Научная статья на тему 'Продовольственная безопасность, экспортный потенциал и рекомендации по выходу сельскохозяйственных предприятий на внешние рынки'

Продовольственная безопасность, экспортный потенциал и рекомендации по выходу сельскохозяйственных предприятий на внешние рынки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ СЫРЬЁ / ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ / ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВНЕШНИЕ РЫНКИ / ПРОДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свиридова О. И.

С учётом структуры российского рынка продуктов питания и нестабильности деятельности транснациональных корпораций в статье предложено учитывать объём производства ТНК при оценке продовольственной безопасности страны. В сравнении с объёмом экспорта сельскохозяйственного сырья и продуктов питания ЕС, США и Бразилии оценён экспортный потенциал сельского хозяйства России. Сформирована авторская схема действий по выходу сельскохозяйственных предприятий на внешние рынки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Taking into account the structure of food products market of Russia, the production volume of international companies are proposed to consider in the process of food security estimation. The export potential of agriculture of Russia was evaluated in comparison with export volume of agricultural raw materials and food products of EU, USA and Brazil. The action plan of expansion in foreign markets for agricultural companies was formed by author.

Текст научной работы на тему «Продовольственная безопасность, экспортный потенциал и рекомендации по выходу сельскохозяйственных предприятий на внешние рынки»

7. Лубкова Э.М., Шилова А.Э. Проблемы обеспечения продовольственной безопасности Кемеровской области в современных условиях // Экономика и эффективность организации производства. - 2015. - № 23. - С. 36-41 URL: http://elibrary.ru/download/24901056.pdf (дата обращения 16.04.2016).

8. Дорофеева Т.П., Фролова Т.В., Синьков A.A. О состоянии продовольственной безопасности региона и мерах по ее обеспечению (на примере Кемеровской области) Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - № 2-5 (62). - С. 191-197 URL: http://elibrary.ru/download/51890542.pdf (дата обращения 02.03.2016).

9. Семин А.Н., Мальцев Н.В., Пачиков В.И., Савицкая Е.А. Принципы продовольственного обеспечения регионов и критериальная оценка продовольственной безопасности / В книге «Экономическая безопасность России: уроки кризиса и перспективы роста; Под редакцией В.А. Черешнева, А.И. Татаркина, М.В. Федорова. - Т.1. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012. - 1312 с.

10. Немеровец H.A. Продовольственная безопасность региона // Вестник ТГЭУ. №3. 2005 С 37-42. URL: httpV/cyberleninka.ru/article/n/prodovolstvennaya-bezopasnost-regiona (дата обращения 15.04.2016).

11. Сельское хозяйство Удмуртской Республики за 2014 г. Стат. сб. / Удмуртстат. - Ижевск, 2015,- 112с.

12. Потребление основных продуктов питания населением Российской Федерации. Стат. бюл. Росстат. - М.: 2015. URL: http://www.gks.ru (дата обращения 12.11.2015).

13. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2014 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» МСХ РФ. - М., 2015. - 275 с.

УДК 338.439:338.43.02

Канд. экон. наук О.И. СВИРИДОВА (Орловский ГАУ, [email protected])

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫХОДУ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ВНЕШНИЕ РЫНКИ

Продовольственная безопасность, сельскохозяйственное сырьё, продукты питания, экспортный потенциал, внешние рынки, продвижение

В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента РФ Д. А. Медведевым от 30 января 2010 г. № 120 продовольственная безопасность России - это «состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни».

В качестве оценочных показателей продовольственной безопасности в сфере производства и национальной конкурентоспособности Доктрина устанавливает следующие: [1]:

- объемы производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;

- импорт сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;

- бюджетная поддержка производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в расчете на рубль реализованной продукции;

- продуктивность используемых в сельском хозяйстве земельных ресурсов;

- объемы реализации пищевых продуктов организациями торговли и общественного питания.

Первый показатель должен быть разделён на два уровня, во-первых, объемы производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия российских физических и юридических лиц; во-вторых, объемы производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия транснациональных корпораций (ТНК), работающих на территории Российской Федерации.

Таким образом, систему показателей оценки состояния продовольственной безопасности страны в производственной и сфере национальной конкурентоспособности, учитывающую зависимость внутреннего рынка от производства международных компаний, работающих на территории России, можно представить следующим образом см. (рис. 1).

