Природа человека в целом такова, что люди, социальные слои, классы заинтересованы в скорейшем достижении своих целей путем внесения изменений в структуру общественных отношений или же переворота всего общественного строя, торопят законы развития общества, а те, которые уже добились экономического господства и политической власти, наоборот, всячески пытаются тормозить их действие. Взгляд на законы с чисто прагматических соображений вызывает к жизни в том и другом случае субъективистские подходы к проблеме, односторонне релятивистские или догматические воззрения. Так обстоит дело и с применением категорий
единичное, особенное и общее у сторонников демонтажа социальной однородности наций и народностей страны.
Диалектика единичного, особенного и общего является не только формой отражения объективной действительности, но и диалектикой действия. С позиций выявленной нами методологии данных категорий попытаемся раскрыть содержание культуры в целом и национальной культуры в частности, переходя затем к анализу национального и общечеловеческого в ней в контексте современной практики национальных отношений. Этому будет посвящена следующая статья.
N.A. Ismukov. DIALECTICS OF SINGLE, SPECIFIC AND GENERAL IN THE SYSTEM OF SOME UNIVERSALS OF PHILOSOPHY.
Conceptual contents of categories single, specific and general are considered in the article, their place and role in the system of other universals of philosophy are determined, that enabled to recognize their dialectics as a method of research.
ИСМУКОВ Николай Аверкиевич, родился в 1942 г., окончил Уральский государственный университет им. А.М. Горького (19в8), доктор философских наук, профессор, декан торговотехнологического факультета Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор свыше 130 научных и научно-методических работ, в том числе Б монографий.
УДК 128
ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ, СМЕРТИ И БЕССМЕРТИЯ (социально-философский анализ)
Ю.С. Гуров
Человек, вступая в сознательный период своей жизни, задается извечным вопросом
- «В чем смысл жизни?». Собственно, для чего человек родился и живет.
Еще родоначальник европейской философии, великий древнегреческий философ Платон писал в «Апологии Сократа», что делаешь людям добро, а взамен получаешь зло. Так, его судили за то, что он среди молодежи распространял философские знания, в том числе о любви к мудрости и красоте. Платон вводит своих учеников не только в философию, но и в современную ему жизнь.1
У каждого человека на вопрос о жизни,
1 Платон. Избранные диалоги [Пер. с древнегреч. С.К. Апта, Я.М. Боровского, ТВ. Васильевой, А.Н. Егорова, СП. Маркина, М.С. Соловьева, С.Я. Шейман-Топштейн; вст. ст. Л. Сумм]. - М.: Эксмо, 2007. - С. 51.
смерти и бессмертия или есть свой ответ, или же его вовсе нет. Те, у которых есть ответ, утверждают, что жизнь не так плоха. Это -оптимисты. Они дадут ответ на любой, даже очень сложный вопрос. Беседы с этими людьми показали, что для мужчины прежде всего счастье в работе, а за тем и в хорошей семье. У женщин первое место занимает семья, любимые дети, верный муж. Пессимисты думают и говорят о жизни по-другому: в жизни все плохо, они не могут в ней устроиться и брать у нее все, что хотят.
Кого же больше - оптимистов или пессимистов? Обеспеченные слои, как правило, жизнь воспринимают оптимистично. Кто относится к богатым, тот думает о жизни -какая она хорошая. Бедные люди, безработные, инвалиды и пенсионеры, бездомные дети, бомжи и преступные элементы счита-
ют свою жизнь неудачной. В конечном счете, им все равно - жизнь или смерть.
Известный немецкий философ Фридрих Ницше говорил, что гедонизм, пессимизм, утилитаризм, эвдемонизм - это все те образы мыслей, которые определяют ценность вещей по возбуждаемому им наслаждению и страданию, т.е. по сопутствующим им состояниям и побочным явлениям. Такие взгляды определяются поверхностностью и наивностью, на которую каждый, кто чувствует в себе творческие силы и совесть художника, не может смотреть без насмешки, а также без сострадания.2
Но что представляют собой эти три понятия?
Жизнь, смерть, бессмертие - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее проявлениях и формах. О смысле и сущности этих понятий размышляли многие выдающиеся мыслители своего времени, особенно - философы (Платон, Аристотель, Спиноза, И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах, Ф. Ницше, О. Конт, Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.А. Бердяев, Вл. Соловьев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.И. Солженицын и др.). О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Здесь используется триада Гегеля: жизнь - смерть -бессмертие, поскольку в этой триаде тезис отрицается антитезисом и противоречие между ними снимается синтезом.
Надо признать, имеются некоторые трудности в определении понятия «жизнь», ибо данное понятие не является организованным по своей природе, будучи лишь хаотичным набором разрозненных ассоциаций. Трудность в определении этого понятия постижима человеком. Но в целом можно отметить, что определение жизни - это не более чем попытки придумать формулировку, не противоречащую вырабатываемым системным убеждениям человека.
Жизнь — это способ бытия сущностей (живых организмов), наделенных внутренней активностью, процесс развития тел органического строения с устойчивым преобладанием процессов синтеза над процессами распада; это особое состояние материи, имеющей следующие свойства: размножение, развитие, гомеостаз, раздражимость, саморе-
2 Ницше Ф. Размышления в домашнем халате/ Фридрих Ницше. - М.: Алгоритм, Эксмо, 2007. - С. 104105.
гуляция. Жизнь это период существования (бытия) организма от момента появления до его смерти.
В религии жизнь определяется как чудесное свойство, независящее от материи, даваемое и отбираемое у матери Богом. Различают конечную (во времени) жизнь тела и бесконечную жизнь души, причем душа присуща живой материи. В живом организме имеется душа. Жизнь души изменчива. Живой организм умирает вместе со своим телом: тело способно изменять окружающую природу, душа способна мыслить и чувствовать. После смерти она продолжает существовать в некой иной форме, продолжает чувствовать и мыслить. Эта модель демонстрирует мощь вербальной компрессии (информации). И. Христос говорил, что он есть путь и жизнь.
