Научная статья на тему 'Проблемы здоровьесбережения учителя и пути их решения в условиях общеобразовательной школы'

Проблемы здоровьесбережения учителя и пути их решения в условиях общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2092
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЪЕСБЕРЕЖЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ / SCHOOL TEACHERS' HEALTH SAVING / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кисель Ольга Васильевна

Обоснована актуальность проблемы здоровьесбережения учителей общеобразовательной школы, определены подходы к определению основных понятий. На основе проведенных исследований выделены противоречия в развитии личной готовности к здоровьесбережению, даны теоретические обоснования системы сопровождения здоровьесбережения учителя, разработаны ее структурные компоненты и функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кисель Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER'S HEALTH SAVING ISSUES AND WAYS OF THEIR SETTLING IN A COPREHENSIVE SCHOOL

The topicality of a teacher's health saving issue in a comprehensive school is substantiated. Approaches to defining basic notions are evaluated. Contradictions in personal readiness development for health saving on the basis of conducted research are revealed. Theoretical substantiation of teacher's health saving system is given. Its structural components and functions are elaborated.

Текст научной работы на тему «Проблемы здоровьесбережения учителя и пути их решения в условиях общеобразовательной школы»

УДК 373.037.1+612 ББК 4421.42

ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧИТЕЛЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

О.В. Кисель

Курганский филиал Уральского института экономики, управления и права

TEACHER’S HEALTH SAVING ISSUES AND WAYS OF THEIR SETTLING IN A COPREHENSIVE SCHOOL

O. Kisel Kurgan Branch of Ural Institute of Economics, Management and Law

Обоснована актуальность проблемы здоровьесбережения учителей общеобразовательной школы, определены подходы к определению основных понятий. На основе проведенных исследований выделены противоречия в развитии личной готовности к здоровьесбережению, даны теоретические обоснования системы сопровождения здоровьесбережения учителя, разработаны ее структурные компоненты и функции.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесбережение учителей школы.

The topicality of a teacher’s health saving issue in a comprehensive school is substantiated. Approaches to defining basic notions are evaluated. Contradictions in personal readiness development for health saving on the basis of conducted research are revealed. Theoretical substantiation of teacher’s health saving system is given. Its structural components and functions are elaborated.

Keywords: health, school teachers’ health saving.

Динамичный характер образовательной среды, активное реформирование современной школы в соответствии с «Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года» диктует все новые требования к профессиональному потенциалу педагогов общеобразовательной школы [5]. Качественное изменение профессиональной деятельности учителя неразрывно связано с его включением в инновационные процессы. Между тем, профессия учителя остается стрессогенной, требующей от человека больших резервов самообладания и саморегуляции. В связи с этим, возрастает роль здоровья в решении задачи повышения профессионально-педагогической компетентности учителя.

Данная ситуация актуализирована проявлениями следующих противоречий между:

- социальным заказом, стратегическим ориентиром которого являются сохранение здоровья нации, и его реализацией на профессио-нально-групповом и индивидуальном уровнях;

- объективно существующей необходи-

мостью повышения профессиональной компетентности педагогов и увеличивающимся со стажем работы количеством профессиональных деструкций;

- потребностями в развитии и реализации профессионально-образовательных возможностей учителей и состоянием их здоровья.

Кроме того, рассматривая школу как систему здоровьетворения, где среди прочих ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация на сохранение здоровья своего и окружающих [6, 7], большинство исследователей отдают предпочтение вопросам сохранения и укрепления здоровья учеников. Но учитель, не имеющий сформированных ценностно-смысловых установок на сохранение здоровья в качестве основы своего профессионального долголетия, не ощущающий ответственности за состояние собственного здоровья, не может привить культуру здоровья детям.