Рис. 1. Схема системы показателей оценки состояния продовольственной безопасности в сфере производства и национальной конкурентоспособности

При дополнении системы показателей оценки состояния продовольственной безопасности индикатором, отражающим участие иностранных корпораций в производстве сельскохозяйственного сырья и продуктов питания на территории России, должны быть дополнены и критерии. Производственные мощности компаний, созданных при участии российского капитала, должны покрывать общий объём внутреннего производства того или иного продовольственного товара. То есть, например, если из 95% зерна (цифра, установленная Доктриной), выпускаемого в России, только 75% производится русскими компаниями, то данные компании должны обладать мощностями, которые, в случае необходимости, могут покрыть оставшиеся 20% выпуска, приходящиеся на долю международных корпораций. Необходимость может возникнуть в случае принятия решения ТНК о прекращении деятельности на территории России по тем или иным причинам.

По оценкам экспертов учебно-методического центра сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса Минсельхоза РФ, международным транснациональным компаниям принадлежит 60% российского рынка

переработки молока, более 70% рынка соковой продукции, порядка 80% рынка замороженных овощей и фруктов, более 90% рынка плодово-овощной консервации, более 80% рынка пивоварения [2].

Влияние транснациональных корпораций на продовольственную безопасность страны нельзя недооценивать. Работая на территории того или иного государства, филиалы функционируют в соответствии с корпоративными правилами и их деятельность, прежде всего, направлена на достижение целей, установленных головной компанией. И в случае прекращения международных экономических отношений между странами, где расположены штаб-квартира и филиалы компании, возможно частичное приостановление или окончательное сворачивание деятельности последних по соответствующей инициативе первых.

В марте 2014 года в результате санкций США против России сотни тысяч российских граждан пострадали от решения международных корпораций «Виза Интернэшнл Сервис Ассосиэйшн» (Visa International Service Association, США), и «Мастеркард нтернешнл Инкорпорейтед» (MasterCard International Incorporated, США), прекратить обслуживание банков ОАО «АБ «РОССИ», ОАО «Собинбанк», АО «СМП Банк», АО «Банк Финсервис» и прочие.

Запрет на ввоз продовольственных товаров иностранных компаний также влияет на соотношение спроса и предложения на внутреннем рынке страны. Так, эмбарго Российской Федерации на определённые виды продуктов питания из США, ЕС, Канады, Австралии и Норвегии, введённое Правительством РФ 7 августа 2014 года, привело к увеличению цен на них внутри страны (таблица).

Таблица. Изменение средних потребительских цен на отдельные виды

продовольственных товаров в России с 2013 по 2015 гг. (на конец года, руб. за кг)

Наименование 2013 г. 2014 г. Рост 2014/2013 2015 г. Рост 2015/2014 Рост 2015/2013

Говядина (кроме бескостного мяса) 244,55 272,28 111% 314,94 116% 129%

Свинина (кроме бескостного мяса) 214,18 272,36 127% 271,08 100% 127%

Куры охлаждённые и мороженые 107,03 136,14 127% 133,73 98% 125%

Колбаса варёная 302,94 310,54 103% 344,81 111% 114%

Рыба мороженая неразделанная 90,79 110,65 122% 138,16 125% 152%

Рыба солёная, маринованная, копчёная 252,52 292,21 116% 352,58 121% 140%

Сливочное масло 308,92 357,54 116% 397,75 111% 129%

Подсолнечное масло 75,47 78,09 103% 107,62 138% 143%

Молоко питьевое цельно пастеризованное 2,5-3,2% жирности, за литр 38,64 43,81 113% 47,61 109% 123%

Сыры сычужные твёрдые и мягкие 326,89 388,81 119% 418,61 108% 128%

Яблоки 63,26 76,7 121% 87,43 114% 138%

Источник: Федеральная служба государственной статистики [1].

На внутреннем российском рынке средний рост цен на запрещённые к ввозу товары составил 116% в 2014 году по сравнению с 2013; 114% в 2015 году по сравнению с 2014-м и 132% по сравнению с 2013-м. В то время как инфляция определялась на уровне 11,36% и 12,91% в 2014-м и 2015 гг. соответственно.

В период, когда продовольственной безопасности страны ничего не угрожает, предполагается мощности, превышающие потребность внутреннего рынка, ориентировать на внешние рынки. Анализируя текущую ситуацию, можно отметить, что начиная с 2009 года наблюдается тенденция снижения доли экспорта сельскохозяйственного (далее с.-х.) сырья в обшей товарной структуре российского экспорта. В сравнении с 2004 годом данный показатель уменьшился практически в два2 раза, рис. 2.