Философское объяснение жизни таково: это идеальная форма существования материи, способная воздействовать на материю и адаптироваться. Жизнь возникла, как результат эволюции полимерных соединений углерода и представлена разнообразными организмами, которые характеризуются индивидуальной целостной системой. Живой организм и жизнь должны обладать такими свойствами, как: способность преодолевать нарастание энтропии, приспособленность к существованию в данных условиях окружающей среды, приспособленность всех частей организма (молекул, клеток и органов) к выполняемым в жизненном процессе функциям, способность к сохранению и передаче наследственной информации. С возникновением жизни связано предметное мышление, язык. Жизнь - это явление реальности бытия. Каждый человек акцентирует свое внимание на некоторых аспектах рассматриваемого феномена (жизнь) и может для себя выбирать, исходя из конкретной ситуации, какая модель его устроит по точности и удобству описания больше всего. Нельзя найти и использовать одну и ту же референцию для всех случаев жизни. Имеются различные определения жизни. Научные (биологические): жизнь
- это особый вид материального взаимодействия генетических объектов, которые осуществляют синтез себе подобных генетических объектов.
Химико-физическое определение: жизнь -это преобладание процессов синтеза над процессами распада, энергопотребляющих процессов изменения вещества и других объектов физической химии, в которых различимы два цикла (во времени): цикл регенерации необходимых веществ и цикл
регенерации механизма регенерации вещества.
Химико-волновая модель: жизнь - это химическая волна, т.е. многомерная каталитическая циклическая химическая реакция. В каждый момент времени ее существования, называемый временем жизни, в каждой отдельной нити реакции на любом уровне масштаба рассмотрения от молекул до классов живых организмов можно выделить три материальных элемента: ресурс, катализатор, результат.
Модель химической волны: включает в категорию живых организмов широкий спектр объектов от бактериофага до всего человечества и класса живой материи, рассматриваемого как единый процесс природы; хорошо описывает события на протяжении четырех миллиардов лет эволюции нашей планеты; имеет возможность описать химические формы жизни, которые могли бы зародиться, например, на иных планетах, на больших глубинах Земли: суши, океана, на больших высотах атмосферы; поддается количественному моделированию методами математики; наглядно описывает процесс зарождения органической жизни на Земле; объясняет феномены конечности продолжительности жизни организма и бессмертия генотипа.
Кибернетическое (информационное) объяснение жизни. Жизнь - это кибернетическая структура, реализующая специфические информационные функции: память, системы кодирования, записи, передачи, приема, декодирования и интерпретации (исполнения) управляющей информации; собственный внутренний язык - систему сигналов, свойств и методов; способность «слушать» и «говорить» на внутреннем языке (обрабатывать сигналы, выполняя информационную функцию). Жизнь - это виртуальный объект, не связанный с конкретным материальным предметом - носителем, по законам кибернетики, обладающий свойствами инвариантности своего описания и изофункциональности интерпретации этого описания в произвольной среде. Модель включает в категорию живых организмов: весь комплекс жизни в рамках модели химической волны; цивилизацию с ее культурой включая некоторые компьютерные программы, рассматриваемые уже как живой организм.
Энтропийно-эволюционная модель жизни. Жизнь - это турбуленция в потоке информации-энтропии в процессе расширения Вселенной, повышающем энтропию про-
странства при трансформации её в энтропию времени.
Термодинамическая модель жизни. Жизнь-это процесс одностороннего обмена информацией о структуре между ограниченной частью материальной системы и её окружением, использующей эффект односторонней проводимости мембран. Проводимость мембраны живого организма в направлении «внутрь организма» для информации высока, для энтропии низка. В направлении «из организма» - наоборот: проводимость для информации низка, а для энтропии высока. Результатом существования такой мембраны являются образование области пространства с более высокой информацией и низкой энтропией относительно среднего их значения в данной области. Информационная насыщенность области автоматически обозначает факт аккумуляции в ней энергии, за счет которой организм остается неизменным в течение продолжительного времени; относительно меньшей изменчивости во времени, что означает узнаваемость её в течение некоторого продолжительного времени; способствуют повышению стабильности во времени этой области - здесь возникает живой организм. Эта модель хорошо объясняет, почему тела живых организмов умирают: мембраны исстрачивают свой запас информации и проводимость их в обоих направлениях выравнивается.
Технологическая модель жизни. Жизнь биологическая - белковые тела, способные самостоятельно управлять синтезом или модификацией белка.3
В различные времена и разных народов можно обнаружить негативное высказывание о жизни. Жизнь - страдание (Будда, Шопенгауэр и др.); жизнь - сон (Веды, Платон, Лабрюйер, Паскаль); жизнь - бездна зла (древнеегипетский текст «Разговор человека со своим духом»). Все, что делается под солнцем, - это «суета и томление духа» (Экклезиаст); «Человеческая жизнь жалка» (Сенека); «Жизнь - борьба и странствие по чужбине» (Марк Аврелий); «Все пепел, призрак, тень и дым» (Иоанн Дамаскин); «Жизнь однозвучна, зрелище уныло» (Петрарка); «Жизнь - это повесть глупца, рассказанная идиотом, полная шума и ярости, но лишенная смысла» (Шекспир); «Жизнь человеческая не что иное, как постоянная иллюзия»
(Паскаль); «Вся жизнь - лишь цена обманчивых надежд» (Дидро); «Моя жизнь -вечная ночь... что такое жизнь, как не безумие?» (Кьеркегор); «Вся человеческая жизнь глубоко погружена в неправду» (Ницше), «жизнь - копейка» (народная пословица). Об этом же говорят пословицы и поговорки разных народов типа «Жизнь -копейка». Ортега-и-Гассет определил человека не как тело и не как дух, а как специфическую человеческую драму. Правильно то, что в этом смысле жизнь каждого человека драматична и трагична: конец ее -это смерть. Древнегреческий философ Эпикур пытался решить этот вопрос вопросов так: «Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем».
