УДК 331.5
А. А. Соколовский
ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Рассматриваются проблемы занятости молодежи в современной России. Автор исследует значение понятия «молодежь» и его динамику. Осуществляет анализ структуры молодежи как социального ресурса, вступающего на рынок труда.
Понятие «молодежь» многозначно. С одной стороны, это определенная социальная группа, которая отличается от других по существенным признакам. С другой же стороны, должен существовать некий набор общепринятых характеристик, по которым конкретного индивида можно отнести именно к молодежи как особой социально-культурной категории.
Возрастные границы молодежной группы очерчены нестрого, обусловлены особенностями данного общества и могут варьироваться в широких пределах.
Первое, на что обычно ссылаются, как на объективный показатель - это возраст. Возраст важен не только в теоретическом осмыслении понятия «молодежь», но и в исследовательской практике, например, при построении выборки. Одни исследователи определяют молодежный возраст с 11 до 25 лет, другие с 14 до 28 (30). Третьи выделяют особые этапы, например, позднее детство (9-11 лет), ранняя подростковость (11-13 лет), поздняя подростко-вость (14-17 лет), собственно молодежь (18-22 года), молодые взрослые (23-25 / 28 лет) и т. д. Подобные разделения достаточно условны. Получается, например, что культурные практики семнадцатилетних ближе четырнадцатилетним, чем восемнадцатилетним, что довольно спорно. С другой стороны, вряд ли вся молодежь может быть представлена как некая гомогенная группа.
В своем диссертационном исследовании В. Т. Лисовский определяет молодежь как «поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [1. С. 16].
В противовес ему И. С. Кон в «Философском энциклопедическом словаре» не называет возрастных рамок, а больше останавливаются на качественных характеристиках: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [2. С. 375]. Ряд других авторов придерживаются близкого мнения: «Молодежь - это социально демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных
теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации» [3. С. 12].
И все-таки, если остановиться на возрасте в 16-30 лет, то выяснится, что в настоящее время молодежь составляет около 21 % населения страны и представляет собой значительную демографическую группу с особыми социально-психологическими чертами, свойствами, ценностными ориентациями, обусловленными характером сложных социальных отношений. Социальную ситуацию в стране определяют различные факторы: демографические процессы, развитие рыночных отношений, напряженность межнациональных конфликтов и др. Тем самым молодежь оказывается вовлеченной в многочисленные проблемы современности. В связи с этим возникает вопрос: способна ли молодежь влиять на характер не только настоящего, но и будущего. С одной стороны, да, так как в силу своего положения она концентрирует в себе перспективные тенденции развития общества. Известно, что каждое поколение молодежи, вступая в самостоятельную жизнь, застает и усваивает ценности, сформированные предыдущими поколениями. Затем, опираясь на них, формулирует свои жизненные принципы, позиции, идеалы, установки и реализует их. Сознание молодежи всегда более естественно принимает то новое, что влечет перемены; то, что совпадает с мировосприятием молодого человека, который ориентирован на будущее, а не на прошлое.
По своим социальным, экономическим установкам и ориентациям современное поколение молодых россиян в значительной его части стоит на позициях принятия и понимания рыночных отношений, что в целом адекватно общему направлению и характеру происходящих перемен.
Тем не менее, существуют тенденции, снижающие роль молодежи как социального ресурса. В России сложилась неблагоприятная демографическая ситуация; имеет место ухудшение состояния здоровья детей и подростков, тенденция расширения процесса десоциализации; рост неудовлетворенности молодежи основными показателями качества жизни - материальным положением, жилищными условиями, работой, возможностями ее получения и пр.
Вследствие этого молодежь может выступать в обществе в качестве достаточно мощного фактора социальной нестабильности. Это обусловлено тем, что реформы протекают на фоне кризиса во всех сферах общественной жизни. Условия нестабильности переходного периода обусловливают особую остроту молодежных проблем.
