Научная статья на тему 'Адаптация детей и подростков в условиях эмоционального стресса'

Адаптация детей и подростков в условиях эмоционального стресса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1106
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / АДАПТАЦИЯ / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ / КОГНИТИВНАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ МОБИЛИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОГО РЕСУРСА / EMOTIONAL STRESS / ADAPTATION / CHILDREN AND TEENAGERS / COGNITIVE AND PHYSICAL ACTIVITY / REGULARITY OF THE ADAPTIVE RESOURCES MOBILIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мельникова Ирина Евгеньевна

Рассматриваются закономерности мобилизации адаптационного ресурса у детей и подростков при обеспечении когнитивной и физической деятельности. Подробно рассмотрены механизмы адаптации к деятельности на уровне вегетативного и регуляторного контура. Интегративно представлена специфика адаптации у мальчиков и девочек. Исследована роль эмоционального стресса в обеспечении адаптивных реакций. Установлено, что в процессе выполнения физической деятельности у детей и подростков на уровне регуляторного контура реализуются те же закономерности, что и при выполнении когнитивной деятельности. Наибольшее сходство этих процессов наблюдается на фоне сформированной мотивации. В группе детей, не занимающихся спортом, эти реакции оказываются более вариабельными и не всегда достаточно эффективными, тогда как в группе детей и подростков, занимающихся спортом, эти адаптивные реакции носят однонаправленный характер и характеризуются высокой эффективностью мобилизации адаптационного ресурса, уже начиная со старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мельникова Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of Children and Teenagers in the Conditions of Emotional Stress

The paper considers regularity of the children’s and teenagers’ adaptive resources mobilization when provided with cognitive physical activity. The mechanisms of adaptation to an activity on the level of the vegetative and regulatory systems are thoroughly analyzed. The article is also devoted to the specifics of boys’ and girls’ adaptation and the role of an emotional stress in providing of the adaptive reactions. It has been established that on the level of the regulatory system the same regularities characterize both the cognitive and physical activities of the children and teenagers. The closest similarity of these processes stands out against the background of the formed motivation. These reactions are more variable and not always enough effective in a group of the children and teenagers who don’t go in for sport. While in a group of those who do, these reactions become unidirectional and are characterized by high efficiency of the adaptive resources mobilization even at preschool age.

Текст научной работы на тему «Адаптация детей и подростков в условиях эмоционального стресса»

Психология развития Developmental Psychology

УДК 159.922.7 ББК Ю98

Ирина Евгеньевна Мельникова,

доктор психологических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия), e-mail: [email protected]

Адаптация детей и подростков в условиях эмоционального стресса

Рассматриваются закономерности мобилизации адаптационного ресурса у детей и подростков при обеспечении когнитивной и физической деятельности. Подробно рассмотрены механизмы адаптации к деятельности на уровне вегетативного и регуляторного контура. Интегративно представлена специфика адаптации у мальчиков и девочек. Исследована роль эмоционального стресса в обеспечении адаптивных реакций. Установлено, что в процессе выполнения физической деятельности у детей и подростков на уровне регуляторного контура реализуются те же закономерности, что и при выполнении когнитивной деятельности. Наибольшее сходство этих процессов наблюдается на фоне сформированной мотивации. В группе детей, не занимающихся спортом, эти реакции оказываются более вариабельными и не всегда достаточно эффективными, тогда как в группе детей и подростков, занимающихся спортом, эти адаптивные реакции носят однонаправленный характер и характеризуются высокой эффективностью мобилизации адаптационного ресурса, уже начиная со старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: эмоциональный стресс, адаптация, дети и подростки, когнитивная и физическая деятельность, закономерности мобилизации адаптационного ресурса.

Irina Evgen’evna Mel’nikova,

Doctor of Psychology, Professor, Gertsen Russian State Pedagogical University (Saint-Petersburg, Russia), e-mail: [email protected]

Adaptation of Children and Teenagers in the Conditions of Emotional Stress

The paper considers regularity of the children’s and teenagers’ adaptive resources mobilization when provided with cognitive physical activity. The mechanisms of adaptation to an activity on the level of the vegetative and regulatory systems are thoroughly analyzed.

The article is also devoted to the specifics of boys’ and girls’ adaptation and the role of an emotional stress in providing of the adaptive reactions. It has been established that on the level of the regulatory system the same regularities characterize both the cognitive and physical activities of the children and teenagers. The closest similarity of these processes stands out against the background of the formed motivation. These reactions are more variable and not always enough effective in a group of the children and teenagers who don’t go in for sport. While in a group of those who do, these reactions become unidirectional and are characterized by high efficiency of the adaptive resources mobilization even at preschool age.