Многие века ученых и мыслители человечества предпринимали попытки хотя бы теоретически доказать, реальное существование бессмертия. Гетевский Фауст произнес великую фразу: «Остановись мгновенье», - это девиз такого бессмертия, импульсом которого является «биологическая витальность», «жизненная сила».
Однако, думая о жизни приходится принимать то, что смерть - единственное, перед чем все равны. Нужны огромная вера и чудо, какое совершил евангельский Христос, «смертью смерть поправ». Замечу при этом, что мудрость человека проявляется в том, что выражается в спокойном отношении к жизни и смерти. Индийский мудрец Махатма Ганди говорил: «Мы не знаем, что лучше - жить или умереть. Поэтому нам не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, не трепетать при мысли о смерти. Мы должны одинаково относиться к ним обоим. Это идеальный вариант». Задолго до этого в древнеиндийской философской поэме «Бхагавад - гите» сказано: «Воистину, смерть предназначена для рожденного, а рождение неизбежно для умершего. О неизбежном - не скорби!»
Вместе с тем, немало великих людей осознавали эту проблему в трагических тонах. Выдающийся отечественный биолог И.И. Мечников, размышлявший о возможности «воспитания инстинкта естественной смерти», писал о Л.Н. Толстом: «Когда Толстой, терзаемый невозможностью решить эту задачу и преследуемый страхом смерти, спросил себя, не может ли семейная любовь успокоить его душу, он тотчас увидел, что это - напрасная надежда. К чему, спрашивал
он себя, воспитывать детей, которые вскоре очутятся в таком же критическом состоянии, как и их отец? Зачем же им жить? Зачем мне любить их, растить и блюсти их? Для того же отчаяния, которое во мне, или для тупоумия? Любя их, я не могу скрывать от них истины, всякий шаг ведет их к познанию этой истины. А истина - смерть».4
В различных культурах эта тема жизни и смерти переживалась по-разному, страх перед смертью заложен в самой человеческой природе, в самой тайне жизни. Он изначален, то есть уходит в глубины человеческой психики. Но этот страх перед смертью в конкретной эпохе реализуется в различные преображенные формы. Каждая культура вырабатывает свою систему ценностей, в которой переосмысливаются вопросы жизни и смерти. С помощью комплекса образов и символов обеспечивается психологическое равновесие индивидов.
В древнекитайском сознании, например, факт смерти оценивался как нечто, не имеющее глубокого значения в бытии. Если человек умер, то значит так должно и быть. Мертвый остаётся среди живых, но уже как усопший. Умерший уходит от живых как бы условно, в ограниченном смысле. Он нас не покидает. Мир повсюду заселен «живыми мертвецами», которые перешли в другое состояние, но не ушли в иной мир. Вот почему в этой культуре символика смерти носила земной характер. За священным императором Китая Богдыханом повсюду следовал гроб, который считался атрибутом его земного существования. Заблаговременная подготовка могилы для престарелых родителей считалась актом заботы и милосердия. Покинув часть земного мира, усопший отправлялся к другим людям, которые умерли раньше, но все же никуда не исчезли. Отсюда культ предков, который весьма характерен для этой культуры.
В единстве принимали земной и небесный мир египтяне. Они понимали сходство загробного мира с подлунным: там так же, как здесь. Смерть считалась началом подготовки к загробному бытию. Египтяне считали, что имеется нетленность тела того человека, власть которого была нерушимой при жизни. Культ мертвых боготворился в египетской культуре. Применялось искусство бальзамирования и мумифицирования, строительство
4 Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / Главн. науч. ред. и сост. С.Ю. Солодовников. - Мн: МФЦП, 2002.
- 1008 с. - С. 286.
грандиозных гробниц, увековечивание памяти ушедших - все служило одной цели: обеспечить символическое бессмертие. Еще в эпоху Древнего Царства (ХХ1Х-Х1Х вв. до н. э.) египтяне воспринимали души умерших в единстве их соединения со звездами. Каждую ночь душа усопшего вновь поселялась в теле, покидая свою звезду.
Египетская Книга мертвых — многие молитвы, магических звучаний и мифологических историй, которые касаются смерти и загробной жизни. Материалы этих текстов разноречивы. Как видно из сказанного, в древнекитайской и древнеегипетской культурах жизнь и смерть уравнивались.
Древние евреи воспринимали смерть как реальность, они были способны примириться с мыслью прекращения индивидуальной жизни. Иудеи считали, что личность человека раздвоена, поскольку имеет некую тень -бледную и духовную копию индивида. После смерти эта душа спускается под землю, где царит мрак грусть и печаль. В иудейской религии считалось, что Бог Яхве оживит мертвых для новой жизни. Рай при этом виделся обителью блаженных, ад, напротив, был средоточием грязи. Используя кабалистические традиции, евреи создали учение о переселении душ. В многочисленных религиозных заповедях говорилось о том, что душа Адама перешла в Давида, а потом «вдохнется» в мессию, т.е. в ниспосланного Богом спасителя (царь Израильско-Иудейского государства в конце Х1 в. - около 950 г. до н.э.).
В Новое время в осмыслении смерти в европейском сознании появилась другая традиция - пантеистическая, отождествляющая бога в мир, растворяющая Бога в природе. Пантеистическая традиция, характерна для Спинозы, Гете, Гегеля, в которой отвергалась возможность связи природного и сверх-природного через личность. Она привлекала внимание к жизни. Так, Спиноза подчеркивал, что «человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни». О смерти просто не надо думать, следует сосредоточить мыслительные усилия на вопросах земного мира. Прагматизм как философское течение видел в смерти не жизненный процесс, а болезненное напоминание об ограниченности нашей власти над природой.
