УДК 539.3
В. К. МАНЖОСОВ, В. В. СЛЕПУХИН
ПРОДОЛЬНЫЙ УДАР КОНИЧЕСКОГО СТЕРЖНЯ О ЖЁСТКУЮ ПРЕГРАДУ
Рассмотрена задача продольного удара конического стержня о жёсткую преграду. Представлены результаты моделирования волновых процессов в коническом стержне, диаграммы изменения во времени продольной деформации в ударном сечении при различных значениях угла уклона конуса.
Ключевые слова: конический стержень, продольный удар, волны деформаций.
Исследования продольного удара стержня с конической поверхностью о полуограниченный стержень были начаты в работах Алимова О. Д., Дворникова Л. Т., Шапошникова И. Д. [I], продолжены в работах Дворникова Л. Т., Мясникова А. А., Жукова И. А. [4, 6| (исследования продольного удара стержней с гиперболической и полукатеноидальной поверхностями), Алимова О. Д., Еремьянца В. Э., Манжосова В. К. [2, 3, 5].
В данной работе рассмотрена модель продольного удара конического стержня о жёсткую преграду. Схема ударной системы изображена на рис. 1.
Конический стержень длиной / движется в
направлении продольной оси со скоростью У0 и
своим торцом наносит удар по абсолютно жёсткой преграде. Угол уклона конуса считается малым и равен
\о
I)
.г
Рис. I. Схема ударной системы
(X , диаметр ударного сечения стержня равен &
I
диаметр начального сечения стержня равен О0 . Движение поперечных сечений стержня описывается дифференциальным уравнением вида
, дА(х) ди(х,р А(х) ди(х,р 0<х</
5х2
ах
ах
а
д(
(1)
А(х) =
к
г
\2
О
\
/
а =
/
¡1 Р
где Е - модуль упругости р - плотность материала;
1-го рода материала стержня; А(х) */(*,/) - продольное перемещение
стержня, х - координата поперечного сечения; / - время,
- площадь поперечного сечения, поперечного сечения; / - длина
ди(х^)
---- = £(х,1) - продольная
дх
деформация в поперечном сечении,
д2и[х,/)
д1
ускорение поперечного сечения.
Начальные условия определяют значения перемещений и скоростей поперечных сечений при /
ди(х, 0)
= 0:
м(х,0) = 0,
д1
= V,
о •
(2)
Э В. К. Манжосов, В. В. Слепухин, 2008
Граничные условия характеризуют отсутствие деформаций в начальном сечении л=0 (£(0./) — 0), отсутствие перемещений в ударном сечении X = I (если имеет место взаимодействие стержня с абсолютно жёсткой преградой, когда £■(/,/)< 0), отсутствие деформаций в ударном сечении л* = / (если происходит разрыв контакта стержня и абсолютно жёсткой преграды):
, ч ди(и) ди{1,1)
/./(/,/)=(). если —I-<0, -У, если
ди (/, /)
>0.
дх
ах
о х
(3)
Масса конического стержня в зависимости от диаметра ударного сечения 01 , длины стержня / и
угла уклона конуса О. определится как
I
тс = |рА{х)(к =
о
\
/
(4)
Если анализировать влияние угла уклона конуса а на характер ударного нагружения стержня, то для различных а необходимо сохранить постоянными значения как предударной скорости У()
конического стержня, так и массы стержня тс. В этом случае при нанесении удара будут сохранены
значения как кинетической энергии стержня, так и его количество движения.
Пусть масса конического стержня соответствует массе цилиндрического стержня длиной /,
имеющим диаметр поперечного сечения Ос, тс = П]. Тогда соотношение между диаметром ударного сечения 0{, диаметром Ос> длиной стержня / и углом ОС определится как
О, = -/ . +
Диаметр начального сечения 0{) конического стержня равен
[\ = О, + 21 ^^а .
Представим конический стержень в виде множества последовательно сопряжённых конечных элементов (рис. 2).
Г
о
о
Рис. 2. Модель конического стержня
Чтобы конечные элементы моделировали с достаточной степенью приближения конические участки, длина участка должна быть малой (если, например, Д/= 0,025/, то погрешность не
превышает 0,2 %). Диаметр поперечного участка сечения должен учитывать изменение диаметра сечения конического стержня по длине, масса цилиндрического участка должна быть равна массе соответствующего конического участка.
Па рис. 3 представлен у'-й участок конического стержня
длиной Л/, ограниченный сечениями у-1 и у. и и^ -
диаметры соответствующих поперечных сечений конического участка).
Начальные условия
№ ВсО) /
\ V
А 1
Рис. 3. Схема/-го участка стержня
Мх,0) = г/о(х),
ди.(х,0) , .
-——= 7 = 1,2....п . (5)
определяют перемещение и скорости поперечных сечений в начальный момент времени.
Граничные условия характеризуют равенство перемещений сопряжённых сечений и условия равновесия продольных сил на границе сопряжённых участков
; и Е А 'у > = О, ин х, / = и (х /), у = 1,2..
