовольственная небезопасность - уязвимость государства к внешним кризисам и потрясениям, вызывающим ухудшение конъюнктуры сельскохозяйственных рынков, торговые войны мировых конкурентов и тому подобное.
Продовольственная зависимость может наступить в результате низкой эффективности агропромышленного производства. Вместе с тем продовольственная небезопасность может наступать не только при дефиците продукции, но и при экспорте, если он становится самоцелью (монокультурой), а также при возрастании обязательств по погашению внешнего долга при нестабильном курсе национальной валюты.
Стратегия продовольственной
безопасности - долговременные цели развития экономики государства и основные направления их достижения, необходимые для обеспечения оптимального уровня продовольственной безопасности, при котором гарантируется стабильная поставка продовольствия в количестве, соответствующем научно обоснованным параметрам, и создаются условия для поддержания потребления продуктов на уровне медицинских норм [7].
Условиями продовольственной безопасности являются прежде всего физическая и экономическая доступность необходимого количества и ассортимента продуктов питания.
Физическая доступность продовольствия предполагает бесперебойное его поступление в места потребления в соответствующих платежеспособному спросу объемах и ассортименте. Удовлетворение физиологических потребностей населения высококачественным, биологически полноценным, безопасным продовольствием является важнейшей проблемой социально-экономического развития страны наряду со структурной перестройкой экономики, охраной здоровья
населения, обеспечением сбалансированности потребительского рынка.
Экономическая доступность - возможность всех слоев населения приобретать в необходимом объеме и ассортименте продукты питания путем покупки их по соответствующим ценам, а также за счет средств, выделяемых государством для оплаты поставок продовольствия спецпотребителям.
Степень продовольственной безопасности государства оценивается по трем уровням:
оптимальный (достаточный) - баланс ресурсов, достаточный для обеспечения внутреннего продовольственного рынка за счет собственного производства в пределах 80-85%, экспорт - 15-20%, импорт - 15-20%;
недостаточный - уровень производства, при котором за счет собственного производства обеспечивается более 60%, но менее 80% продовольствия;
критический - уровень производства, ниже которого наступает зависимость от импорта, должен обеспечивать баланс внутреннего рынка продовольствия за счет собственного производства в пределах 60% [7].
Медицинские нормы (физиологические нормы питания) - научно обоснованные и утвержденные республиканским органом государственного управления в области здравоохранения нормы потребления пищевых веществ и энергии, при которых полностью удовлетворяется потребность практически здоровых людей в необходимых пищевых веществах и энергии.
Уровни продовольственной безопасности. Проблему продовольственной безопасности следует рассматривать применительно к определенному сообществу, учитывая структурирование целей, с одной стороны, как имеющую многоуровневую иерархию, а с другой стороны, как часть более сложной, агре-
гированной системы. Нижним уровнем сообщества, решающего продовольственную проблему, выступает семья (домашнее хозяйство) (табл. 1) [8]. При этом необходимо иметь в виду, что рассматривается не каждая в отдельности семья, а типичная совокупность общественно
необходимых сообществ, образованных на основе родственных уз, имеющих свои характеристики (уровень дохода, принципы ведения хозяйства, организации приобретения и использования продуктов питания и другое).
Таблица 1
Уровни продовольственной безопасности
№ п/п Наименование уровня Субъект, решающий проблему Функция субъекта
1 Глобальный ООН, специализированные органы (ФАО, ВТО, Комитет по продовольственной безопасности, Всемирный банк и другие) содействие стабильному экономическому развитию государств, формированию программ борьбы с голодом, создание запасов продовольствия
2 Субрегиональный межрегиональные образования с соответствующими органами, форумы содействие стабильному экономическому развитию, улучшение качественных параметров продовольствия
3 Межнациональный (межгосударственный) организации, объединяющие ряд стран (ЕС, СНГ и др.) содействие стабильному экономическому развитию, формированию государственных и местных продовольственных фондов. Улучшение качественных параметров продовольствия
4 Нацио нальный (государственный) правительства, законодательные органы устойчивость социально-экономического развития, формирование государственных продовольственных фондов, поддержка сбалансированности спроса и предложения на рынке
5 Местный территориальные органы управления (муниципалитет, район, область) создание условий для получения доходов в домашних хозяйствах. Снабжение продуктами, контроль качества, поддержка сбалансированности спроса и предложения на региональном и локальных рынках
6 Группы социальные группы достижение доходов, обеспечивающих потребление по медицинским нормам
7 Семейный домашние хозяйства достижение доходов, достаточных для обеспечения продовольственной безопасности при нормативном расходовании средств
Следующий уровень продовольственной безопасности относится к сообществу людей, объединенному по признаку проживания на определенной территории, юридически оформленной (муниципалитет, административный район, область и тому подобное). Структуры управляются администрацией, в обязанности которой включаются создание ус-
ловий для получения доходов жителями территории, обеспечение поставок продовольствия в торговую сеть, контроль качества продуктов.