Романтизация смерти начинается в новейшей западной философии у Шопенгауэра. Он пытался создать единый взгляд на тело и душу. Жизнь характеризуется как что-то такое, чему лучше было бы и не быть. Жизнь
на Земле - это случайность. Шопенгауэр убежден, что развитие космического цикла привело ко многим несчастьям. Человек должен осознать катастрофичность этого процесса, чтобы осмыслить ничтожество земного существования. Он доказывал, что существа низшей организации лучше человека, ибо животные не имеют сознания, поэтому и не понимают, что мир - жестокий и губительный. Шопенгауэр отвергал идею личного бессмертия, считал, что думать о вечности самого себя это - все равно, что укреплять заблуждение. Ведь каждый человек представляет собой не что иное, как «частную ошибку», «ложный шаг», «концентрацию случайности», т.е. то, чему лучше бы и не бывать.
Противоположное понятие жизни -смерть. Смерть - это отпечаток таинственности и мистичности. Смерть вообще и тем более внезапная смерть выводила это понятие за пределы человеческого восприятия, превращала смерть в божественную кару за грехи либо божественный дар: после жизни человека ждала более счастливая, но опять жизнь на том свете. В любом случае смерть является закономерным завершением жизни.
Француз Клод Бернар, стоявший у истоков танатологии, в «Лекциях по экспериментальной патологии» писал, что механизмы жизни могут быть вскрыты и обнаружены лишь знанием через механизмы смерти. Учредитель Нобелевских премий Альфред Нобель рекомендовал особое внимание обратить на исследование вопросов старения и умирания организма, на фундаментальные проблемы современной биологии и медицины.
Низведение смерти до уровня физиологического процесса особенно проявилось в учении выдающегося отечественного физиолога, академика И.П. Павлова, который считал, что «если немедленно после вызванной болезни или ввиду неминуемой смерти экспериментатор искал с полным знанием дела способ победить ту и другую».
В начале XXв. смерть из мистической «вещи в себе» (И. Кант) превратилась в объект научного поиска.
Религиозное понимание смерти таково: гибель тела и дальнейшего существования в виде духа или последующего возрождения в новом теле либо пребыванием в вечной жизни (христианство), достижением нирваны (в буддизме). В Реинкарнации в буддизме, индуизме и других религиях считается, что нематериальная душа после смерти воплощается в новом теле. В христианстве причиной смерти
считается греховность человека. «Возмездие за грех - смерть» (Послание к Римлянам, 6:23). «Безгрешный человек не будет знать смерть» и будет жить вечно. В Евангелиях сказано: в будущем, при наступлении Царства Божьего смерти не будет «Отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Откровение, 21.4). В синтоизме предполагается, что дух человека продолжает существование после смерти, хотя может и не реинкарнуется. Духи умерших могут оказывать помощь живым родственникам, и по этой причине являются объектом поклонения. В исламе после смерти умерший человек попадает в барзах (от араб. - перешеек) - состояние, где он пребывает в могиле до Судного Дня, после которого будет воскрешен во плоти, и будет спрошен о своих деяниях. Затем он попадет в Рай или Ад - в зависимости от его грехов и образа жизни на Земле.
Во всех религиях сказано, что святые люди умирают иначе - они «возносятся к небу» или «засыпают»; при этом труп «благоухает». Мощи не поддаются гниению. В Библии описано девять случаев воскресения после смерти. В религии имеется понятие «духовная смерть» - это полная психическая деградация личности. В биологии выделяются три терминальных состояния смерти: биологическая (истинная), клиническая и смерть мозга. Религия считает смертью только биологическую смерть.
Философия трактует смерть как отсутствие жизни, её окончание и завершение. Смерти противостоит не жизнь, а рождение. Смерть - естественный процесс перехода из живого состояния в неживое. Живое и не живое - это две стороны окружающей нас природы. На Земле известен лишь один вариант жизни - жизнь белковых макромолекул. В ХХ в. француз Танглю определил смерть как общее свойство всех живых. Один из основоположников танатологии М.Ф. Биша предположил, что жизнь - это совокупность явлений, противящихся смерти. Классик марксизма Ф.Энгельс не согласился с таким определением смерти. В своей работе «Анти-Дюринг» он писал: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования заключается по своему существу в постоянном обновлении их химических составных частей путем питания и выделения». И далее: «Жить, значит умирать». Но и сам Энгельс определял процесс жизни через белковую форму. Наличие белковой формы есть противоположность смерти.
В последнее время появилась гипотеза о существовании не только белковой формы жизни. В основе новой гипотезы жизни лежит так называемая лептонная теория, объясняющая известные случаи проявления необычных знаний у людей после тяжелых массовых ситуаций или травм. Исследования по мониторингу массы тела человека в процессе умирания и после прекращения деятельности мозга, т.е. до наступления смерти мозга, масса тела умершего уменьшается на 50-60 граммов. Это, видимо, связано с тем, что во время агонии усиливается потоотделение. Т.е. эти граммы - не душа, а материальные частицы тела.
Некоторые источники сообщают, что изменения в массе тела происходит в результате использования клетками адезинтри-фосфорной кислоты (АТФ) при анаэробном (в отсутствие кислорода) питании. Современная наука отрицает возможность (в нормальных условиях) изменения массы какого-то ни было объекта без потери им вещества. Закон сохранения массы в химических реакциях был экспериментально доказан М.В. Ломоносовым.
Все религии мира опираются на страх человека перед смертью, обещая загробную жизнь. Религии влияли и продолжают влиять на развитие социума и отдельного человека.
Неизбежность гибели и вера в загробную жизнь привели к проблеме захоронения трупов. Были выделены особые территории, предназначенные для захоронения (кладбища). В некоторых религиях допускается сожжение умерших - кремация. Захоронение привело к возникновению специальных ритуалов, которые сопровождают умершего в последний путь, торжественные похороны, траур, цветы на могилу, различного вида поминки. Смерть контролирует чрезмерное размножение живых организмов, ибо природные ресурсы вскоре были бы исчерпаны.5
Бессмертие. Закон о бессмертии таков -все живое смертно. Бессмертие иногда смешивают с понятием долголетие, однако это неверно. В понятие «бессмертие» входят следующие элементы: бессмертие души, т.е. человеческая душа живет вечно, независимо от тела; бессмертие физического тела - представление о вечно живущем человеке: сохранение умершего в памяти людей. Идея бессмертия встречается у большинства на-
родов. У греков и евреев под бессмертием понималось призрачное существование в царстве теней («аид» - у греков, «шеол» - у евреев). В Индии и Египте господствовало учение о переселении душ. По преданию, египтяне первыми стали учить о бессмертии человеческой души. Когда умирает тело, душа переходит в другое существо, рождающееся в тот момент.6
Бессмертие - это есть представление о вечно живущем человеке в памяти людей. Позже в иудаизме учение о бессмертии связывалось уже с учением о воскресении из мертвых и о загробном воздаянии. В таком виде оно перешло в христианство и ислам.