Keywords: emotional stress, adaptation, children and teenagers, cognitive and physical activity, regularity of the adaptive resources mobilization.

В современных условиях степень воздействия как биологических, так и социальных факторов на личность постоянно уси-

ливается. Увеличивается количество и сила воздействия неадекватных факторов, которые определяют напряжённость адаптацион-

ных процессов. Адаптация человека затрагивает широкой спектр общебиологических закономерностей и связана, прежде всего, с саморегуляцией многокомпонентных систем функциональных систем [1; 4; 6]. Одной из важнейших проблем при этом является формирование стресса как ответной реакции организма.

Принципиально важной стороной понимания процесса адаптации является то, что способность или неспособность человека приспосабливаться к неадекватному воздействию факторов биосоциальной среды всегда выступает как практический критерий жизнедеятельности [4; 5]. Одним из основных факторов оптимизации здоровья и повышения физической работоспособности является моторная активность, что наиболее явно проявляется в условиях гиподинамии, нарастающей по мере развития общества. При повторных двигательных нагрузках возникает адаптированность к ним, которая базируется на увеличении резервных возможностей человека и совершенствовании механизмов их мобилизации. Двигательная активность, которая часто носит соревновательный характер за счёт формирования мотивационной деятельности, с одной стороны, способствует формированию эмоционального стресса, запускающего механизмы мобилизации резервных возможностей организма, а с другой -способствует снижению воздействия дистресса и нормализует эмоциональный статус организма [3; 6]. При этом следует учитывать зависимость физического состояния, уровня функциональных резервов человека и его адаптивных возможностей от пола и возраста [7], что особенно ярко проявляется в детском возрасте.

В течение длительного периода считалось, что адаптация к когнитивной деятельности основывается на принципиально иных механизмах и не требует включения мобилизации адаптационных ресурсов. Современные исследования доказали, что напряжённая когнитивная деятельность также обеспечивается за счёт резервных возможностей человека и осуществляется в условиях стресс-реакции [3; 8]. При этом происходит определённая трансформация сердечного ритма. Так же, как и при физической деятельности, механизмы адаптации к когнитивной деятельности совершенствуются с возрастом и имеют выраженные гендерные особенности [9; 10]. Представляется возможным выделить два контура обеспечения адаптивных реакций - вегетативный, который можно оце-

нивать, прежде всего, по характеристикам сердечного ритма, и регуляторный, который можно оценивать по изменениям психофизиологических показателей. Подбор доступных методик, способствующих выявить изменения, возникающие в обоих контурах, позволяет выделить интегративные показатели успешности адаптации и препятствовать возникновению дезадапационных изменений.

Целью исследования является исследование психофизиологических закономерностей мобилизации адаптационного ресурса у детей и подростков для обеспечения интеллектуальной и физической деятельности, определение полоспецифических особенностей адаптации в процессе специализации физической деятельности в условиях стресса, который возникает при соревновательном тестировании.

Задачами данного исследования являлось:

- Проведение исследования уровня мобилизации адаптационного ресурса у детей и подростков в процессе обеспечения когнитивной и физической деятельности.

- Выявление психологических и психофизиологических валидных маркеров, характеризующих высокую и достаточную эффективность мобилизации адаптационного ресурса у детей и подростков при обеспечении когнитивной и физической деятельности.

- Выявление наиболее общих закономерностей мобилизации адаптационного ресурса при обеспечении когнитивной и физической деятельности в условиях стресса.

В исследовании принимали участие две группы испытуемых: занимающиеся (экспериментальная группа) и не занимающиеся спортом (контрольная группа). В каждой группе было представлено четыре возрастных среза: дети 6 лет, посещающие ДОУ обычного типа; дети 7 лет, посещающие общеобразовательную школу; подростки 12 лет, посещающие общеобразовательную школу или спортивный интернат; юноши и девушки 18 лет, обучающиеся на гуманитарных факультетах РГПУ им. А. И. Герцена (контрольная группа); и девушки 18 лет, обучающиеся в университете физической культуры им. П. Ф. Лесгафта (экспериментальная группа). В каждую группу входило 30 челочек -15 девочек и девушек и 15 мальчиков и юношей.