Исходя из представлений об интегративной природе человека, многие исследователи

[2, 3, 8] обнаруживают в понятии «здоровье» не только телесную, душевную, но и духовную и социальную составляющие, что позволяет рассматривать здоровье как общечеловеческую ценность и как фактор самоактуализации личности. Мы придерживаемся понимания индивидуального здоровья как динамического состояния телесного, душевного и духовного благополучия, которое дает возможность человеку, полностью реализуя свой генетический потенциал, наилучшим образом решать как биологические, так и социальные задачи при максимальной продолжительности жизни. Ведущее значение принадлежит духовному здоровью, отражением которого является высокая духовно-нравственная ориентация личности.

Т.Ф. Орехова трактует здоровье как единство потенциала, заложенного в индивидах от природы, и тех достижений, которые являются результатом их собственной деятельности [6, с. 19]. Это дает возможность отнести здоровье и к педагогическим" категориям. Здо-ровьесбережение при этом может трактоваться не как совокупность лечебно-профилактиче-ских мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей для более полного раскрытия профессионального и личного ресурсов человека.

Формирование здорового образа жизни, необходимого условия для сохранения и совершенствования здоровья, предполагает наличие позитивной внутренней картины здоровья личности, включающей отношение к здоровью как ценности, знание факторов его сохранения и преумножения, адекватное представление о своем здоровье, возможностях и особенностях, оптимистические установки, жизненные стратегии. Также необходимы сформированные умения планирования профессиональной нагрузки, составления индивидуальной программы здоровья, навыки управления стрессом, релаксации и др. Для педагога, кроме прочего, важна готовность к практической деятельности, направленной как на познание, развитие и совершенствование индивидуального здоровья в качестве условия эффективной самоактуализации в сфере педагогического труда, так и на использование принципов, способов и средств, позволяющих осуществлять здоровьесозидающую деятельность по сохранению и развитию здоровья учащихся и формированию у них здоровьеориентированного поведения [3, с. 6].

Здоровьесбережение - это двунаправлен-

ный процесс формирования здорового образа жизни. С одной стороны - развитие человеком собственной культуры здоровья как системы знаний, ценностно-смысловых установок, эмоционально-волевого опыта, а также здорового поведения, направленного на познание, развитие и совершенствование своего здоровья; с другой - обеспечение усилиями администрации предприятия, муниципальных органов, государства соответствующих социально-психологических условий жизнедеятельности субъекта профессиональной деятельности [7].

Вопросы здоровьесбережения педагогов рассматриваются с позиций междисциплинарного подхода в работах Э.М. Казина [1], Л.М. Митиной [4], др. Определены факторы, условия, средства и способы сохранения и восстановления профессионального здоровья учителей. К глубокому обоснованию проблемы можно отнести исследование H.H. Маляр-чук «Культура здоровья педагога» [3].

Однако остается мало исследованной проблема влияния здоровьесбережения учителя на рост его профессионального мастерства. Требуют научного обоснования многие вопросы, в частности такие, как: повышение ответственности учителя в вопросах личного здоровьесбережения; влияние здоровья педагогов на повышение и ограничение их профессиональной компетентности; развитие и реализация профессионально-образовательных возможностей учителей на основе их здоровьесбережения. Требуется анализ состояния здоровьесбережения учителей в средней школе для разработки системы педагогического сопровождения и путей ее реализации на основе здоровьесберегающих принципов организации образовательного процесса учреждений общего образования.

Нами проводится исследование означенной проблемы на базе средних школ № 32, 75 г. Кургана. В результате проведения опроса с помощью анкеты «Личная готовность к здо-ровьесбережению» среди учителей были получены данные об их отношении к своему здо-ровьесбережению (мотивационный критерий), об уровне знаний природы и факторов здоровья, способов его сохранения (когнитивный критерий), о степени личной умелости здоровьесбережения (деятельностный критерий), о степени обладания личностными качествами, способствующими сохранению здоровья (личностный критерий), об уровне здоровьесбережения и его влияния на продуктивность

профессиональной деятельности педагогов (результативный критерий). Все критерии оценивались по пятиуровневой шкале.