В некоторых философских системах рассматривается бестелесное, внефизическое существование души (изотерический иммор-тализм). Материалистический подход отрицает существование души, поэтому рассматривать его не имеет смысла.
В виде систематического философского учения понятие о бессмертии впервые было обосновано Платоном («Федон, или О бессмертии души»). И. Кант считал невозможным представить какие-либо теоретические доказательства бессмертия души, поэтому обосновал веру в неё на постулатах практического разума. Может быть, действительно, что некоторые организмы потенциально бессмертны. Если несчастный случай не остановит жизнь, то, возможно, они способ -ны к неограниченному существованию. Например, к таким организмам уверенно относят организм морских актиний и пресноводных гидр. Кроме того, сюда можно отнести и те организмы, которые не сохраняют индивидуальности и размножаются бесполым путем.
С этой темой связывается эликсир бессмертия - сказочное вещество, обладающее свойством омолаживать человеческий организм и продлевать его жизнь до бесконечности. Эликсир бессмертия упоминается в легендах и преданиях многих народов мира как своеобразная «пища» богов. Боги Древней Греции вкушали амброзию, боги Древней Индии - амриту, иранские боги - хаому, боги Древнего Египта пили воду бессмертия. Алхимики долгое время искали эликсир бессмертия, эликсир жизни и пришли к выводу, что таким качеством обладает благородный металл - золото, в котором содержится суб-
6 Герман Кеес. Заупокойные верования древних египтян. От истоков и до исхода Среднего Царства / Кеес Герман. - СПб.: «Журнал «Нева», 2005. - С. 13.
станция бессмертия и вечной молодости. Они пытались выделить эту субстанцию и ввести в организм человека. В частности, Клеопатра выпила напиток из золота. Но вскоре она совершила самоубийство, потому невозможно судить о результатах опыта алхимиков. Известен случай с китайским императором Сюань-цзуном (VIII в.). Попытки создать эликсир бессмертия не прекращаются и сегодня.
Во многих сочинениях («Метафизика пола и любви» и др.) русский философ Н.А. Бердяев обожествлял тему любви. Он считал, что с полом и любовью связана тайна индивидуальности и бессмертия. Бессмертие стало ведущей темой в философии русского космизма и трансгуманизма. Многие ученые убеждены, что проблему бессмертия в будущем можно решить. Лауреат Нобелевской премии Р. Фейнман писал: «Если бы человек вздумал соорудить вечный двигатель, он столкнулся бы с запретом в виде физического закона. В отличие от этой ситуации в биологии нет закона, который утверждал бы обязательную конечность жизни каждого индивида...». Современная наука решает проблему бессмертия физического человека разными путями, на современном этапе развития этот вопрос исследуется в рамках старения и долголетия, для этих целей активно разрабатываются технологии стволовых клеток и генной инженерии, гормональная терапия, трансплантология, разработки в области криобиологии.
Решения проблемы бессмертия ожидают в области микроэлектроники, благодаря тому, что может произойти перенос на неорганический носитель сознания человека.
Интересны представления о бессмертии и в религиозных учениях. Так, в даосизме предлагали ограничения в пище. Как путь, практикуемый индийскими аскетами-от-шельниками. Кандидат в бессмертие должен был отказаться вначале от мяса и вина, потом вообще от любой грубой и пряной пищи (духи не выносят запах крови и никаких резких запахов), затем - от овощей и зерна, которые все же укрепляют материальное начало в организме. Постепенно удаляя разрыв между приемами пищи, нужно научиться жить совсем немногим - легкими фруктовыми суфле, пилюлями и микстурами из орехов, корицы, ревеня и т. п. Специальные снадобья готовились по строгим рецептам, ибо их состав обладал магической силой ингредиентов. Следовало также научиться удалять голод с помощью собственной слюны.
Считалось, что на Земле имеются такие люди, которые достигали великой учености и мудрости, что они хорошо знают математические, физические, химические, динамические, астрономические и астрологические науки, великолепно играют на струнной музыке, говорят на многих языках, знают историю любого государства, народа, племени. Они состоят в тайном обществе чудотворцев или магов, провозвестников будущего, которые владеют таинством натуры.
Во многих литературных произведениях имеются идеи бессмертия. Бессмертными были Боги из «Илиады» и «Одиссеи» Гомера и Свифта. В сказках отражается давняя мечта человека о бессмертии. К сожалению, бессмертие почему-то получают в большинстве своем отрицательные персонажи, в результате соглашения с темными силами, путем черной магии и превращения в живых мертвецов, вампиров и т.п. Таковы Кощей Бессмертный из русских народных сказок, у Сергея Лукьяненко Сатана, граф Дракула и др. Положительные герои к бессмертию не стремятся, живут не для себя, а для других людей. Классический пример - Иван-царевич (читайте работы доктора философских наук, автора многих трудов о бессмертии человека; работы из газеты «Аргументы и факты», №1237; сборник статей А. Болонкина о бессмертии людей).
Таким образом, понятие, обозначающее преодоление смертности, во многом не разработано и в основном построено на гипотезах.7 Итак, подведем общие итоги исследования.
