Научная статья на тему 'Проблемы законодательного регламентирования вопросов, связанных с отменой правовых актов, принятых органами местного самоуправления по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий'

Проблемы законодательного регламентирования вопросов, связанных с отменой правовых актов, принятых органами местного самоуправления по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
375
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТМЕНА ПРАВОВЫХ АКТОВ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Грибун И. В.

В статье рассматриваются вопросы отмены государственными органами правовых актов, принятых органами местного самоуправления по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий; анализируются и сопоставляются соответствующие нормы Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; допускаются и обосновываются выводы о противоречивости норм рассматриваемого законодательного акта, регулирующие сходные по своему содержанию правоотношения, а также предлагаются способы устранения выявленных противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы законодательного регламентирования вопросов, связанных с отменой правовых актов, принятых органами местного самоуправления по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий»

2.6. ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ОТМЕНОЙ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ПРИНЯТЫХ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

Грибун И.В., аспирант Орловской региональной академии государственной службы, заведующая административно-правовым сектором (юрист) управления по благоустройству и экологии города Брянска Брянской городской администрации Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

В статье рассматриваются вопросы отмены государственными органами правовых актов, принятых органами местного самоуправления по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий; анализируются и сопоставляются соответствующие нормы Федерального закона от

06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; допускаются и обосновываются выводы о противоречивости норм рассматриваемого законодательного акта, регулирующие сходные по своему содержанию правоотношения, а также предлагаются способы устранения выявленных противоречий.

Несовершенство российского законодательства является одной из актуальнейших проблем на современном этапе государственно-правового развития нашей страны. Принятие «некачественных» законов приводит не только к внесению постоянных поправок (изменений и дополнений) в тексты законов, что затрудняет дальнейшее правоприменение, но и дестабилизирует развитие тех отношений, на регулирование которых они были направлены.

Анализ норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ позволяет предположить о несогласованности (противоречивости) отдельных его положений друг другу, что способствует порождению коллизий закона. В частности, несопоставимость норм рассматриваемого федерального закона чётко прослеживается в регулировании отношений между государственными органами власти и органами местного самоуправления при осуществлении органами местного самоуправления правотворческих функций в целях осуществления переданных им отдельных государственных полномочий.

В качестве обоснования указанной позиции считаем необходимым обратить особое внимание на следующие, заслуживающие внимания обстоятельства.

В соответствии со статьёй 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения органы местного самоуправления и должностные лица органов местного самоуправления наделены правом принимать муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты также могут приниматься органами местного самоуправления по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, соответственно решения, принимаемые органами местного самоуправления в рамках реализации переданных федеральным и региональным законодательством отдельных государственных полномочий, не должны диктоваться органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью

2 статьи 132 Конституции Российской Федерации деятельность органов местного самоуправления, при реализации переданных государственных полномочий, подконтрольна государству. Конкретные формы государственного контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в соответствии с пунктом 6 части 6 статьи 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должны устанавливаться федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации о передаче соответствующих полномочий органам местного самоуправления. Полномочия же органов государственной власти в рамках проведения контроля за деятельностью органов местного самоуправления при осуществлении последними переданных им отдельных государственных полномочий, установлены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (часть 3 статьи 21 и статья 48 Федерального закона).

Так, например, статьёй 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, уполномоченным органом государственной власти (федеральным органом власти или органом власти субъекта Российской Федерации). При этом, что важно, законом не предусмотрено никакого перечня оснований, предусматривающего случаи отмены или приостановления органами государственной власти действия муниципальных правовых актов, принятых в целях реализации органами местного самоуправления переданных им в установленном законом порядке государственных полномочий.

Тем самым закон наделяет органы государственной власти правом в неоспоримом порядке отменять или приостанавливать действие указанной категории муниципальных правовых актов по своему усмотрению, исходя не только из задач обеспечения законности, но и из собственных соображений целесообразности и необходимости.

Подтверждением тому является постановление Конституционного Суда Российской Федерации от

Грибун И.В.

ОТМЕНА ПРАВОВЫХ АКТОВ

30.11.2000г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской области1, в котором Конституционный Суд фактически установил, что контроль органов государственной власти за деятельность органов местного самоуправления по исполнению переданных им государственных полномочий может осуществляться не только за законностью принимаемых решений, но и за их целесообразностью.