Перспективы развития молодежи в значительной степени зависят от регулирования со стороны государства,
от его реальной, а не декларируемой молодежной политики. Государственная молодежная политика - это вопрос стратегического развития общества и его стабильности. Отсюда и особая актуальность изучения данной проблемы, поскольку очевидно, что успешное реформирование общественного устройства возможно лишь при активном участии молодежи. Это требует научного знания, стратегии преодоления опасных тенденций развития, усугубляющих неустойчивость российского общества, своевременного и систематического исследования потребностей и интересов молодежи.
Проблемы занятости российской молодежи во многом связаны с объективными явлениями развития общества - социально-экономической ситуацией, государственной молодежной политикой, тенденциями в структуре занятости и т. д. В зависимости от региона доля молодых в общей численности безработных колеблется от 34 до 60 %, причем, большая их часть - выпускники учебных заведений. Многие же из тех, кто сумел трудоустроиться, работают не по специальности, что свидетельствует о том, что система профессиональной подготовки не отвечает потребностям современного рынка труда, а сам рынок труда слабо влияет на эту систему.
Ежегодно ряды безработных пополняют молодые специалисты, которых официальная статистика департамента занятости Минтруда попросту не регистрирует.
Выходящие на рынок труда молодые люди различаются по возрасту, образовательному уровню, жизненным установкам. В данной социальной группе можно выделить, по меньшей мере, четыре подгруппы, каждая из которых имеет свои специфические черты.
1) 14-16-летние. Именно в этом возрасте индивиды усваивают жизненные ценности, нормы, образцы поведения. Поэтому важно в данный возрастной период сформировать устойчивые стереотипы в оценке и ранжировании потребностей, как в трудовой деятельности, так и в сфере досуга.
2) 16-18-летним необходима поведенческая и профессиональная ориентация. Они более чем кто-либо стремятся адаптироваться к жизненным реалиям: готовы к смене профессии (если она уже имеется), принимают рыночные отношения как объективные, ищут пути приспособления к ним.
3) 18-23-летние, как правило, уже имеют среднее образование и профессию, которая зачастую оказывается невостребованной. Выход здесь единственный - профессиональное переобучение, а иногда и профессиональная реабилитация.
4) среди молодежи старше 23 лет, впервые выходящей на рынок труда, значительную долю составляют выпускники высших учебных заведений. В последние годы проблема их трудоустройства становится все острее. Но в целом после 23 лет в жизни молодых людей чаще наступает период достижения трудовой и социальной стабильности, экономической самостоятельности и профессионального самоопределения.
Наибольшие проблемы в поиске работы возникают у самых юных - окончивших 9-й или 11-й классы. Наиболее популярные специальности в ПТУ и колледжах: юриспруденция, экономика, парикмахерское дело, медицина и
автодело. Однако именно эти профессии оказываются наименее востребованными: на каждую из них приходится около 1 % имеющихся вакансий, содержащихся в банке данных службы занятости. Серьезно обосновать свой выбор способны немногие молодые люди (высокая заработная плата - 13 %, соответствие внутренним качествам и склонностям - 11 %, интерес к отдельным дисциплинам, имеющим отношение к профессии - 7 %) [4. С. 348].
В последние годы ввиду острой конкуренции на российском рынке труда и растущего спроса на квалифицированную рабочую силу все более явной становится тенденция к продлению периода получения образования. Следовательно, система образования в современных условиях среди других приобретает еще одну значимую социальную функцию - выступает как фактор, непосредственно обеспечивающий занятость молодежи, снижения безработицы. Продолжение учебы в целях повышения уровня знаний и квалификации позволяет молодым людям избежать выхода на рынок труда в период значительной безработицы и увеличить свои шансы на получение в будущем хорошей должности и высокой зарплаты. Кроме того, растет число молодых людей, совмещающих работу с учебой. По данным опросов студентов КГПУ им. В. П. Астафьева, на третьем курсе работают 15 % от общего числа, к пятому курсу этот показатель достигает уже 50 %. Такая практика дает возможность повысить доходы семьи, приобрести трудовой опыт, установить деловые контакты.
Складывается парадоксальная ситуация: государство тратит огромные финансовые средства на обучение молодого поколения, а потом эти выпускники не могут устроиться на работу, что подтверждается сведениями Центра занятости населения г. Красноярска. Около 30 % молодых специалистов обращаются за помощью в трудоустройстве. Эта ситуация характерна и для других регионов России [5. С. 95]. И вновь государство должно выделять средства, но теперь уже не на стипендии, а на пособия по безработице.