Интересные для нашего исследования результаты получены по мотивационному критерию. Так потребность в здоровьесбереже-нии с целью поддержания активной жизни и профессиональной деятельности на высоком уровне осознают 20 % опрошенных учителей, на уровне выше среднего - 27 %. Осознание здоровья как жизненно и профессионально значимой ценности на высоком уровне проявилось у 23 %, на уровне выше среднего -у 30 %. В то же время, уровень конкретизации личных целей здоровьесбережения оказался у 66,6 % педагогов средним и ниже среднего, а высоким и выше среднего только у 30 %. Еще ниже оценка мотивации здоровьесбережения. Высокий уровень мотивации не выявлен ни у кого и составил 0 %, уровень выше среднего - у 23,3 % опрошенных, а вот средний и ниже среднего уровня - у 72,4 % респондентов. Аналогичная ситуация и по такому показателю, как устойчивость личного интереса к своему здоровьесбережению: высокий и выше среднего уровня отметили 20,7 % учителей, средний, ниже среднего и низкий -

79,3 %.

Таким образом, мы можем констатировать крайнюю недостаточность личной мотивации своего здоровьесбережения у педагогов. В целом по мотивационному критерию высокий и выше среднего уровни определились у 34,8 % опрошенных, но средний и ниже среднего и низкий уровни наблюдаются у

65,2 % педагогов.

Заниженный уровень личной мотивации учителей общеобразовательной школы, на наш взгляд, обусловлен: режимом образовательной деятельности, не предполагающим поддержания и укрепления здоровья учителя; неумением педагогов поставить конкретные цели своего здоровьесбережения; низким уровнем личного устойчивого интереса к поиску новых путей, способов, возможностей сбережения и развития своего здоровья; гипертрофированной направленностью на других и игнорированием ценности своего личного «Я».

По когнитивному критерию нами получены следующие результаты. Знание динамической природы здоровья на высоком и выше среднего уровня продемонстрировали 26,6 % педагогов, на среднем, ниже среднего и низком уровне - 73,4 %. Осознание личного влияния человека на свое здоровье на высо-

ком и выше среднего уровне отмечено у 62 % учителей школы, на среднем, ниже среднего и низком уровне - у 38 %. Высокий и выше среднего уровень знаний способов сохранения и развития своего здоровья определен лишь у 36,7 % педагогов, в то же время средний, ниже среднего и низкий уровни - у 63,3 % работников школы.

Важным для темы нашего исследования является знание педагогами степени и характера влияния профессионально-педагогической деятельности на состояние своего здоровья. По данному показателю нами получены следующие результаты опроса: более половины учителей (51,7 %) хорошо представляют, как влияет характер профессиональной деятельности на их здоровье. При этом почти половина опрошенных (48,3 %) проявляет недостаточный уровень знаний по данному вопросу.

Знают изменения состояния своего здоровья в соответствии с возрастом 43,4 % учителей, недостаточный уровень знания влияния возрастных изменений был выявлен у 56,6 % школьных преподавателей.

Полученные результаты по когнитивному критерию можно интерпретировать следующим образом. Более половины учителей уверенно знают о высокой степени влияния самого человека (63 %), его профессиональной среды и деятельности (51,7 %) на состояние здоровья. Вместе с тем, большинство опрошенных отмечают неуверенность своих знаний об изменчивой природе здоровья (73,4 %), о способах сохранения его и развития (63,3 %), о возрастных изменениях здоровья (63,3 %).

Мы считаем, что данная ситуация связана с тем, что уровень просветительской работы по сохранению и развитию здоровья педагогов находится на несистемном уровне или отсутствует вообще и носит нецеленаправленный характер; в школах отсутствуют условия для мониторинга функционального состояния здоровья, которое начинают проверять лишь при каких-либо отклонениях, связанных с временной нетрудоспособностью; поскольку мотивация и личный интерес к сбережению и развитию здоровья находится на достаточно низком уровне, у педагогов ощущается недостаток знаний о возможностях, путях и способах его сохранения и развития; возраст и состояние здоровья педагогов не совпадают по субъективным или совпадают по объектив-ным причинам (учителя либо быстрее теряют свое здоровье в связи с изначальной ограни-

ченной профессиональной пригодностью, либо дольше его сохраняют в связи с мобилизационным характером профессионально-педагогической деятельности).

