25(ОН)Б3 в сыворотке ниже 25 нмоль/л были выявлены рентгенологические признаки деформации скелета, которые были объяснены остеомаляцией и остеопорозом.
Выводы. Несмотря на то, что значение 25(ОН)Б3 у больных с уремией еще потребует дальнейшего изучения, определение концентрации этого метаболита витамина Б у больных ХБП может быть рекомендовано в ситуациях, когда вероятность его дефицита высока (отсутствие солнечной инсоляции) или подозревается поражение костей, обусловленное дефицитом витамина Д.
И.Е. Мельникова, А.Н. Мироненкова
ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ И ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург
Здоровье и его сохранение зависит от успешности адапатции к школе. Общий комплексный подход к проблемам формирования механизмов психологической адаптации должен включать в себя как чисто психологические, так и физиологические методы исследования. Комплексный подход к проблемам адаптации базируется на исследовании изменения функционального состояния организма, которое является интегративным так как включает в себя, как изменения происходящие в реализации высших психических функций, так и реакции на уровне систем органов, что позволяет непосредственно оценить стоимость адаптивных реакций. Это позволяет выделить два контура адаптивных процессов - вегетативный и регуляторный. Первый охватывает адаптивные процессы, происходящие на уровне вегетативных систем организма, тогда как второй охватывает адаптивные реакции на уровне реализации высших психических функций. Для формирования второго уровня адаптивных реакций наиболее значимым является формирование мотивации, определяющей направленность всего процесса адаптации. Адаптация, как достижение состояния, когда ведущим является эстетическое отношение к миру, увеличение доли энергии, посвящаемой укреплению жизни и культуры выражения.
Адаптация может рассматриваться, как достижение гармонии мира и человека. При этом предусматривается введение термина активности, что предполагает осуществление ответных мер на воздействие, направленных на преобразование воздействующего фактора, или на изменение объема воздействия. При этом изменение состояния человека .,обеспечивающее наиболее адекватное поведение в условиях действия неадекватного фак-
тора среды.
Функциональные резервы, являющихся основой адаптивных реакций, следует выделять собственно функциональные резервы, под которыми обычно понимают резервы вегетативных систем и резервы мобилизации их, которые обеспечивают полноту и скорость включения компенсаторных механизмов при действии неадекватных факторов среды и которые представляют собой резервы регуляторных систем. Одним из основных факторов оптимизации здоровья и повышения физической работоспособности является моторная активность, что наиболее явно проявляется в условиях гиподинамии, нарастающей по мере развития общества. При повторных двигательных нагрузках возникает приспособленность (адаптиро-ванность) к ним, которая базируется на увеличении резервных возможностей человека и совершенствования механизмов их мобилизации, что позволяет сохранить зодопровье.
Состояние здоровья ребенка в конечном итоге определяется количеством и мощностью его адаптационных резервов. Чем выше уровень функциональных резервов, тем ниже "цена адаптации. Адаптация к неадекватным условиям не беспредельна и может привести к истощению функциональной системы, доминирующей в адаптационной реакции, и, как следствие этого, снижению структурного и функционального резерва организма. Чаще всего такие процессы затрагивают сердечно-сосудистую и иммунные системы, а также регулятор-ные системы, обеспечивающие степень мобилизации адаптационных резервов человека в данных экстремальных условиях.
В данном исследовании для оценки эффективности адаптивных реакций использовался блок методов, который оценивал включение адаптационного ресурса. Для оценки стоимости адаптации учащихся использовались следующие методики:
- моделирование мотивированной деятельности в лабораторных условиях за счет использования парного велоэргометра, позволяющего воссоздавать соревновательную ситуацию в процессе тестирования,
- определение эффективности когнитивной деятельности при индивидуальном и соревновательном тестировании, скорости переработки информации, информационного эквивалента пульсового удара;
- определение показателей функционального состояния нервной системы до и после проведения тестирования в обоих вариантах эксперимента, стабильности ответных реакций, утомляемости нервных центров, времени простой двигательной реакции,
- определение динамического изменения эмоционального состояния в процессе тестирования по показателю вегетативного коэффициента,
Эффективная деятельность в условиях образовательного процесса возможна только в условиях формирования долговременной адаптации к нему. При этом необходимо учитывать адаптационные ресурсы, как центрального звена регуляции, так и вегетативных систем. Особенно выраженными могут являться дисадаптационные изменения в начальной школе, когда ребенок только начинает приспосабливаться к новой для себя форме ведущей деятельности.