¿7Х ¿7Х 4 ' 4 '
(6)
г/ (х ,/) = 0, если ^(^<0; И^А^ если , (7)
Лт д " ; дх дх дх
где и/ ¡(х^), И .(л: ./) - перемещения сопряжённых поперечных сечений (у - 1 )-го и У-го участков, положение которых определяется координатой X ; Ь | и Е - модуль упругости материала стержня соответственно на (у - 1 )-м и / -м участках, дк^о,/) _ продольная деформация
на 1-м участке стержня в сечении х-0, ,/) — продольное перемещение ударного сечения
стержня, положение которого определяется координатой , дг/я(хя,/) - продольная деформация в
дх
ударном сечении стержня.
Перемещение произвольного у-го сечения представляем в виде сумы двух функций
и.} (ху) = /у [а/ -х) + (р} [а/ + х), ху_, < х < хр
первая из которых /Да^-х) описывает параметры прямой волны деформации, а вторая (р (а 1 + х) - параметры обратной волны.
Прямая волна /¿(а^ — х) на у -м участке стержня распространяется в направлении оси X со скоростью а 1. Обратная волна ^,(<2/ + *) распространяется на у -м участке стержня со скоростью ¿7 -, в направлении, противоположном оси X .
Начальные значения функций /ДяД-х), (р (я ./0 + х) и их производные ('(а^-х), (р ' (а /0 + х) определяются из начальных условий (2) и при = 0
^ ' м ^ т
Целесообразно перейти к относительным величинам, характеризующим прямые и обратные волны
/■{а; -*) = Ф] {а/ +х) = +х)/\
деформацию = -/\at-x) + (аГ + х), скорость ^(х,/) - /'(я / -х)+ 7
Тогда начальные прямые и обратные волны
/'(а /0-х)=0,5; <р'(я/0+х) =0,5.
Диаграммы начальных прямых и обратных волн изображены на рис. 4.
Последующие значения функций /'(я/-л*) и + определяются особенностями
распространения прямых и обратных волн на ) -м однородном участке стержня и преобразования волн в ] -м сечении, где сопряжены / -й и (у + 1 )-й участки стержня (у = 1,2,...,«-!).
/ (р1-х)
(_______^
--:-- ' I-к---.---- - _.... _____■____-___- 1
й
/лл
ш Й.
I". '
ш
'Ь
V
.Г-
&
О •<ч
л>\ >Л
г
т
С-
О
£
... -"
■О-«
•I •
Ж
■¿¿г
-•л
л >
Ш9
41
»11
•¿г"
'А' УХ 1. у-.
■
% »£>, 1щ1*\ •
- ' -У^Т.
№ *
V 1 ¿V Ш
.. г ■ 1 г*' VI ! I • • ••• « »-у ■ 1 • ■ ■■
гтит ] -г
ПГСГГ датт-Ь
I
о
-ч-, (р\а1 +х)
0'5 ГО": - ■''•.
■шщ
-у
_ в
/У,
Рис. 4. Прямые и обратные волны в коническом стержне перед ударом
При сопряжении у -го и ( у +1 )-го участков стержня в у -м сечении, на которое падают прямая волна /Дяу-,^) со стороны У-го участка и обратная волна ф , (я ,/+*.) со стороны (/ + 1)-го
участка, формируются прямая /у+,(яу+,/- х,) и обратная ^Дяу + х;) волны.
Параметры этих волн удовлетворяют граничным условиям (6) и (7). Из этих условий следует, что
ф; [а/ + х,) = Г] Л (а/ - х,) + + Х)), у = 1,2,..., и -1,
где г ■ ф - коэффициент отражения от /-го сечения падающей обратной волны (я^./ + х); г - коэффициент прохождения через у -е сечение падающей прямой волны //(а/ - х,); г, ¡- -
^ I •
коэффициент отражения от у-го сечения падающей прямой волны fj '(я,/ -х;); £/,ф -
коэффициент прохождения через у -е сечение падающей обратной волны (р(я/+!/ + х;). Значение коэффициентов прохождения и отражения воли в у -м сечении определяются как
а,
аи' а, '
0./ -1 гу+|./ ~1 0.У+1
' Г Л п '
пению
где Г} /+] - отношение волнового сопротивления у -го участка к волновому со против; (/ + 1)-го участка; Г, , • - отношение волнового сопротивления (/ +! )-го участка к волновому
у"*"'»/
сопротивлению ] -го участка.
В сечении стержня х = 0 1 -го участка из граничного условия (8)
= о, -Д«,,-0)+ *(«,/ + <>) = О,
ох
следует, что в этом сечении формируется прямая волна - 0) = (р\ (я,/ + 0), параметры которой
соответствуют параметрам падающей на это сечение обратной волны <р] (¿7,/ + 0). В ударном сечении стержня X — Хп П -го участка из граничных условий
= 0, если
ди
д{ дх ' дх
следует, что в этом сечении формируется обратная волна
.(V)«,. (*..')=0> если 0>
дх
ох
(х / )
ОХ
параметры которой определяются параметрами падающей на это сечение прямой волны
/Л аи1-хн)..