Невысокими оказались результаты и по личностному критерию. Готовы к принятию ответственности на себя за состояние своего здоровья лишь 23,3 % учителей, причем высокий уровень по этому показателю не выявил никто. Забота о здоровье уже вошла в повседневную жизнь у 23,4 % (в том числе на высоком уровне - у 6,7 %). Высокий уровень волевой организации личности отмечают у себя 10 % педагогов, выше среднего - 20 %. Личную готовность к принятию новых возможностей на уровне выше среднего проявляют 20 % опрошенных (на высоком уровне -0 %). Наконец, преобладание позитивного эмоционального тона в своей жизни на высоком и выше среднего уровне выявляют 26,6 % респондентов. Соответственно 76,7 % учителей не готовы в полной мере взять на себя ответственность за свое здоровье, для стольких же здоровьесбережение не становится в достаточной мере частью повседневной жизни, на среднем уровне и ниже 70 % опрошенных оценивают свою силу воли, 80 % - отмечают свою среднюю и низкую степень готовности к новым возможностям, а 73,3 % -признают недостаток положительного эмоционального тона или его отсутствие.

Нами была поставлена цель - выявить не только знание о здоровье и способах его укрепления, личное отношение, осознание потребности, сформированности интереса к сбережению и развитию своего здоровья, но и умение учителей его сохранить и развить.

Деятельностный критерий включал показатели, определяющие умения: самостоятельно диагностировать состояние здоровья; оценивать эффективность своих усилий, результатов здоровьесберегающей деятельности; владеть способами здоровьесбережения; выстраивать стратегии здоровьесберегающей деятельности; использовать нетрадиционные виды сохранения и развития своего здоровья. Результаты опроса показали значительно более низкую степень готовности учителей к здоровьесбе-режению по деятельностному критерию.

Высокий уровень умелости был отмечен лишь в умении самодиагностики состояния здоровья и составил 3,3 %. По остальным показателям высокий уровень умелости зафиксирован не был. Уровень выше среднего по первому показателю определился у 30 % оп-

рошенных, по умению оценивать результаты своей здоровьесберегающей деятельности -у 10,4 %, по владению способами здоровьесбережения - у 13,3 %, по умению выстраивать индивидуальные стратегии сохранения и развития здоровья - у 10,0 %, по использованию нетрадиционных способов и приемов -у 16,7 % педагогов школы.

Таким образом, 66,6 % учителей владеют слабо или не владеют приемами самодиагностики состояния своего здоровья; 89,6 % опрошенных не могут оценить или оценивают неадекватно результаты своей деятельности по здоровьесбережению; 86,6 % педагогов не владеют или слабо владеют приемами оздоровления; 90 % респондентов не умеют или умеют недостаточно грамотно выстраивать индивидуальную траекторию здоровьесбережения; 83,3 % учителей не в достаточной мере владеют или не владеют вообще нетрадиционными методами здоровьесбережения.

В результате оценки эмпирически полученных материалов по данному критерию можно сделать однозначный вывод о более низком уровне развития умений по сохранению и развитию своего здоровья учителями по сравнению с другими критериями. Педагоги школ владеют определенным уровнем знаний о своем здоровьесбережении, о здоровье в целом, у них присутствует личная мотивация сохранения собственного здоровья, но они не знают, как это сделать, как воплотить имеющиеся знания и желания в положительный результат.