В нашем обществе все ощутимее появляется тенденция: выпускники начальных профессиональных учебных заведений легче устраиваются на работу, чем выпускники вузов, но они при этом имеют более скромные перспективы в плане продвижения по службе и заработной платы. Это происходит из-за стремительных изменений требований к профессиональным навыкам работников, на которые образование отреагировало недостаточно гибко. Развитие современного рынка труда, связанное с изменением конъюнктуры специальностей, вынуждает молодежь менять специальность сразу после окончания вуза или в течение дальнейшей своей трудовой жизни.
Такие явления, как уровень безработицы среди молодежи, значительно превышающий уровень безработицы среди взрослого населения, или широко распространенное трудоустройство молодых людей на рабочие места, не требующие полученных профессиональных квалификаций указывают на существование проблемы недостаточной координации между системой профессионального обучения и рынком труда.
Специфика молодежного рынка труда в Красноярском крае заключается в том, что он характеризуется неустойчи-
востью предложения, обусловленной изменчивостью ориентации молодежи, ее социально-профессиональной неопределенностью. Кроме того, молодежный рынок труда обладает низкой конкурентоспособностью по сравнению с другими возрастными группами и большей вариативностью.
Сегодня все чаще устраиваются мероприятия по эффективному трудоустройству выпускников различных типов профессиональных учебных заведений. Необходимо осуществлять исследования связей организационных форм профессионального обучения и различных видов и сегментов рынка труда, которые могут представлять ценный материал для специалистов в области планирования образовательной политики и участников рынка труда. Выявление факторов, играющих существенную роль в создании и стабилизации специализированных по профессиям сегментов рынка труда, можно смело причислить к важнейшим направлениям исследований в области профессионального обучения в свете позитивного влияния этого вида рынка труда на переход молодежи от этапа профессионального обучения к этапу трудовой деятельности.
Особо следует отметить, что решение проблемы молодежного рынка труда невозможно без разработки региональной модели интеграции всех субъектов рынка труда, которая должна предусматривать:
- проведение маркетинговых исследований и мониторинга рынка труда;
- прогнозирование кадровой потребности в профессиональном и территориальном разрезах;
- создание условий для трудоустройства и приобретения производственного опыта молодыми людьми в раз-
личных сферах трудовой деятельности через организацию временных стажерских мест для студентов;
- совершенствование существующих механизмов координации и взаимодействия субъектов рынка труда;
- создание единой информационной базы данных о состоянии рынка труда, наиболее востребованных и перспективных профессиях, возможностях получения профессионального образования и трудоустройства.
Библиографический список
1. Лисовский, В. Т. Методология и методика изучения идеалов и жизненных планов молодежи : автореф. дис. ... канд филос. наук. - Л., 1968.
2. Кон, И. С. Молодежь / И. С. Кон // Философский энциклопедический словарь. - 2-е изд. - М. : Советская энцикл., 1989. - С. 375.
3. Молодежь России: тенденции, перспективы / под ред. И. М. Ильинского, А. В. Шаронова. - М., 1993. - С. 12.
4. Будущее молодежи в Сибири. Молодежь и социум. Социальные проблемы молодежи и новые направления развития образования : материалы к IV съезду общественного движения «Сибирский народный собор» / Краснояр. гос. пед. ун-т. - Красноярск, 2004. - 400 с.
5. Бояршинова, И. М. Проблемы трудоустройства выпускников высших учебных заведений Оренбуржья / И. М. Бояршинова // Поддержка молодежного предпринимательства и содействие занятости молодежи / Пенз. гос. с.-х. акад. - Пенза, 2005.
A. A. Sokolovsky
THE PROBLEMS OF YOUTH EMPLOYMENT IN MODERN RUSSIA
This article is devoted to the problems of youth employment in modern Russia. The author researches the meaning of the word ‘youth’ and dynamic ofRussian youth as a social resource; makes the analysis of structure of the incoming to the labour market youth; determines the factors of youth unemployment.