Процедура решения задачи продольного удара стержня о жёсткую преграду связана с анализом процесса формирования и распространения прямых и обратных волн деформаций от сечения к сечению по всей длине стержня.
Па рис. 5 представлены диаграммы прямых и обратных волн в коническом стержне с углом
уклона конуса СХ - 3° в различные моменты времени = & 11а (где 1а - длина конического стержня): а) диаграммы прямых и обратных волн в коническом стержне при Г = 0,117; б) диаграммы прямых и обратных волн в коническом стержне при Г = 0,583.
-0,363
-0,586
а) диаграммы прямых и обратных волн в коническом стержне при 1а = 0,117
ттж
&олна сжатия
-0,897
б) диаграммы прямых и обратных волн в коническом стержне при Га - 0,583
Рис. 5. Диаграммы прямых и обратных волн в коническом стержне в процессе удара
Результаты вычислений были соотнесены к значениям продольной деформации в- ударном сечении, которая возникает при ударе о жёсткую преграду стержня (рис. 6, а) длиной /() = 1 м.
диаметром Оп = 0,025 м. углом уклона конуса а = 0° .
— й V
п - О
/п
О
П Î '
а)
Рис. 6. Схема удара стержня о жёсткую преграду
б)
Если сохранить неизменными диаметр ударного сечения Dn и массу стержня, то при увеличении
угла уклона конуса OL (рис. 6, б) уменьшается длина конического стержня / , которая может быть найдена из решения кубического уравнения
Ug2aC+aDntgala2 + D2n(le-\) = 0.
Если при а = 0° 1а =10, то при а = 3° 1а = 0,33/0, при а = 6° 1а = 0,234/о, при
а =9» 1а - 0,1888/0.
lia рис. 7 приведены диаграммы, характеризующие изменение относительной продольной деформации в ударном сечении (соответственно, ударной силы во времени - отношения ударной силы конического стержня к ударной силе цилиндрического стержня с ударным сечением
диаметра Dn при сохранении массы и предударной скорости стержня). При представлении диаграмм
в системе координат
£
— t за относительное время принята величина t =
at
l
о
0.5 1
Относительное время
t
Рис. 6. Диаграммы, характеризующие изменение ударной силы во времени
При а - 0° (уДаР цилиндрического стержня) относительное значение ударной силы равно
~ | у
единице, т. с. Р{] - Л(/7,/) = 1 для интервала времени 0</ <2. Здесь Р0 =----ЕЛ{), где
2 а
У() - предударная скорость стержня; а - скорость звука в материале; А{} - площадь поперечного
г-1 - 1
сечения цилиндрического стержня диаметром ип\ ( ——— - относительное время; 1(Уа - время
1о/а
распространения волны деформации по стержню длиной
При ударе коническим стержнем (а = 3°) относительное значение ударной силы увеличивается от I (при / = 0 ) до 3,632 (при / — 0,6616), затем ударная сила резко уменьшается до значения
1.718 и затем плавно уменьшается до нуля (при Г = 0,9917 ).
С увеличением угла уклона конуса сокращается длительность ударного взаимодействия, а значение по модулю продольной деформации в ударном сечении существенно возрастает. Так при
а - 3° длительность ударного взаимодействия сокращается практически в два раза, а значение ударной силы возрастает в 3,632 раза по сравнению с ударом цилиндрическим стержнем той же массы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алимов, О. Д. Бурильные машины/ О. Д. Алимов, Л. Т. Дворников. - М. : Машиностроение, 1976. - 295 с.
2. Алимов, О. Д. Метод расчёта ударных систем с элементами различной конфигурации/ О. Д. Алимов, В. К. Манжосов, В. Э. Еремьянц. - Фрунзе : Изд-во «Илим», 1981. - 71 с.
3. Алимов, О. Д. Удар. Распространение волн деформаций в ударных системах/ О. Д. Алимов, В. К. Манжосов, В. Э. Еремьянц. - М.: Наука, 1985.-386 с.
4. Дворников, Л. Т. Продольный удар полукатеноидальным бойком/ Л. Т. Дворников, И. А. Жуков. - Новокузнецк. - 2006. - 80 с.
5. Манжосов, В. К. Продольный удар/ В. К. Манжосов. - Ульяновск, 2007. - 358 с.
6. Мясников, А. А. Импульс продольных колебаний, генерируемый, бойком, имеющим форму гиперболоида вращения, в стержне постоянного поперечного сечения / А. А. Мясников // Материалы 6-й науч.-практ. конф. по проблемам машиностроения, металлургических и горных машин. -Новокузнецк: Сиб. гос. горно-металлургическая академия, 1997. - С. 55-67.
Манжосов Владимир Кузьмич, доктор технических паук, профессору заведующий кафедрой «Теоретическая и прикладном механика» Ульяновского государственного технического университета. Имеет монографии и статьи в области динамики механических систем переменной структуры, продольного удара в стержневых системах, преобразования продольных волн деформаций в механических волноводах.
Слепухин Виталий Владимирович, аспирант Ульяновского государственного технического университета. Имеет публикации по моделированию продольного удара в стержневых систеимах.