В процессе тестирования, как при когнитивной, так и при физической деятельности, нагрузка сначала выполнялась в условиях индивидуального тестирования. Затем по его

результатам подбирались примерно равные пары, которые выполняли данную работу в условиях соревнования. Для моделирования соревновательной ситуации участники были предупреждены, что каждый победитель парного соревнования получает приз (для детей 6 и 7 лет - игрушки; для подростков и девушек и юношей контрольной группы - канцелярские принадлежности; для девушек экспериментальной группы - предметы спортивной формы).

В результате исследования было установлено, что ИЭП является интегративным показателем, характеризующим эффективность мобилизации адаптационных ресурсов вегетативного контура при выполнении когнитивной деятельности. Данные по изменению этого показателя у испытуемых разных возрастных групп приведены на рис. 1. Установлено, что реакции эмоционального стресса (соревновательная ситуация) оказываются более выраженными у девочек и девушек по сравнению с мальчиками того же возраста [2]. Однако имеются многочисленные данные, показывающие, что физиологические резервные возможности мужского организма оказываются значительно больше, чем женского, и эта закономерность, проявляясь в онтогенезе уже в препубертатный период, в дальней-

шем сохраняет тенденцию к усилению различий [3]. Сопоставляя изменения, происходящие в разных возрастных группах, можно отметить, что показатель ИЭП оказывается в среднем несколько ниже у девочек 6 и 12 лет по сравнению с мальчиками даже в условиях мотивированной деятельности и выраженной стресс-реакции. В этом проявляется общая тенденция гетерохронности созревания систем обеспечения успешной адаптации в онтогенезе. По-видимому, центральным звеном обеспечения успешности протекания адаптационных реакций является зрелость и функциональное состояние регуляторного контура, обеспечивающего их мобилизацию.

В процессе осуществления когнитивной деятельности у детей и подростков различных возрастных групп складывается специфическая система взаимодействия вегетативного и регуляторного контура при мобилизации адаптационного ресурса, наиболее эффективная на фоне сформированной мотивации. Наиболее эффективно эта система начинает функционировать с 7-летнего возраста. Однако у мальчиков-подростков мобилизация адаптационного ресурса происходит менее эффективно по сравнению с девочкам этой возрастной группы.

инд. тест I соревноват. тест

девочки

инд. тест I соревноват. тест

мальчики

Рис. 1. Изменение ИЭП у детей разных возрастных групп в условиях мотивированной и слабо мотивированной деятельности (бит/удар)

Вегетативный коэффициент (ВК), определяемый по тесту Люшера, позволяет оценить степень включения эмоциональных реакций в обеспечение успешного обеспечения адаптации (рис. 2). Стратегия эмоционального обеспечения у большинства девочек оказалась схожей: до нагрузки этот показатель достоверно выше, чем у мальчиков (р < 0,01), а после неё снижается. У мальчиков и юношей изменение этого показателя при выпол-

нении когнитивной деятельности оказывается более вариабельным. Важно отметить, что наименее благоприятное состояние эмоциональной сферы характеризовало мальчиков 12 лет: подростки этой возрастной группы достаточно часто первыми выбирали коричневый и чёрный цвета. По-видимому, это может являться симптомом дезадаптационных изменений в эмоциональной сфере. В усло-

виях мотивированной деятельности эти тенденции проявляются ещё более ярко.

В процессе выполнения физической деятельности у детей и подростков на уровне регуляторного контура реализуются те же закономерности, что и при выполнении когнитивной деятельности. Наибольшее сходство этих процессов наблюдается на фоне сформированной мотивации. В группе детей, не занимающихся спортом, эти реакции оказываются более вариабельными и не всегда достаточно эффективными, тогда как в группе

детей и подростков, занимающихся спортом, эти адаптивные реакции носят однонаправленный характер и характеризуются высокой эффективностью мобилизации адаптационного ресурса, уже начиная со старшего дошкольного возраста (рис. 2).

Выявленные тенденции в подростковом возрасте могут свидетельствовать об общем неблагополучии эмоциональной сферы детей, которая определяется преобладанием отрицательных эмоций и дисбалансом процессов возбуждения и торможения.