Russian Federation European Union United States Brazil

20042005200620072008200920102011201220132014

Источник: Всемирный банк.

Рис. 2. Динамика экспорта сельскохозяйственного сырья (% в общей товарной структуре экспорта) России, ЕС, США и Бразилии за период с 2004 по 2014 гг.

За последние 10 лет такие ведущие экономики мира, как США и ЕС, также показывают отрицательную тенденцию спада общего объёма вывоза сельскохозяйственного сырья, однако это снижение практически не значительно: 13% и 1% для США и ЕС соответственно. Кроме того, начиная с 2010 года доля экспорта с.-х. сырья США превышает аналогичный показатель российской экономики. Отдельного внимания в данном случае заслуживает Бразилия, где вывоз первичной продукции аграрного сектора экономики стабильно колеблется в рамках 3,5-4%, что в среднем в 0,5, 0,6 и 1,7 раза превышает данный индикатор США, России и ЕС соответственно.

Однако ориентация на экспорт сельскохозяйственного сырья даёт значительно меньший выигрыш для экономики страны в целом, нежели вывоз сырья глубокой переработки и продуктов питания. Так, при традиционной переработке 1 т пшеницы получают продукции в 4 раза меньше, чем при глубокой комплексной переработке, а из 1 т туши скота, молока, семян подсолнечника, сахарной свёклы - как минимум в 2 раза меньше

[5].

В данном случае позиция России значительно слабее ведущих экономик мира. Так, доля экспорта продуктов питания в обшей структуре европейского и американского экспорта за период с 2004-го по 2014 гг. в среднем составила 8,5% и 9,2% соответственно. Тогда как аналогичный показатель российской экономики не превысил и 2,3%, рис. 3.

Динамика экспорта продуктов питания Бразилии наиболее позитивна по сравнению с остальными рассматриваемыми странами. С одной стороны, среднее взвешенное данного индикатора за период с 2004-го по 2014 гг. в 3,3, 3,5 и 13,5 раза превышает аналогичные показатели США, ЕС и России соответственно. В то же время на рис. 3 прослеживается положительная тенденция роста вывоза готовых продуктов питания за границу Бразилии при относительно стабильном показателе экспорта сельскохозяйственного сырья, представленном на рис. 3.

# # # ^ ^ *<> ^

■Russian Federation ■European Union United States ■Brazil

Источник: Всемирный банк [4].

Рис. 3. Динамика экспорта продуктов питания (% в общей товарной структуре экспорта) России, ЕС, США и Бразилии за период с 2004 по 2014 гг.

С учётом современной аграрной политики, проводимой Правительством Российской Федерации, а именно с увеличением на 39% затрат федерального бюджета на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства до 2020 года (с 1,5 трлн. рублей в 2012 г. до 2,1 трлн. рублей в 2014 г.) видится общероссийский рост производства сельскохозяйственного сырья и продуктов питания в ближайшей перспективе [6].

В связи с этим в качестве рекомендаций по переориентации сельскохозяйственных предприятий на внешние рынки можно предложить следующий алгоритм действий для привлечения иностранных партнёров и поиска зарубежных потребителей (рис. 4).

Формирование единой системы качества, маркировки и упаковки

Рис. 4. Авторская схема действий по выходу сельскохозяйственных предприятий

на внешние рынки

Первый и второй этапы предлагаемого алгоритма необходимы в качестве подготовительного этапа, являются базовым элементом процесса выхода предприятий аграрного сектора экономики на внешние рынки и могут осуществляться одновременно. Формирование единой базы российских производителей сельскохозяйственного сырья и продуктов питания необходимо для создания коммерческих предложений, включающих перечень и характеристику производимой продукции, а также исчерпывающую информацию о производителе; определения дистанции «Производитель» - «Клиент» для расчёта транспортных издержек и времени доставки. Данная работа, может быть проведена Министерством сельского хозяйства РФ с помощью соответствующих органов исполнительной власти регионального уровня.

Разработке и продвижению бренда сельскохозяйственного сырья и продуктов питания, произведённых в России, важно посвятить отдельное исследование. Более того, создание единой маркетинговой стратегии, включающей как основной набор отличительных характеристик российской продукции, так и способы его продвижения, будет способствовать повышению лояльности потребителей в процессе принятия решения о покупке не только на внешнем, но и на внутреннем потребительском рынке. Формирование бренда видится с учётом современных тенденций роста популярности экологически чистых товаров «BIO». К данной работе должны быть привлечены ведущие учёные - маркетологи.