Подтверждением этому служат данные опроса по результативному критерию. Он включает следующие показатели: уровень знаний о здоровье и здоровьесбережении (высокий - 0 %, выше среднего - 46,7 %, средний -50 %, ниже среднего - 3,3 %, низкий - 0 %, что отличается от показателей когнитивного критерия); степень влияния здоровьесбережения на уровень профессиональной компетентности (высокий уровень - 16,7 %, выше среднего - 33 %, средний - 46,7 %, ниже среднего -3,3 %, низкий - 2 %); личная активность по отношению к своему здоровью (высокий уровень не зафиксирован и составил 0 %, выше среднего - 16,7 %, средний - 46,7 %, ниже среднего - 26,7 %, низкий - 10 %); текущие результаты здоровьесберегающей деятельности (высокий уровень - 0 %, выше среднего -

17,2 %, средний - 65,5 %, ниже среднего -

10,4 %, низкий - 6,9 %); уровень профессиональной компетентности с учетом состояния

здоровья (высокий уровень - 6,7 %, выше среднего - 56,7 %, средний - 36,7 %, ниже среднего и низкий - 0 %).

Полученные результаты позволяют сделать вывод о недостаточности результативной самостоятельной деятельности по сбережению своего здоровья.

Общий результат уровня сформированно-сти личной готовности учителей к своему здоровьесбережению представлен в таблице.

Анализ полученных результатов анкетирования учителей школы выделили некоторые противоречия в развитии личной готовности учителя к своему здоровьесбережению: между повышенными требованиями к состоянию здоровья и заниженным уровнем собственной здоровьесберегающей деятельности учителя; между повышенным вниманием к научно-ме-тодическому обоснованию проблемы здоровье-сбережения учащихся и научно-методическим обоснованием проблемы здоровьесбережения учителей общеобразовательной школы; между требованием быть примером учительского отношения к своему здоровью перед учащимися и существующим отношением учителя к сохранению и развитию своего здоровья.

Для разрешения противоречий нами разработана система сопровождения здоровьесбережения педагогов учреждения общего образования. Основанием построения системы является социально-государственный заказ по сохранению здоровья нации и каждого ее представителя.

Состав системы включает цель, участников, содержание, формы организации, средства, условия, результат, ориентированные на обеспечение здоровьесбережения педагогов школы.

Структура системы сопровождения включает целевой компонент, содержательный компонент, организационный компонент, критериальный компонент, функциональный компонент, результативный компонент (см. рисунок).

В сфере охраны здоровья целью государства является сохранение здоровья граждан России. Целью школы - формирование здорового, активного, работоспособного члена общества, обладающего соответствующей мотивацией, знаниями, умениями, ответственно заботящегося о своем здоровье и здоровье окружающих. Целью педагогов служит реализация потребности в сохранении здоровья в процессе профессиональной деятельности и

в его наращивании во внерабочее время как условие полноценного развития всех своих личностных возможностей для эффективного решения учебно-воспитательных задач.

Содержательный компонент включает специально организованную деятельность по сопровождению здоровьесбережения педагогов школы по следующим направлениям: организационное сопровождение (диагностика состояния здоровья), разработка и реализация программы здоровьесбережения (общей, групповой, индивидуальных), создание условий для их реализации, мониторинг (медицинский, психологический, профессиональный), коррекция программ, оценка результатов.

Процессуальный компонент содержит два взаимосвязанных процесса: во-первых, процесс организационно-педагогического сопровождения, здоровьесбережения педагогов школы; во-вторых, процесс самостоятельной деятельности педагогов по сохранению и укреплению своего здоровья. Процесс организационнопедагогического сопровождения включает следующие этапы: информационный, профессионально-диагностический, профессионально-консультативный, профессионально-рекомендательный, профессионально-оценочный.

Критериальный компонент состоит из трех групп критериев. Первая группа - это критерии, позволяющие оценить уровень системной организации сопровождения сбережения и развития здоровья педагогов школы (определенность и сопоставимость целей, разграниченность полномочий, координация совме-

Личная готовность учителей к здоровьесбережению

Компоненты Уровень развития

Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий

Мотивационный 10,7 24,1 43,6 18,9 2,7

Когнитивный 10,2 33,9 46,5 7,4 2,0

Личностный 4,0 20,6 38,7 28,0 8,7

Деятельностный 4,0 13,0 47,1 29,4 6,6

Результативный 4,7 34,1 49,1 8,7 3,4

Итоговая готовность 6,7 25,1 45,0 18,5 4,7

Графическая модель системы сопровождения здоровьесбережения педагогов школы

стной деятельности, подготовленность участников, ресурсное обеспечение сбережения и развития здоровья). Вторая группа критериев позволяет оценить уровень сбережения и развития здоровья (динамика функционального состояния, количество рабочих дней, пропуски по состоянию здоровья, результаты медицинской диагностики).