Интегративная оценка резервных возможностей вегетативных систем при обеспечении когнитивных процессов может проводиться по нескольким параметрам. В качестве первых могут выступать характеристики качества и скорости переработки информации, а именно скорость ее обработки, количество ошибок и время, затраченное на ее обработку. Однако, при учете только этих показателей не учитывается включение вегетативного контура обеспечения адаптивных реакций в обеспечение когнитивной деятельности. Поэтому в данном исследовании проводился учет изменения частотных показателей сердечной деятельности во время всего выполнения заданного теста. Этот подход позволил определить интегративный показатель, который учитывал изменения, происходящие в процессе обработки информации на уровне вегетативного контура.
Известно, что реакции эмоционального стресса оказываются более выраженными у девочек, по сравнению с мальчиками того же возраста. Наряду с этим, в литературе имеется большое количество данных, показывающих, что резервные возможности мужского организма оказываются значительно больше, чем женского, и эта закономерность, проявляясь в онтогенезе уже в препубертатный период, в дальнейшем имеет тенденцию к усилению. Однако, полученные данные прежде всего касаются резервов вегетативных систем. Резервы же регуляторных систем, определяющих скорость мобилизации в условиях эмоционального стресса у девочек, могут оказаться выше, при этом сами реакции часто оказываются даже избыточными по сравнению с неадекватным воздействием их вызывающим.
Если сопоставить изменения, происходящие в разных возрастных группах, то можно отметить следующие закономерности. У девочек показатель ИЭП оказался в среднем несколько ниже, чем у мальчиков даже в условиях мотивированной деятельности за исключением детей 7 лет. Это совпадает с данными научной литературы о гетерохронном изменении скорости обработки информации и энергетически экономном способе ее обработки у девочек, по сравнению с мальчиками того же возраста, на уровне обеспечения когнитивной деятельности. Однако эффективность когнитивной деятельности у девочек достигается за счет полного использования адаптационного ресурса вегетативного контура. Это подтверждается и более высокими значениями частоты сердечных сокращений во время тестирования. Более
высокие показатели скорости переработки информации и ИЭП у девочек 7 лет по сравнению с мальчиками того же возраста можно объяснить тем, что скорость психического созревания девочек на этом этапе онтогенеза оказывается выше.
При соревновательном выполнении данного теста, когда мотивация оказалась выше, у девочек показатели скорости обработки информации выросли: в 7 лет - на 9,8%, в 12 лет - на 10,2 %, тогда как у мальчиков эти показатели выросли в 7 лет - 0,9%, в 12 лет - на 3,8%. Можно говорить о том, что у девочек, начиная с 7 лет включение адаптационного ресурса при обеспечении психологической адаптации в условиях обеспечения когнитивной деятельности более эффективной оказывается на фоне сформированной мотивации обеспечения этой деятельности. У мальчиков это оказалось менее выражено.
Информационный эквивалент пульсового удара также возрастает практически во всех обследованных группах в условиях мотивированной деятельности. У обследованных девочек этот показатель возрастает в 12 лет - на 11,9%, а в 7 лет снижается на 2,7%. У мальчиков ИЭП в условиях мотивированной деятельности в возрасте 7 лет этот показатель снизился на 7,75%. Менее выраженное увеличение ИЭП у девочек 7 лет и снижение его у мальчиков этого же возраста в условиях мотивированной деятельности можно отнести за счет трудностей адаптации детей к условиям школьного обучения и возможного начала развития дисадапта-ционных процессов.
Следует отметить, что во всех случаях более эффективно резервы адаптации используются в условиях формирования выраженной мотивации, связанной с соревнованием и получением приза, что более заметно у девочек. Более эффективное обеспечение адаптационных реакций, в этих условиях, обеспечивается более полным включением психологического контура. У девочек, начиная с 7 лет, этот процесс происходит более выражено и эффективно. В то же время у мальчиков формирование мотивации деятельности даже на фоне ее соревновательного обеспечения, затрудняется, что наиболее заметно у подростков 12-ти лет. Роль эмоционального компонента в мобилизации адаптационного ресурса при обеспечении когнитивной деятельности оказывается более существенной у девочек и, по мере взросления, эта тенденция усиливается.