Рис. 2. Изменение вегетативного коэффициента у детей разных возрастных групп в условиях мотивированной и слабо мотивированной деятельности

ч,» С ,38

Индивидуальное тестирование | Соревноват. тестирование Индивидуальное тестирование | Соревноват. тестирование Девочки

□ б леч

□ 7 леї

■ 12 пет

■ 18 пет

Рис. 3. Изменение энергетического эквивалента пульсового удара (ЭЭП, вт/удар) у детей разных возрастных групп при выполнении физической нагрузки в условиях мотивированной

и слабо мотивированной деятельности

Было показано, что у девочек показатель ЭЭП оказался в среднем ниже, чем у мальчиков, за исключением детей 6-ти лет в условиях индивидуального тестирования (р < 0,01). Это отражает общие тенденции

формирования функциональных резервов и адаптационного ресурса в онтогенезе (рис. 3). В условиях сформированной мотивации у мальчиков разных возрастных групп мобилизация адаптационного ресурса у мальчиков

осуществляется в меньшей степени, чем у девочек. Можно заключить, что у девочек и девушек более эффективно обеспечивается включение адаптивных реакций за счёт регуляторного контура. Гендерные особенности изменения ЭЭП могут поражать компенсаторные механизмы мобилизации, которые стабильно формируются у девочек уже начиная с семи лет. У мальчиков же наблюдается выраженное снижение эффективности этих реакций в подростковом возрасте.

У детей и девушек, занимающихся спортивной деятельностью достаточно регулярно, показатели ЭЭП как в условиях индивидуального, так и соревновательного тестирования, оказывается достоверно выше, что свидетельствует о большем объёме функциональных ресурсов, уже начиная с 7-летнего воз-

раста (рис. 4). В условиях соревновательного тестирования мобилизация адаптационных ресурсов осуществляется у них так же более эффективно, чем у детей и юношей, не занимающихся регулярно спортивной деятельностью. Следует отметить, что в этой группе испытуемых наблюдаются аналогичные тенденции у мальчиков и девочек. Это свидетельствует о том, что регулярная спортивная деятельность способствует более эффективной организации адаптационных процессов на уровне регуляторного контура. Кроме того, общий объём адаптационных ресурсов у детей и подростков, регулярно занимающихся спортивной деятельностью, существенно увеличивается, что достоверно проявляется уже в 7-летнем возрасте (р < 0,01).

Индивидуал.

тестирование

тестирование

Девочки

Соревноват. тестирование тестирование

Мальчики

Рис. 4. Изменение энергетического эквивалента пульсового удара (ЭЭП, вт/удар) у детей разных возрастных групп, занимающихся спортом, при выполнении физической нагрузки в условиях мотивированной и слабо мотивированной деятельности

Рис. 5. Изменение вегетативного коэффициента у детей разных возрастных групп при выполнении физической нагрузки в условиях мотивированной и слабо мотивированной деятельности

Изменение эмоциональной направленности при осуществлении физической деятельности проявляет те же тенденции, что и при когнитивной. Видно, что у девочек показатели ВК перед началом физической работы достоверно выше, чем у мальчиков, что свидетельствует об их более высокой настроенности на предстоящую деятельность (рис. 5). Снижение этого показателя после тестирования отражает более полное использование эмоционального ресурса при выполнении физической работы, что наиболее ярко выражено у детей и подростков, занимающихся спортом. Наиболее яркие изменения происходят в группах детей 7 лет и подростков 12 лет. У юношей и девушек эти тенденции менее выражены, что может свидетельствовать о меньшей значимости для них выполнения физической нагрузки. Более выраженные изменения у детей и подростков могут быть связаны с большей выраженностью эмоционального напряжения при соревновательном выполнении физической нагрузки. Получение приза для них является значимой мотивацией обеспечения деятельности. У девушек и юношей значимость результата, а следовательно и его мотивированность, выражена в меньшей степени.

Можно заключить, что в возрасте 7 лет усиливаются полоспецифические различия формирования адаптивных реакций, при

этом меняется структура корреляционных связей, главным образом, для показателей функционального состояния нервной системы в обеспечении адаптивных реакций в процессе осуществления когнитивной и физической деятельности. Вне зависимости от пола, при специализации в ациклических видах спортивной деятельности происходит формирование векторной направленности корреляционных матриц.

У детей и подростков специфика адаптивных реакций в условиях индивидуального тестирования отражает направленность тренировочного процесса, тогда как в условиях внешней мотивированной деятельности реакции протекают однонаправлено, что свидетельствует о включении единого механизма обеспечения адаптации независимо от специфики спортивной деятельности. Наибольшая групповая вариабельность отмечается в отношении регуляторного контура адаптивных реакций, который характеризуется разнонаправленностью реакций отдельных своих звеньев, тесно связан со спецификой долговременной адаптации и предполагает наличие разных типов реакций у девушек. Эти реакции наиболее явно проявляются в условиях внешнемотивированной деятельности, которая приводит к формированию эмоционального стресса.