Третья группа критериев позволяет дать оценку уровню психического, личностного, профессионального состояния на основе оцен-

ки профессиональной деформации личности педагога, оценки его профессиональной деятельности.

Функциями системы являются: здоровьесберегающая, здоровьеразвивающая, систематизирующая, здоровьемотивирующая, здоровьеориентирующая.

Здоровьесберегающая функция включает анализ состояния здоровьесбережения, выработку дифференцированного содержания, форм и методов деятельности по сохранению здо-

ровья, достижение достаточного уровня личной готовности учителей к здоровьесбереже-нию. Здоровьеразвивающая функция предполагает укрепление здоровья в процессе вне-учебной деятельности, включая каникулярное время, и реализацию комплекса индивидуальных мер, направленных на развитие здоровья. Систематизирующая функция направлена на формирование системного уровня организации педагогического сопровождения здоровье-сбережения учителя, включающего выделение и сопоставление целей участников процесса, разграничение их полномочий, координацию совместной деятельности, подготовку кадров к осуществлению педагогического сопровождения здоровьесбережения учителя, а также ресурсное обеспечение этого процесса (нор-мативно-правовое, научно-методическое, информационное, мотивационное, организационное, материально-техническое, финансовое). Здоровьемотивирующая функция определяет формирование потребности учителя в сохранении и укреплении своего здоровья, положительного отношения к данному процессу и направленность самостоятельной деятельности (цель, мотивы, интерес, намерения) на здо-ровьесбережение. Здоровьеориентирующая функция включает мониторинг состояния здоровья педагогов и ориентирует на выбор содержания, форм, методов работы по здо-ровьесбережению на общешкольном, профессионально-групповом (учителя биологии -химии, физики - математики, физической культуры - трудового обучения, и т. д.), а также индивидуальном уровнях, позволяет определить перспективные направления работы по здоровьесбережению педагогов в условиях общеобразовательной школы.

Анализ практики личного здоровьесбережения педагогов и теоретическое обоснование системы сопровождения здоровьесбережения

педагогов учреждения общего образования позволяет выдвинуть научную гипотезу о том, что реализация здоровьесбережения в соответствии с разработанной системой существенно повысит уровни здоровьесбережения, работоспособности педагогов школы и системный уровень сопровождения сбережения и развития здоровья педагогов в условиях учреждения общего образования.

Литература

1. Казин, Э.М. Научно-методологические и организационные подходы к созданию региональной программы «Образование и здоровье» / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина // Валеоло-гия. -2004.-No 4.- С. 6-10. '

2. Кливер, О.Г. Здоровье как общечеловеческая ценность / О.Г. Кливер // Вестник Поморского университета. — 2007. - № 4. -С. 61-63.

3. Малярчук, Н.Н. Культура здоровья педагога: монография / Н.Н. Малярчук. - Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2008. -192 с.

4. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие / Л.М. Митина. - М.: ИЦ «Академия», 2004.-320 с.

5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. - http://www. humanities, edu. ru/db/msg/46741

6. Орехова, Т.Ф. Организация здоровьетворящего образования в школе: моногр. / Т.Ф. Орехова. - Магнитогорск: МаГУ, 2001. — 350 с.

7. Сериков, С.Г. Педагогическое обеспечение здоровьесбережения / С.Г. Сериков. -Челябинск: УралГАФК, 1998. - 79 с.

8. Чимаров, В.М. Формирование здоровья субъектов образовательного процесса: учеб. пособие / В.М. Чимаров, Е.В. Левитина. -Тюмень: Вектор Бук, 2008. - 231с.

Поступила в редакцию 29 октября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.