В статье рассмотрены три философские категории - жизнь, смерть, бессмертие. Все они находятся в единстве и взаимодействии. Но какая из них главная, направляющая сила? Думается, что это - жизнь. Человек прежде всего живет, стремится управлять своей судьбой, работает, учится, создает семью, воспитывает детей. Конечно, смерть неизбежна, ибо все живое когда-нибудь умирает, и человеку хотелось бы продолжить свою жизнь после смерти, т.е. обрести бессмертие. Но пока ни одна теория не подтвердила наличие факта бессмертия. Можно только стремиться к преодолению старости и долголетия.
Жизнь: 1) термин классической философии, фиксирующий способ бытия наделен-
ных внутренней активностью сущностей, -в отличие от нуждающихся во внешнем источнике движения и эволюции неживых предметов. В рамках гилозоизма жизнь мыслится как имманентное свойство прамате-рии, фактически синонимичное бытию, -в отличие от смерти как небытия (ср. с идеей «косной» материи в рамках механицизма, предполагающей тот или иной вариант перво-двигателя как источника «силы», приводящей ее в движение); 2) понятие неклассической философии, фундирующее собой философию «жизненного мира» и обозначающее интуитивно постигаемую целостность реальности бытия: живое как естественное в противоположность сконструированному как искусственному (Ницше); «жизненный порыв» как формотворчество космической силы (Бергсон); жизнь как непосредственное внутреннее переживание, уникальное по своему содержанию и раскрывающееся в сфере духовно-коммуникативного или духовно-исторического опыта (Дильтей, Зим-мель); 3) термин естествознания, обозначающий такой способ существования систем, который предполагает обмен веществ, раздражимость, способность к саморегуляции, росту, размножению и адаптации к условиям среды. Жизнь является объектом исследования многих естественных наук, но прежде всего - биологии. Вопрос о сущности жизни и ее определения был и остается предметом дискуссий различных философских и естественнонаучных направлений. Со второй половины ХХ в. стали отчетливо проявляться два основных подхода к определению жизни
- субстратный и функциональный. Сторонники первого в трактовке сущности жизни обращают внимание на тот субстрат (белок или молекулы ДНК), который является носителем основных свойств живого. Вторые рассматривают жизнь с точки зрения ее основных свойств (обмен веществ, самовос-производство и т.д.). Современное естествознание существенно обогатило представления о природе материального носителя жизни, которым является целостная система взаимосвязанных биополимеров — белков, нуклеиновых кислот и др.
Современной наукой обосновано положение о многообразии форм жизни и о том, что их носителями выступают живые системы различной степени сложности и организованности. При этом выделяются следующие основные уровни организации живого: орга-низменный, популяционно-видовой, био-ценотический и биосферный. Ориентация
исследователей на познание особенностей того или иного уровня организации живого привела к вычленению уровней познания, исследования его. В настоящее время наиболее результативным оказался уровень, связанный с познанием молекулярных основ жизни. Его осуществление привело биологию к эпохальным открытиям в области познания молекулярных основ Ж., их универсальности для всего живого. Возможности этого уровня исследования еще далеко не реализованы, однако тенденции развития современного научного знания подвели его к необходимости перехода на исследование еще более глубинных структур и процессов живого.
Объектом исследования становятся атомный и электронный уровень организации структур живого. Так, представления об атомных и электронных состояниях структур живого, в частности, Дж. Бернал посчитал необходимым включить в определение сущности жизни: «Жизнь есть часть, непрерывная, прогрессирующая, многообразная и взаимодействующая со средой самореализация потенциальных возможностей электронных состояний атомов», Другой тенденцией в познании сущности жизни является исследование особенностей ее проявления на надорганизменных уровнях организации живого. Эту тенденцию обосновал еще Вернадский. В системе своего учения о живом веществе он подчеркивал важность изучения «совокупностей организмов», их комплексов, что позволит открыть и «новые свойства жизни», ее «проявления» на биосферном уровне. Сегодня необходимость такого исследования определяется не только познавательными задачами, но и задачами сохранения жизни на Земле. Отличные, от естественнонаучных, воззрения на проблему предлагают религиозные доктрины, а также разнообразные философские концепции, акцентирующие проблематику человека и его предназначения в мире, а также специально осмысливающие феномен смерти.8
Смерть - в науке - естественное и необратимое прекращение жизнедеятельности биологической системы. В философии смертность человека рассматривается не столько как природный, сколько как социальный феномен, требующий рационального восприятия и осмысления. Уже реконструкция захоронений неандертальцев свидетельствует
8 Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / Главн. науч. ред. и сост. С.Ю. Солодовников. - Мн: МФЦП, 2002.
- 1008 с. - С. 286.
о наличии у них представлений о неокон-ченности человеческого существования со смертью. Это представление древних позднее привело к понятию бессмертной бестелесной души. В античной философии была предпринята одна из первых попыток на рациональных основах примирить индивидуальное сознание с неизбежностью собственной смерти. Эта попытка воплотилась в двух концепциях, предлагавших пути избавления от страха перед смертью: Сократа - Платона и атомистов - стоиков. «Теория» Сократа -Платона утверждала бессмертие одной из составных частей человека - души; смерть мыслилась как отделение нетленной вечно живущей души от смертного тела. Страх перед смертью преодолевается разумом на путях философии, т.к. «человек, который... посвятил жизнь философии, перед смертью полон бодрости и надежды обрести за могилой величайшие блага» (Сократ). Учение атоми-стов-стоиков снимает страх перед смертью через признание ее естественным и закономерным фактом жизни, которого не следует страшиться в силу невозможности его прочувствовать: согласно Эпикуру, душа со смертью человека распадается на атомы и, следовательно, человеку уже все безразлично, он ничего не чувствует. Стоики наделяют ожидание смерти этическими мотивами: надо бояться не смерти, а недобродетельной жизни: «кто научился смерти, тот разучился быть рабом» (Сенека).