Было показано, что у девочек интегративный показатель ЭЭП оказался в среднем достоверно ниже, чем у мальчиков, что особенно значимо проявлялось в контрольных группах детей и подростков 7, 12 лет. Так, при соревновательном выполнении данного теста, когда мотивация оказалась выше, у девочек показатели энергетического эквивалента пульсового удара выросли: в 7 лет - на 18,8%, в 12 лет - на 8,8 %, тогда как у мальчиков эти показатели
выросли в 7 лет - 10,3%, в 12 лет - на 6,3%. Можно говорить о том, что у девочек, начиная с 7 лет включение адаптационного ресурса при обеспечении адаптации к физической нагрузке на фоне сформированной мотивации происходит более эффективно, чем у мальчиков.. У подростков 12-ти лет прирост этого показателя в условиях мотивированной деятельности резко замедляется, что можно объяснить за счет усиления гетерохронности созревания отдельных систем организма в подростковый период.
Очевидно, что у девочек 7-ми и 12-ти лет значения ВК, определяемые до начала соревновательного тестирования, достоверно выше, чем у мальчиков. После выполнения физической нагрузки в условиях индивидуального тестирования этот показатель у девочек достоверно снижался, что свидетельствовало об использовании резервов эмоционального компонента в процессе мобилизации адаптационного ресурса. У мальчиков такая тенденция прослеживается только в 6-ти летнем возрасте. Уже начиная с 7-ми лет показатель ВК, определяемый в среднем по группе достоверно не изменяется, а в 12-ти летнем возрасте даже повышается. По-видимому, мотивация к деятельности на уровне включения эмоционального обеспечения у этих групп обследованных девочек оказалась выше, чем у мальчиков. По-видимому, это связано с большей нестабильностью эмоциональной сферы у мальчиков этих возрастных групп. Определенное неблагополучие эмоциональной сферы у мальчиков подростков 12-ти лет подтверждается порядком выборы цветов в тесте цветопредпочтения М. Люшара: многие из них выбирали серый и черный цвета.
Можно говорить о том, что активация процессов мобилизации резервных возможностей организма более эффективно происходит на фоне сформированной мотивации, которая у девочек разных возрастных групп осуществляется в большей степени, чем у мальчиков.
Следует отметить, что во всех случаях более эффективно резервы адаптации используются в условиях формирования выраженной мотивации, связанной с соревнованием и получением приза, что более выражено у девочек. Более эффективное обеспечение адаптационных реакций, в этих условиях, обеспечивается более эффективным использованием регу-ляторного контура. У девочек, начиная с 7 лет, этот процесс происходит более выражено. В то же время у мальчиков и юношей, формирование мотивации деятельности даже на фоне ее соревновательного обеспечения, затрудняется, что наиболее выражено у подростков 12-ти лет. Роль эмоционального компонента в мобилизации адаптационного ресурса при обеспечении когнитивной деятельности оказывается более выраженной у девочек и, по мере взросления, эта тенденция замедляется.
Таким образом, можно заключить, что успешность адаптации к деятельности как физической так и интеллектуальной существенно влияет на здоровье.
С.М.Михайлов, В.Ф.Чавпецов, У.В.Воронина ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЭКСПЕРТОВ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И.Мечникова
Согласно распоряжению Правительства Санкт-Петербурга № 703 от 03.07.2007 года в настоящее время создается единая система управления качеством медицинской помощи (КМП). В качестве метода сбора информации о состоянии КМП принята Автоматизированная технология экспертизы КМП (АТЭ КМП).
Таким образом, возникла необходимость подготовки кадров для единой системы управления КМП в С-Петербурге. С этой целью на кафедре организации здравоохранения и управления КМП СПб ГМА им. И.И.Мечникова проводится обучение врачей по программе «Основы экспертизы КМП и автоматизированная технология ее оценки».
В ходе обучения врачам предлагается изучить теоретические аспекты экспертизы КМП, проводится обучение использования АТЭ. Перед преподавателем поставлена дополнительная задача составить аргументированное суждение о перспективности работы каждого из обучающихся в системе управления КМП.
Технология обучения слушателей на цикле «Основы экспертизы КМП и АТЭ ее оценки», методы оценки результата.
Для оценки клинического мышления слушателей, т.е. их врачебных знаний и логического мышления, мы применяем технологию обучения, состоящую из лекций, практических занятий и активного метода обучения, основанную на принципе обратной связи.
Активный метод обучения включает использование ситуационных задач (СЗ) с нарастающей степенью сложности по специальности слушателей. СЗ составляют слушатели под руководством преподавателя в течение 1- 4 дней обучения. Всего каждый слушатель составляет 2 учебные СЗ, и одну итоговую. Ко второй учебной задаче слушатели пишут экспертное заключение. Нарастание сложности заданий слушателям состоит в последовательном выявлении врачебных ошибок (ВО), определении их негативных следствий, написании экспертного заключения и самостоятельном заполнении протокола. Роль преподавателя - контроль правильности выполнения задания и исправление ошибок.