В противовес положениям, закреплённым в статье 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», часть 3 статьи 21 данного закона закрепляет иное полномочие органа государственной власти, осуществляющего контроль за деятельностью органов местного самоуправления, при реализации переданных им отдельных государственных полномочий. Указанное полномочие состоит в следующем: в случае выявления уполномоченным органом государственной власти нарушений действующего законодательства, допущенных органами местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий, компетентные органы государственной власти вправе выдавать органам местного самоуправления письменные предписания по устранению выявленных нарушений.

Таким образом часть 3 статьи 21 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает иной порядок действий органов государственной власти при обнаружении нарушений действующего законодательства со стороны органов местного самоуправления при реализации переданных им отдельных государственных полномочий, чем тот, который закреплён статьёй 48 рассматриваемого законодательного акта.

Предписания органов государственной власти об устранении выявленных нарушений по своей юридической природе будут являться правоприменительными актами. В них должно будет содержаться указание на конкретное нарушение закона, допущенное при издании органом местного самоуправления правового акта, со ссылкой на соответствующую норму, а также сроки и возможно порядок устранения нарушений (например, отмена муниципального правового акта полностью, или в части, внесение соответствующих изменений или дополнений в муниципальный правовой акт, принятый с нарушениями и т.п.). Получив подобное предписание орган местного самоуправления обязан будет его исполнить, либо, в случае несогласия с содержащимися в нём положениями, оспорить в судебном порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации2.

Вместе с тем и органы государственной власти не лишены возможности обратиться в судебные органы в случае неисполнения органами местного самоуправ-

1 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.200г. №15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области».

2 Главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлен порядок производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих.

ления в добровольном порядке предписания, вынесенного в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 21 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Возникает вопрос: в каких случаях должна применяться норма, предусматривающая прямую отмену муниципальных правовых актов или приостановление их действия органами государственной власти (в соответствии со статьёй 48), а в каких случаях должна применяться норма, предусматривающая выдачу уполномоченными органами государственной власти предписаний органами местного самоуправления об устранении выявленных нарушений (в соответствии с частью 3 статьи 21 закона)?! В рассматриваемом

законодательном акте разграничение оснований для применения той или иной номы (части 3 статьи 21 или статьи 48 закона) отсутствует. Да и может ли быть оно вообще, ведь нарушение требования законности не может трактоваться двояко: либо закон нарушен, при издании муниципального правового акта, либо нет.

Изложенные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о необходимости корректировки отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях исключения содержащихся в нём противоречий, в частности предлагается законодательно: либо разграничить основания, при которых возможно вынесение предписания, по правилам части

3 статьи 21 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и основания, при выявлении которых муниципальные правовые акты подлежат прямой отмене (приостановлению их действия) органами государственной власти; либо исключить одну из норм (содержащуюся в статье 48 или части 3 статьи 21 закона), регламентирующую порядок действий органов государственной власти при выявлении правовых актов, принятых органами местного самоуправления в рамках реализации переданных государственных полномочий, принятых с нарушением закона.

На наш взгляд корректировке подлежит статья 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в части исключения права, предоставленного органам государственной власти на прямую отмену муниципальных правовых актов в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, так как правовое регулирование, предусмотренное статьёй 21 (часть 3) рассматриваемого законодательного акта, уже предоставляет достаточные полномочия органам государственной власти для осуществления полноценного контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Предоставленное же органам государственной власти право во внесудебном порядке и по своему усмотрению отменять муниципальные правовые акты или приостанавливать их действие, представляется не в полной мере соответствующим конституционному принципу, провозглашающему самостоятельность местного самоуправления. Указанная норма, на наш взгляд, ущемляет статус местного самоуправления как самостоятельного института публичной власти, организационно обособленного от государственной власти.

Рецензия

В статье исследуется проблема несогласованности отдельных норм Федерального закона от

06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В частности анализируются и сопоставляются статьи закона, устанавливающие компетенцию органов государственной власти по отмене или приостановлению действия правовых актов, принятых органами местного самоуправления по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий.

Проблема, рассматриваемая в данной статье, является в достаточной степени актуальной, так как несовершенство российского законодательства является предметом дискуссий многих ученых-юристов в нашей стране.

Выводы, изложенные автором в заключении статьи, теоретически обоснованы. Статья рекомендуется для публикации в научном журнале.

Рецензент

Заведующий кафедрой конституционного и административного права Орловского государственного университета,

к.ю.н., доцент

В. И. Савин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.