Христианская теология и философия полагали смерть следствием грехопадения Адама и Евы, Христианство на основе веры в загробную жизнь и справедливое воздаяние за земные дела предоставляло человеку знание о смерти как переходе из земной жизни в жизнь вечную. Смерть трактовалась как мгновенный акт перерождения, к которому человек должен готовиться всю земную жизнь. Смерть и воскрешение Христа - победа над первобытным страхом биологической смерти. Реформация и Возрождение хотя и подвергли ревизии церковное учение о смерти но не отняли у человека представлений о личном бессмертии.
Философия Нового времени, а позднее и Просвещение выносят проблему смерти за рамки теологии, что не сильно влияет на этические результаты их размышлений о смерти хотя и меняет систему аргументации. Проблема смерти вытесняется на второй план гносеологией и социально-политическими концепциями и присутствует как элемент в рассуждениях о бессмертии души (Декарт, Локк, Гоббс) или атеистических системах (Ламетри,
Дидро). Тема смерти в XVIII —Х1Х вв. развивается в различных философских концепциях: у Канта идея бессмертия души выступает как постулат практического разума; в панлогизме Гегеля, в границах которого феномен смерти осмысливается в сфере чистой мысли, смерть постигается не верой, а разумом; в религиозном экзистенциализме Кьеркегора смысл смерть должен быть понят не с помощью рассудка, а в состоянии «страха и трепета», открывающем всю глубину веры в Бога; в «религии Человека» (Конт, Фейербах) акцент ставится на родовом бессмертии человека (как и в марксизме) и вечном разумном прогрессе, в идее «вечного возвращения» (Шопенгауэр, Н. Гартман, Ницше) утверждается бессмысленность и повторяемость жизни и смерти как пути этого повторения; для Фрейда смерть как и Жизнь, выступает бессознательным импульсом человеческих инстинктов. В ХХ в. Хайдеггер представляет смерть онтологической характеристикой человеческого бытия: жизнь есть «бытие-к-смерти», человек постулируется в мире осознанием собственной смертности. Смерть, будучи всегда «моей» смертью, выводит человека из анонимности жизни к «собственному» бытию, смерть дополняет возможное бытие человека до полного бытия. «Подлинное бытие-к-смерти» порывает с повседневными попытками отвлечься от смерти и является основой смысло-творчества человека. В отличие от Хайдеггера, Камю и Сартр видят в смерти не позитивный, утверждающий момент человеческого бытия, а разрушающий смысл и индивидуальность. (Сравнение с идеей А. Мальро, подхваченной Сартром: «смерть есть то, что превращает жизнь в судьбу»). Г. Маркузе в отношении человека к смерти видит проблему идеологической ангажированности отношения в конкретной культуре. Маркузе переводит рассмотрение смерти из онтологии в социальную, культурологическую плоскость. Эту традицию развивает Ф. Ариес, выдвигая теорию пяти этапов восприятия смерти в западноевропейской культуре: от «прирученной» смерти (архаика - ХМ в.), когда человек считал ее естественной и был готов к встрече с ней, до «перевернутой» смерти (ХХ в.), когда общество стыдится смерти, скрывает и бана-лизирует ее, отдает в руки врачей и похоронных бюро. Теорию Ариеса дополнял и уточнял М. Вовель. Изменчивое отношение человека к смерти легло в основу теории Бодрийяра, представляющего историю общества как историю трех этапов «симуляции», т.е. вытеснения, маскировки смерти в сфере соци-
ального в зависимости от изменений в законе стоимости. Система, стремящаяся к совершенству, изначально боится смерти и пытается, по Бодрийяру, закрыться от нее с помощью «симулякров», т.е. определенных видов искусственности, которые должны заслонить принцип «аннулирования», что для системы и есть смерть. Успехи медицины поставили перед философами проблему определения смерти. Большинство исследователей исходят из того, что родовым признаком человека является сознание, следовательно, смерть - как определял Л. Шварценберг - это смерть сознания, что «смерть человеческого существа определяется с того момента, когда умирает сознание».9
Бессмертие - понятие, обозначающее преодоление смертности и забвения человека и человеческого рода. В обыденной жизни, в религиозной, философской и научной литературе употребляется в различных смыслах. Можно выделить следующие наиболее часто употребляемые смыслы и соответствующие им виды бессмертия: действительное душевнотелесное продолжение жизни индивида после смерти (личное бессмертие); существование после смерти некой безличной психической сущности, которая поглощается абсолютной духовной субстанцией, Богом (метафизическое бессмертие); достижение на земле или в человеческом разуме некоторого вечного, непреходящего качества жизни (идеальное бессмертие); перевоплощение живущих на этой земле индивидов в будущие человеческие или другие живые формы (как реинкарнация или переселение душ); осуществление природно-биологической бесконечности человека, продолжение человеческой жизни через потомство (биогенетическое бессмертие); включение в вечный кругооборот природы субстрата человеческой телесности (материальное, физико-химическое бессмертие); бесконечное воздействие, влияние жизни и творчества когда-то жившего человека на умы, поступки и деятельность последующих поколений (социокультурное бессмертие); проявление значимости последствий прошлых событий человеческой истории в настоящем и сколь угодно далеком будущем (историческое бессмертие).
Психологически каждый из видов бессмертия связан с надеждой на иммортализа-цию, преодоление смертности либо через
9 Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / Главн. науч. ред. и сост. С.Ю. Солодовников. - Мн: МФЦП, 2002.
- 1008 с. - С. 753-754.
продолжение жизни в потомстве (биогенетическое бессмертие), либо через продолжение своей жизни в результате своей деятельности (социокультурное и историческое бессмертие), либо через различные формы трансцендентной связи с вечными духовными сущностями и ценностями (метафизическое и идеальное бессмертие) и т.д. Вера человека в бессмертие и стремление к нему играют роль своеобразного психологического и ценностно-мировоззренческого гаранта цельности родового человеческого бытия и существования незыблемых высших ценностей и смыслов. Они обеспечивают психологическую защиту человека от страха смерти и дают ему возможность жить полноценной жизнью, невзирая на знание неизбежности своей смерти. Истоки представлений о бессмертии уходят в мифологическое сознание, приписывающее свойство бессмертия сверхъестественным силам и персонифицированным божествам.