Такие структуры, как области (регионы), имеют соответствующие органы управления, наделенные определенными обязанностями, включая продовольственное обеспечение.
Самые организованные общности людей, образованные по национальным признакам, - государства. Эти общности имеют наибольшие возможности для решения продовольственной безопасности.
Межнациональные (межгосударственные) сообщества составляют субрегиональные образования, как правило, слабо организованные (исключение ЕС, имеющий парламент, правительство и глубокую экономическую интеграцию)
[9].
Проблемы продовольственной безопасности разных уровней имеют определенную взаимосвязь. Решая ее на глобальном уровне, мировое сообщество оказывает содействие в преодолении голода конкретным регионам и странам. Стимулируя развитие собственного производства продовольствия и воздействуя на повышение продовольственного обеспечения нижестоящих структур, государство вносит вклад в создание глобальной продовольственной безопасности.
Большинство целей требует участия субъектов нескольких уровней. Оптимальный вариант решения проблемы -это согласованные действия субъектов всех уровней, но в первую очередь это касается правительственных и законодательных органов государств и в определенной степени - субъектов, решающих проблему на глобальном уровне. Решения первых имеют приоритетный характер, поскольку оформляются законодательно, включаются в национальные программы и обеспечиваются соответствующими интеллектуальными, финансовыми и материальными ресурсами. Что касается вторых - органов мирового сообщества, то их решения носят рекомендательный характер и рассчитаны только на ресурсы высокоразвитых стран.
Для достижения продовольственной безопасности необходим комплекс
социально-политических, экономических, научно-технических, организационных, информационных и иных мер по обеспечению физической и экономической доступности жизненно важных продуктов питания, предупреждению чрезвычайных продовольственных ситуаций.
Международные продовольственные и сельскохозяйственные организации. Деятельность, связанную с продовольственной безопасностью, на глобальном уровне осуществляют 35 международных учреждений, которые работают по направлениям: производство, импорт, продовольственная помощь и обеспечение доступности продовольствия населению [10].
Ведущими организациями в этой сфере являются специализированные учреждения ООН - Продовольственная и Сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) и Международный Фонд Сельскохозяйственного развития. Непосредственно вопросами продовольственной безопасности занимаются Всемирный Продовольственный Совет, подотчетный Генеральной Ассамблее через Экономический и Социальный Совет ООН, а также Мировая Продовольственная программа - совместный орган ООН и ФАО, предназначенный для предоставления продовольственной помощи.
ФАО осуществляет деятельность в двух направлениях - продовольственная безопасность и питание, устойчивое развитие сельского хозяйства, включая развитие села. Стратегические задачи организации обозначены, исходя из проблем, с которыми столкнулось мировое сообщество: высокие темпы прироста населения; падение сельскохозяйственного производства в странах бывшего СССР; сокращение помощи развитыми странами; рост численности голодающих; истощение природных ресурсов; длитель-
ное существование на мировом рынке низких цен на сельскохозяйственную продукцию. Учтены и ожидаемые (перспективные) негативные тенденции -снижение темпов роста сельскохозяйственного производства на 1,8% в год, низкий уровень потребления по сравнению с развитыми странами, рост зависимости развивающихся стран от импорта продуктов питания.
Разрабатывая стратегические и тактические подходы к решению продовольственной проблемы, ФАО использует специальную методическую базу, которая включает семь индикаторов оценки продовольственной безопасности:
отношение мировых запасов зерна к мировому потреблению позволяет определить уровень продовольственной безопасности и гарантий на случай чрезвычайных обстоятельств (норматив - 17%, то есть запасы зерна должны соответствовать объемам, необходимым на 60 дней потребления) [7];
отношение предложения экспортеров к общей потребности в зерне;
переходящие запасы зерна всего и по видам на продовольствие, кормовые цели в странах-экспортерах в процентах к внутреннему потреблению;
тенденции производства зерна (ежегодный прирост за последнее десятилетие и к предыдущему году);
изменения в производстве зерна в развивающихся странах-импортерах зерна;
тенденции в производстве зерна в развивающихся странах-импортерах зерна;
среднегодовые экспортные цены по видам зерна.
Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР) является первым международным учреждением, основанным исключительно для мобили-
зации дополнительных ресурсов, подлежащих предоставлению на льготных условиях, для развития сельского хозяйства в развивающихся странах. В основу создания фонда положена концепция деления стран на развитые и развивающиеся. Совместно финансируется развитыми и развивающимися странами.
Мировая продовольственная программа (МПП) оказывает содействие в осуществлении проектов, использующих продовольствие как помощь в экономическом и социальном развитии, в удовлетворении чрезвычайных продовольственных потребностей и содействии мировой продовольственной безопасности в соответствии с рекомендациями ООН и ФАО.
Международная организация по сахару (МОС). Основными задачами МОС являются: расширение международного сотрудничества в области производства и международной торговли сахаром, обмен информацией и проведение межправительственных консультаций в целях выработки и осуществления государствами национальных политик по этим вопросам, а также содействие в финансировании проектов по увеличению производства сахара из средств Общего фонда МОС для сырьевых товаров. В настоящее время членами МОС являются 46 стран, включая Беларусь, Латвию и Украину [11].
Международный совет по зерну (МСЗ) и Комитет по продовольственной помощи способствуют стабилизации мирового рынка зерна, рассматривают пути, с помощью которых усилия стран-доноров по оказанию помощи будут более эффективными, участвуют в выработке критериев для формирования аграрной политики различных государств и укрепления мировой продовольственной безопасности.
Международный кооперативный альянс (МКА) является организацией, которая объединяет кооперативы в различных секторах экономики и играет важную роль в обеспечении продовольственной безопасности. Сельскохозяйственные кооперативы вносят существенный вклад в самообеспечение продуктами питания, причем на многие из этих кооперативов приходится большая часть производства основных продуктов питания для внутреннего потребления.
Международная ассоциация экономистов сельского хозяйства (МА-ЭСХ) -осуществляет разработку аграрной политики на глобальном и региональном уровнях с учетом ее многофакторности. Важное место в деятельности организации отводится разработке модели единого финансирования сельского хозяйства и различного рода инвариантных прогностических моделей (экономическая модель продовольственной политики, глобальная модель перспективы развития сельскохозяйственных производств, модель в области международных отношений в сфере сельского хозяйства).
Национальная продовольственная безопасность, определяя состояние продовольственного обеспечения на местном уровне социальных групп населения, домашних хозяйств, способствует решению продовольственной проблемы на мировом уровне, что предполагает ее предпочтительность. В то же время, признавая приоритет национальной продовольственной безопасности, проблему следует рассматривать во взаимосвязи и взаимозависимости с учетом мировых тенденций и закономерностей решения ее на глобальном уровне.
Достижение продовольственной безопасности сводится к двум направлениям решения проблемы: первое - поддержание снабжения продуктами на
уровне, достаточном для здорового питания, второе - устранение зависимости от импорта и защита интересов производителей продукции. Важнейшие задачи достижения продовольственной безопасности - потенциальная физическая доступность продуктов питания населению, возможность их приобретения.
Следовательно, национальная продовольственная безопасность - это такое состояние экономики, при котором независимо от конъюнктуры мировых рынков населению гарантируется стабильное обеспечение продовольствием в количестве, соответствующем научно обоснованным параметрам (предложение), с одной стороны, и создаются условия для поддержания потребления на уровне медицинских норм (спрос), отвечающего условиям расширенного воспроизводства населения, с другой стороны [7; 9; 10; 12]. При таком подходе к продовольственной безопасности учитываются важнейшие ее составляющие:
1) потенциальная физическая доступность продуктов питания каждому жителю;
2) экономическая возможность приобретения продовольствия всеми социальными группами населения, в том числе и малоимущими, путем повышения жизненного уровня или принятия необходимых мер социальной защиты;
3) потребление продуктов высокого качества в количестве, достаточном для рационального питания по энергетической ценности и сбалансированного по важнейшим жизнеобеспечивающим элементам.
Физическая доступность продовольствия предполагает бесперебойное его поступление в места потребления в объемах и ассортименте, соответствующих платежеспособному спросу и нор-
мам, установленным для спецпотребителей.
Экономическая доступность продовольствия определяется уровнем экономического и социального развития общества, от которого зависит размер доходов, пособий и льгот, позволяющий различным слоям населения приобретать в определенном размере и ассортименте продукты питания путем покупки их по сложившимся ценам, а также выделение государством средств для оплаты поставок продовольствия спецпотребителям.
Экономическая доступность продовольствия определяется также возможностями сельского населения производить его для собственного потребления в личном подсобном хозяйстве, а городского -на садово-огородных участках. По мере стабилизации экономики и повышения жизненного уровня населения доля самообеспечения продовольствием будет снижаться [11].