Список литературы

1. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980. 196 с.

2. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2002. 544 с.

3. Каменская В. Г., Томанов Л. В. Психофизиологические признаки различной интеллектуальной успешности нормально развивающихся детей в сравнении с их сверстниками, имеющими интеллектуальные нарушения // Экология образования: актуальные проблемы. Архангельск.: Северодвинский филиал Поморского ун-та. М., 2001. С. 187-193.

4. Меерсон Ф. З., Пшенникова М. Г Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. 254 с.

5. Медведев В. И. Адаптация человека. СПб.: Ин-т мозга РАН, 2003. 584 с.

6. Мельникова И. Е. Особенности адаптации детей и подростков к различным видам деятельности. СПб.: ИНФО-ПРЕСС, 2005. 164 с.

7. Николаева Е. И., Куделькина С. Г, Смирнова Н. А. Особенности адаптационных ресурсов школьников массовой школы // Здоровье и социальная адаптация: науч.-практ. семин.: СПб., 2009. С. 37-52.

8. Томанов Л. В., Каменская В. Г, Деханова И. М. Социально-психологические характеристики и здоровье в процессе адаптации к учебному процессу студентов психолого-педаго-гических специальностей, обучающихся в различных социокультурных условиях // Здоровье и социальная адаптация: науч.-практ. семинар.: СПб., 2009. С. 19-37.

9. Henry J. P., Stephens P. M. Stress, halth and the social environment. A sociological approach to medicine // N. Y, Heidelberg-Berlin, 1977. 96 p.

10. Kikuchi Shogo, Rona Roberto J., Chinn Sussan. Physical fitness of 9 year olds in England. Related factors // J. Epidomiol and Community Health. 1995. 49 № 2. P. 180-185.

References

1. Anohin P. K. Uzlovye voprosy teorii funktsional'noy sistemy. M.: Nauka, 1980. 196 s.

2. Il'in E. P. Differentsial'naya psihofiziologiya muzhchiny i zhenschiny. SPb.: Piter, 2002.

544 s.

3. Kamenskaya V. G., Tomanov L. V. Psihofiziologicheskie priznaki razlichnoy intellektual'noy uspeshnosti normal'no razvivayuschihsya detey v sravnenii s ih sverstnikami, imeyuschimi intellektual'nye narusheniya // Ekologiya obrazovaniya: aktual'nye problemy. Arhangel'sk.: Severodvinskiy filial Pomorskogo Un-ta. M., 2001. S. 187-193.

4. Meerson F. Z., Pshennikova M. G. Adaptatsiya k stressornym situatsiyam i fizicheskim nagruzkam. M.: Meditsina, 1988. 254 s.

5. Medvedev V. I. Adaptatsiya cheloveka. SPb.: In-t mozga RAN, 2003. 584 s.

6. Mel'nikova I. E. Osobennosti adaptatsii detey i podrostkov k razlichnym vidam deyatel'nosti.

SPb.: INFO-PRESS, 2005. 164 s.

7. Nikolaeva E. I., Kudel'kina S. G., Smirnova N. A. Osobennosti adaptatsionnyh resursov shkol'nikov massovoy shkoly // Zdorov'e i sotsial'naya adaptatsiya: nauch.-prakt. semin.: SPb., 2009.

S. 37-52.

8. Tomanov L. V., Kamenskaya V. G., Dehanova I. M. Sotsial'no-psihologicheskie harakteristiki i zdorov'e v protsesse adaptatsii k uchebnomu protsessu studentov psihologo-pedagogicheskih spetsial'nostey, obuchayuschihsya v razlichnyh sotsiokul'turnyh usloviyah // Zdorov'e i sotsial'naya adaptatsiya; nauch.-prakt. seminar: SPb., 2009. S. 19-37.

9. Henry J. P., Stephens P. M. Stress, halth and the social environment. A sociological approach to medicine // N. Y, Heidelberg-Berlin, 1977. 96 p.

10. Kikuchi Shogo, Rona Roberto J., Chinn Sussan. Physical fitness of 9 year olds in England. Related factors // J. Epidomiol and Community Health. 1995. 49 № 2. P. 180-185.

Статья поступила в редакцию 13.12.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.