Анализ спроса на внешних рынках, а также агрегирование и доведение заявок до производителей могут проводиться при участии студентов аграрных вузов по профилю «Мировая экономика», владеющих иностранными языками. С учётом современных интеграционных процессов формирование и проработка базы потенциальных клиентов (включая рассылку коммерческих предложений, холодные звонки, информирование на профильных выставках, ярмарках) может расширяться поэтапно от территории Таможенного Союза к ЕАЭС, затем к ШОС, ЕС и т.д., в зависимости от существующих преференций, территориальной близости, недостатка определённых видов продовольствия и т.п.

На следующем этапе переговоров необходимо участие представителей сельскохозяйственных предприятий для уточнения требований клиента, согласования объёмов и сроков выполнения заказа. При поступлении крупных заявок возможно объединение сельскохозяйственных предприятий, что выполнимо при условии работы в соответствии с общими стандартами качества и использовании единой системы маркировки и упаковки. В связи с чем работу аграрного сектора экономики целесообразно выстраивать на основе стандартов Международной организации по стандартизации (ISO).

Таким образом, в современных условиях развития перед аграрным сектором экономики России стоят две основные задачи: во-первых, обеспечить продовольственную безопасность страны, во-вторых, реализовать экспортный потенциал сельского хозяйства. С учётом последствий взаимных санкций основных игроков мировой экономики для конечного потребителя при оценке продовольственной безопасности в сфере производства и национальной конкурентоспособности предлагается учитывать и разделять объёмы производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия российских физических и юридических лиц и аналогичный показатель транснациональных корпораций, работающих на территории Российской Федерации.

Более того, производственные мощности российских компаний должны покрывать общий объём внутреннего производства того или иного продовольственного товара. В период же, когда продовольственной безопасности страны ничего не угрожает, сельскохозяйственное сырьё и продукты питания, превышающие потребность внутреннего рынка, необходимо ориентировать на внешние рынки. Для чего может быть использована авторская схема действий по выводу сельскохозяйственных предприятий на внешние рынки.

Литература

1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утверждённая Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/12172719/.

2. «Участие иностранного капитала в пищевой промышленности России» ФГБУ Учебно-методический центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса Минсельхоза РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www .technoshop. ru/media/ file/О/1634 .pdf.

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/.

4. Официальный сайт Всемирного банка. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www. worldbank .org/.

5. Ушачёв И.Г. Научные проблемы импортозамещения и формирования экспортного потенциала продукции агропромышленного комплекса России // АПК: экономика, управление. - 2016. - № 1. - С. 4-2.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1421 "О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы". [Электронный ресурс] Режим доступа: http://government.ru/media/files/VeOaOWckyGc.pdf.

УДК 338.439 631.152.2

Канд. экон. наук Л.Н. КОСЯКОВА (СПбГАУ, кИиатШтаП.ги)

ВЛИЯНИЕ МЕР ПО ИМИОРТОЗАМЕЩЕНИЮ НА ИННОВАЦИОННОЕ

РАЗВИТИЕ АПК РОССИИ

Импортозамещение, аграрный сектор, продовольственная безопасность, санкции, продовольственное эмбарго, инновационное развитие, конкурентоспособность

Рост цен на продукты питания - то проявление кризиса сегодняшнего дня, которое невозможно не заметить в России, абсолютно независимо от ознакомления с экономической информацией. Даже стандартно отстающие от реальности официальные данные свидетельствуют об этом, показывая подъем цен на самые стандартные продукты на десятки процентов.

Причина такой динамики ясна и прозрачна. Производство практически всей продукции на территории России имеет ту или иную долю технологической зависимости от импорта. К примеру, для подсолнечного масла и семян подсолнуха десятая часть цены относится на вклад импортных семян и примерно столько же еще на ввозимые из-за рубежа гербициды и инсектициды. Для свеклы к этому показателю надо прибавить еще иностранные удобрения, в результате чего получается почти треть итоговой цены. Даже пшеница, которая вроде бы выращивается на месте полностью, по зависимости достигает 80%.

То же самое, хотя и в меньшей степени, относится к животноводству. Достаточно сказать о расходах на зарубежную технику, запчасти к ней, корма, моющие средства, на общее влияние экономического спада.

Уже существует мнение, что подъем стоимости сельскохозяйственной продукции в 2016-м и 2017 гг. годах является полной неизбежностью. А, следовательно, импортозамещение, помимо обеспечения законной гордости за самообеспечение продовольствием, должно улучшить и экономическую стабильность в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.