Стратегическая цель национальной продовольственной безопасности - гарантированное (устойчивое) обеспечение сырьем и продовольствием, не подверженное влиянию неблагоприятных внутренних и внешних воздействий. Общесистемным условием ее достижения является стабильность источников продовольственных и сырьевых ресурсов, как внутренних, так и внешних, а также наличие соответствующих резервных фондов [13].
Продовольственная безопасность предполагает решение следующих задач:
1) создание стабильных экономических условий;
2) проведение эффективной аграрной политики;
3) обеспечение равных возможностей для субъектов хозяйствования;
4) проведение рациональной политики в области занятости населения;
5) проведение социальной политики, направленной на искоренение бедности и неравенства в части доступности продовольствия;
6) обеспечение адекватности продовольственных поставок удовлетворению потребностей населения;
7) достижение устойчивого интенсивного и разнообразного производства продовольствия, повышение производительности, эффективности и безопасности;
8) разработка и внедрение комплексных стратегий развития отраслей агропромышленного комплекса в целях увеличения местных возможностей производства продовольствия;
9) содействие использованию передовых технологий и программ в области производства, переработки и хранения сырья и продовольствия;
10) проведение активной внешнеэкономической деятельности, в том числе оптимизация экспортно-импортной деятельности;
11) использование преимуществ международного разделения труда;
12) совершенствование механизма реагирования в чрезвычайных ситуациях на продовольственном рынке;
13) всемерное содействие инвестированию аграрной сферы.
В целом продовольственная безопасность государства обеспечивается совокупностью экономических и социальных условий, связанных как с развитием сельского хозяйства и всего продовольственного комплекса, так и общим устойчивым социально-экономическим развитием страны.
Выводы.
Учитывая сложность современных и ожидаемых тенденций в формировании мировых ресурсов, продовольственная и сырьевая безопасность государств в пер-
спективе, как и в настоящее время, будет обеспечиваться за счет собственного производства. Это, во-первых, предотвращает зависимость от конъюнктуры мирового рынка и, во-вторых, обеспечивает более полное использование наличного потенциала сельского хозяйства и других отраслей агропромышленного комплекса.
Список использованных источников
1. Старовойтова Г. Национальное самоопределение: подходы и изучение случаев [Электронный ресурс] / Г. Старовойтова, С. Маркедонов, Н. Доброн-равин. - Режим доступа: http:// vehi.net/politika/starovoit/index.html.
2. Маркедонов С. СНГ: Война за «свою» землю [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: // polit.ru/ article/ 2005/08/03/outlow/.
3. Добронравин Н. Модернизация на обочине: выживание и развитие непризнанных государства в ХХ - начале XXI века [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: // www.eupress.ru/books/ index/ item/id/173.
4. Declaration of the United Nations Conference on the Human Environment. UN Documents [Electronic resource]. - Available at: http: // www.unep.org/ Docu-ments.Multilingual / Default.asp?documen-tid=97&articleid=1503.21.
5. Rio Declaration on Environment and Development 1992. UN Documents [Electronic resource]. - Available at: http://www.jus.uio.no/lm/environmental.dev elopment.rio.declaration.1992/portrait.a4.pdf.
6. Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности и План действий Всемирной встречи на высшем уровне по проблемам продовольствия
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.zerkalov.org/files/rdpb.doc.
7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.03.2004 г. № 252 «О Концепции национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://belzakon.net/ Законодательство / Постановление _ Совета_ Министров_РБ /2004/81164.
8. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.kremlin.ru/acts/bank/30563.
9. Власов В.А. Продовольственная безопасность Российской Федерации как обязательное условие обеспечения ее реальной независимости / В.А. Власов // Юридический мир. - 2010. - № 10. -С. 23-26.
10. ФАО: Положение дел в связи с отсутствием продовольственной безопасности в мире [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: //www.fao.org/ home/ru/.
11. Ильина З.М. Научные основы продовольственной безопасности / З.М. Ильина: сб. науч. тр. - Минск: ООО «Мисанта», 2001. - С. 69-72.
12. Методические рекомендации оценки уровней и показателей национальной и региональной продовольственной безопасности/ под ред. З.М. Ильиной. - Минск: Институт аграрной экономики НАН Белоруссии, 2002. -60 с.
13. Чернова О.А. Организационно-правовые проблемы обеспечения стратегических национальных приоритетов Российской Федерации в продовольственной сфере / О.А. Чернова // Российская юстиция. - 2011. - № 12. - С. 63-64.
Статья поступила в редакцию 17.03.17