Древнегреческая мифология начинает истолковывать бессмертие не только как атрибут богов, но и как награду, дарованную богами героям за подвиги и человеческое совершенство (мифы о Геракле, Менелае и т.п.). Обычные же люди в древнегреческих мифах уходят в могилу, их тело превращается в тлен, а безликие и бессильные души вечно скитаются призраками в подземном царстве. У индусов и египтян была распространена вера в то, что в момент смерти якобы происходит переселение души из одного тела в какое-либо другое. Буддизм включил эту веру в учение о сансаре и карме, согласно которым общественное положение человека есть результат деятельности его души в предыдущих перевоплощениях. Иудаизм в понятие бессмертие ввел представление о воскрешении мертвых в судный день, перешедшее затем в христианскую и исламскую религии. В некоторых христианских текстах (например, в Послании апостола Павла) содержится представление о том, что воскрешение мертвых для будущей жизни произойдет в телесном виде. Эта идея в дальнейшем получила более сложную интерпретацию. В догмате о воскресении Христа его бессмертие трактуется как чудесное Божественное озарение также и тела Христова естественными и сверхъестественными способностями, которые позволяли ему чувствовать себя свободно и в посюстороннем, и в потустороннем мире. Нечто подобное, согласно христианской религии, должно произойти и с человеком, после второго пришествия Христа и дня Страшного суда.
Протестантская церковь выдвигает положение о том, что воскресение ведет к восстановлению не физического тела, а некоего его энергетического эквивалента. Утверждается, что в христианстве нет никакого возражения против гипотезы, что деятельность души создает тело, которое в дальнейшем будет орудием ее жизни, тело, которое в то же время будет отличаться от наличного физического тела, хотя в определенной степени и будет находиться в отношении преемственности к последнему. Таким образом, идея личного Б. в христианстве связывается не только с духовным, но и определенным телесным бессмертием. Религия разрабатывает скорее вероучение не о бессмертии (иммортализме), а о послесмертии (постмортализме), освящая реальную смерть и сохраняя одновременно толкование бессмертия как атрибута Бога. Философские учения античности и на Западе, и на Востоке рассматривали бессмертие как естественное состояние единой субстанции, обладающей космическим разумом. Метафизический принцип бессмертия человеческой души впервые в философии был обоснован Платоном. В диалоге «Федон» Платон утверждал, что душа безначальна и бессмертна. Ортодоксальные теистические концепции средневековой философии признавали бессмертие души как проявление божественного начала в человеке.
Идея личного бессмертия прорабатывалась в европейской философии XVII—XVI11 вв. Лейбниц связывал бессмертие души не только с Богом, но и с бесконечным многообразием индивидуальных монад, образующих субстанцию. Он считал абсурдным признание некоего безликого духа, в котором бесчисленные души тонут, как капли в океане. Безликость такого духа, по Лейбницу, обезличивает и связанные с ним души, лишает их индивидуальности и неповторимости личностного начала. Бессмертие жизни, с его точки зрения, находит объяснение в идее преформизма, согласно которой семенной зародыш организма не что иное как его микроскопическая копия, передающаяся бесконечно из поколения в поколение. Конкретная телесная оболочка организма стареет и разлагается, но монада (душа), согласно Лейбницу, не теряя ни одного мига времени, организует другую. Кант разрабатывал понятие идеального бессмертия как принципа осуществления высшего морального закона (категорического императива) в бытии человеческого рода, гарантом чего, по его мне-
нию, выступала вера в существование Бога. В философии Гегеля понятие о бессмертии отождествлялось с законом вечного ритма бытия абсолютной идеи: осуществлением необходимости через непрерывное превращение возможного в действительное. Традиционная вера в личное бессмертие в гегелевском учении уступала место выявлению вечного непреходящего в жизни человека. Представление о воображаемых небесах заменялось понятием о бессмертии абсолютной идеи. Философия марксизма разрабатывала представление о Б. как вечном кругообороте материи со всеми присущими ей атрибутами и возможностью при соответствующих условиях порождать внеземные формы разума. Акцентировалось внимание на понятии социального бессмертия личности как деятельности, направленной на прогрессивное развитие общества и благо всего человечества.
Оригинальное толкование проблема бессмертия получила в русской философии второй половины Х!Х - начала ХХ в. Так, в проекте «общего дела» Федорова предлагалось обратить все средства, включая науку, на объединение людей в общем деле физиче-
ского воскрешения всех поколений человеческого рода и превращения слепой силы природы в орудие человеческого разума для бессмертия жизни, жизни добра без зла. В духовных исканиях русских писателей проблема бессмертия была проблемой поиска идеала, который мог бы служить руководством отношения человека к миру, возвеличивая в качестве высшей ценности не личное благо, а благо других людей (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский). Решение проблемы бессмертия тесно связано с пониманием смысла жизни и ответственности перед неизбежностью смерти.10
Как видно понятия «жизнь, смерть, бессмертие» составляют гегелевскую триаду, которая постоянно развивается, что изменяет на каждом историческом этапе систему взглядов о ней. Дальнейшее углубление и движение науки философии, биологии, психологии, кибернетики и многих других научных направлений прибавляют знания человека. Возможно, придет такое время, когда эта триада будет всесторонне проанализирована и человек получит в свои руки «эликсир молодости и долголетия», а возможно, и бессмертия.
Y.S. Gurov. THE MATTER OF LIFE, DEATH AND IMMORTALITY (social and philosophical analysis).
Social and philosophical analysis of life, death and immortality matters in consciousness of different cultures and peoples is given in the article as well as profound problems connected with human personality are represented here.
ГУРОВ Юрий Степанович, 29.07.1938—10.04.2009 гг., окончил Воронежский государственный университет (1963), доктор философских наук, профессор кафедры философии, истории и педагогики Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации Автор 270 работ.
10 Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / Главн. науч. ред. и сост. С.Ю. Солодовников. - Мн: МФЦП, 2002.
- 1008 с. - С. 66-67.